Нод по речевому развитию в старшей группе. пересказ сказки «лиса и журавль»

Конспект занятия «пересказ русской народной сказки «лиса и журавль» (подготовительная группа)

Звери в яме

Старик со старухой живут в бедности, есть у них один только боров. Он идёт в лес поесть желудей и встречает волка, который просит взять его с собой. Боров говорит ему, что там, куда он идёт, глубокая яма и волку ее не перепрыгнуть. Но тому все нипочём, и он идёт за боровом. Когда же они приходят к яме, волк прыгает и падает в неё. То же самое случается с медведем, зайцем и лисой: все они попадают в яму.

Чтобы не умереть с голоду, лиса предлагает тянуть голос: кто не вытянет, того и съедят. Сначала съедают зайца, потом волка. Хитрая лиса отдаёт медведю не всю его долю и прячет оставшееся мясо. Когда у медведя кончается его запас и он начинает голодать, коварная лиса учит его, что надо просунуть лапу в ребра. Тот сле-дует ее совету, разрывает себе брюхо и околевает, а лиса съедает его. Когда же кончается медвежатина, лиса грозится дрозду, кото-рый вьёт гнездо на дереве, стоящем над ямой, что съест его детей, если он не накормит ее. Дрозд кормит и поит лису, а потом по-могает ей выбраться из ямы, только бы она не тронула его деток. Лиса требует, чтобы он ещё и рассмешил ее. Дрозд летит в село, садится на ворота и кричит: «Бабка, принеси мне кусок сала!» На его крик выскакивают собаки и разрывают лису.

Читательский дневник по русской народной сказке «Лиса, Заяц и Петух»

Название: «Лиса, Заяц и Петух» или «Зайкина избушка». Жанр произведения: сказка о животных.

Главные герои: Лиса, Заяц, Петух, Собака, Медведь, Бык.

Характеристика главных героев:

Лиса — хитрая и наглая.

Из-за своей лени и глупости построила ненадёжный дом.

Обманом выгнала зайца с его жилья.

Заяц — добрый и доверчивый.

Не смог сам справиться с захватчицей и попросил помощи у животных.

Петух — сильный и смелый.

Ловко прогнал лисицу с чужого домика.

Сделал доброе дело для друга.

Бык, собака, медведь — храбрые лишь на словах

Краткое содержание сказки «Лиса, Заяц и Петух»

В одном лесу жили Лиса и Заяц.

Построили они себе на зиму домики.

У зайца дом был лубяной, а лисы ледяной.

Весной ледяной дом растаял. Рыжая плутовка прогнала зайца и поселилась в его избушке.

Заяц плакал и всем рассказывал о беде. Но ни собака, ни бык, ни медведь, не смогли ему помочь.

Лишь храбрый петух запугал лису и освободил избушку.

Стал петух жить с зайцем.

Основная мысль сказки «Лиса, Заяц и Петух»

Главная мысль сказки заключается в том, что необязательно быть сильным, чтобы победить врага.

Основная идея сказки в том, что смелый всегда побежит.

Чему учит сказка

Сказка учит нас быть смелыми, решительными, справедливыми и отзывчивыми.

Учит не поддаваться противнику, даже если он сильнее нас.

Сказка учит нас быть практичными и думать о будущем.

Сказка учит нас быть дружными и благодарными.

Краткий отзыв о сказке «Лиса, Заяц и Петух» для читательского дневника

Прочитав эту сказку, я подумала, что любого можно напугать словами.

Но только настоящий храбрец докажет свою смелость делом.

Так поступил петух.

Это интересная и поучительная сказка.

В ней говорится о том, как большие и страшные звери были напуганы маленькой лисой.

А маленький петух сумел не испугаться.

Мне очень понравился петух, потому что он был отважным и мужественным.

Он помог другу и заслужил почёт и уважение.

Я всем советую прочитать эту историю и подумать о том, что важны не слова, а дела.

Не нужно сотрясать воздух звуками, надо просто делать.

Пословицы к сказке

Боязливому — по ухо, смелому — по колено.

Глаз — трус, сердце — храбрец.

Смелость города берёт.

Осень хвастлива, весна справедлива.

Смелость лучше богатырства.

Отрывок из произведения, поразивший меня больше всего:

– Нет, Бык, не выгонишь!

Собака гнала — не выгнала, Медведь гнал — не выгнал и тебе не выгнать!

Подошли они к избёнке, Бык как заревел:

– Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!

Бык испугался и убежал.

Краткая характеристика героев

Герои сказки немногочисленны. Это:

Подленькая Лиcа, главными качествами которой являются хитрость и жадность, выражающиеся в желании пожить за счет других. Такой она предстает практически во всех народных сказках.

Простодушный, однако не лишенный мстительности, Журавль. Он достаточно умен, поэтому понимает хитрость Лисы и находит способ отплатить ей тем же.

Можно предположить, что оба героя без злого умысла так недружелюбно встречали гостей. Однако народная мудрость не зря высвечивает поведение хитрой Лисы, повадки которой издавна славятся коварством. А Журавль создает впечатление птицы, гордо несущей свою голову. Он достойно отвечает на уловки кумушки Лисы. Но, вероятнее всего, оба они просто не имели правильного представления о том, что встречать гостей следует радушно и с учетом их предпочтений. Невоспитанность – вот камень преткновения, о который разбилась дружба между столь разными героями.

Ход занятия:

1. Организационный момент. Создание эмоционального положительного фона.

Педагог. Дети, давайте поздороваемся с гостями и подарим им свои улыбки.

Скажите мне дети, какие вы знаете рассказы и сказки о животных? (Заяц-хваста, Теремок, Три медведя. И. т. д.)

Педагог. Молодцы. Верно.

Я хочу загадать вам загадку.

Хоть на вид – краса девица,

На проделки мастерица,

Кто дружить захочет с ней?

Зверя нет в лесу хитрей

Дети. Лиса.

Педагог. Как вы догадались?

Дети. Лиса красивая, хитрая.

Сегодня мы продолжим разговор о диких животных, познакомимся с новой сказкой, поиграем.

Приготовили пальчики:

Сидит белка на тележке,

Продает она орешки,

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому.

Кому в платок,

кому в зобок,

кому в лапочку.

Сегодня, дети, мы прослушаем новую сказку, которая называется «Лиса и журавль». Садитесь на стулья.

2. Первичное прослушивание сказки детьми. Развитие речевого слуха, чувства языка.

Педагог включает запись сказки.

3. Беседа по прослушанному. Развитие речи, памяти.

Педагог выключает музыкальный центр и организует беседу с детьми.

Во время беседы выкладываю на доску схемы по сказке.

Задаю вопросы по тексту сказки :

1. Дети, кто главные герои этой сказки? (Лиса и Журавль)

2. Что наварила лиса к приходу журавля? (Кашу манную)

3. А что приготовил журавль к приходу лисы? (Окрошку)

4. Почему лисе стало обидно? (Думала, что наестся на целую неделю, а ушла домой голодная).

5. Как вы понимаете поговорку «Как аукнулось, так и откликнулось!»(Это отношение людей друг к другу;

Если вы будете с добром друг к другу относится, то и к вам также отнесутся.

Как лиса накормила журавля, так и журавль отнёсся к ней.

Провожу словарную работу:

Званный пир – когда гостей зовут, когда готовят угощение;

Потчует – угощает, покушай говорит.

Стряпала – готовила, варила.

Не обессудь – не обижайся, сожалею.

Досада – обида.

Не солоно хлебала – голодная.

Дружба у лисы с журавлём врозь – Поссорились.

4. Физминутка: (на ковре)

Медведь по лесу идёт, ветки ломает, (дети идут вперевалку)

Кусты гнёт.

Волк зимой холодной (Идут, высоко поднимая

Ходит злой, голодный. колени)

На лесной полянке скачут (Прыгают)

Быстро зайки.

Рога раскинув широко, (спокойная ходьба)

Лось ходит по лесу легко.

5. Повторное рассказывание сказки педагогом с нацеливанием на последующий пересказ. Развитие речевого слуха.

Педагог вновь предлагает детям сесть на стулья.

Педагог. А теперь я почитаю вам сказку. Старайтесь хорошо запомнить её, потому что вы будете её пересказывать.

Педагог выразительно рассказывает сказку.

Лиса с журавлем подружились.

Вот вздумала лиса угостить журавля, пошла звать его к себе в гости:

— Приходи, куманек, приходи, дорогой! Уж я тебя угощу!

Пошел журавль на званный пир. А лиса наварила манной каши и размазала по тарелке. Подала и потчевает:

— Покушай, голубчик куманек, — сама стряпала.

Журавль стук-стук носом по тарелке, стучал, стучал — ничего не попадает!

А лисица лижет себе да лижет кашу, так все сама и съела.

Кашу съела и говорит:

— Не обессудь, куманек! Больше потчевать нечем.

Журавль ей отвечает :

— Спасибо, кума, и на этом! Приходи ко мне в гости.

На другой день приходит лиса к журавлю, а он приготовил окрошку, наклал в кувшин с узким горлышком, поставил на стол и говорит:

— Кушай, кумушка! Право, больше нечем потчевать.

Лиса начала вертеться вокруг кувшина. И так зайдет, и эдак, и лизнет его, и понюхает-то, — никак достать не может: не лезет голова в кувшин.

А журавль клюет себе да клюет, пока все не съел.

— Ну, не обессудь, кума! Больше угощать нечем!

Взяла лису досада. Думала, что наестся на целую неделю, а домой пошла — не солоно хлебала. Как аукнулось, так и откликнулось!

С тех пор и дружба у лисы с журавлем врозь.

6. Пауза для подготовки детей к пересказу. Напоминание педагогом плана пересказа.

Немного подумайте и попробуйте пересказать сказку. Схемы к сказке вам помогут.

7. Пересказ сказки несколькими детьми по частям. Развитие речи.

8. Пересказ сказки одним из детей. Развитие речевого слуха, связной речи.

9. Окончание занятия. Оценка работы детей. (Чем занимались сегодня? Чей пересказ вам понравился больше всего)

Роль плана в рассказе

План – это основа рассказа, схема, по которой строится его содержание. Он помогает автору организовать и систематизировать информацию, а также передать ее читателю более логичным и понятным образом. Роль плана в рассказе неоценима. Вот почему:

  • Организация текста – с помощью плана автор определяет, какие события или действия должны происходить в рассказе и в какой последовательности. План позволяет не запутаться в хаотичном переплетении сюжетных линий и сохранять структуру и порядок основных событий.
  • Более логичное и последовательное изложение – план помогает автору описать события рассказа более цельно и последовательно. Он позволяет избегать потери важных моментов и сохранять логическую связь между ними.
  • Предварительная подготовка материала – при составлении плана автор анализирует и структурирует главные моменты и идеи своего рассказа. Это помогает ему более глубоко вникнуть в суть рассказываемого и определить, какую информацию должны получить читатели.
  • Помощь читателю в понимании – план позволяет читателю лучше ориентироваться в тексте рассказа. По нему можно понять, какие события стоит ожидать в дальнейшем и как они связаны между собой.

Таким образом, план играет важную роль в рассказе, помогая автору и читателю следить за сюжетом и лучше понять содержание текста. Он способствует более организованному, логичному и интересному представлению идей и событий.

Зимовье зверей

Идёт по лесу бык, встречает барана, потом свинью, гуся и пе-туха и приглашает их в попутчики — от зимы лета искать. Бык предлагает строить избу, чтобы было где жить, когда настанут хо-лода, но никто не хочет помогать ему: баран отговаривается тем, что у него тёплая шерсть, свинья говорит, что зароется в землю и согреется, а гусь и петух собираются залезть в ельник, одно крыло подстелить под себя, а другим накрыться и так зимовать. Прихо-дится быку строить дом в одиночку.

Настаёт зима с лютыми морозами, и все просятся в избушку, а бык не пускает. Тогда баран грозится выбить бревно из стены, свинья — подрыть столбы, гусь — выщипать мох из стен, а петух — разгрести землю на крыше. Делать нечего, бык пускает их всех в избушку. Лиса слышит, как петух в тёплой избушке песенки поёт, приходит к медведю с волком и рассказывает им, что нашла для них добычу — быка да барана Медведь открывает дверь, лиса бросается в избушку и хочет схватить петуха, но бык с бараном убивают ее. Тогда туда заходит волк, но и его ждёт та же участь. Одному медведю удаётся уйти живым, но и ему бык с бараном как следует бока намяли!

Басня «Волк и Журавль».

Что волки жадны, всякий знает: Волк, евши, никогда Костей не разбирает. Зато на одного из них пришла беда! Он костью чуть не подавился. Не может Волк ни охнуть, ни вздохнуть; Пришло хоть ноги протянуть! По счастью, близко тут Журавль случился. Вот кой-как знаками стал Волк его манить И просит горю пособить. Журавль свой нос по шею Засунул к Волку в пасть и с трудностью большею Кость вытащил и стал за труд просить. «Ты шутишь! — зверь вскричал коварный, — Тебе за труд? Ах ты, неблагодарный! А это ничего, что свой ты долгий нос И с глупой головой из горла цел унес! Поди ж, приятель, убирайся, Да берегись: вперед ты мне не попадайся».

Описание сюжета сказки «Хитрая лиса»

Сказка «Хитрая лиса» рассказывает о приключениях лисы, которая весьма умна и ловка, и всегда находит способы обмануть своих соперников. В основе сюжета лежит соперничество лисы с другими животными леса и ее многочисленные хитрости для достижения своих целей.

Сказка начинается с того, что лиса, живущая в лесу, узнает о соревновании в ловкости среди животных. Лиса, несмотря на свою маленькую величину, решает принять участие и доказать свое превосходство перед остальными. Она задумывает победить всех соперников, используя свои хитрые планы и уловки.

На протяжении сказки лиса преуспевает в своих намерениях благодаря своей сообразительности. Она придумывает различные уловки для того, чтобы выиграть: заставляет других животных предоставить ей свои скорости и силу, обманывает их рассказами о своих превосходных навыках и обещает им преимущества в обмен на легкость в ловкости.

Однако, в конце сказки другие животные, осознавая обман, объединяются и раскрывают лису перед остальными. Лиса, оказавшись втянутой в ловушку, признает свою ошибку и обещает быть честной в будущем.

Эта сказка является наглядным примером того, что хитрость и обман могут выходить боком, а честность и справедливость всегда побеждают.

Публикация «Конспект занятия „Пересказ русской народной сказки „Лиса и журавль“ (подготовительная группа)» размещена в разделах

  • Журавль, журавлик
  • Конспекты занятий. Все конспекты
  • Перелетные птицы
  • Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
  • Подготовительная группа
  • Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
  • Сказка. Конспекты занятий по сказкам
  • Сказки для детей. Все сказки по названиям
  • «Лиса и журавль», сказка
  • Темочки

— активизировать употребление глаголов из текста сказки

— упражнять в образовании сравнительной степени прилагательных

Воспитательные:

— воспитывать интерес к устному народному творчеству

— способствовать формированию умения понимать смысл пословиц

Технологии: здоровьесберегающие, игровые.

Предварительная работа: чтение русских народных сказок, беседа по содержанию, рассматривание иллюстраций к сказкам, заучивание пословиц.

Материал: серия иллюстраций к русской народной сказке «Лиса и Журавль», маски для драматизации, аудиозапись для физкультминутки

I. Вводная часть

1. Воспитатель: Здравствуйте, дети! Сегодня мы познакомимся с новым художественным произведением. Предлагаю вам отгадать загадки и узнать кто главные герои произведения.

Длинноногий, длинношеий

Длинноклювый, телом серый,

А затылок голый, красный.

Бродит по болотам грязным,

Ловит в них лягушек,

Ловких попрыгушек (Журавль)

За деревьями, за кустами

Махнуло хвостом, будто пламя.

Промелькнуло, пробежало.

Нет ни дыма, ни пожара. (Лиса)

II .Основная часть

— Слушайте внимательно.

Рассказывание сказки

Беседа по содержанию сказки :

— Дети, что мы сейчас послушали?

К какому литературному жанру относится это произведение?

— Как вы догадались, что это сказка?

— О чем говорится в этой сказке?

— Какой вам представляется Лиса в этой сказке?

— Каким представлен Журавль?

— Какие ласковые обращения героев друг к другу вы услышали? (куманек, кумушка, голубушка)

— В сказке очень много необычных слов. Давайте вспомним их. Что они означают?

«званый пир» — пригласили, позвали на пир;

«потчует» — угощает;

«стряпала» — приготовила пищу;

«не обессудь» — не обижайся;

«не скупись» — не жадничай

— Как бы вы назвали сказку? (дети перечисляют названия)

— Эта сказка называется «Лиса и Журавль».

— Послушайте сказку еще раз. Запоминайте внимательно последовательность сказки. После моего рассказа, вы сами попробуете рассказать эту сказку.

Повторное чтение сказки

— Пересказывать мы будем по ролям. Какие роли есть в этой сказке?

— Как настоящие артисты будем стараться пересказывать точно по тексту и выразительно

— Какие средства артисты используют для выразительного исполнения роли?

(далее выбираются дети)

Пересказ сказки по ролям

— А сейчас немного отдохнем

Физкультминутка

Шёл журавль на охоту,

Искал лягушку на болоте.

Ноги длинные поднимал,

Через кочки он шагал.

Посмотрел по сторонам,

Нет её ни тут, ни там.

Оглянулся, повернулся,

А затем домой вернулся.

Лексико-грамматическая работа

— Что делала лиса в сказке? (стряпала, варила, размазывала по тарелке, потчевала)

— Лиса была хитрая, а журавль еще … (хитрее)

— Кувшин был высокий, а журавль еще … (выше)

— Нос у журавля был длинный, а дорога еще … (длиннее)

— У этой сказки есть и другое название «Как аукнется, так и откликнется. Что означает это название сказки?

— Правильно, ребята, недаром говорят: «Поступай так, как хочешь, чтобы поступили с тобой», все должны жить дружно.

Скороговорка:

Ждал журавль журавля

На болоте два часа.

Жарко солнышко светило,

Журавлю тоскливо было.

— Давайте произнесем эту скороговорку медленно, четко проговаривая каждое слово.

— Произнесем шёпотом. Произнесем громко.

— Сейчас будем произносить скороговорку, постепенно увеличивая темп.

— У меня есть иллюстрации к этой сказке. (Закрепить на доске). Давайте попробуем составить из них книгу. (дети выкладывают последовательно сюжетные картинки)

Составление книги из иллюстраций

Итог

— С какой сказкой мы сегодня познакомились?

— О чем эта сказка?

Какая пословица выражает главную мысль в сказке «Лиса и журавль»?

Кроме очевидного ответа по поводу пословицы «Как аукнется, так и откликнется», эта сказка мне напоминает пословицу «Мягко стелет да жестко спать».

Ведь лиса могла бы принять своего гостя должным образом, а журавль мог бы и не мстить лисе. В итоге оба получили то, что заслужили.

К сказке «Лиса и Журавль» подыходит пословица, ярко характеризующая смысл сказки, выражает главную мысль сказки «Лиса и Журавль».

Что есть в печи, всё на стол мечи.

Когда приходят в гости, на стол подается не только любимое кушанье хозяина, но все, что есть в доме. Тогда гостю угодишь и друга не потеряешь.

Еще одна пословица подходит к сказке «Лиса и Журавль»

Гостю щей не жалей, а побольше лей.

И последняя пословица, наверное, сама главная для сказки, которая характеризует как Лису, так и Журавля

Умел в гости звать, умей и угощать.

Гость должен чувствовать себя как дома, чтобы не было неловкости и неудобства, иначе получится как в сказке, всем будет плохо и дружбе наступит конец.

сказки о лисе и журавле

я бы высказала такой фразой:

«Как аукнется, так и откликнется!«

Не знаю, относится ли эта фраза к пословицам и поговоркам, но в данном случае как нельзя кстати, по моему.

Так лиса журавлю угощение подавала, что не смог он даже попробовать (из плоской тарелки никак не смог клювом своим кашу набрать).

Поэтому и лиса ушла от журавля не солоно хлебавши.

Ещё такое мудрое изречение подошло бы:

«Относись к людям так, как хочешь чтобы они относились к тебе«!

На мой взгляд здесь очень хорошо подходит пословица «как аукнется, так и откликнется» или «что посеешь то и пожнешь», но в любом случае здесь смысл один: что ты отдаешь, то и получаешь или относись к другим так, как хочешь чтобы относились к тебе.

Любил я в детстве эту сказку. Лису жалко было.

Предлагаю свой вариант пословице.

Мысль думаю ясна. Сначала лиса угостила с тарелки журавлика, а потом и сама окрошечки из кувшина поесть пыталась.

Краткое содержание сказки «Журка» Главная мысль рассказа о привязанности животных домашних питомцев к своим хозяевам. Любое животное отзывается на человеческую доброту и помнит человека. Любовь и забота нужна каждому животному.

Автор рассказа и его жена поймали молодого журавля и скормили ему шесть лягушек, и стало им интересно, сколько всего лягушек может съесть журавленок.

Журавлю подрезали крылья и стал он жить в доме, назвали Журкой. Он повсюду ходил за хозяйкой дома, а она его подзывала «фру-фру».

Как-то раз на Журка рванулся за лягушкой, а там было болото, куда человек пробраться не может и улетел на середину болота. Хозяйка испугалась, что журавленок улетит от них и заплакала, стали его звать «фру-фру» и журавль вернулся. На радостях наловили ему лягушек и съел он сразу 43 лягушки.

Сказка «Два Мороза» относится к народным бытовым сказкам.

Главную мысль сказки «Два Мороза» выражает пословица От труда здоровеют, а от лени болеют.

Разумеется, для вора, ярмарка одно из самых интересных событий. Так как люди приезжают на ярмарку с «полными карманами денег». А экспроприировать эту наличность является главным в действиях вора. Чем лучше «поработает» вор на ярмарке, тем вкуснее и сытнее он поужинает вечером. А если очень хорошо «поработает», то денег у него будет «как у дурака – махорки»!

Следовательно, он и готовится к ярмарке очень тщательно/долго/придирчиво. Проверяя свое «снаряжение».

Вот и ответ на вопрос. «Собирается, как вор на ярмарку», значит, собирается очень долго, очень скрупулезно, проверяя, все ли взял с собой. Конечно, окружающих эти сборы – по два/три часа очень напрягают/выводят из себя. Вот они и реагируют приведенной в вопросе автора фразой.

Означает это библейское изречение ровно то, что в нём сказано. Тех, кто не осуждают других, не сплетничают, тоже не буду осуждать и оговаривать. Правда, в обыденной жизни это не совсем так: часто на доброго и хорошего человека наговорят такого, и осудят его ни за что.Одно только я заметила, что когда осуждаешь других, с тобой может произойти то, за что сам осуждал. И неизвестно, как сам поступишь, оказавшись в аналогичной ситуации.Так что, не судите, да не судимы будете.

Почему он первым убирает со стола?

Да потому, что у стола остался один.

Кто бы ни вызвался ему помочь, всегда вторым будет.

Источник

План пересказа сказки «Хитрая лиса»

1. Вступление в сказку

2. Представление главной героини — Лисы

3. Первая хитрость Лисы — обман Журавля

4. Вторая хитрость Лисы — обман Зайца

5. Третья хитрость Лисы — обман Волка

6. Возвращение Лисы к своему хвосту

7. Заключение и мораль сказки

В сказке «Хитрая лиса» главной героиней является Лиса, которая славится своими хитрыми уловками. Она доказывает свою хитрость взрослым животным и превосходит их своими интригами.

Первая хитрость Лисы проявляется, когда она обманывает Журавля. Она предлагает ему помочь перевезти груз на берег реки, но вместо этого оставляет его там и уносит его товар. Журавль осознает свою наивность и понимает, что Лиса была к нему подлейшим образом.

Затем Лиса решает обмануть Зайца. Она просит его назвать самым красивым животным в лесу и обещает усыпить его, если он скажет правду. Заяц, будучи легковерным, заявляет, что Лиса самое красивое животное, и засыпает под гипнозом Лисы. Когда Заяц просыпается, Лиса уже далеко.

Третья хитрость Лисы — обман Волка. Лиса уговаривает Волка помочь ей купить новый хвост, обещая, что она заплатит ему деньги. Волк доверчиво дает ей деньги, но Лиса вместо нового хвоста покупает себе еду и уносит сумку деньги Волка.

В итоге Лиса возвращает себе свой хвост и возвращается к своим хитростям. Сказка заканчивается моралью, что нельзя доверять и легко поддаваться обману.

Вопросы к обсуждению:

  • Что вы думаете о Лисе и ее хитростях?
  • Какова мораль сказки «Хитрая лиса»?
  • Как вы действовали бы на месте Журавля, Зайца или Волка?

Сказка «Лиса и журавль» в стихах и басня

Необходимо заметить, что Крылов не писал басню про лису и журавля. Предлагаем прочесть одноименную басню автора: Ирис Ревю.

Угостить надо тоже с умом,
Но лиса, вдруг решив о другом,
Журавля пригласила на пир,
Чтоб потом посмеялся весь мир.
Носом длинным журавль стучал
По тарелке, а прок-то в том мал,
Ничего ухватить не сумел,
И, конечно, совсем не поел.
Захотел отомстить он лисе,
Этой хитрой плутовке-красе,
И наполнив окрошкой кувшин,
«Пусть попробует», — так он решил.
Ест лиса, но судьба такова,
Что не лезет в кувшин голова,
И, попрыгав и эдак и так,
Ничего не достала никак.
С той поры – дружбы нет у зверей,
Так бывает. А как у людей?

***
Всем известная лиса,
Гордость леса и краса,
Подружилась с журавлём
И души не чает в нём.
Как-то утренней порой,
Перед ним лиса юлой:
— Приходи в мой дом, дружок,
Накормлю тебя я впрок!
Стану кашкой угощать,
Клюв тебе не закрывать,
Мы и песню можем спеть,
Станцевать и пошуметь!
Заверял журавль лису:
— Я визит свой нанесу!
Вот в один из ясных дней,
Направляется он к ней;
На душе его легко,
Солнце в небе высоко,
Птички песенки поют,
На лугах цветы цветут,
Красотой сияет пень,
До чего хороший день!
Да лисе не до красот,
У лисы полно хлопот.
Ей бы кашку доварить,
По тарелкам разложить.
Скоро вышел кашке срок,
У лисы вдруг взор поблёк;
Над тарелками лиса,
В тех глазах её слеза:
— Я себя не обделю,
Ложка каши — журавлю!
Остальная каша мне,
Я не враг самой себе!
Взгляд лисы в тарелке вяз,
Вдруг она пустилась в пляс;
У лисы, в тарелке той,
Каша высится горой,
А в тарелке журавля,
След крупиночек в края.
Тут журавль явился в дом,
Речь не вёл он за столом,
Но лисе молчать невмочь,
Поболтать она не прочь:
— Про дела свои забудь,
Кушай, друг, не обессудь.
Опустил журавлик взгляд,
Чувствам стал своим не рад
И в тарелку клювом, стук,
Закружил по дому звук;
Клюв журавлика пустой,
В нём крупинки, ни одной,
Кашку, бедному, не взять,
Но клюёт журавль опять;
От смущения горит,
На лису он не глядит.
А лису в словах несёт,
Ей слова, что сладкий мёд:
— Кашки ты такой не ел,
Вижу, даже припотел,
Дальше клюй, не торопись
И смотри, не поперхнись!
Долго он ещё стучал,
От стола голодным встал.
Та лисичка вся в слезах,
Говорит ему в дверях:
— Ты прости меня, дружок,
Нет чайку на посошок,
Нищета тому виной,
Тяжело мне жить самой!
Не пошёл журавль в уклон,
Отдал лисоньке поклон,
Пригласил её в свой дом,
Потрапезничать, вдвоём.
Встала лисонька чуть свет,
Ей преград к визиту нет:
— Подкрепиться в самый раз,
Сил моих иссяк запас!
Для лисички лёгок путь,
Ей истома давит грудь,
На душе её легко,
Солнце в небе высоко,
Птички песенки поют,
На лугах цветы цветут,
Красотой сияет пень,
До чего хороший день!
А журавлик эти днём,
Весь в работе за столом!
Он окрошечку творит,
На лисичку нет обид.
За работой минул час,
Влил журавль в окрошку квас
И сметанкою заправил,
Без каких там либо правил.
Тут же он кувшины взял,
Разливать её в них стал;
В деле этом не мудрил,
В равных долях всю разлил,
Стал лисичку поджидать,
Горько-тягостно вздыхать.
Скоро в дом лиса вошла,
Носом чутко повела,
Села быстренько за стол,
Положила хвост на пол.
Тот кувшинчик перед ней,
Говорит журавлик ей:
— Ты отведай мой обед,
Ничего вкуснее нет;
У окрошки дивный вкус,
Помочи, лиса, в ней ус!
Тут лиса застыла вмиг,
У неё вопрос возник:
«Чудеса какие здесь,
Из кувшина, как же есть?!
Узко горло у него,
У меня же пасть, ого»!
Уж она и так, и сяк,
Ей не взять еду, никак!
Стала лисонька сопеть,
На журавлика глядеть,
Злобно глазками сверкать,
Не могла свой гнев унять.
Да журавль не горевал,
Он окрошечку глотал,
Скоро съел её, до дна,
Хороша была она!
Клюв журавль крылом утёр,
Со стола все крошки стёр,
До двери лису повёл,
Разговор такой завёл:
— Ты, лиса, прости меня,
Привечал от сердца я,
Угостил тебя, чем мог
И тому свидетель, Бог!
И пошла лиса домой,
Злость несёт она с собой;
И цветы не в радость ей,
И не в радость соловей,
И такая дребедень,
Этот старый дряхлый пень!
С той поры прошёл уж год,
В думке лисонька живёт:
«Не пойму его никак,
Почему он сделал так»?!
А журавлик до сих пор,
С ней не водит разговор.
Он обрёл себе друзей,
Стаю верных журавлей,
И нисколько не грустит,
Дружбой с ними дорожит,
С ними в счастье и в беде,
На прогулке и в труде.

Автор сказки в стихах: Виктор Шамонин (Версенев)

Конспект занятия по развитию речи. Пересказ сказки «Лиса и журавль» с использованием серии сюжетных картин

Цели:

1.         Учить детей пересказывать текст, используя в качестве наглядной опоры серию сюжетных картин; продолжать учить связности, непрерывности, логичности высказывания; образовывать и употреблять притягательные прилагательные, закрепить и активизировать словарь по теме: «Дикие животные»; образование сложного слова из двух (гостеприимные).

2.         Развивать диалогическую и монологическую речь, пальцевой моторики: психологических процессов (мышления, памяти, внимания).

3.         Продолжать воспитывать умения работать в коллективе, чувство уважения друг к другу.

  • Ход занятия.
  •                    I.                        Организационный момент
  • Посмотрите сколько у нас сегодня гостей
  • — Поздоровайтесь с ними
  • — Если к нам пришли гости, мы значит кто?
  • — Хозяева, которые любят гостей принимать

— Какие они? Как сказать, одним словом?

  1. (гостеприимные)
  2. — Это какие? (ответы детей)
  3. — Гостеприимные хозяева?
  4.                 II.                        Загадки

Давайте тогда послушаем загадки, чтобы узнать, кто сегодня еще пришел к нам в гости. Если правильно отгадываем загадку — на экране появляется наш гость.

  • — Рыжая плутовка
  • Хитрая да ловкая,
  • Хвост пушистый,
  • Мех золотистый
  • В лесу живет,
  • В деревне кур крадет. (Лиса)
  1. — Кто зимой холодной
  2. Ходит злой голодный? (Волк)
  3. — Кто по елкам ловко скачет
  4. И взлетает на дубы?
  5. Кто в дупле орехи прячет,
  6. Сушит на зиму грибы? (Белка)
  7. — Зимой спит,
  8. Летом ульи ворошит (Медведь)
  • — Что за зверь лесной
  • Встал, как столбик, под сосной.
  • И стоит среди травы
  • Уши больше головы. (Заяц)
  • — Длинный хвост
  • Крохотный рост,
  • Серая шубка
  • Острые зубки (Мышь)
  •              III.                        Дидактическая игра «Путаница»
  • Давайте с нашими лесными гостями поиграем в игру «путаница»

Дети стоят в кругу с картинками животных. По образцу логопеда каждый ребёнок задаёт вопрос рядом стоящему. Например: «У лисы волчий хвост?» Следующий ребёнок отвечает: «У лисы лисий хвост» или «У медведя заячьи уши?» — «У медведя медвежьи уши» и т. д.

  1.              IV.                        Дидактическая игра «Кто, где живет»
  2. У каждого зверя есть свой дом
  3. —Найдите дом для своего животного и скажите кто, где живет.

Например: Ребёнок с картинкой своего животного подходит к столу, где разложены таблички с названиями мест обитания животных. Читают и выбирают подходящую табличку и проговаривают предложение. Например: «Волк живёт в логове» или «Белка живёт в дупле» и т. д.

                V.                        Релаксация.

  • Играет музыкальная заставка (из телепередачи «В гостях у сказки»)
  • — Давайте присядем на ковер и послушаем песенку (до начала припева)
  • — Как вы думаете, куда нас приглашает эта песенка?

— Для того чтобы узнать в какую сказку мы попадем, нужно собрать из частей целую картинку (включается музыка). Дети собирают разрезную картинку на ковре и называют название сказки «Лиса и журавль».

             VI.                        Чтение сказки по слайдам (мультимедиа)

1 слайд: Подружилась Лиса с Журавлем и пригласила его к себе в гости: — Приходи, куманёк, приходи, дорогой. Уж я тебя угощу.

2 слайд: Пошел журавль на званый обед. А лиса наварила каши и размазала по тарелке. — Покушай, голубчик мой! Я сама стряпала.

3 слайд: Журавль стук-стук носом по тарелке, стучал, стучал — ничего не попадает! А лисица лижет себе, да лижет кашу, так все сама и съела. — Извини,- говорит, — больше угощать тебя нечем! –Спасибо, лисонька! Приходи теперь ты ко мне в гости.

4 слайд: На другой день приходит лиса к журавлю, а он приготовил окрошку, наложил ее в кувшин с узким горлышком, поставил на стол и говорит: — Кушай, лисонька! Больше угощать нечем.

5 слайд: Лиса начала вертеться вокруг кувшина. И так зайдет, и эдак, и лизнет его, и понюхает, — никак достать не может, не лезет голова в кувшин. А журавль клюет себе да клюет, пока все не съел. Поел и говорит. — Извини, кумушка, больше угощать нечем.

6 слайд: Взяла лису досада. Думала, что наестся, на целую неделю, а домой пошла голодная. С тех пор дружба у лисы и журавля врозь. Как аукнулось, так и откликнулось.

Вопросы:

1.                  Зачем лиса пригласила журавля в гости?

2.                  Она действительно хотела его угостить?

3.                  Зачем журавль пригласил лису?

4.                  Можно сказать, что они были друзьями?

5.                  Почему журавль не мог, есть кашу?

6.                  Почему лиса не могла, есть окрошку?

7.                  Почему закончилась дружба лисы и журавля?

8.                  Как вы понимаете поговорку: Как аукнулось, так и откликнулось? Беседа по вопросам.

Повторное чтение.

          VII.                        Пересказ сказки с использованием серии сюжетных картинок.

Каждый ребёнок выбирает картинку и по сюжету сказки по порядку становятся полукругом.

       VIII.                        Рефлексия.

Чему вас научила эта сказка? (ответы детей)

Молодцы! Сегодня вы хорошо поработали, и наши лесные гости принесли вас угощения.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГДЗ 8 класс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: