Композиция, сюжет и тема стихотворения «Спит ковыль. Равнина дорогая…»
Главными темами
стихотворения стали любовь к родной земле, перемены, происходящие в стране. Поэт с сомнением говорит о перестройке государства, но подчёркивает, что его любовь к Родине не может уменьшиться из-за исторических перемен.
Явного событийного сюжета в стихотворении нет, однако определённая последовательность размышлений, логичность повествования прослеживается чётко. Просто сюжет здесь лежит в области мыслей и чувств. В первой строфе поэт рассказывает о сне ковыля, полыни, равнины. Он отмечает, что у него не может быть другой Родины, которая так грела бы его грудь. Затем поэт говорит, что участь у россиян действительно непростая, но каждый всё равно ответит, что ему хорошо живётся на Руси. Радость, мучения и гнев – всё это есть, но даже самые тяжёлые испытания не уменьшают любви к родной земле.
В третьей строфе читатели видят, что много впереди неизвестного, возможно, опасного. Тополя шепчутся, вербы плачут. Но Русь никто не разлюбит. В четвёртой строфе Есенин пишет о «новом свете»
, но отмечает, что он всё равно остался поэтом «золотой бревенчатой избы»
. Автор рассказывает читателям о сомнениях, страхе перед переменами. Заканчивается стихотворение просьбой, обращённой к тем, кто несёт неизведанное новое. Поэт хотел бы спокойно умереть, но только на родной земле.
Композиция
кольцевая, поскольку в начале и конце произведения поэт делает одно и то же заключение: у него только одна Родина, любовь к ней неизменна.
Стихотворение написано хореем
. Рифма перекрёстная. В произведении шесть строф.
Информация о создании
Что вдохновленной личности может казаться более родным и неповторимым? Есенин в своей поэзии выражал собственное мнение, описывая живописные ландшафты деревни, в которой родился и вырос. Он с теплотой и нежностью отзывается о посещаемых ранее местах.
В творениях Есенина Россия характеризуется как край мечты, который стремятся посетить многие. Разговор ведется о том, что значит для простого, не избалованного излишествами человека Родина. Литератор пытается описать ощущения при помощи словесных оборотов, и, хотя передать осязаемое не представляется возможным, он справляется с задачей и заслуживает всеобщее признание.
Известно, что произведение было написано в июле 1925 года. В этот же месяц оно вышло в свет. Публиковалось в газете «Бакинский рабочий» и журналах «Огонек» и «Красная нива». Автор работал над стихотворением, борясь с негативными мыслями.
Постоянные сомнения и подозрения были вызваны тем, что современники талантливого творца не желали понимать его стремлений и намерений. Есенин лишился закадычных приятелей и возымел славу легкомысленного пропойцы.
Творения «Неуютная жидкая лунность» и «Спит ковыль…» различаются по смысловой специфике и содержанию. Если в первом ему кажется, что новшества на Руси ничтожны и в них нет надобности, то во втором Сергей Александрович вынужден заявить, что они необходимы.
Разбор строф
Во втором куплете лирический герой задает ключевой вопрос:
Каждый должен ответить сам за себя, но автор говорит «да», несмотря на частые мучения и частые страдания. Как не запомнить строчки Блока:
Даже если они больше относятся к женщине.
Есенин на заданный им вопрос и отвечает:
Кроме того, герой развивает свою реакцию и подтверждает свою преданность малой родине, которая навсегда осталась в его сердце:
Константиново для Есенина — это тот пуп земли, которому он обязан . всем себе. В минуты боли и часы предательства Сергей всегда питал силы в любви к маленькой Рязанской деревне в частности и к русской деревне в целом. По словам автора строк, отсюда исток России, откуда исходит сила и стойкость русского народа.
Стих заканчивается аннотацией, в которой звучат слова просьбы-обращения:
Небо частично его послушалось, вскоре Есенина нашли повешенным в гостинице «Англитер» — смерть пришла на его родину, но насколько спокойно умер (мертвым?) Поэт — большой вопрос.
«Трава спит» — прекрасный образец лирики, в которой просматриваются философские нотки и отмечается доминирующая любовь к родине.
«Спит ковыль. Равнина дорогая…» С.Есенин
«Спит ковыль. Равнина дорогая…» Сергей Есенин
Спит ковыль. Равнина дорогая, И свинцовой свежести полынь. Никакая родина другая Не вольет мне в грудь мою теплынь.
Знать, у всех у нас такая участь, И, пожалуй, всякого спроси — Радуясь, свирепствуя и мучась, Хорошо живется на Руси.
Свет луны, таинственный и длинный, Плачут вербы, шепчут тополя. Но никто под окрик журавлиный Не разлюбит отчие поля.
И теперь, когда вот новым светом И моей коснулась жизнь судьбы, Все равно остался я поэтом Золотой бревенчатой избы.
По ночам, прижавшись к изголовью, Вижу я, как сильного врага, Как чужая юность брызжет новью На мои поляны и луга.
Но и все же, новью той теснимый, Я могу прочувственно пропеть: Дайте мне на родине любимой, Все любя, спокойно умереть!
Анализ стихотворения Есенина «Спит ковыль. Равнина дорогая…»
Среди поэтов первой половины 20 века Сергей Есенин занимает особое место. Не только потому, что его произведения отличает особая образность и чувственность, свойственная творчеству имажинистов. Все дело в том, что он – один из немногих, кто до конца своей жизни остался верен выбранной тематике и воспевал красоту родного края, считая, что в этом заключается его главное жизненное предназначение.
Неудивительно, что отношение к творчеству Есенина в первой половине прошлого столетия было двояким. Выходы из деревень, понимавшие, о чем именно пишет поэт, буквально его боготворили, считая, что никому еще не удавалось в своих стихах так ярко и точно представить сельских быт и восхитительную в своей красоте русскую природу. Представители интеллигенции же, наоборот, считали творчество Есенина бесполезным и бессмысленным, а его попытки поэтизировать село – пустой тратой времени.
Несмотря на то, что основную часть своей жизни Есенин прожил в Москве, воспоминания о родном селе Константиново он сумел пронести через все свое творчество. Более того, заграничные путешествия лишь укрепили поэта в мысли, что только в России он может быть по-настоящему счастлив, так как ему понятен и близок шепот березовых рощ и тихий говор кленов. Именно эту мысль он пытался донести современникам в своих произведениях, считая, что русская природа дает ему силы жить и является одним из самых главных источников его поэтического вдохновения.
В 1925 году, примерно за 6 месяцев до своей трагической гибели, Есенин вновь обращается к теме родного края и создает удивительно лирическое стихотворение «Спит ковыль. Равнина дорогая…». Это стихотворения можно расценивать как прощание поэта с тем, что для него было особенно дорогим и близким. В очередной раз автор мысленно обращается к «свинцовой свежести» полыни, плачущим вербам и шепчущим тополям, так знакомым и милым ему с раннего детства. Автор отмечает, что «никакая родина другая не вольет мне в грудь мою теплынь», тем самым, подчеркивая, что он остался совершенно равнодушен к красотам заморских стран.
При этом Есенин отмечает, что ему уже не суждено стать тем босоногим сельским мальчишкой, который когда-то приехал в Москву. чтобы стать знаменитым поэтом. Это время для него безвозвратно утеряно, однако теперь, когда «новым светом» окрашена его жизнь, он все равно остался поэтом «золотой бревенчатой избы». При этом автор испытывает сожаление о том, что теперь по любимым лугам и полям бегают совсем другие босоногие мальчишки, у которых в жизни все еще впереди. И им невдомек, что радость от пережитых ощущений останется с ними на долгие годы, став одним из самых ярких и теплых воспоминаний. Есенину грустно оттого, что он может вернуться в свое прошлое лишь мысленно. Ведь теперь он – известный поэт, который, тем не менее, не может чувствовать себя счастливым под бременем славы. Но, в то же время, и в селе, где прошла его юность, он никому не нужен. Этот удивительный мир, наполненный ароматами свежескошенных трав и шумом весеннего дождя, потерян для него безвозвратно.
Двойственность чувств, которые испытывает поэт в последний год своей жизни, очевидна. Он понимает, что в любой момент может быть арестован за то, что весьма скептически относится к советской власти и не желает превозносить ее достижения в своих произведениях. С другой стороны, Есенин не представляет своей жизни вдали от родины, поэтому отказываться остаться за границей, хотя и понимает, что возвращение в Россию является для него смертным приговором. На своей жизни поэт действительно поставил крест, поэтому простит лишь об одном: «Дайте мне на родине любимой, все любя, спокойно умереть!». Эти слова оказываются пророческими, однако гибель Есенина до сих пор является загадкой для историков и исследователей его творчества, которые убеждены, что поэт не покончил жизнь самоубийством, а стал жертвой политических интриг.
Темы и проблематика
В стихе автор поднимает ряд актуальных для него тем и проблем.
- Центральной темой произведения является искренняя любовь к Родине, так как поэт был очень крепко связан духовно именно с той страной, в которой он родился и рос, и по порядкам и укладу которой происходило его становление как личности. По этой причине Есенин и решил умереть вместе с ней, подобно нашим предкам-славянам, которые хоронили супруг вместе с их погибшими мужьями. То есть, он остается верен той, старой России, даже умирая.
- Поднимается и тема творчества Есенина. Он сохранил верность тому, что сделало его знаменитым – своему вдохновению, музе, которую символизировала изба. Поэтому он не следует новым тенденциям.
- Есть тема смирения. Автор был, как ни странно, верующим человеком. Свой крест он нес спокойно и смиренно. Все, чего он хочет – это лишь умереть спокойно. Есенин не вступает в борьбу с новью, чтобы не явить в этой борьбе жертв. Несмотря на негативные последствия от нови, поэт не меняет своего отношения к своей Родине. Государство может быть разным, но Родина – она одна, и всегда ей остается, чтобы не случилось.
Проблемы в произведении следующие:
- Остро стоит проблема жизни русских людей. В произведении много негативных образов, которые символизируют Родину в представлении поэта, из чего мы видим, что русская жизнь – тяжелая. Однако он не только тосковал по старому укладу, но и радовался, как это ни странно, новому времени.
- Новое время с его новыми порядками – это тоже проблема, которая заключается в своей враждебности к лирическому герою произведения. И такой враждебностью она наталкивает его на принятие рокового решения.
Полный текст
Пыльник спит. Просто дорого
И свинцовая свежесть абсента.
Нет другой родины
Это не вольет мое тепло в мою грудь.
Чтобы знать, у всех нас такая судьба,
И, пожалуй, всех спросить —
Ликующий, разъяренный и измученный,
Хорошо жить в России?
Лунный свет, загадочный и долгий
Плачут ивы, шепчут тополя.
Но никого под крик журавля
Родину лагеря любить не разлюбишь.
И теперь, когда появился новый свет
И моя судьба коснулась моей жизни,
Я все еще остаюсь поэтом
Золотой бревенчатый домик.
Ночью, свернувшись клубочком,
Я вижу сильного врага
Как снова сквиртует чужая молодежь
К моим полянам и лугам.
Но все же в новинку тесному,
Могу эмоционально петь:
Подари мне любимого на родине,
Все любящие, умри с миром!
1925 г.
Композиционная структура
У произведения кольцевая композиция, так как в начале и финале автор выражает одну мысль – а именно, свою любовь к Отчизне, он говорит, что ему не надо другой страны.
В шести четверостишьях, из которых состоит текст, нет сюжета, однако, все части имеют взаимосвязь. Так, первое четверостишье – это размышление о природе, которую автор одушевляет. Есенин утверждает, что для него нет страны, которая может заменить ту, в которой он родился и рос.
Потом автор размышляет о непростой участи его любимой Родины. Он говорит, что новое в этом государстве его теснит, относится к нему враждебно, однако, на его творчестве такая позиция никак не сказывается. Есенина называли певцом золотой избы, и со смертью старой России ему более ничего не оставалось, как завершить собственный жизненный путь одновременно с ней.
Особенности композиции
Есенин в произведении четко передает природные пейзажи. Читатель, вслушиваясь в строки, ясно представляет картину. Пара слов «Спит ковыль» в стихотворении позволяет представить русские степи в спокойную погоду:
- ни порывов ветра;
- ни свирепства сильного ливня;
- ковыльное поле словно погрузилось в забытье;
- необъятные, бескрайние просторы вызывают безмерное восхищение.
Речь идет не о водоемах, не об острых скалах и растениях, приковывающих взор, а о безбрежной равнине. Леса и рощи России дороги и милы тем, кто был здесь рожден и наслаждался безмятежным детством. Узнав о названии, можно понять, что автор намеревается выразить почтение.
Близится логическое завершение, и поэт говорит о том, что ни в какой другой стране не сможет жить беззаботно. Ему лишь Родина кажется прелестной. Воспоминания о ней греют душу. Мысли о месте, где всегда поддержат и успокоят, придают сил. Вторичное применение инверсии об этом свидетельствует.
Сюжет не отличается сложностью и непредсказуемостью. Композиция предполагает наличие завязки (описание пейзажей). Развитие событий наблюдается от второго четверостишия до четвертого. Кульминация происходит в предпоследнем из них, а развязка радует читателей лишь в финале
Следует обратить внимание на строфы и прочитать стихотворение в необходимой последовательности, чтобы понять, что хотел сказать литератор:
- Первая строфа. Предпочтение отдается ландшафтам. Изречения автора позволяют догадаться о том, что он думает о родных краях.
- Вторая строфа. Рассуждение об особенностях жизненного выбора, радостях и бедах того, кто родился и живет на Руси.
- Третья строфа. Пейзажная зарисовка, рассуждения об ощущениях, возникающих после мыслей о Родине.
- Четвертая строфа. Литератор размышляет о собственных жизненных аспектах и поиске духовного пристанища, после чего делает вывод.
- Пятая строфа. Разительно отличается от предыдущих не только по тональности, но и по специфике содержания. Есенин упоминает о некоторых переживаниях, но мысль не завершается.
Анализ стихотворения «Спит ковыль. Равнина дорогая…» Есенина
Есенин всю жизнь оставался преданным поклонником своего родного края. Ранний переезд в Москву и громкая слава не могли поколебать его любви к своим корням. Поэт неустанно воспевал в своих стихотворениях красоту русского пейзажа. На некоторое время он увлекся революционными идеалами, но вскоре убедился в их беспочвенности. В социалистическом обществе не было места для крестьянского поэта. Есенин остается практически в одиночестве. Нападки критиков сделали его чужаком и обострили чувство непонимания. К концу жизни поэт все чаще обращался к излюбленной теме. Его идеалом оставалась святая и бесконечно милая сердцу Русь. В таком духе написано удивительно лиричное стихотворение — «Спит ковыль. Равнина дорогая…» (1925 г.).
Есенин многое повидал в жизни. Он совершил масштабную поездку за границу, но и впечатления от увиденного не смогли пересилить любовь к Родине. Где бы поэт не находился, он всегда мысленно обращался к отчему краю. Автор идеалистически считает, что это чувство одинаково присуще всем русским людям. В истории России практически не было спокойного безмятежного периода. Население всегда испытывало беды и страдания, но при этом чувствовало себя счастливым. В таких условиях сформировался особый национальный характер. Многие воспринимают Русь не матерью, а злой мачехой, но это не мешает огромному чувству любви.
Установление советской власти Есенин сравнивает с «новым светом», озарившим старый несовершенный образ жизни. Он видит, что вся страна подвергается коренной ломке. При этом меняется и сознание людей. Поэт рад переменам, он ждал и призывал к ним. Но автор считает, что сам уже не способен изменить свое мировоззрение. Новые идеалы могут поддерживать молодое поколение, а он навсегда останется «поэтом… бревенчатой избы». Он даже сравнивает юных современников с «сильным врагом», против которого бесполезно сопротивляться. Есенин понимает, что должен уступить свое место.
В конце стихотворения появляется мотив обреченности. Автор испытывает только одно желание – «спокойно умереть» на «родине любимой». Он не хочет никому мешать и ждет ответного уважения. Вероятно, такие мысли были вызваны усилившейся травлей поэта, который вообще-то никогда не выступал против советской власти. Есенин прямо говорит о желании умереть за полгода до трагической гибели.
Сегодня многие придерживаются версии об убийстве поэта. Однако факты и душевное состояние Есенина прямо указывают на самоубийство. Поэта довели до отчаянного шага. Он постоянно высказывал в стихотворениях свои тяжелые размышления, но никто не смог оказать ему нужной поддержки в безвыходной ситуации.
Тропы в стихотворении
Стихотворение можно назвать песенным, поскольку, используя подходящие словесные обороты, автор делает его мелодичным и звучным, попадая в плен вдохновленности. Ощущения гармонируют с раздумьями, облики и ландшафты комбинируются и становятся нераздельными. Изречения имеют эмоциональную окрашенность. Искусство Есенина заключается не только в использовании выразительных средств, но и в способе выразить мысли.
Пейзажи сменяются размышлениями, благодаря чему литератор добивается особой тональности. Стихотворный размер — хорей, однако ритм, примененный в четверостишиях, постоянно меняется. Темп словно становится ускоренным, отдается предпочтение сложной рифмовке.
Произведения Сергея Александровича, посвященные красоте природы, сходны с теми, которые относятся к народной поэзии. Буйство воображения объясняется выбором эпитетов, описывающих цвета. Умиротворение вызвано тем, что автор пожелал использовать олицетворения и метафоры, имеющие известность в творениях русского фольклора.
Одним из наиболее распространенных литературных приемов является инверсия. Есенин выделяет смысловые части творения, не забывая о расстановке логических ударений.
Присутствуют и сложные бессоюзные предложения, позволяющие перечислить многие явления. Употребляются вводные слова и конструкции, осуществляется выбор в пользу сравнений. Ассонанс, диссонанс и антитеза противоречиво влияют на настроение («радуясь, свирепствуя и мучась»).
Произведения литератора изучают не только на уроках, но и во время литературных вечеров, наслаждаясь непредсказуемостью описаний. Ценители искусства чтят память творца.
Тематика и смысл
Стих Есенина «Спит ковыль…» играет важную роль в творчестве и взглядах. Его написание существенно повлияло на развитие восприятия и мироощущения автора. Он пытается приспособиться к жизни в государстве, порядки которого подверглись изменениям. Жанровая направленность — философская лирика. Прослеживаются особенности, позволяющие догадаться об отношении литератора к родным местам.
Особые речевые обороты и средства выразительности свидетельствуют о том, что автор честен и искренен. Ему нечего скрывать от читателей, ведь дело касается Родины. Любимые места − единственное, что у него осталось после исчезновения дорогих людей.
Поклонники словно наяву видят природные панорамы и удивительные пейзажи. Слова Есенина наталкивают на размышления и помогают представить то, что в описании не нуждается. Это истинное искусство, подвластное немногим. Разумеется, за долгими раздумьями следует четкий вывод.
Стоит обратить внимание на название произведения. Не был использован отдельный заголовок
Стихотворение кратко характеризует первая строка. Предпочтение отдано приему инверсии, соответственно, основное слово у Есенина («ковыль спит») выделяется и заставляет задуматься о состоянии природных сил. Сделан выбор и в пользу олицетворений. Окружающий мир изображается одухотворенно, Сергей Александрович уважительно к нему относится, словно тот является его дорогим другом.
Настроение и персонажи
Автор умело передает собственное настроение читателям, заявляя, что его охватывает сладкая истома. Лирический протагонист любуется природой, но печалится из-за того, что все прекрасное теснится новшествами. Но о грустных мыслях персонаж забывает благодаря желанию защищать родные края. Он уверен: нет ничего более дорогого и придающего сил. Литератор намерен поделиться впечатлениями с поклонниками, излив душу в стихотворении.
В произведении фигурируют и другие персонажи, влияющие на сюжет. Это разнообразные явления и предметы, одухотворенные Есениным:
- спящий ковыль;
- свет луны, таинственный и длинный;
- шепчущиеся тополя;
- брызжущая новью юность;
- теснящая поэта новизна.
Тем не менее, настрой лирического героя весьма изменчив. От безмятежности не остается и следа, как описывается во втором четверостишии. В третьем пугающее хладнокровие перевоплощается в эмоциональность («плачут вербы»). Как журавли в осеннюю пору неохотно покидают Родину, так и русский человек, уезжая, помнит о любимых ландшафтах.
Четвертое и пятое четверостишия являются намеком на внутренний душевный конфликт лирического персонажа. Его убеждения и намерения кардинально меняются, стремления становятся противоречивыми и неоднозначными. Литератор ссылается на общественное мнение, пытаясь прийти к логическому завершению.
Есенин утверждает, что любые обновления, касающиеся Родины, будь то взгляды или доказанные факты, он воспринимает как оскорбление. Ему нелегко признать, что там, где ему посчастливилось родиться и узнать о собственном жизненном пути, «чужая юность» станет «брызгать новью». Очевидно, новое начало не по нраву творцу.
Сергей Александрович не может поверить в то, что его мнение не сходно с тем, которое высказывают приверженцы новшеств. Его патриотизм не считают доблестью. Опасаясь конфликта, автор вынужден отступить, сохранив завидную верность родным краям.
Обиду Есенин легко скрывает, напоминая читателям о том, что намеревается сказать о главном: несмотря на политические и общественные догмы, погибнуть он собирается на Родине, не переставая ее безудержно любить. В этом и заключается основная мысль произведения.
История создания
Стихотворение «Спит ковыль…» было написано Сергеем Есениным в середине 20-х годов прошлого века, а именно, в 1925 г. Спустя полгода, по официальной версии, поэт совершил суицид в гостинице «Англетер», повесившись. То есть, в то время у поэта был отнюдь не позитивный настрой, скорее, наоборот. И тому причин было много. Не секрет, что к тому времени поэт был болен алкоголизмом, из-за чего его психика была нарушена. Подливало масла в огонь и его разочарование в прошедшей революции, изменившей всю страну. Причиной разочарования являлось то, что молодое государство шло не так, как ему завещали лозунги революции, а скорее, наоборот. Многие процессы, запущенные новым государством, приводили к опустошению и вымиранию сел и деревень, которые, как известно, для Есенина были очень близкими и родными, он был к ним неравнодушен. И это неравнодушие находило свое отражение в творчестве поэта.
В печать стихотворение вышло сначала в ежедневном журнале «Бакинский рабочий», а потом и в более широко известном в узких кругах «Огоньке».
В стихотворении автор философствует над сложившимися устоями в новом государстве и, помимо этого, обозревает результаты своей жизни. Кроме того, на него очень давила цензура. Не тем, что она была, а тем, что она вообще не давала хоть какой-нибудь свободы слова в том виде, в каком она была до революции.
Литературный анализ
Поэма написана круговой композицией, начинается и заканчивается обращением к Отечеству, клятвой на верность Отечеству. С помощью простых линий автор пытается передать свои чувства по отношению к родине, задает себе вопрос и сам отвечает.
В произведении используются метафоры, эпитеты, персонификации и антитезы. Они придают выразительность строфам и придают линиям оттенки реализма.
Метафоры:
- Это не вольет мое тепло в мою грудь.
- Новой той тесновато.
- Свинцовая жесткость абсента.
- Снова плещется чужая молодость.
Метафорические сравнения позволяют передать истинные чувства и расширить словарный запас стиха.
Эпитеты:
- Таинственный и долгий (лунный свет).
- Золотой бревенчатый домик.
Подражания:
- Шепчут тополя.
- Пыльник спит.
- Плачут ивы.
С помощью этих средств художественного выражения Есенин показывает ивы, тополя и живность ковыля и наделяет их человеческими качествами и свойствами, что оживляет стих.
Антитезис (риторическое противостояние):
Стих учит на примере автора любви к Отечеству и отсылает к поздним текстам Есенина, написавшего в это время много стихотворений исповеди и покаяния.
Жанр, направление, размер
Нашему вниманию представлено произведение, которое является примером не обычной лирики, а философской. Ведь в нем автор поднимает серьезные проблемы, которые наблюдает и в государстве, и в народе.
Однако стихотворение может представлять и гражданскую лирику, ведь автор, помимо вышеупомянутого, пишет еще и о том, какую роль играет в народе поэт, о патриотизме, и том, какова позиция гражданина нового государства.
Произведение не лишено и пейзажной лирики. Это отличительная черта Сергея Есенина, он очень любил природу.
По размеру стих состоит из хорея с перекрестной рифмой, что придает ему большую выразительность и динамику.
Творчество поэта обычно относят к Серебряному веку в литературе, конкретно – к поэзии нового крестьянства, что заметно по темам, которые поднимаются в его произведениях, и стилю написания.