Статья о том, как проанализировать стихотворение некрасова «на волге»

Раздумья некрасова о судьбе народа в стихотворении «на волге»

«На Волге» Некрасов краткое содержание

В своем творчестве, Николай Алексеевич Некрасов нередко обращался к жизни простых людей. Без каких-либо прикрас и преувеличений он писал как есть, посвящая свои работы неимоверно сложным условиям жизни крестьян. Писатель затрагивал эти темы, чтобы показать, как несправедливо устроен мир, пытаясь открыть глаза читателю на то, что обратной стороной роскошной жизни является нищета, боль, голод и болезни. Таким произведением является и стихотворение Некрасова На Волге, чье краткое содержание для читательского дневника пригодится школьникам.

На Волге, Некрасов

Произведение Некрасова На Волге было написано в 1860 году. Поэма ведется от имени человека, который спустя годы вернулся в родные края. Работа состоит из четырех частей, где в первых двух показаны детские воспоминания, а в двух последних частях речь идет об окружающей действительности.

Часть 1

Итак, герой стоит на берегу Волги, и уже час его взгляд устремлен вдаль. Он вспоминает свою молодость и видит нищего с его бедным домом. А вот уже дом побогаче, где могли бы подать милостыню, да только гонят здесь взашей. И бедняк возвращается домой, без денег, но с куском хлеба, который с жадностью ест.

Далее герой рассказывает о том, что рано ушел с отчего дома, несмотря на уговоры друзей и мольбу матери. Ушел искать лучшей жизни. Но, или труд его оказался не нужен, или сил было мало, но в итоге жизнь была потрачена зря. Не сумел он ничего допроситься у судьбы для родных и близких. Теперь герой у юности своей просит прощенья за то, что поддался дерзким грезам, бросив край родной. Просит послать ему покой. Он устал, потерял веру, и лишь детские воспоминания не тяготят его души.

Часть 2

Во второй части герой рассказывает, как рос он в глуши, у берегов реки, где постоянно кричали кулики, виднелись горы и лес. Не было у него в детстве страха, а людей всех считал своими братьями. Не боялся он и чертей, которыми его пугала няня. Как-то после ее рассказа о чертях он даже пошел в сад, чтобы их увидеть.

Часть 3

В третьей части наш герой вновь на берегу реки, после многих лет отсутствия. Он уже другой, а река все та же, светла и величава. Вокруг все та же даль, все тот же монастырь. Все такое родное, единственное, прожитые годы пролетели безвозвратно.

Был полдень, жара, рыбалки в ряд дремали, лишь птицы и кузнечики нарушали тишину, а по реке двигалась расшива, на которой плыли приказчик и молодая девушка. Они смеялись, резвились и веселились.

Герой вновь поддался розовым воспоминаниям, как вдруг услышал стоны. Обернувшись, он увидел бурлаков в лаптях, что ползли без сил, издавая похоронные крики. Герой вновь обращается к Волге. Он говорит о том, как любил ее, как по утрам бегал на ее берег, любовался волнами, помогал рыбакам, катался в челноке и не желал покидать родное место, пока однажды не услышал вой бурлаков.

Впервые его услышав, он испугался, но пожелал узнать, что это значит. Побежал к берегу, где и увидел впервые бурлаков, которые готовили что-то в котелке. Слушал их разговоры. Они говорили о Нижнем Новгороде и о том, когда до него доберутся. Бурлаки рассуждали о том, что лучше умереть, чем жить такой жизнью, а дальше слов было не разобрать. Но уже то, что успел увидеть и услышать мальчонка осталось в его памяти навсегда. Тогда эта картина настолько впечатлила героя, что он начал бредить во сне, пугая свою няню. После этого берега Волги уже не казались такими прекрасными, а Волга стала теперь рекой тоски и рабства.

Часть 4

В четвертой части мы видим, как спустя годы песня бурлака все также несет свой похоронный мотив. И эта судьба передается поколениям. Старики простонав всю жизнь под непосильной ношей умирают, не осознав, что их жизнь могла бы сложиться иначе. И автор задает вопрос, неужели их удел был бы хуже, если бурлаки перестали терпеть. Но, ответа не будет, и сын бурлака проживет жизнь, как и его отец. Он так же умрет, не пытаясь исправить свое положение, поэтому на берегах Волги еще долго будут слышны слова «раз и два».

Главные герои

В поэме Некрасова На Волге главным персонажем является лирический герой. Это мужчина, который спустя годы возвращается в родные края. Он пришел на берег Волги, и мысленно вернулся в свои воспоминания, в детство, где он мальчишкой любовался красотой и предавался мечтам. И именно здесь на берегу Волги он впервые встретил бурлака, чей образ остался в его памяти навсегда.

Бурлаки — второстепенные герои произведения. Их образ призван показать бесправное положение крестьян, и рабские условия, в которых те пытаются выжить.

https://youtube.com/watch?v=gfvcC50l_LU

Детство

Николай Алексеевич Некрасов происходил из некогда богатой, но к моменту его появления на свет изрядно обедневшей, дворянской семьи. Детство его прошло в родовом имении в Ярославской губернии. Определяющую роль в становлении любого человека, тем более будущего поэта, играет та обстановка, в которой происходит формирование его личности. А детство поэта прошло в обстановке далеко не идиллической. Большая, балансирующая на грани бедности семья, своенравный и деспотичный отец, путешествия с ним по регионам Поволжья и вид бесконечных народных страданий на этом пути — таковы самые яркие впечатления детства. Они были в высшей степени противоречивыми. Но детство поэта прошло именно на Волге. И это во многом определило его последующее творчество.

Вариант №2

Николай Алексеевич Некрасов выражал одной из основных идей своего творчества народную и посвящал строки стихотворений крепостным людям. Творчество поэта наполнено жалостью и болью к бедственной среде жизни простого крестьянства, приневоленного добывать пропитание физическим тяжелым трудом. Вопрос о несправедливости устройства мира постоянно красной линией протекает через все произведения Некрасова.

В родовом гнезде протекало детство поэта. На берегу реки Волги тихо раскинулась усадьба. «О Волга!.. колыбель моя!», – обращается к любимым сердцу местам русский поэт. Вначале идут ностальгические эпизоды детских лет. Красивые картинки переходят в другие менее радужные и тяжёлые для души поэта. Ребенком он видел, как его отец жестоко использовал бурлаков. О том, что мощь пароходной промышленности основана на рабском угнетении бурлаков, он не догадывался. Когда поэт вырос, то был сильно поражен жестоким и мрачным зрелищем. Толпа грязных, измученных и больных людей волочит по Волге баржу с грузом. В 1860 году Некрасов воссоздал эту картину в своей поэме «На Волге». Облик бурлаков ужасен. В глазах читается безысходность и желание смерти. Жизнь на земле для них стала адом. «Все ту же песню ты поешь, всю ту же лямку ты несешь», – пишет о новой встрече с бурлаками рассказчик. Бедняков довели до полного изнеможения. Несчастные потеряли всякую веру, что существование изменится к лучшему. По острым камням, по песку, по холодной воде идут холопы с лямками на плечах. Бечева врезается в кожу. Холопы надрываются. Стоит глухой, но раздирающий душу стон.  За мучительный труд мужикам дадут жалкие гроши для своей семьи. И никогда им не выбраться и не победить нищету. Глядя на мучения нищего народа, появилась пословица: «Лямкой богатства не вытянешь».

Историки считают, что живописец Илья Репина изобразил грязных, усталых работников, тащащих груженую баржу на знаменитой картине «Бурлаки на Волге» вдохновленный именно поэмой. И «художник слова» Некрасов и живописец Репин в своем творчестве изобличали острые социальные и политические проблемы России.

Сомнения и неудовлетворенность от собственных стараний по изменению режима посещает автора произведения. Нет уверенности в победе над поработителями. Автор с печалью говорит о напрасно прошедших годах.  Печальные строки открывают истинные размышления поэта в определенный период его жизненного пути.

Финал поэмы показывает, что выхода для простого народа нет.  Тяжелая работа приучает людей к вечной покорности своим поработителям. Сильный и здоровый народ быстро растрачивает свои силы и умирает в расцвете сил. «Рекой рабства и тоски» стала прекрасная река для автора. Отчетливо слышен призыв к бунту. Поэма призывает задуматься, а как облегчить участь простого народа.

В поэме русский писатель передает сентиментальность и ранимость своей души, моральную ответственность за происходящее в Российской империи. Поэт стал на путь «народного заступника».

На Волге (Бурлаки на Волге) 5 класс
Сейчас читают:

  • Сочинение Что такое человечность рассуждение 15.3 ОГЭ 9 класс

    Гулял я как-то со своей собакой, и увидел как пожилой мужчина в старом потрепанном пальто сидел одиноко на лавочке. В его руках была газета, и он увлеченно ее читал. А напротив него стояла компания молодых людей. Тут с подъезда вышла молодая

  • Сочинение по картине Юона Троицкая лавра зимой

    Картина К.Ф. Юона просто не может восприниматься однобоко. С одной стороны, мы видим желание художника показать быт русского народа – маленькие улочки уездного городка, контрастирующие с великолепием лавры. Толпы жителей,

  • Образ и характеристика Кудряша в пьесе Гроза сочинение

    Великий русский писатель Островский всегда обладал умением создавать интересных, непохожих на других персонажей для своих произведений. Стоит отметить, что создавая своих героев, он старался показать в них то, что люди порой бояться

  • Сочинение На берегу моря (озера, реки, пруда) 5 класс

    Я пришел на берег реки для того, чтобы полюбоваться его прекрасным ландшафтом. На небе разливался закат, сверкая и переливаясь всеми красками в водах неторопливо плывущей реки.

  • Образ маленького человека в рассказах Чехова сочинение

    Маленький человек у Чехова разный. Он может прятать себя и свой внутренний мир в созданный им футляр. Почему-то люди сами делают свою жизнь скучной и однообразной. Кто от лени, кто от скудоумия. Живут каждый в своём мирке со своими повседневными заботами,

  • Сочинение Теплый хлеб Паустовсого 5 класс

    Мне очень понравился рассказ Паустовского с красивым названием «Теплый хлеб». Он похож и на сказку, и на притчу, и на историю из жизни. Рассказ очень поучительный. Все мы знаем, мол, хлеб всему голова. И еще понятно, что нельзя смеяться над бол

Природа бассейна Волги

Богата природными ресурсами река Волга. Краткое описание основных видов растений и животных приводится ниже. В воде присутствует четыре вида растений: водоросли, водные погруженные, водные с плавающими листьями, земноводные. В прибрежных районах произрастает большое разнообразие трав (полынь, осока, мята, алтея, молочай), так как дельта Волги покрыта обширными лугами. В обилии ежевики и тростника. На протяжении сотен километров вдоль Волги расположены лесополосы с березами, ясенями, ивами, тополями. Таково краткое описание реки Волга, ее флоры.

Фауна реки также разнообразна. В воде обитают около пятидесяти видов рыб, в том числе осетр, белуга, севрюга. Прибрежные просторы густо заселены птицами и животными. Особенная природа в дельте Волги, где находится уникальный Астраханский заповедник. В нем обитает множество насекомых, птиц, млекопитающих и произрастает большое разнообразие растений. Некоторые представители фауны, существующие в заповеднике, занесены в Красную книгу: лебедь-шипун, пеликан, орлан-белохвост, нерпа.

Основная мысль произведения

Основная мысль, которую вложил автор в произведение «На Волге», является ужасное положение простого народа. В то время, как другие люди живут полной жизнью и не думают о завтрашнем дне, рядом с ними выживают простые работяги, век которых очень печален и недолог. Они живут очень короткую жизнь, полную лишений, голода и труда. Условия, в которых они вынуждены существовать, оставляют желать лучшего. Круглосуточный труд, из-за которого они теряют свои силы и здоровье, постоянный голод и усталость. Именно так живут люди, которые передают свою горькую участь из поколения в поколение. Они даже не пытаются бороться за свои права, а молча выполняют тяжелую работу, не получая взамен практически ничего, кроме упреков и обмана.

Литературная деятельность

Николай Некрасов проделал долгий путь к успеху. И всего добивался своим трудом. Литературное творчество постепенно стало главным делом его жизни. Основными его темами в поэзии были судьба крепостного крестьянства, быт и нравы небогатых жителей российской провинции. Темы эти были хорошо знакомы и близки поэту с детства, которое провёл Некрасов на Волге. Стихотворение, в котором речь идёт о бурлацкой артели, это одновременно и возвращение к впечатлениям, пережитым в детские годы, и осмысление увиденного с позиций творческой зрелости. Литературная деятельность Некрасова была тесным образом связана с такими изданиями, как журнал «Отечественные записки», а позже с основанным ещё Пушкиным «Современником». Широко занимался он и книгоиздательством. Следует отметить, что, помимо несомненного поэтического дарования, Николай Некрасов обладал ещё и талантом предпринимателя. Из бедности ему удалось выбраться достаточно быстро.

Тема

Тема одиночества и изгнания, которая достаточна характерна для лирики Лермонтова. “Лишние люди” у поэта, будто тучи, вынужденные проживать свой век без родины, не испытывая ни любви, ни привязанности. Грустное, глубокое стихотворение насыщено живыми образными определениями: “вечные странники, лазурная степь, жемчужная цепь, милый север, тайная зависть, ядовитая клевета”.

Разместив это стихотворение в конце своего сборника, поэт ставит точку в своей борьбе с непониманием и отчуждением.

Образы туч характеризуют образ самого автора и лирического героя: он не по своей воле покидает “милый север”, обречённый во второй раз отправиться на Кавказ, поэт чувствует близкую развязку.

Главная мысль – человеку, у которого отбирают родину, нечего терять, он свободен, но несчастлив. Идея – полноценной жизнью может жить только свободный во всех отношениях человек. Лирический герой в отчаянии от того, что его жизнь напоминает существование “тучек”, он тоже “вечный странник“, это больно ранит его, он страдает от отсутствия смысла в жизни.

Исследование структуры стихотворения

Для полного понимания стихотворения «На Волге» Н. А

Некрасова важно исследовать его структуру

Строфика в этом стихотворении имеет необычную форму — 12 строк, без рифмованных строк и ритма, что придает особую эмоциональность тексту. Автор использовал эту строфическую форму, чтобы передать свою меланхоличное настроение и изобразить образ Волги — русской реки, символа России.

Первая строка Описание первого элемента
Вторая строка Описание второго элемента
Третья строка Описание третьего элемента

Такая структура позволяет автору передать свою эмоциональную реакцию на Волгу и ее значение для русского народа. В каждой строфе в стихотворении происходит постепенное раскрытие образа русской реки, начиная от обычного описания и заканчивая идеализацией и утопией.

Вторая половина стихотворения, со второй по шестую строки, является повторением первой половины. Это придает структуре стихотворения круговорот и усиливает эффект эмоционального переживания при чтении.

Таким образом, структура стихотворения «На Волге» Н. А. Некрасова играет важную роль в передаче эмоционального состояния автора и его отношения к русской реке

Она помогает создать образ Волги как символа России, передать ее величие и важность в истории и культуре

Истоки творчества

Многие исследователи творчества поэта склонны называть это произведение поэмой. И к этому есть определённые основания, если ориентироваться в первую очередь на его формальный объём. Но и по смысловому содержанию в стихотворении «На Волге» Некрасов замахнулся на очень большие философские обобщения. Созданные ним образы заставляют читателя задуматься о человеческих страданиях на пути к будущему. «О цене прогресса», как стало принято выражаться в двадцатом веке. Но даже если не углубляться в такие абстрактные философские понятия, то всё равно это произведение не столь просто для понимания, как это может показаться на поверхностный взгляд. Вне контекста жизни и творчества поэта невозможно правильно осмыслить и это его произведение. Стих «На Волге» Некрасов сочинил под впечатлением поездки по этой реке. Практически как художник изобразил с натуры. И любой нормальный художник обязан проделать этот путь — от впечатлений, увиденных в жизни, до глубокого осмысления и обобщения увиденного. Нет ничего удивительного в том, что в своём программном произведении «На Волге» поэт обратился к образу, запечатлённому в сознании ещё в детстве. Сама эта река, безусловно, олицетворяет собой русскую силу и могущество. Но не в меньшей степени и угнетение и беспросветность существования.

Анализ стихотворения Некрасова «На Волге»

Обращаясь в своем творчестве к жизни и быту простых людей, Николай Некрасов никогда не стремился к их приукрашиванию. Наоборот, он пытался показать, в каких рабских и неимоверно сложных условиях живут крестьяне, вынужденные зарабатывать себе на жизнь тяжелым физическим трудом. Стихи Некрасова, посвященные крепостным людям, наполнены болью и состраданием. При этом поэт постоянно задается вопросом о том, почему мир устроен так несправедливо, и мечтает о том, чтобы его изменить.

Большинство стихов, посвященных представителям низших слоев общества, было создано Некрасовым в зрелые годы, когда он уже распрощался с юношескими иллюзиями и осознал, что его благородные душевные порывы не найдут отклика в современном обществе. Тем не менее, поэт не мог и не хотел смиряться с тем неравноправием, которое видел вокруг. Но все, что ему оставалось, так это запечатлевать в своих произведениях нелицеприятные сценки из жизни крестьян, пытаясь хотя бы таким образом открыть глаза людям на то, что обратной стороной роскоши и благополучия являются нищета, голод и болезни.

В 1860 году Некрасов написал поэму «На Волге», которая частично посвящена детским воспоминаниям. Поэт вырос в родовом имении, которое располагалось на берегу этой реки, и до определенного возраста не имел понятия о том, что могущество пароходной индустрии построено на рабском труде бурлаков. Однажды он увидел, как толпа грязных, изможденных и больных людей тащит по Волге баржу, и был настолько поражен этой жестокой и мрачной картиной, что спустя много лет воссоздал ее в своей поэме.

Волга для Некрасова является чем-то гораздо большим, нежели обычная река. С ней связаны его самые светлые и беззаботные детские годы. Именно она давала Некрасову-подростку то чувство свободы, которого ему так не хватало в отчем доме, а ее «прозрачные воды» дарили прохладу в жаркий летний полдень. Поэт признается, что в детстве «считал я братьями людей». Он не делал различия между бедными и богатыми, так как рос вместе с детьми крепостных крестьян и с удовольствием общался с местными рыбаками, которые обучали его премудростям своего ремесла. Но именно встреча с бурлаками заставила будущего поэта по-иному взглянуть на жизнь и осознать, что человека, «рожденного рабом», ожидает весьма печальная участь, избежать которой он не в состоянии.

Поэма «На Волге» состоит из четырех частей, первые две из которых посвящены детским воспоминаниям. Однако в последующих главах Некрасов рассказывает о том, что спустя много лет ему вновь довелось побывать на Волге, которую он боготворит, не переставая восхищаться ее могуществом и красотой. Однако новая встреча с рекой детства оставила в душе поэта ощущение горечи и безысходности, потому что даже через десятилетия ничего не изменилось, и все те же бурлаки по-прежнему зарабатывают себе на жизни адским, каторжным трудом. «Все ту же песню ты поешь, всю ту же лямку ты несешь», – так описывает новую встречу с бурлаками поэт. И именно в этот момент к автору приходит осознание простой истины, что одной из причин его побега из родового поместья стало желание никогда в жизни больше не сталкиваться с этими изможденными людьми, бредущими вдоль берега в упряжке и тянущими свою бесконечную заунывную песню. Поэтому Некрасов отмечает, что с песчаных речных берегов «не ушел бы никуда – когда б, о Волга! на тобой не раздавался этот вой!».

Вместе с тем поэт признается: его юношеские мечты изменить этот мир были настолько несбыточными, что, по прошествии многих лет, ему даже стыдно о них вспоминать. Некрасов отмечает, что «в бесполезной той борьбе немало силы погубил», но при этом обрел чувство сострадания к ближним и стремление всегда придти на помощь людям, если они в ней нуждаются.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Длинные стихи ✑ Стихи о родине, о России ✑

Изучение языка и стиля произведения

Первым заметным элементом является использование образности и яркости языка. Некрасов виртуозно использует описания и метафоры, чтобы передать читателю всю глубину и красоту Волги. Выразительность стихотворения усиливается яркими и красочными сравнениями, например «Бродяга, медитирующая, вращается, как мысль» или «В цветах ржавшем пела одержимая осень».

Также следует обратить внимание на использование ритма и звуковой организации стихотворения. Некрасов создает гармоничные фразы и строит стихи, используя повторение звуков и рифму

Это помогает достичь особой музыкальности и ритма в произведении. Расположение ударных и безударных слогов также сказывается на общем восприятии стихотворения.

Кроме того, в стихотворении «На Волге» можно заметить употребление различных стилистических фигур, таких как эпитеты, метафоры, анафора и др. Они придают тексту выразительность и помогают передать эмоциональную окрашенность произведения.

Изучение языка и стиля произведения позволяет лучше понять авторские намерения и передать читателю целый спектр эмоций, которые хотел передать Некрасов своим произведением.

Урок литературы: «На Волге», Некрасов. Анализ стихотворения

Прошло уже почти полтора века с тех пор, когда по берегам великой русской реки бурлацкие артели тянули вверх по течению баржи с грузом. Они остались лишь на гениальной картине Репина и в стихах Некрасова. Благодаря этим произведениям искусства образ их навечно запечатлён в народной памяти.

Школьный урок литературы: Некрасов, «На Волге»

Некая печать формальности нередко накладывается на литературные произведения, предлагаемые для изучения в обязательном порядке. Творчество известного русского поэта Николая Алексеевича Некрасова известно нам из школьной программы по литературе. Оно давно уже воспринимается как нечто привычное и само собой разумеющееся. Но для нескольких поколений русских людей девятнадцатого века поэзия Некрасова отнюдь не была музейным экспонатом. Поэт воспринимался русским обществом как пророк, борец за права угнетённых. Фактически он и был своеобразным народным трибуном. А стихотворение «На Волге» Некрасов создал как одно из своих программных произведений. Попробуем перечитать его ещё раз. Классика тем и характерна, что её можно иногда перечитывать. Оттого что в ней всё знакомо, интерес к чтению не пропадает. Образы её не тускнеют со временем.

Анализ стихотворения Николая Некрасова — На Волге (Бурлаки на Волге) 5 класс

Николай Некрасов, будучи гением, смог создать ни один шедевр который знатно пополнил сундук сокровищ зарубежной и отечественной литературы.

Писав это стихотворение, поэт полностью с головой окунулся в детские воспоминания, которые оставили значительный отпечаток на его творчестве. Так как его детство прошло рядом с загородным фамильным поместьем, которое было расположено возле Волги у самой большой реки современной Европе. Это было его любимое место, где он провел свои наиболее беззаботные и исполнены радостью дни. Его очаровывала красота этой местности, так что он, приходя туда, забывал о существовании времени, которое там превращалось в вечность. Его все время манила природа, которая будто пела в унисон с птицами. Речка для него была чем-то необыкновенным, удивительным и исключительным в его жизни.

Не зря именно об этом месте пишет автор, поскольку именно там разместилась усадьба его отца. Стихотворение написано им уже в достаточно зрелом возрасте, где он смог проанализировать свои действия в прошлом при этом сделать некие выводи и представить это в стихе. Кроме того, он затрагивает разные темы, которые касаются непосредственно его детства, подростковых годов и судьбы обычного трудящего народа.

Условно стих можно разделить на четыре части, которых объединяет главный поэтический персонаж прообразом которого, есть сам Некрасов. Первые две посвящены детству, а остальные две демонстрируют взрослую жизнь зрелого мужчины, который время от времени переживает тоску о былом.

Вначале описывается возвращение лирического героя на родину, где его встречает лишь пес. Далее мужчина чувствует себя бедным, которому остается просить милостыню. Ходя от дома к дому, он замечает как нищих, так и при деньгах, но никто не хочет ему помочь. Здесь поэт хочет наглядно показать свой путь, где его никто не понимал и где он искал поддержку.

Во второй половине излагает о том, как рос на Волге, характеризуя ее исключительно чистым местом. Так же он описывает и себя как упертого мальчика, который всегда идет вперекор всем.

В третьей он не смог не вспомнить несчастных, убитых судьбой и истощенных работой людей. Ребенок, увидев их, был удивлен, ведь он не знал ту сторону жизни. Няня заметив это, запретила ходить к ним, но дитя тянуло к ним. Позже ошеломление переросло в протест, где он закрылся и от себя и от всего мира.

В последней части он представляет тот же эпизод, но через несколько лет, когда сформированная личность уже не так резко воспринимает реальность, а только через пройдённый опыт и завершает стих рассказом о бурлаках, подчеркивая это многоточием.

Анализ содержания и сюжета

В стихотворении передается картина населенного побережья Волги, где рыбаки справляются с трудностями и испытаниями каждый день. Описание природы и окружающей среды помогает увидеть тяжелый труд и непростые условия жизни этих людей. Автор использует яркие образы реки, волн и неба, чтобы передать настроение и чувства героев.

Главным сюжетом стихотворения является трудовая жизнь рыбаков и их надежда на лучшее будущее

Автор уделяет внимание их смутным надеждам и мечтам о легкой жизни, светлом завтрашнем дне. Он показывает, что рыбаки, несмотря на трудности, не теряют веру в лучшую судьбу и продолжают работать на благо своих семей

Стихотворение также затрагивает тему утраты, гибели и разрушения. Оно описывает тяжелый и опасный труд рыбаков, их столкновение с природными силами и часто неминуемыми потерями. Автор выражает свою сострадание и понимание, показывая, что эти люди готовы преодолевать все преграды и трудности, чтобы прокормить свои семьи.

В стихотворении «На Волге» Некрасов передает сложный и противоречивый характер жизни рыбаков. Оно позволяет понять и оценить их труд и жертвы, а также восхваляет их мужество и надежду на светлое будущее.

Стихи про Волгу реку

Великая Волга от края до края
Великая Волга от края до края!Прекрасней реки я в мире не знаю!Течёт величаво, неся свои воды,Могучая Волга- царица природы!

Я рад, что я вырос на этой земле,Мой город Самара — на Волге- реке.Здесь тишь берегов, родные просторы,Леса и поля, Жигулёвские горы!

Средь всех городов и бескрайних морейСамара на Волге лишь сердцу милей!Люблю я свой город, красивый, родной,Ему признаюсь: «Я, Самара, с тобой!».Серафим Самаркин

На Волге
Плыву вдоль волжских берегов,Гляжу в мечтаньях простодушныхНа бронзу яркую лесов,Осенней прихоти послушных.

И тихо шепчет мне мечта:«Кончая век, уже недолгий,Приди в родимые местаИ догорай над милой Волгой».

И улыбаюсь я, поэт,Мечтам сложивший много песен,Поэт, которому весь светДля песнопения стал тесен.

Скиталец вечный, ныне здесь,А завтра там, опять бездомный,Найду ли кров себе и весь,Где положу мой посох скромный?Федор Сологуб

Я видел Волгу
Я видел Волгу, как онаВ сребристом утреннем убореЛилась широкая, как море;Всё тихо, ни одна волна

Тогда по ней не пробегала,Лишь наша лодка рассекалаВоды поверхность и за ней,Ее приветно лобызая.

Струя лилась вослед, сверкаяОт блеска солнечных лучей.Спокойность чистого кристаллаНичто тогда не нарушало;

Казалось, небеса слились,И мир глазам моим являлся:С двух солнцев в нем лучи лились,Я посредине колебался.Константин Аксаков

Щедрая, широкая, раздольная
Щедрая, широкая, раздольнаяВолга величавая течет.Своенравная, как птица – вольная,Все «ключи» собрав наперечет.

Шумная, бурливая, привольная…Теплоходы катит по волнам.По ночам – степенная, спокойная –Ластится к пологим берегам.

Города и села умываютсяЧистою, прохладною водой.Радугой веселой улыбаются,Наполняя душу теплотой.

Миллионы лет во благо трудится,Всем вокруг давая право жить.И пока Земля – планета крутится,Будет человечеству служить.Татьяна Лаврова

Все-то мне грезится Волга широкая
Все-то мне грезится Волга широкая,Грозно-спокойная, грозно-бурливая.Грезится мне та сторонка далекая,Где протекла моя юность счастливая.

Помнятся мне на утесе обрывистомДубы высокие, дубы старинные,Стонут они, когда ветром порывистымГнутся, ломаются ветви их длинные.

Воет погодушка, роща колышется,Стонут сильнее все дубы громадные,—Горе тяжелое в стоне том слышится,Слышится грусть да тоска безотрадная…

Что же вы плачете, дубы старинные?Или свидетели вы преступления,Кровь пролита ли под вами невинная,И до сих пор вас тревожат видения.

Или, быть может, в то времечко давнее,В стругах, когда еще с Дона далекого,Разина Стеньки товарищи славныеВолгой владели до моря широкого,—

Ими убиты богатые данники,Гости заморские, с золотом грабленным;Или, быть может, и сами изгнанники,Здесь, с атаманом, молвою прославленным,

С удалью буйные головы сложили,С громкой, кровавой, разбойничьей славою?!Все то вы видели, все то вы прожили,—Видели рабство и волю кровавую!Владимир Гиляровский

Слайд 15«На Волге»Унылый, сумрачный бурлак! Каким тебя я в детстве знал, Таким и ныне

увидал:
Всё ту же песню ты поешь,
Всё ту же лямку ты несёшь,
В чертах усталого лица
Всё та ж покорность без конца…
Прочна суровая среда,
Где поколения людей
Живут и гибнут без следа
И без урока для детей!
Отец твой сорок лет стонал,
Бродя по этим берегам,
И перед смертию не знал,
Что заповедать сыновьям.

И, как ему, — не довелось
Тебе наткнуться на вопрос:Чем хуже был бы твой удел,
Когда б ты менее терпел?
Как он, безгласно ты умрешь,
Как он, безвестно пропадешь.
Так заметается песком
Твой след на этих берегах,
Где ты шагаешь под ярмом,
Не краше узника в цепях,
Твердя постылые слова,
От века те же: «раз да два!»
С болезненным припевом «ой!»
И в такт мотая головой…

Разбор художественных приемов и образов

Также Некрасов часто использует метафоры, чтобы передать свои мысли и чувства. Например, он говорит о Волге как о «змее», подчеркивая ее опасность и непредсказуемость. Эта метафора также создает образ движущейся и пульсирующей силы.

В стихотворении присутствуют и другие образы, например, образ «течения времени». Поэт описывает, как времена меняются, и Волга остается неизменной, символизируя постоянство природы в сравнении с быстро изменяющимся миром людей.

Также стоит отметить использование повторов и параллелизмов

Некрасов повторяет слова и фразы, чтобы усилить эффект и привлечь внимание к определенным моментам

Например, он несколько раз повторяет фразу «на волге», чтобы подчеркнуть ее важность и значимость

Одним из главных образов в стихотворении является образ Волги, которая выступает как символ природы, силы и неизменности. Поэт передает ее красоту и мощь, а также ее роль в жизни человека. Также присутствует образ движущейся воды, который символизирует время и его бегущий характер.

Таким образом, «На волге» Некрасов — это стихотворение, в котором мастерски используются различные художественные приемы, чтобы передать эмоции, создать яркие образы и подчеркнуть важность реки Волги в жизни человека

Композиция

Композиция произведения «На Волге» достаточно сложная, поскольку автор умело переплел воспоминания из детства с рассуждениями взрослого человека. Вспоминая свое детство, он на контрасте показывает свою беззаботность и тяжелую жизнь простых рабочих людей. Даже тяжелый и изнурительный труд не в силах приблизить их к лучшей жизни. Эти люди обречены всю жизнь изнурять себя работой за копейки. Именно поэтому автор и призывает их к бунту и борьбе.

Автор вспоминает свое детство и юность. Они были сытыми и беззаботными. Ему не было нужды трудиться с малых лет, чтобы заработать себе на кусок хлеба. Поэтому когда перед его глазами предстала удручающая картина бурлаков, он узнал другую сторону жизни. Не такую, как знал до этого. Непривычную ему. Эта картина ему настолько не понравилась, то в тот же момент настолько сильно тронула его, что он пронес данное воспоминание через всю жизнь.

Некрасов всегда очень сопереживал простому рабочему народу, ему было нестерпимо жаль тех людей, которые вынуждены отдавать свое здоровье, а порой и жизни, для того, чтобы обеспечить свою семью. Тем более, что подобный труд оплачивался ужасно мало, и тех денег, что удавалось заработать людям, едва хватало, чтобы свести концы с концами.

От одного из бурлаков он узнает, что его жизнь ничем не отличается от смерти.

На примере бурлаков автор передает тяжесть труда всего народа. Именно в их образе он видит страдания и изнеможение. Людей довели до крайности, поэтому автор предлагает бороться за свои права.

Автор пытается донести до людей то, что выступая за свои права они ничего не потеряют, а, возможно, сделают свою жизнь лучше.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГДЗ 8 класс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: