Моя лаборатория
Дополнительный материал для углублённого изучения
Из истории развития наук о человеке. Устройство своего организма всегда интересовало людей. Ещё в глубокой древности появились трактаты, в которых описывалось строение человеческого тела. Но подходы к изучению строения человека у различных народов были не одинаковыми. Например, древние индусы представляли тело человека состоящим из 7 оболочек, 300 костей, 107 суставов, 3 жидкостей, 400 сосудов, 900 связок, 90 жил, 9 органов. А главным жизненным центром они считали пупок.
Совсем по-другому описывали человеческий организм китайцы, выпустившие в свет самые первые книги по анатомии, физиологии и медицине. В их понимании тело человека является «семьёй», в которой центр жизни — сердце, печень — мать сердца, желудок и селезёнка — дети сердца. Душа человека живёт в печени и в ней же рождаются новые идеи. А вот мужество, храбрость поселились в желчном пузыре.
Больших успехов достигли в понимании устройства человеческого организма древние греки. Великим учёным и врачом древности был грек Гиппократ (ок. 460 — ок. 370 до н. э.). Он создал учение о четырёх возможных типах телосложения и темперамента человека. Собрал в своих трудах имевшиеся к тому времени знания о строении организма человека. Гиппократ писал о том, что лечить надо не болезнь, а больного человека и при лечении врач не имеет права нанести вред здоровью своего пациента. Ведь недаром в наши дни все выпускники медицинских институтов торжественно дают клятву Гиппократа.
Учеником и последователем Гиппократа считал себя великий римский врач Клавдий Гален (ок. 130 — ок. 200), много лет лечивший раненых гладиаторов и потому прекрасно разбиравшийся в строении организма человека. Он написал 83 труда по анатомии и медицине, и эти книги в течение почти полутора тысяч лет были авторитетным источником знаний для врачей, анатомов и физиологов. Гален стал основателем современной фармакологии — науки о лекарствах.
Великим учёным и врачом арабского мира был Абу Али ибн Сина (980—1037), или, как его называли в Европе, Авиценна. Его труды по медицине, фармакологии и физиологии были настольной книгой всех европейских врачей в течение многих столетий.
Первым физиологом справедливо считают англичанина Уильяма Гарвея, который доказал, что кровь в организме движется по двум замкнутым кругам, а центром кровообращения является сердце.
В развитие наук о человеке значительный вклад внесли отечественные учёные. Выдающийся врач Николай Иванович Пирогов внёс огромный вклад в развитие хирургии, основывающейся на анатомии. Он впервые применил эфир для наркоза, а йод и спирт — для предупреждения нагноения ран, использовал гипсовую повязку при переломах. Отцом русской физиологии по праву считают Ивана Михайловича Сеченова. Он является создателем естественно-научного направления в физиологии и автором работы «Рефлексы головного мозга».
Новые понятия
Анатомия и физиология человека. Психология. Медицина. Гигиена. Здоровье
Ответьте на вопросы
1. Почему человеку необходимо изучать самого себя?
2. Какие науки о человеке вы знаете? Что они изучают?
3. Как, по вашему мнению, называется применение гигиенических знаний на практике?
Выполните задание
Назовите и охарактеризуйте известные вам методы изучения организма человека.
ПОДУМАЙТЕ!
Почему здоровье человека (по определению Всемирной организации здравоохранения) не только объективное (реальное) состояние, но и субъективное (личное) чувство полного физического, психического и социального комфорта?
Науки о человеке
Науки, изучающие человека, тесно взаимосвязаны.
Анатомия (от греч. анатоме — рассечение) человека — наука о строении организма человека, а также его отдельных систем и органов.
Физиология (от греч. физис — природа и логос — учение) человека — наука, изучающая процессы жизнедеятельности как всего организма, так и отдельных его систем и органов.
Психология (от греч. психе — душа и логос) — наука, изучающая душевную деятельность человека, или его психику. К ней относится то, как мы чувствуем окружающий нас мир, как мы думаем, как запоминаем, наши переживания, а также индивидуальные особенности каждого человека (черты его характера, жизненные интересы и т. д.).
Все перечисленные науки исторически развивались вместе и являются основой медицины (от лат. медикус — лечебный) — области науки и практической деятельности человека, направленной на сохранение и укрепление его здоровья, предупреждение и лечение болезней.
Основой современной профилактической медицины является гигиена (от греч. гигиенос — здоровье) — наука, изучающая влияние на здоровье человека условий жизни и труда и разрабатывающая меры профилактики заболеваний. Так, условия жизни и работы шофёра, водолаза, учителя, танкиста, ветеринара, нефтяника, банкира, музыканта различаются так сильно, что и требования к работе различных систем и органов трудно сравнивать. Задача гигиены — сохранить высокую трудоспособность и здоровье человека в самых различных условиях и ситуациях, в которых он должен жить и работать.