Краткое содержание былины Добрыня Никитич и Змей Горыныч
В давние времена на Киевскую Русь начинает нападать чудовище в виде многоголового Змея, похищающего невинных жителей, детей, женщин. Русский богатырь Добрыня Никитич, живущий возле Киева вместе с любящей матушкой, решает сразиться с чудовищем, чтобы избавить родную землю от ненавистного врага.
Отправляясь в поход, Добрыню напутствует заботливая мать с советом не купаться в плохой реке Пучай. Богатырь добирается до горы, где Змей растит своих маленьких змеенышей, расправляется с ними и вызволяет из плена своих похищенных земляков. После чего, не взирая на предупреждения матери, решает освежиться в холодной речной воде. В этот момент он видит летящего по небу разгневанного убийством его детей Змея, который обрадован безоружностью раздетого Добрыни. Однако богатырь, не растерявшись, бросает в Змея лежащую на берегу шапку, которая отшибает чудищу несколько голов, а затем бросается на него с булатным ножом, висевшим у него на груди с нательным крестом. Змей умоляет Добрыню не губить его и предлагает заключить перемирие, обещая больше не нападать на русскую землю. Добрый Добрыня соглашается на уговор.
Однако Змей не держит свое слово и спустя время похищает дочь киевского князя Владимира Забаву Путятичну. Добрыня Никитич не может оставаться в стороне и отправляется на тяжелый бой с чудовищем. Мудрая матушка снова наказывает сыну взять с собой шелковую плетку, которая пригодится ему. Когда змееныши опутают ноги его верного коня Бурка.
Прибыл Добрыня к Сорочинской горе и, как и предсказывала мать, змееныши тут же сплели ноги Бурка, однако удары шелковой плетки помогли коню выпрыгнуть из змеиных оков и потоптать всех маленьких гадов.
Услышав плач своих погибших змеенышей, Змей Гороныч выполз из норы и завязался между богатырем и Змеем кровопролитный бой, длящийся три дня. Измученный и обессиленный Добрыня, выдерживает натиск чудовища благодаря голосу, который он слышит с небес. Голос предсказывает победу богатырю, но для этого нужно выдержать битву еще три дня. Добрыня Никитич выстаивает в бою против Змея и в результате убивает чудовище, зарыв, по совету небесного голоса, змеиную кровь глубоко в землю для того, чтобы более никогда на русской земле не появлялось существо, подобное Змею Горынычу.
В финале былины богатырь освобождает плененных русичей, а вместе с ними и Забаву Путятичну, поняв, что влюбился в девушку с первого взгляда.
↑ Древнейший богатырь
Святогора трудно назвать героем, поскольку он не совершает никаких подвигов; но при этом и зла от него не исходит. Громадный воин и богатырь, обладающий недюжинной силой, Святогор не может её куда-либо применить. Скитается он по земле, меряется силами с другими богатырями и природными явлениями, но так и остаётся один. Нет у него ни родных, ни друзей, ни даже врагов.
В одной былине о его чувствах сказано: «Грузно от силушки, как от тяжёлого бремени». Поэтому Святогор – фигура весьма трагическая. Причина такого образа Святогора отчасти кроется в его древности: это один из самых старых персонажей русских былин, едва только «оторвавшийся» от природных стихий. Возможно, он, как и Мать – Сыра Земля, восходит к некоему праиндоевропейскому архетипу. Однако нельзя сказать, что судьба не посылает Святогору ничего доброго.
Святогор богатырь фото
Так, в одной из былин он женится на настоящей красавице. Вещий кузнец предсказал ему, что он женится на девушке, 30 лет живущей на гноище (навозе) и обросшей уродливой корой. Святогор едет туда, находит на гноище эту девушку – Плёнку Поморскую, рубит её в грудь мечом, оставляет 500 рублей и уезжает. Но от удара Плёнка просыпается, выздоравливает и превращается в красавицу. Святогор случайно услышал о её красоте, нашёл её и взял в жёны; после этого он обнаружил шрам на её груди и понял, кто она такая.
В былинах Святогора окружают такие персонажи, как:
- Илья Муромец, с которым он впоследствии сдружился
- Микула Селянинович, которому Святогор хвастливо рассказывает о своей огромной силе
- Плёнка – мифическая красавица, временно обретшая уродливую сущность.
Интересные факты о богатыре Святогоре
Семья Святогора
Святогор – герой русского былинного эпоса. Его цель была сторожить порядок на Руси и Мировой Дуб. Вообще, мировое дерево – это мифологический архетип, который объединяет все сферы мироздания. Корни связаны с преисподней, ствол – с земным миром, а ветви соотносятся с небом.
Мать богатыря – Сыра Земля. Отец – «тёмный», то есть слепой, что является признаком существа иного мира. Все помнят известное произведения Гоголя «Вий», но мало кто задумывался, что это за существо такое? Так вот, Вий – это также персонаж восточнославянской мифологии, его взгляд убивает.
Три эпизода из жизни богатыря
Известно три эпизода из жизни этого богатыря.
Первая история повествует о том, как Святогор почувствовал в себе мощь, силу и способность к небывалым подвигам. Он полагал, что если в земле и на небе было бы кольцо, то он смог бы перевернуть всё с ног на голову. Это услышал Микула Селянинович и бросил на землю суму со всей «тягостью земной». Богатырь не справился с такой ношей и погиб. Былина поучительная, думаем, правильные выводы вы сможете сделать сами.
Второй эпизод из жизни Святогора рассказывает о неверности его жены. Он держал её в хрустальном ларце. При встрече с Ильёй Муромцем она соблазняет его на любовь, а позже сажает в карман мужа. Позже конь богатыря говорит, что тяжело ему двух великанов везти. Обнаружив Илью, Святогор убивает свою неверную жену, но вступает в братство с богатырём. На дальнейшем пути встречают они гроб, который подошёл обманутому мужу. Напоследок успел он передать часть своей силы Илье Муромцу.
Ну и наконец, третий эпизод иллюстрирует фатальность многих встреч. Многие из нас не прочь сходить к гадалкам, так вот и Святогор отправился к вещему кузнецу, который предсказал ему женитьбу на невесте, живущей на гноище. Но, увидев её, богатырь только ударил её в грудь мечом и уехал. Та после отъезда будущего мужа расцвела, скинула шкурку, как Царевна-лягушка, и превратилась в красавицу. Конец этой истории очевиден. Как богатырь может позволить себе не жениться на распрекрасной девушке?
Эти три истории, написанные давным – давно, отлично характеризуют мужчин с психологической точки зрения. Прочитайте их ещё раз и всё поймёте сами. Многое ли изменилось с тех старорусских времён?
Связь эпизодов с эпосом других народов
Интересным фактом является наличие аналогичных сюжетов в эпосе других народов. Мотив о подымании сумы имеет параллели с северным сказанием о споре Тора с великаном. Кстати, фильм «Тор» имеет реальные мифологические корни.
Мотив о неверной жене встречается у многих народов: украинцев, кашубов, итальянцев и даже в Древнем Египте. Безусловно, в «Сказках 1001 ночь» он также имеет место быть. Видимо, ревность мужчин не имеет границ и исторически-временных рамок.
Женитьба Святогора напоминает один из эпизодов «Калевалы», в основе которого лежат карельские народные поэтические песни.
Предположения о прототипе
До сих пор неизвестен прототип Святогора. Жданов считает, что им является библейский Самсон. В свою очередь, Самсон – это ветхозаветный Судья – герой, который прославился подвигами в борьбе с филистимлянами. Веселовский же полагает, что есть много схожего между Святогором и былинным Самсоном – богатырём.
Происхождение имени «Святогор» связано с его местом жительства – Святыми горами.
Соблазнительница Марина
Нужно было богатырю стрелу вернуть, во и отправился он к недоброму дому. Тут же навстречу ему красавица выходит. Донеслись до Добрыни сладкие речи хозяйки, что в весьма откровенной форме обольщать его принялась: «Сделаем, Добрынюшка, со мной любовь!».
Может быть, простого купца или воина подобное обращение и смутило бы, но богатырь стойко выдержал атаки соблазнительницы, заявив ей, не любовник он для неё, а пришёл сюда только стрелу забрать.
Уходит богатырь со двора, а Марина в ярости начинает шептать тёмное заклинание. Мне оно напомнило традиционный приворот, обращение к душе богатыря, что отныне должна по ведьме огнём гореть. Увы, не сумел Добрыня противостоять колдовству.
Вскоре видим мы, как богатырь возвращается к дому Марины, едва не падает в ноги колдунье, умоляя простить его и вернуть свою благосклонность. Да только сильно обидел Добрыня ведьму своим изначальным равнодушием.
Снова ворожит Марина, после чего превращается он в златорогого тура. Обезумевший и испуганный, богатырь в образе тура помчался по полям. Немало бед натворил он, немало разрушений принёс людям. Уничтожил он стада коров и даже растоптал табун коней.
Когда узнаёт о бесчинствах животного хозяйка владений, где несчастный тур вершит козни людям, начинает догадываться оно, что непростое животное перед нею.
Дело в том, что поля эти принадлежали Авдотье Ивановне, родной тётке Добрыни. Авдотья славилась как знахарка и целительница, а потому тоже имела представление о колдовских чарах. Понимает она, что вовсе не тур носится по полям, а проклятый злой Мариной племянник.
Находчивая тётушка отправляется к Марине в образе сороки, обвиняет ту во многих проделках и угрожает ей. По сути, у обличённой ведьмы не было выбора, однако и здесь Марина оказалась коварнее прочих героев.
Почему умер Святогор-Богатырь? А почему умерли древнегреческие титаны?
Прочитайте эту великолепную былину сами!. Как Святогор-богатырь Илью Муромца в картам посадил к себе – вместе с лошадью и амуницией! Как они потом побратались и как вместе – до таинственного гроба дошли в лесу зачарованном.
Прочитайте, потому что былина во-первых, очень короткая и ясная как стихи Пушкина, а во-вторых, она очень нуминозная, пронизана вся – Бессознательным, как морская вода – солнцем. От неё мурашки по коже.
Святогор-богатырь – это, конечно же – древний хтонический Титан. И не злой, и не добрый. Он вообще таких слов не знает. Просто – очень сильный.
Существо доолимпийской эры. Как известно, Зевс с олимпийцами устроили самую первую свою войну – именно с титанами: «титано-махию».
Олимпийцы победили этих «неземных» великанов, обладавших страшной сверх-мощной силой и навеки заключили их в Тартар… В палату буйных.
Итак, эра великанов закончилась. Начась эра средних способностей во всём. Началась эра людей.
С тех пор тот, кто хочет стать «титаном» или завидует им – тот обречён. Или его самого уничтожат муки зависти о недостижимом идеале или его уничтожат, если он «поднимет голову».
Про богатыря Святогора говорили так: «Он настолько велик своей силушкой, что его поступи даже земля не выносит». Тут вопрос такой: или погибнет к чёртовой матери – Земля, а Святогор – выживет, или… как вышло в истории. Выжила земля, Святогор же – дезактивирован и лежит себе в потаённом волшебном гробу… Запечатанный в Тартар.
Легенды глухо говорят о том, что «когда-то Святогор проснётся» и вот тогда-то наступит земле – Рагнарёк.
В культуре
Святогор уступает по популярности в культуре и искусстве другим богатырям. Герой упоминается в легендарной сказке «Илья Муромец», снятой режиссером Александром Птушко в 1956 году. В ленте, созданной по мотивам былин, а также произведений Александра Пушкина, главенствующий богатырь получает в дар меч великана.
Святогор в мультфильме «Алеша Попович и Тугарин Змей»
Со Святогором знакомы и современные дети. В мультфильме «Алеша Попович и Тугарин Змей» (2004 год) меч достается уже Алеше, но здесь персонаж, который представлен как ростовский поп, собственноручно передает оружие. Озвучил его Иван Краско.
Ценители живописи имеют возможность любоваться картиной «Святогор», написанной Николаем Рерихом в 1938 году. Художник не раз обращался к теме былинных героев, стремясь передать мощь русского народа. Великан изображен на фоне заснеженных гор, каких именно – остается загадкой. Возможно, Гималаев, потому как живописец создавал очередной шедевр в экспедиции по Центральной Азии.
Картина «Святогор». Худложник Николай Рерих
В «Святогоре» объединены русские и восточные элементы: герой одет, как типичный древнерусский воин, но черты лица азиатские. Картина является экспонатом московского Музея народов Востока.
В Коломне в середине 90-ых годов прошлого столетия открылся «Центр русской воинской культуры «Святогор». Дети и подростки постигают азы русского рукопашного боя, фехтования, стрельбы, изучают мифологию, историю костюма.
Образ и предания
Из мифологии Святогор перекочевал в былины. Герой фигурирует в поздних народных преданиях как «бесполезный» богатырь, потому что не совершает блестящих подвигов, а сила его не приводит ни к чему хорошему. Исследователи считают, что Святогор олицетворял неуправляемую животную мощь, которая обречена на гибель.
Русский богатырь Святогор тянет суму переметную
Характеристика героя впечатляет: огромный великан передвигается на таком же большом коне – «выше леса стоячего, ниже облака ходячего». Голову венчает шлем, который задевает тучи. Непременным атрибутом образа стал орел, сидящий на правой руке. Когда могучий Святогор скачет по земле, реки выходят из берегов, а леса колышутся.
Персонаж появляется в былинах с тремя сюжетными линиями. В одном предании хвалится силой и уверяет, что легко перевернул бы Землю. Пошутить над силачом решил пахарь Микула Селянинович, выдав суму с «тягой земной», которую Святогор не сумел поднять – только ушел ногами глубоко в землю. Здесь и закончилась его жизнь. В другой сказке Микула, пожалев богатыря, рассказал секрет сумы.
Святогор и Микула Селянинович
Два варианта имеет и былина с Ильей Муромцем. Однажды Святогор встретился с русским богатырем, который начал бить великана палицей, но тому удары – что комариные укусы. Чтобы успокоить соперника, Святогор засунул Илью вместе с лошадью в карман. В пути герои наткнулись на каменный гроб, в который Святогор шутки ради решил лечь да так и не смог снять крышку. Умирая, выдохнул часть могучей силы Илье Муромцу.
Еще одно сказание гласит об измене жены Святогора с русским богатырем. Илья Муромец уснул сладким сном под дубом в чистом поле. Спустя три дня на это место прискакал на коне великан с ларцом из хрусталя, в котором прятал красивую супругу. Пока он отсыпался с дальней дороги, жена охмурила Илью и тайно поместила в карман мужа. Когда секрет раскрылся, Святогор убил неверную, зато подружился с Муромцем.
Святогор и его жена
Третий былинный рассказ повествует о женитьбе великана, с незначительными изменениями повторяя сюжет из мифологии. Микула Селянинович отправил Святогора к ясновидящему кузнецу, чтобы тот поведал детали дальнейшей судьбы. Коваль пророчил гостю в невесты чудище из приморского царства, которая после удара мечом превратилась в красавицу. Услыхав о девушке прелестной внешности, Святогор отправился свататься. После бракосочетания заметил на груди жены шрам и поверил, что судьбу просто так не обойдешь.
СМЕРТЬ ГЕРОЯ
Одно из главных отличий былин о Святогоре — они завершаются гибелью богатыря. Подобные трагичные истории всего фольклорного эпоса Древней Руси можно пересчитать по пальцам. Большинство богатырей процветают и здравствуют, а Илья Муромец вообще получает предсказание о том, что не погибнет ни в одном бою.
Выходит, в Святогоре воплощен уникальный образ обреченного на смерть героя, как будто по некоему велению судьбы. О причинах возникновения подобной идеи можно только догадываться. Некоторые исследователи считают, что Святогор противопоставляется богатырям Руси. Его сила стихийна, огромна, но бездеятельна. Иные же русские герои берегут свою землю, спасают ее от врага, совершают ратные подвиги.
Мы не можем точно сказать, является ли гибель Святогора наглядной победой активной деятельности над бездействием. Возможно, таким образом просто означалась смена старого эпоса более новым.
БЫЛИННЫЕ СЮЖЕТЫ
Святогор и «тягость земная». Путешествуя по Святым горам, богатырь обретает суму. В ней заключена «тягость земная». Пытаясь поднять находку, богатырь погружается в землю. Согласно одной из сюжетных версий, затем погибает. По другой — узнает секрет сумы от Микулы Селяниновича. Второй вариант, очевидно, является более поздним и создан для прославления образа самого Микулы. Есть и такие версии, в которых Святогор находит суму брошенной на дороге или видит ее у старичка, прохожего или доброго молодца.
Святогор и каменный гроб. Путешествуя с Ильёй Муромцем, Святогор находит каменный гроб с надписью «Кому суждено в гробу лежать, тот в него и ляжет». Илье ложе оказывается велико. Зато оно приходится впору могучему Святогору, который закрывает крышку и уже не может ее поднять. С каждым ударом меча, которым Муромец пытается разрубить гроб, проявляются лишь новые железные полосы. Они все надежнее оковывают скорбное ложе. Святогор через свое дыхание делится со спутником частью силы и погибает.
Святогор и его жена. По предсказанию вещего кузнеца, Святогор должен был жениться на девушке-змее. Богатырь огорчается, но решает отыскать суженую — а вдруг она не так уж и страшна?
Скульптура Святогора. Парк каменных фигур, Дружковка (Украина)
Молодец отправился в Поморское царство. Когда Святогор увидел суженую, то испугался, по лоснул ее мечом. После он кинул золотой алтын, чтобы искупить содеянное, и, заливаясь горючими слезами, уехал. Девушка не погибла — сильный удар лишь разрубил чешую, под которой скрывалась дивная красавица.
Прознав о том, что объявилась писаная прелестница, Святогор приехал свататься и женился на ней. Увидев после свадьбы шрам на груди супруги, молодец обо всем догадался и понял, что судьбы не миновать.
Поделиться ссылкой
О произведении
Былина «Святогор и Микула Селянинович» является образцом русского народного творчества. В ней воспевается трудолюбие, справедливость и сила всего русского крестьянства, которое нашло своё воплощение в образе могучего пахаря-богатыря Микулы Селяниновича.
Рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Святогор и Микула Селянинович», которое пригодится для читательского дневника и подготовки к уроку литературы.
Главные герои
- Святогор — сильный богатырь, бесстрашный защитник своей Отчизны.
- Микула Селянинович — пахарь-богатырь, крестьянин.
Краткое содержание
Богатырь Святогор славился своей необыкновенной физической мощью — «сподобил Господь его силой такой, что справиться с нею, не то что другой, подчас самого не хватало
». Не зная, что делать со своей силой, Святогор мечтал о каком-то подвиге: одолеть вражеское войско или справиться с огромным чудовищем.
Похвальбу Святогора услышал «прохожий с дубинкой в руках
», который усомнился в силе богатыря. Святогор не на шутку разозлился и предложил незнакомцу взять свои слова обратно. В ответ тот напомнил, что сколько бы ни велика была богатырская сила, но сильней его всегда будет матушка-земля. В качестве доказательства своих слов прохожий предложил Святогору поднять с земли его котомку.
Богатырь рассмеялся и пообещал так далеко закинуть сумку в горы, что её придётся искать три года. Каково же было его удивление, когда торба оказалась настолько тяжёлой, что он не смог даже сдвинуть её с места. Святогор приложил всю свою силу, но в итоге «обессилев, свалился он с ног
».
Теперь богатырь не сомневался, «что с такого стыда прохожий начнёт издеваться
». Однако незнакомец лишь добродушно усмехнулся. Выяснилось, что зовут его Микула Селянинович и он служит «кормилице нашей — земле
». Пахарь сообщил, что в его котомке «земская, видишь, лежит тягота
» — оттого она и была такой неподъёмной.
И что в итоге?
Святогор — несмотря на свою силу, не смог поднять котомку Микулы Селяниновича.
Микула Селянинович — объясняет Святогору, что его котомка неподъёмная, потому что в ней собрана «земская тягота».
Заключение
Произведение учит не хвастаться и реально оценивать свои возможности. Почёт и уважение окружающих можно заслужить не громкими словами, а реальными делами и добрыми поступками.
После ознакомления с кратким пересказом «Святогор и Микула Селянинович» рекомендуем прочесть произведение в полной версии.
-
/8
Вопрос 1 из 8
Живопись о богатырях
Ну, коли у нас была тема о богатырях русских Былинные русские богатыри и Кто есть кто в былинном мире, то давайте пройдёмся и по полотнам, посвященным им.
В. М. Васнецов. «Богатыри» (слева направо: Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алёша Попович) (1881-1898, Государственная Третьяковская галерея, Москва).
В. М. Васнецов. «Витязь на распутье» (1882, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург)
Святогор — Картина, 1993 — Виктор Слободчиков
Добрыня Никитич. Станислав Москвитин.
А. П. Рябушкин.Микула Селянинович 1895,Иллюстрация к книге «Русские былинные богатыри», бумага, акварель, гр. карандашА. П. Рябушкин. Святогор. Иллюстрация к книге «Русские былинные богатыри», 1895 годБумага, гр. карандашА. П. Рябушкин. Чурила Пленкович — Богатырь заезжий. Иллюстрация к книге «Русские былинные богатыри», 1895 годА. П. Рябушкин. Илья Муромец. Иллюстрация к книге «Русские былинные богатыри», 1895 годбумага, акварель, гр. карандашИлья Муромец. А. П. Рябушкин. Эскиз к серии рисунков «Русские былинные богатыри»бумага, акварельА. П. Рябушкин. Добрыня Никитич. Иллюстрация к книге «Русские былинные богатыри», 1895 годбумага, акварель, гр. карандашА. П. Рябушкин. Алеша Попович. Иллюстрация к книге «Русские былинные богатыри», 1895 годбумага, акварель, гр. карандашА. П. Рябушкин. Вольга Всеславьевич. Иллюстрация к книге «Русские былинные богатыри», 1895 год, бумага, акварель, гр. карандашА. П. Рябушкин. Садко, богатый новгородский гость. Иллюстрация к книге «Русские былинные богатыри», 1895 год, бумага, граф. карандашБогатырь 1893, бумага, акварель, гр. карандаш, белила. Пермская государственная художественная галереяА. П. Рябушкин. Василий Буслаев. Иллюстрация к книге «Русские былинные богатыри», 1895 годбумага, акварель, гр. карандашМихаил Врубель. Богатырь. 1898.Павел Рыженко. Победа ПересветаПавел Рыженко. Молитва ПересветаПавел Рыженко. Герой Куликовской битвы. Павел Рыженко. Куликовская битваПавел Рыженко. Андрей ОслябяПавел Рыженко. Битва на КалкеПавел Рыженко. Битва на Калке(дипломная работа)Павел Рыженко.Триптих «Солнце земли Русской». Невская битва.Владимир Киреев. Князь Святослав.Владимир Киреев. Князь Святослав.
Настоящий Добрыня
С большой долей уверенности, можно сказать, что прототипом былинного Добрыни стал Добрыня реальный. Да – да, не удивляйтесь, реального человека тоже звали Добрыня, правда, был он вовсе не Никитич.
О происхождении Добрыни, есть данные в «Повести временных лет». Он представлен там родным братом Малуши, которая являлась доверенным лицом княгини Ольги, являлась ключницей, т.е. фактической хранительницей всего княжеского имущества. Очевидно, значимость должности обрекла Малушу на потерю личной свободы, однако последнее не умаляло в те времена ее высокого политического и социального статуса.
Малуша также являлась наложницей киевского князя Святослава, сына княгини Ольги. Малуша и родила Святославу прославленного в русской истории Владимира Красное Солнышко (он же Владимир Святой). Отца Малуши и Добрыни звали Малко Любечанин. Он, судя по всему, тоже был знатным человеком и проживал в одном из городов чернигово-северской земли — Любече.
Есть версия, что роился он в селе Низкиничи, что на Волыни. Отсюда и прозвище Добрыни – Низкинич. Впоследствии Низкинич видоизменилось в Никитич. Хотя есть и другая версия — Добрыня Малкович. У варианта Малкович своя история происхождения. Я так и не увидел, какая из них подкреплена определенными историческими свидетельствами.
Был Бодрыня дядей князя Владимира по материнской линии. Более того, был Добрыня Владимиру не только дядей, но и дядькой, то есть воспитателем, советником, ближайшим другом, а, по совместительству, еще и поверенным во многих делах и воеводой войска княжеского.
Добрыня и племянник Владимир
Богатырь Добрыня появляется на страницах летописей уже как «муж», т.е. представитель старшей дружины, киевского князя Святослава. По приказу этого древнерусского властителя Добрыня управляет Новгородом. «Повесть временных лет» и особенно I Софийская (Новгородская) летопись пишут о нем с почтением.
Но Святослав погиб на днепровских порогах весной 972 г. Встал вопрос дальнейшей власти.
Есть сведения, что князем Киевским Владимир стал с подачи Добрыни, который желал видеть своего воспитанника на княжеском престоле, а не его старшего брата Ярополка. Да и жениться на Рогнеде, дочери половецкого повелителя Рогволда, до того бывшей женой Ярополка, Владимира практически заставил Добрыня.
Зачем дядьке это было нужно? Да, по большому счету, чтобы потешить собственное самолюбие, ведь мать Владимира, Малуша, хоть и была из достаточно знатного рода Свенельдичей, все же при князе Святославе Игоревиче, отце Владимира, была ключницей.
А Рогнеда однажды уже отказывала сватам, присланным Владимиром, мотивируя тем, что она рода знатного, именитого не пойдет за рабского сына, будь он хоть трижды князь. И отказ этот Добрыню задел за живое, гораздо сильнее, чем самого Владимира. Кстати, Владимир в молодости был большим любителем женщин, даже имел собственное подобие гарема. Возможно, поэтому отказ строптивой половчанки его не сильно расстроил, тем более, что она была не совсем во вкусе будущего Киевского князя.
Но Добрыня обиду запомнил, и когда подвернулся удобный случай, уговорил Владимира, привыкшего выполнять дядькины советы, все же взять Рогнеду. Причем Добрыня имел в виду вовсе не в жены, а скорее в наложницы, тем самым сломив гордую красавицу, опозорив ее и опустив до рабского уровня. Что из этого вышло, мы знаем из истории.
Былина: ПОГРЕБЕНИЕ СВЯТОГОРА
Ехали они тут, Святогор и Илья, куда ли, бог знат. Едут, едут, глядят — на гроб наехали. Стоит гроб большой, никому не впору. Пустой стоит. Святогор говорит Илье:
— Ну, попробуй, ложись, не на тебя ли рублен?
Илья послушался, лег — ровно малой ребенок в гробу. Не по нем гроб-то строен. А Святогор лег — в самой раз ему.
Ну, попробовал, вставать хочет. А не выйти ему из гроба-то: крышка нахлошгулась. Говорит он Илье:
— Руби, говорит, брат, со всей силы.
Илья палицу свою поднял, стал по гробу бить: Раз ударит — железной обруч наскочит. Другой раз ударит — другой обруч наскочит. Святогор говорит:
— Нет, видать — не выйти мне отсюдова. И зачем лез!
Так там и помер. Святогор-то. А Илья дальше поехал.
Хотите почувствовать себя настоящим богатырём, проводить свободное время весело и на свежем воздухе? Конные прогулки и верховая езда в Харькове — это именно то, что вам необходимо. Конные прогулки для детей и взрослых по самым привлекательным расценкам.
богатырь огромного роста и невероятной силы
Былинный эпос многие считают выдумкой, сравнивая его со сказками. Однако былина, то есть быль, существенно отличается от народной фантазии. Конечно, описанные в сказаниях события намного преувеличены. Но ученые находят подтверждения тому, что они имели место в настоящей жизни. К примеру, в пещерах Киевской Лавры покоится рака с нетленными мощами Ильи Муромца, жившего во времена правления князя Владимира Красное Солнышко. В то же время жил и Святогор — богатырь, который неоднократно встречался с победителем Соловья-разбойника.
Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович – это самая известная тройка древнерусских былинных витязей, прототипами которых, кстати, являлись настоящие люди. Но сказания повествуют еще об одном человеке, не менее почитаемом. Это — богатырь Святогор, биография которого известна, в основном, из былин. Каким он был – доподлинно неизвестно. Ведь во времена, когда жил Святогор-богатырь, не существовало ни фотоаппаратов, ни телевидения. Согласно же преданиям, был он настоящим великаном: в карман к себе легко мог положить другого витязя, да еще с конем! Также он возил с собой ларец с женой-красавицей. Былины повествуют, как герой нашего рассказа встретился с Муромцем, как они стали побратимами, как Святогор женился (мораль такова: от судьбы не уйдешь) и как наказал неверную супругу.
Согласно былинам, жил герой на высоких Святых горах (отсюда и его прозвище), а в города и веси Руси не наведывался. Почему? Русский богатырь Святогор был выше леса, голова достигала облаков, Когда он собирался в путь-дорогу, то мир сотрясался, реки выливались из берегов, леса колыхались. С трудом его держала Мать Сыра Земля. Поэтому, наверное, он так редко покидал свой дом и ходил в народ. Сила его была очень велика, да еще и прибывала изо дня в день. Но это и было его проклятием, его мучением: не существовало другого такого витязя, который мог бы сравниться силой с богатырем. Поэтому он не знал, куда ее девать, и в конце концов она его убила. Однозначно можно сказать, что Святогор – существо сверхъестественное, посему заранее обречено на гибель. Тому подтверждение – найденный ним гроб в чистом поле, который принял тело героя и остановил его мытарства.
Согласно одной из версий, Святогор-богатырь – это потомок лемурийцев, великанов, которые раньше населяли нашу планету. Возможно, последний из своего рода, поэтому и держался в стороне от человеческой расы, при этом относясь к ней весьма дружелюбно, хотя и не понимал её. Впрочем, такое суждение остается всего лишь гипотезой — без подтверждения и опровержения.
Но некоторые исследователи считают, что нашли последний приют героя. К периоду войны между жителями Руси и печенегами относится и боярский курган Гульбище близ Чернигова. Похороненный в нем человек (Святогор-богатырь?), хоть и не относился к княжескому роду, все же был очень знатным и важным, о чем свидетельствуют предметы в захоронении. Оружие и вещи усопшего имеют внушительные размеры. Быть может, здесь и покоится исторический прототип славного былинного витязя? Стоит отметить, что месторасположение кургана также наталкивает на мысль о правдивости былин. Гульбище находится на Болдиных горах, неподалеку от Святой рощи. Не эти ли скалы служили домом для Святогора?
Как бы там ни было, можно предположить, что человек огромного роста и великой силы, так ярко описанный в славянском эпосе, действительно ходил по русской земле и творил добро.
Дунай Иванович
Дунай Иванович является популярным богатырским образом русского эпоса. Дунай Иванович является главным героем трех русских былин:
- «Дунай Иванович и королевна»
- «Поединок Дуная Ивановича с Добрыней Никитичем»
- «Дунай Иванович — сват»
По былинному сюжету Добрыня и Дунай Иванович отправляются к литовскому царю для того, чтоб сосватать его дочь за князя Владимира. Первый на переговоры пошел Дунай, которого король заточил в подземелье. Ему на подмогу приходит Добрыня. Затем король отпускает Апраксию с богатырями в Киев.
У литовского царя была и другая дочь, по имени Настасья, с которой у Дуная в прошлом были любовные отношения. По дороге в Киев, богатыри обнаруживают, что за ними следит некий богатырь. Дунай вступает с ним в бой, в ходе, которого выясняется, что его соперником является Настасья. Дунай предлагает ей уехать вместе с ним в Киев и жениться.
В Киеве состоялась двойная свадьбы князя Владимира с Апраксией и Дуная Ивановича с Настасьей. На пиру Дунай хвастает своей храбростью, а Настасья — меткостью в стрельбе из лука. Они утраивают соревнование, Настасья три раза прострелила серебряное кольцо на голове у Дуная. Дунай не мог допустить, что жена лучше его в стрельбе. И теперь Дунай должен прострелить серебряное кольцо, лежавшее на голове у Настасьи. Он промахивается и убивает свою жену, затем он узнает, что в ее чреве был младенец. От горя он бросается на свою саблю и тоже умирает.
Победа над злом
Колдунья тоже принимает облик сороки (эта птица считалась покровительницей магии и ведьм), после чего летит к заколдованному туру. Требует она, чтобы Добрыня женился на ней – лишь тога она вернёт ему человеческое обличье. Измученный богатырь соглашается, после чего снова становится самим собой.
И вот уже затевается свадьба Добрыни. Марина потешается над ним, снова используя колдовство, однако и богатырь не так прост. Говорит он слугам своим, чтобы в тот миг, когда попросит у них вина, подали ему саблю острую. Во время пышного пиршества Добрыня произносит условную фразу, после чего быстрым ударом сабли отрубает голову своей ведьме-невесте.
Хочу заметить, что гости из-за такого поворота событий скорби не испытали. Напротив – Добрыня стал славиться как освободитель Киева, а люди перестали бояться проделок колдуньи, что погубила многих мужчин.
Святогор – хранитель порядка
Одни предания говорят, что отцом Святогора является сам Род, другие указывают на то, что богатырь приходится сыном Сварогу. Впрочем, даже внешность Святогора указывает на особенное происхождение. Как говорится в былинах, он «выше леса стоячего», то есть исполинского роста. Восседая на своём могучем коне, Святогор поддерживает собою небо, а потому чаще всего находится в горах (я уверена, вы уже обратили на «горную» деталь его имени).
Интересно, что отношение к Святогору несколько отличалось в разных регионах Руси. Если восточные и западные славяне считали его богатырём, однако не поклонялись Святогору как богу, то северные их соседи причисляли богатыря к священному пантеону.
В святых горах, где несёт свою службу Святогор, располагалось Мировое Древо. Наши предки верили, что именно оно является связующим ходом между двумя совершенно разными мирами – Явью и Навью. Задачей богатыря было поддержание порядка на данной территории – ни одно из тёмных существ Нави не должно было покинуть своей обители и перейти в Явь. Случись такое, мир превратился бы в хаотическое противоборство светлых и тёмных сил, но Святогор знал своё дело.