Вариант №2
Стихотворение Сергея Александровича Есенина написано примерно в 1911 году, когда поэту было всего шестнадцать лет. В этот период он учился последний год в церковно-приходской школе, мечтал о всемирной славе писателя, а также испытывал глубокую симпатию к А.Сардановской. Во время окончания школы Сергей Александрович Есенин уже осознает себя поэтом, и сталкивается с вопросом выбора жизненного пути, а также трудностями, которые на нём попадутся. У Есенина была тетрадь под названием «Больные думы», туда юный автор и записал свое произведение «Слёзы».
Через год Сергей Есенин отправится покорять Москву, а сегодня автор в смятении и не уверен, сможет ли находиться вдали от своего родного дома. Это настроение отображается во многих произведениях поэта того периода, в том числе и «Слёзы». Жанр стихотворения – философская лирика, размер – хорей четырехстрофный. Открытые и закрытые рифмы, а лирический герой – сам Сергей Есенин, который уже разочаровался в жизни, несмотря на свой возраст.
У произведения наблюдается общее пессимистичное настроение, что отображают риторические вопросы («Что же дальше? Опять эти муки?», «Кто там под сенью берёзы?»), многоточия, а также междометие «эх». Также подчеркивают горечь стихотворения слова и словосочетания: «грусть и печаль, разбитые грёзы, мрак, грустные звуки, слёзы, тоска».
Поэт верит в свой талант и уже имеет свой стиль писания, но не находит поддержки и начинает отчаиваться. Есенин передает рукописи нескольких произведений на печать через сотрудников рязанской газеты, но получает рукописи назад. Его настроение передано в строках: «Что же дальше? Опять эти муки?» Поэт все еще надеется, но уже отчаялся. И всё-таки твердо решает продолжать писать.
Есенин, будучи очень привязан к своему дому, к «родной стороне», испытывает невероятные чувства, когда понимает, что придется покинуть это место. «Это слёзы и тоска по родной стороне» — то, что предвидит автор по приезду в Москву. «Но ведь я же на родине милой»: автор понимает и пытается утешить себя мыслью, что не покидает родину, что остается на родной земле. И всё-таки метанья души терзают поэта, он устает от этого и хочет отдохнуть, побыть в спокойствии, но не может. Об этом говорят последние строки его произведения: «Эх… лишь, видно, в холодной могиле я забыться могу и заснуть».
Благодаря правильно подобранным словам настроение поэта передается каждому чуткому читателю и вызывает сочувствие состоянию души поэта.
Слезы
Сейчас читают:
Сочинение Брянск — мой город
У каждого человека есть свое уютное место, куда хочется возвращаться и возвращаться, и неважно, где это место находится. Это может быть дом, в котором всегда пахнет вкусным и теплым хлебом
Возможно,
Сочинение Честь и бесчестие в произведении Пушкина Капитанская дочка
Береги честь смолоду… Так гласит предисловие Пушкина к началу своего романа Капитанская дочка. Ведь эта пословица дана нам не спроста. Мы должны задуматься об этом, честь-она с нами всегда, ходит рядом
Сочинение Мой любимый город Дербент
Я родился в республике Дагестан. Это великая и поистине могучая страна. Страна славится своими невероятными пейзажами, а если быть точнее, то это горы. Как говорят у нас, Дагестан – это страна гор.
Сочинение по картине Васнецова Ковер-самолет 5 класс
В.М. Васнецов – один из известнейших русских художников. Он нашел вдохновение для множества своих картин в народных сказках и былинах. В основу произведения «Ковер-самолет», написанного Васнецовым в 1880 году, легла сказка «Жар-птица».
История создания романа Тихий Дон сочинение
«Тихий Дон» – самый известный труд М. А. Шолохова. Автор писал его на протяжении десяти лет. В произведении Шолохов развернул эпохальное, пропитанное ароматами земли, колоритная лента из жизни казаков Дона. Датой создания произведения
Сочинение на тему Зимний день 4 класс
Я очень люблю зиму, к сожалению, теплые деньки – исключение. Приятно просыпаться зимним утром от того что твоего лица касается яркое солнышко. Именно такие дни приносят радость.
Анализ стихотворения «Я покинул родимый дом…»
Более поздние стихотворения С. Есенина о природе и взаимоотношении с ней человека нередко звучат грустно, являются элегиями, а не одами, как предшествующие. Одно из них — «Я покинул родимый дом…» (1918). Поэт, вероятнее всего, писал его, находясь вдали от отчего порога. Любовь, выраженная стихотворением, многогранна. Это и любовь к природе, одухотворенной и очеловеченной: материнскую грусть теплит «в три звезды березняк над прудом»; луна «распласталась на тихой воде» «золотою лягушкой»; «старый клен на одной ноге» «стережет голубую Русь». Чтобы передать свои ощущения от красоты окружающего мира, поэт использует имажинистские, необычные, яркие образы — луна похожа на золотую лягушку, клен одноногий. Это и любовь к родным, близким людям — матери и отцу, сроднившимся с природой (у отца «пролилась седина» в бороде, «словно яблонный цвет»). Это и любовь к Родине, малой и великой, к Руси, которую С. Есенин характеризует дважды повторенным — в первой и предпоследней, третьей строфах — эпитетом «голубая». Голубая, под цвет неба, божественная, согласно мифологии и религиозному учению. Грустное настроение лирического героя подчеркивается параллелизмом: свою нелегкую судьбу он приравнивает к судьбе одинокого клена. И герой (автор), и клен выполняют одну и ту же миссию: стерегут голубую Русь, и даже внешне похожи («…старый клен / Головой на меня похож»).
Лирика
Сильная сторона творчества Сергея Есенина — в лирическом изображении русской природы, любви к России, к родному краю:
Стихи Есенина, простые и искренние, говорят о колоссальной ценности всего живого на земле. Лиризм и нежность строк Есенина проникают прямо в сердце слушателя, читателя, трогают до слез, взывая к чему- то самому потаенному. Есенин говорил: «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины — основное в моем творчестве».
Лирика Есенина тесно связана с родной Рязанщиной. Из приокского села Константиново поэт уехал в юности, на родине бывал наездами. Разлука с родной землей и вызвала в сердце поэта строки, наполненные горячей любовью и тоской по земле, по крестьянской, деревенской Руси.
Мир народно-поэтических образов окружал его с первых дней жизни:
Вся красота родного края с годами вылилась в стихи, полные любви к России. С юных лет по деревенским рассказам и песням складывается в сознании Есенина образ России с ее раздольными и грустными песнями, светлой печалью и молодецкой удалью, бунтарским духом Стеньки Разина и кандальным звоном сибирских каторжников, церковным благовестом и тишиной села, девичьим смехом и слезами матерей, потерявших своих сыновей на войне.
Стихи ранних лет (1911-1912) убеждают, что уже в эту пору Есенин находит собственный путь в поэзии. Здесь и мотивы русской природы, и любовь к родному краю, и напевность стиха («В хате», «Край ты мой заброшенный…», «Черная, потом пропахшая выть…», «Топи да болота…»). У раннего Есенина один центральный, всеобъемлющий образ — Голубая Русь, этот романтический образ прекрасен («Гой ты, Русь моя родная…» (1914), «О верю, верю, счастье есть!..» (1917)). Россия раннего периода стихов — смиренная, дремотная, дремучая, кроткая. Это православная Русь, наполненная малиновым звоном, благолепием, церквями и монастырями. Она описана поэтом тихими заревыми вечерами, в багрянце и золоте осени, в рябине, в необъятной сини небес.
Мысль о естественном, изначальном родстве человека и природы определяет поэтический мир Есенина. Человек — часть природы, кровно с ней связан. Образы русских людей-тружеников выписаны в ряде ранних стихов Есенина с сыновней заботой об их судьбе, часто такой неустроенной и безрадостной. У крестьян «заглушила засуха засевки, сохнет рожь, и не всходят овсы». Девочка-малютка просит со слезами «черствого хлеба кусок» у окна больших хором. «Старый дед, согнувши спину, чистит вытоптанный ток», а старуха-мать ждет сына с войны. Взор поэта замечает и сиротливые избы, и песчаную дорогу, по которой идут закованные в кандалы люди.
Революцию Есенин принял, но, как написал в своей автобиографии, «с крестьянским уклоном». Поэт провозглашает правоту восставшего народа (поэмы «Небесный барабанщик», «Иорданская голубица»). Боль и невзгоды крестьянской России, ее радости и надежды — все это у Есенина становится строфами: задушевными и светлыми, скорбными и гневными. Новый мир предстает в стихах Есенина как утопическая картина мужицкого рая на земле, романтического града. В поэме «Инония» (иная земля) Есенин рисует другой край, отличный от его родины. Это прекрасная страна завтрашнего дня:
Но мечты о рае уже к 1920 г. рушатся. В поэме «Сорокоуст» Есенин пишет о неприятии города, противопоставляя паровозу то корову, то красногривого жеребенка: …милый, смешной дуралей,
Есенину жаль старую, деревенскую Русь. Ему кажется, что новое поколение не сможет так полюбить Россию, как он. В стихах этого периода чувствуется стремление преодолеть эту отчужденность от народа, который строит новую жизнь. Разумом он понимал, что по-старому жить невозможно, но душа не приемлет это новое.
Непонимание происходящего вызвало в душе Есенина кризис. Появляются стихи, в которых слышны мотивы одиночества, душевной усталости, трагической безысходности. Город давит своей громадой, отсутствием простора, суетливостью и лицемерием окружающих. Безысходная тоска начинает звучать в стихотворениях Есенина. В искусственном мире он ищет утешения в пьянстве и разгуле, стихийно протестуя и не понимая, чего хочет душа («Мне осталась одна забава…», «Я обманывать себя не стану…», «Я усталым таким еще не был…»).
После поездки за границу (1922-1923) Есенин все же убеждается в необходимости переустройства жизни, по-другому оценивает происходящее в России: Полевая Россия! Довольно Волочиться сохой по полям!
Стихотворение «Клен ты мой опавший…» Восприятие, толкование, оценка
Стихотворение было написано в 1925 году (согласно версиям исследователей). Оно завораживает нас глубочайшим лиризмом, исповедальными, грустными интонациями, искренностью чувств. Создается впечатление, что лирический герой делится с нами самым сокровенным. Разговорные интонации переданы соответствующей лексикой, поэт использует просторечия («чтой-то», «нынче», «одуревши в доску»). За природными образами угадываются размышления о жизни. Мы наблюдаем здесь полное взаимопроникновение человеческого и природного миров. Обращаясь к клену, поэт использует прием олицетворения:
Или что увидел?Или что услышал?Словно за деревню погулять ты вышел.И, как пьяный сторож, выйдя на дорогу,Утонул в сугробе, приморозил ногу.
И наоборот, лирический герой сравнивает себя с кленом, но только «не опавшим, а вовсю зеленым». Этот образ зеленого клена, воспоминания о теплом лете воплощают мечту героя о той гармонии, которой нет в жизни.
Стихотворение написано шестистопным хореем, поэт использует двусложную рифму с ударением на первом слоге. Музыкальность и эмоциональная выразительность стихотворения обусловлены использованием средств художественной выразительности: эпитетов («клен заледенелый», «под метелью белой»), сравнений («как жену чужую, обнимал березку»), инверсий («сам себе казался я таким же кленом»), аллитераций («там вон встретил вербу»), ассонансов («Утонул в сугробе, приморозил ногу»).
Произведение связано с традициями фольклора. На эти стихи создан прекрасный романс, музыка к которому была написана неизвестным I композитором. Также музыку к нему писали Д.С. Васильев-Буглай, А.Н. Покровский, В.Н. Липатов.
Особенности поэзии
Особенности Есенина, как поэта, заключаются в тесной связи его поэзии с фольклором и народными традициями. Автор не стеснялся в выражениях, активно использовал элементы разговорной речи, показывая городу экзотику окраин, куда столичные литераторы даже не смотрели. Этим колоритом он покорил придирчивую публику, которая нашла в его творчестве национальную самобытность.
Есенин стоял особняком, так и не примкнув ни к одному из модернистских течений. Его увлечение имажинизмом было кратким, он вскоре нащупал собственный путь, благодаря чему запомнился людям. Если про какой-то «имажинизм» слышали лишь немногие любители изящной словесности, то Сергея Есенина знают все еще со школьной скамьи.
Песни его авторства стали по-настоящему народными, их до сих поют многие известные исполнители, и эти композиции становятся хитами. Секрет их популярности и актуальности в том, что сам поэт являлся обладателем широкой и противоречивой русской души, которую он и воспел в понятном и звонком слове.
Образ Есенина в лирике
Сергей Есенин жил в очень непростое время: тогда разыгрались революционные события 1905-1917 года, началась гражданская война. Эти факторы, несомненно, оказали огромное влияние на все творчество поэта, а также на его «лирического героя».
Образ Есенина — это лучшие качества поэта, отображённые в его стихотворениях. Например, показателен его патриотизм в стихотворении «Поэт»:
Кроме того, ему присуща особенная «любовная чистота», которая прослеживается в цикле «Любовь хулигана». Там он признается в возвышенных чувствах своим музам, говорит о многообразной палитре человеческих эмоций. В лирике Есенин зачастую предстает нежным и недооцененным поклонником, к которому любовь жестока. Лирический герой описывает женщину восторженными репликами, цветистыми эпитетами и тонкими сравнениями. Он часто винится и театрально преуменьшает эффект, произведенный на даму. Оскорбляя себя, он в то же время гордится своей хмельной удалью, сломанной судьбой и сильной натурой. Унижаясь, он стремился произвести впечатление непонятого и обманутого в лучших чувствах кавалера. Однако в жизни он сам доводил своих пассий до полного разрыва, избивая, изменяя и напиваясь. Нередко инициатором разрыва становился он, но в лирике упоминалось лишь то, что он жестоко обманут в своих ожиданиях и огорчен. Примером может послужить знаменито «Письмо к женщине«. Словом, поэт явно идеализировал себя и даже мистифицировал свою биографию, приписывая зрелые работы к раннему периоду творчества, чтобы все подумали, будто он был феноменально одарен с детства. Другие, не менее интересные факты о поэте вы можете найти здесь.
Если сначала Есенин принял революцию, учитывая свое крестьянское происхождение, то потом он отвергал «Новую Россию». В РСФСР он чувствовал себя иностранцем. В деревне с приходом большевиков стало только хуже, появилась строгая цензура, все чаще власть стала регламентировать интересы искусства. Поэтому лирический герой со временем приобретает саркастические интонации и желчные ноты.
Текст стихотворения
История создания
Сергей Александрович Есенин написал стихотворение «Белая береза» в восемнадцать лет. Это был 1913 год. Поэт переехал из родной деревни в Москву и уже попробовал соблазны большого города и его возможности. Но его душа, была еще чиста, и память наполнена красотой родного края. Он помнил, как скакал на лошади, бродил по полям и перелескам в родном селе Константиново, куда всю жизнь продолжала тянуться душа поэта.
Россия была на пороге больших потрясений и изменений – Первой мировой войны, революции и гражданской войны. Но молодой Сергей не предполагал, куда забросит его жизнь. Он радовался красоте природы, любил свою родину.
Это стих молодого парня, который еще не осознал силу своего таланта и не получил признания. У него все впереди: слава, признание, горечь жизни, разочарования в друзьях, женщинах и в себе.
Опубликовали «Березу» через год после написания, в журнале «Мирок» под псевдонимом. По какой-то причине Есенин не стал публиковать стих под своим именем.
Тема стиха
Тема стихотворения – лирическое описание картины природы.
Поэт не размышляет, не философствует, он смотрит и рассказывает слушателю о том, что видит. Читатель невольно оказывается слушателем, словно оказавшись рядом с автором, любуется картиной за его окном.
Поэтичная натура автора и его способность любоваться каждой мелочью, погружает читателя в мир сказочной красоты.
В своем стихотворении Есенин описывает заснеженную березу. Он любуется ей и изображает, словно живую, одухотворенную. Поэт талантливо рисует прекрасную картину белой березы, стоящей ранним утром за окном. Снег посыпал ее ветки, украсив их белым пухом. Снежинки искрятся в лучах восходящего солнца.
Поэт описывает зимний пейзаж раннего утра, когда заря только занялась.
Береза представляется прекрасной девушкой, которая и «принакрылась» и стоит в «сонной тишине», когда природа еще не до конца проснулась. Заря разгорается и продолжает осыпать березу новым серебром.
О солнце Есенин не говорит напрямую, но огонь, осветивший бахрому снега на березе зажжен именно им – восходящим солнцем.
Талант поэта позволяет ему превратить в прекрасную зимнюю сказку обычный рассказ о том, что он видит за окном.
Особенности поэзии
Особенность поэзии Сергея Есенина заключается, прежде всего, в том, что она самым тесным образом связана с народными традициями и фольклором, максимально приближена к простому народу. В своих произведениях поэт мог себе позволить и нецензурную брань, и реалистичное описание окраин, которые были для городских литераторов настоящей экзотикой. Подобным колоритом он покорил капризную публику, которую было уже трудно чем-либо удивить. Она нашла в творчестве деревенского поэта национальную самобытность, и полюбила его.
В русской поэзии Сергей Есенин держался особняком, так и не примкнув к одному из популярных в те времена модернистских течений. Весьма непродолжительным было его увлечение имажинизмом. Вскоре он смог отыскать собственное звучание, благодаря чему стал одним из выдающихся русских поэтов.
Многие стихотворения Есенина были положены на музыку, и эти песни стали по-настоящему народными. Секрет их непреходящей популярности заключается в том, что поэт смог разгадать секрет истинно русской души и показать ее во все величии и многообразии.
Поэтические сборники
Первый поэтический сборник – «Радуница» — был напечатан в 1916 году. В нем очень четко прослеживалось отношение поэта к своей земле, родине. Критики оценили этот сборник следующим образом: «…на всем его сборнике лежит печать подкупающей юной непосредственности… Он поет свои звонкие песни легко, просто, как поет жаворонок…». Центральным образом стала крестьянская душа – простая и бесхитростная, но при этом щедро одаренная «радужным светом». Здесь также присутствует имажинизм, однако он является лишь рабочим инструментом для поиска лиризма и принципиально новых поэтических форм. Так Есенин стал основоположником нового литературного стиля.
После удачного начала один за другим последовали следующие сборники: «Голубень» (1920 г.), «Москва кабацкая» (1924 г.), «Любовь хулигана» (1924 г.), «Персидские мотивы» (1925 г.), «Стихи скандалиста» (1926 г.). Каждый сборник отличался самобытностью, и бы не похож на предыдущий ни настроением, ни темой, ни мотивами. Но при этом все они весьма гармоничны и составляют единую концепцию творчества Есенина. В центре внимания поэта всегда была открытая русская душа, которая могла меняться в зависимости от перемены мест и времени. Поначалу она – чистая и непорочная, тесно связанная с природой, затем – хмельная, безнравственная, испорченная городом, и уже в финале – одинокая, глубоко разочарованная.
Тематика произведения
Раздумья над жизнью человека не являются редкостью в мировой литературе. В своем произведении автор раскрыл тему скоротечности человеческого бытия, в котором связаны воспоминания о годах юности. В центре стихотворения лирический герой, повествование ведется от первого лица.
С первых строк становится понятно, что Есенин не жалеет о безвозвратно ушедшей юности. Зрелость он называет «порой увяданья», однако позиционирует это время как золото. Скорее всего, герой понимает, что прожитые годы подарили неоценимый опыт. Ему уже нет дела до юношеских забав, нет желания «шляться босиком». Кажется, что даже сердце стало биться иначе.
Вместе с молодостью ушел и «дух бродяжий». Именно поэтому изречения взрослого мужчины обдуманные, глаза уже не наполняются буйством.
Герой обращает внимание, что теперь у него стало меньше желаний. В определенный момент он задумывается, не приснилось ли ему та самая молодость
В процессе этих рассуждений рождается оригинальный образ юности, которой автор дает название «розовый конь». Этот цвет символизирует беззаботность, а животное — быстротечность лет.
Тропы и образы
Движение по материальному пространству описано в первых двух строфах. Тёсаные дроги (открытая повозка, которой обычно пользовались в деревнях) сопровождают лирического героя. Олицетворение «Запели тёсаные дроги» обозначает начало пути. С песней ассоциируется скрип осей в колёсах повозки.
Скорость движения Есенин передаёт тоже с помощью олицетворений: равнины и кусты бегут. Однородные подлежащие в первой строфе описывают то, что видит едущий. Вдоль дороги встречаются часовни и поминальные кресты. По традиции они устанавливаются на месте гибели, а это часто случалось на дороге. Мотив смерти, появляющийся в первой строфе, становится причиной грусти лирического героя (метафора «опять я тёплой грустью болен»). Поддержкой для лирического героя становится не столько вера или Бог (Есенин, хоть и был воспитан дедом-старообрядцем, вырос атеистом), сколько традиции родины. Поэтому рука лирического героя невольно крестится.
Современник Есенина мог уловить мотив смерти, прочитав только первую строку. Дроги в жизни деревни исполняли печальную роль: на них увозили покойников.
Извёстке колоколен (белый цвет) противопоставлена яркость красок третьей строфы. Русь (не Россия!) называется малиновым полем и упавшей в реку синью. Если второй троп – метафора неба, то первый – не поле в цветах, а общее ощущение от красочности и просторов родины.
В третьей строфе настроение лирического героя меняется и становится контрастным. Грусть, природа которой сначала неясна, оформляется в противоречивое чувство любви, сочетающее в себе радость и боль (оксюморон). Причина грусти – в объекте любви. Русь в сознании лирического героя связана с озёрной тоской (метафора).
Из пары радость-боль в четвёртой строфе остаётся только последняя, превращаясь в холодную скорбь. Такое чувство сопровождает тоску по покойнику, невозможность перестать любить того, кого нет. Эта мысль явно не выражена в стихотворении, Русь живая, но «на туманном берегу». Это метафора опасности, неизвестности, связанных с судьбой родины. В 1916 году глубокий кризис России проявился в жизни самого поэта. Он был призван на бессмысленную войну и смог избежать печальной участи только стараниями императрицы, хлопотавшей о назначении его санитаром в Царскосельский военно-санитарный поезд.
И всё-таки для поэта Россия остаётся Русью, о которой его боль и скорбь. Русь – это материальное воплощение духа народа, это традиции и обряды, мечты и чаяния, неразрывные с природой и крестьянским укладом.
Конец четвёртой и начало пятой строфы построены как отрицания сначала чувств (не могу научиться не любить родину и не верить ей), а потом действий, выраженных метафорами (не отдам цепи, не расстанусь с долгим сном).
Любовь к родине, какой бы тягостной она ни была – живая связь с ушедшими поколениями. Метафора долгого сна (смерти) помогает вернуться к мотиву народного её понимания как церковного отпевания и поминовения. Отсюда образ молитвословного ковыля (метафорический эпитет), которым звенят степи (метафора). Лирический герой слышит звон, подобный колокольному, потому что для него природа – часть жизни крестьянской Руси.
Женщины поэта
Каждый из стихов Есенина про любовь тесно связан с определённым периодом в его биографии. Адресаты его произведений — любимые женщины. Сам поэт говорил, что никогда не врал в своих произведениях — каждое из них было исповедью, признанием, сообщением или извинением, которую он пытался донести до возлюбленной. Чтобы лучше понять смысл и посыл творчества писателя, необходимо разобраться в его романтических отношениях:
- Первой студенческой любовью поэта, которой он посвятил стихи, была Анна Сардановская. В 16 лет девушка пообещала выйти за него замуж, но затем тот уехал в Москву, а она сыграла свадьбу с другим. В 1821 году Сардановская умерла при родах, что, несмотря на долгую разлуку, сильно повлияло на Есенина. В посвящённом ей коротком стихе «За горами, за жёлтыми долами…» главный герой и его возлюбленная представлены очень невинно — в них нет ничего пошлого, циничного или вызывающего. Текст пропитан тоской по роману, которого так и не случилось. Несмотря на мрачность содержания, тон и средства выразительности облегчают произведение, благодаря чему оно оставляет светлые чувства.
- Первой женщиной, с которой поэт вступил в серьёзные отношения, стала его гражданская жена Анна Изряднова. Он не посвящал ей официальных стихотворений, но мысли о несостоявшейся свадьбе и своём сыне он записал в произведении «Тёплый вечер». Разлука причина творцу сильные душевные переживания, что сказалось на настроении его будущей лирики.
- В 1917 году Есенин вступил в брак с Зинаидой Райх. Вместе они прожили недолго — всего 4 года. Писатель уже начинал вести свою разгульную жизнь и даже поднимал на жену руку, что и стало главной причиной расставания. В 1821 году супруги развелись, а в 1924 Есенин посвятил Райх одно из самых популярных своих стихотворений — «Письмо к женщине». Оно посвящено размышлением поэта о прошлом и будущем, его сожалениям. Читая произведение, можно легко заметить контраст между «тогдашним» и «теперешним» писателем.
- В 1922—1923 годах, у Есенина завязался пылкий роман с Айседорой Дункан. Ей он посвятил длинный стих «Пой же, пой на проклятой гитаре», в котором читается страсть и бешеное упоение жизнью, далёкое от традиционной семейной идиллии.
Выразительные средства
Этот стих Есенина, как и другие его работы, пронизан лучшими выразительными средствами. Некоторые из них:
- антитеза;
- эпитеты и т. д.
Эти приемы позволяют расставить в этом стихотворении необходимые акценты, передать настроение поэта, его взгляд на указанную тематику. Эпитет «розовый» отображает ноты радости, которые характерны для юности — это своеобразный образ всего доброго и светлого. Однако молодость быстро проходит, на ее место становится разочарование.
В этом замечательном стихотворении автор применяет такое художественное средство, как антитеза. Например, в произведении «белых яблонь дым» противопоставляется «осеннему увяданию». В результате старость сопоставляется с молодостью, а мечты юности — разочарованию зрелости. Кроме того, в стихотворении можно встретить и другие средства выражения:
- сравнение;
- риторический вопрос;
- аллитерация;
- инверсия.
Сергей Александрович умело использовал средства выражения в произведении «Не жалею, не зову, не плачу». Вся красота и мелодичность душевного состояния героя были полностью переданы читателю. Это замечательное стихотворение великого русского поэта спустя время было положено на музыку. Для большинства композиция стала любимой.
Образ Есенина в лирике
Сергею Есенину довелось жить и творить в очень непростое время, когда в российском государстве произошел мощнейший раскол. Революционные события 1905-1917 гг., Гражданская война оказали на поэта колоссальное влияние. Он не мог остаться в стороне от происходивших в стране событий, и все свои мысли, переживания, надежды отразил в своем творчестве.
Лирический образ Есенина – это собрание самых лучших качеств поэта, которые нашли свое отражение в стихотворениях. К примеру, искреннее восхищение вызывает его патриотизм в стихотворении «Поэт»:
Тот поэт, врагов кто губит, Чья родная правда мать, Кто людей, как братьев, любит И готов за них страдать.
Для лирики Сергея Есенина весьма характерна и так называемая «любовная чистота», которая особенно заметна в цикле «Любовь хулигана». В нем лирический герой признается в своих светлых чувствах музам, раскрывает перед ними всю свою глубокую, многогранную душу.
Стоит отметить, что в своей лирике Есенин зачастую предстает эдаким нежным и робким поклонником, к которому любовь бывает зла и несправедлива. Лирический герой восхищается Женщиной, одаривает ее комплиментами, цветистыми эпитетами и восторженными репликами. При этом он намеренно оскорбляет себя, и даже бахвалится хмельной удалью, сильной натурой и сломанной судьбой.
В унижении Есенин видел способ произвести впечатление сложного, никем не понятого и обманутого в лучших чувствах возлюбленного. Однако на деле именно он становился инициатором разрывов с женщинами, опускаясь до измен и избиений в хмельном угаре. Однако эти нелицеприятные моменты в лирике Есениным упускались, и речь шла лишь об обманутых надеждах и его разочаровании. Ярким примером тому служит его знаменитое «Письмо к женщине».
Есенин стремился идеализировать собственную личность, обогащал собственную биографию разного рода мистификациями. Он даже датировал свои зрелые работы более ранними сроками, чтобы создать иллюзию, будто он был с самого рождения феноменально одаренным поэтом.
Поначалу Сергей Есенин, как истинный мятежник и борец, с большим энтузиазмом принял идеи революции. Но со временем он глубоко разочаровался в новой России, в которой чувствовал себя чужеземцем. Положение крестьян в деревнях еще больше ухудшилось с приходом большевиков. Появилась жесткая цензура, и власть все чаще стала вмешиваться в искусство. По этой причине со временем в репликах лирического героя стали все более заметны желчные ноты и саркастические интонации.
Заключение. Есенин – национальный символ
Какие только ярлыки не вешали обыватели и критики на поэта: «пропойца», «хулиган», «златокудрый Лель», «деревенский пастушок», «светлый отрок», «ангел со сломанными крыльями». Все это не имеет отношения к его творчеству. За свою недолгую жизнь он оставил колоссальное духовное наследие для потомков. Ни один из поэтов в годы забвения властью не пользовался такой популярностью: его стихи переписывали от руки, хранили, дарили,учили наизусть. В прошлом веке такую же народную любовь обрел только Высоцкий. Поэзия Есенина поистине русская. О чем бы он не писал: о личных размышлениях, о любви, об отношении к происходящему, строки его стихов созвучны судьбе почти каждого, кто любит Россию.
Словарь
1. Радуница – поминовение усопших на кладбище после Пасхи.
2. Святцы – церковный календарь с указанием дней памяти святых.
3. Риза – облачение священнослужителя на богослужении.
4. Элегия – грустное лирическое стихотворение с философскими размышлениями.
5. Сорокоуст – церковная служба по умершему на 40-й день.
6. Фокстрот – модный парный танец, появившийся в 1912 г.
7. Погост – кладбище при церкви.
8. Крамольный – бунтарский, мятежный.