История создания
Поэма «Русь» была написана в 1914 г., когда Есенин жил в Москве. Работая в типографии, он познакомился с членами Суриковского кружка, объединявшего поэтов, музыкантов из народа. На их собрании была публично прочитана «Русь» в начале 1915 г. С точки зрения одного из членов кружка, С. Фомина, этим стихотворением Есенин приобрёл себе известность и имя. Произведение восхитило многих, Клюев назвал его «прекрасной белой Русью».
Поэма была напечатана в мае 1915 г. в «Новом журнале для всех», а в июле-августе 2022 г. в журнале «Северные записки».
В поэме отражено отношение Есенина к началу войны.
Анализ стихотворения «Русь уходящая» Есенина
С. Есенин испытывал к Октябрьской революции довольно-таки противоречивые чувства. Первое время он выражал бурный восторг, так как связывал революцию с наступлением новой счастливой эры. В целом ряде стихотворений поэт отрекался от своих прежних патриархальных идеалов. Но от любви к родной Руси Есенин никогда бы не смог отречься. Он видел, что новое поколение беспощадно порывает со своими корнями. Происходит полное забвение пусть несовершенных, но все-таки культурных ценностей. Сам поэт уже не может найти своего места в новой жизни. Свои мучительные размышления Есенин выразил в произведении «Русь уходящая» (1924 г.).
На первый взгляд Есенин выражает симпатию к социалистическим идеям («так хочется… бежать за комсомолом», «я тем завидую… кто защищал великую идею»). Но за этими фразами скрывается горькая ирония крестьянского поэта.
Одно из главных последствий революции для автора заключается в расколе общества на два непримиримых лагеря. Даже кровопролитная Гражданская война не сгладила этого противоречия. Раскол произошел не только между идейными врагами, но и между «стариками» и «юношами», то есть случился непоправимый обрыв преемственности поколений.
Сам Есенин признается, что не принадлежит ни к тем, ни к другим. Его, подобно многим, увлекла за собой всесокрушающая революционная волна, но она не прибила поэта к какому-нибудь берегу. Есенин стал свидетелем многих судьбоносных для страны событий, которые дали ему «неповторимые… впечатленья», но не убедили в безусловной правоте одной из сторон.
Поэт относится с неприязнью к сторонникам восстановления монархии, чьи «глаза печальнее коровьих». Они не осознают, что насильственный возврат прежнего строя принесет еще больше бед и страданий. С другой стороны, подавляющая масса крестьянства даже не понимает сути революционной перемены. «Почесывая зад и перед», они по-прежнему мечтают только о «ситце» и «гвоздях».
Есенин может понять только убежденных революционеров, которые добились своей главной цели. Поэт же «очутился в узком промежутке» и вынужден проводить жизнь в кабаках под звуки гитары. Желание «бежать за комсомолом» можно расценить как попытку вырваться из безвыходного положения. Но Есенин прекрасно понимал, что это невозможно. Ему остается лишь за вином оплакивать «Русь уходящую».
3)Изобразительно выразительные средства (Эпитеты сравнения, метафоры и т.д.) и для чего используются.
4)Синтаксис и пунктуация предложений
5)Звукопись
6)Рифма, ритм, размер
Анализ стихотворения:1) В.Лебедева-Кумача:
Вставай, страна огромная, Вставай на смертный бой С фашистской силой темною, С проклятою ордой!
Пусть ярость благородная Вскипает, как волна,- Идет война народная, Священная война!
Как два различных полюса, Во всем враждебны мы: За свет и мир мы боремся, Они — за царство тьмы.
Дадим отпор душителям Всех пламенных идей, Насильникам, грабителям, Мучителям людей!
2) Взгляды, убеждения 3) Состояние автора, который писал этот стих или героя этого стиха СДЕЛАЙТЕ ПОЖАЛУЙСТА СРОЧНО НАДО!!! СРОЧНО ПОЖАЛУЙСТА ПОМОГИТЕ АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ » АНЧАР » ПО ПЛАНУ, ПЛАН ВО ВЛОЖЕНИЯХ!!! ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА СРОЧНО НАДО, А Я ЧИСТО ФИЗИЧЕСКИ НЕ УСПЕВАЮ!!! ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА И, ЧТОБЫ БЫЛИ ПРИВЕДЕНЫ К КАЖДОМУ РАЗДЕЛУ СТРОЧКИ ИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ!!! ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА!!!
В пустыне чахлой и скупой, На почве, зноем раскаленной, Анчар, как грозный часовой, Стоит — один во всей вселенной.
Природа жаждущих степей Его в день гнева породила, И зелень мертвую ветвей И корни ядом напоила.
Яд каплет сквозь его кору, К полудню растопясь от зною, И застывает ввечеру Густой прозрачною смолою.
К нему и птица не летит, И тигр нейдет: лишь вихорь черный На древо смерти набежит — И мчится прочь, уже тлетворный.
И если туча оросит, Блуждая, лист его дремучий, С его ветвей, уж ядовит, Стекает дождь в песок горючий.
Но человека человек Послал к анчару властным взглядом, И тот послушно в путь потек И к утру возвратился с ядом.
Принес он смертную смолу Да ветвь с увядшими листами, И пот по бледному челу Струился хладными ручьями;
Принес — и ослабел и лег Под сводом шалаша на лыки, И умер бедный раб у ног Непобедимого владыки.
А царь тем ядом напитал Свои послушливые стрелы И с ними гибель разослал К соседям в чуждые пределы.
повторения, и другое. В каком размере написано это стихотворение?
Весенний вечер
Тихо струится река серебристаяВ царстве вечернем зеленой весны.Солнце садится за горы лесистые,Рог золотой выплывает луны.
Запад подернулся лентою розовой,Пахарь вернулся в избушку с полей,И за дорогою в чаще березовойПесню любви затянул соловей.
Слушает ласково песни глубокиеС запада розовой лентой заря.С нежностью смотрит на звезды далекиеИ улыбается небу земля.
Напечатать
Образы
Начнём с образа лирического субъекта в стихотворении «Русь советская». Герой — чуткий человек, одарённый необычайным талантом стихотворца
Для него очень важно, чтобы рядом находились люди со схожими убеждениями, те, с кем можно будет легко поделиться своими мыслями и переживаниями. Как мы видим из анализируемого текста, родное село всегда было местом, куда персонаж любил возвращаться, ведь там его ждали близкие и друзья
Образ России в стихотворении «Русь советская» неразрывно связан с людьми, ее населяющими. В советской России деревенские жители, наивные и чистосердечные, добрые и простые, стали другими: они озлоблены агитацией, а не своим прошлым, которое до поры их устраивало. Одиночество среди этой агрессивной толпы доставляет поэту боль, ему тяжело всё время находиться одному.
Лирический субъект не способен идти против собственных убеждений. Герой готов смериться с непониманием и холодностью со стороны окружающих, но не в состоянии изменить своей вере. Персонаж любит старину, ему тяжело принять то, что происходит с государством, в котором он живёт. Поэт продолжает считать себя «гражданином села».
Герой есенинского стихотворения — человек, умеющий философски смотреть на мир. Он размышляет о быстротечности жизни, смене одного поколения другим
Кроме того, лирический субъект хорошо подмечает детали, обращает внимание на речь людей, которые его окружают. Поэт высоко оценивает творчество, дорожит своими произведениями
Он не готов расстаться с любимой лирой ни при каких обстоятельствах.
Теперь заострим своё внимание на образах жителей села. Сразу стоит сказать, что новое поколение показано не с самой лучшей стороны
Молодые парни и девушки, поддерживающие советский режим, являются полными противоположностями поэта. Автор имитирует речь простых людей, упрощая предложения и меняя правописание некоторых слов. Сельчане лирического героя обсуждают не «жизнь», а «жись», при чём их речи «корявые» и «немытые».
Читатели видят портрет хромого красноармейца, который не может чётко выразить свои мысли. Рассказывая о Буденном, он запинается, использует слова-паразиты. Увидев, как сельчане из крестьянского комсомола поют агитки, поэт понимает, что его произведения больше не нужны народу. Теперь люди предпочитают громкие слова о значимости революции и силе пролетариата. Им больше не нужны стихотворения о красоте родных краёв.
Анализ стихотворения «Русь» Есенина
Сергей Есенин — Русь: Стих
1
Потонула деревня в ухабинах, Заслонили избенки леса. Только видно на кочках и впадинах, Как синеют кругом небеса.
Воют в сумерки долгие, зимние, Волки грозные с тощих полей. По дворам в погорающем инее Над застрехами храп лошадей.
Как совиные глазки за ветками, Смотрят в шали пурги огоньки. И стоят за дубровными сетками, Словно нечисть лесная, пеньки.
2
Но люблю тебя, родина кроткая! А за что — разгадать не могу. Весела твоя радость короткая С громкой песней весной на лугу.
Я люблю над покосной стоянкою Слушать вечером гуд комаров. А как гаркнут ребята тальянкою, Выйдут девки плясать у костров.
Загорятся, как черна смородина, Угли-очи в подковах бровей. Ой ты, Русь моя, милая родина, Сладкий отдых в шелку купырей.
3
Понакаркали черные вороны Грозным бедам широкий простор. Крутит вихорь леса во все стороны, Машет саваном пена с озер.
Грянул гром, чашка неба расколота, Тучи рваные кутают лес. На подвесках из легкого золота Закачались лампадки небес.
Повестили под окнами сотские Ополченцам идти на войну. Загыгыкали бабы слободские, Плач прорезал кругом тишину.
Собиралися мирные пахари Без печали, без жалоб и слез, Клали в сумочки пышки на сахаре И пихали на кряжистый воз.
4
Затомилась деревня невесточкой — Как-то милые в дальнем краю? Отчего не уведомят весточкой,— Не погибли ли в жарком бою?
В роще чудились запахи ладана, В ветре бластились стуки костей. И пришли к ним нежданно-негаданно С дальней волости груды вестей.
Сберегли по ним пахари памятку, С потом вывели всем по письму. Подхватили тут ро́дные грамотку, За ветловую сели тесьму.
Собралися над четницей Лушею Допытаться любимых речей. И на корточках плакали, слушая, На успехи родных силачей.
5
Ах, поля мои, борозды милые, Хороши вы в печали своей! Я люблю эти хижины хилые С поджиданьем седых матерей.
Припаду к лапоточкам берестяным, Мир вам, грабли, коса и соха! Я гадаю по взорам невестиным На войне о судьбе жениха.
Разгадал я их думы несметные, Не спугнет их ни гром и ни тьма. За сохою под песни заветные Не причудится смерть и тюрьма.
- Они верили в эти каракули, Выводимые с тяжким трудом, И от счастья и радости плакали, Как в засуху над первым дождем.
- А за думой разлуки с родимыми В мягких травах, под бусами рос,
- Им мерещился в далях за дымами Над лугами веселый покос.
Ой ты, Русь, моя родина кроткая, Лишь к тебе я любовь берегу. Весела твоя радость короткая С громкой песней весной на лугу.
Анализ стихотворения «Русь» Есенина
Есенин редко упоминает в своем творчестве военную тему. Поэт был носителем крестьянского мировоззрения, согласно которому война – величайшее бедствие. Браться за оружие крестьянин мог только в самом крайнем случае. Есенин был далек от великодержавного патриотизма.
Он с презрением относился к тем, кто громче всех призывал к победоносной войне. Такие агитаторы не принимали участия в боевых действиях. Своими жизнями расплачивалось многомиллионное крестьянство, к которому поэт питал огромное уважение. Свои взгляды Есенин выразил в стихотворении «Русь (Потонула деревня в ухабинах…») (1914 г.).
Оно стало откликом поэта на начавшуюся Первую мировую войну и массовый призыв в армию.
Автор описывает необъятную крестьянскую Русь, наполненную волшебством и суевериями. Простой народ живет в таинственной и загадочной атмосфере. Крестьяне продолжают наивно верить в нечистую силу, которой приписывают все беды и несчастья.
Есенин понимает все ограниченность крестьянского мышления, но именно за эту простоту безгранично любит сельских жителей. В патриархальном образе жизни он видит сохранение вековых устоев, которые не подверглись разрушительному влиянию цивилизации. Автор с восторгом наблюдает за нехитрыми деревенскими развлечениями на фоне родной природы.
Разразившуюся войну поэт сравнивает с пророчеством «черных воронов». Известие сопровождается зловещими признаками в природе («грянул гром», «тучи… кутают лес»). Крестьяне никак не выражают своего недовольства или нежелания идти на войну. В их сознании это событие приравнивается к стихийному бедствию. Простые люди в глубине души понимают, что только они являются «опорой в годину невзгод».
Он чувствует свое кровное родство с ним. Поэт убежден, что русскому народу всегда помогала искренняя вера в торжество справедливости. Простые солдаты чувствуют поддержку своих матерей и жен.
В своих воспоминаниях они обращаются к родным местам, и это позволяет им в условиях жестокой войны оставаться людьми.
Есенин не высказывает прямо антивоенных взглядов. Но в описании родной природы и горе оставшихся в деревнях женщин чувствуется глубокая неприязнь автора к войне.
Вариант 2
Вероятно, одним из наиболее существенных качеств для поэта является честность. Предельная честность перед самим собой и собственными стихами.
Конечно, поэт может искать возможности различным образом описывать оттенки чувств, он может создавать нечто фантастическое, но в итоге и в идеале он всегда остается честным. Ведь не следует путать красивый узор с качеством материала. Поэтому для поэта нередко становится потребность выразить особенности собственной исторической эпохи, собственное отношение к происходящему.
На протяжении существенного времени Есенин был чужд политическим движениям. После октябрьской революции его старательно привлекали на митинги и в другие политические движения, подобно тому ка привлекали многих, но он если и присутствовал там, то присутствовал сугубо формально. Со временем поэт практически полностью отказался от связей со властью нового времени.
Следует сказать о довольно тяжелых временах 20-х годов предыдущего века в России. Многим творческим людям пришлось уехать, другим пришлось страдать. Остальные просто согласились с новой властью и стали петь Советам дифирамбы на разный лад, ведь такие песни давали и положение и привилегии и безопасность.
Есенин стоял в этом смысле особняком, его немного воодушевил 17-й год, но он быстро разобрался в грядущей эпохе и отказался от всего связанного с этим. На самом деле Сергей Александрович видел в новом времени не только какие-то политические беды для России, но и фундаментальную смену эпохи, разрушение близкого ему деревенского уклада, смену ценностей. Все эти перемены выглядели для него весьма пагубными и непонятными.
В 1924 году он пишет Русь уходящая, где описывает собственные чувства касательного наступившего времени. Он сетует о растраченной молодости, сетует о молодых людях, которые сами даже не понимают, куда ввязались. Также он довольно точно описывает собственные душевные позывы, в том числе и насмешливо говорит о намерении «бежать за комсомолом», то есть присоединиться к этому бравому и радостному потоку, который охватил тогда многих.
Тем не менее, поэт может различать химеры. Есенин в этом смысле был честным поэтом с самим собой, даже если видел свои слабости и заблуждения, то всегда умел над ними насмехаться и не поддаваться. Русь уходящая – характерный пример его рефлексии, его тоска о новом наступившем для страны времени, а точнее об уходе прежней страны и приходе чего-то другого.
Анализ стихотворения Русь уходящая по плану
Анализ стихотворения Сергея Есенина «Русь советская»
Середина 20-х — время подведения итогов революции, гражданской войны, восстановления народного хозяйства, усиления влияния вводимых порядков.
Со свержением царизма жизнь повсюду изменилась, установленное общественно-политическое устройство открыло ранее недоступные возможности гражданам новой страны — Советского Союза. Перемены, захлестнувшие страну, нашли отражение, конечно же, и в поэзии С.А.
Есенина: «Русь уходящая», «Анна Снегина», др. Одним из произведений, написанных в этот период, стала «Русь советская» (1924 год).
По жанру это небольшая поэма. Такое заключение можно сделать из того, что в произведении можно выделить эпическую основу и лирическую канву, а также систему образов, в центре которой представлен лирический герой, и 4 смысловые части. Сюжет произведения, его эпическая составляющая, следующий: возвратившись в родную деревню, известный поэт понимает, что он дома чужой.
В первой части (1 — 9 строфы) «гражданин села» чувствует себя потерянным, ненужным, чужим на родине. Ураган революции разметал всех его былых друзей, оставив его одного. Возвратившись в родное село, он задается вопросом:
Что родина?
Ужели это сны?
Но «голос мысли» берет верх над сердцем, и лирический герой отвечает себе, что для него, ненужного, неприкаянного, эта земля все равно остается родиной, хотя он «никому здесь незнаком».
Вторая часть (10 — 14 строфы) воспринимается как констатация фактов новой жизни.
И рассказ красноармейца, и собрание у волости, и агитки Демьяна Бедного — признаки наступившего времени, к которым, несомненно, можно отнести и жителей села: красноармеец, комсомол, воскресные крестьяне.
В третьей части (15 — 19 строфы) выражается авторское отношение к революции через чувства и мысли лирического героя:
Приемлю все.
Как есть все принимаю.
Отдам всю душу октябрю и маю…
Поэт здесь показан истинным гражданином — цели родины он ставит выше собственных чувств, проявляет смирение перед закономерным явлением — приходом нового времени, сменой поколений: «Чем сослужил… — и тем уже доволен…»
В четвертой части (19 — 21 строфы) подводится итог размышлений героя. Последние восемь строчек стихотворения — квинтэссенция смысла всего произведения.
Поэт решает воспевать как старую, былую Русь, так и новую, советскую Россию.
Он не следует общественному мнению: написанию злободневных стихотворений-агиток он предпочитает более высокую цель — служение Родине, воспевая ее в поэзии, тем самым проявляет себя как настоящий патриот.
Система образов «Руси советской» построена вокруг центрального — образа лирического героя. Его переживание, чувства, мироощущение близки к авторским. Единят их, однако, не только взгляды на жизнь, но и поэзия, которая «жива одной большой любовью, любовью к родине».
Лирический герой предстает перед нами сильной личностью, способным противостоять обстоятельствам, патриотом.
Внутренний мир лирического героя — основа лирической канвы произведения, которое очень эмоционально: вереницей проходят одиночество, тоска, сомнения, возмущение, самоирония, спокойствие, гнев, смирение, воодушевление, пафос.
«Русь советская» написана ямбом, богата изобразительно-выразительными средствами. «Неведомый предел», «жидкая позолота», «немая полутьма», «корявые, немытые речи» — это все яркие эпитеты, используемые автором в стихотворении. Не менее образны метафоры: «бревенчатая птица», «уши длинных веток», «пилигрим угрюмый» и др.
Эмоциональность и душевное напряжение создается посредством риторических вопросов («Что родина?», «Кого позвать мне?»)
и риторических восклицаний («И это я!», «Вот так страна!»).
Отдельные фразы в начале «Руси советской», передающие состояние героя, в третьей и четвертой частях трансформируются во внутренний монолог, который заканчивается пафосным, патриотическим восьмистишием, содержащим основную мысль стихотворения. Таким образом, С.А.
Есенин вводит в ткань произведения размышления поэта не только для раскрытия образа героя, но и для выражения через его мысли собственной, авторской позиции, принятии изменений, произошедших в нашей стране после революции.
С.А. Есенин с «грустной радостью» встречает советскую Россию. С радостью, потому что новый мир открывает перед человеком совершенно иные возможности, ранее недоступные, неизведанные.
С грустью, потому что это означает прощание со старой жизнью, привычной, знакомой, имеющей свои недостатки и преимущества, светлые стороны, которой дороги автору.
Но он не стремится ее удержать и смело делает шаг в будущее.
Десятая строфа: утрата соборности
На глазах у поэта погибает прежняя Русь. Раньше простой народ объединялся верой в Бога. Деревенский храм для поэта всегда был частичкой родного дома. Именно поэтому в произведении присутствует печальное сравнение: «У волости, как в церковь, собрались». Поэт создает достаточно сложный образ с помощью приема метонимии. Ведь воскресенье является светлым христианским днем, и в русском народе была жива традиция собираться в воскресенье на церковную службу. Но теперь все поменялось, и целью собрания теперь уже не является божественная литургия.
Своеобразно и лексическое наполнение этой строфы. Здесь можно встретить метафорический эпитет «корявый» в значении «неискусный», «некрасивый». А также «немытый», который является синонимом предыдущего эпитета. Есть также и просторечная форма «жись», помогающая читателю более ярко представить сцену деревенской жизни, в которую врываются события новой и во многом непонятной эпохи.
Анализ стихотворения С. Есенина «Русь советская»
Поэт готов смириться с революцией, с обязательными майскими и октябрьскими (ноябрьскими) праздниками, которые пришли на смену Пасхе и Рождеству, однако о. Этой фразой он подчеркивает, что никогда не откажется от воспевания в своих стихах той, исконной Руси, которая под влиянием времени вдруг превратилась в некую пародию на родину поэта, но от этого не перестала быть любимой и дорогой для Есенина.
Сергей Есенин показывает, насколько сильна любовь лирического субъекта к ушедшим традициям. Герой остаётся верен дореволюционной стране, когда ещё не было громких лозунгов и агиток Демьяна Бедного.
Стихотворение «Русь советская» было написано в 1924 году после того, как Сергей Есенин посетил село Константиново, расположенное в Рязанской области. Место, где вырос поэт, оказалось для него чужим. Творец испытал одиночество, все его близкие и друзья или погибли, или давно покинули родные края.
Сергей Есенин заметил, как сильно изменилось Константиново. Жители села целиком «отдались» советскому государству, новой власти. Они прониклись духом «октября и мая», революционными настроениями, чуждыми поэту. Стихотворец не разделял идеологию пролетариата. Он видел проблемы, к которым может привести установившийся в стране новый режим.
Есенин надеялся, что перемены обойдут стороной его родной дом, однако поэт очень сильно заблуждался. Вернувшись в Константиново, он не смог обрести душевный покой. Даже в любимом селе его преследовали лозунги и агитки советской власти.
Сергей Есенин выражает свои переживания о судьбе любимой страны, о том, как сильно изменился русский народ после октябрьской революции. В произведении поэта прослеживаются два абсолютно разных настроения, читатели видят боль лирического субъекта и слепую преданность людей, распевающих агитки Демьяна Бедного. Несомненно, «Русь советскую» можно рассматривать и как патриотическое стихотворение. Однако здесь стоит сказать, что творец любит страну такой, какой она была до октября и мая. Он предан не советскому государству, а родной старой Руси.
Герой — чуткий человек, одарённый необычайным талантом стихотворца
Для него очень важно, чтобы рядом находились люди со схожими убеждениями, те, с кем можно будет легко поделиться своими мыслями и переживаниями. Как мы видим из анализируемого текста, родное село всегда было местом, куда персонаж любил возвращаться, ведь там его ждали близкие и друзья. Образ России в стихотворении «Русь советская» неразрывно связан с людьми, ее населяющими
В советской России деревенские жители, наивные и чистосердечные, добрые и простые, стали другими: они озлоблены агитацией, а не своим прошлым, которое до поры их устраивало. Одиночество среди этой агрессивной толпы доставляет поэту боль, ему тяжело всё время находиться одному
Образ России в стихотворении «Русь советская» неразрывно связан с людьми, ее населяющими. В советской России деревенские жители, наивные и чистосердечные, добрые и простые, стали другими: они озлоблены агитацией, а не своим прошлым, которое до поры их устраивало. Одиночество среди этой агрессивной толпы доставляет поэту боль, ему тяжело всё время находиться одному.
Особенности пятой части поэмы
Данная глава произведения рассказывает о любви к родной природе – полям, лесам, лугам
Автор уделяет внимание тому, что при отсутствии мужиков, все работы на поле выполняют бабы. Строки заполнены воспоминаниями о прошлом, о весенних покосах, о крестьянском труде, который не предвещал беды. В Руси было поверье, что если девушка сильно ждет своего суженого, он обязательно к ней вернется
Именно верность невесты оберегает воинов в их нелегком пути. Сергей Есенин смог максимально четко использовать данную примету в своей поэме
В Руси было поверье, что если девушка сильно ждет своего суженого, он обязательно к ней вернется. Именно верность невесты оберегает воинов в их нелегком пути. Сергей Есенин смог максимально четко использовать данную примету в своей поэме.
Пятая глава усилена патриотическими мотивами, которые здесь становятся доминирующими. Финальные строки стихотворения разворачиваются весьма медленно. Наполняясь все новыми и новыми переливами, словно красивый цветок переливается под солнечными лучами, наполняясь жизненной энергией от русской земли.
Образы и символика
Проводя анализ «Русь уходящая» Есенина, как и разбор произведения «Русь советская», можно заметить, что главным в нем является лирический герой. Это чуткий человек, наделенный уникальным даром стихотворца. Ему нужно, чтобы возле него были люди с похожими убеждениями, с кем можно поделиться эмоциями и мыслями. Именно родная деревня была местом, в которое герой любил приезжать, поскольку здесь его ждали родные и знакомые.
Образ России связан с людьми, которые ее населяют. В советской стране селяне изменились: они стали озлобленными агитацией, а не собственным прошлым, которое их когда-то вполне устраивало. Одиночество среди этих людей причиняет писателю боль, ему сложно постоянно быть самому.
Герой не может пойти против своих убеждений. Он в состоянии смириться с непониманием окружающих, но не принимает другую веру. Поэт любит старину, ему сложно принять изменения в стране, он все еще считает себя «сельским гражданином».
Образ жителей деревни в новой стране описан не с лучшей стороны. Молодые люди, которые поддерживают советскую власть — это полная противоположность писателя. Есенин имитирует речь обычного деревенского народа, упрощая фразы и изменяя правописание определенных слов. Селяне обсуждают не «жизнь», а «жись», причем их разговор «корявый».
Автор описывает хромого красноармейца, у которого не получается четко сформулировать мысли. Говоря о Буденном, он начинает запинаться, постоянно пользуется словами-паразитами. Наблюдая, как селяне из крестьянского комсомола распевают агитационные песни, Есенин понимает, что его стихи уже не требуются народу.
В стихотворении также есть два основных символа. Это ураган, упоминающийся в первом катрене. Он обозначает глобальные перемены, прошедшую гражданскую войну и смену правительства.
Свет в гостиных домов селян обозначает свободу для нового поколения. Это будущее государства, на них возлагает все надежды советская власть. Свет обозначает молодость, другой взгляд на обычные вещи.
Возможно вам будет интересно
- Анализ стихотворения Тень друга Батюшкова
Земля русская всегда славилась великими именами поэтов и писателей. Батюшков Константин Николаевич не является исключением. Человек творческий, впечатлительный, живущий эмоциями он оставил свой след с истории поэзии России.
- Анализ стихотворения Пушкина Я вас любил: любовь ещё, быть может…
Александр Сергеевич Пушкин написал произведение, строчки которого начинаются с таких слов – «Я вас любил, любовь еще, быть может…». Эти слова поколебали душу многих влюбленных.
- Анализ стихотворения Море и звёзды Фета
Афанасий Фет имел непростые отношения с женой Марией Боткиной. Поэт всю жизнь любил Марию Лазич, а на Боткиной женился по расчету. В смерти Марии Лазич писатель обвинял себя
- Анализ стихотворения Плещеева Весна 5 класс
Это стихотворение оригинально сочетает в своих строках пейзажную, психологическую и социальную лирику.
Рассказчик находится в той точке стихотворения и времени, когда уже ручьи бегут, тает снег, но ещё не поют соловьи, деревья ещё без листьев - Анализ стихотворения Сосна (На севере диком) Лермонтова 6 класс
Лермонтов знал множество языков, но никогда не переводил иностранные произведения, по мнению поэта у него было достаточно своих размышлений и образов, он не хотел заимствовать их у иностранных писателей. Но всё же 1841 году он сделал несколько переводов
Мы многое еще не сознаем,
Питомцы ленинской победы,
И песни новые
По-старому поем,
Как нас учили бабушки и деды.
Друзья! Друзья!
Какой раскол в стране,
Какая грусть в кипении веселом!
Задрав штаны,
Бежать за комсомолом.
Я уходящих в грусти не виню,
Ну, где же старикам
За юношами гнаться?
Они несжатой рожью на корню
Остались догнивать и осыпаться.
И я, я сам —
Не молодой, не старый,
Для времени навозом обречен.
Не потому ль кабацкий звон гитары
Мне навевает сладкий сон?
Гитара милая,
Звени, звени!
Советскую я власть виню,
И потому я на нее в обиде,
Что юность светлую мою
В борьбе других я не увидел.
Что видел я?
Я видел только бой
Да вместо песен
Слышал канонаду.
Не потому ли с желтой головой
Я по планете бегал до упаду?
Но все ж я счастлив.
В сонме бурь
Неповторимые я вынес впечатленья.
Вихрь нарядил мою судьбу
В золототканое цветенье.
Я человек не новый!
Что скрывать?
Остался в прошлом я одной ногою,
Стремясь догнать стальную рать,
Скольжу и падаю другою.
Но есть иные люди.
Те
Еще несчастней и забытей,
Они, как отрубь в решете,
Средь непонятных им событий.
Я знаю их
И подсмотрел:
Глаза печальнее коровьих.
Средь человечьих мирных дел,
Как пруд, заплесневела кровь их.
Кто бросит камень в этот пруд?
Не троньте!
Будет запах смрада.
Они в самих себе умрут,
Истлеют падью листопада.
А есть другие люди,
Те, что верят,
Что тянут в будущее робкий взгляд.
Почесывая зад и перед,
Они о новой жизни говорят.
Я слушаю. Я в памяти смотрю,
О чем крестьянская судачит оголь:
«С Советской властью жить нам по нутрю…
Теперь бы ситцу… Да гвоздей немного…»
Как мало надо этим брадачам,
Чья жизнь в сплошном
Картофеле и хлебе.
Чего же я ругаюсь по ночам
На неудачный горький жребий?
Я тем завидую,
Кто жизнь провел в бою,
Кто защищал великую идею.
А я, сгубивший молодость свою,
Воспоминаний даже не имею.
Какой скандал!
Какой большой скандал!
Я очутился в узком промежутке.
Ведь я мог дать
Не то, что дал,
Что мне давалось ради шутки.
Гитара милая,
Звени, звени!
Сыграй, цыганка, что-нибудь такое,
Чтоб я забыл отравленные дни,
Не знавшие ни ласки, ни покоя.
Я знаю, грусть не утопить в вине,
Не вылечить души
Пустыней и отколом.
Знать, оттого так хочется и мне,
Задрав штаны,
Бежать за комсомолом.
Анализ стихотворения Есенина «Русь уходящая»
У многих русских поэтов Октябрьская революция вызывала весьма противоречивые чувства. Но одни смирились с неизбежностью происходящего, попытавшись приспособиться к новой жизни и найти в ней положительные моменты, а другие поспешили покинуть страну, считая, что смена власти полностью разрушила устои общества. Впрочем, была еще и третья категория литераторов, которые настолько были увлечены желанием творить бессмертные произведения, что попросту не обратили внимания на то, что же происходит в стране. К таким поэтам, в частности, относился и Сергей Есенин, на которого революция не произвела ровным счетом никакого впечатления.
Однако Россия менялась буквально на глазах, и очень скоро поэт осознал, что в новом мире ему попросту нет места. Пытаясь быть вне политики и не желая создавать хвалебные оды социализму, Есенин очень скоро оказался на задворках литературы. Его стихи, посвященные красоте русской природы и пронизанные любовью к родине, у нового поколения, выросшего на лозунгах и агитационных материалах, не вызывали никаких чувств. Поэтому в 1924 году поэт создает поэму «Русь уходящая», в которой пытается выплеснуть все то, что накипело у него на душе. Именно из-за этого произведения впоследствии Есенин будет заклеймен, как буржуазный поэт, которому чужды идеи социализма.
Действительно, в отношении новой власти поэт скуп на комплименты, хотя и признается, что на фоне общего раскола в стране ему больше импонируют молодые люди, сумевшие легко и безоговорочно поверить в светлое будущее. Поэтому Есенин отмечает: «Знать, оттого так хочется и мне, задрав штаны, бежать за комсомолом». При этом поэт оправдывает людей более старшего поколения, которые не в состоянии изменить свой образ жизни и мышления. Они пытаются приспособиться к новым условиям, но при этом чувствуют себя несчастными, словно бы их лишили смысла существования, и их «глаза печальнее коровьих» отказываются видеть те перемены, которые происходят в обществе. Сам же поэт, к этому времени разменявший четвертый десяток, к этому моменту находится на перепутье. Он хочет, но не может найти свое место в новом мире. Поэтому открыто обвиняет советскую власть за то, что «юность светлую мою в борьбе других я не увидел».
Есенин отдает себе отчет в том, что для простых людей, выходцев и села, политические перемены в стране не имеют особого значения. Крестьяне по-прежнему беспокоятся об урожае и надоях молока. Но если раньше они работали на барина, то теперь вынуждены отбывать трудовую повинность в колхозах, а после тяжелого рабочего дня бежать домой, чтобы успеть подоить буренку да накормить птицу. Для счастья им нужно совсем немного, поэтому, глядя на крестьян, поэт сам себе задает вопрос: «Чего же я ругаюсь по ночам на неудачный горький жребий?».
Вместе с тем, Есенина гнетет чувство вины за то, что он не сражался, как большинство, за идеалы советской власти, а писал стихи, весьма далекие от революционных событий. Поэтому автор с сожалением отмечает: «Ведь я мог дать не то, что дал, что мне давалось ради шутки». Единственным утешением поэта является вино, благодаря которому он на время забывает о своих горестях. Но при этом поэт подчеркивает, что ему не вылечить душу таким древним способом, и, видимо, вряд ли удастся найти свое место в новом мире, который его не принимает. В старый же мир Есенину, не понаслышке знакомому с барщиной, возвращаться совершенно не хочется. «Я очутился в узком промежутке», – резюмирует автор, понимая, что уже ничего не сможет изменить в своей жизни. Более того, он не хочет этого делать, так как старая Русь уже уходит, а новая страна пугает поэта своим лже-патриотизмом.
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Маленькие поэмы ✑
Пафос
Стихотворение написано с огромной болью и любовью к Родине.
Поэт не мог не огорчаться тем, как мельчает в частушках и агитках народная душа, как предаются традиции прадедов, убираются с полок образа.
Сакральное пространство души становится бездуховным. Живая душа страны (русская деревня) превращается в душу мёртвую. Настроение тоски и уныния сменяется чувством одиночества, полной бесприютностью.
Вслед за ними приходит понимание того, что вернуть прошлое обратно нельзя, наступает смирение. Поэт благословляет грядущие поколения и предчувствует завершение собственного пути.