«муха» и. дмитриев

Басня муха (дмитриев): полный текст и анализ произведения

Стихотворение «Муха» Дмитриев Иван Иванович

Бык с плугом на покой тащился по трудах; А Муха у него сидела на рогах, И Муху же они дорогой повстречали. «Откуда ты, сестра?» — от этой был вопрос. А та, поднявши нос, В ответ ей говорит: «Откуда? — мы пахали!»

От басни завсегда Нечаянно дойдешь до были. Случалось ли подчас вам слышать, господа: «Мы сбили! Мы решили!»

(2 votes, average: 4,50 out of 5)

Еще стихотворения:

  1. Муравей и Муха У Мухи с Муравьем случился спор и злоба, Которая из них честнее есть особа. Во-первых начала так Муха говорить: «Ты можешь ли себя со мною в чем сравнить? Я наперед…
  2. Старики Были молоды — старыми стали, будто жизнь не прошли, проскакали. Пронеслись, будто раннею ранью, как в кино на волшебном экране. Припев: А ведь только мальчишками были. И голодных годов не…
  3. Муха-Цокотуха Муха, Муха-Цокотуха, Позолоченное брюхо! Муха по полю пошла, Муха денежку нашла. Пошла Муха на базар И купила самовар: «Приходите, тараканы, Я вас чаем угощу!» Тараканы прибегали, Все стаканы выпивали, А…
  4. Надежда, Радость, Стыдливость Надежда с Радостью дорогою шли вместе. Не помню точно я, в каком то было месте, В Париже Или ближе, — Какая в том нужда? Но знаю, что тогда Прекрасны были…
  5. Как умру Как умру, Мое забудь ты имя. После ласк В полночной тишине С лучшими, чем я… Да, да, с другими Говорить не надо обо мне. Жены о мужьях, Чтоб стыд утишить,…
  6. Так плотно столпились подонки Так плотно столпились подонки, так тесно, как ягоды в гроздьях, подонки растут, как поганки на пнях и на кучах навозных, так тесно сплотились, столпясь, что яблоку негде упасть. Ты был…
  7. Пчела и Муха «Здорово, душенька! — влетя в окно, Пчела Так Мухе говорила. — Сказать ли весточку? Какой я сот слепила! Мой мед прозрачнее стекла; И как душист! как сладок, вкусен!» — «Поверю,…
  8. За миг до рассвета Я живу беспечально В одиноком дому. Пусто, зыбко, прощально… Хорошо одному. Ю. Ильясов Господи, как хорошо одному: Чтобы ответ не давать никому, Чтоб не смеяться, когда не смеется, Чтобы не…
  9. Муха Смертный стон разбудил тишину — Это муха задела струну, Если верить досужему слуху. — Все не то, — говорю, — и не так. — И поймал в молодецкий кулак Со…
  10. Муха Ничего не слышит ухо; Ночь безмолвна, как в пустыне; Все уснуло, только муха Где-то бьется в паутине. Да еще среди молчанья У меня, во мраке ночи, Сердце, полное страданья, Тоже…
  11. Муха Я муху безумно любил! Давно это было, друзья, Когда еще молод я был, Когда еще молод был я. Бывало, возьмешь микроскоп, На муху направишь его — На щечки, на глазки,…
  12. Муравей и Муха Не знаю, муха где близ муравья сидела И все самой себе похвальны песни пела. Ему кричит: твое худое ремесло! Я житель воздуха, всегда везде летаю, Кусочки лучшие на пиршествах вкушаю….
  13. Муха в бане Муха в баню прилетела, Попариться захотела. Таракан дрова рубил, Мухе баню затопил. А мохнатая пчела Ей мочалку принесла. Муха мылась, Муха мылась, Муха парилася, Да свалилась, Покатилась И ударилася. Ребро…
  14. Слон и муха Однажды некий крупный слон, Красою мухи поражен, К той мухе, словно феодал, Преступной страстью воспылал. Но муха, быстро рассудив, Что толстый слон, хоть и красив, Но все же толст для…
  15. Назойливая Муха Назойливая Муха Кружа жужжит над ухом. Кружа жужжит над ухом Назойливая Муха. Назойливая Муха – Ни голоса, ни слуха. Ни голоса, ни слуха – Назойливая Муха…
  16. Паук, муха и пчела «Одно движение! Один хотя бы звук! Что с вами, господин Паук? Изволите терпеть лихую голодуху? — Набравшись как-то духу, Спросила Муха Паука… Издалека. — Быть может, вы больны? Иль, может,…
  17. Я здесь живу, как муха, мучась Я здесь живу, как муха, мучась, Но кто бы мог разъединить Вот эту тонкую, паучью, Неразрываемую нить? Я не вступаю в поединок С тысячеруким пауком, Я рву зубами паутину, Стараясь…
  18. Дни мелькают — чет и нечет Дни мелькают — чет и нечет, Жизнь осталась позади. Что же сердце рвет и мечет, Задыхается в груди? Слышать слов моих не хочет, Будто в рану сыплю соль. Днем и…
  19. Дочери Научился ходить человечек от дивана до края стола. У него уже — очи и плечи, и свои молодые дела. Надо все перетрогать поспешно, на молочный опробовать зуб: ах, как бабушкин…
  20. Ботаника больна Прыг-скок! Прыг-скок! Отменяется урок. Пляшут, как на празднике, Юные проказники И кричат:- Удачный день: У ботаники мигрень! Крик такой! Восторг такой! Все как именинники. — Пусть пропишет ей покой Доктор…

Вы сейчас читаете стих Муха, поэта Дмитриев Иван Иванович

Ответы на вопросы по басне Дмитриева «Муха»

1. Благодаря каким словам мы узнаём, что трудился только Бык, а не Муха?

Что трудился только Бык, а не Муха, мы узнаём из глаголов, относящихся к этим героям: Бык «тащился» (это слово передаёт вялость Быка), а Муха «сидела» (и ничего не делала) и при всем этом ещё и задирает нос (что подчёркивает лживые, пустые слова Мухи).

2. Является ли выражение «Мы пахали!» многозначным?

Да, выражение «Мы пахали!» является неоднозначным. Прямое значение: мы работали на поле. Переносное: со времён Дмитриева так стали гласить о всяком человеке, который стремится, не прилагая никаких усилий, присвоить чужие труды.

Сегодня мы познакомились с творчеством Ивана Дмитриева и среди его произведений у Дмитриева есть басня Муха. Это небольшое произведение, которое даже в полном его содержании читается очень быстро, но если говорить о басни Муха Дмитриева, то суть ее заключается в следующем.

Дмитриев муха

Как-то очень и очень уставший из полей возвращался труженик бык. За собой он тащил плуг и, наверное, очень мечтал об отдыхе. В это время у него на рогах сидела муха. И вот, по дороге Мухе встречается ее сестра, то есть, вторая муха, которой стало интересно, откуда это они идут такие уставшие. На что Муха ей и ответила: «мы пахали». Автор не описывает нам, чем занималась Муха, пока работал Бык. Возможно, она сидела на рогах у быка все это время, а может только сейчас присела и просто вовремя успела воспользоваться ситуацией. Но, суть все равно одна и та же.

Дмитриев свою работу завершает моралью басни, которая звучит так: «Мы сбили! Мы решили». Эта небольшая фраза, но сколько в ней правды, сколько в ней действительности. Когда читаешь басню, то понимаешь, что в нашей жизни, вот таких вот Мух, которые сидят на рогах, очень много. Очень много людей, которые ничего не делают, которые ленятся, но при этом очень любят приписывать себе заслуги и труд других, употребляя в своих рассказах, в своем разговоре краткое слово «мы».

Всего только два главных героя басни Дмитриева. Первый герой — это трудяга Бык, который является воплощением и собирательным образом тех, кто трудится и не боится работы. Второй же герой, а вернее, героиня — это Муха. Этот персонаж является олицетворением лентяев, хвастунов, тех людей, которые без зазрения совести припишут себе достижения других, но при этом они и палец об палец никогда не ударят, чтобы что-то сделать.

Муха-Цокотуха

Муха, Муха — Цокотуха, Позолоченное брюхо!

Муха по полю пошла, Муха денежку нашла.

Пошла Муха на базар И купила самовар:

«Приходите, тараканы, Я вас чаем угощу!»

Тараканы прибегали, Все стаканы выпивали,

А букашки — По три чашки С молоком И крендельком: Нынче Муха-Цокотуха Именинница!

Приходили к Мухе блошки, Приносили ей сапожки, А сапожки не простые — В них застежки золотые.

Приходила к Мухе Бабушка-пчела, Мухе-Цокотухе Меду принесла…

«Бабочка-красавица. Кушайте варенье! Или вам не нравится Наше угощенье?»

Вдруг какой-то старичок Паучок Нашу Муху в уголок Поволок — Хочет бедную убить, Цокотуху погубить!

«Дорогие гости, помогите! Паука-злодея зарубите! И кормила я вас, И поила я вас, Не покиньте меня В мой последний час!»

Но жуки-червяки Испугалися, По углам, по щелям Разбежалися: Тараканы Под диваны, А козявочки Под лавочки, А букашки под кровать — Не желают воевать! И никто даже с места Не сдвинется: Пропадай-погибай, Именинница!

А кузнечик, а кузнечик, Ну, совсем как человечек, Скок, скок, скок, скок! За кусток, Под мосток И молчок!

А злодей-то не шутит, Руки-ноги он Мухе верёвками крутит, Зубы острые в самое сердце вонзает И кровь у неё выпивает.

Муха криком кричит, Надрывается, А злодей молчит, Ухмыляется.

Вдруг откуда-то летит Маленький Комарик, И в руке его горит Маленький фонарик.

«Где убийца, где злодей? Не боюсь его когтей!»

Подлетает к Пауку, Саблю вынимает И ему на всём скаку Голову срубает!

Муху за руку берёт И к окошечку ведёт: «Я злодея зарубил, Я тебя освободил И теперь, душа-девица, На тебе хочу жениться!»

Тут букашки и козявки Выползают из-под лавки: «Слава, слава Комару — Победителю!»

Прибегали светляки, Зажигали огоньки — То-то стало весело, То-то хорошо!

Эй, сороконожки, Бегите по дорожке, Зовите музыкантов, Будем танцевать!

Музыканты прибежали, В барабаны застучали. Бом! бом! бом! бом! Пляшет Муха с Комаром.

А за нею Клоп, Клоп Сапогами топ, топ!

Козявочки с червяками, Букашечки с мотыльками. А жуки рогатые, Мужики богатые, Шапочками машут, С бабочками пляшут.

Тара-ра, тара-ра, Заплясала мошкара.

Веселится народ — Муха замуж идёт За лихого, удалого, Молодого Комара!

Муравей, Муравей! Не жалеет лаптей,- С Муравьихою попрыгивает И букашечкам подмигивает:

«Вы букашечки, Вы милашечки, Тара-тара-тара-тара-таракашечки!»

Сапоги скрипят, Каблуки стучат,- Будет, будет мошкара Веселиться до утра: Нынче Муха-Цокотуха Именинница!

Сатира и сюжет

В произведении явно выделены две части, как это всегда бывает в басне. Сюжет развивается последовательно благодаря героям.

Муха и Бык

Муха и Бык с плугом возвращаются с поля. Если Бык устал, работая целый день, он еле идёт, то Муха довольна, так как она просто едет верхом. Ей даже лететь не надо самой. Есть на ком спокойно ехать до места назначения. Она рада стараться.

Муха-лентяйка и её Муха-приятельница

Муху-лентяйку увидела её приятельница, которая поинтересовалась, откуда они идут вместе с Быком. Лентяйка с задранным вверх носом ответила, что «они пахали». Она говорила это, хвастаясь, как будто тоже очень устала. Создаётся впечатление, что она даже сама верит своим словам о том, что столько много работала.

Мораль басни

На протяжении всей басни в ней присутствует незримый автор, который высмеивает лентяев, паразитов, хвастунов. Это те пороки, которые свойственны каждому человеку. В жизни многим людям приходилось общаться с лентяями, хвастунами и приспособленцами. Именно эти человеческие отрицательные качества высмеиваются в произведении.

Анализ морали

Басня Дмитриева «Муха» является примером классической басни, в которой автор через образы животных передает определенную моральную урок. В данной басне мораль заключается в том, что гордыня и самонадеянность могут привести к плачевным последствиям.

Автор использует образы мухи и паука, чтобы показать различные аспекты гордыни и самонадеянности. Муха, считая себя непобедимой и превосходящей всех, решает испытать свою силу и уничтожить паука. Однако, она попадает в ловушку и становится пищей для паука. Таким образом, автор показывает, что гордыня и самонадеянность могут привести к гибели.

Примером гордыни и самонадеянности мухи является ее уверенность в своей силе и способности победить паука. В тексте басни говорится:

Эта цитата показывает, что муха полностью уверена в своей превосходности и не считает нужным оценивать свои возможности.

С другой стороны, паук является символом скромности и осторожности. Он не проявляет гордыни и не стремится показать свою силу

Вместо этого, он использует свои умения и ловкость, чтобы поймать муху. Это показывает, что скромность и осторожность могут привести к успеху.

Таким образом, мораль басни заключается в том, что гордыня и самонадеянность могут привести к плачевным последствиям, в то время как скромность и осторожность могут привести к успеху. Этот урок актуален и в нашей современной жизни, где гордыня и самонадеянность могут привести к конфликтам и неудачам, а скромность и осторожность могут помочь достичь успеха и гармонии

Басня Дмитриева «Муха» является примером того, как гордыня и самонадеянность могут привести к плачевным последствиям

Символические образы мухи и паука показывают, что скромность и осторожность могут привести к успеху. Этот урок актуален и в нашей современной жизни, где гордыня и самонадеянность могут привести к конфликтам и неудачам, а скромность и осторожность могут помочь достичь успеха и гармонии

Готовый читательский дневник

Просьба книги — научись меня читать:

  • Прочитай заглавие, имя, фамилию автора.
  • Перелистай меня, рассмотри все иллюстрации.
  • Предположи, о чём я тебе расскажу.
  • Читай текст самостоятельно небольшими частями, проверяй и уточняй свои предположения.
  • Подумай, почему у меня такое название.
  • Работай над особенностями речи: окраска голоса, громкость, темп.
Примерный рекомендуемый список внеклассного чтения
С.Маршак «Детки в клетке», «Отчего кошку назвали кошкой?», «Почта», «Вот какой рассеянный»
Л.Толстой «Два товарища», «Булька»
Б.Заходер «Птичья школа»
А.Барто «Катя»
Братья Гримм «Три брата»
М.Пришвин «Берестяная трубочка», «Ёж»
Н.Носов «Затейники», «Мишкина каша», «Живая шляпа»
С. В. Михалков «Дядя Стёпа», «А что у вас?»
К. И. Чуковский «Телефон», «Муха-Цокотуха», «Мойдодыр», «Тараканище», «Краденое солнце»
А. С. Пушкин «У лукоморья дуб зелёный»
В. В. Маяковский «Конь-огонь», «Кем быть?», «Что такое хорошо и что такое плохо»
М.Горький «Воробьишко», «Горящее сердце», «Про Иванушку-Дурачка», «Утро»
Ш. Перро «Красная шапочка», «Кот в сапогах»

Пример оформления колонок читательского дневника:

Дата ФИО автора Название произведения Главные герои Основная мысль произведения

Читательский дневник «Сказка о том, как жила-была последняя муха» Дмитрия Мамина-Сибиряка

Название произведения: «Сказка о том, как жила-была последняя муха»

Число страниц: 12

Жанр: сказка

Главные герои: Муха.

Второстепенные герои: Паша, тётя Оля, Алёнушка, старая Мушка, Паук.

Характеристика главных героев:

Муха — Оказалась последней и потому выжила.

Наглая, самоуверенная.

Жадная и глупая.

Характеристика второстепенных героев:

Паша — кухарка. Травила мух.

Тётя Оля, Алёнушка — жильцы дома. Любят вкусно поесть.

Старая мушка — опытная, знающая.

Паук — хитрый, вредный.

Краткое содержание «Сказка о том, как жила-была последняя муха»

Однажды летом родилась маленькая муха и решила, что мир принадлежит ей.

Люди готовили для неё сладкое варенье, просыпали крошки и проливали молоко.

Но потом люди стали травить мух.

И героиня поняла, что они злые.

Пришла осень, насекомые погибли от холода.

Лишь последняя муха летала и жужжала.

Зимой ей было очень скучно.

Её приглашал в гости паук, но она поняла, что за этим кроется.

Пришла весна и в окно влетела молодая мушка, она не слушала последнюю муху.

А героиня решила, что лето делают мухи.

План сказки:

  1. Рождение мухи.
  2. Сладкое угощенье.
  3. Коварные люди.
  4. Осенние холода.
  5. Последняя героиня.
  6. Наглый паук.
  7. Молодая мушка.
  8. Лето.

Основная мысль «Сказка о том, как жила-была последняя муха»

Главная мысль сказки в том, что нельзя быть самовлюблённым, думать только о себе.

Основная идея сказки в том, что на смену старому поколению всегда приходит новое.

Чему учит сказка

Сказка учит не быть эгоистом и не считать себя лучше других.

Учит осторожности и предусмотрительности. Учит не хвастать и не жадничать

Учит не хвастать и не жадничать.

Учит скромности.

Краткий отзыв «Сказка о том, как жила была последняя муха» для читательского дневника

Прочитав эту сказку, я подумала о том, что мухи, конечно, очень вредные и противные существа, но зимой можно радоваться и последней из них.

Муха была о себе очень высокого мнения, как обо всём своём роде в целом.

Она думала, что мир крутится вокруг неё и ошибалась.

Это интересная, поучительная сказка.

Автору удалось рассказать о жизни мух с их точки зрения.

Мне понравилась весёлая и позитивная героиня, которая радовалась простым вещам.

Её ничего не надо было от жизни, кроме тепла и еды.

Она не понимала, что досаждает людям, но всё-таки была живая.

Я всем советую прочитать эту сказку и подумать о том, что не всё в мире сделано для нас.

Никто не должен считать себя лучше других, потому что все мы на этой планете равны.

Пословицы к произведению:

  • На чужой каравай рот не разевай.
  • Нет худшего порока, чем зазнайство.
  • Зима и лето, пройдёт и это.
  • С людьми знаться — не зазнаться.
  • Чему быть, того не миновать.

Ещё читательские дневники по произведениям Дмитрия Мамина-Сибиряка:

  • Сказка «Серая шейка»
  • Рассказ «Приёмыш»
  • Сборник «Алёнушкины сказки»
  • «Сказка про храброго Зайца — длинные уши, косые глаза, короткий хвост»
  • «Сказочка про Козявочку»
  • «Сказка про Комара Комаровича — длинный нос и про мохнатого Мишу — короткий хвост»
  • «Ванькины именины»
  • «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу»
  • «Сказочка про Воронушку — чёрную головушку и жёлтую птичку Канарейку»
  • Сказка «Умнее всех»
  • «Притча о Молочке, овсяной Кашке и сером котишке Мурке»
  • «Пора спать»
  • Краткая биография Дмитрия Мамина-Сибиряка и презентация

Библиотека читательских дневников автора пополняется.

Вместо послесловия

Один из создателей произведений в самобытном стиле, который условно можно назвать жанром «русская басня», — И. И. Дмитриев. «Муха» — сочинение, которое, наряду с произведениями других русских сатириков, должно быть известно современному читателю. Высмеивая недостатки, короткое повествование выполняет важную нравственную функцию. Ведь пока существуют в мире люди, которые предпочитают не действовать, а лишь находиться рядом с теми, кто трудится, актуальность не утратит басня Дмитриева «Муха».

Ответы к школьным учебникам

Басни: И. Крылов «Стрекоза и Муравей», «Мартышка и очки», «Квартет», И. Хемницер «Стрекоза», «Друзья», Л. Толстой «Стрекоза и муравьи», А. Измайлов «Кукуш­ка», И. Дмитриев «Муха».

2. Как вы отличите басню от сказки, рассказа и стихотворения? Приведите примеры и сравните.

Басня
— стихотворное или прозаическое литературное произведение нравоучительного, сатирического характера. В конце басни содержится краткое нравоучительное заключение — так называемая мораль.
Действующими лицами обычно выступают животные, растения, вещи. В басне высмеиваются пороки людей.

Сказка
— это вымышленная история со счастливым концом и обязательной победой добра над злом, это более объёмное произведение с развёрнутым сюжетом.

Рассказ
— это малая форма повествовательной прозы. В основе рассказа, как правило, один случай из жизни ге­роя. Сюжет рассказа прост, композиция представляет со­бой прямую последовательность событий, число дейст­вующих лиц невелико. События развиваются динамично, всё происходит в небольшой отрезок времени.

Стихотворение
— это небольшое поэтическое произве­дение, написанное ритмизованной речью.

3. Вспомните басни Эзопа. Чем они отличаются от басен И.А. Крылова, И.И. Хемницера?

Басни Эзопа: «Ворона и Лисица», «Лисица и виноград». Основное отличие басен Эзопа относится к внешнему построению текста: басни Эзопа написаны в прозе, басни И.А. Крылова и И.И. Хемницера — в стихах.

4. Вспомните, из каких басен эти слова, ставшие пословицами.

«А вы, друзья, как ни садитесь,
Всё в музыканты не годитесь». — И. Крылов «Квартет»

«А Васька слушает да ест». — И. Крылов «Кот и повар».

«Чем кумушек считать трудиться,
Не лучше ль на себя, кума, оборотиться». — И. Крылов «Зеркало и Обезьяна».
«Друг друга всяк зовёт,
А братский воз ко дну идёт». — И. Хемницер «Мужики».

«Вот выше сяду на суку.
Ну, слушайте теперь:
Ку-ку, ку-ку, ку-ку». — А. Измайлов «Кукушка».

«А воз и ныне там». — И. Крылов «Лебедь, Рак и Щука».

5. Вспомните и назовите имена русских баснописцев.

Баснописцы: Иван Андреевич Крылов, Иван Иванович Дмитриев, Александр Ефимович Измайлов, Иван Ивано­вич Хемницер. Басни писал и Лев Толстой.

6. Назовите по иллюстрациям басни и их героев. Прочитайте ту, которая вам нравится.

1) А. Измайлов «Кукушка».

2) И. Дмитриев «Муха».

3) И. Крылов «Лебедь, Рак и Щука».

7. Прочитайте пословицы. Какая из них может быть моралью басни? Назовите басни и докажите правильность своего выбора.

1) Без беды друга не узнаешь — басня И. Хемницера «Мужики»;

2) Как аукнется, так и откликнется — басня И. Крылова «Стрекоза и Муравей»;

3) Сытый голодного не разумеет — басня И. Крылова «Волк и Ягненок»;

4) У Фомушки денежки — Фомушка, Фома;

У Фомушки нет денежки — Фомка, Фома. — басня И. Крылова «Ворона и Лисица»;

5) У всякой песни свой конец — И. Крылов «Волк на псарне»;

8. Выберите героя басни и попробуйте от его имени рассказать историю, которая с ним приключилась.

История может быть такой: «Послушайте меня, друзья, я — Кукушка — прилетела издалека, и там я слышала, как поёт Соловей. От его пения замирает сердце, кружится голова, и ты забываешь всё на свете. Но я тоже чудесно научилась петь. Вот послушайте: «Ку-ку, ку-ку, ку-ку».

узнаешь. как аукнется так и откликнется. сытый голодного не разумеет. у фомушки неднежки — фомушка фома у фомушки нет денежки фомка фома. увсякой песни свой коней.

Как аукнется так и откликнется.


— примером могут служить басни Крылова

«Кукушка и Петух» (Кукушка хвалит Петуха за то, что хвалит он Кукушку)

«Чиж и голубь» (смеялся Чиж над Голубем, да сам в силки и угодил)

«Волк и Кот» (Волк всем навредил, никто теперь ему не поможет)

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГДЗ 8 класс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: