window.yaContextCb.push(()=>{ Ya.Context.AdvManager.render({ renderTo: ‘yandex_rtb_R-A-2126010-1’, blockId: ‘R-A-2126010-1’ }) })
Композиция стихотворения
Стихотворение «Облаком волнистым…» состоит из двух частей, на первый взгляд соответствующих элементам строфической структуры — двум строфам — четверостишиям с перекрестной рифмовкой четных строк и с не рифмующимися нечетными строками 0Б0Б: волнистым — вдали — пеший — в пыли.
В первом четверостишии представлена картина расстилающегося перед взглядом наблюдателя пространства, — по-видимому, степи с лежащей на ней дорогой. Взгляд застит пыль, сравниваемая с облаком посредством конструкции «сущ. + прилагательное-эпитет в творительном падеже». Две первые строки содержат зрительный, визуальный образ пылевого облака. Третья и четвертая строки, напротив, говорят о том, чего не видит взгляд, направленный в пространство: «Конный или пеший — / Не видать в пыли!».
Во второй строфе взгляд наблюдателя приближается к неведомому путнику (точнее, этот путешественник приближается к лирическому «я»), и оказывается возможным различить, что это конный: «Вижу: кто-то скачет / На лихом коне». Однако это приближение еще не дает возможности узнавания («кто-то скачет»).
В последних двух строках второй строфы совершается неожиданный смысловой поворот: внезапно, в форме взволнованного восклицания, прорываются чувства любви или дружеской привязанности и одиночества: «Друг мой, друг далекий, / Вспомни обо мне!».
Это обращение отлично от первых шести описательных строк, и потому двухчастная композиция стихотворения, скорее, не 4+4 стиха (как в строфическом делении), а 6+2 (ср.: ).
Неожиданный, резкий смысловой (семантический) поворот характерен и для многих других стихотворений Фета. Так, в концовке «Ах, как пахнуло весной!.. / Это наверное ты!» («Жду я, тревогой объят…», 1886) ожидание появления возлюбленной разрешается смелой метафорой прихода и дуновения весны; завершающие строки «Звезда покатилась на запад… / Прости, золотая, прости!» («Я жду… Соловьиное эхо…», 1842) резко диссонируют с традиционным, привычным для поэзии фетовской эпохи, обычным разрешением — «приходом или неприходом любимой <…> Создавалось резкое впечатление фрагментарности, нарочитой оборванности» ; в концовке стихотворения «Когда читала ты мучительные строки…» (1887) великолепный предметный, зримый образ прозрачной степной зари внезапно превращается в трагическую метафору душевной смерти «я»: «Ужель ничто тебе в то время не шепнуло: / Там человек сгорел!».
Фет считал эту особенность отличительным признаком художественно совершенного стихотворения, о чем заявил в письме от 27 декабря 1886 г. поэту — великому князю Константину Константиновичу, подписывавшему свои произведения литерами «К. Р.»: «вся <…> сила должна сосредоточиваться в последнем куплете, чтобы чувствовалось, что далее нельзя присовокупить ни звука» .
Слово друг во второй строфе стихотворения «Облаком волнистым…» может быть понято и как мысленное обращение мужчины к мужчине, и как обращение женщины к далекому возлюбленному. Впрочем, в русской любовной лирике слово друг традиционно употреблялось по отношению не только к мужчине, но и к любимой женщине, поэтому и у Фета это может быть и обращением к возлюбленной. Если местоимением «я» («обо мне») обозначена влюбленная женщина, то в таком случае стихотворение — пример так называемой ролевой лирики, в которой поэтическое «я» принципиально отлично от автора текста.
Последние два стиха заставляют по-новому воспринять весь текст стихотворения: оказывается, это изначально не простое созерцание равнинного пейзажа и дороги лирическим «я», а взгляд, ищущий в степном пространстве далекого друга или возлюбленного. Очевидно, что неопределенное местоимение «кто-то» в таком случае свидетельствует, может быть, не о том, что лицо конника невозможно различить, а, наоборот, — что это не он, единственно желанный и дорогой.
Становится понятным и восклицательный знак в конце последней строки первого четверостишия, соотнесенный с восклицательным знаком, заключающим последний стих второй строфы: этот пунктуационный знак передает напряженное взволнованное ожидание «я», которое вскоре оказывается обманутым.
Афанасий Фет — Далекий друг, пойми мои рыданья
Daleky drug, poymi moi rydanya,Ty mne prosti boleznenny moy krik.S toboy tsvetut v dushe vospominanya,I dorozhit toboy ya ne otvyk.
Kto skazhet nam, chto zhit my ne umeli,Bezdushnye i prazdnye umy,Chto v nas dobro i nezhnost ne goreliI krasote ne zhertvovali my?
Gde zh eto vse? Yeshche dusha pylayet,Po-prezhnemu gotova mir obyat.Naprasny zhar. Nikto ne otvechayet;Voskresnut zvuki i zamrut opyat.
Lish ty odna! Vysokoye volnenyeIzdaleka mne golos tvoy prines.V lanitakh krov, i v serdtse vdokhnovenye. -Proch etot son, — v nem slishkom mnogo slez!
Ne zhizni zhal s tomitelnym dykhanyem,Chto zhizn i smert? A zhal togo ognya,Chto prosial nad tselym mirozdanyem,I v noch idet, i plachet ukhodya.
Lfktrbq lheu, gjqvb vjb hslfymz,Ns vyt ghjcnb ,jktpytyysq vjq rhbr/C nj,jq wdtnen d leit djcgjvbyfymz,B ljhj;bnm nj,jq z yt jndsr/
Rnj crf;tn yfv, xnj ;bnm vs yt evtkb,,tpleiyst b ghfplyst evs,Xnj d yfc lj,hj b yt;yjcnm yt ujhtkbB rhfcjnt yt ;thndjdfkb vs?
Ult ; nj dct? Tot leif gskftn,Gj-ght;ytve ujnjdf vbh j,]znm/Yfghfcysq ;fh/ Ybrnj yt jndtxftn;Djcrhtcyen pderb b pfvhen jgznm/
Kbim ns jlyf! Dscjrjt djkytymtBplfktrf vyt ujkjc ndjq ghbytc/D kfybnf[ rhjdm, b d cthlwt dlj», как ее понимает обывательское сознание, и твое, и мое, ― давно уже нечто благообразное. Прямо-таки ду
шка, не душа! Она и вечная/нетленная, и сияющая, и Богом данная, и мудрая, всеобъемлющая… Вроде бы не отказываясь ни от одного из этих определений, Фет предъявляет душу
как нечто трудное, мучительное, парадоксальное. На протяжении всего стихотворения он с регулярностью говорит не иначе как про огонь
души, методично употребляя соответствующие слова: гореть, сиять, пылать, жар
. Но ровно с тем же усердием заливает огонь его же собственными, огня, слезами!
Огонь плачет, и слезы горят. Как это, что это? Осмелюсь предположить, что такое соединение несоединимого и есть поэзия. Пресловутая возлюбленная, повторюсь, мо
рок, сон разума. Нечто всеобъемлющее и невыразимое ― вот подлинная ценность. И это нечто ― не ]»добрая послушница», а страстная, едва ли не истеричная субстанция. Сама себя разжигающая. Сама себя гасящая. Внешние проявления ― слезы и страсти ― всего-навсего сигнализируют о ее, этой субстанции, загадочном автономном существовании. Вот что я понял, три раза подряд прочитав стихотворение целиком
. А популярная последняя строфа сама по себе, вне контекста, без повторений и нагнетаний, говорит скорее о душе-послушнице. О, если угодно, солнечном зайчике, который вместе со всеми нами скорбит о скоротечности земной жизни. И сочувственно плачет потом на поминках очередного смертного.
Припомнил, что у Карлоса Кастанеды есть книга с подходящим названием «Огонь изнутри». Покончив с Фетом, открыл ее наугад. Выпали строки:
Тот, кто встал на путь знания, должен обладать огромным воображением. На пути знания ничто не бывает таким ясным, как нам бы того хотелось.
Невероятно! Наилучший комментарий к только что прочитанному стихотворению. Лишь внимательность и воображение откроют потаенные смыслы. Плачущий огонь ― вот человек, вот подлинная реальность. А голоса любимых и врагов, а манящий звон денег ― только снятся.
А.Л. Бржеской
Далекий друг, пойми мои рыданья,
Ты мне прости болезненный мой крик.
С тобой цветут в душе воспоминанья,
И дорожить тобой я не отвык.
Кто скажет нам, что жить мы не умели,
Бездушные и праздные умы,
Что в нас добро и нежность не горели
И красоте не жертвовали мы?
Где ж это всё? Еще душа пылает,
По-прежнему готова мир объять.
Напрасный жар! Никто не отвечает,
Воскреснут звуки
― и замрут опять.
Лишь ты одна! Высокое волненье
Издалека мне голос твой принес.
В ланитах кровь, и в сердце вдохновенье.
―Прочь этот сон,
― в нём слишком много слез!
Не жизни жаль с томительным дыханьем,
Что жизнь и смерть? А жаль того огня,
Что просиял над целым мирозданьем,
И в ночь идет, и плачет, уходя.
Популярные темы анализов
Стихотворение «Листья» Тютчев написал в 1830 году. Тогда будущему великому поэту только исполнилось семнадцать лет. У него был юношеский максимализм, и это видно по стихотворению. Оно страстное, пылкое, и в нём пока ещё не
Стихотворение Ивана Алексеевича Бунина «Вечер» представляет неторопливые размышления автора о счастье. В начале произведения он подчеркивает мысль том, что для многих людей лучшие мгновения жизни связаны с прошлым.
Афанасий Афанасьевич Фет в своем раннем творчестве все больше обращался к пейзажной лирике. Его переполняли раздумья про основы архитектуры и даже философии. Будучи под впечатлением своих познаний, он решается написать стихотворение
Николай Алексеевич Некрасов — великий русский поэт позапрошлого века. Являясь потомственным дворянином, ему были небезразличны судьбы крестьянства. Диалектика души поэта находит свое отражение во множестве написанных произведений,
Многие произведения Есенина рассказывают читателю о его детских годах. Когда поэту исполнилось 17 лет, он решил уехать в столицу и все воспоминания о родном городке Константиново, он пронесет с собой на протяжении жизни,
Источник
Афанасий Фет — Далекий друг, пойми мои рыданья
Daleky drug, poymi moi rydanya,Ty mne prosti boleznenny moy krik.S toboy tsvetut v dushe vospominanya,I dorozhit toboy ya ne otvyk.
Kto skazhet nam, chto zhit my ne umeli,Bezdushnye i prazdnye umy,Chto v nas dobro i nezhnost ne goreliI krasote ne zhertvovali my?
Gde zh eto vse? Yeshche dusha pylayet,Po-prezhnemu gotova mir obyat.Naprasny zhar. Nikto ne otvechayet;Voskresnut zvuki i zamrut opyat.
Lish ty odna! Vysokoye volnenyeIzdaleka mne golos tvoy prines.V lanitakh krov, i v serdtse vdokhnovenye. -Proch etot son, — v nem slishkom mnogo slez!
Ne zhizni zhal s tomitelnym dykhanyem,Chto zhizn i smert? A zhal togo ognya,Chto prosial nad tselym mirozdanyem,I v noch idet, i plachet ukhodya.
Lfktrbq lheu, gjqvb vjb hslfymz,Ns vyt ghjcnb ,jktpytyysq vjq rhbr/C nj,jq wdtnen d leit djcgjvbyfymz,B ljhj;bnm nj,jq z yt jndsr/
Rnj crf;tn yfv, xnj ;bnm vs yt evtkb,,tpleiyst b ghfplyst evs,Xnj d yfc lj,hj b yt;yjcnm yt ujhtkbB rhfcjnt yt ;thndjdfkb vs?
Ult ; nj dct? Tot leif gskftn,Gj-ght;ytve ujnjdf vbh j,]znm/Yfghfcysq ;fh/ Ybrnj yt jndtxftn;Djcrhtcyen pderb b pfvhen jgznm/
Kbim ns jlyf! Dscjrjt djkytymtBplfktrf vyt ujkjc ndjq ghbytc/D kfybnf[ rhjdm, b d cthlwt dlj}
Вариант 2
Лирика стихотворений Фета является одной из самых красивых лирик в литературе. В своём уникальном стиле автор описывал чувственные картины, через которые он также не забывал пронести свою идею, и свой, собственный уникальный смысл всего произведения. Особенно часто данную лирику можно увидеть в его стихотворениях и прозе. Он настолько ярко описывал все те вещи, которые показывал в своих произведениях, что читателю становилось тепло и уютно на душе, он начинал чувствовать себя защищённым и защищаемым, будто он находится у себя дома. Эта особая атмосфера произведений Фета, в которых также присутствует некая таинственная пелена неясности, которой окутывается всё произведение. Прекрасным примером этому послужит произведение “Облаком волнистым”.
В нём автор наиболее чётко передал ту самую атмосферу неясности, и некой неизвестности, которая присутствует практически во всех произведениях автора. В данном стихотворении автор удержал свой минималистический стиль, однако даже при таком стиле написания, его произведение всё равно смогло остаться наполненным деталями, осталось всё таким же наполненным душевностью автора. Читатель видит, что в произведении автор не даёт четкого указания на главного лирического героя, однако даёт его очертания, показывает то, как он выглядит, и это обуславливает название произведения, так как главный герой точно также лёгок и воздушен как облако, и так же расплывчат и не понятен, а потому интерпретируется каждым человеком по своему.
Образ лёгкого воздушного облака как бы олицетворяет собой всё произведение. В нём также присутствуют лёгкие, почти не зримые нотки воздушности. Именно той воздушности, через которую автор доносит до читателя смысл всего произведения, хоть расплывчатый и непонятный. В стихотворении он попытался удержать стандартный строй любого стихотворения, дабы оно могло отпечаться в памяти у читателя, и не создавало особых трудностей в его восприятии. Через данное стихотворение, автор говорит читателю о том, что не всё так однозначно в мире, и что следует искать гораздо более глубокий смысл, нежели тот, который находится на поверхности. Он мотивирует читателя углубляться в тему, искать скрытое он простых глаз, чем и поддевает интерес к произведению.
Анализ стихотворения Облаком волнистым по плану
Тема любви в лирике А. А. Фета
Творчество великого русского поэта Афанасия Афанасьевича Фета — это мир красоты. Его стихотворения пронизаны мощными потоками энергии счастья и восторга, наполнены восхищением красотой мира и природы. Главным мотивом его лирики была красота. Именно ее он воспевал во всем.
Любовная лирика Фета — это океан солнца, счастья и радости. Он боготворит женщину, хочет исполнить любое ее желание, он заботлив и нежен по отношению к ней:
На заре ты ее не буди, На заре она сладко так спит; Утро дышит у ней на груди, Ярко пышет на ямках ланит.
Чувство любви у Фета лишено разрушительной страсти, как у Тютчева. Поэт любуется возлюбленной, наполняющей своим существованием мир красоты и покоя. Лирический герой добр и внимателен, он настоящий защитник для любимой от всего злого. Он основателен, надежен и спокойно счастлив, его любви ничто не угрожает. Лирический герой приходит утром, чтобы:
Рассказать, что с той же страстью, Как вчера, пришел я снова, Что душа все так же счастью И тебе служить готова.
Природа, любовь и музыкальное искусство в лирике Фета слиты воедино. Поэт отражает мир чувств, настроений во всем их бесконечном разнообразии. Каждое стихотворение Фета создано, как оригинальная мелодия. Композиторы сразу почувствовали это и написали на стихи Фета множество романсов. Таково стихотворение «Сияла ночь. Луной был полон сад…». Так же, как герой стихотворения Пушкина «Я помню чудное мгновенье…», лирический герой Фета переживает две встречи с возлюбленной. Начинается стихотворение описанием дивной, волшебной и таинственной ночи. В бархатной летней тишине для героя существуют только красавица луна и чудесный голос его возлюбленной:
Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали Лучи у наших ног в гостиной без огней. Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали, Как и сердца у нас за песнию твоей. Ты пела до зари, в слезах изнемогая, Что ты одна — любовь, что нет любви иной, И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя, Тебя любить, обнять и плакать над тобой.
2 стр., 962 слов
Любовная лирика Фета тема любви в творчестве Фета
… произведений своим искренним, светлым чувствам. Афанасий Фет в своих стихотворениях писал о Марии как о живой девушке. Любовная лирика Фета Несколько интересных сочинений Большинство работ автора – это … его творчество легко для понимания и оставляет неизгладимое впечатление. Сочинение Тема любви в лирике Фета Афанасий Афанасьевич Фет являлся известным русским поэтом, первый свой сборник он написал …
Поэт не рассказывает историю взаимоотношений двух людей, не описывает внешний вид своей любимой женщины. Существует только ее изумительный голос, поет ее душа, обращаясь к возлюбленному. Только музыка может передать все оттенки чувств, объяснить то, на что не хватает слов. Разлука не убила любовь. Герой слушает и понимает:
Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки, А жизни нет конца, и цели нет иной, Как только веровать в рыдающие звуки, Тебя любить, обнять и плакать над тобой!
В жизни Фета была высокая любовь к дочери помещика Марии Лазич, которая трагически погибла молодой. Девушка знала, что Фет никогда не женится на ней. Эта любовь всю жизнь вдохновляла поэта, его мучило чувство вины. Только в мире его стихов влюбленные были вместе:
И хоть жизнь без тебя Суждено мне влачить, Но мы вместе с тобой, Нас нельзя разлучить.
Шедевром лирики Фета является стихотворение «Шепот, робкое дыханье…». Картина пейзажа включает в себя сцену свидания влюбленных. Общение людей и жизнь природы переданы в динамике, хотя в стихотворении нет ни одного глагола. Природа отражает пылкие чувства влюбленных:
Шепот, робкое дыханье, Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья, Свет ночной, ночные тени, Тени без конца, Ряд волшебных изменений Милого лица, В дымных точках пурпур розы, Отблеск янтаря, И лобзания, и слезы, И заря, заря.
Следуя своей художественной манере, поэт не показывает развитие отношений молодых людей, а изображает минуты высшего восторга, самые значимые для них. Фет, как никто другой, сумел описать мир прекрасных человеческих чувств, его стихотворения стали классикой русской лирики XIX века.
Афанасий Фет — Далекий друг, пойми мои рыданья
Daleky drug, poymi moi rydanya,Ty mne prosti boleznenny moy krik.S toboy tsvetut v dushe vospominanya,I dorozhit toboy ya ne otvyk.
Kto skazhet nam, chto zhit my ne umeli,Bezdushnye i prazdnye umy,Chto v nas dobro i nezhnost ne goreliI krasote ne zhertvovali my?
Gde zh eto vse? Yeshche dusha pylayet,Po-prezhnemu gotova mir obyat.Naprasny zhar. Nikto ne otvechayet;Voskresnut zvuki i zamrut opyat.
Lish ty odna! Vysokoye volnenyeIzdaleka mne golos tvoy prines.V lanitakh krov, i v serdtse vdokhnovenye. -Proch etot son, — v nem slishkom mnogo slez!
Ne zhizni zhal s tomitelnym dykhanyem,Chto zhizn i smert? A zhal togo ognya,Chto prosial nad tselym mirozdanyem,I v noch idet, i plachet ukhodya.
Lfktrbq lheu, gjqvb vjb hslfymz,Ns vyt ghjcnb ,jktpytyysq vjq rhbr/C nj,jq wdtnen d leit djcgjvbyfymz,B ljhj;bnm nj,jq z yt jndsr/
Rnj crf;tn yfv, xnj ;bnm vs yt evtkb,,tpleiyst b ghfplyst evs,Xnj d yfc lj,hj b yt;yjcnm yt ujhtkbB rhfcjnt yt ;thndjdfkb vs?
Ult ; nj dct? Tot leif gskftn,Gj-ght;ytve ujnjdf vbh j,]znm/Yfghfcysq ;fh/ Ybrnj yt jndtxftn;Djcrhtcyen pderb b pfvhen jgznm/
Kbim ns jlyf! Dscjrjt djkytymtBplfktrf vyt ujkjc ndjq ghbytc/D kfybnf[ rhjdm, b d cthlwt dlj}
Афанасий Фет — Далекий друг, пойми мои рыданья
Daleky drug, poymi moi rydanya,Ty mne prosti boleznenny moy krik.S toboy tsvetut v dushe vospominanya,I dorozhit toboy ya ne otvyk.
Kto skazhet nam, chto zhit my ne umeli,Bezdushnye i prazdnye umy,Chto v nas dobro i nezhnost ne goreliI krasote ne zhertvovali my?
Gde zh eto vse? Yeshche dusha pylayet,Po-prezhnemu gotova mir obyat.Naprasny zhar. Nikto ne otvechayet;Voskresnut zvuki i zamrut opyat.
Lish ty odna! Vysokoye volnenyeIzdaleka mne golos tvoy prines.V lanitakh krov, i v serdtse vdokhnovenye. -Proch etot son, — v nem slishkom mnogo slez!
Ne zhizni zhal s tomitelnym dykhanyem,Chto zhizn i smert? A zhal togo ognya,Chto prosial nad tselym mirozdanyem,I v noch idet, i plachet ukhodya.
Lfktrbq lheu, gjqvb vjb hslfymz,Ns vyt ghjcnb ,jktpytyysq vjq rhbr/C nj,jq wdtnen d leit djcgjvbyfymz,B ljhj;bnm nj,jq z yt jndsr/
Rnj crf;tn yfv, xnj ;bnm vs yt evtkb,,tpleiyst b ghfplyst evs,Xnj d yfc lj,hj b yt;yjcnm yt ujhtkbB rhfcjnt yt ;thndjdfkb vs?
Ult ; nj dct? Tot leif gskftn,Gj-ght;ytve ujnjdf vbh j,]znm/Yfghfcysq ;fh/ Ybrnj yt jndtxftn;Djcrhtcyen pderb b pfvhen jgznm/
Kbim ns jlyf! Dscjrjt djkytymtBplfktrf vyt ujkjc ndjq ghbytc/D kfybnf[ rhjdm, b d cthlwt dlj}
Анализ стихотворения Нет, не тебя так пылко я люблю… Лермонтова
Дата написания стихотвоерния-1841 год. Перед своей смертью Михаил Лермонтов испытывал чувства к Варваре Лопухиной. Но его собственные сомнения заставили отказаться от брака. Поэт осознавал, что его вспыльчивость и ужасный характер могут принести несчастья Варваре. Он думал, что не сможет принести ей счастье из-за того, что жизнь свою считал бесцельной.
Лермонтов сообщил о том, что брака не будет, когда находился в Петербурге перед тем, как уехать на Кавказ. Когда Лермонтов остановился в Пятигорске, он встретил Екатерину Быховец. Именно к этой женщине он обращался со словами «нет, не тебя так пылко я люблю». Не секрет, что причиной этого являлось сходство во внешности Екатерины с Варварой.
В стихотворении поэт пишет, что в женщине он любит свое прошлое страданье и молодость. Это является некой параллелью к разрыву отношений с Варварой Лопухиной, когда Лермонтов принял такое не простое для себя решение. Конечно, не только эта строчка переплетается с прошлой избранницей. Поэт описывает в стихотворении многие явления, которые прямо или косвенно касаются личности Лопухиной.
К примеру, в последней строфе Михаил Лермонтов написал, что в ее чертах, он ищет другие. Что разговаривая с ней, он будто говорит с «подругой юных дней», конечно же это Варвара. Также поэт написал, что смотря ей в глаза, он занят «таинственным разговором», однако сердцем он говорит совершенно с другой.
Из данного стихотворения можно увидеть, что Лермонтов очень болезненно переживал разрыв с Варварой, он действительно был сильно привязан к ней. Даже в лице другой женщины он видел только ее черты, он хотел разговаривать с ней, он сам хотел видеть именно ее. Интересно то, что он предчувствовал свою скорую смерть, он будто уберег Варвару от горя.
Анализ стихотворения Нет, не тебя так пылко я люблю… по плану
«Неуютная жидкая лунность…» С.Есенин
«Неуютная жидкая лунность…» Сергей Есенин
поэзии Неуютная жидкая лунность И тоска бесконечных равнин,- Вот что видел я в резвую юность, Что, любя, проклинал не один.
По дорогам усохшие вербы И тележная песня колес… Ни за что не хотел я теперь бы, Чтоб мне слушать ее привелось.
Равнодушен я стал к лачугам, И очажный огонь мне не мил, Даже яблонь весеннюю вьюгу Я за бедность полей разлюбил.
Мне теперь по душе иное. И в чахоточном свете луны Через каменное и стальное Вижу мощь я родной стороны.
Полевая Россия! Довольно Волочиться сохой по полям! Нищету твою видеть больно И березам и тополям.
Я не знаю, что будет со мною… Может, в новую жизнь не гожусь, Но и все же хочу я стальною Видеть бедную, нищую Русь.
И, внимая моторному лаю В сонме вьюг, в сонме бурь и гроз, Ни за что я теперь не желаю Слушать песню тележных колес.
Анализ стихотворения Есенина «Неуютная жидкая лунность…»
Сергей Есенин по праву считается поэтом русского села, так как именно его он воспевает во многих своих произведениях. Однако в последние годы жизни его творчество кардинально изменилось, и связано это было с тем, что Есенин не видел для себя места в новом мире, который казался ему чужим и неприветливым.
Поэт очень рано покинул свою малую родину, село Константиново, в котором прошло его детство. Позже, уже став достаточно знаменитым, он несколько раз возвращался домой, и все время ловил себя на мысли, что спокойная и размеренная сельская жизнь осталась в далеком прошлом. И это неудивительно, так как после революции повсеместно стали создаваться колхозы, на полях появилась первая техника, а сами крестьяне по вечерам вместо народных русских песен разучивали марши на стихи новоявленных поэтов, проповедующих социалистические идеи.
Однако программа развития села, принятая партией, оказалась утопической. Крепкие крестьянские хозяйства раскулачивались и приходили в упадок, а колхозы не в состоянии были обеспечить страну продовольствием в требуемом количестве. Более того, многие поля попросту не возделывались, и это настолько угнетало Есенина, что у него уже не было никакого желания воспевать красоты родного края. В 1925 году он написал стихотворение «Неуютная жидкая лунность…», в котором высказал все, что наболело. Однако поэт понимал, что «тележная песня колес», к которой он привык с самого детства, теперь уже является пережитком прошлого . Будучи патриотом своей родины, поэт хотел, чтобы Россия стала по-настоящему сильной и свободной державой. Есенин о, подчеркивая тем самым, что цивилизация должна придти не только в города, но и в села, где крестьяне все еще убирают урожай при помощи серпа.
Вместе с тем, поэт понимает, что это именно бедность крестьян является одним из сдерживающих факторов развития не только сельского хозяйства, но и всей страны. К этому моменту Россия все еще остается аграрной державой со слабо развитым промышленным производством. Но в погоне за достижениями в промышленной сфере уже никто не обращает внимания на то, что именно село в первую очередь нуждается в модернизации. «Полевая Россия! Довольно волочиться сохой по полям!», — призывает поэт, считая, что только за счет хороших урожаев страна может избавиться от голода и нищеты.
Сам Есенин убежден, что его роль в становлении нового общества незначительна, так как даже очень яркий литературный талант при отсутствии желания петь дифирамбы новой власти никогда не будет востребован . Более того, поэт считает, что именно творчество превратило его в изгоя, на родине отныне вынужден чувствовать себя, как в гостях. Но при всем этом Есенин остается истинным патриотом, для которого процветание России является самой большой отрадой. Поэт отмечает, что хочет «стальною видеть бедную, нищую Русь», надеясь на то, что революция, как бы лично он к ней ни относился, все же позволит крестьянам стать полноправными и рачительными хозяевами земли. Но тот факт, что села по-прежнему приходят в упадок, и потомственные пахари уезжают в город в поисках лучшей доли, не прибавляет Есенину радости. Впрочем, он никого не винит, так как в свое время сам продела путь из Константиново в Москву только ради того, чтобы достичь в жизни чего-то большего. Однако, по мнению поэта, облегчение крестьянского труда при помощи современной техники могло бы кардинально изменить положение дел. Будущее – за умными машинами, которые Есенин в огромном количестве видел за границей, тайно завидуя французским и американским фермерам, которые не изнуряют себя тяжелым физическим трудом. Поэтому свое стихотворение поэт заканчивает строчкой: «Ни за что я теперь не желаю слушать песню тележных колес».
Презентация 10 класса на тему: «Презентация Анализ стихотворения А.А.Фета «Облаком волнистым…» Подготовил ученик 10 класса В МОУ «Первомайская сош» п.Первомайский Тамбовской области Халяпин.». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:
1
Презентация Анализ стихотворения А.А.Фета «Облаком волнистым…» Подготовил ученик 10 класса В МОУ «Первомайская сош» п.Первомайский Тамбовской области Халяпин Роман Учитель Халяпина Л.Н.
2
Анализ стихотворения А.Фета Облаком волнистым…
3
Фет проявляет себя превосходным мастером nоэтической миниатюры, одной из труднейших форм лирики: «При своей стихотворной работе… главное, стaраюсь не переходить трех, мнoгo четырех куплетов, увeренный, что если не удалось ударить по надлежащей струне, то надо искать другого момента вдохновения, а не исправлять промаха новыми усилиями». Одним из характерных образцов фетовской миниатюры является стихотворение «Облаком волнистым…» (1843), которое состоит всего из двух строф:
4
Облаком волнистым Пыль встает вдали; Конный или пеший – Не видать в пыли! Вижу: кто-то скачет На лихом коне. Друг мой, друг далёкий, Вспомни обо мне! 1843
5
Как известно, А.А. Фет четко разделил жизнь и поэзию. «Не заноси же в мир святыни своих невольничьих тревог»,- в этом стихе из стихотворения «Добро и зло», пожалуй, и сформулировано его поэтическое кредо. Следуя ему, Фет писал всегда только о высоком и вечном: о природе, о любви и дружбе, об искусстве.
6
Облаком волнистым… В этой пейзажной зарисовке нет деталей, представлен лишь общий вид. Такие обобщённые картины, без пристального вглядывания, характерны для раннего творчества А.А. Фета.
7
В картине стихотворения «Облаком волнистым…» главенствуют неясность и нечёткость: «пыль», «не видать», «кто-то».
8
Глубину чувства, охватившего лирического героя, подчёркивает сочетание пространственнoгo плана, данного в движении («Не видать в пыли! /Вижу: кто-то скачет…»), с временным планом, реализующимся в обращении к «другу далёкому». При этом переход пространственного плана во временной ocyществляется неожиданно, резко, своеобразным «скачком», который будоражит воображение читателя.
9
В стихотворении «Облаком волнистым…» всего три эпитета. Первый из них — «волнистым» — в инверсии усиливает неясность, нечёткость, кроме того, задает мотив движения. Второй – «лихом» — этот мотив развивает, усиливает. Взгляд лирического героя сосредоточен на движущейся фигуре: Вижу: кто-то скачет На лихом коне.
10
Видимое здесь рождает воспоминания о «друге далёком». Появляется ещё один персонаж. Эпитет «далёком» усложняет художественное пространство.
11
Более сложным и разветвлённым ощущается в этом стихотворении и художественное время. Воспоминания всегда связаны с прошлым. Таким образом, сознание лирического героя из настоящего («встаёт», «вижу», «скачет» – глаголы настоящего времени) переносится в прошлое, а затем и в будущее, поскольку глагол «вспомни» употреблён в будущем времени. Увидев всадника, герой вспоминает о друге и надеется на ответное воспоминание.
12
Стихотворение «Облаком волнистым…» состоит из трех предложений, два из которых восклицательные, одно из восклицательных – побудительное. Это создаёт настроение тревожно- ностальгическое, подчёркнутое и рифмовкой: первая и третья строки каждой строфы не рифмуются.
13
Стихотворение состоит из двух строф, каждая строфа из четырех стихов. «Облаком волнистым…» призвано пробудить воспоминания о близком человеке. Это обращение к близкому человеку: Друг мой, друг далекий, Вспомни обо мне.
14
Мотив пути («встаёт», «скачет») сменяется мотивом памяти (я помню о тебе, и ты вспомни обо мне). Хорей передает внешнее и внутреннее движение. Идея стихотворения – пробудить воспоминания о близком человеке. Обращение к человеку – «друг мой, друг далекий» — повторяется дважды.
15
Используя малое число художественных деталей, Фет искусно создаёт в стихотворении образ необъятного пространства и вносит неповторимое своеобразие в нарисованную им картину.
16
Информационные ресурсы info.ru/review/fet/002/156.htm info.ru/review/fet/002/156.htm Фет А.А.Избранное. – М.: Худ.лит., 1988.