Память
Память — это сложный психофизиологический процесс, связанный с приобретением человеком индивидуального жизненного опыта. В его основе лежат механизмы запоминания, хранения и извлечения информации. От памяти зависят способности человека к обучению. Используя память, человек может многократно извлекать полученную информацию в область сознания, то есть вспоминать накопленные сведения, и применять её по назначению. Таким образом, благодаря памяти в процессе обучения у человека формируются знания, умения и навыки, необходимые для жизни в изменяющихся условиях окружающей среды. Память и обучение присущи многим живым организмам, но наибольшего развития они достигли у человека.
По длительности хранения информации память условно подразделяют на кратковременную и долговременную. Кратковременная память длится всего несколько секунд и позволяет удерживать около семи предъявленных элементов информации
Вы и сами, наверное, обращали внимание на то, что запомнить на несколько минут семизначный телефонный номер может почти любой человек, а вот десятизначный — совсем немногие. Магия семи элементов, которые может единовременно охватить наш мозг, нашла отражение во множестве сказок и поговорок, причём у самых разных народов
Вспомните: семеро одного не ждут, семь раз отмерь, семь гномов, семь богатырей, семь пятниц на неделе, семь невест для семи братьев и т. д.
В основе кратковременной памяти лежит движение нервных импульсов по нейронам головного мозга. Она очень чувствительна к внешним воздействиям различными раздражителями
Например, если в момент запоминания информации человека отвлечь, переключить его внимание на решение другой умственной задачи, то информация, содержащаяся в этот момент в его кратковременной памяти, полностью стирается
Долговременная память сохраняет полученную информацию в течение всей жизни человека. Всё, что содержится в кратковременной памяти свыше 30 с, преобразуется в систему долговременной памяти. Особенно хорошо запоминаются события, которые вызывают у человека сильные положительные или отрицательные эмоции (восторг, удовольствие, страх, ненависть и т. п.).
Способы улучшения памяти
Существуют специальные приёмы, способствующие улучшению памяти. Если снижение способности к запоминанию не связано с прогрессирующим заболеванием, а вызвано усталостью, перенапряжением или стрессом, то можно воспользоваться комплексами витаминов, помогающих снабжать мозг всем необходимым для нормальной работы. Не менее актуальным в этом случае является и приём (по рецепту врача) лекарств, улучшающих кровоснабжение мозга. Однако всегда надо помнить, что злоупотреблять лекарствами не стоит. Если мозгу всё время помогать работать, то в случае прекращения приёма препаратов способность к обучению на некоторое время может снизиться.
Моя лаборатория
|
Лабораторная работа Оценка объёма кратковременной памяти с помощью теста. 1. В течение 1 мин внимательно прочитайте предложенный вам набор из 25 слов, затем отложите его. 2. В течение 5 мин запишите все слова, которые вам удалось запомнить. Последовательность не имеет значения. 3. Подсчитайте число правильно написанных слов и оцените каждое из них в 1 балл. 4. По сумме баллов определите, к какой категории относится объём вашей памяти:
|
Формирование памятного следа — энграммы. В формировании энграммы принимают участие нейроны ствола мозга, лимбической системы, височных и лобных долей больших полушарий. Консолидация включает в себя целый комплекс биохимических процессов, затрагивая главные молекулы, хранящие генетическую информацию, то есть дезоксирибонуклеиновую кислоту (ДНК), а также процессы, связанные с синтезом белков в мозге. Учёные показали, что памятный след не образуется, то есть запоминание не происходит, если предварительно ввести в организм вещества, нарушающие синтез ДНК и белков. Согласно современным представлениям считается, что в мозге нельзя выделить какую-либо отдельную структуру, в которой хранится энграмма. Видимо, памятный след сохраняется совместно клетками всего головного мозга. Сформировавшаяся энграмма какого- либо события очень устойчива и может сохраняться в течение всей человеческой жизни, но извлечение энграммы, то есть воспоминание об этом событии, зачастую может быть сопряжено с большими трудностями. Эксперименты показывают, что воспоминания, которые человек не может вызвать у себя произвольно, возникают с большой чёткостью и массой деталей при слабом электрическом раздражении некоторых отделов лобной и височной долей коры больших полушарий. Иными словами, в нашем мозге сохраняются практически все события нашей жизни, только извлечь нужные воспоминания из хранилища очень часто бывает трудно или даже невозможно. Жаль, что пока мы не можем произвольно вспоминать всё, что когда-то видели, читали, чувствовали. Но скорее всего, причина забывчивости — защитные механизмы, предохраняющие наш мозг от перегрузки.
Новые понятия
Память. Обучение. Амнезия
Ответьте на вопросы
1. Что такое обучение? Какое значение оно имеет для человека?
2.Что такое память? Какие её типы и виды вы знаете и чем они отличаются друг от друга?
3. Какие расстройства памяти вам известны?
Выполните задание
Охарактеризуйте основные приёмы (способы) улучшения памяти.
ПОДУМАЙТЕ!
Какие приёмы улучшения запоминания информации вы могли бы предложить, основываясь на знаниях о видах памяти?
Расстройства памяти
Существует целый ряд расстройств мозга, сопровождающихся поражением памяти. Амнезия — полная или частичная утрата памяти под влиянием чрезвычайного физического или химического воздействия на мозг. Часто она возникает в случае значительных нервных потрясений и переживаний.
Нередко встречаются врождённые или приобретённые расстройства памяти. Они выражаются либо в ослаблении памяти, либо, наоборот, в уникальной способности запоминать большой объём информации на продолжительный срок.
Не менее распространены поражения памяти, вызываемые постоянным употреблением алкоголя, которое приводит к массовой гибели нейронов. В результате пьющий человек теряет способность к запоминанию новых событий, а старые воспоминания превращаются в подобие реальности. При этом он не отличает свои воспоминания от действительности, а его мозг не может правильно реагировать на происходящее вокруг. Это расстройство памяти назвали синдромом Корсакова в честь русского психиатра, который впервые его описал.
Решебник и хорошая успеваемость
Для многих школьников оценки имеют большее значение, чем знания, которые они должны получить. Поэтому ребята идут на любые хитрости, чтобы добиться своего. Как правило, недобросовестное отношение к учебе выходит им боком, и в итоге успеваемость все равно продолжает падать. Кроме того, в дальнейшем практически невозможно нагнать упущенный материал. Используя решебник к тетради для лабораторных и практических работ по биологии для 8 класа Н.Д. Лисова, ученики получают возможность облегчить себе учебный процесс и не накапливать пробелов.
Чтобы добиться положительного эффекта от занятий, стоит действовать следующим образом:
- внимательно ознакомиться с заданным параграфом из учебника;
- если есть возможность, самостоятельно выполнить поставленные задачи;
- проверить себя по ГДЗ или тщательно изучить изложенные в нем сведения;
- понять, почему что-то пошло не так в случае ошибок.
Благодаря решебнику подростки не только всегда будут подготовлены к урокам, но и смогут свободно отвечать на вопросы учителя. Это обеспечит им отличную успеваемость по столь непростой дисциплине.
Толстый кишечник и его роль в питании
Из тонкого кишечника непереваренные и невсосавшиеся пищевые массы переходят в толстый кишечник (рис. 52). Он имеет длину около 2 м и включает в себя три отдела: слепую, ободочную и прямую кишки. Между тонким и толстым кишечником находится специальный клапан, пропускающий пищевые массы порциями и только в одном направлении. Железы стенок толстого кишечника (рис. 53) ферментов не вырабатывают, но выделяют слизь, необходимую для формирования каловых масс — кала.
Во время приёмов пищи, которые у большинства людей происходят 3—4 раза в день, стенки ободочной кишки усиленно сокращаются, проталкивая содержимое в прямую кишку. Это происходит в тот момент, когда в желудок поступает новая порция пищи и требуется освободить место в толстом кишечнике. Вот поэтому сразу после плотной еды в животе может слышаться глухое урчание.
Поступившие в прямую кишку каловые массы на 70% состоят из воды, а всё остальное — остатки непереваренной пищи (главным образом клетчатки) и бактерии. Их передвижение по толстому кишечнику осуществляется примерно 12 ч. За это время происходит частичное всасывание из них воды и растворённых в ней веществ.
В содержимом толстого кишечника находится огромное количество бактерий, вызывающих распад клетчатки и непереваренных белковых молекул. Бактериальная флора, живущая в кишечнике, выделяет целый ряд жизненно необходимых человеку витаминов: К, Е, группы В. При расщеплении белковых продуктов образуется целый набор ядовитых веществ: фенолы, индолы, скатолы. Все эти вещества обезвреживаются при прохождении крови через печень. Процессы брожения и гниения, происходящие в толстом кишечнике, должны быть строго сбалансированы, иначе могут развиваться болезни желудочно-кишечного тракта.
Таким образом, непереваренные остатки пищи формируют кал, 1/3 часть которого составляют микроорганизмы. Через прямую кишку каловые массы удаляются наружу. Опорожнение прямой кишки — дефекация — является сложным рефлекторным актом, находящимся под контролем головного мозга.
Виды памяти
Выделяют несколько видов памяти. По преобладанию в процессах запоминания какого-либо анализатора различают зрительную, слуховую, обонятельную, вкусовую память и др. Например, двигательная память зависит от работы анализаторов, рецепторами которых являются нервные окончания в мышцах скелетной мускулатуры. Она задействуется в процессе формирования у человека двигательных умений и навыков, связанных с запоминанием последовательности движений при различных видах деятельности: работе, спорте, письме, речи. Ведь, научившись ездить на двухколёсном велосипеде в детстве, мы без труда сохраняем этот навык на всю жизнь. Сказанное относится и к умению плавать.
Обычно человек запоминает не только раздражители, которые действуют на него, но и те ощущения, образы и эмоции, которые они вызывают. Образная память — это запоминание и сохранение в памяти различных образов: слуховых, зрительных, обонятельных. Образная память должна быть особенно хорошо развита у людей творческих профессий: музыкантов, художников, поэтов, писателей, артистов.
Эмоциональная память — это сохранение в памяти тех чувств, которые когда-то вызвала какая-то жизненная ситуация. Например, при укусе собаки возникают боль и страх. При этом в мозге и железах внутренней секреции вырабатывается ряд веществ, которые необходимы для реакции на стресс. По прошествии нескольких лет человек, которого когда-то укусила собака, при виде этого животного вновь вспоминает и переживает те же ощущения. При этом снова могут вырабатываться и выбрасываться в кровь те же регуляторные вещества, что и при реальном укусе.
Выделяют и некоторые другие виды памяти
Важно понимать, что все они тесно связаны между собой. Лучше всего запоминается то, что заставляет включаться сразу несколько механизмов запоминания, то есть то, что ново, интересно, вызывает сильные эмоции
Виды
Память классифицируется по нескольким признакам, которые описаны в таблице.
|
Признак |
Память |
Описание |
|
По времени запоминания |
Кратковременная |
Длится всего 30 секунд, за которые способна удержать до 7 образов (предметы, слова, звуки) |
|
Долговременная |
Сохраняет жизненно важную информацию на всю жизнь. Кратковременная память, длящаяся более 30 секунд, преобразуется в долговременную память |
|
|
По содержанию информации |
Двигательная |
Хранит информацию, полученную от рецепторов мышц. Необходима для воспроизведения повседневных (ходьба) и специфичных (танец, спорт) движений |
|
Образная |
Сохраняет образы разного характера (слуховые, звуковые, визуальные) как целостную картину. Помогает восстановить событие |
|
|
Эмоциональная |
Хранит информацию обо всех переживаниях |
|
|
Словесно-логическая |
Запоминает услышанную или прочитанную словесную информацию |
|
|
По сенсорному восприятию |
Слуховая |
Запоминает звуковые образы через органы слуха (музыка, голоса, шум города) |
|
Визуальная |
Сохраняет информацию с помощью органов зрения (фильмы, картины, лица) |
|
|
Моторная |
Запоминает движения (письмо) |
|
|
Вкусовая |
Хранит информацию, полученную от вкусовых рецепторов (вкус торта, яблока, испорченных продуктов) |
|
|
По наличию цели |
Непроизвольная |
Запоминает информацию несознательно (случайно услышанное слово) |
|
Произвольная |
Сознательно сохраняет информацию в процессе запоминания (обучение) |
Рис. 2. Виды памяти.
Разные виды памяти взаимосвязаны между собой и не действуют «поодиночке». Зачастую каждое сознательное действие нуждается в памяти. Например, чтобы записать услышанную историю, нужно «подключить» моторную (действия пальцев при письме) и логическую (последовательность изложения) память.
Барьерная роль печени
Всосавшиеся через стенки кишечника питательные вещества с током крови прежде всего попадают в печень. В клетках печени вредные для здоровья вещества, случайно или преднамеренно попавшие в кишечник, разрушаются. При этом прошедшая через капилляры печени кровь почти не содержит ядовитых для человека химических соединений. Эта функция печени получила название барьерной.
Например, клетки печени способны разрушать такие яды, как стрихнин и никотин, а также алкоголь. Однако многие вещества наносят печени вред, приводя её клетки к гибели. Печень — один из немногих органов человека, способных к самовосстановлению (регенерации), поэтому некоторое время она может выносить злоупотребления табаком и алкоголем, но до определённого предела, за которым следует разрушение её клеток — цирроз печени и смерть.
Печень также является хранилищем глюкозы — самого главного источника энергии для всего организма, и особенно мозга. В печени часть глюкозы превращается в сложный углевод — гликоген. В виде гликогена запас глюкозы хранится до тех пор, пока её уровень в плазме крови не понизится. Если это происходит, гликоген снова превращается в глюкозу и поступает в кровь для доставки ко всем тканям, а главное — к мозгу.






















