Анализ стиха Весенний дождь Фета
Для Афанасия Афанасьевича Фета характерна чувственность, чуткость, музыкальность
Природа также занимает важное место в его творчестве. Он невероятно ярко и красочно изображал пейзажи, показывал в них живость и жизнь. Стихотворение «Весенний дождь» является примером пейзажной лирики
Стихотворение «Весенний дождь» является примером пейзажной лирики.
Сердце автора наполнено прекрасными, искренними чувствами к природе. Он видит красоту в ней. Многие литературные критики и другие поэты того времени осуждали и не понимали Фета за его безразличие к острым социальным проблемам, за то, что не участвовал в политической жизни страны. Но Афанасий Афанасьевич несмотря ни на что был предан своим любимым темам: теме любви, природы, красоты мира, в общем, всему хорошему, что нас окружает.
В стихотворении «Весенний дождь» душа автора радуется, поэт переполнен прекрасными эмоциями от вида этой замечательной картины природы. Она вдохновляет и «окрыляет» Фета своим светом и красотой. Название произведения отражает тему
Природа не только одухотворяла Фета, но и научила его обращать внимание и видеть самые мелкие элементы и детали. Как раз это умение и отображается в стихотворении «Весенний дождь». Автор смог показать скоротечность каждого мгновения в природе
Автор смог показать скоротечность каждого мгновения в природе.
ачинается стихотворение с описания погоды:солнце светить, ничего не предвещает появление грозы. Но вдруг начинает двигаться «завеса» и вот уже появляются первые капли дождя. Даже предстоящую грозу и серую, ненастную погоду Фет описывает со стороны радости, тепла. Он видит положительную сторону происходящего, в то время другие люди могут грустить. Стихотворение написано перекрестной рифмовкой, а размер – четырехстопный ямб. Произведение отличается большим количеством используемых глаголов, этот прием помогает добавить живости, динамичности
Стихотворение «Весенний дождь», как и многие другие произведения наполнены искренностью, светом и любовью, заставляет нас обратить внимание на что – то прекрасное и доброе
5, 10 класс, 4 класс кратко по плану, по литературе выразительное средство
«Вечер», анализ стихотворения Фета
К середине 1850-х годов музыкант русской поэзии Афанасий Фет выпустил 3 книги стихов. На 35-ом году жизни он создает несравненное по художественной точности стихотворение «Вечер».
Главной темой стихотворения является таинственное очарование природы. В своем пейзажно-лирическом стихотворении автор воспевает красоту перехода от дня к ночи. При этом использует не только богатую палитру красок: «ясной рекою», «в померкшем лугу», «в полумраке», «засветилось», «золотыми каймами», «теплится ярко», «голубым и зеленым огнем» , но и звуки: «прозвучало», «прозвенело», «рощей немою». Музыка и живопись гармонично сливаются, и в этом уникальная особенность поэзии А. А. Фета. Красота неуловима, однако художник слова останавливает время и раскрывает загадки мельчайших изменений природного мира.
Следует отметить особую роль анафоры. Не случайно в первой строфе каждый стих начинается с глагола, так как каждый из них описывает движение солнца.
«Прозвучало над ясной рекою». Здесь — жаркое солнце в зените. Словно звуки аккорда, свет разливается по всему необъятному простору.
«Прозвенело в померкшем лугу». В этих строчках можно увидеть прощальные лучи солнца, звенящие издали светло и радостно, как будто колокольчики, но не так торжественно, как «прозвучало».
«Прокатилось над рощей немою». В этом стихе угадывается солнышко, которое, быть может, торопится уехать на тройке лошадей с бубенцами, а немая роща, словно провожая гостя, не решается печально крикнуть ему вслед, чтобы остановить. Здесь присутствует художественный образ закона природы.
«Засветилось на том берегу» — конечно же, это закат!
Лирический герой — это сам поэт. Его образ передает глубокая чувственность при помощи метафор: «вздохи дня», «в дыханье ночном», и категории состояния: «сыро», «жарко». Благодаря олицетворению природа предстает живым существом: «река убегает». Необычайно точно использовано сравнение «разлетелись, как дым, облака». Великолепие вечернего пейзажа помогают изобразить эпитеты: «ясной рекою», «померкшем лугу», «золотыми каймами», «дыханье ночном», «теплится ярко», «голубым и зелёным».
В стихотворении используется перекрестная рифма: созвучие стихов , первый с третьим и второй с четвертым. Форма стихотворного ритма последовательно выражена на протяжении всего произведения, образует метр стиха, или размер. В данном случае трехсложный размер — анапест, в котором ударение падает на третий слог. Стихотворение состоит из трех строф.
Сюжет прост и сложен одновременно. После первого четверостишия, показавшего динамику солнца, второе тоже характеризует движение, но уже реки и облаков. Заканчивается сюжетная линия описанием подступающей грозы.
В период создания стихотворения в русской литературе уже образовалось 2 течения: это чистое искусство, направлению которого следовал А. А. Фет, и реалистическое, народное искусство, представителем которого являлся Н.А. Некрасов.
Мало кто знает, что еще совсем юный поэт учился играть на скрипке, этим объясняется музыкальность и образность его стихотворений. Первая любовь писателя была одаренной пианисткой, о смерти которой он со светлой грустью вспоминает в своих произведениях. Поэзия русского гения одухотворена возвышенными идеалами. Современники А. А. Фета называли его произведения елейно-чистыми, юношественно-благоговейными.
Лирическая поэзия Афанасия Фета олицетворяет саму душу писателя, который ищет красоту и находит ее повсюду, куда бы не пал его задумчивый взор.
- Анализ стихотворения А.А. Фета «Шепот, робкое дыханье…»
- «Первый ландыш», анализ стихотворения Фета
- «Буря», анализ стихотворения Фета
- «Бабочка», анализ стихотворения Фета
- «Какая ночь! Как воздух чист…», анализ стихотворения Фета
- «Осенняя роза», анализ стихотворения Фета
- «Ласточки пропали…», анализ стихотворения Фета
- «Печальная береза…», анализ стихотворения Фета
- «Смерти», анализ стихотворения Фета
- «Музе», анализ стихотворения Фета
- «Зреет рожь над жаркой нивой…», анализ стихотворения Фета
- «Бал», анализ стихотворения Фета
- «Цветы», анализ стихотворения Фета
- «Учись у них — у дуба, у берёзы…», анализ стихотворения Фета, сочинение
- «На заре ты ее не буди…», анализ стихотворения Фета
По произведению: «Вечер(Фет)»
По писателю: Фет Афанасий Афанасьевич
Основная мысль
Основной мыслью стихотворения «Шепот, робкое дыханье…» является гармония человека и природы. Фет умело передает ту незримую связь, которая существует между ними. Лишь окунувшись в природу и став с ней единым целым, читатель способен достичь абсолютной гармонии. Вот и своим героям Афанасий Афанасьевич дает возможность слиться с природой, наслаждаясь её красотой, свежестью, жить с ней одной общей жизнью. В этом поэт и видит настоящее, истинное счастье.
Таким образом, поэт так же показывает огромную мощь любви, погрузившись в которую, человек забывает обо всем и не замечает ничего вокруг. Природа помогает им в этом, создавая картину полного уединения. Есть только они вдвоем, остальных они попросту не замечают. Природа продолжает жить своей жизнью, помогая человеку почувствовать себя действительно счастливым.
История о том, как Тургенев стихи Фета переделывал
В 1853 году Фет вошел в круг журнала «Современник», авторитетным членам которого, Тургеневу, Дружинину и другим, многие стихотворения Фета казались темными, косноязычными и неясными. В начале 1855 года Фет получил письмо от Ивана Тургенева: «Весь наш дружеский кружок Вам усердно кланяется. Мы предлагаем поручить нам новое издание Ваших стихотворений, которые заслуживают самой ревностной очистки и красивого издания для того, чтобы лежать на столике всякой прелестной женщины». Фет согласился, не зная, что его ждёт.
Титульный лист первого издания стихотворений А. Фета под редакцией И. Тургенева
Тургенев стал лихо исправлять стихи Фета: исключал целые строфы, переписывал, что-то дополнял. Да и все литераторы «Современника» получали большое удовольствие и искренне веселились, пытаясь расшифровать и переделать нелепые, на их взгляд, строки. Фет вспоминал: «Почти каждую неделю стали приходить ко мне письма с подчёркнутыми стихами и требованиями их исправлений». Мнение самого поэта учитывалось мало: «Я ревностно отстаивал свой текст, но по пословице «один в поле не воин» вынужден был отступить». Никто и предположить не мог, что для Фета вовсе не было первостепенным, чтобы его сборник держала в руках каждая первая любительница поэзии. Пропасть между эстетическими вкусами Фета и литераторов «Современника» была огромна. Например, в стихотворении Фета «Когда мечтательно я предан тишине. » невинная и нежная нота стихотворения была заменена на страстные порывы героини. В финальной части стихотворения строчка «Ты руку подаешь, сказавши: до свиданья!» изменена на «Ты предаешься вся для страстного лобзанья».
В результате сборник вышел устрашающим, удивившим и поклонников Фета, и обычных читателей и исследователей. Как замечают литературоведы, по количеству переделок это издание фетовских стихотворений являет пример едва ли не уникальный в истории русской литературы. Сам же Фет говорил, что «издание из-под редакции Тургенева вышло настолько же очищенным, насколько и изувеченным». В конце концов Фет разорвал свои отношения с «Современником».
Видео:Стихотворение А.А. Фет «Вечер» (Стихи Русских Поэтов) Аудио Стихи СлушатьСкачать
Фет Шепот-робкое дыхание анализ стихотворения
В поэзии А.А. Фета тема природы практически всегда взаимосвязана с темой любви, и это стихотворение не исключение. Особенностью любовной лирики поэта является отсутствие конкретного образа лирической героини, которой присущи характерные черты. Его лирика передает ощущение первой влюбленности, состояние радости и счастья, удивления миру и открытие его для себя заново, когда человек ощущает гармонию и единство с внешним миром. А центром вселенной для лирического героя становится Она.
В стихотворении изображено свидание влюбленных: ожидание, встречу. Мы слышим трели соловья, шёпот и робкое дыхание возлюбленных, взволнованных встречей. Мир вокруг них будто застывает, сопереживая их встрече и, словно боясь, спугнуть очарование момента.
Во второй строфе мы видим, что настает ночь, которая меняет окружающий мир:
Свет ночной, ночные тени, Тени без конца…
Используемые поэтом лирические повторы помогают создать точную, яркую, объемную картину происходящего
Однако для лирического героя важно не изменение внешнего мира, он замечает только Ее. Он видит, как ночные тени меняют освещение лица возлюбленной и это кажется ему волшебным. Но наступает рассвет, влюблённые видят на небе «отблеск янтаря», «пурпур розы», и осознают, что для них скоро наступит миг расставания
Но наступает рассвет, влюблённые видят на небе «отблеск янтаря», «пурпур розы», и осознают, что для них скоро наступит миг расставания.
Герои ощущают грусть от предстоящего расставания, смятение чувств и видят красоту окружающего их мира. Здесь автор использует многосоюзие, это помогает увеличить темп стихотворения, чтобы ярче и точнее показать душевное состояние героев. А.А. Фет мастерски передал это следующими строчками:
И лобзания, и слезы, И заря, заря!..
Читая это стихотворение не сразу понимаешь, что оно написано без единого глагола. Такая манера написания выбрана не случайно, она помогает поэту изобразить переплетение 2 миров:природы и душевных переживаний героев. Кроме того, это способствует и созданию более ярких осязаемых образов. Для создания которых А.А. Фет использует такие изобразительно-выразительные средства, как метафоры: «пурпур розы», «серебро сонного ручья», эпитеты «милое лицо».
Стихотворение написано хореем, этот двустопный размер отличается тем, что придает произведению ритмичность и выразительность. Этому способствует и перекрестная рифмовка строк стихотворения.
Тема любви в лирике А. А. Фета
Творчество великого русского поэта Афанасия Афанасьевича Фета — это мир красоты. Его стихотворения пронизаны мощными потоками энергии счастья и восторга, наполнены восхищением красотой мира и природы. Главным мотивом его лирики была красота. Именно ее он воспевал во всем.
Любовная лирика Фета — это океан солнца, счастья и радости. Он боготворит женщину, хочет исполнить любое ее желание, он заботлив и нежен по отношению к ней:
На заре ты ее не буди, На заре она сладко так спит; Утро дышит у ней на груди, Ярко пышет на ямках ланит.
Чувство любви у Фета лишено разрушительной страсти, как у Тютчева. Поэт любуется возлюбленной, наполняющей своим существованием мир красоты и покоя. Лирический герой добр и внимателен, он настоящий защитник для любимой от всего злого. Он основателен, надежен и спокойно счастлив, его любви ничто не угрожает. Лирический герой приходит утром, чтобы:
Рассказать, что с той же страстью, Как вчера, пришел я снова, Что душа все так же счастью И тебе служить готова.
Природа, любовь и музыкальное искусство в лирике Фета слиты воедино. Поэт отражает мир чувств, настроений во всем их бесконечном разнообразии. Каждое стихотворение Фета создано, как оригинальная мелодия. Композиторы сразу почувствовали это и написали на стихи Фета множество романсов. Таково стихотворение «Сияла ночь. Луной был полон сад…». Так же, как герой стихотворения Пушкина «Я помню чудное мгновенье…», лирический герой Фета переживает две встречи с возлюбленной. Начинается стихотворение описанием дивной, волшебной и таинственной ночи. В бархатной летней тишине для героя существуют только красавица луна и чудесный голос его возлюбленной:
Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали Лучи у наших ног в гостиной без огней. Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали, Как и сердца у нас за песнию твоей. Ты пела до зари, в слезах изнемогая, Что ты одна — любовь, что нет любви иной, И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя, Тебя любить, обнять и плакать над тобой.
2 стр., 962 слов
Любовная лирика Фета тема любви в творчестве Фета
… произведений своим искренним, светлым чувствам. Афанасий Фет в своих стихотворениях писал о Марии как о живой девушке. Любовная лирика Фета Несколько интересных сочинений Большинство работ автора – это … его творчество легко для понимания и оставляет неизгладимое впечатление. Сочинение Тема любви в лирике Фета Афанасий Афанасьевич Фет являлся известным русским поэтом, первый свой сборник он написал …
Поэт не рассказывает историю взаимоотношений двух людей, не описывает внешний вид своей любимой женщины. Существует только ее изумительный голос, поет ее душа, обращаясь к возлюбленному. Только музыка может передать все оттенки чувств, объяснить то, на что не хватает слов. Разлука не убила любовь. Герой слушает и понимает:
Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки, А жизни нет конца, и цели нет иной, Как только веровать в рыдающие звуки, Тебя любить, обнять и плакать над тобой!
В жизни Фета была высокая любовь к дочери помещика Марии Лазич, которая трагически погибла молодой. Девушка знала, что Фет никогда не женится на ней. Эта любовь всю жизнь вдохновляла поэта, его мучило чувство вины. Только в мире его стихов влюбленные были вместе:
И хоть жизнь без тебя Суждено мне влачить, Но мы вместе с тобой, Нас нельзя разлучить.
Шедевром лирики Фета является стихотворение «Шепот, робкое дыханье…». Картина пейзажа включает в себя сцену свидания влюбленных. Общение людей и жизнь природы переданы в динамике, хотя в стихотворении нет ни одного глагола. Природа отражает пылкие чувства влюбленных:
Шепот, робкое дыханье, Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья, Свет ночной, ночные тени, Тени без конца, Ряд волшебных изменений Милого лица, В дымных точках пурпур розы, Отблеск янтаря, И лобзания, и слезы, И заря, заря.
Следуя своей художественной манере, поэт не показывает развитие отношений молодых людей, а изображает минуты высшего восторга, самые значимые для них. Фет, как никто другой, сумел описать мир прекрасных человеческих чувств, его стихотворения стали классикой русской лирики XIX века.
Нелегкая судьба «чистого искусства»
Простота, в чем-то даже банальность формы и содержания, вызвали ряд негативных отзывов, упреков и пародий. Пародистами выступили Н.А. Добролюбов и Д.Д. Минаев. Фета обвиняли в выборе столь «засаленной» тематики, когда в обществе витали революционные и реформистские настроения. Следует отметить, что его поэзию относят к «чистому искусству» (в Западной Европе это движение также называли «искусством ради искусства»), которое не стремилось влиять на общественную жизнь или же описывать ее трудности и проблемы, представители этого направления предпочитали творить ради получения эстетического наслаждения. Этот факт во многом оправдывает личный выбор поэта.
Обвиняли и в технической неумелости, относя такую «поэзию» к разряду стишков молоденьких семинаристов. Однако все эти нападки несправедливы и даже неграмотны. Фет оказал значительное влияние на поэтов Серебряного века, шестидесятников и считать его лишенным таланта, а стихи – технически слабыми, было бы просто глупо.
Средства выразительности
Стихотворение написано пятистопным ямбом с перекрестной рифмовкой. По композиции произведение представляет собой целостный монолог лирического героя. Стих относится к жанру элегии. А. Фет в стихотворении «Одним толчком согнать ладью» использует яркие художественные литературные приемы:
- эпитеты: «ладью живую», «цветущих берегов», «тоскливый сон», «бестрепетных сердец»;
- метафоры: «упиться вдруг неведомым родным», «одной волной подняться в жизнь иную».
Все эти тропы помогают автору мастерски отразить две основные идейные линии, завуалированные под образы ладьи, цветущих берегов и певца. Под фигурой судна в первых строках произведения Фет подразумевает человека, его душу. Ветр — это олицетворение жизненного выбора, увлечения, страсти, которые не дают стихнуть чувственным порывам даже в зрелом возрасте. Именно эта часть стихотворения воплощает в себе мудрые мысли поэта о юности.
«Цветущие берега» и упоение «неведомым, родным» — отражение романтических чувств писателя к Марии Лазич. Автор соединяет в одной фразе сразу два контрастных эпитета — «неведомым», но «родным», тем самым говоря, чем эта женщина как и прежде любима им, но при этом так далека и недоступна теперь. С любовью Фет сравнивает понятие «вдох жизни», словно без взаимного светлого чувства может задохнуться и погибнуть. Заключительная строчка второй строфы «чужое вдруг почувствовать своим» также обращена к первой и единственной любви писателя.
Третье заключительное четверостишие переносит читателя от образа неразделенного чувства к теме искусства. Говоря о «бое бестрепетных сердец» во множественном числе, автор подразумевает массы, к которым в конечном итоге поступает продукт творческого деятеля. Именно их сердца должны забиться сильнее, если произведение создано истинным художником и дарованием. Фет словно отображает в каждой из строф этапы своей жизни, оглядываясь на прожитые годы:
- первая строфа — возможности, открытые перед юнцом;
- вторая — сожаления зрелости об упущенной любви;
- третья — заключения мудрого литератора об истинном искусстве.
История о том, как Фет-путешественник восхищался религиозной живописью
Афанасий Афанасьевич Фет был впечатлительным и страстным путешественником. Одним из его любимых городов был Дрезден. В знаменитой картинной галерее его больше всего поразила «Мадонна» Гольбейна. Размышляя об этом полотне немецкого живописца, Фет отмечал, что при работе над ней душа художника явно была в нездешних мирах, ведь только благоговейной душе под силу создать такое изображение Богоматери. Главная же картина галереи — «Сикстинская Мадонна» Рафаэля — также произвела на Фета сильнейшее впечатление. Поэт просидел перед образом Божией Матери два часа и, согласно его воспоминаниям, понял, «почему народ толпою следовал за Рафаэлем. Из галереи я вынес неподдельный восторг и счастье, которого уже не утрачу в жизни».
Видео:Афанасий Фет «Я пришел к тебе с приветом…»Скачать
Жизнь человека и мир природы в лирике А. А. Фета (на примере 2-3 стихотворений)
Афанасия Афанасьевича Фета с полным правом можно назвать певцом природы. В пейзажной лирике он достиг блистательных художественных высот, подлинной реалистической глубины
Как ни один другой поэт, Фет обращает внимание на мельчайшие подробности жизни родной природы, в совершенстве владеет многоцветной кистью. Он описывает самые обыденные моменты в неподозреваемой красоте
Фет строит картину мира, который он видит, осязает, слышит
И в этом мире все важно и значимо: и облака, и луна, и метель, и звезды. Каждое мимолетное явление имеет для него свое собственное значение, свою собственную красоту
Важной особенностью пейзажной лирики Фета является его умение чувствовать непосредственную близость своей души к миру природы. Поэт не просто описывает бабочку, ее полет, а улавливает ее «дыхание»:. Не спрашивай: откуда появилась?
Не спрашивай: откуда появилась?
Куда спешу?
Здесь на цветок я легкий опустилась
И вот – дышу.
Надолго ли, без цели, без усилья,
Дышать хочу?
Вот-вот сейчас, сверкнув, раскину крылья
И улечу.
Лирический герой Фета способен к обостренному восприятию природы, он является частью ее, маленькой песчинкой в большом пространстве:
Я долго стоял неподвижно,
В далекие звезды вглядясь, —
Меж теми звездами и мною
Какая-то связь родилась…
Природа в лирике Фета живет своей жизнью и показана в движении, в диалектике:
Растут, растут причудливые тени,
В одну сливаясь тень…
Уж позлатил последние ступени
Перебежавший день.
Преобладание глаголов несовершенного вида (растут, позлатил, восходишь, обращаю, смолкает, скользишь, сыплет) создает эффект движения, перехода от дня к ночи: вот садится солнце, и начинают расти «причудливые тени», наступают сумерки, сливая их в «одну тень», вот последние лучи заходящего солнца освещают вершины гор, а на небе светят два светила – солнце и луна. Вскоре последние лучи солнца исчезают («потухли выси гор»), и мир погружается в неподвижность.
Чувство природы у поэта носит универсальный характер: у него практически нет чисто пейзажной лирики. Фетовская природа тесно связана с душой человека, с его внутренними переживаниями. Поэт считает, что человек должен раствориться в природе, начать жить как она. Отсюда излюбленный прием Фета – психологический параллелизм.
Ощущение динамических изменений, происходящих не только в природе, но и в душе человека, можно проследить в стихотворении «Шепот, робкое дыханье…»
Важно отметить, что движение создается поэтом при полном отсутствии глаголов:. Шепот, робкое дыханье,
Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья,
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, заря!..
На первый взгляд, стихотворение кажется набором зрительных и слуховых впечатлений, однако в нем создана вполне конкретная и наполненная определенным содержанием картина. Читатель как бы присутствует при ночном свидании, которое происходит в саду, у ручья, ночью. Наверное, между влюбленными произошло объяснение, разрешившееся на рассвете слезами счастья и поцелуями.
Лирика Фета позволяет воспринимать и природу и человека в гармоническом единстве, в совокупности неразделимых проявлений. Главное заключается не в самой картине окружающего мира, а в том поэтическом ощущении, которое пробуждает она в нас. Природа является только поводом, средством выражения поэтического мышления. Неслучайно самого себя Фет называет «природы праздный соглядатай». Природа у него — это не просто пейзаж, это атмосфера, разлитая и внутри и вовне человеческой жизни, пронизывающая все вокруг.
История о том, как Фет находил сюжеты для своих стихотворений
Поэт Яков Полонский вспоминал, как однажды он разговаривал с Фетом о поэтическом вдохновении и о том, где же брать сюжеты для лирических текстов: «Юный Фет, бывало, говорит мне: «К чему искать сюжета для стихов; сюжеты эти на каждом шагу, — брось на стул женское платье, или погляди на двух ворон, которые уселись на заборе, вот тебе и сюжет В этом забавном предложении, однако, скрывается настоящее открытие Фета-поэта. Именно он одним из первых в русской поэзии открыл новый способ самовыражения — показывать внутренние переживания через внешнюю атрибутику — и довел этот способ до совершенства (достаточно вспомнить знаменитые Шепот, робкое дыханье. » или «На заре ты ее не буди. »). Все, что находится вокруг автора, вся лирическая одухотворённая картина, и является самым подлинным выражением чувств. Надо только искренне всё запечатлеть. Фет писал стихотворения до самой смерти в 1892 году, и главная тема поздней лирики Фета — это любовь. Поэт пишет о любви так же тонко и проникновенно, как писал в юности. Порой даже невозможно поверить, что эти строки написал уже стариком:
Качаяся, звезды мигали лучамиНа темных зыбях Средиземного моря,А мы любовались с тобою огнями,Что мчались под нами, с небесными споря.
Видео:А.А. Фет » Весенний дождь «/» Еще светло перед окном «| Учи стихи легко | Аудио Стихи Слушать ОнлайнСкачать
История о том, как Фет увлекался мрачной философией
В середине жизни Фет увлекался непопулярной в его время в России философией немецкого мыслителя Артура Шопенгауэра, чьими трудами особенно начнут восхищаться писатели и философы ХХ века. Фета же особенно привлекали идеи Шопенгауэра о том, что разум не является главным способом познания. Есть что-то более высшее. По Шопенгауэру, это так называемая воля, которая проявляется в любой деятельности человека: все явления исходят из нее. Фет также никогда не признавал приоритета рационального начала. Однако для него только сердечным опытом, опытом чувства можно проникнуть в суть вещей. Поэт утверждал, что «Бог сидит в чувстве, и если Его там нет, разум Его не найдет». Прекрасное и Великое, по Фету, можно отыскать только с помощью интуитивного творческого прозрения.
Фет А.А. Светлое воскресенье (Победа! Безоружна злоба!). 8 апреля 1857 г. Автограф. НИОР РГБ. Ф. 315/l, е. хр. 26
Фет решил первым перевести на русский язык главный труд Шопенгауэра «Мир как воля и представление», и ему прекрасно удалась эта работа. Философия Шопенгауэра довольно мрачна, но именно она заставила Фета перейти от довольно простых по форме и содержанию стихотворений к созданию глубокой философской лирики:
Идем. Надолго ли еще не разлучаться,Надолго ли дышать отрадою? Как знать!Пора за будущность заране не пугаться,Пора о счастии учиться вспоминать.
Видео:«Шепот, робкое дыханье» А. Фет. Анализ стихотворенияСкачать
История о том, как Фета посчитали атеистом
Долгое время в читательских кругах Фета считали атеистом: слишком много было в его стихотворениях античных образов и чувственных мотивов. В 80-х годах ХХ века на страницах журнала «Вестник русского христианского движения» вспыхнула полемика: каков религиозный характер и направление поэзии Фета. Вопросы веры и религии занимали ум Фета на протяжении всей жизни, однако это был сложный поиск. Фет, получивший традиционное религиозное воспитание, хорошо разбирался в библейских образах. Например, в стихотворении «Когда Божественный бежал людских речей. » представлена евангельская история об искушении сатаной Христа во время его многодневного поста в пустыне. А стихотворение «Чем доле я живу, чем больше пережил. » является прекрасным переложением молитвы «Отче наш». Религиозная тема постоянно возникает в контексте других «вечных» тем в лирике Фета: любви, жизни и смерти, искусства и красоты. У поэта можно найти много стихотворений с христианскими мотивами, и с каждым фетовским сборником религиозная тема по-своему развивается, а в позднем творчестве окрашивается в философские тона. Фет постоянно находился в поиске Божественного, поэтому вопрос о религиозности Фета, скорее, навсегда останется предметом споров. Однако можно сказать наверняка одно: Фет никогда не был равнодушен к религиозным вопросам, размышления о вере волновали его на протяжении всего жизненного и творческого пути, о чем наилучшим образом говорят его религиозных стихотворения. Так, «Когда кичливый ум, измученный борьбою…» — прекрасный пример духовных исканий автора, где он обращается к евангельскому образу блудного сына. Лирический герой Фета сравнивает себя с блудным сыном, осознавшим свою греховную ошибку: «О, как мне хочется склонить тогда колени, / Как сына блудного влечет опять к Отцу! — / Я верю вновь во всё, — и с шепотом моленья / Слеза горячая струится по лицу».
«Когда кичливый ум, измученный борьбою…»
При подготовке статьи использовались материалы из книги Михаила Матвеева «Фет» (серия ЖЗЛ).
Видео:Выпуск № 43. Одиннадцать глаголов- исключений. Стихотворение.Скачать