Особенность выразительных средств
Отличительная особенность этого стихотворения — это то, что в нем отсутствуют глаголы. Эта простая форма строк — вызов обществу, которое в то время негативно отреагировало на подобное «безглагольное» стихотворение. Использование только существительных придает плавный размеренный ритм.
Но, несмотря на отсутствие глаголов, каждая строка представляет собой законченное действие. На первый взгляд читателю может показаться, что в стихотворении нет никакого сюжета и развития действий. На самом деле это не так, поэт описывал свои ощущения. Нет портретов лирических героев, поэт лишь указывает на то, что на милом герою лице отображается игра света и тени. В существительных есть скрытое действие, возникает ощущение динамичности. Это создает развитие сюжета.
Также поэт использовал и другие литературные тропы. Это большое количество эпитетов, олицетворения и метафоры. Особо выделяется по эмоциональной окраске последнее предложение. Этому способствует и повторение, и восклицание. Повторение глухих согласных придает строкам напевность. Все перечисленные средства выразительности добавляют нежность и лиричность стихотворению.
Темы, проблемы
Главной темой произведения является тема природы, поскольку она проходит через все произведение. Даже с учетом того, что в стихотворении отсутствует какое-либо действие, благодаря природе читатель понимает, как ведут и чувствуют себя влюбленные.
Во время накала страстей, начинается заря. Во время робкого перешептывания влюбленной пары, ручей внимательно слушает их речь, а тучки укрывают их от посторонних глаз. Фету удается изобразить людей с природой единым целым. Это и является основной темой стихотворения – гармония человека с окружающим миром.
Так же присутствует тема любви. Молодые люди находят свое уединение именно на лоне природы. Здесь нет посторонних и никто не в силах помешать их свиданию. Читатель очень хорошо понимает и чувствует чувства и переживания влюбленных.
Краткая справка о личности и биографии автора
Судьбу Фета можно назвать поистине непростой и даже трагичной. Будущий известный поэт, лирик, переводчик, автор мемуаров, родился в России, хотя мог появиться на свет в Германии – мать, Шарлотта-Елизавета Беккер, сбежала от мужа с исторической родины на 7-ом месяце беременности. В результате она обвенчалась с дворянином Шеншиным; мальчик получил и его фамилию, и дворянский титул. Однако впоследствии выяснилось, что Афанасий не имеет никаких юридических связей ни с имением Шеншина, ни с его привилегиями, и, не приходясь ему биологическим сыном, не может претендовать ни на то, ни на другое. В результате Афанасий, теперь уже носящий фамилию, присвоенную ему при рождении – Фет, – оказался лишён и российского подданства, и положения, и наследства. Идеей «фикс» стало для него возвращение утраченного титула, однако он смог осуществить задуманное лишь в 1873 году – тогда Фету было уже 53 года!
Учёба давалась Фету легко: он окончил частную немецкую школу в Эстонии, г. Верро, а затем поступил в университет, где выпустил свой первых сборник стихотворений, который назывался «Лирический пантеон».
С 1845 по 1858 год Фет посвятил себя военной службе, так как считал, что она – обязательное условие для возвращения дворянского титула. В результате к 1853 году Фет был направлен в гвардейский полк, находящийся вблизи Петербурга, тогдашней столицы. Это дало Афанасию Афанасьевичу возможность познакомиться с такими известными личностями, как Тургенев, Гончаров, Некрасов, а также редакторами передового журнала «Современник».
За время воинской карьеры Фету пришлось вкусить плод трагической, неудачной, но сильной любви, память о которой он сохранил до конца своих дней и пронёс через всё творчество. Поэт захотел взять в жёны образованную девушку по имени Мария Лазич, которая происходила из бедной, но хорошей семьи. Однако что тогда мог дать ей Фет? Он был беден – это и послужило препятствием для обручения. А через некоторое время девушка погибла в пожаре при крайне странных обстоятельствах; некоторые поговаривали о самоубийстве. Её последние слова были обращены к Фету. Для поэта смерть любимой женщины стала настоящей трагедией.
Впоследствии, в возрасте 37 лет, А.А. Фет взял в супруги Марию Боткину. У них никогда не было детей, но их семейную жизнь можно назвать по-настоящему счастливой: супруги жили душа в душу, имея достаток и вес в обществе.
Анализ стихотворения и основная мысль
«Шепот, робкое дыханье…» – стихотворение, состоящее всего из 12 строчек, в которых автору, тем не менее, удалось передать целый мир, и даже не один.
Разделённые на 3 четверостишия, каждые строфы представляет собой определённую сторону переживания лирического героя: в первой читатель и главный герой, не упоминаемый, но негласно присутствующий (от его лица мы и видим все окружающее), слышит лишь звуки («шепот», «дыханье», «трели», «колыханье); во второй к ним примешиваются визуальные образы («тени», изменения «милого лица»); наконец, в третьей, кульминационной строфе, происходит приближение окончания свидания, вместе с которым до предела нарастают и чувственные настроения героя и его возлюбленной («лобзания», «слезы»).
В этом стихотворении автор соединил мир «летучих настроений» человека с миром природы, причём то, какой из них превалирует, так и остаётся невыясненным – одно сливается, гармонично переплетается с другим, то выступая на передний план, то отступая назад. Игра строится на параллелизме: от ночного пейзажа Фет стремительно, но тонко переходит к изображению самых важнейших положений и моментов в отношениях между двумя любящими сердцами.
Перед читателем, несмотря на отсутствие глагольных форм, стремительно проносится целая ночь: тени и «свет ночной» сменяются на занимающийся рассвет. В результате стихотворение оставляет радостное, светлое чувство, придающее бодрости и свежести, словно роса, появляющаяся на травинках во время раннего утра.
Заключительные восклицания «И заря, заря!..» знаменуют собой торжество великого чувства, соединяющегося с вечностью. Заря будет приходить на землю каждое утро, и каждое утро влюбленные будут встречать её со слезами на глазах, то ли от счастья совместного времяпрепровождения, то ли из-за горечи скорого расставания, которое приносит с собой начало нового дня. Очевидно одно – пока будет существовать природа и благоволящая им ночь, чувство их не утихнет, и никто не сможет их разлучить.
Средства выразительности
Особенностью анализируемого стихотворения является отсутствие глаголов. Этот прием позволяет замедлить события, придать им аромат ночной неподвижности тишины и любви. Такое «ограничение» в наборе слов не мешает автору создавать оригинальные художественные средства для раскрытия темы и воссоздания чувств влюбленных
Языковые средства в этом стихотворении привлекают внимание своей простотой, поскольку состоят в основном из двух-трех слов
В каждую строфу поэт вплетает метафору: «мечтательный ручей», «тени без конца», «в дымных облаках пурпурная роза, вспышка янтаря». Нежность и страсть передаются эпитетами: «волшебные перемены», «милое лицо», «дымчатые облака». В тексте нет никаких сравнений.
Интонация первых двух строф плавная, повышается только в последнем куплете, а последняя строка взрывается восклицательным знаком. Этот интонационный рисунок гармонично дополняет содержание. Аллитерация звуков «m», «n», «r» и «l» делает стихотворение плавным. В последней строфе используется несколько слов с согласным «р», что передает напряженность чувств между влюбленными.
Тема 82. Стихотворение А.А. Фета «Шёпот, робкое дыханье…».
(Восприятие, истолкование, оценка.)
Вряд ли об этом стихотворении можно сказать
что-то новое для учителя. Могу предложить
выдержки из хорошего, на мой взгляд, сочинения,
написанного его автором-десятиклассником
самостоятельно, но, разумеется, на основе
общеизвестных, много где напечатанных вещей. Я
имею в виду особенности композиции, образного
ряда, “безглагольность”.
Было замечено, что между “началом” и “концом”
стихотворения проходит несколько часов, которые
эмоционально и психологически сливаются
воедино. Слова, являющиеся ключевыми, на первый
взгляд кажутся несхожими (шёпот, трели, серебро,
пурпур, слёзы, заря). Однако все эти образы
сочетаются так, что образуемая ими поэтическая
картина кажется выдержанной в одной тональности.
В стихотворении важны не только образы, но и
мелодичная интонация. Слово Фета поётся, звучит,
и тот, кто читает вслух стихотворение, как бы
слышит и “робкое дыханье”, и соловьиные трели.
В первой строфе время, скорее всего, вечернее,
так как “трели соловья” раздаются обычно в
начале ночи. Природное время совпадает здесь с
“психологическим”, переданным с помощью
существительных и прилагательных: “шёпот”, и
“робкое дыханье”. Звуковой состав слов
“шёпот”, “робкое” различен, однако есть яркое
созвучие: “шёпот” содержит звуки и
“робкое” тоже. По своему смыслу слова также
близки и рисуют картину начала любовного
свидания. Движение в строфе обозначается
существительным “колыханье”, рифмующимся с
“дыханье”. Полностью рифмуются два слога,
что ещё сильнее сближает движение чувства и
движение в природе.
Во второй строфе значение движения прежде
всего связывается с существительным
“изменений”:
Как ни странно, слова “милое лицо” также
отражают динамику по сравнению с “шёпот, робкое
дыханье”: вначале лица не было. Даже слово
“ряд”, кажется, обладает способностью
передавать развитие событий. Игра света и тени,
повторы (ночной — ночные, тени — тени) связаны
затаённым движением души.
Третья строфа начинается с резкой перемены
ритмического рисунка: «…В дымных тучках пурпур
розы…»
Эта строка в стихотворении выделяется
отчётливым ритмом (хорей), яркими красками.
Метафоры “пурпур розы”, “отблеск янтаря”
передают смену времени, приближение рассвета.
Движение в пространстве ощущается в
стихотворении как идущее снизу вверх: с земли
(ручей) к небу (тучки). Звуковая картина оттеняет
смысл. Это и ассонанс (в тучках, пурпур; янтаря,
заря) и аллитерации, подчёркивающие звонкие и
сонорные согласные. Их концентрация в последней
строфе максимальна, что отражает её
кульминационный характер. Особая роль придаётся
звукам “р” и “з”, встречающимся в словах
“розы”, “заря”. И роза, и заря — образы
символические. Роза, тем более красная (“пурпур
розы”), символизирует любовь, что подтверждается
словами “и лобзания, и слёзы”. Заря — символ
начала пробуждения, чего-то сильно ожидаемого.
Движение в стихотворении приводит к образу зари,
в равной мере связанной и с природой, и со сферой
человеческих чувств.
Жанр
В уникальном стихотворении “Шепот” Афанасия Фета, мы встречаемся с элегическим жанром, который воплощает горькую ноту грусти и отсутствие сюжета. Вместо этого, поэт умело описывает пейзажные зарисовки, придающие произведению особую атмосферу.
Размер стихотворения состоит из двух- и четырехстопных хореев, создавая ритмическую гармонию и певучесть. При этом использована перекрестная рифмовка «АВАВ», где рифмы сменяются женскими и мужскими окончаниями.
Мне нравится15Не нравится2
В этих стихах мы ощущаем скрытую печаль и тоску, вызванные предстоящим расставанием. Это типичное для элегии, которая изображает лирическое “я” в состоянии грусти и потери.
Средства выразительности
Интересны синтаксические составляющие стихотворения. Во-первых, в «Шепоте» совершенно нет глаголов. Читатель не видит ни одного действия. Но он чувствует то, что происходит между двумя людьми там, в тишине. Во-вторых, все стихотворение – это всего лишь одно предложение. Несмотря на деление на три строфы, А. А. Фет развивает одну основную мысль непрерывно до конца произведения.
- Что же касается непосредственно художественности в стихотворении, то поэт использует большое количество эпитетов (робкое, сонный, дымные, волшебные). Такой ход вполне обоснован: автор рисует природу, влюбленных, описывает окружающую обстановку – для этого логичнее всего прибегать к образному определению. В стихотворении также очевиден метафорический прием: «сонный ручей». Эта метафоричность в некоторой степени может быть приравнена к олицетворению: ручей может спать, намекает поэт.
- Прием аллитерации (повторение согласных звуков) также использован Фетом. В данном стихотворении речь идет о шипящих, способствует созданию реалистичности ночного свидания. Ночь, влюбленные, лобзания, слезы – безусловно, здесь присутствует некая тайна. Аллитерация дополняет общую картину. Наряду со звуками в стихотворении присутствует и цветопередача, речь о которой шла выше.
Критика стихотворения
В анализе по плану «Шепота, робкого дыханья» Фета следует рассказать и о том, как произведение было принято общественностью. Некоторые поэты и писатели неоднозначно отзывались о нем. Основная причина — это особенность написания, а именно — отсутствие глаголов.
Некоторые посчитали, что в стихотворении нет сюжета, и говорили, что тема, выбранная поэтом, узкая, ограниченная. Также сетовали на отсутствие каких-либо событий. Появились шутки, что если его прочитать, начиная с конца, то ничего не изменится. Люди за образами ощущений не увидели постепенное нарастание экспрессии. Они не смогли заметить стройность и цельность композиции.
Критиковали произведение и за то, что поэт не давал конкретного предметного описания. И читателю приходилось лишь догадываться, о чем речь в той или иной строке. Фразы написаны рубленым стилем, некоторые критики не замечали плавности и неторопливой музыкальности стихотворения.
Но есть мнение, что некоторыми поэтами и писателями это творение было принято неблагосклонно из-за того, что поэт затронул тему интимности чувств. И хотя об этом не говорится прямо, читатель может догадаться благодаря намекам. Но от этого творение Фета не становится менее изысканным и элегантным, не теряет ни капли своей лиричности.
А. А. Фет в своем творчестве восхвалял не только красоту и величие природы. Но также поэт в своем творчестве описывал и чувства. Но для него человек и окружающий мир — это одно целое, что и отражено в данном стихотворении. Это был краткий анализ по плану «Шепота, робкого дыхания».
- https://nauka.club/literatura/shepot-robkoe-dykhanie.html
- https://litrekon.ru/analiz-proizvedenij/shepot-a-fet/
- https://obrazovaka.ru/analiz-stihotvoreniya/fet/shepot-robkoe-dyhanie.html
- https://school-ethiopia.ru/analiz-stihotvorenij/shepot-fet-analiz.html
Анализ стихотворения А. Фета «Шепот, робкое дыханье…»
Образец анализа стихотворения А. Фета
«Шепот, робкое дыханье». Этот поэтический текст невелик по объему. Графически он представлен тремя четверостишиями. Всего 12 строчек. Тема стихотворения (а его жанр лирический) – тема природы. Но это не совсем пейзажная лирика. За картинами природы отчетливо виден человек (точнее влюбленная пара), поэтому можно говорить о теме любви. Лучше сказать, что в этом стихотворении воссоздано психологическое восприятие природы влюбленным человеком.
Основными признаками стиха являются здесь рифма, ритм и метр. Рифме в этом тексте принадлежит организующая функция. Рифма – перекрестная, чередуются мужские и женские рифмы (1-3 – женская, 2-4 – мужская). Рифмы в основном простые (розы – слезы, соловья – ручья), есть и сложные (ночные тени – изменений). Размер стихотворения – четырехстопный хорей.
Поэтический язык стихотворения включает слова общеупотребительной лексики, особых лексических ресурсов нет, нет неологизмов, нет диалектизмов, нет провинциализмов. В основном использована прямая номинация – изображение с помощью называния. В стихотворение входят 36 слов. Из них существительных – 23, прилагательных – 7, союзов – 4 (причем однотипный «И»), предлогов – 2. В основном употребленные слова относятся к нейтральной лексике, но встречается и высокая лексика (лобзанье). Однако и нейтральная лексика воспринимается как высокая за счет определений-эпитетов (дыханье – это одно, а робкое дыханье – это уже совсем другое, или ручей – и сонный ручей).
Редким прилагательным (эпитетам) принадлежит в стихотворении особая роль (эстетическая). Изображенная существительными картина была бы далеко неполной без прилагательных (эпитетов). В тексте нет ни единого глагола и, тем не менее, изображенное не статично, наблюдается динамика, движение (а лучше сказать, внутренняя жизнь природы). Изображенная картина представлена зрительными (серебро сонного ручья, ночной свет, янтарный и пурпурный отблеск туч) и звуковыми образами (соловьиные трели, еле слышное течение ручья). Особенной динамикой наполнена вторая строфа – движение теней, изменяющееся в этих тенях милое лицо. Появление человеческого лица очень оживляет картину, привносит в нее психологический ракурс, добавляет к изображенной картине эмоциональный тон (мягкость, нежность, очарование).
Поэтический синтаксис ярко индивидуален. Стихотворение состоит из одного сложного предложения. Оно включает в себя 10 простых, назывных предложений, соединенных бессоюзной связью, но в строфе присутствует трижды союз «и». Это говорит о нарастании лирического волнения. Предложение заканчивается восклицательным знаком и многоточием, что, в свою очередь, свидетельствует о пике эмоционального чувства (повтор … заря, заря) и его развитии. В синтаксисе поэтической речи можно отметить параллелизм (упорядоченные в синтаксическом отношении звенья), и некоторые признаки антитезы (трели соловья – сонный ручей, свет – тени, лобзания – слезы).
Среди тропов встречаются метафоры (серебро ручья, пурпур розы), эпитеты, придающие стихотворению эмоциональную насыщенность (робкое дыханье, сонный ручей, волшебное изменение; милое лицо, ночные тени, дымные тучки…).
Звуковая организация речи – гармоничное сочетание гласных и согласных звуков. В этом тексте наблюдается эвфония, то есть благозвучие. Гласных звуков – 78, звук «О» встречается 20 раз, «Е» встречается 17 раз, «И» – 8, «А» – 9 раз. «О» определяющий, содержательный звук придает стихотворению особую выразительность. Особенно много этого звука в первой строфе, где можно наблюдать явление ассонанса. Во второй строфе обнаруживается аллитерация (повтор согласных «Ч», «Л», «Ц»). Кроме того, встречается аналепсис – повтор рядом стоящих слов (тени, тени – заря, заря).
В целом стихотворение являет собой законченную поэтическую систему, характерно организованную и эмоционально возвышенную. Наличие нескольких вариантов текста свидетельствует о тщательной работе автора, о внимательном и требовательном обращении его к лексическому материалу. Автор анализа:Безруков Андрей Николаевич
(Введение в литературоведение)
История написания
Во время создания произведения «Шептун…» Афанасий Фет уже сформировал свою собственную форму изложения. Автор изобретал новые стили подачи лирических произведений. Стихотворение, о котором идет речь, вошло в цикл «Вечера и ночи».
Талантом этого человека восхищались известные русские писатели, которые также были его хорошими друзьями. Некоторые из них:
- Гоголь.
- Некрасов.
На момент рождения Афанасия его родители еще не были официально женаты, что было категорически запрещено Церковью. Отец будущей знаменитости был шенштатцем, но он дал своему сыну фамилию первого мужа своей жены. Молодой человек учился в Московском институте, но желание вернуть себе дворянство заставило его пойти на службу. Со временем он снова получил дворянский титул, но продолжал подписывать свои работы как Фет.
Вариант 2
Афанасия Фета по праву принято считать одним из романтиков земли Русской, так как он описывал чувства, удалось повторить только единицам. И хотя сам автор не причислял себя к данному направлению в литературе, но все его произведения написаны в духе типичной романтики. Пейзажная лирика является основой в творчестве Фета, при этом она часто переплетается с любовной лирикой. При этом автор считает, что человек является настоящим сыном родной природы, и его любовь к окружающему миру намного сильнее, чем к женщине.
Данное стихотворение было написано в 1850 году, оно стало ярким примером того, что автор способен точно переплести отношение к женщине с почитанием природы, которую он считает своей матерью. Стихотворение начинается со строк, которые описывают раннее утро. Это тот промежуток времени, когда ночь сменяется на светлое время суток, и длится совершенно недолго. Считанные минуты перехода становятся для него возможностью насладиться мгновением.
Смена времени суток, является также возможностью насладиться переменами лица, которое кажется лирическому герою милым и возвышенным. И пока солнце полностью не взошло, то мужчина старается насладиться любовными утехами, который на лица оставляются слезы от восхищения, а сами слезы отражают краски зари, которые озаряют все лицо и делают его еще прекраснее и желаннее.
В самом стихотворении нет глаголов, все действия автор как бы оставляет за кадром, позволяя читателю самому понять происходящее. Ритм стиха является размеренным и неторопливым, показывая, что молодые люди наслаждаются моментом, который они могут провести в компании друг друга.
Несмотря на это, после выхода произведения, автора обвинили в том, что в стихотворении отсутствует конкретика. Фразы повествования коротки, а читателю приходится самому додумывать происходящее. Позднее оно было признано классикой русской литературы. Манера повествования автора становится его индивидуальной особенностью, каждый читатель может сам дорисовать существующую картину, буквально побывать на месте событий, самому стать участником происходящего. После появятся авторы, которые будут подражать его манере написания, стараться перенять существующий стиль, но никогда не достигнут его уровня.
Шёпот, робкое дыханье
Читаю Фета вдалеке, а на душе, как будто дома. Мне все места эти знакомы: я молод, мысли налегке, я пролетел наряд усадеб, да в воду дважды не войти, Шарлотты Беккер, её свадеб и, разминулись с полпути… Стихи и русское каханье: под ноги реки, трель дождём, равниной сталось поле ханье, а степь стелите ниц плащём, и хоть разути — хоть обуть, всё плащеница им, мабудь. Шёпот робкий в придыханье, трель соловья, ночные грёзы, с зарёй лобзания и слёзы, серебра тень колыханья, ручья живительные грозы, сонный пурпур цвета розы, волшебных света и лица, то соловей, то мельница, и тучки дымные волнений в ряд чудесных изменений, и тени, — тени без конца, — никак им, не гаголиц-ца*
Фемида чаши не велит перемещать, бо бес велик, — ложатся только на двенадцать. Перемешать бо вес большой (и кабы в этом не зазнаться), скажи, Юстиция, без грусти, стишок и строфы хорошо, я положил на чашу русским? Я без глагола, я ж старался, чуть диссертацию закрался, меня давно уж осенило, в конце начала чьё правило. Учился плохо, слава богу, и стал кумекать, понемногу: язык воруют! вот беда-то, и вся история в солдатах, ещё в Балде (не дочитал), и быть Беде в Фета начал.
То грек-еврей, античность тырит, то древнеримский немец-жид, к себе в колонии, проныры, устроились, — земля дрожит, как поп на курице несётся, — феньку знает, тем спасётся? Илья пророк на колеснице нрав перуновский перенял, для лютеран? и на деснице? то Фёдор Тютчев обнимал, аршином мерил, а не в локоть, что по хоть пишется, что похоть, тогда я, — сам не понимал, поэта Пушкина, чьи сказки, зверья истории, их ласки, но с упоеним мечтал.
Помню, мальчишески был глуп, читал, казалось, что вот-вот, наградой спелых вишен губ коснётся в утреннем дурмане, дрожь успокоит, сон пройдёт, и лучик солнца как тумане, запляшет по полу, — в клубок свернётся кошка, — голубок, в потешный лист, — лубок, кора древа исподнее, — пора…
Месить по грязи непролазной, умом Россию обнимать, наградой принимать проказы, вот леди Магбет, новый том, торить дорожку в Белый Дом, и сапоги к крыльцу снимать, — и туфли, кульман — без обмана творца и бога понимать, меня учили очень рано.
А где родился, там сгодился. С годами опыт пригодился, — язык стал русский принимать, меня он тем и, донимать: старший брат своей Москвы, Мценск неверный и скупой? Думал Кукша, не как вы, и с Днепра, он шёл домой… Там я жил, был юн и глуп, в борцовской грязи непролазной, месил палитру дум прекрасных, запомнил Зушу, лодку, дуб, Оку, Десну, Дуная нрав, ещё чего, запомнил много, а парень Кукша, был не прав! Как показалось, я не первый: нет познавательнее слога, чем Фета стих и… ваши нервы.
*Стихотворение, «Шёпот робкое дыханье» Афанасий Фет написал без единого глагола…
24.08.2017, Бор
Нелегкая судьба «чистого искусства»
Простота, в какой-то степени даже тривиальность формы и содержания, вызвали ряд негативных отзывов, упреков и пародий. Н.А. Dobrolubov and D. D. Минаев были пародистами. Фета обвиняли в том, что он выбирает такие «жирные» темы, когда в обществе бушевали революционные и реформистские настроения. Следует отметить, что его поэзия относится к «чистому искусству» (в Западной Европе это направление также называли «искусством ради искусства»), которое не стремилось влиять на общественную жизнь или описывать ее трудности и проблемы; представители этого направления предпочитали творить ради чистого эстетического удовольствия. Этот факт во многом оправдывает личный выбор поэта.
Кроме того, их обвинили в технической неумелости, отнеся эту «поэзию» к категории стихов молодых семинаристов. Однако все эти нападки несправедливы и даже легкомысленны. Фет оказал значительное влияние на поэтов Серебряной эры, 1960-х годов, и считать его лишенным таланта, а его поэзию — технически слабой было бы глупо.
Темы и проблемы
Основная тема природы преобладает на протяжении всего произведения. Несмотря на отсутствие действия как такового, природа отражает поведение и состояние человека. Когда разгораются страсти, занимается заря. Когда герои шепчутся и «робко дышат», ручей внемлет им, тучки скрывают любовников. Поэт показывает людей и окружающий мир как единое и неразрывное целое
Отсюда – тема единения личности с окружающей средой.
Тема любви занимает важное место в тексте стихотворения. Юноша и девушка наслаждаются уединением на лоне природы
Никто им не мешает. Читатель видит выражение чувств героев. Слезы – это состояние сильных эмоциональных волнений.
Заключение
Стихотворение Фета «Шепот, робкое дыханье…» появилось в печати в 1850 году. К тому времени Фет уже был вполне сложившимся поэтом, со своим особым голосом: с резко субъективной окраской лирического переживания, с умением наполнить слово живой конкретностью и одновременно уловить новые обертоны, «мерцающие» нюансы в его значении, с обостренным ощущением роли композиции в стихотворении – композиции, передающей, в сущности, конструкцию, структуру развития самого авторского чувства. Фет новаторски разрабатывал образный строй стиха, его мелодику, удивлял свободным обращением с лексикой и вызывал возмущение нежеланием прислушиваться к элементарным законам грамматики.
Одним словом, при упоминании имени Фета в сознании его современников возникало представление о ярко, чересчур ярко выраженной поэтической индивидуальности
К этому же времени Фет зарекомендовал себя как поэт, сосредоточивший внимание на довольно узком круге проблем, далеких от злобы дня, от насущных интересов реальной действительности. Это закрепило за его лирикой репутацию некоторой одноплановости, а в глазах наиболее радикальных деятелей эпохи – даже своеобразной неполноценности.
Стихотворение «Шепот, робкое дыханье…» укрепилось в сознании современников как наиболее фетовское со всех точек зрения, как квинтэссенция индивидуального фетовского стиля, дающего повод и для восторгов, и для недоумения:
В этом стихотворении неодобрение вызывала прежде всего «ничтожность», узость избранной автором темы, отсутствие событийности – качество, которое казалось неотъемлемо присущим поэзии Фета. В тесной связи с указанной особенностью стихотворения воспринималась и его выразительная сторона – простое перечисление через запятую впечатлений поэта, чересчур личных, незначительных по характеру. Нарочито же простую и одновременно по дерзости нестандартную форму можно было расценить как вызов. И в ответ, действительно, посыпались острые и меткие, в сущности, пародии, поскольку пародия, как известно, обыгрывает наиболее характерные качества стиля, концентрирующие в себе и его объективные свойства, и индивидуальные художественные пристрастия автора. В данном случае предполагалось даже, что стихотворение Фета не проиграет, если его напечатать в обратном порядке – с конца…
С другой стороны, нельзя было не признать, что поэт блестяще добивался своей цели – колоритного изображения картины ночной природы, психологической насыщенности, напряженности человеческого чувства, ощущения органического единства душевной и природной жизни, полной лирической самоотдачи. В этом смысле стоит привести высказывание принципиального противника Фета в плане мировоззренческом – Салтыкова-Щедрина: «Бесспорно, в любой литературе редко можно найти стихотворение, которое своей благоуханной свежестью обольщало бы читателя в такой степени, как стихотворение г. Фета «Шепот, робкое дыханье…»
Интересно мнение Л.Толстого, высоко ценившего поэзию Фета: «Это мастерское стихотворение; в нем нет ни одного глагола (сказуемого). Каждое выражение – картина… Но прочтите эти стихи любому мужику, он будет недоумевать, не только в чем их красота, но и в чем их мысль. Это – вещь для небольшого кружка лакомок в искусстве».
Попробуем определить, как Фет добивается, чтобы «каждое выражение» стало «картиной», как он достигает поразительного эффекта сиюминутности происходящего, ощущения длящегося времени и, несмотря на отсутствие глаголов, присутствия внутреннего движения в стихотворении, развития действия.
Грамматически стихотворение представляет собой одно, проходящее через все три строфы восклицательное предложение. Но наше восприятие его как неделимой текстовой единицы накрепко спаяно с ощущением его внутренне компактной композиционной цельности, имеющей смысловое начало, развитие и кульминацию. Дробное перечисление через запятую, которое может показаться главным двигателем в динамике переживания, в действительности лишь внешний структурный механизм. Главный двигатель лирической темы – в ее смысловом композиционном развитии, которое основывается на постоянном сопоставлении, соотнесении двух планов: частного и общего, интимно-человеческого и обобщенно-природного. Этот переход от изображения мира человека к миру вокруг, от того, что «здесь, рядом», к тому, что «там, вокруг, вдали», и наоборот, осуществляется от строфы к строфе. При этом характер детали из мира человека соответствует характеру детали из мира природы.