Стихотворение с.а. есенина «неуютная жидкая лунность» (восприятие, истолкование, оценка). анализ стихотворения есенина неуютная жидкая лунность

Анализ стихотворения неуютная жидкая лунность есенина

Размышляя над стихотворением Есенина «Неуютная жидкая лунность…»

Размышляя над стихотворением Есенина «Неуютная жидкая лунность…»

Творчество Сергея Александровича Есенина, неповторимо яркое и глубокое, ныне прочно вошло в нашу литературу. Стихи поэта полны сердечной теплоты и искренности, страстной любви к беспредельным просторам родных полей, «неисчерпаемую печаль» которых умел он так эмоционально передать.

Главная особенность Есенинского творчества – искренность. Поэт изливает в стихах свои самые сокровенные чувства. Каждое стихотворение – частица самого поэта.

Ранние стихи Есенина изобилуют прекрасными картинами русской природы. В них показана неподдельная радость юноши, открывающего новый, удивительный мир.

В стихотворении «Неуютная жидкая лунность…», написанном в двадцать пятом году, поэт лишает природу всякого очарования. В ней появляется что-то застывшее, однообразное. Неужели лирический герой здесь – антипод автора? Нет, скорее всего, взгляды Есенина сильно изменились за такой долгий срок. Ведь нельзя забывать о событии, которое изменило жизнь всего народа, о революции.

Есенин поддерживал революцию семнадцатого года, но «воспринимал ее по-своему, с крестьянским уклоном», «больше стихийно, чем сознательно». Это наложило особый отпечаток на творчество поэта и во многом предопределило его дальнейший путь.

Семнадцатый год не принес даже намека на «крестьянский рай» – «Инонию», который поэт воспел в своих стихах. Есенин начинает проклинать «железного гостя» несущего гибель патриархальному, деревенскому укладу, и оплакивать старую, уходящую, «деревянную Русь». Этим и объясняется противоречивость поэзии Есенина, прошедшего путь от певца патриархальной, обездоленной России до певца России социалистической, России ленинской.

Поездка за границу становится переломом в жизни и творчестве поэта. Вернувшись, он переосмысливает свое отношение к жизни в целом. У него появляется целый ряд стихотворений, в которых он прославляет Россию советскую. Под влиянием этих настроений и создается «Неуютная жидкая лунность…».

С самой первой строки поэт отгораживается от мира прошлого, который для него неразрывно связан с природой, которую он воспевал в течение многих лет. «Лунность» – неологизм, часто используемый Есениным для выделения особых, сверхъестественных красок ночи, – вместе с такими определениями, как «неуютная», «жидкая», создают совершенно иной образ. Новая «лунность» превращается во что-то близкое, осязаемое и отнюдь не привлекательное. То же самое происходит со многими «классическими» образами Есенина. Например, «усохшие вербы», «чахоточный свет луны». В первой половине стихотворения создается настроение некоторого отчуждения, которое передается и читателю. Но ровно посередине идет четверостишье:

Мне теперь по душе иное…

И в чахоточном свете луны

Через каменное и стальное

Вижу мощь я родной стороны

С этих строк начинается гимн прогрессу – «новой жизни». Поэт больше не жалеет об уходящей «деревенской Руси», ведь теперь он «хочет стальною видеть бедную, нищую Русь». Мелодика стиха изменяется. В ней появляется чеканный ритм, выделенный местами аллитерацией:

«Полевая Россия! Довольно

Волочиться сохой по полям!»

Есенин искренне переживал за судьбу России, и это стало отличительной чертой всех произведений поэта. Его стихи стали одной из самых ярких страниц истории русской литературы начала XX века. Отошла в прошлое эпоха Есенина но его поэзия продолжает жить, пробуждая чувство любви к родному краю, к своему отечеству:

Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

Я скажу: Не надо рая,

Дайте родину мою».

Информация о работе «Размышляя над стихотворением Есенина «Неуютная жидкая лунность…»»

Раздел: Литература и русский язык Количество знаков с пробелами: 3502 Количество таблиц: 0 Количество изображений: 0

Похожие работы

Основные мотивы в лирике Есенина

62380

… . Таким образом, рассмотрев лирику С. Есенина мы видим, что поэт обращается к космическим мотивам с тем, чтобы осмыслить какие-то события , понять окружающий мир. «ДРЕВЕСНЫЕ МОТИВЫ» ЛИРИКИ С. ЕСЕНИНА Природа – всеобъемлющая, главная стихия творчества поэта. Многие стихи раннего С. Есенина проникнуты ощущением неразрывной связи с жизнью природы («Матушка в Купальницу…», «Не жалею, …

Билеты по литературе

510997

… политика, наука, технология, культура, искусство. Новая эпоха историко-культурного развития отличалась стремительной динамикой и острейшим драматизмом. Переход от классической литературы к новому литературному направлению сопровождался далеко не мирными процессами в общекультурной и внутрилитературной жизни, неожиданно быстрой сменой эстетических ориентиров, кардинальным обновлением литературных …

Здравствуй, новая деревня

Отношение Есенина к деревни хорошо известно, он любил её до последних дней, до самых сладких сновидений, до истомы ностальгии, именно русское село Константиново называя своей Родиной. Там он вырос, там ощутил свежесть первого поцелуя, там испытал и первые любовные разочарования.

Есенин не был ярым сторонником советской власти, хотя и старался ходить мимо политики. Более всего под конец своей короткой жизни Сергей хотел, чтобы русская деревня стала жить по-новому, чтобы железные кони-трактора заменили плуг, чтобы жизнь крестьянина стала легче и его спина чуть чаще разгибалась.

Сейчас Есенин, который просматривается в образе лирического героя стихотворения, уже не ловит драйв от старой деревни с её лачугами и очагом в закопченной хате. Сейчас он хочет видеть российскую деревню сильно и мощной, сирую кобылку должен заменить трактор, а ручной труд электрические молотилки и иже с ними приспособления для облегчения труда.

Буквально через несколько строк Есенин в одной фразе формулирует свое желание по отношению к России, к её деревне:

Вот он главный посыл стиха – долой соху, подавай нам трактор.

Обычное желание поэта-романтика, желающего видеть деревню процветающей, но не в курсе, как это сделать технически и экономически. Герой произведения от всего сердца желает деревни добра, но не понимает, что вместе с механизаций придет и коллективизация, крестьян лишат своего надела, заберут последнюю корову, всё будет в деревне общее, читай, ничейное.

«Неуютная жидкая лунность…» С.Есенин

«Неуютная жидкая лунность…» Сергей Есенин

поэзии Неуютная жидкая лунность И тоска бесконечных равнин,- Вот что видел я в резвую юность, Что, любя, проклинал не один.

По дорогам усохшие вербы И тележная песня колес… Ни за что не хотел я теперь бы, Чтоб мне слушать ее привелось.

Равнодушен я стал к лачугам, И очажный огонь мне не мил, Даже яблонь весеннюю вьюгу Я за бедность полей разлюбил.

Мне теперь по душе иное. И в чахоточном свете луны Через каменное и стальное Вижу мощь я родной стороны.

Полевая Россия! Довольно Волочиться сохой по полям! Нищету твою видеть больно И березам и тополям.

Я не знаю, что будет со мною… Может, в новую жизнь не гожусь, Но и все же хочу я стальною Видеть бедную, нищую Русь.

И, внимая моторному лаю В сонме вьюг, в сонме бурь и гроз, Ни за что я теперь не желаю Слушать песню тележных колес.

Анализ стихотворения Есенина «Неуютная жидкая лунность…»

Сергей Есенин по праву считается поэтом русского села, так как именно его он воспевает во многих своих произведениях. Однако в последние годы жизни его творчество кардинально изменилось, и связано это было с тем, что Есенин не видел для себя места в новом мире, который казался ему чужим и неприветливым.

Поэт очень рано покинул свою малую родину, село Константиново, в котором прошло его детство. Позже, уже став достаточно знаменитым, он несколько раз возвращался домой, и все время ловил себя на мысли, что спокойная и размеренная сельская жизнь осталась в далеком прошлом. И это неудивительно, так как после революции повсеместно стали создаваться колхозы, на полях появилась первая техника, а сами крестьяне по вечерам вместо народных русских песен разучивали марши на стихи новоявленных поэтов, проповедующих социалистические идеи.

Однако программа развития села, принятая партией, оказалась утопической. Крепкие крестьянские хозяйства раскулачивались и приходили в упадок, а колхозы не в состоянии были обеспечить страну продовольствием в требуемом количестве. Более того, многие поля попросту не возделывались, и это настолько угнетало Есенина, что у него уже не было никакого желания воспевать красоты родного края. В 1925 году он написал стихотворение «Неуютная жидкая лунность…», в котором высказал все, что наболело. Однако поэт понимал, что «тележная песня колес», к которой он привык с самого детства, теперь уже является пережитком прошлого
. Будучи патриотом своей родины, поэт хотел, чтобы Россия стала по-настоящему сильной и свободной державой. Есенин отмечает, что «равнодушен я стал к лачугам, и очажный огонь мне мал», подчеркивая тем самым, что цивилизация должна придти не только в города, но и в села, где крестьяне все еще убирают урожай при помощи серпа.

Вместе с тем, поэт понимает, что это именно бедность крестьян является одним из сдерживающих факторов развития не только сельского хозяйства, но и всей страны. К этому моменту Россия все еще остается аграрной державой со слабо развитым промышленным производством. Но в погоне за достижениями в промышленной сфере уже никто не обращает внимания на то, что именно село в первую очередь нуждается в модернизации. «Полевая Россия! Довольно волочиться сохой по полям!», — призывает поэт, считая, что только за счет хороших урожаев страна может избавиться от голода и нищеты.

Сам Есенин убежден, что его роль в становлении нового общества незначительна, так как даже очень яркий литературный талант при отсутствии желания петь дифирамбы новой власти никогда не будет востребован
. Более того, поэт считает, что именно творчество превратило его в изгоя, на родине отныне вынужден чувствовать себя, как в гостях. Но при всем этом Есенин остается истинным патриотом, для которого процветание России является самой большой отрадой. Поэт отмечает, что хочет «стальною видеть бедную, нищую Русь», надеясь на то, что революция, как бы лично он к ней ни относился, все же позволит крестьянам стать полноправными и рачительными хозяевами земли. Но тот факт, что села по-прежнему приходят в упадок, и потомственные пахари уезжают в город в поисках лучшей доли, не прибавляет Есенину радости. Впрочем, он никого не винит, так как в свое время сам продела путь из Константиново в Москву только ради того, чтобы достичь в жизни чего-то большего. Однако, по мнению поэта, облегчение крестьянского труда при помощи современной техники могло бы кардинально изменить положение дел. Будущее – за умными машинами, которые Есенин в огромном количестве видел за границей, тайно завидуя французским и американским фермерам, которые не изнуряют себя тяжелым физическим трудом. Поэтому свое стихотворение поэт заканчивает строчкой: «Ни за что я теперь не желаю слушать песню тележных колес».

Возможно вам будет интересно

Анализ стихотворения Хулиган Есенина Стихотворение Хулиган написанное Есениным в 1920 году было одним из наиболее популярных для чтения с эстрады. До нынешних дней сохранились некоторые записи поэта, и довольно легко представить с какой экспрессией и задором читал Есенин эти строки.
Анализ стихотворения Маяковского Юбилейное Название стихотворения «Юбилейное» связано с годом написания – 1924, то есть, со 125-ой годовщиной со дня рождения А.С.Пушкина. Именно к этому поэту Маяковский обращается в своем монологе
Анализ стихотворения Облаком волнистым Фета По большей части Афанасий Фет писал довольно короткие стихотворения, которые содержали 2-3-4 строфы. Тем не менее, он также великолепно владел и искусством поэтической миниатюры и стихотворение Облаком волнистым
Анализ стихотворения Фета Поэтам Афанасий Афанасьевич Фет – человек необычный и самобытный. Недаром про него много критиков писали, что пишет он весьма экзотично, и что не каждый сможет понять его смысл стихов. Его произведение «Поэтам» было написано в 1890 году пятого июня
Анализ стихотворения Если радует утро тебя Фета Ни для кого не становится секретом, что поздняя лирика Фета становится достаточно драматичной. Почти все стихотворения посвящены Марии Лазич, как и все мысли поэта. Среди множества произведений, окрашенных в трагичные

Есенин очень любил родные края и во многих стихотворениях воспевал её красоту. Его произведения наполнены любовью и нежностью к природе. В этом стихотворении он пишет, что ему жаль, что поля России очень бедны. После революции много полей забросили, и страна перестала получать большое количество провизии. Много что изменилось и в родном селе Есенина, и ему это совсем не нравилось. Писатель понимал, что он один ничего не может изменить и его это угнетало.

Есенин пишет, что разлюбил деревенскую жизнь, которую раньше так любил. Бедность его страны его удручала, и он бы хотел её видеть совсем другой. Есенин стал изгоем в родной стране и его это очень тревожило. Крестьяне, работающие на полях как раньше, больше не вкладывали в свое дело душу, а работали по приказу.

Есенин призывает всех изменить отношение к стране и сделать её лучше и приложить усилия в процветании. Писатель словно не вписывался в новые устои, о чем и писал в стихотворении. Есенин хотел видеть Русь стальною и непреклонной. Он писал, что лишь благодаря урожаям огромных полей его страна избавится от нищеты.

Есенин видел, как в других странах на помощь крестьянам давали машины для обработки полей и урожая и очень хотел, чтобы так было и в России. Даже в его родной деревне люди, работающие на полях, теперь делали свое дело не под русские народные песни, а под марши социалистических идей.

Стихотворение Есенин написал незадолго до своей гибели в 1925 году. В него он вложил весь свой патриотизм к родине. Как он считал многие и он сам бежали с деревень в город за лучшей жизнью. Ведь так как было в селе уже не будет. Об этом он писал и в последней строчке, что ему больше не нравится скрип телег проезжающих мимо.

Кратко по плану

Ритмико-мелодический анализ стихотворения Блока «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…»

В первом катрене произведения А. Блока «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» читатель видит пейзаж, который вбирает в себя образы реки, берегов, обрыва, степи. Картина природы наполнена мрачными тонами. Такую атмосферу помогают создать глагол «грустит» (дважды повторяется в катрене), эпитет «скудная», прилагательное «жёлтый», которое в контексте данного стихотворения приобретает оттенок серо-желтого цвета. Весь этот образный план сопрягается с ритмической организацией стихотворения, которая позволяет автору создать ощущение протяжности. Часто повторяющийся звук (долгий, закрытый), пиррихии, пятистопные и шестистопные строки, цезуры создают замедленную интонацию.

Во втором катрене появляется образ родины, широкой, безбрежной (создается благодаря ассонансу звука ). Подчеркивается автором стремительность, которая возникает благодаря пунктуации в словах: «Наш путь – стрелой татарской древней воли» (тире придает тексту эмоциональной напряженности, способствует динамике действия). Более того, интонация стихотворения получает развитие благодаря приему анжамбеман («До боли нам ясен долгий путь!»).

Третий катрен насыщен цезурами, которые выполняют акцентную функцию. Прослеживается аллитерация на шипящие ,,, которая есть в словах безбрежная, ночная, зарубежная

(последние два эпитета создают образ тьмы).

В четвертом катрене отсутствуют пиррихии (ускоряется темп стихотворения), текст насыщен глаголами (озарим, домчимся), которые «всеми своими звуковыми и смысловым свойствами участвуют в создании движущейся словесной картины» (Е. Эткинд). Присутствует в последней строке «…и ханской сабли сталь…» аллитерация звука . Его повторение является семантически важным, так как данный звук с точки зрения звукового символизма высокий, а значит, в данном случае передаёт силу света. Из этого следует, что в катрене появляется образ света, который противопоставляется автором предшествующему ему образу тьмы («И даже мглы – ночной и зарубежной»).

В пятом катрене происходит динамичное развитие действия (строки становятся короче, уменьшается в них количество слогов (11,4)). Русь предстает перед читателем в образе степной кобылицы. Для создания её образа автор использует аллитерацию звуков , в словах кровь, пыль, ковыль.

Фонетическая близость данных существительных словукобылица говорит и о их лексическом сближении. Мотив движения вводится в текст за счет употребления автором слов «летит, летит».

В шестом катрене движение более медленное. Это подтверждается тем, что в четверостишие присутствуют пиррихии (вторая и третья строки), синтаксическая конструкция «идут, идут», глагол мелькают.

Последний катрен обладает эмоциональной напряженностью. Это проявляется в ритмическом, синтаксическом и образном планах. В тексте практически отсутствуют пиррихии (встречается лишь в третьей строке); кроме того, катрен насыщен восклицательными предложениями, повторами: сердце, плачь, кровь –

словами, которые выражают боль автора, страдания всего русского народа; а предыдущий абзац с последним будто связан выражением «закат в крови» (повторяющийся образ).

Последняя строка стихотворения «

Несётся вскачь!» стремительна, именно в ней движение стихотворения, начинавшееся с «течёт лениво», достигает своего апогея.

Таким образом, значима ритмико-мелодическая организация стихотворения. Благодаря ей читатель понимает настроение произведения, его темп, развитие, улавливает эмоциональное состояние лирического героя (напряженность, испытываемую им боль и любовь к родине). Звуковые приемы – аллитерация и ассонанс – играют важную роль в создании образов (образ Руси, света). Действительно ритмико-мелодическая структура произведения выражает его идейно-эстетическую концепцию. Понимается замысел автора о том, что Россия – страна, предстающая в данном стихотворении то женой, то степной кобылицей, обладает великой историей, преодолевает все невзгоды на своем долгом пути.

Популярные темы анализов

Анализ стихотворения Жуковского Невыразимое 8, 9 класс В.А. Жуковский писал свои произведения в направлении романтизма. Оно основывается на двоемирии, в котором реальная жизнь противопоставляется идеальному миру, постичь который стремится лирический герой. Значимым стихотворением
Анализ стихотворения Бунина Высоко полный месяц стоит
Анализ стихотворения Некрасова Мужичок с ноготок Николай Алексеевич Некрасов — великий русский поэт, представитель золотого века русской литературы. Будучи дворянином, он как никто другой понимал и чувствовал тяжелую жизнь российского крестьянства, но восхищался тяжелым трудом и
Анализ стихотворения Еду ли ночью Некрасова «Еду ли ночью по улице тёмной» — одно из самых мрачных и страшных стихотворений классической русской литературы. Невозможно представить себе, чтобы это произведение появилось во времена Пушкина и Лермонтова.
Анализ стихотворения Тютчева 29 января 1837 Гибель великого русского поэта А. С. Пушкина потрясла его современников, особенно членов литературного сообщества. Практически сразу появились многочисленные стихотворные отклики на это трагическое событие.

Главная » Методики обучения » Неуютная жидкая лунность средства. Есенин сергей — неуютная, жидкая лунность

Средства художественной выразительности

Цикл «На поле Куликовом» просто пестрит интересными метафорами, и все они служат созданию атмосферы беспокойства: «наш путь пронзил нам грудь», «закат в крови», «вековою тоскою» и так далее. Многочисленные олицетворения («грустят стога») и эпитеты («грустит лениво») служат той же цели.

Используется также интересное сравнение, которое выделяется на фоне остальных средств художественной выразительности и еще раз отсылает нас к образу соловьевской дамы: «Непрядва убралась туманом, что княжна фатой».

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

16 056 0

Каждый поэт в своем творчестве избирает ключевую тему, которая проходить через все его произведения. Кто-то отдает предпочтение пейзажной лирике, других привлекает тема любовных взаимоотношений. Что касается Александра Блока

, то его можно отнести к многочисленной группе поэтов-патриотов, которых беспокоит будущее России. Именно по этой причине он отказался покидать свою страну после революции, хотя понимал, что она катится в пропасть. Однако Блок предпочел разделить с Россией ее участь, и подобное решение не стало ни для кого неожиданным. Ведь еще в 1908 году поэт написал стихотворение , в котором не только предсказал грядущие перемены в стране, но и выразил к ним свое отношение.

Позиция поэта оказалась однозначной и недвусмысленной – уже тогда он принял решение остаться со своей страной и со своим народом, хотя и предвидел, что их судьба будет достаточно трагической. Не случайно автор в своем стихотворении проводит параллель с Куликовской битвой, словно бы намекая, что теперь Руси вновь придется обороняться. Но уже не от кровожадных татар, а от идеологов грядущей революции, которые ради великой и безумной идеи готовы полностью разорить и уничтожить страну, которая так дорога поэту.

Подобное сравнение и предчувствие неотвратимой беды появились у неслучайно. Еще несколько лет назад он активно поддерживал свержение царской власти. Считая, что лишь таким образом Россия сможет стать по-настоящему свободной и прогрессивной страной. Однако после революции 1905 года Блок кардинально изменил свое отношение к насильственному изменению общественно-политического строя, осознав, что в революционном пожаре погибнут десятки тысяч ни в чем неповинных людей. А это, по мнению поэта, является слишком дорогой платой за сомнительное будущее.

Поэтому в своем стихотворении «На поле Куликовом»

, обращаясь к прошлому, но подразумевая будущее, Блок сравнивает Россию со степной кобылицей, которая несется вперед навстречу закату в крови, и остановить ее не под силу уже никому.

Осознавая, что Россию ждут неизбежные перемены, поэт подчеркивает, что «долго будет родина больна», и просит помянуть всех тех, кому еще предстоит погибнуть в кровавой бойне, именуемой революцией. Себе же поэт в этих исторических событиях отводит достаточно скромное место, о. При этом Блок уповает на чудо, понимая, что предстоящая битва окажется куда более жестокой, чем сражение на Куликовом поле. Хотя бы потому, что происходить оно будет не с татарами, а со своими же братьями-славянами, одержимыми бунтарскими идеями. «Я вижу над Русью далече широкий и тихий пожар», — предрекает автор. Однако при этом он не знает, как его остановить, и это чувство бессилия порождает в душе поэта тоску. Он уповает на то, что, как и во время Куликовской битвы, его родину спасут высшие силы. Поэтому призывает всех тех, кто хочет защитить страну от гражданской войны, уповать лишь на волю Бога. «Доспех тяжел, как перед боем. Теперь твой час настал.- Молись!», — отмечает поэт.

Примечательно, что мрачная картина разрухи, нарисованная Блоком

, уже через 9 лет стала реальностью. Но поэт предпочел остаться в России, чтобы превратиться в одного из многочисленных воинов, которые попытаются сделать все возможное, чтобы их страна смогла восстать из руин и вновь превратиться в одну из самых сильных держав мира. Правда, мечтам поэта так и не суждено было сбыться, так как он и не предполагал, что социализм окажется для России куда более губительным, чем монголо-татарское иго, и поработит страну изнутри на долгие годы.

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Родина (Те же росы, откосы, туманы…) Андрея Белого

    Произведение, являющееся составной частью авторского сборника «Пепел», относится к гражданской лирике поэта, являющегося ярчайшим представителем символического литературного направления, с включением в него философских элементов.

  • Анализ стихотворения Не бродить не мять в кустах багряных Есенина

    Анализируемое произведение является одним из ранних в творчестве поэта Есенина. Посвящается оно потерянной любви. Множество повторов местоимения дают эффект диалога с той самой, возлюбленной, ласковой и нежной.

  • Анализ стихотворения Бабочка Фета

    По жанровой направленности произведение представляет собой пейзажную лирику в сочетании с философским элементами, основной тематикой которой являются авторские размышления о краткости человеческой жизни и проявлениях счастливых мгновений.

  • Анализ стихотворения Листья падают листья падают Есенина

    Произведение является частью позднего творчества поэта, поскольку написание относится к последнему году жизни автора, и по жанровой направленности представляет собой интимную лирику.

  • Анализ стихотворения Мы живем под собою не чуя страны Мандельштама

    Самые знаменитые стихотворения Мандельштама были написаны в 1930-х годах. Во время тех небывалых перемен многие люди молчали и боялись сказать правду и выразить свое мнение. Но одна уникальная работа талантливого поэта имела

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГДЗ 8 класс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: