Краткое содержание произведения «Невыразимое»
Мне нравится15Не нравится7
Элегия “Невыразимое” начинается с риторического вопроса о том, что может предложить земной язык перед дивной природой. Лирический герой, являющийся отражением автора, рассуждает о том, как природа свободно распыляет красоту и создает гармонию с различными формами.
Однако поэт утверждает, что даже самый талантливый художник не способен полностью выразить великолепие природы словами. Его сердце, как священное место, хранит таинства истинных впечатлений жизни, которые невозможно полностью передать.
Поэт приходит к выводу, что человеческий язык несравним с тем “языком”, которым говорит природа. Он признает, что природа обладает своей всемогущественной мудростью, “рассыпает” красоту и привносит гармонию в мир людей. Однако тайна творца природы остается недоступной для понимания.
Чтобы познать природу, поэт утверждает, что нужно обратиться к сердцу, не глядя глазами или слушая ушами. Вечернее время приносит чувство смятения, когда душа желает удержать прекрасное в своем сердце, чтобы сохранить кусочек природы в себе.
Талантливый поэт может описать внешнюю красоту мира, но он признает, что не в силах передать все оттенки чувств, которые испытывает душа в момент созерцания природы. Каждая душа воспринимает красоту по-своему, индивидуально.
В заключении, лирический герой делает важный вывод о существовании творца природы, но его лицо остается неизвестным. Природа имеет своего создателя, которого невозможно увидеть, но можно услышать его голос в полной тишине, если обратиться к глубинам своего сердца.
Средства выразительности
Для раскрытия темы и создания образа природы В. А. Жуковский использовал средства выразительности. В тексте есть метафоры
— «она рассыпала повсюду красоту», «но льзя ли в мертвое живое передать», «святые таинства, лишь сердце знает вас», «сии столь яркие черты — легко их ловит мысль крылата», эпитеты
— «дивная природа», «небрежная и легкая свобода», «душа смятенная», «великое видение», болезненное чувство, «небо тихое», «воды блестящие» и сравнение
— «сей миновавшего привет (как прилетевшее внезапно дуновенье от луга родины)» . Для донесения идеи важную роль играет парономазия
: «Кто мог создание в словах пересоздать?», «Невыразимое подвластно ль выраженью?».
Жил в Павловске. В письме к Анне Зонтаг он писал, что «с трудом возвращается к своей поэзии». Тем не менее именно в это время поэт за несколько дней создал в духе романтизма
прекрасную элегию под названием «Невыразимое». Жанр элегии
выбран не случайно. Грустное философское повествование легко легло на бумагу. Впервые он прочитал её своему другу, Василию Перовскому. Перовский был в восторге от нового стихотворения Жуковского. «Невыразимое» было напечатано через много лет после написания.
В год создания стихотворения «Невыразимое» Жуковский был как никогда растерян и одинок. Девушка Маша Протасова, которую он любил всем сердцем, вышла замуж за другого. Боль потери долго жила в Жуковском. Со временем она уступила место новым поэтическим откровениям поэта. В стихотворении «Невыразимое» Жуковский ищет ответ на вопрос: «Можно ли словом передать всю красоту первозданной природы?» Точного ответа автор не даёт. Он предлагает читателю вместе с ним поразмыслить над этой непростой философской задачей. Полностью выразить красоту окружающего мира через искусство, по мнению Жуковского, никому не дано. Человек может лишь «едва-едва её черту с усилием поймать»
. В этом пессимистическом утверждении и заключается тема стихотворения. Жуковский в своих строчках учит людей всегда отличать естественное от искусственного. Он твёрдо говорит, что слова для «красоты блестящей»
есть, но они так малы по сравнению с её грандиозностью и неповторимостью! В стихотворении автор также незримо поднимает проблему поэта и поэзии.
Невозможность повторить природу искусственно сложенными звуками, красками или словами очевидна для Жуковского. Убедить в этой очевидности он стремится и читателя. Автор прокручивает перед ним изумительные и вместе с тем простые картины родной природы: облака, воды, берега, луга… Невыразимое находится в каждом кусочке мироздания. Как трудно иногда понять и прочувствовать эту изящную естественную красоту. Бессильна человеческая мысль перед чудом возникновения и жизни природы.
Сюжет
и композиция
стихотворения переплетаются в нём разумными нитями. Тонко и дальновидно Жуковский начинает своё произведение с риторического вопроса: «Что наш язык земной пред дивною природой?»
Далее он отвечает на него по-философски мудро и по-лирически образно. Вначале поэт восхищается только природой, только ей поёт дифирамбы: «С какой небрежною и лёгкою свободой она рассыпала повсюду красоту…»
. Затем он высказывает сомнение в том, что можно ли «живое»
передать в «мёртвом»
? В середине стихотворения Жуковский уже пишет о душе, о чувствах, её переполняющих. Он не знает, как эти сокровенные чувства выразить до конца, до самого донышка. Вот потому и болит неудовлетворённая душа от переизбытка чувств.
В элегии «Невыразимое» необычный вид рифмовки: шесть первых строк рифмуются так: первая со второй, четвёртая с пятой, третья с шестой. Такая рифмовка придаёт стихотворению дополнительную торжественность. Затем идёт четверостишие с перекрёстной рифмой, потом снова — шестистрочие с новой рифмовкой, опять — четыре строки…
Словесную образность в стихотворении создают тропы: олицетворения
(спирается чувство, искусство безмолвствует, мысль ловит
), эпитеты
(величественный час, небу тихому, святые таинства, небрежною свободой
), метафоры
(рассыпала красоту, пламень облаков, в пожаре заката
), оксюморон
(молчание говорит
).
Лирический герой в «Невыразимом» — натура страстная, неординарная, чувственная. Он не равнодушен ко всему, что его окружает. Он ответственен за то, что созидает, с чем делится с людьми. Лирический герой стихотворения и поэт Жуковский — одно и то же лицо.
Анализ стихотворения «Невыразимое» (В. Жуковский) | Литерагуру
Элегия «Невыразимое» — одно из самых известных произведений В.А. Жуковского. Здесь поэт поднимает одну из актуальных проблем в искусстве – невозможность известными способами выразить свои мысли и чувства.
Впоследствии к этой теме «невыразимости» обращаются многие творцы, например, А.С. Пушкин, Ф.И. Тютчев, Н.С. Гумилёв.
Все они были согласны с Жуковским в том, что далеко не всё можно передать словом — иногда красноречивее говорит молчание.
История создания
В центральный период своего творчества Жуковский задумывается о вопросах искусства, размышляет о вечной теме — поэта и поэзии. В это время он выступает как просветитель при дворе и является наставником Александра Второго.
Деятельность, требующая умения искусно рассуждать и объяснять, призывает поэта обратиться к философской лирике. Так, в августе 1819 года он создаёт одно из самых полемичных своих стихотворений – «Невыразимое».
История создания элегии восходит к посланию императрице «Подробный отчёт о луне», где автор признаётся, что «лишь тень её одну» был способен изобразить в стихах. Предположительно, «Отчёт…» создан в июне 1819 года по заказу Марии Фёдоровны.
Жуковский не таил, что не испытывал особенного вдохновения во время написания заказного стихотворения. Возможно, именно этот случай заставил его задуматься о своём творческом методе, послужив импульсом к сочинению элегии «Невыразимое».
Жанр и размер
Жанр стихотворения «Невыразимое» — элегия, что в переводе с греческого означает «жалоба». Это один из самых востребованных в эпоху романтизма жанров.
Как правило, автор рассказывает так о своих переживаниях, о своей грусти. Что же печалит поэта? Его творение относится к философской лирике, так как здесь В.А.
Жуковский поднимает остро волнующую его проблему, связанную с изобразительными способностями искусства.
Литературное направление
Творчество В.А. Жуковского обращается к двум культурным направлениям: в ранний период – сентиментализм, в зрелый и поздний – романтизм. Элегия несёт на себе отпечаток обоих направлений. Рассмотрим признаки сентиментализма в стихотворении Жуковского «Невыразимое».
Во-первых, это большое внимание чувственному впечатлению, ведь именно его Жуковский стремится выразить словами.
Во-вторых, черты сентиментализма проявляются в безоговорочном преклонении перед природой. Поэт признаёт, что человеку не дано соперничать с нею в создании чего-либо более прекрасного
Лишь тень всего великолепия мира можно отразить словом.
К романтизму же относится сам философский характер элегии и ее идейная составляющая.
Главные герои и их характеристика
В элегии «Невыразимое» противопоставлены друг другу лирический герой и природа. Автор находится в смятении и отчаянии: он в поиске оптимального способа донести до другого то, что он испытывает. Герой переполнен вдохновением, его мысль просится наружу, но подходящей формы для её отображения нет, ведь она невыразима, ей нельзя: «названье дать». Это не даёт покоя рассказчику.
В.А. Жуковский делает весьма удачную попытку описать состояние вдохновения своего персонажа. Он называет это состояние «болезненным чувством», «Пророчеством великого виденья» — всё это беспокоит лирического героя и заставляет его переживать внутренний конфликт.
Природа же представлена величественной и непревзойдённой, она «разновидное с единством согласила!» и вызывает только восторг и восхищение своим могуществом.
Темы
- Человек и природа. Природа гармонична и прекрасна. Человек испокон веков пытается лишь постичь её, дать всему название, согласно библейскому мировоззрению. За всю свою историю в несколько тысяч лет человек нашел наименование многому, но не всему. Человеческий язык мертвеет перед настоящими красотами живой природы, именно поэтому автор становится немым в порыве вдохновения.
- Искусство. Весьма драматичный взгляд на творчество представлен в элегии «Невыразимое». Жуковский видит искусство бессильным: оно «безмолвствует» перед великолепием природы. Свой главный инструмент – слово – поэт представляет мёртвым: «Но льзя ли в мертвое живое передать?» По мнению Жуковского, все, даже величайшие, произведения искусства меркнут перед подлинной красотой природы.
Феномен «двоемирия» в произведении
В данном произведении отражается понимание мира, присущее романтизму. Оно выражается посредством феномена «двоемирия»: окружающий мир остается недоступным для человеческого понимания. За внешними явлениями природы, которые представляются вполне понятными, в действительности скрыта таинственная суть. Постижение ее и является смыслом поэтического искусства. Однако этот процесс требует серьезных душевных усилий, и не каждому человеку оказывается по силам. Именно это понимание удивительного мира природы и лежит в основе философского стихотворения Жуковского «Невыразимое».
Лирический герой совершенно естественным образом приходит к выводу:
То, что невозможно выразить при помощи слов, является в жизни более значимым, нежели высказывания о самом себе. Ведь именно это и питает душу поэта самыми светлыми чувствами, делая его жизнь светлее и счастливее. В некоторой степени Жуковский в своем произведении предвосхищает идею Тютчева:
Однако главное в стихотворении Жуковского – это главенствующее положение духовности в жизни человека, стремления осмыслить все то прекрасное, что приносит жизнь, бережно относиться к миру природы.
Темы и смысл
Ключевые темы элегии: искусство, природа и человек. Две тесно переплетены, а третья представлена самостоятельнаой сущностью. Отношения человека и природы показаны через контраст. Людям подвластно многое, и отчасти они сумели покорить стихию, однако в их языке не хватает инструментов, позволяющих воспроизвести то, что было создано без людского участия, или хотя бы отдалённо передать природное великолепие. По сравнению с естественной средой человеческий язык выглядит мёртвым, и никакие попытки дать наименование всем природным творениям не могут этого изменить.
Во времена античности, Возрождения и романтизма отношение к искусству было разным. Также отличались средства изобразительного искусства и цели, которых творцы пытались достичь. В тот период, когда существовали цивилизации Греции и Рима, высоким искусством считалось такое, в основе которого лежало подражание природной стихии. Когда наступила эпоха Возрождения, отношение человека к своим возможностям немного поменялось. Поэты и художники уже умели изображать реальность во всех её красках, что давало им основание считать себя творцами и даже гениями.
С наступлением романтизма отношение к реальности и искусству перешло на новый уровень. Поэты и прозаики столкнулись с потребностью описывать не вещи и явления, а чувства, вызываемые ими, и оказалось, что средства языка не позволяют реализовать творческие идеи в полной мере. Тютчев в стихотворении «Silentium!» (1829) отметил, что «мысль изреченная есть ложь». По сути, это констатация всё той же невозможности передать словами творческий замысел.
Вербальные средства общения не годятся, чтобы выразить невыразимое, и тогда на помощь приходит молчание, потому что оно бывает красноречивее самых витиеватых речей. Такова главная мысль стихотворного произведения «Невыразимое».
Главные герои и их характеристика
В элегии «Невыразимое» противопоставлены друг другу лирический герой и природа. Автор находится в смятении и отчаянии: он в поиске оптимального способа донести до другого то, что он испытывает. Герой переполнен вдохновением, его мысль просится наружу, но подходящей формы для её отображения нет, ведь она невыразима, ей нельзя: «названье дать». Это не даёт покоя рассказчику.
В.А. Жуковский делает весьма удачную попытку описать состояние вдохновения своего персонажа. Он называет это состояние «болезненным чувством», «Пророчеством великого виденья» — всё это беспокоит лирического героя и заставляет его переживать внутренний конфликт.
Природа же представлена величественной и непревзойдённой, она «разновидное с единством согласила!» и вызывает только восторг и восхищение своим могуществом.
Смысл
В разные эпохи существовали свои представления об искусстве. Например, античность стремилась к подражанию природе, и именно такой метод искусства считала истинным. В эпоху возрождения искусство было практически равно реальности, ведь тогда художники уже могли передать на своих полотнах все особенности пространства, масштаб изображаемых объектов. Человек тогда был подобен творцу.
Эпоха романтизма же представляет совсем иное отношение к искусству. Авторы сталкиваются с невозможностью передать то, что они чувствуют. Именно в этом заключается основная мысль стихотворения «Невыразимое». Слово мёртво и бледно, оно не способно передать ни прелесть природы, ни выразить в полной мере чувство, испытываемое человеком. «Невыразимое подвластно ль выраженью?..» — вот главный вопрос, которым задаётся Жуковский. Решаема ли проблема невозможности вербальным образом объяснять то, что не поддаётся выражению? Да, но лишь молчанием, ведь только оно «понятно говорит».
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Жанр и направление
Мне нравится15Не нравится7
Элегия “Невыразимое” В.А. Жуковского представляет собой образец этого популярного жанра, который по-гречески переводится как “жалоба”. В эпоху романтизма элегия стала одним из самых популярных жанров. Его характерной чертой является способность автора выразить свои переживания и поделиться печалью с читателем.
На протяжении своего творческого пути Василий Жуковский обратился к двум литературным направлениям – сентиментализму в ранние годы и романтизму в поздний период. Элегия “Невыразимое” совмещает черты обоих направлений. С одной стороны, Жуковский уделяет много внимания чувствам и эмоциям, так как именно это он стремится полностью выразить при помощи слов. С другой стороны, произведение пропитано философскими рассуждениями и идеями, которые приближают его к романтизму.
Важным аспектом элегии является его отношение к природе. Сентиментализм, присутствующий в произведении, проявляется в безоговорочном поклонении поэтом природе.
Василий Андреевич признает, что человек не может соревноваться с природой в создании чего-то прекрасного, поскольку словами можно выразить только малую часть великолепия этого мира.
Анализ стихотворения Невыразимое Жуковского
Ярким примером того, что поэт чаще всего выбирал это направление стало стихотворение «Невыразимое».
В данном произведении поэт очень подробно рассуждает о бытие с философской точки зрения. Для того, чтобы сделать данное произведение более ярким, красочным и запоминающимся автор создает в нем необычное сочетание слов
Это сразу же привлекает к себе внимание и не остается не замеченным
Главным литературным приемом в данном произведении стала аллегория. Этот прием автор использует для того, чтобы выразить свои чувства от увиденного им.
Так же в стихотворении ему удалось сравнить невероятный русский язык с природой. Благодаря этому он смог подчеркнуть её величие и богатство.
Василий Андреевич очень тщательно подбирал каждое слово, так как понимал, что красоту природы очень сложно передать банальными фразами и словами.
В произведении чувствуется сожаление автора о том, что природе невозможно открыться в полной мере, показав всю свою красоту. А так же о том, что люди незаслуженно относятся к природе с пренебрежением, используя её как свою собственность и не считая себя её частью.
Стихотворение получилось очень красочным и запоминающимся благодаря и другим литературным приемам, таким как метафоры, эпитеты, красочные прилагательные.
Перекрестная рифма позволила данному стихотворению превратиться в мелодичное и лаконичное произведение.
Так же нельзя не сказать о патриотизме, который присутствовал в Василие Андреевиче, ведь то с какой любовью он описывал природу родины просто нельзя не заметить.
В заключении хотелось бы сказать, что читая такие произведения каждый человек должен всё же осознать что он одно целое с природой, а по сути её небольшая часть. Поэтому человек не вправе вмешиваться в жизнь природы, разрушая её, и пользуясь ей, как неисчерпаемым богатством. В противном случае, природа может очень грубо ответить на действия человека, просто перестав даровать человеку все богатства и дары. Берегите природу, и тогда она будет отвечать вам взаимностью.
Кстати нужно отметить, что читая такие произведения у человека кардинально меняется представление обо всем, что его окружает.
8, 9 класс кратко по плану
«Невыразимое», анализ стихотворения Жуковского
В 1819 году, летом, Василий Жуковский жил в Павловске. В письме к Анне Зонтаг он писал, что «с трудом возвращается к своей поэзии». Тем не менее именно в это время поэт за несколько дней создал в духе романтизма прекрасную элегию под названием «Невыразимое». Жанр элегии выбран не случайно. Грустное философское повествование легко легло на бумагу. Впервые он прочитал её своему другу, Василию Перовскому. Перовский был в восторге от нового стихотворения Жуковского. «Невыразимое» было напечатано через много лет после написания.
В год создания стихотворения «Невыразимое» Жуковский был как никогда растерян и одинок. Девушка Маша Протасова, которую он любил всем сердцем, вышла замуж за другого. Боль потери долго жила в Жуковском. Со временем она уступила место новым поэтическим откровениям поэта. В стихотворении «Невыразимое» Жуковский ищет ответ на вопрос: «Можно ли словом передать всю красоту первозданной природы?» Точного ответа автор не даёт. Он предлагает читателю вместе с ним поразмыслить над этой непростой философской задачей. Полностью выразить красоту окружающего мира через искусство, по мнению Жуковского, никому не дано. Человек может лишь «едва-едва её черту с усилием поймать». В этом пессимистическом утверждении и заключается тема стихотворения. Жуковский в своих строчках учит людей всегда отличать естественное от искусственного. Он твёрдо говорит, что слова для «красоты блестящей» есть, но они так малы по сравнению с её грандиозностью и неповторимостью! В стихотворении автор также незримо поднимает проблему поэта и поэзии.
Невозможность повторить природу искусственно сложенными звуками, красками или словами очевидна для Жуковского. Убедить в этой очевидности он стремится и читателя. Автор прокручивает перед ним изумительные и вместе с тем простые картины родной природы: облака, воды, берега, луга… Невыразимое находится в каждом кусочке мироздания. Как трудно иногда понять и прочувствовать эту изящную естественную красоту. Бессильна человеческая мысль перед чудом возникновения и жизни природы.
Сюжет и композиция стихотворения переплетаются в нём разумными нитями. Тонко и дальновидно Жуковский начинает своё произведение с риторического вопроса: «Что наш язык земной пред дивною природой?» Далее он отвечает на него по-философски мудро и по-лирически образно. Вначале поэт восхищается только природой, только ей поёт дифирамбы: «С какой небрежною и лёгкою свободой она рассыпала повсюду красоту…». Затем он высказывает сомнение в том, что можно ли «живое» передать в «мёртвом»? В середине стихотворения Жуковский уже пишет о душе, о чувствах, её переполняющих. Он не знает, как эти сокровенные чувства выразить до конца, до самого донышка. Вот потому и болит неудовлетворённая душа от переизбытка чувств.
В конце элегии автор пишет о значимости молчания в жизни: «И лишь молчание понятно всем». Молчаливое созерцание природы и духовное питание от её красот — источник вдохновения, умиротворения и наслаждения.
«Соловьиный сад», анализ поэмы Блока. Александр Блок — Соловьиный сад: Стих
В элегии «Невыразимое» необычный вид рифмовки: шесть первых строк рифмуются так: первая со второй, четвёртая с пятой, третья с шестой. Такая рифмовка придаёт стихотворению дополнительную торжественность. Затем идёт четверостишие с перекрёстной рифмой, потом снова — шестистрочие с новой рифмовкой, опять — четыре строки…
Словесную образность в стихотворении создают тропы: олицетворения (спирается чувство, искусство безмолвствует, мысль ловит), эпитеты (величественный час, небу тихому, святые таинства, небрежною свободой), метафоры (рассыпала красоту, пламень облаков, в пожаре заката), оксюморон (молчание говорит).
Лирический герой в «Невыразимом» — натура страстная, неординарная, чувственная. Он не равнодушен ко всему, что его окружает. Он ответственен за то, что созидает, с чем делится с людьми. Лирический герой стихотворения и поэт Жуковский — одно и то же лицо.
- «Людмила», анализ баллады Жуковского
- «Море», анализ стихотворения Жуковского
- «Светлана», анализ баллады Жуковского
- «Лесной царь», анализ баллады Жуковского
- Жуковский Василий Андреевич, краткая биография
По произведению: «Невыразимое»
Анализ стихотворения Жуковского «Невыразимое». Как передать словами свои чувства?
Василий Андреевич Жуковский принес в русскую литературу новое направление – романтизм, который в начале XIX века был распространен только в Европе. Поэт оценил простоту и очарование стихов этого жанра и сам создал огромное количество произведений в духе романтизма. Одним из них является стихотворение Жуковского «Невыразимое», написанное в форме элегии летом 1819 года.
Василий Андреевич неоднократно прибегал к такому жанру, поскольку считал, что он точнее всего выражает собственные чувства автора и тайные мысли. Поэт любил в своих произведениях пофилософствовать, подумать над вопросом сути мироздания. Анализ стихотворения Жуковского «Невыразимое» показывает, что даже у этого великого писателя, который был чтецом и учителем при императорском дворе, не хватало словарного запаса, чтобы достоверно передать увиденную им картину.
В своем произведении Василий Андреевич восхваляет природу, преклоняется перед ее небрежной красотой. Не придумали еще таких слов, которыми можно было бы описать природные явления, окружающие пейзажи – именно об этом говорит анализ стихотворения Жуковского «Невыразимое». Автор задает вопрос: «Что наш язык земной пред дивною природой?», он сокрушается по поводу несовершенства русского языка, его эмоциональной бедности, недостатка ярких красок.
Василий Андреевич уверен, что человек не в состоянии увидеть всю красоту окружающего мира, он довольствуется лишь малой частью. Невозможно составить полную картину мироздания из отдельных, не связанных между собой образов и черт. Лишь творческие личности способны увидеть чуть больше обычного человека, и это знание позволяет им слагать стихи, воспевая величие и роскошь матушки-природы. Анализ стихотворения Жуковского «Невыразимое» позволяет уловить сожаление поэта о том, что природа не наделила людей способностью ценить каждый миг и замечать, насколько она красивая и совершенная.
Поэт убежден, что душа каждого из нас готова впустить в себя прелестный образ рек, полей, лесов, а вот разум не в состоянии отозваться на душевные порывы и перевести чувства в слова. Восприятие окружающего мира во многом зависит и от настроения человека. Если он не обременен заботами, то будет восхищаться золотым закатом, летящими по небу облаками, журчанием ручья, но если его разум занимается решением каких-либо проблем, то он пройдет мимо, не замечая окружающей красоты.
Анализ стихотворения Жуковского «Невыразимое» показывает сожаление автора о безвозвратно утерянном времени. Человек начинает что-то ценить, только когда это теряет, сам Василий Андреевич к серьезным потерям причисляет молодость. Поэт родился и вырос в одной из деревень Тульской губернии, именно там он открыл для себя красоту природы, научился черпать вдохновение в созерцании бескрайних полей и лугов, зеленых рощ и лесов, голубых рек и озер. Жуковский «Невыразимое» написал, чтобы передать свое сожаление о невозможности выразить на листе бумаги восхищение окружающим миром, передать красоту пейзажей, донести до читателя чувства, которые сам переживает при виде одинокой сосны, припорошенной снегом, или, вышагивая по лужам под летним дождем.
Сочинение Анализ стихотворения Невыразимое Жуковского
Это стихотворение правильней всего отнести к разделу «философское». Оно выражает восхищение природой, неспособностью человека передать всю эту красоту, особенно словами.
Конечно, в этом произведении много устаревших для нашего времени слов: сей, спирается, глас… Но даже сейчас оно читается не очень тяжело, даже торжественно, прекрасно передаёт мысль.
Начинается оно с философского вопроса о том, что язык не может передать всю красоту природы, что она – совершенна. А он — нет. Природа, как живая, «разбросала» вокруг красоту. Тем более, сделала она это просто играючи. Действительно, красоту можно найти в любой травинке, капле… Поэт восхищается природой.
Тут Жуковский упоминает не только поэтическое перо, но и кисть художника. И снова говорит, что красками на холсте не передать всего совершенства.
Но тут уж делает уступку Василий Андреевич делает уступку, чтобы совсем творческие люди рук не опустили. Говорит, что во вдохновенье можно чуть передать прекрасные черты. (О природе Жуковский говорит, как о женщине, о богине…)
Однако дальше опять вопросы-вопросы. Например, как передать живое в мертвом (языке)? То самое невыразимое и святое, что только сердце видит.
Теперь (в стихотворении одна строфа) Жуковский приводит пример земной красоты. Час вечернего преображения, к примеру, хорош не только красками, ароматами, но и смятением приятным в душе наблюдателя. Это ощущение тоже не объяснить, так как оно и болезненное и приятное. Всё на грани, в соединении.
И Жуковский подводит читателей к отгадке – живое в полете не остановить. Передавая, ты останавливаешь движение, а это уже не то. И снова вопрос – уже, в принципе, о силе искусства. В пример приводятся, облака, берега, водоём, закат… Следует единоначалие, строки начинаются с «сие», всё красиво и непередаваемо.
В итоге, лучше всего говорит молчанье, такой вывод делает поэт. Стихотворение немного тяжеловесно, много раз в нём повторяется одна мысль.
8, 9 класс