Краткое содержание Осеева Сыновья для читательского дневника
Три соседки стояли у колодца и набирали воду. Рядом сидел старичок, он слушал разговор, который завязался между ними.
Женщины обсуждали своих сыновей. Первая расхваливала своего сына, рассказывала какой он сильный и ловкий мальчик. Вторая женщина также восхваляла своего мальчика. Она убеждала женщин, что никто в мире не поёт красивее и звонче её сына. Третья соседка слушала их и молчала. Женщины стали расспрашивать, что в её сыне есть особенного. Она пожала плечами и сказала, что он обыкновенный мальчик.
Набрав воды, женщины поспешили домой. Старичок, который внимательно их слушал, отправился вслед за ними. Вёдра были очень тяжёлыми. От них болели руки и ломило спину.
По дороге они увидели своих сыновей. Один мальчик был очень сильный и проворный. Он с лёгкостью кувыркался через голову и делал колесо. Второй мальчик песню запел, да так красиво, что невозможно было не восхитится его пением. Третий сын заторопился к своей матери, забрал у неё тяжёлую ношу и зашагал домой.
Женщины спросили у старичка, что он думает об их сыновьях, восхищён ли он ими. На что старичок ответил им, что сейчас он увидел только одного мальчика, которого действительно можно назвать сыном.
Рассказ учит читателей ценить и помогать своим родителям. Он показывает, что не в словах, а в деле раскрывается сущность человека.
Оцените произведение: Голосов: 43
Читать краткое содержание Сыновья. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений
Другие пересказы для читательского дневника
- Краткое содержание Байрон Корсар На территории Пелопоннесского полуострова расположен порт Корони, именно в этом месте, и разворачиваются основные действия поэмы.
- Краткое содержание Смерть Вазир-Мухтара Тынянов Петропавловская крепость в 1828 была извещена путем выстрела из пушки, что между Россией и Персией был заключен мирный договор. Договор о прекращении войны и мире привез советник Грибоедов
- Гауф
- Краткое содержание Чехов Ионыч В своем небольшом рассказе автор высмеивает недостатки человека, которые встречаются почти у каждого. Писатель на страницах произведения показывает нам жизнь земского доктора Дмитрия Ионовича Старцева
- Краткое содержание Булгаков Роковые яйца Действие фантастической повести разворачивается в послереволюционное время в Советском союзе. В Московском зоологическом институте, переживающем не лучшие времена, трудится профессор Владимир Ипатьевич Персиков.
chitatelskij-dnevnik.ru
Сыновья краткое содержание
Осеева Год написания: 19— Жанр: рассказ У колодца находились трое женщин и набирали ведра. Неподалеку отдыхал дед, внимательно слушая их разговор. Он заинтересовался разговором женщин. Соседки восторгались любимыми сыночками. Одна говорила, что ее сыночексилён и ловок. Другая тоже не отставала и восхищалась своим мальчуганом. Вторая говорила, что лишь у ее сына самый чудесный в мире, звонкий голос. Последняя соседка стояла в молчании, лишь слушала. Первые две соседки заинтересовались, может быть и у третьей матери, у её единственного сына есть какие-то достижения. Для матери он был самым обыкновенным мальчишкой.
Соседки наполнили ведра и пошли домой. Дед побрел за ними. Матерям была очень тяжело идти с водой. Вскоре показались их мальчишки. Первый действительно был очень силён и проворен. Второй мальчик запел прекрасную песню, так что матери застыли в молчании. И лишь только третий сын поспешил помочь матушке, забрал у нее тяжесть, и они весело направились к дому. Две матери полюбопытствовали у старика, восхищается ли он сыновьями. Но старик живет на свете давно, он пояснил им, что их сыновья прекрасно умеют петь и кувыркаться, но прекрасен был только один юноша, который помог своей матери. Только этот юноша может иметь звание сына.Краткий пересказ «Сыновья» в сокращении подготовил Олег Ников для читательского дневника. |
szhato.ru
В.А.Осеева «Сыновья»
В.А.Осеева «Сыновья»
Цели:
1) познакомить с рассказом В.А.Осеевой «Сыновья»; способствовать его полноценному восприятию; совершенствовать навык чтения; 2) формировать систему умений анализировать рассказ, формировать умение определять отношение автора к поступкам героев; 3) воспитывать заботливое отношение к матери; развивать желание помогать родителям, когда они в этом нуждаются.
Ход урока
1 Повторение изученного и подготовка к восприятию
— Вчера на уроке мы читали рассказ В.Осеевой «Волшебное слово». Что вам особенно запомнилось из нашего разговора, что вы для себя уяснили? (Нужно по-доброму, уважительно относится к членам своей семьи). -Сегодня мы продолжим разговор о семье и поразмышляем над отношением детей к матери. Каждый из вас – сын или дочь. И я тоже – дочь своей мамы. А у любой мамы есть одна заветная мечта: чтобы сын или дочь были хорошими людьми. -Прочитайте вопрос на доске – Что значит быть хорошим сыном (или дочерью)? -Как бы вы ответили на этот вопрос? Спасибо за ваши слова, мысли. Сегодня мы узнаем, что об этом думает В.Осеева, каково её мнение. А поможет нам разобраться рассказ «Сыновья». 2 Первичное восприятие .Выяснение первичного восприятия.
Первый раз рассказ читает учитель, затем задаёт вопросы. -Понравился ли вам рассказ? -Догадались ли вы, что значит быть хорошим сыном (дочерью)?
3 Постановка учебной задачи.
-Прочитаем рассказ ещё раз и узнаем, кого В.Осеева считает хорошим сыном. (Текст читают дети).
4 Выборочное чтение и анализ текста.
— Чтобы ответить на наш вопрос, давайте познакомимся с героями. Вам поможет заголовок.(Сыновья) -А теперь прочитайте 1 абзац и отыщите других героев рассказа. (Две женщины, третья женщина, старичок – Учитель выписывает героев на доску).
— Посмотрите ещё раз на доску. Вас ничего не удивило, нет ли вопросов? А вот у меня возник вопрос: почему В.Осеева говорит о двух женщинах, а уже потом о третьей? Ведь можно было бы сказать три женщины или первая, вторая, третья. Попробуйте предложить и начните свой ответ со слова «наверное». (ответы детей) — Чтобы ответь на этот вопрос, поближе познакомимся с женщинами. Прочитайте 2 абзац и выделите слова женщин о своих сыновьях. (По ходу чтения на доске появляется запись):
1
. «ловок да силён, …никто с ним не сладит»2. «поёт как соловей, …ни у кого голоса такого нет»3. молчит — Посмотрите на действия этих женщин. (1 и 2 женщины говорят, а 3 молчит). — Слова каких женщин схожи? (первой и второй). — Что вы можете сказать о 1 и 2 женщинах? (Первая и вторая женщины похожи. Они хвастаются своими сыновьями, считают их особенными, самыми лучшими). — Верно, поэтому автор показывает этих героев вместе – две женщины. А третья – молчит. Почему? (мнение детей) Докажите текстом. («ничего особенного в нём нету»). — Третья женщина отличается от двух других, поэтому автор называет её отдельно – третья женщина. Давайте перечитаем разговор мА и попробуем своим чтением показать, что первые две женщины хвастаются своими сыновьями, а третья – молчит. (чтение по ролям). — Итак, мы выяснили, что женщины разные. А что их объединяет? (Они мамы. У каждой есть сын). — И мы немножко познакомились с сыновьями, увидели их глазами мам. (вернуться и перечитать записи на доске). — У нас остался ещё один герой –старичок. Что вы о нём узнали? (1 абзац). — Попробуйте определить отношение автора к этому герою. ( Старичок, а не старик. Автор говорит об этом герое ласково, по-доброму, с уважением). — В.Осеева только упомянула, назвала этого героя и всё. Почему? Как вы думаете? (Он не случайный герой, ему будет отведена своя роль. Мы встретимся с ним позже). — Давайте ещё раз вернёмся к вопросу, который мы себе задали. ( чтение вопроса, записанного на доске). — Чтобы помочь нам найти правильный ответ, автор испытывает своих героев, как они поведут себя в одной и той же ситуации. Прочитайте абзац, в котором рассказывается о действиях женщин. ( Набрали вёдра, пошли, идут, останавливаются, болят руки, ломит спину). — Что означает слово «ломит»? Попробуйте заменить его другим.(болит спина). -Я посмотрела в словаре значения слов «ломить» и «ломота». Ломить – вызывать ломату. Ломота – болезненное ощущение в костях. Почему у мам такое состояние? (Им очень тяжело). — «Вдруг навстречу три мальчика выбегают». Будем отмечать, как ведут себя сыновья, видя, что их матери несут тяжёлые вёдра.1ряд – о первом сыне2 ряд – о втором сыне3 ряд – о третьем (Учитель записывает на доске слова, прочитанные детьми, напротив слов матерей). 1 ряд- «Один через голову кувыркается, колесом ходит»
2 ряд- «Песню поёт — соловьём заливается». 3 ряд- «К матери подбежал…» — Кто из мальчиков привлёк ваше внимание и почему? — Пере
Сюжет
Подошли женщины к колодцу за водой и разговорились. Две охотно хвастались любимыми сыночками. Одна говорила, что ее сынок самый сильный и очень ловкий, а другая вторила, что сынок ее имеет изумительный голос, его никто перепеть не в силах.
Такие байки слушал сосед. Третья женщины слушала молча, а когда ее спросили о сыне, она сказала, что сын вполне обыкновенный мальчик.
Женщины пошли по улице, покачиваясь от тяжелой ноши, навстречу им вышли ребята: один колесом по улице прошелся, другой громко пел, а третий подошел, взял ведра у матери и молча пошел к дому.
На вопрос о том, какие у них сыновья, старик сказал, что видел только одного настоящего сына.
Пересказ по плану
В одном из классов появился новичок, Петя Набатов, приехавший из Томска и также, как и местный ученик Игорь, являющийся отличником. Игорь, следуя школьным традициям, где лучшие ученики занимали задние места, предложил Пете место позади. Во время уроков Петя продемонстрировал свои знания, правильно отвечая на вопросы учителя.Витя Волков, один из учеников, подружился с Петей и показал ему красоты Москвы, в частности Москва-реку, и рассказал о дружеской поддержке больного товарища. Но Петя высказал, что ему не нравятся больные люди.Сначала Петя был в центре внимания, общительно делится с одноклассниками своими знаниями. Однако со временем его критика в адрес ошибок других начала раздражать одноклассников, что привело к конфликтам и ухудшению отношений, в частности, с Витей.Когда учитель выразил обеспокоенность по поводу успеваемости самого слабого ученика класса, Буни Пронина, Витя предложил свою помощь, а Пете было предложено заняться больным товарищем. Однако после очередного критического замечания в адрес Буни, которое оказалось ошибочным, класс объявил Пете бойкот, назвав его выскочкой, и он стал изгоем.Петя переживал из-за отсутствия общения и того, что его успехи перестали приносить радость. Однако перед Новым годом он неожиданно предложил помочь Буньке, на что класс отреагировал прохладно, но Бунька посмотрел на Петю с надеждой.Петя стал помогать Буньке, проявив настойчивость и терпение, и ученик начал учиться лучше
Учитель отметил, что школа учит жить в коллективе, подчеркивая важность этих событий для класса. В итоге Витя снова обратился к Пете, предложив вместе идти домой, что стало символом возобновления их дружбы
Сюжет
Разведчики, возвращаясь с боевого задания, нашли в яме худенького мальчика. К тому времени Ваня уже несколько лет бродил по лесу, и при виде солдат потерял сознание. Разведчики привели больного и голодного оборвыша в свое расположение, сытно накормили и обогрели.
Несмотря на то, что командир артиллерийской батареи капитан Енакиев готовился к бою, он подробно расспросил о Ване. Выяснилось, что все его родные погибли, и он был круглым сиротой. Енакиев сразу вспомнил любимую жену и маленького сына, которые погибли во время вражеского налета. Прекрасно понимая, что фронт является не самым подходящим местом для ребенка, капитан приказал эвакуировать Ваню в тыл. Но Ваня так сильно хотел остаться на батарее, что по дороге в тыл дважды сбегал. Первый раз он выпрыгнул прямо на ходу из машины. Сопровождавшему Биденко пришлось даже привязать мальчика к себе, но он все равно умудрился сбежать. Ване удалось уговорить капитана Енакиева оставить его – так двенадцатилетний мальчик стал «сыном полка».
Перед запланированным масштабным наступлением красной армии, батарея получила задание разведать расположение вражеских войск. Разведчики Горбунов и Биденко взяли с собой на задание Ваню, который ловко занялся сбором разведданных. За этим занятием его и поймали немцы. От верной смерти мальчика спасло лишь наступление красной армии – немцы попросту забыли о нем, спасаясь от советских солдат.
Сын полка получил солдатскую форму, и начал во всем помогать батарее. Тем временем капитан Енакиев настолько привязался к мальчику, что даже хотел усыновить его.
Война уже подходила к решающей развязке, когда батарее предстоял серьезный бой. Чтобы обезопасить Ваню, который ни в какую не хотел покидать батарею, Енакиев написал ему приказ на листке бумаг и отослал в штаб. Мальчик был вынужден подчиниться приказу капитана, которого он видел в последний раз. Ради обеспечения прохождения частей, отважный капитан вызвал огонь на себя. Никто из батареи не выжил. Енакиева похоронили на родине, а Ваню Солнцева определили в суворовское училище.
Ход занятия:
Дети в кругу.
Друг на друга посмотрели
Крепко за руки взялись
Влево-вправо повернулись
И друг другу улыбнулись.
Попрошу ответить на вопрос: Кто вы? (девочки и мальчики? А для мам и пап (дочки и сыночки) Девочки- будущие…. Мальчики будущие….
— Ребята, я желаю вам доброго утра и хорошего настроения! Скажите, пожалуйста, вы любите книги?
— Мне очень хочется. Чтобы каждый из вас сказал, чему учат разные книги. А каждое ваше красивое слово я положу в волшебный сундучок.
Поиграем в игру «Каждое слово в ладошки» (книга учит добру, старанию, уважению к старшим, умению не обижаться, прощать, помогать, правилам поведения, не ссориться, быть вежливым и т. д.).
— Молодцы!
Я вам предлагаю послушать еще один короткий рассказ? Рассказ Валентины Александровны Осеевой «Сыновья» (чтение).
Сыновья (рассказ)
Две женщины брали воду из колодца. Подошла к ним третья. И старенький старичок на камушек отдохнуть присел.
Вот говорит одна женщина другой:
– Мой сынок ловок да силён, никто с ним не сладит.
– А мой поёт, как соловей. Ни у кого голоса такого нет, – говорит другая.
А третья молчит.
– Что же ты про своего сына не скажешь? – спрашивают её соседки.
– Что ж сказать? – говорит женщина. – Ничего в нём особенного нету.
Вот набрали женщины полные вёдра и пошли. А старичок – за ними. Идут женщины, останавливаются. Болят руки, плещется вода, ломит спину.
Вдруг навстречу три мальчика выбегают.
Один через голову кувыркается, колесом ходит – любуются им женщины.
Другой песню поёт, соловьём заливается – заслушались его женщины.
А третий к матери подбежал, взял у неё вёдра тяжёлые и потащил их.
Спрашивают женщины старичка:
– Ну, что? Каковы наши сыновья?
– А где ж они? – отвечает старик. – Я только одного сына вижу!
— Понравился рассказ?
— Что сказала первая женщина про своего сына? («Мой сынок ловок да силён»).
— Подумайте и передайте интонацию – (выражение чувств, мимика, жест).
— Что значит «ловок да силен»?
— Что сказала вторая женщина? («А мой поёт, как соловей»).
— Подумайте и передайте интонацию.
— А что это значит, поёт, как соловей? (Умеет петь звонко, голосисто, красиво, «Соловьём заливается»).
— Что сказала третья женщина? («Ничего в нем особенного нет»).
— Как вы думаете, как она сказала (интонация – выражение чувства, мимика, жест).
— Что увидел старичок, когда на встречу выбежали три мальчика? (Один через голову кувыркается, колесом ходит, другой соловьем заливается, а третий взял тяжёлые ведра у матери и потащил).
— О чем просили женщины старичка? («Каковы наши сыновья?»)
— Что ответил женщинам старичок?
(«А где же они? Я только одного сына вижу»)
— Как вы думаете, почему он так ответил? (только один сын помог матери, и он старичку понравился).
— А который из сыновей вам понравился больше всего? Почему?
Дети, а как можно назвать сына, который помог маме донести воду? (Ответы детей). Этот мальчик любит труд, значит он какой? (Трудолюбивый).
Какая часть рассказа вам понравилась больше, и вы хотели бы услышать ее еще раз?
Воспитатель предлагает пересказать рассказ по цепочке, не повторяя сюжет предыдущего рассказчика, а продолжая сюжетную линию произведения.
Физминутка:
«Дочки и сыночки»
Девочки попрыгали, мальчики присели,
Мамины дочки похлопали в ладошки,
Папины сыночки встали на носочки,
Внучки подняли вверх ручки.
Внуки широко разводят руки.
Добрые, послушные малыши —
На стульчики дружно пошли.
— Внимательно послушайте слово, которое я скажу. Готовы? Слушайте, слово «СЫН». А теперь скажите, сколько звуков в этом слове, сколько слогов, какой последний звук в слове?
— Я предлагаю поиграть вам в игру «Я знаю много… слов на звук «Н». Дети, передавая волшебную палочку, говорят слово
— Я знаю, вас очень любят в вашей семье, потому что вы…. (дети продолжают фразу, давая характеристику своих положительных качеств, передавая сердечко).
— Дети, скажите, вы помогаете, дома родителям? Продолжите фразу «Я мамин (папин) помощник, потому что я…»? (Дети составляют предложения на тему «Я помощник»).
-Важно ли то, что мы сегодня узнали? Какое задание было трудным? Почему? Что нужно сделать следующий раз? Что вы расскажите папам о нашей встрече? –
Чему вас научил этот рассказ?
-Недаром говорят: «Хорошая книга – лучший друг!».
-Добрым быть совсем не просто!
Не зависит доброта от роста!
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды!
Доброта с годами не стареет!
Доброта от холода согреет!
Если доброта как солнце светит!
Радуются взрослые и дети!
Я предлагаю взять сердечко, кто готов делать добрые дела.
Популярные сегодня пересказы
Егерь — краткое содержание рассказа Чехова Антон Павлович Чехов еще со времен начала своего творчества считается на поприще русской литературы непревзойденным никем мастером короткого рассказа. Его перу принадлежит большое количество лаконичных
Краткое содержание книги Медея и ее дети Улицкая В этом произведении описана жизнь нескольких поколений одной семьи. Главная героиня Медея в возрасте шестнадцати лет потеряла родителей, поэтому заботу о двенадцати братьях
Гарри Поттер и узник Азкабана — краткое содержание книги Роулинг Третья часть популярной франшизы о мальчике волшебнике начинается в доме №4 по Тисовой улице
Должно случится важное событие- в гости приезжает сестра Вернона Дурсля Мардж
Манфред — краткое содержание поэмы Байрона Главным героем стал один барон. Вот только он очень сильно отличается от других баронов, которые имеют большие замки или дворцы, также у любого барона имеется сын, и больше всего на свете ему хочется