Строение произведения
В произведении использовано кольцевое строение. Строчка заглавия начинает и заканчивает стихотворение. Это выступает своеобразным символом безысходности, тоски, отчаяния, которые испытывает автор в этот период. По своему строению стихотворения делится на 2 части:
- пейзажные описания природы осенью;
- лирические размышления главного героя о жизни.
В стихотворении тесно переплетены философские, лирические и пейзажные темы. Композиционное строение — 6 катренов с законченным смысловым решением. Стихотворение носит анализирующий характер.
В мировой литературе всегда присутствуют размышления о жизни человека и его роли в обществе. У Есенина эти раздумья тесно переплетаются с описанием осенних мотивов. Он развивает сразу несколько направлений:
- природная красота;
- скоротечность человеческой жизни;
- ее сущность.
В произведении сразу 2 действующих лица — осенняя роща и лирический герой. Их настроения очень похожи. Роща печальна, она уже сбросила свое золотое одеяние и не может разговаривать веселым языком берез. Высоко в небе летят журавли, покидая родные края, но у них нет жалости, хотя и летят они печально.
Постепенно автор переключает свое внимание на анализ жизни человека. Он считает, что люди — просто странники, они также покидают землю, но не стоит жалеть об этом
Память о людях, покинувших этот мир, остается только у природы.
Вторая половина стихотворения написана от лица автора, который размышляет о своей промелькнувшей жизни и подводит итоги. Его мысли никто не может потревожить, ведь он в одиночестве стоит посреди равнины. А улетающие журавли только навевают тоску о прошлом. Автор считает, что напрасно потратил свою молодость на веселье, однако у него нет сожаления об этом. Это неоднократно упоминается в произведении.
Поэт хочет, чтобы потомки вспомнили и рассказали о золотой роще. Он знает, что в любой момент его слова будут сметены в один ком. Себя, роняющего печальные слова, он сравнивает с деревом, теряющим листву. Он прекрасно понимает, что время безжалостно к любым чувствам, и от этого становится особенно грустно.
Краткий анализ
История создания
– вышло из-под пера поэта в 1924, было опубликовано в периодических изданиях «Бакинский рабочий» и «Красная нива».
Тема стихотворения
– осенняя пора, раздумья о прожитых днях, о сущности жизни.
Композиция
– Произведение по смыслу делится на 2 части: пейзажные зарисовки и философские размышления, вызванные воспоминаниями о прожитых днях. Формально стихотворение состоит из шести катренов, каждый из которых относительно завершенный по смыслу.
Жанр
– пейзажная лирика.
Стихотворный размер
– пятистопным ямбом, рифмовка перекрестная АВАВ.
Метафоры
– «отговорила роща золотая березовым, веселым языком», «каждый в мире странник», «о всех ушедших грезит конопляник», «равнина голая», «журавлей относит ветром в даль», «души сиреневая цветь».
Эпитеты
– «широкий месяц», «голубой пруд», «юность веселая», «рябина красная», «милый язык».
Сравнения — «как дерево роняет тихо листья, так я роняю грустные слова».
Анализ стихотворения Есенина «Отговорила роща золотая…»
Сергей Есенин является одним из самых талантливых поэтов первой половины 20 века. Однако к своему творчеству автор относился с определенной долей сарказма и недоверия. Несмотря на всеобщее признание, Есенин чувствовал себя очень несчастным, тоскуя по родному селу Константиново и буквально задыхаясь в московской суете. Именно этим объясняются его многочисленные психологические проблемы, которые поэт пытался решить с помощью спиртного. Вместе с тем, Есенин также понимал, что с годами он не становится моложе, а жизненный опыт, достаточно богатый и далеко не всегда позитивный, отражается не только на образе его мышления, но и на восприятии окружающего мира.
Тем не менее, в начале 20-х годов Есенин все еще остается романтиком, хотя все меньше и меньше верит в общечеловеческие ценности. В его стихотворениях гораздо чаще проскальзывают грустные нотки, которые свидетельствуют о том, что автор среди шумной городской толпы чувствует себя одиноким и неприкаянным. К числу таких произведений относится стихотворение «Отговорила роща золотая», созданное в 1924 году. Это период, когда поэт прощается со своей молодостью и подводит некоторые жизненные итоги. Анализируя то, чего ему удалось достичь за десять лет творчества, Есенин приходит к неутешительным выводам
, отмечая, что по-прежнему «полон дум о юности веселой», однако «ничего в прошедшем мне не жаль».
Поэт проводит параллель между собой и золотой осенней рощей, которая постепенно сбрасывает свой роскошный наряд, готовясь к зимнему сну. Вообще, каждому явлению природы Есенин стремится подобрать некие аналоги из собственной жизни
. Поэтому стая журавлей, улетающих на юг, напоминает ему странника. И тут же поэт уточняет – «стою один среди равнины голой», подчеркивая тем самым, что является точно таким же странником, который не думает о прошлом, но и в будущем не видит для себя места.
«В саду горит костер рябины красной, но никого не может он согреть» — этой образной метафорой поэт хочет подчеркнуть собственное разочарование в любви, которая из всепоглощающего чувства превращается в мимолетные увлечения. Поэт осознает парадокс жизни, который заключается в том, что многочисленные его возлюбленные не в состоянии понять Есенина. Те же из женщин, которым это удается, в лучшем случае могут претендовать на роль друзей поэта. Затрагивая тему любви, автор признается, что именно она являлась для него одной из муз, которая слишком часто меняла свой облик
. Поэтому поэт отмечает, что теперь, когда пылкие чувства остались позади, став уделом безмятежной юности, он похож на дерево, которое «роняет тихо листья». Точно также автор роняет «грустные слова», которые, как он считает, теперь уже никому не нужны.
Однако просто так отбросить славу и всеобщее признание Есенин не может, поэтому предполагает, что и после собственной смерти его творчество будет интересно людям. Поэтому последнее четверостишье этого произведения можно расценивать, как завещание поэта. Предвидя, что его стихи когда-нибудь станут достоянием русской литературы, и время их «сгребет в ненужный ком», Есенин в качестве надгробной эпитафии просит для себя: «Скажите так… что роща золотая отговорила милым языком».
К слову, на могиле Есенина, который скончался через год после создания стихотворения «Отговорила осень золотая» и был похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве, вообще нет никаких эпитафий. Объясняется это тем, что друзья и близкие поэта посчитали – Сергей Есенин все сказал в своих стихах, и этого вполне достаточно, чтобы после смерти он был признан «златокудрым гением» русской литературы.
С. А. Есенин – знаковый для России поэт. В своих стихах он отражал русскую душу и прославлял родную природу, изображал вечное и одновременно простое, руководствуясь собственным сердцем, а не конъюнктурными соображениями. Этот поэт мастерски рисовал пейзажи, его язык отличается редкой образностью.
Раннее творчество наполнено оптимизмом, нежными красками, но в 20-е годы на С.А.Есенина накатила тоска. Это было связано не только с взрослением и пониманием того, что годы уходят, но и с проблемами в творчестве, самореализации, любви. Один из критиков русского зарубежья С.П.Постников в рецензии на несколько номеров «Красной нови», выделив стихи Есенина «как настоящую вещь, как подлинное художественное произведение», писал:
В 1924 году С.А.Есенин написал стихотворение «Отговорила роща золотая», где подводил своеобразные итоги своего творческого пути. А через год покончил с собой, поэтому данный стих можно считать реквиемом.
LiveInternetLiveInternet
Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о чём…
Это строки из стихотворения великого русского поэта Сергея Александровича Есенина, прожившего короткую ,но ослепительно яркую, как вспышка молнии, жизнь, трагически оборвавшуюся в тридцать лет. Этот удивительный человек принес в своем творчестве идею «узловой завязи» природы и человека. Как и все стихотворения Есенина, это произведение производит неизгладимое впечатление и поражает прелестью самобытности и неповторимости. О нем можно сказать словами критика В.Ходасевича :»Это… яркий ковер, сотканный из верной и нежной любви поэта к родной земле…» В этом стихотворении поэт создает яркий, красочный и многоцветный мир природы, наполненный переливами цветов и изысканных оттенков. Лирический герой стихотворения восхищается «широким месяцем над голубым прудом», костром»рябины красной». Он ощущает себя неотъемлемой частью природы. Лирический герой относится к ней как к матери, природа видится ему Божественным храмом. Секрет обаяния стихотворения Есенина в той милосердной человечности, с которой он прикасается ко всему в природе. Лирический герой- уже немолодой человек. На его глазах происходит осеннее увядание природы. Он видит, что «отговорила роща», что «журавли печально» улетают. Состояние природы отражает состояние души лирического героя. Он одинок, ему грустно, он вспоминает юность веселую и «души сиреневую цветь». Однако ему не кого и «ничего в прошедшем не жаль». Да и стоит ли жалеть лет, «растраченных напрасно»? Стоит ли жалеть кого-нибудь? Ведь каждый в мире странник! Лирический герой понимает, что все проходит, и нет ничего вечного. Время все безжалостно «сгребает» « в один ненужный ком». Все погибает. Однако «не обгорят рябиновые кисти», «от желтизны не пропадет трава». Природа тоже «умирает», но она способна возродиться. И лирический герой пытается вылечить душу от грусти и тоски слиянием с природой, слиянием с прекрасным. В этом стихотворении Есенин предстает перед нами как поэт – философ. Он пытается решить проблему личности и ее связи с миром. Его философия разлита, растворена в поэтических словесных образах. Время – необратимое и безостановочное – воплощается в образе ветра, который все разметает. Есенин поэтически соединяет, сливает краткий миг человеческой жизни с вечным потоком мирового времени. Дмитрий Веневитинов писал: « Истинные поэты всех времен и народов были философами. Есенин не только истинный, но и уникальный поэт» .
Проанализировав это стихотворение, можно сказать, что С.А.Есенин действительно – поэт гениальный и удивительный. Ему удалось передать в стихотворении сокровенные человеческие чувства, удалось нарисовать живописную картину природы во всей ее прелести и очаровании. Это стихотворение волнует , завораживает и озаряет душу каким-то таинственным, тихим светом.
Идея, образы и символика
Суть произведения Есенина — чувства и эмоции персонажа, подводящего итог жизни: герой от созерцания пейзажа плавно переходит к философским раздумьям на вечную тему. Кроме того, природные образы лишь усиливают его переживания.
Основная мысль — осознание героем скоротечности времени, понимание того, что человеческая жизнь достаточно коротка, а природа, в свою очередь, существует в особом гармоничном цикле. Тем не менее автор учит человека с мудростью и благодарностью воспринимать все, что дается свыше, ни о чем не жалеть в конце пути.
Прочитав название произведения, сразу становится понятно, что образ рощи очень важен для понимания смысла работы. Для творчества Есенина характерны различные сравнения, например, человека с природой.
В анализируемом стихотворении прослеживается параллелизм между рощей и жизнью персонажа: юность последнего прошла очень быстро, как и период цветения растений. Кроме того, автор олицетворяет природные образы:
- журавли «не жалеют ни о чем»;
- роща отговорила.
Кроме того, нельзя оставить без внимания образ рябины: «В саду костром она пылает, но никого не согревает,» — такая метафора направлена на усиление ощущения одиночества и грусти лирического персонажа. Душа последнего так же горит, но не может отдать свое тепло, ведь пыл молодости уже прошел. Юность промчалась настолько скоротечно, тогда мысли героя были безмятежные, и груз раздумий о смысле бытия не падал ему на плечи.
Главная тема стихотворения
В произведении поэт подводит черту, делает анализ своего жизненного пути. Природные элементы в виде рощи и журавлей автор сравнивает с самим собой. Он является таким же странником на дороге жизни, как и все остальные. Поэт ощущает одиночество, которое отражается и в произведении. Он не чувствует поддержки, любовь больше не живет в его сердце. Это ярко выражено в строке о «костре рябины красной», но этот «костер» героя больше не согревает.
Главная тема стихотворения — увядание природы, которое олицетворяет жизнь поэта. Он прощается через эти строки с народом. Если в природе все циклично, то у человека нет такой особенности. Поэт не жалеет в своей жизни ни о чем: ни о напрасно прожитых днях, ни об ошибках юности, ни о чувстве влюбленности, которое ему приходилось переживать не один раз. Есенин в конце жизненного пути практически остался одиноким, о чем свидетельствует строка, где герой стоит среди равнины голой сам. Поэт остался непонятым многими друзьями, которые отвернулись от него. Он имел проблемы с существующими структурами власти, которые диктовали поэту, о чем можно писать.
В произведении прослеживается нотка, где автор намекает, что его творчество позабудут спустя годы. Об этом гласят последние строки, где время «сгребет в ненужный ком» слова народного поэта и «отбросит ветром». Здесь автор подразумевает свои стихотворения. Сергей Есенин не раз подвергался критике властью. Он претерпевал гонения советскими властями, поэтому был разочарован в людях, в жизненных ценностях и пришедшем новом правительстве, которое казалось ему на заре юных лет чем-то светлым.
Особенности стихотворения «Отговорила роща золотая»
Сергей Александрович практически во всех своих произведениях старался максимально четко очеловечить натуральную природу. Он представлял ее таким образом, чтобы она могла показать эксклюзивные чувства человека. Такой подход позволяет максимально искренне преподнести читателю понятие ценности и значимость жизненного пути. Следует отметить, что как в начале произведения, так и в его конце, перед читателем представляется картина березовой рощи в осенний период года. Она описана в виде живого существа, говорящего своим загадочным и веселым языком. Остальные образы, используемые в стихотворении, также являются одушевленными. В произведении натуральная природа является непросто темой, а самой сутью философского мышления, представляющего собой эстетичный идеал.
История создания
Анализируемое стиотворение было написано поэтом в 1924 г., за год до смерти, поэтому относится к позднему периоду его творчества. Есенин создал его в Константинове. В этот период он очень много работал, хотя условия для писательского труда были не самые лучшие. А. Есенина вспоминала, что Сергей Александрович, писал по нескольку часов, не разгибая спину. Трудился он тогда над «Поэмой о 36». Параллельно на бумаге появилось данное стихотворение. Опубликовали его в «Бакинском рабочем» и «Красной ниве».
Критики высоко оценивали произведение, считая, что им ознаменовался новый период в творчестве поэта.