Биология 9 класс (Пасечник) Учебник ОГЛАВЛЕНИЕ
Глава 2. СТРУКТУРА ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА.
§ 4. Строение и химический состав клетки.
§ 5. Жизнедеятельность клетки.
§ 6. Ткани человека. Органы, системы органов.
Глава 3. НЕЙРОГУМОРАЛЬНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ.
§ 7. Понятие о нейрогуморальной регуляции. Нервная регуляция.
§ 8. Строение нервной системы. Нервная система как единое целое.
§ 9. Центральная нервная система. Спинной мозг.
§ 10. Головной мозг.
§ 11. Вегетативная нервная система.§ 12. Нарушения в работе нервной системы и их предупреждение.§ 13. Железы внутренней секреции и их функции.§ 14. Нарушения деятельности эндокринных желёз и их предупреждение.
Глава 4. ОПОРА И ДВИЖЕНИЕ.
§ 15. Опорно-двигательная система. Состав, строение и рост костей.§ 16. Скелет человека, строение его отделов и функции.§ 17. Строение и функции скелетных мышц.§ 18. Гигиена опорно-двигательной системы.
Глава 9. ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ПРЕВРАЩЕНИЕ ЭНЕРГИИ.
§ 33. Пластический и энергетический обмен.§ 34. Регуляция обмена веществ. Витамины.§ 35. Нормы и режим питания. Нарушения обмена веществ.
Глава 13. ОРГАНЫ ЧУВСТВ И СЕНСОРНЫЕ СИСТЕМЫ.
§ 44. Понятие об анализаторах. Зрительный анализатор.
§ 45. Слуховой анализатор.
§ 46. Вестибулярный анализатор. Мышечное чувство. Осязание.
§ 47. Вкусовой и обонятельный анализаторы.
Глава 14. ПОВЕДЕНИЕ И ПСИХИКА.
§ 48. Психика и поведение человека.
§ 49. Высшая нервная деятельность. Программы поведения
§ 50. Врождённое и приобретённое поведение.
§ 51. Особенности психики человека.
§ 52
Память и внимание.
§ 53. Сон и бодрствование
Глава 15. ЧЕЛОВЕК И ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА.
§ 54. Среда обитания человека и её факторы.
§ 55. Окружающая среда и здоровье человека.
§ 56. Человек как часть биосферы земли.
Предметный указатель.
Полезные свойства ГДЗ
К сожалению, многим ребятам предметный материал даётся с трудом. Большое количество информации, обилие терминов, завышенные требования современной программы, все это может привести к неудовлетворительным результатам, которые негативно скажутся на оценках и успеваемости. Поможет в такой непростой ситуации «ГДЗ по Биологии 8 класс Рабочая тетрадь Пасечник, Швецов (Просвещение)». Решебник содержит правильные и подробно расписанные ответы. Они помогут:
- разобрать и понять детально сложную тему;
- качественно подготовиться к опросу на уроке;
- без ошибок выполнить домашнюю работу.
Пользоваться решебником легко и просто. Он имеет аналогичную структуру с учебным пособием и расположение номеров полностью соответствует. Отыскать нужную информацию не составит никакого труда, что значительно сэкономит время и силы ученика. Сборник существует в электронном виде, онлайн, это обеспечивает доступность и удобство использования. Регулярное применение ГДЗ в процессе обучения только положительно скажется на знаниях и успеваемости, кроме того школьник всегда будет подготовлен к любой самостоятельной в классе.
Переливание крови
Что же делать, если повреждение сосудов обширное и человек успел потерять много крови? Приходится переливать человеку чужую кровь. Ещё древние греки пытались спасти истекающих кровью раненых воинов, давая им пить тёплую кровь ягнёнка или телёнка, хотя это мало помогало. В XIX в. в Лондоне были сделаны первые попытки непосредственного переливания крови от одного человека к другому, но при этом часто наблюдалось слипание эритроцитов, их разрушение, и в результате больной погибал. Оказалось, что кровь одного человека может быть смертельно опасной для другого. Когда в этой проблеме разобрались, то выяснили, что кровь всех людей можно разделить на четыре группы. В течение жизни группа крови у человека не меняется.
Моя лаборатория
Лабораторная работа
Микроскопическое строение крови
1. Рассмотрите препараты крови человека и лягушки
Обратите внимание на форму эритроцитов при рассматривании их сверху и сбоку. Одинакова ли она у человека и лягушки? Подумайте, почему при рассматривании под световым микроскопом эритроциты крови человека в средней части слегка просвечивают.
2
Зарисуйте в одном масштабе по 2—3 эритроцита из каждого препарата крови и один лейкоцит из препарата крови человека.
3. Найдите черты сходства эритроцитов крови человека и лягушки. Сравните лейкоциты и эритроциты крови человека.
В чём их различие?
4. Сделайте выводы.
При некоторых заболеваниях свёртываемость крови повышается и тромбы образуются в неповреждённых кровеносных сосудах, нарушая кровоток. Если такое случается в сердце, может возникнуть инфаркт (гибель клеток сердечной мышцы), а если в мозге, то инсульт (гибель клеток головного мозга — нейронов и глиальных клеток).
Резус-конфликт матери и плода. Как и все факторы, определяющие группы крови, резус-фактор передаётся по наследству. Если у жены резус-фактор отрицательный, а у её мужа — положительный, то и ребёнок может унаследовать от отца положительный резус-фактор. Довольно часто случается так, что резус- отрицательная женщина вынашивает резус-положительный плод. Если эритроциты эмбриона с чужеродным для матери резус-белком попадут в её кровь, то иммунная система матери будет вырабатывать антитела к резус-белку и уничтожать эритроциты плода. Это может привести к целому ряду неблагоприятных последствий.
При первой беременности концентрация в крови этих антител сравнительно невелика и плод развивается, не испытывая их вредных влияний. При последующих беременностях вероятность возникновения проблем, связанных с резус-конфликтом, повышается. Развитие конфликта возможно и в том случае, если кровь малыша и матери не совместимы по группе. Однако групповая несовместимость менее опасна и не предвещает таких осложнений, как несовместимость по резус-фактору.
Достижения современной медицины вселяют всё больше надежды на благоприятный исход и оставляют всё меньше шансов на возникновение проблем, связанных с несовместимостью по резус-фактору. Например, малышу может помочь полная замена крови. Операцию по переливанию одногруппной резус-отрицательной крови необходимо провести в течение 36 ч после рождения ребёнка.
Новые понятия
Тромб. Фибриноген и фибрин. Донор. Реципиент. Резус-фактор
Ответьте на вопросы
1. Что такое свёртывание крови и каков его механизм?
2. Какое значение имеет переливание крови?
3. Что вам известно о совместимости групп крови при её переливании?
4. Кто такие доноры и реципиенты?
5. Известна ли вам, ваша группа крови?
ПОДУМАЙТЕ!
Почему доноров или реципиентов и ногда называют универсальными, но в каждом конкретном случае переливания крови предварительно проводят исследования на её совместимость?
Дорогие друзья!
Вы продолжаете увлекательное путешествие в удивительный и многообразный мир живых организмов. Вашим путеводителем в этом мире по-прежнему остаётся учебник. Этот учебник — пятая книга комплекта, который называется «Линия жизни».
Текст учебника разделён на главы и параграфы. Нужный раздел учебника вы найдёте по оглавлению или по названию в верхней части страницы. Прочитайте название главы, вводный текст и информацию о том, что вы узнаете и чему научитесь
Это поможет вам понять, на какой материал нужно обратить особое внимание
Перед каждым параграфом помещены вопросы, предлагающие вам вспомнить изученный ранее материал, что позволит лучше понять и усвоить новый. Внимательно рассмотрите и изучите иллюстрации, прочитайте подписи к ним — это поможет вам лучше понять содержание текста. Ответьте на вопросы и выполните задания, отмеченные значком (?).
Термины, которые нужно запомнить, напечатаны жирным шрифтом, а те, на которые необходимо обратить особое внимание, — наклонным шрифтом {курсивом). В конце каждого параграфа отмечены значком и выделены шрифтом новые для вас понятия. Их нужно запомнить и уметь объяснять
В конце каждой главы располагается её краткое содержание, а также даны темы проектов и исследований для закрепления пройденного материала.
В конце учебника помещён предметный указатель.
ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ
Внимательно изучите структуру всего учебника, отдельных параграфов и рубрик. Усвойте значение приведённых в нём условных обозначений.
Продолжайте учиться самостоятельно планировать свою работу по шагам. В качестве помощника используйте рубрику «Шаги к успеху»
Продумывайте, какие результаты будут получены вами по итогам проделанной учебной работы.
Читая параграф, обратите внимание на ключевые понятия и сведения, выделенные в тексте. Подумайте, как можно связать материал параграфа с окружающей жизнью и вашим личным опытом.
Сделайте собственный конспект параграфа на бумаге или на компьютере в виде текста или красивой схемы
Конспект должен содержать главную идею, новые термины, основные мысли и выводы.
Консультируйтесь с учителем, если появляются затруднения. Обсуждайте проблемы с родителями и товарищами.
Готовьтесь к работе. Продумывайте, что вам может понадобиться, кроме учебника. Ищите дополнительный материал, пользуясь библиотекой или ресурсами Интернета.
Для лучшего усвоения материала выполняйте задания, размещённые в электронном каталоге издательства «Просвещение» на интернет-ресурсе www.prosv.ru.
Оценивайте свою работу. Отмечайте личные достижения, продолжая собирать в портфолио работы, демонстрирующие ваши успехи: доклады, проекты, рисунки, фотографии, грамоты, отзывы учителей и т. п.
Рабочая тетрадь к учебнику поможет вам лучше усвоить представленные в учебнике материалы, а также закрепить, систематизировать и проконтролировать свои знания.
Помните, что многое зависит от вашего желания и настойчивости.
Желаем вам успехов в учёбе и новых открытий в интересном и разнообразном мире живой природы!
Вы смотрели: Учебник по биологии УМК Линия жизни 9 класс. Оглавление и ознакомительный фрагмент. Цитаты из пособия «Пасечник, Суматохин, Гапонюк: Биология 9 класс (272 стр.) 1-е изд. — М.: Просвещение, 2023» использованы в учебных целях (купить учебник) для семейного и домашнего обучения, а также для дистанционного обучения в период невозможности посещения образовательного учреждения. Код материалов: Биология 9 Пасечник Учебник 2023.
Группы крови
Существуют две системы обозначения групп крови. В первой группы крови обозначают римскими цифрами I—IV, а во второй — латинскими буквами А, В и нулём — система АВО. У людей с I(O) группой крови эритроциты не слипаются, и поэтому их кровь можно переливать всем людям, независимо от их группы крови. Таких людей называют универсальными донорами. Тем, у кого кровь относится к IV(AB) группе, можно переливать небольшое количество крови любой группы, так как у них в плазме нет веществ, приводящих к слипанию эритроцитов. Этих людей называют универсальными реципиентами. Тем, у кого кровь относится ко II(A) или III(B) группе, можно переливать кровь своей или I(O) группы. Но правильнее всегда использовать для переливания кровь той группы, которая течёт в сосудах нуждающегося в перелинании человека (схема 1).
Обладание той или иной группой крови определяется генетически. Более 40% европейцев имеют II(А) группу крови, 40% — I(0), 10% — III(B) и только 6% — IV(AB). К настоящему времени установлено, что в крови человека присутствует много разновидностей молекул белка, способных взаимодействовать между собой, и врачи должны это учитывать при перелинании крови. Например, на наружной поверхности эритроцитов может присутствовать белок, названный резус-фактором. Название этого белка происходит от названия вида обезьяны — макак-резус, в эритроцитах крови которой он был обнаружен в 1940 г. Авторами этого открытия стали австралийский учёный Карл Ландштейнер (он же в 1900 г. открыл группы крови, за что в 1930 г. получил Нобелевскую премию) и американский учёный Александр Винер. Людей, содержащих в крови белок резус-фактор, называют резус-положительными Rh(+). Но у 15% европейцев этого белка в крови нет, их называют резус-отрицательными Rh(-). Если такому Rh(-)-человеку перелить кровь от Rh(+) человека, то его лимфоциты начнут вырабатывать антитела к чужеродному для этого организма резус-фактору и возникнет реакция несовместимости. Особые проблемы, связанные с резус-фактором, возникают при беременности.