Иван Быкович
У царя и царицы нет детей. Им снится, что царица забеременеет, если съест златопёрого ерша. Ерша ловят, жарят, посуду за царицей подлизывает кухарка, помои выпивает корова. У царицы рождается Иван-царевич, у кухарки — Иван, кухаркин сын, а у коровы Иван Быкович. Все три молодца на одно лицо.
Иваны пробуют силу, кому из них быть большим братом. Иван Быкович оказывается сильнее всех… Молодцы находят в саду большой камень, под ним подвал, а там стоят три богатырских коня. Царь разрешает Иванам поехать в чужие земли.
Добрые молодцы приезжают к избушке Бабы Яги. Она говорит, что на реке Смородине, на Калиновом мосту, живут чуда-юда, которые все ближние царства разорили.
Молодцы приезжают к реке Смородине, останавливаются в пустой избушке и решают по очереди ходить на дозор. Иван-царевич на дозоре засыпает. Иван Быкович, не надеясь на него, приходит на Калиновый мост, сражается с шестиглавым чудом-юдом, убивает его и кладёт шесть голов на мост. Затем идёт на дозор Иван, кухаркин сын, тоже засыпает, а Иван Быкович побеждает девятиглавое чудо-юдо. Потом Иван Быкович ведёт братьев под мост, стыдит их и показывает им головы чудовищ. На следующую ночь Иван Быкович готовится к бою с двенадцатиголовым чудомюдом. Он просит братьев не спать и смотреть: с полотенца в миску будет течь кровь. Перельёт через край — нужно спешить на помощь.
Иван Быкович бьётся с чудом-юдом, братья засыпают. Тяжело приходится Ивану Быковичу. Бросает он в избушку свои рукавицы — пробивает крышу, выбивает стекла, а братья все спят. Наконец, он бросает шляпу, которая разрушает избушку. Братья просыпаются, а миска уже переполнена кровью. Они спускают с цепей богатырского коня, сами бегут помогать. Но пока они поспевают, Иван Быкович уже справляется с чудом-юдом.
После того чудо-юдовы жены и тёща замышляют отомстить Ивану Быковичу. Жены хотят обернуться смертоносными яблоней, колодцем, златой кроваткою и очутиться на пути у добрых молодцев. Но Иван Быкович узнает об их планах и рубит встреченные яблоню, колодец, кроватку. Тогда чудо-юдова тёща, старая ведьма, наряжается нищенкой и просит милостыню у молодцев. Иван Быкович собирается подать ей, а она берет богатыря за руку, и оба оказываются в подземелье у ее старого мужа.
Ведьминому мужу железными вилами поднимают ресницы. Старик приказывает Ивану Быковичу привезти царицу — золотые кудри. Ведьма с горя топится. Старик учит богатыря отворить волшебный дуб и вывести оттуда корабль. А Иван Быкович выводит из дуба множество кораблей и лодок. Несколько старичков просятся к Ивану Быковичу в попутчики. Один — Объедайло, другой — Опивайло, третий умеет в бане париться, четвёртый — звездочёт, пятый ершом плавает. Все вместе едут к царице — золотые кудри. Там, в ее небывалом царстве, старички помогают съесть и выпить все угощение, остудить раскалённую баню.
Царица уезжает с Иваном Быковичем, но по дороге превращается в звезду и улетает на небо. Звездочёт возвращает ее на место. Потом царица оборачивается щукою, но старичок, который умеет ершом плавать, колет ее под бока, и она возвращается на корабль. Старички прощаются с Иваном Быковичем, а он вместе с царицей едет к чудо-юдову отцу. Иван Быкович предлагает испытание: на царице женится тот, кто пройдёт по жёрдочке через яму глубокую. Иван Быкович проходит, а чудо-юдов отец летит в яму.
Иван Быкович возвращается домой, к братьям, женится на царице — золотые кудри и задаёт свадебный пир.
Начало сказки
За тридевять земель жил пожилой царь со своими тремя сыновьями. Жена его давно умерла и он воспитывал их сам. Выросли братья, решил их отец, что пора им уже жениться. Но невест они должны найти себе сами. Для этого молодцам нужно выйти в чистое поле и выстрелить из лука. А там, где упадут их стрелы, найдут они себе жен.
Первым вышел в поле старший сын, выстрелил из своего лука. Стрела попала во двор к одному боярину. А у него была молодая дочь, она и стала невестой старшего брата. Вторым в поле пошёл средний сын. Он натянул тетиву, выпустил стрелу, и она упала во дворе у одного богатого купца. Оказалось, что у него есть юная дочка, которая согласилась выйти замуж за среднего брата.
Последним в поле вышел младший сын, Иван. Он выстрелил из своего лука, а стрела улетела в сторону болот. Пришлось ему идти туда и искать там себе невесту. На болотах он увидал лягушку, которая держала в лапах его стрелу. Расстроился царевич, ведь стыдно ему было явиться к царю с докладом о такой невесте. Но вдруг заговорила с ним лягушка человечьим голосом и попросила взять её в жёны, обещала быть ему верной и любящей супругой. Пришлось младшему сыну забрать ее с собой во дворец.
Хотя молодожены уже прибыли домой, царь не спешил знакомиться с будущими невестками. Сначала он решил проверить их хозяйственные способности и попросил выполнить три его просьбы:
- сшить рубаху;
- выткать ковёр;
- испечь пирог.
Эти пожелания расстроили Ивана, ведь лягушка не сможет справиться с домашними делами. Но жена успокоила его и посоветовала лечь спать, пообещала к утру решить все проблемы. А сама она ночью скидывала лягушачью шкуру и с помощью волшебства выполняла поручения царя.
Утром отец получил по рубашке от жен старшего и среднего сыновей, но остался ими недоволен и приказал их выбросить. А вот одежда, которую сшила супруга Ивана, понравилась ему. И вторую просьбу царя выполнила лягушка: она выткала ему удивительно красивый ковёр. А полотна супруг старших сыновей выглядели невзрачно.
https://youtube.com/watch?v=JPXO6GEFxa4
Популярные сегодня пересказы
- Краткое содержание книги Дон Жуан Гофмана Действие новеллы начинается с того, что безымянный автор, прибывший в небольшой немецкий городок, обнаруживает, что при гостинице есть театр. Сегодня там дают «Дон Жуана» Моцарта – одну из любимых опер автора.
- Зелёное утро — краткое содержание рассказа Брэдбери Жанровая направленность произведения представляет собой фантастический рассказ, действие которого происходит на космической планете Марс.
- Дочь Монтесумы — краткое содержание романа Хаггарда Роман «Дочь Монтесумы» вышел из-под пера Генри Хаггарда в 1893 году. В романе рассказывается о событиях XVI века. Повествование идет от имени Томаса Вингфилда. Он рассказывает о том, как он был в одной команде с Кортесом, когда они открыли мир ацтеков.
- Краткое содержание романа Тяжёлые времена Диккенса В городе Кокстаун живут двое друзей, которые достигли успеха в своей сфере. Один, Джосайя Баундерби, является известным банкиром. Другой, Томас Грэдграйнд, выбился в политику и стал представителем парламента от своего города.
Читательский дневник по русской народной сказке «Морской царь и Василиса Премудрая»
Название: «Морской царь и Василиса Премудрая».
Число страниц: 24.
Жанр произведения: народная волшебная сказка.
Главные герои: Царь морской, Иван-царевич, Василиса.
Второстепенные герои: царь-отец, старушка.
Характеристика главных героев:
Иван-царевич — отважный, смелый и добрый парень.
Любил Василису.
Верный и преданный.
Василиса — красивая, добрая и премудрая царевна.
Во всём помогала Ивану.
Находчивая и сообразительная.
Царь морской — строгий, но справедливый.
Любит честность и порядок.
Характеристика второстепенных героев:
Царь — отец Ивана. Честный, верный слову.
Старушка — добрая, отзывчивая.
Краткое содержание сказки «Морской царь и Василиса Премудрая»
Царь захотел выпить воды из озера.
Но схватил его царь морской за бороду и не отпускал, пока тот не согласился отдать то, о чём не знает.
А это был сын царя, Иван.
Не хотел царь расставаться с сыном, но когда тот подрос, отправил его к озеру.
Добрая старушка подсказала царевичу, как поступить на озере.
И встретил Иван Василису, а она указала ему путь к своему отцу, который и был морским владыкой.
Царь дал Ивану три задания, но помогла ему Василиса и стала его женой.
Спустя время, решил Иван проведать родных.
Отправились они с женой в путь, а Царь морской погоню за ними снарядил.
Но Василиса сумела погоню обмануть.
Добрались они до столицы.
Пошёл Иван первым и на радостях забыл Василису.
А та сделала двух голубок из просвиры и отправила их во дворец.
Увидел голубей Иван, вспомнил супругу и привёл её к родителям.
План сказки:
- Жажда царя.
- Обещание царя.
- Царевич.
- Встреча со старушкой.
- На озере.
- Тринадцатая голубка.
- Задания для Ивана.
- Свадьба.
- Путь домой.
- Как обманули погоню.
- Забывчивость Ивана.
- Две голубки.
Основная мысль произведения «Морской царь и Василиса Премудрая»
Главная мысль сказки в том, что надо быть честным, верным и добрым, и всё получится.
Основная идея сказки заключается в том, что нужно помогать друг другу и действовать сообща, тогда никакие трудности и препятствия не страшны.
Сказка учит взаимопомощи.
Учит держать своё слово.
Учит хитрости и находчивости.
Учит не забывать родных и близких.
Краткий отзыв о сказке «Морской царь и Василиса Премудрая» для читательского дневника
Прочитав эту сказку, я подумала о том, что сколь бы не был силён и умён богатырь, он не справился бы с трудными заданиями без помощи жены.
Именно Василиса является главным героем сказки.
Благодаря её уму и способностям молодые нашли своё счастье и сумели его отстоять.
Это очень интересная и поучительная сказка.
В ней рассказывается о том, что слово нужно держать, как бы это сложно не было.
Говорится о том, что муж и жена должны всегда помогать друг другу.
Мне очень понравилась Василиса, которая действительно была Премудрой.
Она владела волшебством и обладала редкой красотой.
Мне понравился и Иван, который был смелым и настойчивым, но импульсивным и эмоциональным.
Я всем советую прочитать эту сказку и подумать о том, что не всегда побеждает сила.
Гораздо чаще побеждает тот, кто обладает различными знаниями и умениями.
А значит больше учиться, ведь знания лишними не бывают.
Пословицы к произведению:
- Беда не так страшна, когда есть друзья.
- Кто сам ко всем лицом, к тому и добрые люди не спиной.
- Не давши слова — крепись, а давши — держись.
- Долг платежом красен.
- Где любовь да совет, там и горя нет.
Словарь неизвестных слов:
- Частокол — забор из деревянных кольев.
- Пустошь — заброшенная земля.
- Рвы — канавы.
- Буераки — овраги.
- Скирда — стог сена.
- Копна — куча сена.
- Гумно — сарай.
- Просвиры — хлеб, который едят православные.
Ещё читательские дневники по русским народным сказкам:
- «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
- «Сивка-Бурка»
- «Волшебное кольцо»
- «Летучий корабль»
- «Гуси-лебеди»
- «По щучьему велению»
- «Царевна-лягушка»
- «Семь Симеонов»
- «Бой на Калиновом мосту»
- «Финист Ясный Сокол»
- «Баба-яга»
- «Кощей Бессмертный»
- «Царевна Несмеяна»
Библиотека читательских дневников по русским сказкам пополняется.
История создания персонажа
Морской царь из славянской мифологии схож с персонажами из фольклора других стран. Предположительно, славяне заимствовали образ царя Поддонного из финских легенд.
Так, сказания о боге Ахти стали известны русским народам Севера, по предположению В.Ф. Миллера. Ахти — великий бог, который изображается старцем с травяной бородой. Он повелевал водами, а также хранил богатства, которые упали с лодки музыканта Вяйнямёйнена (прототип героя Садко).
У Ахти есть жена — Велламо (у славян — Водяница), которая старается быть доброй и полезной людям. В окружении царской семьи — толпа водяных дев, в то время как у славянского царя Водяника 12 дочерей.
В древнескандинавской мифологии у йотуна (великана) мирового моря Эгира тоже нет ни одного сына, зато 9 дочерей. По характеристикам Эгир схож с античным Нептуном. Древнеримский повелитель морей позже стал отождествляться с верховным божеством древних греков Посейдоном.
Морского царя из русских былин и сказок важно отличать от водяного. Этот мифологический персонаж получил распространение в начале XX века и отождествлялся с вредным существом с большим брюхом и опухшим лицом. Характеристика образа царя Водяника сродни самому морю
Как и любое другое природное богатство, коим считается вода, оно дает человеку блага. Но ничего не бывает «просто так». Главная мысль в том, что люди расплачиваются за бездумную растрату ресурсов в конечном итоге. Так и Морской царь готов одарить путешественника сокровищами, но потребует за это что-то нематериальное
Характеристика образа царя Водяника сродни самому морю. Как и любое другое природное богатство, коим считается вода, оно дает человеку блага. Но ничего не бывает «просто так». Главная мысль в том, что люди расплачиваются за бездумную растрату ресурсов в конечном итоге. Так и Морской царь готов одарить путешественника сокровищами, но потребует за это что-то нематериальное.
Детали
Прежде чем решить, как нарисовать Василису Премудрую и Морского царя или других персонажей, важно выбрать место. Где происходит данное событие? В подводном мире или на земле?
В первом случае можно добавить интересных морских деталей — фон будет синим или нежно-голубым, можно обозначить сестер героини, жемчуг, морских обитателей
Нарисовать ракушки, рыб, кораллы, обломки кораблей, медуз, водоросли. Для фона выбираем голубые и синие оттенки. Существует огромное количество флоры и фауны, что обитают глубоко под водой. Но можно добавить и земные детали — замок царя, например. Не забываем «заземлить» картинку. Прорисовать дно и растения на нем
В первом случае можно добавить интересных морских деталей — фон будет синим или нежно-голубым, можно обозначить сестер героини, жемчуг, морских обитателей. Нарисовать ракушки, рыб, кораллы, обломки кораблей, медуз, водоросли. Для фона выбираем голубые и синие оттенки. Существует огромное количество флоры и фауны, что обитают глубоко под водой. Но можно добавить и земные детали — замок царя, например. Не забываем «заземлить» картинку. Прорисовать дно и растения на нем.
Если рисуем наш мир, то можно добавить что-то более русское, национальное — терем царя, березки, поля, окружающих людей в русских национальных одеждах. Дайте волю фантазии!
Что бы завтра, было гладко
Приходит он к морскому царю. Закричал на него морской царь:
— Что так долго не бывал? За вину твою вот тебе служба: есть у меня пустошь на тридцать верст и в длину и поперек — одни рвы, буераки да каменье острое! Чтоб к завтрему было там как ладонь гладко, и была бы рожь посеяна, и выросла б к раннему утру так высока, чтобы в ней галка могла схорониться. Если того не сделаешь — голова твоя с плеч долой!
Идет Иван-царевич от морского царя, сам слезами обливается. Увидала его в окно из своего терема высокого Василиса Премудрая и спрашивает:
— Здравствуй, Иван-царевич! Что слезами обливаешься?
— Как же мне не плакать? — отвечает царевич. — Заставил меня царь морской за одну ночь сровнять рвы, буераки и каменья острые и засеять рожью, чтоб к утру она выросла и могла в ней галка спрятаться.
— Это не беда, беда впереди будет. Ложись с богом спать, утро вечера мудренее, все будет готово!
Лег спать Иван-царевич, а Василиса Премудрая вышла на крылечко и крикнула громким голосом:
— Гей вы, слуги мои верные! Ровняйте-ка рвы глубокие, сносите каменья острые, засевайте рожью колосистою, чтоб к утру поспела.
Проснулся на заре Иван-царевич, глянул — все готово: нет ни рвов, ни буераков, стоит поле как ладонь гладкое, и красуется на нем рожь — столь высока, что галка схоронится.
Пошел к морскому царю с докладом.
— Спасибо тебе, — говорит морской царь, — что сумел службу сослужить. Вот тебе другая работа: есть у меня триста скирдов, в каждом скирду по триста копен — все пшеница белоярая; обмолоти мне к завтрему всю пшеницу чисто-начисто, до единого зернышка, а скирдов не ломай и снопов не разбивай. Если не сделаешь — голова твоя с плеч долой!
— Слушаю, ваше величество! — сказал Иван-царевич; опять идет по двору да слезами обливается.
— О чем горько плачешь? — спрашивает его Василиса Премудрая.
— Как же мне не плакать? Приказал мне царь морской за одну ночь все скирды обмолотить, зерна не обронить, а скирдов не ломать и снопов не разбивать.
— Это не беда, беда впереди будет! Ложись спать с богом; утро вечера мудренее.
Царевич лег спать, а Василиса Премудрая вышла на крылечко и закричала громким голосом:
— Гей вы, муравьи ползучие! Сколько вас на белом свете ни есть — все ползите сюда и повыберите зерно из батюшкиных скирдов чисто-начисто.
Внешность Василисы Премудрой
Для того, чтобы дать краткое описание Василисы Премудрой, стоит упомянуть ее внешность. Однако, как и в большинстве сказок, о внешнем виде героине не сказано почти ни слова – лишь на царском пире Василиса выглядит писаной красавицей, но это достаточно размытое определение. Из этого становится ясно, что главным является не внешность персонажа, а черты его характера – тот внутренний смысл, который он несет в себе.
В «Царевне-лягушке», где Василиса сначала носит шкуру лягушки, это выражено как нельзя более точно, равно как и то, что эпитет, стоящий после имени героини, указывает в первую очередь не на красоту, а на ее мудрость. Но, в сущности, внешность не важна и еще по одной причине – Василиса является не столько личностью, сколько функцией – призом, который Иван-царевич получит после того, как пройдет положенные испытания. Поэтому здесь Василиса является скорее собирательным женским образом.
В другой же сказке внешность в принципе не имеет особенного значения, поскольку внимание действительно концентрируется на линии жизни героини (которая, как считают исследователи, является образом женской инициации, превращения девушки в женщину путем получения мудрости от старшей по возрасту и опыту)
Сказка Морской царь и Василиса Премудрая
За тридевять земель, в тридесятом государстве жил-был царь с царицею; детей у них не было. Поехал царь по чужим землям, по дальним сторонам, долгое время домой не бывал; на ту пору родила ему царица сына, Ивана-царевича, а царь про то и не ведает.
Стал он держать путь в свое государство, стал подъезжать к своей земле, а день-то был жаркий-жаркий, солнце так и пекло! И напала на него жажда великая; что ни дать, только бы воды испить! Осмотрелся кругом и видит невдалеке большое озеро; подъехал к озеру, слез с коня, прилег на землю и давай глотать студеную воду. Пьет и не чует беды; а царь морской ухватил его за бороду.
— Пусти! — просит царь.
— Не пущу, не смей пить без моего ведома!
— Какой хочешь возьми откуп — только отпусти!
— Давай то, чего дома не знаешь.
Царь подумал-подумал… Чего он дома не знает? Кажись, все знает, все ему ведомо, — и согласился. Попробовал бороду — никто не держит; встал с земли, сел на коня и поехал восвояси.
Вот приезжает домой, царица встречает его с царевичем, такая радостная, а он как узнал про свое милое детище, так и залился горькими слезами. Рассказал царице, как и что с ним было, поплакали вместе, да ведь делать-то нечего, слезами дела не поправишь.
История и образ Морского царя
Образ повелителя морей неоднозначен в русских сказках. Его принято считать злодеем, но ничего зловещего подводный обитатель не совершает. Он выступает неким благородным старцем-богачом, который повелевает в мире морском.
У него очень колоритная внешность — длинная борода, седые волосы, украшенные венком из папоротника. Своеобразное средство передвижения — гигантская раковина, запрягается морскими коньками или псами. Так Поддонник объезжает владения, чтобы соблюдать порядок.
В руках у персонажа весло и острога. Первое олицетворяет укрощение волн, второе — напротив, используется для того, чтобы создать шторм. И уже в этом прослеживается противоречивая личность. Царь Поддонный не злой, и не хороший. Он — соблюдает баланс, поэтому ему приходится проявлять жесткость и доброту в отношении других героев.
Но ничто человеческое ему не чуждо. Так, он обожает веселье и танцы. Правда, когда устраивает праздники, то море сильно волнуется, из-за чего тонут корабли. Вот пример нехорошего поступка без злого умысла.
Еще важно уточнить, что у царя рождаются только дочери. Но ведь замуж их выдавать нужно. Поэтому царь Поддонный и зазывает в пучину морскую молодых и удалых парней, обещая в награду несметные богатства
Так случилось и с Садко. Он приглянулся царю Водянику игрой на гуслях. За Садко вышла замуж одна из дочерей — Чернава, она же помогла парню и спастись
Поэтому царь Поддонный и зазывает в пучину морскую молодых и удалых парней, обещая в награду несметные богатства. Так случилось и с Садко. Он приглянулся царю Водянику игрой на гуслях. За Садко вышла замуж одна из дочерей — Чернава, она же помогла парню и спастись.
Основа сюжета
Продолжать краткое содержание «Царевны-лягушки» нужно с того, что царь решил пригласить своих сыновей и их жен к себе во дворец на пир. Но Ивана расстроила это просьба, так как стыдно ему было знакомить своих родственников с невестой-лягушкой. А жена снова отправила его спать и приказала, чтобы он первым ступал на пир. А она приедет вслед за ним, когда начнет греметь гром и засверкают молнии. Лягушка предупредила Ивана, чтобы он не боялся этих природных явлений, а остальным сказал, что это его лягушонка в коробчонке скачет.
Наступило время пира, уже собрались гости в приемном зале. Старшие братья пришли со своими женами, а царевич уселся за стол один. Сначала все смеялись над ним, но вскоре загремел гром, дворец озарили молнии, и появилась лягушка. И тут же она обратилась в прекрасную девушку и оказалось Василисой Премудрой. Она была одета в дорогое платье, её голову и шею украшали драгоценные камни.
Красавица плавно танцевала, понравилась царю своими манерами и поведением. А затем она начала творить чудеса: вылила себе в рукав бокал вина, тряхнул им, и жидкость превратилась в озеро. Затем высыпала она на себе в кафтан кости дичи, махнула рукой, и появились прекрасные лебеди. И жены старших братьев старались повторить эти чудеса, но ничего у них не получалось. Они только испачкали гостей царя.
А Иван в это время любовался своей прекрасной невестой. И горько ему стало, что дома она снова обернется в лягушку. Поспешил он тогда к себе во дворец. Дома молодец нашёл лягушачью шкурку и бросил её в печь. И тут же в комнате возникла Василиса Премудрая, начала плакать. Оказалось, что её заколдовал собственный отец — Кощей Бессмертный. И всего три дня ей осталось проходить в образе лягушки, но Иван-царевич не утерпел.
Сюжет
Однажды царь решил женить трёх своих сыновей. Он каждому раздал луки и велел пустить по одной стреле: куда стрела упадёт, там и невесту нужно искать. У старшего сына стрела залетела на боярский двор, у среднего – на купеческий, а у младшего – на болото. Отправился Иван Царевич на поиски стрелы и увидел её в лапах лягушки. Та принялась уговаривать юношу забрать её, и он согласился. Увидев лягушку у младшего сына, царь рассмеялся и велел на ней жениться.
Чтобы проверить мастерство своих невесток, приказал им царь за ночь испечь хлеб. Расстроился Иван, но лягушка его успокоила. Ночью она обернулась в Василису Премудрую и испекла чудесный каравай с городами, птицами и зверями. Царю очень понравился этот хлеб, а стряпню старших невесток он приказал дворне отнести.
В следующий раз царь велел невесткам соткать ковёр. Ночью лягушка вновь превратилась в Василису Премудрую и выткала красивый ковер с узорами и цветами. Увидев его, царь велел расстилать его только по праздникам, а ковры старших невесток убрать с глаз долой.
Царь захотел познакомиться с жёнами своих сыновей и устроил пир. Лягушка сообщила Ивану, что появится на пиру чуть позже. Братья посмеивались над Иваном, но вдруг ударил гром и молния и приехала карета с прекрасной Василисой Премудрой. Во время танца она взмахнула руками, и появилось озеро с лебедями. Все гости были поражены женой Ивана, который, недолго думая, отправился домой, чтобы сжечь лягушечью кожу. Узнав об этом, Василиса опечалилась – ей оставалось всего три дня, чтобы освободиться от колдовства. Обернувшись голубкой, улетела она к Кощею, своему отцу.
Отправился Иван Царевич на поиски жены. Сносив две пары сапог, он встретил старика, который дал ему клубок и посоветовал идти за ним. По дороге царевич встретил медведя, зайца, селезня и щуку, но не убил их, а отпустил. Клубок привёл Ивана к избушке Бабы-Яга. Та, услышав о его беде, рассказала, как одолеть Кощея, который держал в плену Василису.
Иван Царевич нашёл дуб, на котором в сундуке в яйце на конце иглы находилась смерть Кощея. Медведь, заяц, селезень и щука помогли Ивану добыть заветную иглу, которую он тут же сломал и освободил свою жену. С тех пор Иван Царевич и Василиса Премудрая жили долго и счастливо.
Поделки из природных материалов своими руками
Объёмные композиции и аппликации можно изготавливать из природных компонентов: сухих листьев, шишек, травы. Из шишки и сухих веточек можно сделать старичка–лесовичка:
- Берётся две шишки, одна подлиннее, она будет обозначать туловище персонажа, другая небольшая, более округлая – голова.
- Шишки приклеиваются друг к другу, маленькая сверху, вытянутая под ней узкой стороной вниз.
- Снизу к длинной шишке приклеиваются клеем ПВА две небольшие веточки – ноги лесовичка. На них «обуваются» лапти из коричневого пластилина. И к верхней округлой шишке приклеиваются глазки, их можно купить в швейном магазине или самостоятельно вылепить из пластилина.
- Следующим этапом будет шапка лесовичка, её можно сделать из сухого листочка дерева или из бересты, её нужно сложить конусом и прикрепить к шишке сверху.
- Рот старичка вылепливается из тонкого жгутика пластилина.
- Руки лесовичка – веточки дерева, по пропорциям подходящие по размеру. В одну из «рук» нужно приклеить ещё одну веточку ростом с персонажа. Это посох волшебного жителя леса.
Необычный персонаж готов.
Аппликация «Лиса и колобок»
Знаменитую хитрую Лису и Колобка, который ушёл от дедушки и от бабушки, можно олицетворить на плоской поверхности. Занятия с ребёнком таким творчеством очень хорошо развивают фантазию.
Для изготовления необходим картон, бумага, краски, кисти, клей. Чтобы было легче рисовать, можно будет взять готовую картинку лисы и колобка и перевести очертания через переводку на картон.
И раскрасить фон на картинке тоже можно заранее, чтобы потом не замарать краской персонажей. После высыхания фона можно клеить пшеничную крупу по силуэтам героев. Окружающий мир вокруг Лисы и Колобка тоже можно сделать объёмный, например деревья и травку поклеить крупой.
После того, как всё будет готово и хорошо просохнет, можно приступать к раскрашиванию. Делать это нужно аккуратно, чтобы не задеть лишние элементы. После высыхания краски, работа готова! Можно оформлять в раму и вешать на стену.
Таким образом, можно прийти к выводу, что, используя различные материалы, фантазию, готовые картинки, на которые можно ориентироваться, можно создать любимого персонажа из любой сказки.
Ребёнок будет доволен, детская комната будет полниться уютными и необычными композициями, которые будут удивлять ваших гостей. Для детей очень полезно заниматься таким видом деятельности, так как развивается фантазия, логика и моторика рук.
Вы можете экспериментировать с различными материалами, по логике создания определённых композиций дополнять их, привносить что-то новое и необычное, возможно ребёнок сам подскажет новые способы.
Нужно прислушиваться к чаду, так как взгляд на вещи у детей не замыленный, как у взрослых, и они могут быстро находить новые подходы к решению той или иной задачи.
Русские сказки отличаются необычностью персонажей, учат доброму отношению, помогать друг другу, не жадничать, не бояться идти навстречу приключениям, и, конечно же, тому, что добро побеждает зло.
Семь Симеонов
У старичка рождаются в один день семь сыновей, их всех называют Симеонами. Когда Симеоны остаются сиротками, они выполняют всю работу в поле. Царь, проезжая мимо, видит работающих в поле малых детей, подзывает их к себе и расспрашивает. Один из них говорит, что хочет быть кузнецом и сковать огромный столб, другой — смотреть с этого столба, третий быть корабельным плотником, четвёртый — кормчим, пятый — прятать корабль на дно моря, шестой — доставать его оттуда, а седьмой — быть вором. Желание последнего царю не нравится. Симеонов отдают в науку. Через время царь решает посмотреть на их умения.
Кузнец сковал огромный столб, брат залез на него и увидел в дальней стране Елену Прекрасную. Другие братья продемонстрировали своё корабельное искусство. А седьмого — Симеона-вора — царь хочет повесить, но он берётся украсть для него Елену Прекрасную. Все семь братьев едут за царевной. Вор наряжается купцом, дарит царевне кошку, которых в той земле не водится, показывает ей дорогие ткани и уборы и обещает показать необыкновенный камень, если Елена придёт на корабль.
Только вступила Елена на корабль, как пятый брат спрятал корабль на дно моря… А шестой, когда опасность погони миновала, вывел его наружу и привёл к родимому берегу. Царь щедро наградил Симеонов, женился на Елене Прекрасной и задал пир.
Морозко
У мачехи живут родная дочка и падчерица. Старуха решает согнать падчерицу со двора и приказывает своему мужу везти девушку «во чисто поле на трескун-мороз». Тот повинуется.
В чистом поле Мороз Красный нос приветствует девушку. Она ласково отвечает. Морозу становится жалко падчерицу, и он не замораживает ее, а дарит платье, шубу, сундук приданого.
Мачеха уже справляет поминки по падчерице и велит старику съездить в поле, привезти тело девушки, чтобы похоронить. Старик возвращается и привозит свою дочь — живую, нарядную, с приданым! Мачеха приказывает, чтобы ее родную дочь отвезли на то же самое место. Мороз Красный нос приходит посмотреть на гостью. Не дождавшись от девушки «хороших речей», он убивает ее. Старуха ожидает возвращения дочери с богатством, но вместо этого старик привозит лишь холодное тело.
Главные герои
Перед тем как читать полную версию или краткое содержание сказки «Царевна-лягушка», необходимо ознакомиться с характерами основных персонажей. В этом русском народном произведении есть свои положительные и отрицательные герои. Им приходится взаимодействовать и даже вступать в конфликт. Главные герои:
- Иван-царевич.
- Василиса Премудрая.
- Кощей Бессмертный.
- Царь.
- Баба-яга.
- Старичок.
- Старшие братья и их жёны.
Иван-царевич — это главный герой сказки. Он взял в жёны лягушку, которая оказалась заколдованной Василисой Премудрой. Это была чудной красоты девушка, которая должна провести три года в облике земноводного. Её отцом был Кощей Бессмертный — могущественный колдун, считавший себя непобедимым.
Царь — это отец Ивана-царевича и его старших братьев. Именно он настоял на том, чтобы сыновья нашли себе невест. А баба-яга и старичок встречаются на пути Ивана и помогают ему найти дорогу к Кощею. Братья царевича сначала смеются над ним, но после превращения лягушки в прекрасную девушку завидуют ему.
Царевича отдавать
Стали они жить по-старому; а царевич растет себе да растет, словно тесто на опаре, — не по дням, а по часам, — и вырос большой.
«Сколько ни держать при себе, — думает царь, — а отдавать надобно: дело неминучее!» Взял Ивана-царевича за руку, привел прямо к озеру.
— Поищи здесь, — говорит, — мой перстень; я ненароком вчера обронил.
Оставил одного царевича, а сам повернул домой. Стал царевич искать перстень, идет по берегу, и попадается ему навстречу старушка.
— Куда идешь, Иван-царевич?
— Отвяжись, не докучай, старая ведьма! И без тебя досадно.
— Ну, оставайся с богом!
И пошла старушка в сторону.
…А Иван-царевич пораздумался: «За что обругал я старуху? Дай ворочу ее; старые люди хитры и догадливы! Авось что и доброе скажет». И стал ворочать старушку:
— Воротись, бабушка, да прости мое слово глупое! Ведь я с досады вымолвил: заставил меня отец перстень искать, хожу — высматриваю, а перстня нет как нет!
— Не за перстнем ты здесь: отдал тебя отец морскому царю; выйдет морской царь и возьмет тебя с собою в подводное царство.
Горько заплакал царевич.
— Не тужи, Иван-царевич! Будет и на твоей улице праздник; только слушайся меня, старуху. Спрячься вон за тот куст смородины и притаись тихохонько. Прилетят сюда двенадцать голубиц — всё красных девиц, а вслед за ними и тринадцатая; станут в озере купаться; а ты тем временем унеси у последней сорочку и до тех пор не отдавай, пока не подарит она тебе своего колечка. Если не сумеешь этого сделать, ты погиб навеки; у морского царя кругом всего дворца стоит частокол высокий, на целые на десять верст, и на каждой спице по голове воткнуто; только одна порожняя, не угоди на нее попасть!
Иван-царевич поблагодарил старушку, спрятался за смородиновый куст и ждет поры-времени.
Вдруг прилетают двенадцать голубиц; ударились о сыру землю и обернулись красными девицами, все до единой красоты несказанной: ни вздумать, ни взгадать, ни пером написать! Поскидали платья и пустились в озеро: играют, плещутся, смеются, песни поют.