Главные герои и их характеристика
- Лирический герой причастен к миру греха и порока, но он готов отречься от прошлой жизни во имя новой любви. Простоватая речь («Был я весь») указывает на искренность его слов. Характер исповеди нервный, отчаянный, приниженный. Герой – не принц на белом коне, он не предлагает себя, а униженно просит ее. Его признания вызывают жалость, ведь он побежден, покорен, но всем тоном дает понять, что не победил. Он сдается на милость победительницы, предлагая сдать все свои укрепления – кабаки, родину и даже творчество. Это мольба и стон человека, замученного и изголодавшегося без любви.
- Героиня непреступна, она — девушка-осень, символизирует завершение прошлой жизни и осознание героем своих ошибок. Она же – его последняя любовь перед неминуемой смертью: после осени следует зима, мир погружается в мертвый сон. Он опечален, ведь после ее прихода его жизнь навсегда изменилась, весь мир отныне сосредоточен лишь на ней одной. После нее нет ничего, и терпкая осенняя грация опьяняет его, уводит «в чужие дали». Женщину окружает колдовское очарование, губительное для ее избранника. Злато-карий омут затягивает и душит, а рука лишь манит, но ничего не дает взамен. Если для него эта осенняя любовь последняя, то для нее – нет, и она, даже любя прошлое, покинет настоящее.
- Пожар голубой расцветки символизирует нечто небывалое, роковое, что случилось с лирическим героем. Если раньше он уже горел любовью, обычным пламенем, то это чувство – гибельное (именно пожар, уничтожающий все на своем пути, а не огонь свечи) и незаурядное (не красный, а именно голубой – нежный и в то же время холодный).
История создания
Стихотворение написано в 1923 году и посвящено актрисе Августине Миклашевской, которая стала для поэта запретным, но очень сладким плодом. Предыдущие отношения Есенина приносили ему много страданий, поэтому, едва увидев Августину, он влюбился без памяти. Существует теория, что стихотворение было написано на следующий день после знакомства Есенина и Миклашевской — настолько девушка поразила поэта своим взглядом и нравом.
Отношение Августины к Сергею было довольно холодным, она равнодушно относилась как к произведением, созданным в ее честь, так и к самому Есенину. Дурная слава уже везде опередила скандального поэта, и многие люди, не склонные к эпатажным выходкам, предпочитали держаться от него подальше. Их холодности и отчужденности автор противопоставил пламя, запертое в его непонятой душе.
Есенин Сергей — Королева
Пряный вечер. Гаснут зори.
По траве ползет туман,
У плетня на косогоре
Забелел твой сарафан.
В чарах звездного напева
Знаю, ждешь ты, королева,
Коромыслом серп двурогий
Плавно по небу скользит.
Там, за рощей, по дороге
Раздается звон копыт.
Скачет всадник загорелый,
Крепко держит повода.
Увезет тебя он смело
В чужедальни города.
Пряный вечер. Гаснут зори.
Слышен четкий храп коня.
Ах, постой на косогоре
Королевой у плетня.
Рафаэ́ль Алекса́ндрович Кле́йнер (род. 1 июня 1939, д. Рубежное, Луганская область, УССР, СССР) — российский театральный режиссер, Народный артист России (1995 г.).
С 1967 по 1970 г. был актёром Московского Театра Драмы и Комедии на Таганке.
Есенин Сергей Александрович (1895-1925)
Родился Есенин в крестьянской семье. С 1904 по 1912 год учился в Константиновском земском училище и в Спас — Клепиковской школе. За это время им было написано более 30 стихотворений, составлен рукописный сборник “Больные думы” (1912), который он пытался опубликовать в Рязани. Русская деревня, природа средней полосы России, устное народное творчество, а главное — русская классическая литература оказали сильное влияние на формирование юного поэта, направляли его природный талант. Сам Есенин в разное время называл разные источники, питавшие его творчество: песни, частушки, сказки, духовные стихи, “Слово о полку Игореве”, поэзию Лермонтова, Кольцова, Никитина и Надсона. Позднее на него оказывали влияние Блок, Клюев, Белый, Гоголь, Пушкин.
Из писем Есенина 1911 — 1913 годов вырисовывается сложная жизнь поэта. Все это нашло отражение в поэтическом мире его лирики 1910 — 1913 годов, когда им было написано более 60 стихотворений и поэм. Наиболее значительные произведения Есенина, принесшие ему славу одного из лучших поэтов, созданы в 1920 — е годы.
Как всякий великий поэт, Есенин не бездумный певец своих чувств и переживаний, а поэт — философ. Как всякая поэзия, его лирика философична. Философская лирика — это стихи, в которых поэт говорит о вечных проблемах человеческого бытия, ведет поэтический диалог с человеком, природой, землей, Вселенной. Примером полного взаимопроникновения природы и человека может служить стихотворение “Зеленая прическа” (1918). Одно развивается в двух планах: березка — девушка. Читатель так и не узнает, о ком это стихотворение — о березке или о девушке. Потому что человек здесь уподоблен дереву — красавице русского леса, а она — человеку. Березка в русской поэзии — символ красоты, стройности, юности; она светла и целомудренна.
Поэзией природы, мифологией древних славян проникнуты такие стихотворения 1918 года, как “Серебристая дорога. ”, “Песни, песни о чем вы кричите?”, “Я покинул родимый дом. ”, “Закружилась листва золотая. ” и т.д.
Поэзия Есенина последних, самых трагичных лет (1922 — 1925) отмечена стремлением к гармоническому мироощущению. Чаще всего в лирике ощущается глубокое осмысление себя и Вселенной (“Не жалею, не зову, не плачу. ”, “Отговорила роща золотая. ”, “Мы теперь уходим понемного. ” и др.)
Поэма ценностей в поэзии Есенина едина и неделима; в ней все взаимосвязано, все образует единую картину “родины любимой” во всем многообразии ее оттенков. Это и является высшим идеалом поэта.
Уйдя из жизни в 30 лет, Есенин оставил нам чудесное поэтическое наследство, и пока живет земля, Есенину — поэту суждено жить с нами и “воспевать всем существом в поэте шестую часть земли с названьем кратким “Русь”.
Анализ стихотворения «Королева» Есенина
Юношеская любовная лирика Сергея Александровича Есенина полна образами и эпитетами, которые в дальнейшем сделают его творчество узнаваемым и любимым. Восемнадцатилетний поэт в стихотворении «Королева» вспоминает свою первую любовь.
Стихотворение написано в 1913 году. С. Есенину в эту пору только 18 лет, он уже год, как прибыл в Москву, записался на лекции в университете, успел поработать в типографии. До первой публикации оставался год. По жанру — любовная лирика, по размеру — четырехстопный хорей с перекрестной рифмой, 5 строф. Рифмы открытые, закрытые. Композиция кольцевая: последние строки возвращают к началу стихотворения. Лирический герой — сам автор. Оно посвящено его первому серьезному чувству, ученице епархиального училища Анне Сардановской, приезжавшей на лето из города в Константиново. В 1913 году поэт и девушка дают слово друг другу в будущем пожениться. Однако год спустя, уже после его отъезда в Москву, в их отношения закралась трещина. Впрочем, в 1916 году редкая переписка еще продолжалась, а в 1918 году Анна выходит замуж за другого, учителя, не «за Сережку», как, смеясь, она говорила в юности, а уже в 1921 — она умерла при родах. Поэт раздавлен случившимся, теперь он вдруг понимает, что то первое чистое чувство и была настоящая любовь в его жизни. О ней он пишет за год до смерти в стихотворении «Мой путь».
Первое, что бросается в глаза читателю — несоответствие фольклорно выписанного пейзажа и образа девушки с европейским, книжным, романтическим словом «королева». Здесь чувствуется и нежность, и грустная ирония, и восхищение любимой. Он соглашается, что она достойна «короля», он был им когда-то, но ему кажется, что впереди «звон копыт» другого всадника: более смелого, крепкого, возможно — и более надежного. Ведь жизнь уже начала их потихонечку разводить в разные стороны.
Эпитеты: пряный, звездного, четкий, чужедальни (сама форма слова навевает мысль о старинной сказке). Олицетворения: ползет туман, обомлели тополя. Сравнение: серп коромыслом. Завершается произведение вздохом: ах! Ведь «королева у плетня» в своем светлом, белеющем при свете луны, сарафане еще ждет. Поэт любуется девушкой и словно мысленно беседует с ней.
Еще до выхода своего первого сборника «Радуница» С. Есенин был автором множества самобытных произведений, среди которых особое место занимает стихотворение о любви «Королева».
Анализ стихотворения Есенина «Королева»
У Сергея Есенина было много женщин, и сам поэт неоднократно признавался, что потерял число своим любовницам. Однако впервые он испытал всепоглощающее и сладостное чувство любви в 15 лет, увлекшись своей односельчанкой Анной Сардановской. Ее судьба сложилась трагически, так как вскоре после отъезда поэта в Москву девушка вышла замуж, забеременела и скончалась во время родов. Но Есенин до самой смерти помнил о своей детской влюбленности и посвящал Анне Сардановской стихи, утверждая, что более чистого и светлого чувства не испытывал ни к одной из женщин.
В 1913 году он вновь вспомнил о своей избраннице и посвятил ей стихотворение «Королева». Примечательно, что оно было написано в тот период, когда поэт состоял в гражданском браке с Анной Изрядновой, которая ждала от него ребенка. Однако это не помешало Есенину предаваться юношеским мечтам и воспоминаниям, тоскуя не только по родному селу, но и по его прекрасной жительнице. Обращаясь к Анне Сардановской, поэт с восхищением отмечает, как теплыми летними вечерами назначал ей свидания. Но поэту совсем не хочется, чтобы этот счастливый период его жизни остался в прошлом. Поэтому само стихотворение написано в настоящем времени, создавая иллюзию присутствия автора за деревенской околицей, где вдруг «у плетня на косогоре забелел твой сарафан».
Как и многие подростки, Сергей и Анна поклялись друг другу в вечной любви. И хоть судьба распорядилась иначе, разлучив их навсегда, даже спустя годы поэт не теряет надежды на новую встречу и утверждает: «Знаю, ждешь ты, королева, молодого короля». Естественно, что в роли последнего он видит самого себя, не задумываясь над тем, что играть чувствами другого человека непростительно. Но в тот момент, когда создавалось это стихотворение, поэт искренне верит в свои чувства, поэтому обещает: «Увезет тебя он смело в чужедальни города». Действительно, Есенин предпринимает такую попытку и летом 1912 года встречается со своей первой любовью. Но это свидание становится последним, так как Анна Сардановская отвечает своему былому возлюбленному отказом. Девушка просит Есенина остаться друзьями, так как понимает, что у нее нет ничего общего с этим юным столичным повесой. Однако окончательно все точки над «и» во взаимоотношениях этих двух людей будут поставлены лишь в 1916 году, когда Анна Сардановская во время очередной встречей с Есениным сообщит, что собирается замуж. Но до этого рокового события остается еще без малого 7 лет, и поэт не теряет надежды на то, что сможет вновь завоевать сердце той, которая когда-то клялась ему в верности. Поэтому. Обращаясь к своей героине, он просит ее: «Ах, постой на косогоре королевой у плетня». Именно этот образ Есенин хочет навеки сохранить в своей памяти как своеобразный талисман и символ безмятежной юности.
Недалеко от Парижа, в маленьком городке Сен-Женевьев-дю-Буа, на православном кладбище, среди многочисленных захоронений наших соотечественников, есть скромное надгробие, на котором начертано всемирно известное русское имя: Иван Алексеевич Бунин. Свыше тридцати лет покоится его прах во французской земле. Но только в последние годы стали писать о трагической судьбе на чужбине, о забвении священной могилы выдающегося художника.
Широкая синяя Нева, до моря рукой подать. Именно река заставила Петра принять решение и заложить здесь город. Он дал ему свое имя. Но Нева не всегда бывает синей. Нередко она становится черно-серой, а на шесть месяцев в году замерзает. Весной невский и ладожский лед тает, и огромные льдины несутся к морю. Осенью дует ветер, и туман окутывает город — «самый отвлеченный и самый умышленный город на всем земном шаре».
Иван Алексеевич часто размышлял об эстетической природе разных родов словесного искусства. В 1912 году он высказался на редкость убежденно: «…не признаю деления художественной литературы на стихи и прозу. Такой взгляд мне кажется неестественным и устаревшим. Поэтический элемент стихийно присущ произведениям изящной словесности как в стихотворной, так и в прозаической форме».
Анализ стихотворения Есенина «Чары»
Для лирики Есенина характерно использование свойственных народному творчеству образов труда, животных, природы. Подтверждение тому можно найти в большом количестве стихотворений. Среди них – «Чары», произведение, относящееся к ранней лирике и написанное не позднее 1915 года. В центре внимания – весна-царевна. Ее приход – светлый праздник для всех живых существ на земле, ведь начинается особенное время – период перерождения, любви, пробуждения, радости. Подобным образом весна описывается во многих стихотворениях разных русскоязычных поэтов. Например, у Тютчева.
В рассматриваемом тексте фольклорная лексика («русалка», «весна-царевна») переплетается со средствами художественной изобразительности, напоминающими символистские («страстная фиалка», «под чарами веселья», «золотое ожерелье»). Эта особенность чрезвычайно важна для раннего творчества Сергея Александровича. Практически с самого начала он активно создавал себе образ неопытного поэта-самоучки, только недавно приехавшего из деревни. Есенин осознавал, что именно такой автор будет пользоваться повышенным спросом в светских кругах Москвы и Петербурга. Впрочем, Сергей Александрович понимал – полной аутентичности не нужно, меру лучше соблюдать. В итоге в его стихотворениях народность и религиозность соединились с элементами, свойственными поэзии символистов. Воспринималось творчество как в некоторой степени экзотическое, но в то же время не слишком перегруженное деревенским колоритом, понятное образованной публике.
«Чары» – стихотворение, полное жизни, радости, позитивных эмоций. Произведение представляет собой не только гимн весне, но и всепоглощающей любви. Кажется, лирический герой способен обнять целый мир, так сильно его переполняют чувства. В тексте ощущается невероятная энергия, зачастую присущая молодости. Весна здесь – не просто время года. Она еще и служит олицетворением юной девушки, которую любит герой.
Как говорилось выше, «Чары» – образец ранней поэзии Есенина. Тем не менее, в нем уже чувствуется оригинальный стиль, найденный Сергеем Александровичем и проявляющийся в умении придумывать и правильно использовать оригинальные образы, органично переплетать фольклорные элементы с приемами, характерными для символизма. Кроме того, стихотворение отличает искренняя любовь поэта к родине, к ее природе, которую Есенин пронесет через все свое творчество.
-
Абай кунанбаев стих про жену
-
Велимир хлебников стихи о войне
-
Пдд руки водителя вместо поворотников стих
-
10 дней до дома космос стихи
- Елена вечтомова блокада прорвана стих
Анализ стихотворения Есенина «Возвращение на родину»
Спустя десять лет после переезда в Москву Сергей Есенин все же нашел возможность побывать в родном селе Константиново и встретиться со своими родными. Отец поэта к тому времени уже скончался, однако еще жива была мать и сестры, а отчий дом, покосившийся и просевший, все так же приветливо смотрел на улицу резными окнами. Этому путешествию в прошлое поэт посвятил множество стихов, среди которых – «Возвращение на родину», написанное в 1924 году. Место, где прошло детство поэта, стало совсем иным, и уже новое поколение мальчишек бегает по сельским улицам, хотя очень «много изменилось там, в их бедном неприглядном быте».
Открытия, которые поджидали поэта в родном селе, произвели на него странное впечатление. Есенин не смог найти свой родной дом, клен возле которого оказался срублен. А случайный прохожий, у которого он решил поинтересоваться, где же нынче живет его мать, Татьяна Есенина, оказался его собственным дедом. Эта встреча оказалась неожиданной и совсем безрадостной – «полилась печальная беседа слезами теплыми на пыльные цветы». Дед рассказал поэту о том, как изменилось село за это время, и очень сетовал на то, что вместе с новой властью пришла эра безбожия. Сестры поэта, став комсомолками, выбросили из дома все иконы. «На церкви комиссар снял крест. Теперь и богу негде помолиться», — сетует дед на новые порядки.
Дом, такой знакомый и любимый с детства, производит на Есенина, у которого слезы наворачиваются на глаза, не менее удручающее впечатление. «Тут разрыдаться может и корова, глядя на этот бедный уголок», — отмечает поэт. Он удивляется, что люди стали жить гораздо беднее, чем до революции, а иконы на стенах заменили портреты Ленина
Есенин понимает, что упустил в этой жизни что-то очень важное, он уже не вписывается в новое общество, которое живет по иным законам. Тем не менее, автор признается: «Но все ж готов упасть я на колени, увидев вас, любимые края». Сестры поэта давно выросли, и теперь являются ярыми сторонницами нового порядка, для них Библией стали труды Маркса и Энгельса, хотя сам поэт признается: «Я этих книг, конечно, не читал»
И ему очень смешно, что «шустрая девчонка» пытается обратить его в свою веру навязывая коммунистические идеалы, к которым поэт совершенно равнодушен. Есенин понимает, что даже в родном доме он – совершенно чужой человек, которого не ждали и не рассчитывали увидеть самые близкие люди, изменившиеся за это время и ставшие абсолютно чужими
Сестры поэта давно выросли, и теперь являются ярыми сторонницами нового порядка, для них Библией стали труды Маркса и Энгельса, хотя сам поэт признается: «Я этих книг, конечно, не читал». И ему очень смешно, что «шустрая девчонка» пытается обратить его в свою веру навязывая коммунистические идеалы, к которым поэт совершенно равнодушен. Есенин понимает, что даже в родном доме он – совершенно чужой человек, которого не ждали и не рассчитывали увидеть самые близкие люди, изменившиеся за это время и ставшие абсолютно чужими.
«Шаганэ ты моя, Шаганэ…» Сергей Есенин
Шаганэ ты моя, Шаганэ! Потому, что я с севера, что ли, Я готов рассказать тебе поле, Про волнистую рожь при луне. Шаганэ ты моя, Шаганэ.
Потому, что я с севера, что ли, Что луна там огромней в сто раз, Как бы ни был красив Шираз, Он не лучше рязанских раздолий. Потому, что я с севера, что ли.
Я готов рассказать тебе поле, Эти волосы взял я у ржи, Если хочешь, на палец вяжи — Я нисколько не чувствую боли. Я готов рассказать тебе поле.
Про волнистую рожь при луне По кудрям ты моим догадайся. Дорогая, шути, улыбайся, Не буди только память во мне Про волнистую рожь при луне.
Шаганэ ты моя, Шаганэ! Там, на севере, девушка тоже, На тебя она страшно похожа, Может, думает обо мне… Шаганэ ты моя, Шаганэ.
Анализ стихотворения Есенина «Иорданская голубица»
Пой же, пой. На проклятой гитаре
Пой же, пой. На проклятой гитаре Пальцы пляшут твои в полукруг. Захлебнуться бы в этом угаре, Мой последний, единственный друг.
Не гляди на ее запястья И с плечей ее льющийся шелк. Я искал в этой женщине счастья, А нечаянно гибель нашел.
Я не знал, что любовь — зараза, Я не знал, что любовь — чума. Подошла и прищуренным глазом Хулигана свела с ума.
Пой, мой друг. Навевай мне снова Нашу прежнюю буйную рань. Пусть целует она другова, Молодая красивая дрянь.
Ах, постой. Я ее не ругаю. Ах, постой. Я ее не кляну, Дай тебе про себя я сыграю Под басовую эту струну.
Льется дней моих розовый купол. В сердце снов золотых сума. Много девушек я перещупал, Много женщин в углах прижимал.
Да! есть горькая правда земли, Подсмотрел я ребяческим оком: Лижут в очередь кобели Истекающую суку соком.
Так чего ж мне ее ревновать. Так чего ж мне болеть такому. Наша жизнь — простыня да кровать. Наша жизнь — поцелуй да в омут.
Пой же, пой! В роковом размахе Этих рук роковая беда. Только знаешь, пошли их на… Не умру я, мой друг, никогда.
1922 год
Отличительные черты и особенности
Любовная лирика Есенина уникальная по искренности и глубине чувств, которые автор пытается донести до своих возлюбленных. В его стихах изображена гамма разнообразных эмоциях — счастливые мгновения меняются грустными, нежность — страстью, идеализация — озлобленностью и предательством. Особенности его творчества:
- Эмоциональность. Любовь в стихах поэта представлена как бурный, неудержимый порыв души, мгновенно затмевающий все остальные чувства и желания человека. Каждая новая страсть для Есенина чувствуется настолько же ярко, как и предыдущая, а любая романтическая утрата и разочарование приносит огромную боль, даже если он давно расстался со своей пассией.
- Печаль, ностальгическая тоска и безнадёжность. В каждом из сочинений Есенина мгновения счастья описаны в прошедшем времени. Они противопоставляются безрадостному настоящему, из которого любовь уже ушла. Это отражает реалии жизни поэта — спокойная семейная жизнь ему не подходила, он всё время чего-то нового, а потому не смог найти настоящую любовь, что стало причиной многих слёз и страданий. Повторяющимся мотивом становятся также извинения и желание исправить свои прошлые ошибки.
- Задушевность. В каждом из есенинских стихотворений читаются неподдельные эмоции и чувства не только героя, но и человека, который писал строки. Яркие эпитеты, выразительные метафоры, противопоставление очень живо отражают состояние души поэта, никогда не опускаясь до пошлости или банальности.
- Искренность. Каждый из стихов Есенина — небольшая частичка его жизни. Они несут самые сокровенные и глубокие чувства поэта, которыми он стремится поделиться с любимыми женщинами.
Сергей Есенин — Слезы. опять эти горькие слезы ( Слезы )
Slezy. opyat eti gorkiye slezy, Bezotradnaya grust i pechal; Snova mrak. i razbitye grezy Uneslis v beskonechnuyu dal.
Chto zhe dalshe? Opyat eti muki? Net, dovolno. Pora otdokhnut I zabyt eti grustnye zvuki, Uzh i tak istomilasya grud.
Kto poyet tam pod senyu berezy? Zvuki budto znakomye mne — Eto slezy opyat. Eto slezy I toska po rodnoy storone.
No ved ya zhe na rodine miloy, A v slezakh istomil svoyu grud. Ekh. lish, vidno, v kholodnoy mogile Ya zabytsya mogu i zasnut.
Cktps/// jgznm nb ujhmrbt cktps, ,tpjnhflyfz uhecnm b gtxfkm; Cyjdf vhfr/// b hfp,bnst uhtps Eytckbcm d ,tcrjytxye/ lfkm/
Xnj ;t lfkmit? Jgznm nb verb? Ytn, ljdjkmyj/// Gjhf jnlj[yenm B pf,snm nb uhecnyst pderb, E; b nfr bcnjvbkfcz uhelm/
Rnj gjtn nfv gjl ctym/ ,thtps? Pderb ,elnj pyfrjvst vyt — nj cktps jgznm/// nj cktps B njcrf gj hjlyjq cnjhjyt/
Yj dtlm z ;t yf hjlbyt vbkjq, F d cktpf[ bcnjvbk cdj/ uhelm/ [/// kbim, dblyj, d [jkjlyjq vjubkt Z pf,snmcz vjue b pfcyenm/
Средства выразительности
Просторечие – одно из средств выразительности, придающее своеобразие и самобытность. Никто не сомневается во владении С. Есениным русским литературным языком, вот почему точечное употребление просторечий только украшает речь. Также в стихотворении «Пороша» есть…
- эпитеты («белою косынкой», «бесконечная дорога»)
- метафоры («звоны под копытом», сказку сна», «стелет шаль»)
- олицетворения («дремлет лес», «повязалася сосна», «дорога убегает лентой вдаль»)
- сравнения («понагнулась, как старушка», «словно белою косынкой»)
Образный язык стихотворений С. Есенина поражает воображение читателя, позволяет живо представить картину зимнего леса.
Мне нравится это стихотворение, потому что оно описывает красоту простых, обыденных вещей. Мы видим все эти деревья в снегу с детства, но именно С. Есенин смог придать образности, найти необычное. Красота в простых вещах – вот что я люблю в творчестве поэта. Да и сам он ценил русскую природу, скучал по ней в Москве. Туда он переехал ради возможностей, но сердцем остался в родных краях. Для него это стихотворение – выражение любви к Родине.
Анализ стихотворения Сергей Есенин — Слезы
Стихотворение «Слезы» было написано в 1911 году, когда С. А. Есенин был учеником старшей школы. Тогда Есенин был юн и только начинал путь поэта, поэтому в его произведениях не было чего-то определенного. Молодой парень пробовал себя в различных жанрах и направлениях, чтобы понять, что ему подходит. Это произведение наполнено эмоциями и переживаниями поэта. Оно говорит о том, что, даже находясь на родной земле, поэт испытывает тоску и печаль.
С помощью употребления многоточий, Есенин передает подобие мыслей, которые несутся в большом нескончаемом потоке. Ведь мысль настолько быстра, что сменяется одна за другой. Поэтому многоточие так четко передает ее суть, по этой причине автор выбрал данный знак препинания. Также стихотворение пропитано грустными мотивами «разбитые грезы» или «тоска по родной стороне». Это говорит о том, что поэт страдает и мучается. Во втором четверостишье поэт указывает, что не хочет больше испытывать этих чувств, а хочет покоя «пора отдохнуть». Также он указывает, что найдет успокоение только тогда, когда умрет «в холодной могиле я забыться смогу». Это навевает в некотором смысле обреченность. В таком молодом возрасте практически никто не задумывается о своей кончине. Хотя это свойственно многим поэтам, которые довольно часто размышляют о смысле существования. Не лишено произведение и эпитетов, которые наделяют текст определенной атмосферой. Например, «горькие слезы», «грустные звуки» или «разбитые грезы». По отдельности эти слова звучат как напоминание о боли, но вместе могут произвести другой эффект, более трагичный.
В этом стихотворении используется перекрестная рифма, произведение по размеру является хореем. А жанр — философская лирика, в которой присутствует некая сентиментальность. В стихотворении говорится о жизни, о ее постоянном движении и изменении. Она не прекращается от смерти другого человека, не останавливается, когда главному герою необходима передышка. Жизнь идет вперед, не прекращая свой неизменный путь. Лирический герой ищет ответы на поставленные вопросы, он сомневается во всем: в своих силах, событиях и действиях. Но хочет найти свою нишу, свое место в жизни, чтобы больше не испытывать страданий. Поэт грустит и изводит себя разными мыслями, что для возраста является нормой. Он пока еще не нашел то, чем будет заниматься. И не знает, что его ждет в будущем, но верит в лучший исход событий. Как и любой человек Сергей Есенин надеется на лучшее.
Образы и символы
Несмотря на небольшой размер, стихотворение богато различными образами. Центральными выступают образы родителей Сергея: его матери – «в три звезды березняк над прудом теплит матери старой грусть» и отца – «словно яблонный цвет, седина у отца пролилась в бороде». С отцом у Сергея нередко возникали разногласия, но, тем не менее, Есенин любил его, что мы видим в стихотворении. Этими упоминаниями поэт еще раз подчеркнул свое трепетное отношение к близким людям.
В конце произведения появляется образ «старого клена». Есенин как бы сравнивает себя с ним («старый клен головой на меня похож»), создавая символ надежды в то, что пока он будет вдали от дома, его малая родина не сильно изменится. Его душа так или иначе неизменно обращена к родным краям. В сильном и постоянном дереве лирический герой видит своего наместника, который защитит родные земли и напомнит людям о нем.
Все стихотворение пропитано образом «голубой Руси». Это крестьянские угодья, просторные поля, реки и озера, по которым так скучал автор. Также присутствуют образы луны, воды, пурги, дождя, которые только дополняют картину родной природы, что может выразить любое человеческое чувство.
Лирический герой является патриотом своей малой родины, он скучает по ней, сравнивая разлуку с пургой. Его тревожить ностальгия по голубой Руси и смутное чувство вины за то, что его старики остались одни.