Гдз §1. биология в системе наук к учебнику биология 10 класс линия жизни, пасечник

Биология 8 класс. пасечник

§ 36. Строение и функции кожи. Производные кожи. Терморегуляция.

ЗАПОМНИТЕ
Эпидермис • Дерма • Подкожная жировая клетчатка • Ногти • Волосы

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ (стр.178)

  1. Что представляет собой кожа как орган? Из каких тканей она состоит?
  2. Каковы основные функции кожи?
  3. Какие производные кожи вам известны и какое строение они имеют?
  4. Как кровеносные сосуды кожи участвуют в процессе терморегуляции? Составьте схему, объясняющую этот механизм терморегуляции. В чём проявляется взаимосвязь строения кровеносных сосудов кожи и их функций?
  5. Выявлено, что в норме человек более восприимчив к холоду, чем к теплу. Как это можно доказать исходя из анатомического строения кожи?

ПОДУМАЙТЕ!

  1. От чего может зависеть степень оволосения наружных покровов тела у разных людей?
  2. Почему при значительном повышении температуры тела, вызванном простудным заболеванием, человека начинает знобить?

МОЯ ЛАБОРАТОРИЯ

Исследование с помощью лупы тыльной и ладонной стороны кисти

Цель работы: изучить внешнее строение кожных покровов человека.
Материалы и оборудование: ручная лупа.
Ход работы

  1. Рассмотрите под лупой тыльную поверхность кисти и кожу ладони. Отметьте, что вы обнаружили на коже.
  2. Ответьте на вопросы.
  • Куда ведут поры, из которых выходят волосы?
  • Почему участки кожи, разделённые на ромбики, квадратики и треугольники, блестят?
  • За счёт каких образований кожа во время озноба собирается в складки (гусиная кожа)?
  • Куда ведут мелкие поры на ладонной поверхности кожи?
  1. Проведите карандашом по тыльной стороне кисти. Почему, на ваш взгляд, ощущение прикосновения сменяется ощущением холода?

Описание мер по уходу за кожей лица и волосами в зависимости от типа кожи

Цель работы: получить опыт применения знаний по уходу за кожей лица и волосами в зависимости от типа кожи.
Материалы и оборудование: самонаблюдение.
Ход работы

  1. Умойтесь с мылом и через 3 — 4 ч плотно промокните лицо бумажной косметической салфеткой. По числу и интенсивности оставленных на салфетке жирных отпечатков можно сделать вывод о типе кожи.
  • Нормальная кожа — на салфетке остаются незначительные жировые отпечатки (в области носа и лба).
  • Сухая кожа — на салфетке не остаётся жировых отпечатков.
  • Жирная кожа — на салфетке заметны интенсивные жировые отпечатки в области носа, щёк, лба и менее интенсивные в других областях лица.
  • Комбинированная кожа — умеренные жировые отпечатки располагаются в Т-зоне лица (лоб, нос, подбородок).
  1. Сделайте вывод о жирности своей кожи на разных участках кожи лица.
  2. Обсудите полученные результаты с родителями.
  3. Опишите возможные меры по уходу за кожей лица и волосами в зависимости от типа кожи.
  4. Разработайте рекомендации по уходу за кожей своего лица и волосами.

Значение знаний о человеке

Для того чтобы прожить долгую и счастливую жизнь, человеку нужно очень хорошо знать строение своего организма и то, как он работает. Иначе своими непродуманными действиями люди будут вольно или невольно причинять вред своему здоровью, и даже жизни. Например, когда ещё не знали, что кровь у людей подразделяется на несколько групп, её переливание очень часто приводило человека вместо выздоровления к быстрой гибели. Теперь-то известно, какому человеку кровь какой группы можно переливать, но, для того чтобы получить эти знания, учёным потребовались столетия.

Человечество постоянно разрабатывает новые способы борьбы с недугами людей и даже со старостью. Ведь ещё в начале ХХ в.- туберкулёз лёгких (чахотка) был смертельным заболеванием, а сейчас это тяжёлое заболевание вполне излечимо. Средняя продолжительность жизни в эпоху Возрождения не превышала 40 лет, а в настоящее время в развитых странах она достигает 70 лет и более. Но мало только продлить срок жизни. Хочется до глубокой старости чувствовать себя здоровым и активным, поэтому человечество постоянно стремится к повышению качества жизни. Вот почему учёные разных специальностей изучают строение и деятельность человеческого организма, а также стремятся понять, какое влияние на здоровье и жизнь человека оказывает окружающая его среда.

Успехи в этом очень нелёгком, но нужном деле достигнуты большие. Однако можно с уверенностью сказать, что очень многое о себе мы не знаем или знаем поверхностно. Но основы знаний о своём организме следует усвоить всем и каждому. Это необходимо для ведения здорового образа жизни и для того, чтобы знать, как сохранить своё здоровье в неблагоприятных условиях.

Значение знаний о человеке

Для того чтобы прожить долгую и счастливую жизнь, человеку нужно очень хорошо знать строение своего организма и то, как он работает. Иначе своими непродуманными действиями люди будут вольно или невольно причинять вред своему здоровью, и даже жизни. Например, когда ещё не знали, что кровь у людей подразделяется на несколько групп, её переливание очень часто приводило человека вместо выздоровления к быстрой гибели. Теперь-то известно, какому человеку кровь какой группы можно переливать, но, для того чтобы получить эти знания, учёным потребовались столетия.

Человечество постоянно разрабатывает новые способы борьбы с недугами людей и даже со старостью. Ведь ещё в начале ХХ в.- туберкулёз лёгких (чахотка) был смертельным заболеванием, а сейчас это тяжёлое заболевание вполне излечимо. Средняя продолжительность жизни в эпоху Возрождения не превышала 40 лет, а в настоящее время в развитых странах она достигает 70 лет и более. Но мало только продлить срок жизни. Хочется до глубокой старости чувствовать себя здоровым и активным, поэтому человечество постоянно стремится к повышению качества жизни. Вот почему учёные разных специальностей изучают строение и деятельность человеческого организма, а также стремятся понять, какое влияние на здоровье и жизнь человека оказывает окружающая его среда.

Успехи в этом очень нелёгком, но нужном деле достигнуты большие. Однако можно с уверенностью сказать, что очень многое о себе мы не знаем или знаем поверхностно. Но основы знаний о своём организме следует усвоить всем и каждому. Это необходимо для ведения здорового образа жизни и для того, чтобы знать, как сохранить своё здоровье в неблагоприятных условиях.

Моя лаборатория

Дополнительный материал для углублённого изучения

Из истории развития наук о человеке. Устройство своего организма всегда интересовало людей. Ещё в глубокой древности появились трактаты, в которых описывалось строение человеческого тела. Но подходы к изучению строения человека у различных народов были не одинаковыми. Например, древние индусы представляли тело человека состоящим из 7 оболочек, 300 костей, 107 суставов, 3 жидкостей, 400 сосудов, 900 связок, 90 жил, 9 органов. А главным жизненным центром они считали пупок.

Совсем по-другому описывали человеческий организм китайцы, выпустившие в свет самые первые книги по анатомии, физиологии и медицине. В их понимании тело человека является «семьёй», в которой центр жизни — сердце, печень — мать сердца, желудок и селезёнка — дети сердца. Душа человека живёт в печени и в ней же рождаются новые идеи. А вот мужество, храбрость поселились в желчном пузыре.

Больших успехов достигли в понимании устройства человеческого организма древние греки. Великим учёным и врачом древности был грек Гиппократ (ок. 460 — ок. 370 до н. э.). Он создал учение о четырёх возможных типах телосложения и темперамента человека. Собрал в своих трудах имевшиеся к тому времени знания о строении организма человека. Гиппократ писал о том, что лечить надо не болезнь, а больного человека и при лечении врач не имеет права нанести вред здоровью своего пациента. Ведь недаром в наши дни все выпускники медицинских институтов торжественно дают клятву Гиппократа.

Учеником и последователем Гиппократа считал себя великий римский врач Клавдий Гален (ок. 130 — ок. 200), много лет лечивший раненых гладиаторов и потому прекрасно разбиравшийся в строении организма человека. Он написал 83 труда по анатомии и медицине, и эти книги в течение почти полутора тысяч лет были авторитетным источником знаний для врачей, анатомов и физиологов. Гален стал основателем современной фармакологии — науки о лекарствах.

Великим учёным и врачом арабского мира был Абу Али ибн Сина (980—1037), или, как его называли в Европе, Авиценна. Его труды по медицине, фармакологии и физиологии были настольной книгой всех европейских врачей в течение многих столетий.

Первым физиологом справедливо считают англичанина Уильяма Гарвея, который доказал, что кровь в организме движется по двум замкнутым кругам, а центром кровообращения является сердце.

В развитие наук о человеке значительный вклад внесли отечественные учёные. Выдающийся врач Николай Иванович Пирогов внёс огромный вклад в развитие хирургии, основывающейся на анатомии. Он впервые применил эфир для наркоза, а йод и спирт — для предупреждения нагноения ран, использовал гипсовую повязку при переломах. Отцом русской физиологии по праву считают Ивана Михайловича Сеченова. Он является создателем естественно-научного направления в физиологии и автором работы «Рефлексы головного мозга».

Новые понятия

Анатомия и физиология человека. Психология. Медицина. Гигиена. Здоровье

Ответьте на вопросы

1. Почему человеку необходимо изучать самого себя?
2. Какие науки о человеке вы знаете? Что они изучают?
3. Как, по вашему мнению, называется применение гигиенических знаний на практике?

Выполните задание

Назовите и охарактеризуйте известные вам методы изучения организма человека.

ПОДУМАЙТЕ!

Почему здоровье человека (по определению Всемирной организации здравоохранения) не только объективное (реальное) состояние, но и субъективное (личное) чувство полного физического, психического и социального комфорта?

§ 37. Влияние на кожу факторов окружающей среды. Гигиена кожи.

ЗАПОМНИТЕ
Тепловой удар • Солнечный удар • Закаливание • Дерматит • Ожог • Обморожение • Потёртости • Опрелость

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ (стр.185)

  1. Каковы основные правила ухода за покровами тела?
  2. Каковы основные гигиенические требования, предъявляемые к одежде и обуви?
  3. Каковы основные причины нарушения теплообмена и пути его профилактики?
  4. Что может стать причиной воспалительных процессов кожи?
  5. Каковы основные приёмы оказания первой помощи при различных травмах кожи?
  6. В чём заключаются сходство и различия между термическими ожогами и ожогами, вызванными химическими веществами?
  7. Каковы основные причины появления угревой сыпи на коже подростков и меры её профилактики?

ПОДУМАЙТЕ!

  1. Может ли стригущий лишай появиться на открытых участках кожи человека и почему?
  2. Почему издревле жители Средней Азии в жаркую погоду предпочитали ходить в очень тёплых ватных халатах?

МОЯ ЛАБОРАТОРИЯ

ВЫПОЛНИТЕ ЗАДАНИЕ
Изучите доступные информационные источники о гигиенических требованиях к одежде и обуви. Разработайте комплекс мер по соблюдению гигиенических требований к собственной одежде и обуви.

ЭТО ВАЖНО ЗНАТЬ
Правила закаливания

Закаливаться нужно, следуя определённым правилам.

Индивидуальный подход. Для каждого человека необходим свой режим закаливания: частота и длительность закаливающих процедур, температура воды и воздуха.
Систематичность. Перерыв снижает приобретённую устойчивость.
Постепенность

Важно постепенно приспосабливаться к необычным условиям.
Разнообразие закаливающих средств. Для закаливания нужно сочетать разнообразные факторы внешней среды.

Методы изучения организма человека

Наряду с традиционными методами изучения анатомического строения организма человека, связанными с использованием хирургических инструментов и микроскопической техники, сегодня применяют также рентгенографию и компьютерную томографию.

Основные методы физиологии — наблюдение и эксперимент. В последнее время не меньшее значение имеет метод моделирования — искусственного воспроизведения процессов с помощью различных технических средств или компьютерной техники. Современные телеметрические (от греч. теле — далеко) методы позволяют изучать функции организма или его отдельных органов на расстоянии, например работу сердца или дыхание. Одни исследования основаны на достижениях современной электроники (ультразвуковые исследования, или УЗИ), другие — на регистрации электрических явлений в сердце (электрокардиография, или ЭКГ) или в мозге (электроэнцефалография, или ЭЭГ).

Как мы видим, с развитием науки и техники всё большее значение приобретают методы, позволяющие изучать организм человека при его жизни, способствуя тем самым сохранению или восстановлению его здоровья, продлению средней продолжительности жизни.

Применение этих методов позволяет не только детально исследовать строение внутренних органов, но и обнаружить нарушения в их работе.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГДЗ 8 класс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: