Анализ стихотворения «запели тесаные дроги» есенина

Анализ стихотворения есенина запели тесаные дороги

«Запели тесаные дроги…» С.Есенин

«Запели тесаные дроги…» Сергей Есенин

Запели тесаные дроги, Бегут равнины и кусты. Опять часовни на дороге И поминальные кресты.

Опять я теплой грустью болен От овсяного ветерка. И на известку колоколен Невольно крестится рука.

О Русь, малиновое поле И синь, упавшая в реку, Люблю до радости и боли Твою озерную тоску.

Холодной скорби не измерить, Ты на туманном берегу. Но не любить тебя, не верить — Я научиться не могу.

И не отдам я эти цепи И не расстанусь с долгим сном, Когда звенят родные степи Молитвословным ковылем.

Анализ стихотворения Есенина «Запели тесаные дроги…»

Первые годы жизни в Москве принесли Есенину много неприятных открытий. Его угнетала городская суета, поэтому все чаще и чаще поэт мысленно обращался к своей малой родине – селу Константиново. Есенину не хватало русского простора, к которому он так привык, а узкие московские улочки вызывали у него чувство досады и раздражения. Неудивительно, что в этот период он писал стихи, посвященные родной природе, по которой очень сильно скучал. Даже тот факт, что «сельского поэта» столичные критики не воспринимали всерьез, не мог изменить мировоззрения Есенина, который свое творчество неизменно связывал с воспеванием красоты лугов, лесов и озер.

Поэт неоднократно признавался, что его родные края удивительно красивы. Однако эта красота несет в себе оттенок вековой русской печали. Вспоминая о Константиново, Есенин особенно остро испытывал это чувство, к которому примешивались горечь, тоска и безысходность. Однако поэт был искренне благодарен судьбе за то, что ему довелось родиться и вырасти на Рязанщине, которая стала для него символом той старой Руси, которой слагали поэтические оды многие поколения литераторов.

В 1916 году Есенин написал стихотворение «Запели тесаные дроги…», навеянное воспоминаниями о родном крае. Миниатюрная зарисовка из жизни вчерашнего учителя, который вынужден был добираться до дома на телеге, наполнена теплотой и легкой грустью. Путь лежит через сельские кладбища с полуразрушенными часовнями, и автор, считающий себя атеистом, отмечает, что «на известку колоколен невольно крестится рука».

Однако на фоне печали, которая является верной спутницей Есенина, постепенно пробуждается еще одно сильное чувство, и поэт, обращаясь к родной земле, признается: «Люблю до радости и боли твою озерную тоску». Автор подчеркивает, что сейчас он очень далеко от любимых мест, и его жизнь течет совсем в ином русле, чем прежде. Казалось бы, в повседневной суете тоска по родине должна постепенно исчезнуть, уступив место радости от собственных успехов на литературном поприще. Однако Есенин преклоняется перед русской землей и утверждает, что «не любить тебя, не верить – я научиться не могу». Для него нет ничего дороже, чем слышать, как «звенят родные степи молитвословным ковылем», и как «малиновое поле» Руси, бескрайнее и безграничное, преображается под воздействием легкого ветерка, который поэт именует «овсяным».

Стихотворение С.А.Есенина «Запели тесаные дроги. » (Восприятие, истолкование, оценка.)

Россия — страна бескрайняя. И характер русский широкий, раздольный, но такой же нерациональный, разбросанный. Сколько свободной земли в России, незасеянных полей, диких лесов. Да и реки русские стоят спокойные, не движутся, не бурлят, но уж если разольются — не остановить. Как и народ русский терпеливый, до последней капли молчит, а возмутится — так сразу революция. Есенин, истинно русская душа, с нежностью описывает свою любимую Русь:

О Русь — малиновое поле И синь, упавшая в реку, — Люблю до радости и боли Твою озерную тоску.

Его мастерство придает стихам движение, будто мы сидим в тех самых «тесаных дрогах», а по обочине «бегут равнины и кусты. Опять часовни на дороге и поминальные кресты». Но поэт не ограничивается зарисовкой природы, в стихотворении сквозит тревога: «Холодной скорби не измерить, ты на туманном берегу». Возможно, если судить по дате написания — 1916 год — это предчувствие революционных перемен. Или тревога личностная, своеобразная «неустроенность» человека, вынужденного жить не в родном селе, а в чуждом ему городе. Не все радует взор поэта в старой деревенской Руси, но она гораздо ближе Есенину, чем новая индустриальная Россия. Он с тревогой и болью переживал ломку привычного уклада жизни, называя себя «последним поэтом деревни». Отсюда и появление в его лирике грустных ноток, страха перед деревней, меняющей свое лицо. Язык поэта образный, обильно уснащенный чисто народными словами, определениями. Каким же надо обладать чутким, трепетным сердцем, чтобы уметь так увидеть и передать красоту русской природы, самую ее душу. В эти же описания вплетаются и купола, и звон колоколов церквей, которые неразрывно связаны с русской историей. Они уже стали словно бы частью природы, символом Руси. Непонятное понятие «Россия» — неисчерпаемый источник для поэтов. Есенин же сам словно олицетворение родины, удивительный каприз природы, которая как будто специально подгадала не только талант, но и внешность поэта, так схожую с синевой озер, пряжей нежного льна, тонкими березками да белой метелью. Как в бездонное озеро, отчаянно бросается Есенин с головой в любовь к России и, как каждый влюбленный, не хочет освободиться от этого плена:

И не отдам я эти цепи, И не расстанусь с долгим сном, Когда звенят родные степи Молитвословным ковылем.

Недолгую свою жизнь он выплеснул, как единый порыв нежности, как песню. Марина Цветаева в «Памяти Сергея Есенина» точно выразила широту души поэта:

И не жалость — мало жил, И не горечь — мало дал, — Много жил — кто в наши жил Дни, все дал — кто песню дал.

1319

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Отговорила роща золотая…

Отговорила роща золотая Березовым, веселым языком, И журавли, печально пролетая, Уж не жалеют больше ни о ком.

Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник – Пройдет, зайдет и вновь покинет дом. О всех ушедших грезит конопляник С широким месяцем над голубым прудом.

Стою один среди равнины голой, А журавлей относит ветром в даль, Я полон дум о юности веселой, Но ничего в прошедшем мне не жаль.

Не жаль мне лет, растраченных напрасно, Не жаль души сиреневую цветь. В саду горит костер рябины красной, Но никого не может он согреть.

Не обгорят рябиновые кисти, От желтизны не пропадет трава, Как дерево роняет тихо листья, Так я роняю грустные слова.

И если время, ветром разметая, Сгребет их все в один ненужный ком… Скажите так… что роща золотая Отговорила милым языком.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано четырёхстопным ямбом с пиррихиями (хотя классики 19 в. считали, что звук копыт лучше всего передаёт хорей). Рифмовка перекрёстная, женская рифма чередуется с мужской.

  • «Я покинул родимый дом…», анализ стихотворения Есенина

вид для чтения

О Русь, малиновое поле
И синь, упавшая в реку,
Люблю до радости и боли
Твою озерную тоску.

Запели тесаные дроги,

Бегут равнины и кусты.

Опять часовни на дороге

И поминальные кресты.

Опять я теплой грустью болен

От овсяного ветерка.

И на известку колоколен

Невольно крестится рука.

О Русь, малиновое поле

И синь, упавшая в реку,

Люблю до радости и боли

Твою озерную тоску.

Холодной скорби не измерить,

Ты на туманном берегу.

Я научиться не могу.

И не отдам я эти цепи

Когда звенят родные степи

Молитвословным ковылем.

Анализ стихотворения Сергея Есенина Запели тесаные дроги

Основная тема стихотворения — тема Родины. Произведение можно отнести к пейзажной и патриотической лирике. В первых двух строфах даны характерные детали русского пейзажа и русской жизни: «равнины и кусты», «часовни на дороге», колокольни, поминальные кресты. В третьей строфе детали сливаются в единый образ России, родной для лирического героя. Он признается в любви к ней:

О Русь, малиновое поле

И синь, упавшая в реку,

Люблю до радости и боли

Твою озерную тоску.

Россия не просто дорога поэту. Он осознает драматичность ее судьбы и готов разделить ее участь: Холодной скорби не измерить,

Ты на туманном берегу.

Но не любить тебя, не верить —

Я научиться не могу.

Этот же мотив терпения, готовности нести свой крест звучит и в последней строфе:

И не отдам я эти цепи

И не расстанусь с долгим сном,

Когда звенят родные степи

Молитвословным ковылем.

Стихотворение написано четырехстопным ямбом. Поэт использует такие средства художественной выразительности, как: эпитет («теплой грустью», «холодной скорби»), метафору («синь, упавшая в реку»), анафору («И не отдам я эти цепи, И не расстанусь с долгим сном»).

В стихотворении «Запели тесаные дроги» есть типичный для Есенина прием: развитие патриотической темы через пейзажную зарисовку, обращение к родине через любование ее природой. В основе произведения лежит традиционный для русской классической поэзии путевой сюжет, где тема дороги связана с темой исторического пути России.

В стихе есть характерные для раннего творчества поэта религиозные мотивы. Часовни и колокольни — неотъемлемая часть типичного русского пейзажа, а «молитвословный» ковыль выступает средством создания возвышенного поэтического стиля. Есенин подчеркивает — христианство для русского народа даже не философия, а традиционный уклад жизни, воспринимающийся как естественный, а потому:

И на известку колоколен

Невольно крестится рука.

Душевные порывы («теплая грусть», «люблю до радости и боли») оттеняют другие образы в стихотворении. Часовни и кресты, например, напоминают о том, что душа человека возносится на небо, а тело уходит в землю.

В четвертой строфе стихотворения «Запели тесаные дроги» иносказательно выражена тревога о дальнейшей судьбе России:

Холодной скорби не измерить,

Ты на туманном берегу.

Читать стих «Запели тесаные дроги» Есенина полностью можно на нашем сайте. При прочтении можно почувствовать покойное покачивание телеги, тишину окрестных полей и звонкую глубину неба над головой. Живя в Москве, поэт ужасно скучал по вольным просторам родных мест, их первозданной красоте и свободе. В это время большинство его стихотворений были посвящены именно природе, воспевали красу полей, озер и лесов родной земли. Даже то, что критики не воспринимали его всерьез, именуя «сельским поэтом», не могло заставить Есенина изменить мировоззрение.

К тихой грусти и теплой радости, наполняющей стихотворение, сквозит извечная русская тоска, смешанная с горечью и безысходностью. Однако Есенин выводит на первый план истую любовь к родной земле, любовь до радости и боли. Стихотворение Сергея Есенина «Запели тесаные дроги…» наполнено преклонением перед русской землей, благодарностью за возможность родиться и вырасти здесь, впитав в себя ее красоту и грусть.

Запели тесаные дроги,
Бегут равнины и кусты.
Опять часовни на дороге
И поминальные кресты.

Опять я теплой грустью болен
От овсяного ветерка.
И на известку колоколен
Невольно крестится рука.

О Русь, малиновое поле
И синь, упавшая в реку,
Люблю до радости и боли
Твою озерную тоску.

Холодной скорби не измерить,
Ты на туманном берегу.
Но не любить тебя, не верить –
Я научиться не могу.

И не отдам я эти цепи
И не расстанусь с долгим сном,
Когда звенят родные степи
Молитвословным ковылем.

Стихотворение С.А.Есенина «Запели тесаные дроги. » (Восприятие, истолкование, оценка.)

Россия — страна бескрайняя. И характер русский широкий, раздольный, но такой же нерациональный, разбросанный. Сколько свободной земли в России, незасеянных полей, диких лесов. Да и реки русские стоят спокойные, не движутся, не бурлят, но уж если разольются — не остановить. Как и народ русский терпеливый, до последней капли молчит, а возмутится — так сразу революция. Есенин, истинно русская душа, с нежностью описывает свою любимую Русь:

О Русь — малиновое поле И синь, упавшая в реку, — Люблю до радости и боли Твою озерную тоску.

Его мастерство придает стихам движение, будто мы сидим в тех самых «тесаных дрогах», а по обочине «бегут равнины и кусты. Опять часовни на дороге и поминальные кресты». Но поэт не ограничивается зарисовкой природы, в стихотворении сквозит тревога: «Холодной скорби не измерить, ты на туманном берегу». Возможно, если судить по дате написания — 1916 год — это предчувствие революционных перемен. Или тревога личностная, своеобразная «неустроенность» человека, вынужденного жить не в родном селе, а в чуждом ему городе. Не все радует взор поэта в старой деревенской Руси, но она гораздо ближе Есенину, чем новая индустриальная Россия. Он с тревогой и болью переживал ломку привычного уклада жизни, называя себя «последним поэтом деревни». Отсюда и появление в его лирике грустных ноток, страха перед деревней, меняющей свое лицо. Язык поэта образный, обильно уснащенный чисто народными словами, определениями. Каким же надо обладать чутким, трепетным сердцем, чтобы уметь так увидеть и передать красоту русской природы, самую ее душу. В эти же описания вплетаются и купола, и звон колоколов церквей, которые неразрывно связаны с русской историей. Они уже стали словно бы частью природы, символом Руси. Непонятное понятие «Россия» — неисчерпаемый источник для поэтов. Есенин же сам словно олицетворение родины, удивительный каприз природы, которая как будто специально подгадала не только талант, но и внешность поэта, так схожую с синевой озер, пряжей нежного льна, тонкими березками да белой метелью. Как в бездонное озеро, отчаянно бросается Есенин с головой в любовь к России и, как каждый влюбленный, не хочет освободиться от этого плена:

И не отдам я эти цепи, И не расстанусь с долгим сном, Когда звенят родные степи Молитвословным ковылем.

Недолгую свою жизнь он выплеснул, как единый порыв нежности, как песню. Марина Цветаева в «Памяти Сергея Есенина» точно выразила широту души поэта:

И не жалость — мало жил, И не горечь — мало дал, — Много жил — кто в наши жил Дни, все дал — кто песню дал.

1319

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Вариант 2

Произведение «Запели тесаные дроги…» вышло в 1916 году. Состоит из пяти катренов. Начало представлено в виде зарисовки родных мест, затем передается личное настроение героя и идёт его обращение к Руси.

Поэт, соблюдая традиции русской литературы, использует эпический приём, идёт объединение всех пейзажных зарисовок единым мотивом дороги.

Тема произведения — судьба родины, которая является самым дорогим местом для поэта. Он проносит через все творчество свою любовь к природе, которой он не перестаёт восхищаться. Лирического героя услаждает это чувство и одновременно приносит дискомфорт, создавая образ цепи.

В первом катрене использован художественный прием — олицетворение. «Запели тёсаные дроги», звуки издаваемые повозкой символизируют начало движения. Знакомые звуки у поэта вызывают ассоциацию с песней. Скорость самого движения тоже передается при помощи олицетворения все растения как бы бегут. С помощью однородных членов предложения в самом начале идёт описание того, что возникает перед глазами пассажира. На пути возникают часовни и кресты, которые устанавливают на месте гибели людей. Лейтмотив смерти, который возникает в начале, является причиной последующей грусти героя. Смерть угадывается уже с появлением звука дрог, тележки для перевозки покойника.

Белый цвет извёстки является антитезой малиновому полю и сини реке. Радость идущая параллельно с болью переходит постепенно в холодную скорбь. Данное чувство символизирует тоску по ушедшему человеку, а образ туманного берега представляется в сознании автора неизвестным будущим в судьбе родины.

Но не смотря ни на что Россия для поэта всегда остается родной Русью, по которой он испытывает боль, видя как страдает народ. Русь для Есенина — это народный дух, обрядовая культура народа, природная роскошь.

Любовь к родным местам, какой бы тяжёлой она не оказалась, является связующей нитью с ушедшими родными и близкими людьми. Метафорический образ длительного сна, который возникает в завершающих строках можно трактовать как процесс чтения молитвы об упокоении умершего.

Стихотворение основано на перекрестной рифмовке «дроги — на дороге», «кусты — кресты». Анафора отрицания «и не» в последней строфе служит показателем того, на сколько дорога Русь для поэта. Несмотря на все тяготы, которые представлены в образе «цепей», герой не собирается с ними расставаться.

Анализ стихотворения Запели тесаные дроги по плану

«Запели тесаные дроги…» С.Есенин

«Запели тесаные дроги…» Сергей Есенин

Запели тесаные дроги, Бегут равнины и кусты. Опять часовни на дороге И поминальные кресты.

Опять я теплой грустью болен От овсяного ветерка. И на известку колоколен Невольно крестится рука.

О Русь, малиновое поле И синь, упавшая в реку, Люблю до радости и боли Твою озерную тоску.

Холодной скорби не измерить, Ты на туманном берегу. Но не любить тебя, не верить — Я научиться не могу.

И не отдам я эти цепи И не расстанусь с долгим сном, Когда звенят родные степи Молитвословным ковылем.

Анализ стихотворения Есенина «Запели тесаные дроги…»

Первые годы жизни в Москве принесли Есенину много неприятных открытий. Его угнетала городская суета, поэтому все чаще и чаще поэт мысленно обращался к своей малой родине – селу Константиново. Есенину не хватало русского простора, к которому он так привык, а узкие московские улочки вызывали у него чувство досады и раздражения. Неудивительно, что в этот период он писал стихи, посвященные родной природе, по которой очень сильно скучал. Даже тот факт, что «сельского поэта» столичные критики не воспринимали всерьез, не мог изменить мировоззрения Есенина, который свое творчество неизменно связывал с воспеванием красоты лугов, лесов и озер.

Поэт неоднократно признавался, что его родные края удивительно красивы. Однако эта красота несет в себе оттенок вековой русской печали. Вспоминая о Константиново, Есенин особенно остро испытывал это чувство, к которому примешивались горечь, тоска и безысходность. Однако поэт был искренне благодарен судьбе за то, что ему довелось родиться и вырасти на Рязанщине, которая стала для него символом той старой Руси, которой слагали поэтические оды многие поколения литераторов.

В 1916 году Есенин написал стихотворение «Запели тесаные дроги…», навеянное воспоминаниями о родном крае. Миниатюрная зарисовка из жизни вчерашнего учителя, который вынужден был добираться до дома на телеге, наполнена теплотой и легкой грустью. Путь лежит через сельские кладбища с полуразрушенными часовнями, и автор, считающий себя атеистом, о.

Однако на фоне печали, которая является верной спутницей Есенина, постепенно пробуждается еще одно сильное чувство, и поэт, обращаясь к родной земле, признается: «Люблю до радости и боли твою озерную тоску». Автор подчеркивает, что сейчас он очень далеко от любимых мест, и его жизнь течет совсем в ином русле, чем прежде. Казалось бы, в повседневной суете тоска по родине должна постепенно исчезнуть, уступив место радости от собственных успехов на литературном поприще. Однако Есенин преклоняется перед русской землей и утверждает, что «не любить тебя, не верить – я научиться не могу». Для него нет ничего дороже, чем слышать, как «звенят родные степи молитвословным ковылем», и как «малиновое поле» Руси, бескрайнее и безграничное, преображается под воздействием легкого ветерка, который поэт именует «овсяным».

Анализ стихотворения Есенина С.А. «Запели тесаные дроги»

«Запели тесаные дроги»

В стихотворении «Запели тесаные дроги» проявился ти­пичный для С.А. Есенина прием: развитие патриотической темы через пейзажную зарисовку, обращение к родине через любование ее богатейшей природой. В основе данного произведения лежит традиционный для русской классической по­эзии путевой сюжет, где тема дороги связана с темой истори­ческого пути России. Отсюда столь динамичное начало, во­площающее семантику движения:

Запели тесаные дроги,

Бегут равнины и кусты.

Дроги — простая повозка без кузова для езды в поле.

В произведении сильны также характерные для раннего творчества поэта религиозные мотивы. Часовни и колокольни — неотъемлемая часть типичного русского пейзажа, а вот опреде­ление «молитвословный» ковыль, несомненно, выступает сред­ством создания возвышенного поэтического стиля. С.А. Есенин подчеркивает, что христианство для русского народа даже не столько философские убеждения, сколько традиционный уклад жизни, воспринимающийся как естественный, привычный, а по­тому «И на известку колоколен Невольно крестится рука».

В стихотворении необычайно много слов с семантикой на­строения: «теплая грусть», «люблю до радости и боли», «озер­ная тоска», «холодная скорбь». Они призваны передать глубину патриотического чувства лирического героя, подчеркнуть эмо­циональную насыщенность его переживаний.

Оксюморонно окрашенные душевные порывы («теплая грусть», «люблю до радости и боли») эффектно оттеняют сопря­жения других контрастных образов в стихотворении. Часовни и кресты, например, напоминают о том, что душа человека возно­сится на небо, а тело уходит в землю. Примечателен также пей­заж в третьей строфе, построенный на цветовом контрасте: «ма­линовое поле И синь, упавшая в реку». Синь — одновременно и небо, отраженное в воде, и цвет чистой воды в реке. А эпитет «малиновое» к слову «поле» не столько отражает пышное и цве­тастое разнотравье родных полей, сколько призвано подчеркнуть возвышенное отношение к родине, на древний манер названной Русью, а не Россией, придать стихотворному повествованию большую значимость и торжественность. Малиновый цвет прив­носит праздничный оттенок. Известно, что он широко использо­вался в нарядном народном костюме. Синий и малиновый — яр­кое, благородное цветовое сочетание, как нельзя более удачно соответствующее образу величавой отчизны.

Цветастость, живописность — характерная особенно есе­нинского творчества. Технику его словесного рисования, цветописи исследователи часто сравнивают с лубочной бытовой народной живописью. Лубочные картинки отличались красоч­ностью, гармонично подобранными цветовыми сочетаниями, орнаментальностью и особым воздушным характером. Испол­нялись они обычно жидкой темперой, которая подобна акваре­ли. Примечательно, что возникновение и распространение ри­сованного лубка связано с деятельностью старообрядчества, а С.А. Есенин был выходцем из старообрядческой семьи.

В четвертой строфе стихотворения «Запели тесаные дроги» иносказательно выражена тревога о дальнейшей судьбе России:

Холодной скорби не измерить,

Ты на туманном берегу.

В 1916 году, когда было создано это стихотворение, в стра­не уже ощущался натиск назревших социальных противоречий, ветер предстоящих исторических перемен, но, тревожась неве­дением, поэт все-таки вверяет свою судьбу судьбе отчизны.

Но не любить тебя, не верить — Я научиться не могу,— восклицает он.

Все стихотворение пронизано ощущением раздолья, ши­роты горизонтов бескрайних родных степей и полей. Словно последний аккорд, представлен в стихотворении финальный звуковой образ: «звенят родные степи Молитвословным ковы­лем». «Звон» — характерный звуковой образ для есенинской поэтики. В его лирике звенеть может буквально все: ветер, ивы, березы, тополя. Причем во многих стихотворениях с те­мой звона связаны изобразительно-выразительные средства языка религиозной тематики. Не есть ли в этих образах свое­образная отсылка к церковному колокольному звону, пригла­шающему на службу всех христиан и воплощающему в ко­нечном итоге идею соборности, духовного единения?

Анализ стихотворения Есенина С.А. «Запели тесаные дроги»

Оцените пожалуйста этот пост

На этой странице искали :

  • запели тесаные дроги анализ
  • анализ стихотворения есенина запели тесаные дроги
  • анализ стихотворения запели тесаные дроги
  • есенин запели тесаные дроги анализ
  • анализ запели тесаные дроги

Вариант 2

Произведение «Запели тесаные дроги…» вышло в 1916 году. Состоит из пяти катренов. Начало представлено в виде зарисовки родных мест, затем передается личное настроение героя и идёт его обращение к Руси.

Поэт, соблюдая традиции русской литературы, использует эпический приём, идёт объединение всех пейзажных зарисовок единым мотивом дороги.

Тема произведения — судьба родины, которая является самым дорогим местом для поэта. Он проносит через все творчество свою любовь к природе, которой он не перестаёт восхищаться. Лирического героя услаждает это чувство и одновременно приносит дискомфорт, создавая образ цепи.

В первом катрене использован художественный прием — олицетворение. «Запели тёсаные дроги», звуки издаваемые повозкой символизируют начало движения. Знакомые звуки у поэта вызывают ассоциацию с песней. Скорость самого движения тоже передается при помощи олицетворения все растения как бы бегут. С помощью однородных членов предложения в самом начале идёт описание того, что возникает перед глазами пассажира. На пути возникают часовни и кресты, которые устанавливают на месте гибели людей. Лейтмотив смерти, который возникает в начале, является причиной последующей грусти героя. Смерть угадывается уже с появлением звука дрог, тележки для перевозки покойника.

Белый цвет извёстки является антитезой малиновому полю и сини реке. Радость идущая параллельно с болью переходит постепенно в холодную скорбь. Данное чувство символизирует тоску по ушедшему человеку, а образ туманного берега представляется в сознании автора неизвестным будущим в судьбе родины.

Но не смотря ни на что Россия для поэта всегда остается родной Русью, по которой он испытывает боль, видя как страдает народ. Русь для Есенина — это народный дух, обрядовая культура народа, природная роскошь.

Любовь к родным местам, какой бы тяжёлой она не оказалась, является связующей нитью с ушедшими родными и близкими людьми. Метафорический образ длительного сна, который возникает в завершающих строках можно трактовать как процесс чтения молитвы об упокоении умершего.

Стихотворение основано на перекрестной рифмовке «дроги — на дороге», «кусты — кресты». Анафора отрицания «и не» в последней строфе служит показателем того, на сколько дорога Русь для поэта. Несмотря на все тяготы, которые представлены в образе «цепей», герой не собирается с ними расставаться.

Анализ стихотворения Запели тесаные дроги по плану

«Запели тесаные дроги…» анализ стихотворения Есенина

Стихотворение «Запели тесаные дроги…» было написано Есениным в 1916 г. или на год раньше и напечатано в газете «Биржевые ведомости» за 17 апреля 1916 г. Оно не раз перепечатывалось в других изданиях, даже в «Свободной газете» в Чикаго в 1923 г.

Исследователи отмечали влияние на стихотворение поэзии Блока, с которым Есенин познакомился в 1915 г., но оно вполне самобытно, хотя живущему в Москве автору всего 20 лет. В стихотворении отражены воспоминания о жизни среди просторов родной природы.

Литературное направление и жанр

Стихотворение Есенина «Запели тесаные дроги» нельзя отнести к определенному литературному направлению, но в нем видны основные черты, которые Есенин в дальнейшем развивал в своих стихах: особая образность, давшая начало Имажинизму, связь человека с природой, ее оживление и одухотворение. Эти черты позволили Блоку назвать Есенина талантливым крестьянским поэтом-самородком.

Литературное направление и жанр

Стихотворение Есенина «Запели тёсаные дроги» нельзя отнести к определённому литературному направлению, но в нём видны основные черты, которые Есенин в дальнейшем развивал в своих стихах: особая образность, давшая начало имажинизму, связь человека с природой, её оживление и одухотворение. Эти черты позволили Блоку назвать Есенина талантливым крестьянским поэтом-самородком.

Несмотря на то что описание родной природы занимает в произведении важное место, стихотворение относится к жанру гражданской лирики, так как подчинено единой цели – признаться родине в любви. При этом в нём звучат и элегические нотки, размышление о бренности всего сущего

Тропы и образы

Движение по материальному пространству описано в первых двух строфах. Тёсаные дроги (открытая повозка, которой обычно пользовались в деревнях) сопровождают лирического героя. Олицетворение «Запели тёсаные дроги» обозначает начало пути. С песней ассоциируется скрип осей в колёсах повозки.

Скорость движения Есенин передаёт тоже с помощью олицетворений: равнины и кусты бегут. Однородные подлежащие в первой строфе описывают то, что видит едущий. Вдоль дороги встречаются часовни и поминальные кресты. По традиции они устанавливаются на месте гибели, а это часто случалось на дороге. Мотив смерти, появляющийся в первой строфе, становится причиной грусти лирического героя (метафора «опять я тёплой грустью болен»). Поддержкой для лирического героя становится не столько вера или Бог (Есенин, хоть и был воспитан дедом-старообрядцем, вырос атеистом), сколько традиции родины. Поэтому рука лирического героя невольно крестится.

Современник Есенина мог уловить мотив смерти
, прочитав только первую строку. Дроги в жизни деревни исполняли печальную роль: на них увозили покойников.

Извёстке колоколен (белый цвет) противопоставлена яркость красок третьей строфы. Русь (не Россия!) называется малиновым полем и упавшей в реку синью. Если второй троп – метафора неба, то первый – не поле в цветах, а общее ощущение от красочности и просторов родины.

В третьей строфе настроение лирического героя меняется и становится контрастным. Грусть, природа которой сначала неясна, оформляется в противоречивое чувство любви, сочетающее в себе радость и боль (оксюморон). Причина грусти – в объекте любви. Русь в сознании лирического героя связана с озёрной тоской (метафора).

Из пары радость-боль
в четвёртой строфе остаётся только последняя, превращаясь в холодную скорбь. Такое чувство сопровождает тоску по покойнику, невозможность перестать любить того, кого нет. Эта мысль явно не выражена в стихотворении, Русь живая, но «на туманном берегу». Это метафора опасности, неизвестности, связанных с судьбой родины. В 1916 году глубокий кризис России проявился в жизни самого поэта. Он был призван на бессмысленную войну и смог избежать печальной участи только стараниями императрицы, хлопотавшей о назначении его санитаром в Царскосельский военно-санитарный поезд.

И всё-таки для поэта Россия остаётся Русью, о которой его боль и скорбь. Русь – это материальное воплощение духа народа, это традиции и обряды, мечты и чаяния, неразрывные с природой и крестьянским укладом.

Конец четвёртой и начало пятой строфы построены как отрицания сначала чувств (не могу научиться не любить родину и не верить ей), а потом действий, выраженных метафорами (не отдам цепи, не расстанусь с долгим сном).

Любовь к родине, какой бы тягостной она ни была – живая связь с ушедшими поколениями. Метафора долгого сна (смерти) помогает вернуться к мотиву народного её понимания как церковного отпевания и поминовения. Отсюда образ молитвословного ковыля (метафорический эпитет), которым звенят степи (метафора). Лирический герой слышит звон, подобный колокольному, потому что для него природа – часть жизни крестьянской Руси.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГДЗ 8 класс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: