План анализа стихотворения по литературе — структура и образец разбора

План анализа стихотворения по литературе 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 классы

В стихотворении «Ласточки» А.Н. Майкова говорится о родной природе, а

Анализ лирического стихотворения >>

В стихотворении «Ласточки» А.Н. Майкова говорится о родной природе, а точнее об осени. Стихотворение пронизано настроениями грусти, печали, раздражения. вызванные картинами увядающей природы. Стихотворение можно разделить на две части, так как здесь есть и теплое воспоминание о лете и ласточках. Образ ласточек, хлопочущих над гнездом, вызывает чувство радости и умиления. Звучание стихотворению придаёт плавный ритм. Длинные строки подчёркивают унылость и серость осени. Когда же речь идет о ласточках, мы словно слышим их веселое щебетание. Но ласточки улетели в дальние края, и настроение стихотворения вновь меняется. Это уже не только грусть, но и желание перемен, стремление вырваться от скуки осени. «О, если бы крылья и мне!»- восклицает лирический герой. Он мне представляется человеком уже немолодым. который устал от одинаковых серых дней в его жизни и разлюбил осень. Мне это стихотворение напомнило о холодных, дождливых осенних днях, когда уже ждешь скорого наступления зимы или же вспоминаешь о ярком лете…

Слайд 13 из презентации «Анализ лирического стихотворения»

Размеры: 720 х 540 пикселей, формат. jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как. ». Скачать всю презентацию «Анализ лирического стихотворения.ppt» можно в zip-архиве размером 3614 КБ.

«Русский рок» — С 3 по 7 июня выступление на V Питерском рок-фестивале, где получил приз: «Надежда». О России… Что, снаружи все еще пусто, А внутри по-прежнему тесно? Ценил и берег русское слово… Рок-культура уже давно и прочно вошла в нашу жизнь. Выкатим кадушку капусты, Выпечем ватрушку без теста. «Бронзовый век» русской рок-поэзии.

«Анализ лирического стихотворения» — Виды лирических стихотворений. Лист золотой. Впечатления от прогулки. Природа. Начало осени. Ф.И. Тютчев. Стихотворение. Анализ лирического произведения. Нога шумит. Осинник желтый. Олицетворение. А.А.Фет. Мох не приподнят. Солнце раз еще взглянуло. Лес зелёный. Вихрем пыль летит с полей. А.Н. Майков.

«Оружие в поэме Беовульф» — Шлем из захоронения Вендель-14. Оружие и вооружение вендельской эпохи. Оружие и вооружение воина вендельской эпохи. Цель работы: Оружие и предметы культуры вендельской эпохи. Трубниковой Варвары ученицы 10 «А» класса средней школы №27. Англосаксонская поэма «Беовульф». Термин «вендельский период» был введен в обиход шведскими учеными.

«Хокку» — Анализ содержания хокку. Бонсай. Растение. Литература Японии. Композиция хокку. Редкостный свиток. Как же это, друзья. Японские танка. Бусон. Ханами. Танка. Культура Японии. Иссё. Сад камней. Демонстрационный материал к уроку. Лошадь. Хокку как основной жанр японской поэзии. Анализ формы хокку. Сакура.

«Стихи про демонов» — Я опущусь на дно морское, я полечу за облака. Памяти М.Врубеля. Два «Демона» Александра Блока. В пространстве синего эфира, один из ангелов святых. Иллюстрации Михаила Врубеля к поэме Михаила Лермонтова «Демон». Небывалый закат озолотил небывалые сине-лиловые горы. Демон. Несется конь быстрее лани, храпит и рвется, будто к брани.

«Любовь» — 1. Любовь как музыка без слов, Здесь громких фраз совсем не надо, Чтоб люди поняли любовь, Достаточно всего лишь взгляда. Спасать и братьев, и сестер, И крылья юности расправить.

Всего в теме «Стихи» 32 презентации

Оценка эмоционального воздействия стихотворения

В начале анализа стихотворения следует обратить внимание на общий тон произведения. Стихотворение может быть написано в лирическом, эпическом или драматическом ключе, а также сочетать несколько тонов

Определение общего тона поможет понять, какую эмоцию автор хотел выразить через своё произведение.

Далее важно обратить внимание на отдельные образы, метафоры и сравнения, используемые в стихотворении. Они могут вызывать различные эмоции и ассоциации у читателя. Например, яркие и красочные образы могут вызвать восторг или волнение, а смутные и тоскливые — грусть и меланхолию

Например, яркие и красочные образы могут вызвать восторг или волнение, а смутные и тоскливые — грусть и меланхолию.

Также следует обратить внимание на использование языковых средств и стилистических приёмов. Они могут усиливать или ослаблять эмоциональное воздействие стихотворения

Например, повторы и аллитерации могут создавать чувство ритма и энергии, а эпитеты и сравнения — яркие и запоминающиеся образы.

Наконец, важно обратить внимание на финал стихотворения. Он может быть неожиданным и шокирующим, вызывая сильные эмоции у читателя. Или же финал может быть успокаивающим и умиротворяющим, вызывая чувство удовлетворения и согласия

Или же финал может быть успокаивающим и умиротворяющим, вызывая чувство удовлетворения и согласия.

В целом, оценка эмоционального воздействия стихотворения является важным шагом в его анализе. Понимание того, какие эмоции стихотворение вызывает у читателя, позволяет лучше воспринять и понять его глубинный смысл.

Выбор и ознакомление с текстом

Перед тем, как начинать анализ стихотворения, необходимо выбрать подходящий текст. Изучение литературного материала должно проходить под руководством учителя, который поможет подобрать сочинение, соответствующее возрасту и уровню подготовки учеников. Рекомендуется выбирать известные произведения русской и зарубежной литературы, например, стихотворения А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Е.А.Баратынского или У.Шекспира, А.Р.Монтаньи.

Ознакомление с текстом начинается с его внимательного прочтения и понимания содержания. Ученик должен поймать общий смысл стихотворения и выделить его главную идею

Затем необходимо обратить внимание на структуру произведения, выделить строфы, размеры и рифму. Если стихотворение написано в свободной форме, то ученик может обратить внимание на ритм и музыкальность текста

Для лучшего понимания текста стихотворения можно воспользоваться словарем, чтобы расширить свой словарный запас и улучшить лексический уровень. Также в некоторых случаях может быть полезным использование комментариев или аналитических материалов к произведению.

  • Выбор подходящего стихотворения.
  • Ознакомление с содержанием и главной идеей.
  • Анализ структуры: строфы, размеры и рифма.
  • Словарь и комментарии могут помочь лучше понять текст.

Оценка художественной ценности

Одним из важных аспектов анализа стихотворения является оценка его художественной ценности. При этом необходимо учитывать, что оценка может быть субъективной и зависит от личного мнения каждого читателя.

Перед оценкой художественной ценности необходимо проанализировать различные аспекты стихотворения: тему, образность, языковые средства, ритм, стихосложение и прочие художественные приемы. После этого можно приступать к оценке.

Оценка художественной ценности может быть положительной, отрицательной или нейтральной. Положительная оценка может быть оправдана прекрасной образностью, глубокой темой, выразительным языком и привлекательными художественными средствами.

Отрицательная оценка может быть обусловлена отсутствием образности, поверхностной темой, бедным языковым арсеналом и примитивными художественными средствами.

Нейтральная оценка может быть свойственна стихотворению, которое не вызывает ни положительных, ни отрицательных эмоций. При этом такое стихотворение может быть написано технически грамотно, но не обладать высокой художественной ценностью.

План анализа

Не существует единой схемы, которой следует придерживаться при анализе литературного произведения. Все зависит от целей исследователя и источника, который является живым организмом, не всегда вписывающимся в заранее установленные рамки. Предлагаемый анализ стихотворения является примером из плана, специально составленного для конкретного произведения

Его пункты можно легко менять местами, используя разные фразы для заголовков, но важно сохранить три компонента: историко-биографический, лингвистический (поэтическая лексика, стилистика, фонетика, грамматика текста) и литературный (тематика, жанр, композиция, стиль). Высокий уровень анализа дополнительно требует выявления личного отношения к прочитанному стихотворению

Предлагаемый план выглядит следующим образом:

  1. История создания «Зимнего утра», информация об авторе.
  2. Место произведения в творчестве поэта.
  3. Жанр и тема произведения.
  4. Сюжет и композиция.
  5. Лирический герой, настроение произведения.
  6. Лексика стихотворения.
  7. Образные средства.
  8. Рифма, способы рифмовки.
  9. Организация звука.
  10. Каково отношение к прочитанному.

История создания «Зимнего утра»

Этот подзаголовок охватывает первые два пункта плана, касающиеся происхождения автора и места произведения в его творчестве. Образец анализа стихотворения Пушкина должен включать факты, непосредственно относящиеся к рассматриваемому произведению: дата и место написания, посвящение, предшественники, первая публикация. Что стоит знать об истории создания «Зимнего утра»?

Тридцатилетний Александр Пушкин обратился к светской красавице Н. Гончарова, чей первоначальный ответ был довольно неопределенным. В смятении поэт нарушает приказ Николая I и отправляется на Кавказ, где лично принимает участие в военных действиях. По возвращении он приезжает в село Павловское (Тверская губерния) в имение П.И. Вольфа, где проводит некоторое время в окружении хороших друзей и за один день, 3 ноября 1829 года, пишет лирическое произведение, прекрасно передающее его настроение. Он находится в предвкушении долгожданной встречи с прекрасной невестой, чьей руки ему предстоит добиваться вновь. В следующем году стихотворение было опубликовано в Царскосельском альманахе и вошло в золотой фонд пейзажной лирики, мастерски передав красоту русской природы, полную сказочного волшебства. Стихотворение не имеет посвящения, но написано в форме диалога с юным другом, с которым автор хочет поделиться своим восхищением от увиденного.

Анализ структуры и формы стихотворения

Для начала, стоит обратить внимание на структуру стихотворения. Обычно стихотворения имеют строфическую структуру, то есть разделены на строфы, состоящие из нескольких строк

Важно заметить, какие признаки стихотворения подчеркивают композиционную целостность, а также какие элементы вносят разнообразие и динамику в текст

Далее, следует проанализировать ритм и размеры стихотворения. Ритм – это закономерное чередование ударных и безударных слогов, которое придает произведению музыкальность. Размеры определяются количеством слогов в строке и могут быть пятистопными, шестистопными и т.д

Важно обратить внимание на избранный автором ритмический рисунок и его роль в организации содержания стихотворения

Также необходимо изучить особенности рифмы стихотворения. Рифма – это созвучие звуков в конце строк, которое придает тексту музыкальность и законченность. Рифма бывает однородной, ассонансной, смешанной и т.д

Важно выявить, какие звуки организованы в рифмованные группы, а также какие слова имеют созвучие в тексте

В целом, анализ структуры и формы стихотворения помогает понять основные художественные приемы, на которых построено произведение, и проявить особенности стиля и мастерства самого автора. Благодаря этому анализу, читатель может более глубоко погрузиться в мир стихотворного текста и понять его эстетическую ценность.

План анализа стихотворения

Общая информация имя и фамилия автора, год написания произведения, история его создания, жанр (сонет, элегия, баллада и т. д.).

Идейно-тематическая характеристикао чём стихотворение, к какому виду лирики принадлежит (пейзажная, философская, гражданская, любовная).

Какой сюжет: в стихотворении описываются образы событий или чувства, размышления. О чём они? Лирический герой конфликтует с собой или с внешними обстоятельствами? Какая эмоция (-ии) преобладает в стихотворении?

Художественные средства с помощью каких слов и выражений автор передаёт чувства лирического героя; создаёт образ события.

Эпитет — художественное определение (верный меч, конь ретивый, слепая любовь).

Сравнение — стилистическая фигура речи (глаза, как небо, голубые; внизу, как зеркало стальное, синеют озера струи).

Метафора — скрытое сравнение («Горит восток зарёю новой…», «Неохотно и несмело солнце смотрит на поля»).

Ирония — скрытая насмешка над чем-то или кем-то.

Гипербола — художественное преувеличение («Редкая птица долетит до середины Днепра»).

Литота — художественное преуменьшение («Ведь ты денег, что канарейка, тратишь, по два зернышка в недельку»).

Обратите внимание есть ли в стихотворении звукоподражания: повторение одинаковых согласных или гласных звуков может создавать звуковой фон. Свищет ветер, серебряный ветер

Свищет ветер, серебряный ветер

В шёлковом шелесте снежного шума. (С. Есенин)

Повторение звуков и помогает воссоздать свиста и шум метели.

Выпаў грук у грома з рук. (Р. Барадулін)

Паўтарэнне гукавых спалучэнняў , , перадае гукі грому.

Повтор одних и тех же слов в начале или конце строк подсказывает, на что хотел обратить внимание автор. Собрав всю информацию, обратитесь к своим чувствам: какие эмоции, мысли всколыхнуло это произведение в вас? Не пытайтесь выдать строчки из учебника за ваше восприятие

Если стихотворение прошло мимо вас, лучше сконцентрируйтесь на авторской задумке: что и как он хотел донести читателю

Собрав всю информацию, обратитесь к своим чувствам: какие эмоции, мысли всколыхнуло это произведение в вас? Не пытайтесь выдать строчки из учебника за ваше восприятие. Если стихотворение прошло мимо вас, лучше сконцентрируйтесь на авторской задумке: что и как он хотел донести читателю.

Подытожьте ваш ответ словами о том, какую роль играет это стихотворение в литературе (национальной и/или мировой), определённом историческом периоде; чем оно важно для современников. Желаем удачи и высоких отметок на уроках литературы

И пусть чтение стихов будет вам в радость!

Желаем удачи и высоких отметок на уроках литературы. И пусть чтение стихов будет вам в радость!

***

Узнайте о наших курсах подготовки к ЦЭ и ЦТ 2024. Спасибо, что дочитали до конца. Мы рады, что ответили на ваши вопросы.

Не пропускайте важные новости и подписывайтесь на наш YouTube, Instagram, Telegram, TikTok.

***

IV. «Низкий дом с голубыми ставнями…»

      В менее подготовленном классе мы рекомендуем выразительно прочитать это стихотворение с детьми, передавая интонацию грустного лиризма, но не анализировать его подробно.      В сильном классе это стихотворение можно сопоставить с первым.— Каким годом датировано это стихотворение?      1924-м.— Сколько лет прошло с момента создания стихотворения «Я покинул родимый дом…»?      Прошло шесть лет, которые прокатились по стране огненным валом гражданской войны. Каждый год из этих шести может засчитываться для каждого из живших тогда людей за несколько лет. Что же звучит в душе поэта, какая музыка?      В двух прочитанных стихотворениях поэт говорит о любви к родной земле. В первом стихотворении слово любовь не сказано прямо, но в каждой строке мы видим любование голубой Русью, восхищение перед родимой землей.      Во втором стихотворении поэт прямо говорит о любви, но это любовь, близкая к горькому душевному переживанию, к страданию, поэт уже не восхищается родиной так, как прежде, но любит ее еще больше:

Как бы я и хотел не любить,
Все равно не могу научиться,
И под этим дешевеньким ситцем
Ты мила мне, родимая выть.

      Поэт ощущает, что годы, уже ушедшие, «отзвучавшие в сумрак», не исчезли совсем, он чувствует их как совсем недавние, как будто он только что уехал с родины. Картины родной земли снятся ему постоянно. Это помогает ему помнить о родной земле, воспевать ее в стихах.      Стихотворение «Я покинул родимый дом…» кажется более ярким, праздничным, чем второе — «Низкий дом с голубыми ставнями…». Сравним несколько строк:

«Я покинул родимый дом…» «Низкий дом с голубыми ставнями…»
…Голубую оставил Русь… …Наше поле, луга и лес,
Принакрытые сереньким ситцем
Этих северных бедных небес
…Старый клен на одной ноге… Только видели березь да цветь,
Да ракитник, кривой и безлистый…
Долго петь и звенеть пурге …Да разбойные слышали свисты,
От которых легко умереть
…И я знаю, есть радость в нем… …Нежность грустную русской души

     В первом стихотворении мы встречаем яркие, праздничные метафоры, например: «Золотою лягушкой луна / Распласталась на тихой воде», «кто листьев целует дождь» (листопад сравнивается с дождем из листьев)

Во втором стихотворении метафора одна: «северные бедные небеса» кажутся

      поэту «принакрытыми сереньким ситцем», и в этой метафоре употреблен не яркий («голубая Русь»), а совсем иной цветовой эпитет: «серенький».
  — Обратим внимание на эпитеты в стихотворении «Низкий дом с голубыми ставнями…». Как они окрашены?
      «Сереньким ситцем», «северных бедных небес», «нежность грустную», «седыхжуравлей», «в тощие дали», «сытных хлебов не видали», «ракитник, кривой ибезлистый»

Эпитеты окрашены в тусклые, грустные, бедные тона.
 — Какие два эпитета повторяются в обоих стихотворениях? К каким существительным они относятся?
      «Голубая Русь» — «голубые ставни»: романтический образ словно противопоставлен простому бытовому образу.

      «Родимый дом» — «родимая выть»: представление о доме словно расширяется, «родимый дом» — это уже не только та изба, в которой жил поэт, но и вся земля, которая кормит русский люд и которая полита крестьянским потом, земля, на которой спето много радостных и горестных песен, — родимая выть.
 — Какие строки из этого стихотворения сразу подсказывают нам, что перед нами поэзия Есенина?
      Стихи Есенина очень легко узнать среди многих других стихов. Поэт часто употребляет слова и выражения, которые не встречаются у других поэтов и сразу запоминаются. Например:

      — «…Наше поле, луга и лес, / Принакрытые сереньким ситцем / Этих северных бедных небес» — это сравнение неба с ситцем первым употребил в своей поэзии Есенин, и оно звучит как визитная карточка его поэзии;

      — «Только видели березь да цветь…» — журавли видели не сытные хлеба, аберезь, т. е. березняки, которые могут расти на небогатых почвах, да цветь, т. е. неприхотливые, мелко цветущие растения;

      — родимая выть. Выть — это диалектное слово, т. е. такое, которое встречается только в отдельных областях. Выть в рязанских говорах обозначает пашню, вспаханное поле. В стихах это слово впервые употребил Есенин.

      Можно потренироваться в определении типов рифмовки. В стихотворении «Низкий дом с голубыми ставнями…» в 1—4-й и в 7-й строфах рифмовка перекрестная, в 5—6-й строфах рифмовка опоясывающая (кольцевая).

      Стихотворение начинается и заканчивается одинаковыми строками:

Низкий дом с голубыми ставнями,
Не забыть мне тебя никогда…

Еще один вариант

Стихотворение Лермонтова «Ангел» — одно из самых загадочных поэта.

Оно было написано в 1831 году, когда поэту было всего шестнадцать лет. В этом же году шестнадцатилетний Лермонтов написал другое стихотворение, которое начинается словами:

Моя душа, я помню, с детских лет Чудесного искала.

Об этих поисках «чудесного», о стремлении юного Лермонтова разгадать таинственный, загадочный небесный мир свидетельствует стихотворение «Ангел».

Первые два четверостишия — это описание «неба полуночи» и песни, которую поет ангел.

Что мы узнаем об этой песне? Для этого проанализируем язык стихотворения: «И тихую песню он пел», «Внимали той песне святой». Лермонтов употребляет эпитеты, характеризующие слово песня: тихая, святая. Что значит святая? Значит божественная, неземная, небесная. В этом эпитете выражено отношение Лермонтова к песне ангела.

О чем пел ангел? Ответ на этот вопрос мы находим во втором четверостишии.

Обратим внимание на конец строфы: «Хвала его непритворна была». Этот образ как бы переносит нас с небес на землю

Образ, который возникает по контрасту с образом неба: юный Лермонтов очень страдал от притворства, фальши, неискренности всего, что его окружало на земле.

Третье и четвертое четверостишия, т. е. вторая половина стихотворения, рассказывают уже не только о небе, но и о земле. Как же рисуется образ земли в стихотворении? Он противопоставлен образу неба: «мир печали и слез», «скучные песни земли».

Душа, принесенная ангелом на землю, «долго на свете томилась. желанием чудным полна». (Лермонтов не случайно выбрал очень выразительный глагол томилась.)

Так «томилась» душа самого Лермонтова «среди ледяного, среди беспощадного света», сохраняя мечту об иной жизни. Таким образом, мы видим, что песня ангела — это воплощение мечты, стремлений, идеалов поэта, душа ко­торого «чудесного искала». Стихотворение удивительно музыкально: оно само звучит как песня, которую хочется не только слушать, а «внимать» ей.

Порекомендуй этот анализ стихотворения друзьям

Рифма, способы рифмовки

Использование поэтом четырехстопной ямбической рифмы придает стихотворению энергию и оптимизм, поскольку ямб является одной из самых заметных и главных фигур. Однако есть слова (‘magnificent’, ‘impatient’), которые нарушают регулярность ритма (pyrrhic)

Автор сознательно использует этот прием, чтобы привлечь внимание читателя и передать мысль, раскрывающую внутреннее состояние главного героя: легкую грусть, восторг, стремление к «сладкому берегу». Этот пример анализа стихотворения в литературе был бы неполным без наблюдения за построением рифмы

Согласные окончания первой, второй, четвертой и пятой строк каждой строфы образуют пары, а третья и шестая строки рифмуются друг с другом (циркумфлексная рифма). Рифмы делятся на женские и мужские в зависимости от слога, на который ставится ударение в последнем слове стихотворения. В «Зимнем утре» они чередуются, но преобладают женские рифмы, в которых ударение ставится на предпоследний слог. Преобладают женские, в которых доминирует предпоследний слог, что позволяет паузам соединяться с концом строк, придавая стихотворению соответствующий ритм. Только в четвертой строфе мы можем заметить паузу в стихотворении и дополнительную паузу, которая помогает нам понять смысл стихотворения.

Как анализировать стихотворение в 7 классе

Для успешного анализа стихотворения в 7 классе следует ориентироваться на следующие шаги:

Чтение и первое восприятие текста. Перед анализом необходимо внимательно прочитать стихотворение, попытаться понять его общую смысловую линию, ощущения и эмоции, которые оно вызывает.
Анализ структуры. Изучите структуру стихотворения: его строение, количество строк, рифмовку и метр. Определите, есть ли у стихотворения какие-то особенности, например, синтаксические повторы или параллелизмы.
Изучение лексического состава и стиля. Анализируйте слова и выражения, используемые в стихотворении, их значения и контекст

Обратите внимание на лексические и стилистические приемы, которые автор использует для передачи своей мысли.
Изучение выразительных средств. Определите, какие стилистические приемы и фигуры речи использованы в стихотворении, и каким образом они влияют на его восприятие и настроение читателя.
Интерпретация и обсуждение

Определите, какие мысли и чувства передает автор через свое произведение. Попытайтесь связать стихотворение с историческим, литературным или культурным контекстом эпохи, в которой оно было написано.

Когда проводите анализ стихотворения, не забывайте привлекать самых разных аспектов текста, чтобы более полно понять его значение и идею автора. Помните, что анализ литературного произведения — это вид искусства, и нет однозначного ответа на все вопросы. Опыт данного анализа способствует вашему развитию и способности глубоко понимать тексты и произведения искусства.

Как составить план стихотворения

Конспект необходим для структурирования и логического представления информации. Учителя советуют ученикам составить такой алгоритм:

Определите, о чем идет речь в работе

С помощью каких образов и как автор выражает мысли и чувства.
Найдите в тексте главного героя (что или кого описывает автор), определите связь с идеей всего произведения.
Какова интонация стихотворения.
Определите композицию стихотворения.
Обратите внимание на глубину использования автором образных средств (подробное описание или краткое, в общих чертах).
Найдите ритм, ритмичное движение.
Определите характер звука.

Изучение структуры и ритма стихотворения

При изучении структуры стихотворения важно обратить внимание на:

  • Количество и расположение стихов в тексте. Поэт может использовать различные стихотворные формы, такие как катрен, четверостишие, сонет и т.д.
  • Структуру каждого стиха. В некоторых стихотворениях все строки имеют одинаковую длину, а в других длина строк может меняться. Также в стихотворениях можно обнаружить использование рифмы и повторение звуков.
  • Синтаксическую структуру каждой строфы. Строфа — это группа стихов, объединенных поэтической формой или содержательной связью.

Ритм стихотворения зависит от ударений и безударных слогов в словах, а также от их последовательности и повторения.

При изучении ритма стихотворения полезно:

  1. Выделить основной ударный слог и определить тип ритма (ямб, трохей, дактиль и т.д.).
  2. Проанализировать повторение ударных и безударных слогов в стихотворении.
  3. Определить возможное использование пауз, звукоподразительных слов и других приемов, влияющих на ритм стихотворения.

Изучение структуры и ритма стихотворения помогает понять его поэтическую выразительность и особенности. Этот анализ даёт возможность разгадать тайны стиха и проникнуть в глубину авторского написания.

Анализ стихотворения «Ангел» Лермонтова 9 класс

  1. История создания произведения
  2. Тема и идея стихотворения
  3. Художественно-изобразительные средства
  4. Образ лирического героя

История создания произведения

Стихотворение «Ангел» было написано в 1831 году и оно стало одним из не многих ранних произведений, которое было опубликовано при жизни автора в сборнике 1840 года «Одесского альманаха». Кто бы ни проводил анализ стихотворения «Ангел» Лермонтова – маститый литературовед или студент филфака – все сходятся во мнении, что оно было написано в память о покойной матери – Марии Михайловне и навеяно воспоминаниями о колыбельной песне, которую она пела своему сыну. А ведь вполне возможно, что оно – предчувствие скорой смерти отца, Юрия Петровича, скончавшегося в октябре 1831 года в возрасте 44 лет, с которым Михаил очень мало общался, но, несомненно, сильно любил, ведь отец был одним из немногих, кто очень рано понял, насколько одарен его сын.

Тема и идея стихотворения

В стихотворении, состоящем из четырех четверостиший, описан полет ангела, несущего «душу младую», перед ее рождением в этом мире «печали и слез». Путешествие сопровождается тихим ангельским пением, славящим безгрешные души, рай и Бога, которое слышит и понимает не только душа, но «и месяц, и звезды, и тучи…».

И эта песня, которую человеку невозможно высказать, остается в принесенной на землю душе, постоянно терзая его в земном существовании необъяснимым «желанием чудным» вновь ее услышать. Ведь ангельская песня – это музыка небес, которую обыденная жизнь заслонить не в состоянии: «И звуков небес заменить не могли/Ей скучные песни земли». Повествование о небесном полете в объятиях ангела и описание испытаний, которые ждут невинную душу, делят стихотворение поровну.

Художественно-изобразительные средства

Как же получилось создать столь мелодичное стихотворение, которое напоминает песнь ангела и заставляет погрузиться в раздумья о вечном? Если обратить внимание на синтаксис, то видно, что все четверостишия – это самостоятельные предложения, связанные между собой, оканчивающиеся точкой. Для того чтобы передать торжество момента переноса души из одного мира в другой, песне ангела Лермонтов дает эпитеты «тихая» и «святая»

Небесным «кущам райских садов» противопоставлено земное существование человека, и для этого использованы последние строки второго четверостишия: «…и хвала/ его непритворна была». Эти строки как будто меняют настроение, торжество сменяется грустью и обреченностью по утраченной близости к божественному. Размер – трехстопный амфибрахий, в котором ударные слоги, сопровождаемые безударными, звучат очень мягко, придавая плавность всему тексту. В стихотворении «Ангел» Лермонтова анализу необходимо подвергнуть и звуковую сторону, так как аллитерация, ассонанс и подбор слов с преобладающими в них мягких шипящих и свистящих звуков передают ощущение воздуха, рассекаемых крыльями ангела.

Образ лирического героя

Как и в большинстве ранних произведений юного гения, в стихотворении «Ангел» прослеживается влияние западной литературы на его творчество, а именно влияние лирики Байрона.

Чувство избранности, противопоставления себя окружающему миру, одиночество свойственно всей ранней лирике Лермонтова. А этот небольшой романтический набросок стал одним из первых, в котором поэт пытается понять и объяснить, в первую очередь самому себе, почему он чувствует себя столь одиноким и не понятым среди окружающих его людей. Тоска по чему-то неосознанному, по тому, что нельзя увидеть или услышать, крепкой нитью свяжет все произведения Михаила Юрьевича.

Итоги и выводы, полученные во время анализа данного стихотворения, пригодятся учащимся 7 классов при подготовке сочинения на тему «Анализ стихотворения Лермонтова «Ангел»».

Самые популярные материалы февраля для 7 класса:

Лексика стихотворения

Большинство слов просты и понятны, хотя автор использует устаревшие термины и выражения, значение которых показано на рисунке выше. Среди языковых средств, которые он использует, эпитеты занимают особое место. Они появляются в коротком произведении 18 раз, придавая ему такую образность, которая позволяет представить и великолепный зимний пейзаж, и вчерашнюю метель, и безмятежность внутреннего убранства дома. Невозможно проанализировать поэму, не перечислив все языковые средства, использованные автором. К ним относятся сравнения, метафоры и олицетворения.

Главный герой сравнивает свою девушку с «северной звездой», а луну — с «бледным пятном». Но наиболее интересны сравнения в переносном смысле — метафоры. Например, янтарный блеск освещает комнату, усиливая впечатление солнечного света. Воплощение — это придание человеческих качеств неодушевленным вещам. В произведении А. С. Пушкина метель может «разгуляться», а туман «носится» по пасмурному небу, придавая произведению яркие краски.

Что является главным при анализе лирического произведения?

  • Перечислите тропеи
  • Определите все устройства
  • Определите намерения автора
  • Объясните все образы, использованные в произведении
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГДЗ 8 класс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: