Добрыня и змей

Краткое содержание «алеша попович и тугарин змеевич»

Сжатый пересказ «Добрыни и Змея»

Краткое содержание «Добрыня и Змей»:

Под стольным градом Киевом жила женщина вместе с сыном своим Добрыней. Добрыня знаменит был: красивый, умный, смелый и веселый.

Как-то летом захотел Добрыня от жары спастись и искупаться. И начал он просить у матушки разрешения съездить к Пучай-реке. Мать стала его отговаривать, потому что очень уж эта река сердитая. Тогда стал проситься Добрыня просто по берегу поездить и отпустила его мать. Оделся Добрыня, сел на коня, взял с собой оружие, слугу и поехали они к реке.

Приехали они к берегу, слез с коня и приказал слуге на берегу коня посторожить. Снял с себя одежду, оружие и в воду бросился. Поплыл Добрыня по реке, а река тихая, спокойная. Удивился Добрыня, ведь мать ему совсем другое рассказывала. И вдруг все вокруг загрохотало, а небо стало темным.

Летит к реке Змей Горыныч трехголовый. Увидал Змей богатыря и решил его в плен взять. Много, говорит, у меня в плену русских людей, а Добрыни нет. А богатырь под воду нырнул, доплыл до берега и до коня побежал. А слуга, когда услышал Змея, струсил и ускакал на коне вместе со всем оружием.

Горыныч уже летит, а на берегу нет ничего кроме шляпы, в которой богатырь к реке приехал. Схватил богатырь шляпу, насыпал туда песка и хлестнул Змея, да так, что голову ему отбил. Уронил Горыныча на землю и убить хотел, но злодей пощады запросил.

Пообещал злодей, что если богатырь его отпустит, то не будет Горыныч больше людей в плен уносить. Отпустил его Добрыня, а Змей полетел и украл Забаву Путятишну – племянницу князя Владимира. Увидел это богатырь, загрустил да домой поехал. Говорит он матери: «Невесело мне у нас дома. Хочу к князю Владимиру на пир поехать».

Предупреждала его матушка, чтобы не ездил он, но Добрыня ее не послушал. Приехал богатырь русский на пир, а там тоже невесело. Рассказал тут князь Владимир про то, что выкрал и унес Змей Горыныч его племянницу и спросил, кто сможет спасти Забаву. А никто не хочет, не вызывается помочь горю княжескому.

Вышел тут Алеша Попович и сказал князю, что видел, как Добрыня змея братом своим называл. И повелел тогда Владимир Добрыне привезти племянницу назад, а коли нет – не сносить ему головы.

Загрустил Добрыня, приехал домой да поведал матушке, что все на пиру хорошо было, только приказал князь ему вырвать племянницу княжескую Забаву из лап злодея – Змея Горыныча. Стала мать богатыря думать, как сыну помочь, а Добрыне в это время сказала спать ложиться.

Добрыня спит, а матушка его бодрствует. Ночь напролет сидит и плетет плеточку-семихвостку из семи шелков. С рассветом подняла матушка Добрыню да повелела ему в старую конюшню пойти, найти там коня Бурушку. Конь этот еще деду Добрыни Никитича верно служил.

Нашел богатырь Бурушку, почистил, покормил, к избе подвел да оседлал. А тут и матушка вышла, да плеточку сыну подала. Ту самую, которую всю ночь глаз не смыкая плела. И посоветовала мать сыну на гору Сорочинскую, в логово Змея прибыть, когда злодея дома не будет, и притоптать всех его змеенышей.

Приехал Добрыня в змеиное жилище, а там змееныши стали коню богатырскому ноги обвивать. Выхватил тогда богатырь плеточку да стал коня стегать. И стал Бурушка с удвоенной силой змеенышей бить копытом. Так и прибил всех.

Слез Добрыня Никитич с коня и к пещерам направился. Прилетел тут Змей Горыныч и стали герой со злодеем биться. Сражались они три дня и три ночи, достал потом богатырь плеточку и стал ей Змея охаживать. Так он Горыныча укротил и отрубил ему все головы.

Хлынула из Горыныча кровь, залила Добрыню по пояс. Стоит Черная кровь и в землю не впитывается. Тогда достал богатырь свою плеточку да стал сыру землю хлестать, чтобы расступилась она и кровь приняла. Послушалась его мать-сыра земля.

Пошел тогда богатырь к пещерам, все замки сорвал да пленников освободил. А в последней пещере нашел богатырь Забаву Путятишну и в княжеский дворец ее привез.

Вывод:

Эта былина учит никогда не сдаваться и бороться на стороне добра, защищать слабых.

Сейчас читают

Изначально до момента возникновения богов имел место быть некий Хаос, это было своего рода бесформенное бытие или даже пространство, где находились Тартар и Эрос. Движение первого эпического персонажа были порождены

Поэма Дом у дороги рассказывает о страшных жизненных ситуациях, с которыми вынуждены сталкиваться люди. Идёт повествование о судьбе семьи, которая жила в хорошем и уютном доме. Это были муж с женой и тремя детьми

Блок пишет небольшое эссе на тему революции, в котором выражает собственное отношение к текущим событиям. Вначале он скептически описывает мнение тех людей, которые считают Россию погибшей

В заповеднике живут волки – Ташчайнар и Акбара. У них появились детеныши. Туда пришли охотники, чтобы пострелять сайгаков для выполнения мясного плана. Убили и волчат.

Народная сказка, главными героями которой выступают старик со старухой, у которых не было никогда детей. Однажды, отчаявшись уже завести своих малышей. они решают вырезать из бревнышка маленького мальчика

Источник

Сюжет[править]

Князь Киевский случайно узнаёт, что его племянница Забава влюбилась в простого гонца Елисея и намерена сбежать с ним. Недовольный этим князь решает отправить Елисея на задание, а Забаву выдать замуж. Он велит Елисею доставить богатырю Добрыне Никитичу приказ — собрать дань с крымского хана Бекета. К большому неудовольствию Добрыни, в приказе содержится княжеское указание взять в помощники Елисея.

Что же касается князя, то он пытается выдать Забаву замуж, однако ей не нравится ни один из кандидатов. Тем временем Добрыня с боем собирает дань с хана и спасает ранее взятого в плен Елисея. В это время к князю приходит знатный купец Колыван — мастер в азартных играх, который предлагает ему выдать за него Забаву, взамен обещая простить крупный денежный долг на сорок тысяч. Князь нехотя соглашается, и тогда Колыван с помощью одного из своих должников, трёхголового дракона Змея Горыныча, устраивает похищение Забавы и прячет её в своей деревне.

Вернувшись в Киев, Добрыня и Елисей замечают, что князь и его бояре оплакивают пропавшую княжну. Для Добрыни становится шоком, когда он узнаёт, что похититель — Змей Горыныч, потому что последний был его лучшим другом. Однако в ответ на предложение Добрыни отправиться на поиски князь отправляет протагониста в отпуск, но Добрыня и Елисей, ослушавшись приказа, на найденном верблюде едут к Горынычу. Тем временем Колыван объявляет себя спасителем Забавы и решает жениться на ней, однако та отказывает ему. Тогда Колыван отводит Забаву на Кудыкину гору — к своей должнице Бабе-Яге и требует, чтобы та приворожила Забаву.

Добрыня и Елисей же приезжают к Змею Горынычу, и тот заявляет, что не причастен к похищению княжны. Однако той же ночью, испытывая вину перед Добрыней за то, что провёл его, Горыныч решает вернуть Забаву и на верблюде отправляется на поиски Колывана, оставив объяснительную записку. Но Колыван с помощью избушки на курьих ножках одолевает Горыныча и прячет его с Забавой в погребе. Верблюд убегает.

На следующее утро Елисей находит записку и рассказывает о ней Добрыне. Последний сильно разочарован обманом Змея Горыныча, можно сказать, разгневан. Вместе с Елисеем они отправляются на поиски Колывана. Тем временем князь, узнав об отъезде Добрыни, пишет письмо Колывану, и тот просит Бабу-Ягу извести богатыря, однако ни одно из её заклинаний не может сломить крепкий дух Добрыни. Тогда Колыван приказывает хану Бекету, который также был его должником, разделаться с богатырём. Тот берёт в плен Елисея и найденного им верблюда, однако Добрыня спасает их и узнаёт от хана, что Колыван прячется на Кудыкиной горе.

Забава и Змей Горыныч сбегают из избушки, но последний не умеет летать и таким образом начинает тонуть в болоте. Подоспевшие Добрыня с Елисеем спасают его. Тогда Баба-Яга, вызвав тёмную силу, атакует героев. После длительного боя Добрыня одолевает Ягу. Колыван пытается сбежать, но Добрыня ловит его и предлагает решить, что с ним делать. Пока они совещаются, Колыван сбегает, но сам он им не понадобился. Достаточно просто уничтожить все долговые расписки злодея.

Добрыня, Змей Горыныч, Елисей и Забава возвращаются домой. По пути Горыныч, вновь научившийся летать, улетает, а Добрыня, Елисей и Забава возвращаются в Киев. Князь очень рад видеть племянницу, однако всё равно против её брака с Елисеем. Впрочем, Добрыня уговаривает князя изменить решение, после чего Елисей и Забава устраивают пышную свадьбу.

Фильмы, актеры и роли

Добрыня Никитич входит в список главных героев советских мультиков, а также анимационных фильмов, снятых уже в 2000-ых годах. В приключениях вместе с тремя богатырями участвует россыпь персонажей – от киевского князя до возлюбленного его племянницы Елисея. Вот список этих мультфильмов:

  • «Добрыня Никитич» (1965)
  • «Добрыня Никитич и Змей Горыныч» (2006)
  • «Князь Владимир» (2006)
  • «Три богатыря и Шамаханская царица» (2010)
  • «Три богатыря на дальних берегах» (2012)
  • «Три богатыря. Ход конем» (2015)
  • «Три богатыря и морской царь» (2016)

Голос богатырю подарили актеры Валерий Лекарев, Валерий Соловьев и Дмитрий Назаров.

Георгий Демин в роли Добрыни Никитича

Дебютный выход Добрыни Никитича в кино случился в 1956 году. Режиссер Александр Птушко снял по мотивам древнерусских былин и сказок Александра Пушкина фильм «Илья Муромец». Доспехи славного воина Добрыни надел Георгий Демин. К созданию фильма «Илья Муромец» 1956 года выпуска авторы подошли с размахом. В массовке задействовано 106 тысяч статистов-солдат и 11 тысяч лошадей. Последняя цифра побила рекорды в кинематографе – такое количество животных не использовалось в съемках художественных картин ни до, ни после.

Леонид Куравлев в роли Добрыни Никитича

Следующее обращение к мотивам из эпоса произошло намного позже – в 2005 году Добрыня в лице Леонида Куравлева появился во второй части киноэпопеи «Сага древних булгар» Булата Мансурова, которая носит название «Лествица Владимира Красное Солнышко».

Павел Климов в роли Добрыни Никитича

А еще через шесть лет Андрей Мармонтов представил зрителю картину «Реальная сказка», в которой действия перенесены в современный мир. Здесь нашлось место и фантастическим персонажам – Лешему, Ивану-дураку, Бабе-Яге и, конечно, трем богатырям. Образ Добрыни Никитича воплотил Павел Климов.

Евгений Дятлов в роли Добрыни Никитича

Последний раз на сегодня Добрыня Никитич порадовал зрителей присутствием в искрометной комедийной сказке от «Disney» «Последний богатырь» (2017) режиссера Дмитрия Дьяченко. Главный герой попадает в параллельный мир, где царит волшебство. На пути молодого человека встречаются Баба-Яга (Елена Яковлева), Кощей Бессмертный (Константин Лавроненко), Чудо-юдо (Александр Семчев) и другие жители сказок. Добрыню Никитича играет Евгений Дятлов. Ему на съемках фильма «Последний богатырь» пришлось помучиться. Актер был вынужден носить костюм, который весил 10 килограммов.

Добрыня и Маринка

Ефимья Александровна заклинает сына: когда тот пойдёт гулять по Киеву, избегать переулка, на котором живёт королевична Марина Кайдальевна. Она уже завлекла своими волшебными чарами множество знатного и простого народу и всех безжалостно загубила. На ее счету погубленные девять русских богатырей, и Добрыню может ждать та же участь.

Гуляя по городу, Добрыня поначалу действительно сторонится запретного места. Но на глаза ему попадается нежно воркующая голубиная пара. Добрыня чувствует, что это не настоящие голуби, а наваждение нечистой силы. Он без колебаний пускает в голубей калёную стрелу. Но стрела пролетает мимо цели и попадает в косое окошко высокого терема. Это и было окошко Марины Кайдальевны, лукавой чаровницы.

Добрыня, не мешкая, отправляется прямо в этот терем — забрать свою стрелу. Когда он предстаёт перед хозяйкой, то слышит сахарные приветливые речи: «Ах ты душенька, Добрыня сын Никитинич! / Сделаем, Добрынюшка, со мной любовь!»

Богатырь не поддаётся обольщениям и с достоинством отвечает Марине, что он ей «не полюбовничек», поворачивается и выходит на широкий двор. Маринушка пускает в ход свои колдовские чары: «А стругает тут следочки да Добрынины, / Рыла тут во печку во муравлену / И сама же к следочкам приговаривает: / Горите вы, следочки да Добрынины / Во той во печке во муравленой. / Гори-ко во Добрынюшке по мне душа!»

Реклама:

Колдовство срабатывает. Добрыня возвращается в горницу, кланяется коварной красавице и соглашается «сделать с ней любовь». Но Марина решает отомстить Добрыне, превращает его в златорогого тура и выпускает в чисто поле. Тур несётся вперёд, производя вокруг страшное разорение. Он вытаптывает сначала стада мирно пасущихся гусей, потом лебедей, потом овец и коров, наконец, уничтожает табун коней. Владения, по которым он проносится, принадлежат родной Добрыниной тётке премудрой Авдотье Ивановне. Каждый раз после очередного бедствия с вверенной им птицей и скотиной пастухи приходят к Авдотье Ивановне с жалобой на страшного и мощного тура. Авдотья Ивановна прозревает истину и печально признает, что это не тур, а ее любимый племянник, заколдованный ведьмой Мариной. Авдотья Ивановна решает противопоставить злым чарам свои добрые.

Она оборачивается сорокой и летит к ведьме, которую упрекает в проделках, а затем просит вернуть Добрыне прежний богатырский облик. В противном случае тётка грозит Марину тоже обернуть сорокою, что тут же и выполняет.

Реклама:

Марина-сорока летит в поле, находит там золоторогого тура и садится к нему на рога, нашёптывая: если Добрыня согласится пойти с ней, Мариной, под венец, она вернёт ему человеческий облик. Добрыня, понявший, что стал добычей ведьмы, решает схитрить. Он даёт ей обещание жениться: «Сделаю я заповедь великую, я приму с тобой, Марина, по злату венцу».

Колдунья превращает его снова в богатыря, а сама становится девицей. Они являются к князю Владимиру с просьбой о благословении. Затевается богатая свадьба. Добрыня даёт тайный наказ перед пиром: «Ай же, слуги мои верные! / Попрошу у вас же чару зелена вина, / Вы попрежде мне подайте саблю вострую».

Когда богатырь остаётся с Мариной наедине, она снова берётся за колдовство. Сначала ведьма оборачивает Добрыню горностаем, затем соколом, заставляя ломать когти и крылья и потешаясь над его бессилием. Измученный Добрыня-соколик обращается к Марине с просьбой дать ему отдых и позволить выпить чарку. Марина превращает его в добра молодца, не ожидая никакого подвоха. Добрыня тут же кличет слуг и произносит условную фразу. Слуги «поскорешенько» подают ему острую саблю, и богатырь, не мешкая, сносит ведьме голову — за ее «неумильные» поступки.

Наутро отдохнувший после жаркой бани Добрыня Никитич сидит у крыльца. Проходящие мимо соседи, князья да бояре, поздравляют его с женитьбой и слышат ответ по всей правде: «Я вечор же, братцы, был женат не холост, / А нынче я стал, братцы, холост не женат. / Я отсек нонь Марине буйну голову / За ейны было поступки неумильные».

Окружающие не скрывают радости по поводу такого исхода дела. Все наперебой благодарят богатыря, избавившего город от злой и коварной колдуньи, которая извела, помимо королей с королевичами и князей с князевичами, ещё девятерых славных русских богатырей. Не говоря уже о бессчётных жертвах простого «народушку да черняди»!

Реклама:

Алеша и Тугарин

Сходная по содержанию былина — о сражении этого витязя со Скимом-зверем. По сути, она воспроизводит в точности все основные моменты сказания о победе над Тугарином.

Сюжет легенды заключается в следующем. Алеша приезжает со своим умелым и проворным слугой Екимом в Киев к Владимиру. Здесь на пиру он встречает Тугарина, который «кладет голову на грудь княжне». Видя прожорливость и жадность змея, Алеша начинает его высмеивать. Сначала он сравнивает воина с собакой своего отца, которая от жадности подавилась костью и подохла, позже — с коровой.

Обиженный Тугарин бросает в него нож, но Еким ловит его на лету. Далее Алеша вызывает врага на битву «в чистом поле».

Судя по былине, он побеждает с божьей помощью и с использованием хитрости. Вначале Тугарин летал на «бумажных крыльях», но Алеша помолился в храме и пошел дождь. После того как змей упал, витязь подъехал к нему и сказал: «Зачем ты привел с собою такую большую силушку?»

Когда Тугарин обернулся, чтобы посмотреть, что имеет в виду богатырь, последний отрубил ему голову. В этой сцене показан характер Алеши Поповича: воин часто добивался своего не силой, но хитростью. Чем-то его образ похож на образ Одиссея у Гомера.

Прототип Добрыни Никитича

По былинам прослеживается интересный момент. Дело в том, что именно Добрыне князь обычно даёт различного рода поручения: то выручить племянницу, то собрать дань и привезти её ко двору, также он сам вызывается на исполнение поручений, от которых отказались другие богатыри. Таким образом, становится очевидна близость к княжеской родне Добрыни, которого иногда самого величают князем, племянником самого Владимира Красного Солнышка. Прототипом богатыря в историческом плане можно смело называть воеводу Добрыню, который приходился родным дядей и воеводой князя Владимира, брата матери Малуши. Добрыня исполняет личные поручения, используя не только силу, храбрость, но и дипломатические способности, что говорит о его образованности и уме. Какой был Добрыня Никитич, мы узнаем из былин, в них часто говорится о его многосторонности, он ловок, отлично плавает, стреляет, а также владеет музыкальными инструментами. Часто он играет на гуслях, поёт, играет в тавлеи.

Былинные богатыри

В былинах упоминаются такие слова, как «богатырь» и «витязь». Давайте разберемся с их происхождением.

Исследователи пока не пришли к единому соглашению, поэтому существует несколько версий. Богатырь имеет схожие по звучанию аналоги в праарийском языке («удачливый»), в монгольском («багадур» — «смельчак, храбрый всадник»).

Витязь, предположительно, происходит от глагола «бить», то есть означает «воин». По второй версии, это видоизмененное на славянский манер слово «викинг».

Богатыри делятся исследователями по двум классификациям.

Первая выделяет старших, младших и богатырей Киевской Руси. К первым относятся витязи, олицетворяющие враждебные человеку силы. Это Святогор, Микула Селянинович, Полкан, Иван Колыванович, Самсон и некоторые другие.

Младшие уже имеют человеческий облик, без способности к изменению формы, в отличие от старших. К ним относят Соловья, Чурилу, Дюка.

Основу былин о киевских богатырях составляют подвиги Алеши Поповича и Добрыни Никитича. Также упоминаются Илья Муромец, Михайло Поток, Иван Гостиный сын и другие.

Вторая классификация основана на периодах — дотатарский период, татарский и московский. В ней эти же витязи располагаются немного в другом порядке.

Подвиги и героизм русского богатыря

(Иллюстрация — Добрыня Никитич побеждает Змея Горыныча

Исторические события отражаются в былинах вместе с художественным обрамлением, легкие для восприятия. Реальная история о поисках жены для князя — Рогнеды, легла в основу соответствующей былины. Сюжет о борьбе со змеем в округе Новгорода также упоминается в летописи. Благодаря этим подвигам, Добрыню долгое время называли “Змееборцем”, “сватом”. В былине “ Добрыня Никитич и Марина” описывается его борьба со знаменитой чародейкой, магия которой была известна по всей Руси. Его борьба с различными культами и язычеством проявляется также в той былине, где богатыря крестит целое селение новгородцев.

Добрыня Никитич имел тонкий ум, что помогало ему вести военные действия особо умело, не прибегая к большому количеству жертв — он всегда умел подобрать нужные слова, вел переговоры. Навыки и знания реального воеводы отображаются и в характере героя былин. В частности, упоминается, что Добрыня знал 12 разных языков, а также разговаривал “по птичьи”.

Подвиги, которые пугали остальных, для Добрыни Никитича и его товарищей оказывались несложными, не могли их устрашить. Вместе они были непобедимы, их воинские качества дополняли друг друга. Как истинный воин, чье бесстрашие является примером для поколений, погиб Добрыня в честном бою. Кончина настигла его около реки Калки, неподалеку которой его и похоронили. Курган, названный в честь Добрыни, был насыпан на его могиле с почестями.

Для русского народа, Добрыня Никитич — образец мужества и храбрости. Его подвиги — пример любви к своей земле и соотечественникам.

Добрыня Никитич

— второй по значению богатырь былинкиевского цикла . Он пришел на смену древнему Дунаю, однако он не только богатырь-змееборец, но и богатырь-дипломат. В ряде былин Добрыня выполняет различные дипломатические поручения князя Владимира.

В былине «Добрыня и Змей»

он совершает ратный подвиг — одерживает победу над Змеем, который много горя принес на Русскую землю. Сюжет былины вышел из древнейшего сказочного фольклора. Былина начинается рассказом о том, как мать не велит Добрыне ездить на Пучай-реку купаться:

Добрынюшке-то матушка говорила, Да Никитичу-то матушка наказывала: «Ты не езди-ка далече во чисто поле, На ту на гору да Сорочинскую, Не топчи-ка ты младых змеенышей, Ты не выручай-ка полонов да русских, Не куплись, Добрыня, во Пучай-реке — Пучай-река очень свирепая, Середняя-то струйка как огонь сечет». 2

С этого сказочного запрета обычно начинаются сказки. Так же как в сказке, Добрыня не слушается совета матери и далеко заплывает. В этот момент налетает на него Змей:

Ветра нет, да тучу наднесло, Тучи нет, да будто дождь дождит, А дождя-то нет, да только гром гремит, Гром гремит да свищет молния. Как летит Змеище Горынище А тыех двенадцати о хоботах. 3

Битва богатыря со Змеем изображается коротко: ударил Добрыня Змея, отшиб все его «хоботы» и взял с него слово не летать больше на Русь. Вернувшись в Киев, Добрыня узнает, что Змей опять летал через Киев и унес племянницу князя Владимира — Забаву Путятичну.

Добрыня отправляется в дальний путь к пещерам Змея. Но, в отличие от сказочного героя, который борется с чудовищем ради своих личных интересов (освобождение невесты), он представляет нового героя, выступающего за общественные интересы в борьбе за целостность Руси и ее границ. Сказочный мотив борьбы за женщину становится мотивом борьбы за русскую полонянку. В былине Добрыня представляется как освободитель Русской земли. Былина поет славу богатырю, который освободил не только племянницу Владимира, но и множество других пленных, томившихся в подземелье Змея:

Тогда Добрыня во нору пошел, Во те во норы да во глубокие. Там сидит сорок царей, сорок царевичей, Сорок королей да королевичей, А простой-то силы — той и смету нет. Тогда Добрынюшка Никитинич Говорил то он царям да он царевичам И тем королям да королевичам: «Вы идите нынь туда, откель принесены. А ты, молода Забава дочь Путятична, Для тебя я эдак теперь странствовал, Ты поедем-ка ко граду ко Киеву, А ий ко ласковому князю ко Владимиру». 4

Добрыня во всех былинах выражает свои богатырские качества, ревностно оберегает достоинство русского воина, он разумен в речах, сдержан, тактичен, заботливый сын и верный супруг. Во всех былинах раскрываются эти черты его облика.

Читательский дневник по былине «Святогор-богатырь»

Название: «Святогор-богатырь»

Число страниц: 12

Жанр: былина

Главные герои: Святогор, Микула Селянинович.

Второстепенные герои: Девушка, Кузнец.

Характеристика главных героев былины:

Святогор — Очень могучий богатырь огромного роста.

Слишком самоуверенный, принципиальный, не верящий в судьбу.

Микула Селянинович — Простой пахарь, богатырь.

Носит тягу земную.

Характеристика второстепенных героев:

Девушка — больная, потом богатая и красивая.

Кузнец — предсказатель судеб.

Краткое содержание былины «Святогор-богатырь»

Встретил Святогор в горах человека с сумой неприметной.

Но поднять суму не смог, потому что носилась в ней тяга земная.

Отправил Микула богатыря к кузнецу судьбу свою узнать.

Указал кузнец Святогору, где ему жену искать, но нашёл там богатырь больную девушку.

Ушёл он прочь, свой меч у кровати оставил, а девушка выздоровела.

Стала красавицей и купчихой, и вновь встретилась со Святогором.

План былины:

  1. По Святым горам.
  2. Сума с тягой земной.
  3. Совет Микулы.
  4. Совет кузнеца.
  5. Больная девушка.
  6. Жалость к больной.
  7. Удар меча.
  8. Богатая красавица.
  9. Свадьба.

Основная мысль произведения «Святогор-богатырь»

Главная мысль былины заключается в том, что не может человек знать свой судьбы.

Основная идея былины в том, что от судьбы не уйдёшь.

Чему учит былина

Былина учит не кичиться своей силой, не считать себя лучше других.

Учит прислушиваться к советам умных людей.

Учит не бегать от судьбы.

Учит проявлять жалость и сострадание.

Краткий отзыв по произведению «Святогор-богатырь» для читательского дневника

Прочитав эту былину, я подумала о том, что любой человек может проявить слабость, быть закомплексованным, как это случилось с богатырём Святогором.

Он не смог поднять суму с тягой земной, которую легко нёс Микула.

И не узнал в больной девушке свою суженую.

Но от судьбы не смог уйти даже этот богатырь.

Это очень интересная и поучительная былина, которая заставляет по-новому взглянуть на образы русских богатырей.

В ней мы видим, что богатыри ничем не отличаются от обычного человека, кроме силы.

Они хотят служить народу, родной стране, но не могут найти своего счастья.

И так же как все люди мучаются сомнения в правильности своих поступков.

И это делает богатырей более человечными.

Ведь оказывается, что и они не застрахованы от ошибок.

Мне очень нравится могучий Святогор и я рада, что в конце былины он нашёл свою любовь.

Я всем советую прочитать эту былину и подумать о том, что счастье всегда ходит где-то рядом.

Надо лишь заметить его.

Пословицы к произведению:

  • Коли хорошо, не хвастай, тебя и так заметят.
  • Суженный и на печи найдёт.
  • Чему быть, того не миновать.
  • Как верёвочке не виться, а конец будет.

Ещё читательские дневники по русским былинам:

  • Сборник «Русские богатыри и героические сказки»
  • «Садко»
  • «Ильины три поездочки»
  • «Три поездки Ильи Муромца»
  • «Алёша Попович и Тугарин Змеевич»
  • «Вольга Всеславович»
  • «Микула Селянович»
  • «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча»
  • «Про прекрасную Василису Микулишну»

Библиотека русской былины пополняется.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГДЗ 8 класс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: