Слово о полку игореве

Краткое содержание «слова о полку игореве» — за 5 минут

Второстепенные герои и их характеристика

  • Вещий Боян – певец, рассказчик, игрок на гуслях, «старинный соловей», «исполненный дивных сил». Он был свидетелем немалого количества событий на Руси, о других же знал со слов родителей и дедов, и переложил все в красивые былины. Именно он поведал читателям эту историю.
  • Куряне – воины из Курска, смелые, храбрые, готовые биться за свою землю и своего князя.
  • Половцы – кочевники, периодически нападавшие на Русь.
  • Кончак – половецкий хан, в 1185 году принял участие в разгроме полка Игоря. После побега Игоря из плена женил его сына Владимира, оставшегося в плену, на своей дочери.
  • Гзак – половецкий хан, стоявший во главе объединения донских половцев. Бился с Игорем в 1185 году, во время неудачного похода последнего. Сумел взять в плен брата Игоря, князя Всеволода.
  • Дружина Игоря – смелые русичи, готовые драться до последней капли крови, отстаивая Русь. Многие сложили головы на поле боя.
  • Олег – брат Игоря, князь вирский, стародубский, затем черниговский. После длительных сражений, до начала неудачного похода Игоря на половцев в 1185 году, был отправлен Игорем в Киев. Там его и застала весть о битве Игоря на реке Каяле.
  • Олег (из «времен Траяновых») – князь Новгородский с 879 года и киевский с 882, родич Рюрика.
  • Траян – по одной из версий, некий объединенный образ древних варягов, Рюрика, Синеуса и Трувора, пришедших на Русь править. По другой версии, римский император.
  • Князь Владимир – возможно, князь киевский, Владимир Мономах.
  • Борис – вероятно, двоюродный брат Олега (из «времен Траяновых»), имел право на Чернигов, потому Мономах считал его своим врагом.
  • Всеволод Юрьевич – великий князь Владимирский, воевавший с рязанскими князьями и волжскими болгарами. В 1184 году, за год до описываемых в «Слове…» событий, совершил успешный поход на болгар.
  • Давид – князь Вышгорода и Смоленска.
  • Рюрик – брат Давида, какое-то время княжил в Киеве.
  • Ярослав Осмомысл – галицкий князь, отличавшийся мудростью, пользовавшийся народным уважением, по некоторым источникам, знал 8 языков. Отец Ярославны (Ефросиньи Ярославны, жены Игоря).
  • Роман – князь волынский.
  • Мстислав – брат Романа, отличный тактик и храбрый полководец.
  • Ингварь – князь луцкий.
  • Всеволод Ярославович – брат Ингваря, участвовал вместе с ним в битве за Киев в 1181 г.
  • Изяслав – молодой городецкий князь, вынужденный в одиночку биться против напавших на его княжество литовцев. Погиб в бою.
  • Веслав – полоцкий князь, занявший Новгород во время неудачного похода Игоря, разорял русские земли, пользуясь отсутствием Игоря.
  • Овлур – половец, с которым Игорь свел дружбу в плену. Помог ему сбежать и сам бежал вместе с русским князем.

Описание персонажей

«Слово» основано на исторических событиях: походе князя Игоря на кочевников с братом Всеволодом и сыном Владимиром. Но в рукописи описаны и другие персонажи.

Система картинок, список главных героев и их характеристики описаны в таблице:

Главные герои Характерная черта
Князь игорь Главный герой произведения. Смелый и отважный человек, заботящийся о защите своей Родины. Его вспыльчивость не позволяет ему жить спокойно. Ванино, несмотря на плохие сигналы, уверенно выводит команду из кочевников.
Ярославна Жена князя, в ее лице описан весь русский народ, верящий в мудрость и отвагу своих героев. Это также обобщенное описание всех жен, преданно ожидающих своих мужей с войны.
Святослав Мудрый правитель, отец главных героев, вел поход против кочевников. Умный и дальновидный человек, понимающий ущерб, нанесенный гражданской войной, пытается объединить Россию.
Всеволод Брат Игоря, человек сильный и мужественный. Так велика его любовь к Родине, что в кровопролитной битве с половцами он все забывает. Он даже не обиделся. Тоже поймали.
Природа В рукописи он играет роль одушевленного существа, действующего в союзе с людьми.
Боян Древнерусский сказочник, восхваляющий подвиги князей. У него есть дар предсказания, он умеет предсказывать будущее. Стихотворение действует в отличие от автора повествования.
Автор Это образ патриота. Ему удалось написать масштабную эпопею, превосходящую любой жанр. Его удивительный стиль и язык позволяют с уверенностью назвать произведение великим памятником древнерусской литературы. Он культурный и неординарный человек с широким кругозором. Умело описав поражение Игоря, он сумел передать свою силу и мощь.
Овлур Вместе с Игорем бежал персонаж из вражеского лагеря, который помог организовать побег князя.

Часть первая

1185 год. Князь Игорь с дружиной поджидает своего брата Всеволода (его прозвище «буй-тур» значит «могучий»), князя Курского и Трубчевского. Вместе они хотят разгромить половцев, захватить богатую добычу.

Войско в сборе. Начало похода омрачено дурным знаком. Князь Игорь видит солнечное затмение. Тень от него «ополченья русские покрыла». Но князя гонит в поход жажда славы. И дружина выступает вперед, к Дону. «О Русская земля! Ты уже за холмом».

Всю дорогу войско сопровождают зловещие знаки. Поднимается птичий крик и волчий вой. «Стон и скрежет в сумраке ночном». Дружина ночует в степи. Туда со всех сторон стекаются половцы.

Утром, в пятницу, русичи бросаются в бой. Ряды половцев смяты. «Поганые» терпят сокрушительное поражение. Русичи поживились золотом, шелками, взяли в плен половецких девушек. Преследуя бегущих, русичи шли по болотам, бросая себе под ноги покрывала и прочую половецкую одежду.

Наступает ночь, русичи вновь спят в степи. А в это время к Дону собираются полчища врагов под предводительством ханов Гзака и Кончака. Под кровавую зарю у реки Каялы начинается новая битва.

Осыпая дружину градом стрел, «с криками и воем валит враг». Русичи встречают их сомкнутыми рядами щитов. Князь Всеволод разит врагов направо и налево

Он не чувствует боли от ран, забыл об осторожности, о том, что целым и невредимым дома ждет его милая жена – Глебовна

Автор вспоминает походы предка князя Игоря – князя Олега. Тогда честолюбивый князь Олег вступал в борьбу с другими русскими князьями, разорил Русь. Но нынешняя битва с половцами не идет ни в какое сравнение с битвами прежними. Настолько она грандиозна и ужасна по своим последствиям для русичей.

Дружина бьется мужественно, русские сабли обрушиваются на головы врагов. Но орда одолевает, теснит русичей. Русские полки дрогнули. Некоторые воины позорно бегут. Князь Игорь, весь израненный, тщетно пытается их воодушевить. На третий день исход битвы решен. И он не в пользу русичей.

Братьев-князей Игоря и Всеволода берут в плен разные ханы. Сама природа скорбит о поражении: «степь поникла, жалости полна». Пока Игорь с братом в плену, прочие русские князья идут войной друг на друга, бьются за власть.

«Жены русские» рыдают, не видать им больше милых, взятых в плен. Вся Русская земля переполнена печалью. Сам стольный град Киев «стонет над горою». Ведь еще недавно били русские половцев нещадно. Черниговская земля осиротела без своего князя. Половцы, пользуясь разобщенностью русских князей, разоряют Русь, берут дань.

Игорь и Всеволод невольно послужили причиной великого бедствия. А вот отец их Святослав держал «поганых» в узде, самого хана Кобяка, собаку, взял в плен, «на Степь ногою наступал».

Иностранцы смеются над неудачами князя Игоря. Считают его виновником всех бед, восхваляют мудрость и силу его отца Святослава. «На Руси веселье полегло».

Сочинение Главные герои Слова о полку Игореве

В поэме «Слово о полку Игореве» показано немало исторических героев, на которых читатель не может не обратить внимания. Поэма является культурным достоянием России, в котором изображены события, происходившие во времена Древней Руси. Герои данного произведения заслуживают отдельного рассмотрения читателем.

Князь Игорь – главный герой поэмы, сын Святослава Олеговича. Князь Игорь правил величайшим городом – Новгородом. Именно он возглавил поход против половцев. Он был известен, как храбрый, мужественный воин, за которым были готовы пойти люди на смертный бой. Главной задачей князя является защита родины, своего народа. Князь Игорь желал быть известным, отчасти его поступки преследовали личностные цели, подвергающие войско опасности. Во время похода решения князя были необдуманны, быстро приняты, что приводит к поражению Игоря, который после попадает в плен к половцам.

Всеволод – князь Курский и Трубчевский. Он приходится младшим братом главного героя, князя Игоря. Их характеры очень похожи. Всеволод, так же как и брат, является вспыльчивым человеком, который принимает решения сгоряча. Узнав о походе брата, Всеволод моментально присоединяется к нему, несмотря на свой возраст. С Игорем Всеволод очень дружен, поэтому и поддерживает своего брата в трудный период в жизни. Он мужественный, храбрый боец, обладающий поистине военной выдержкой

Во время битвы с половцами Всеволод отважно бился с врагом, забыв обо всей своей жизни, полностью отдаваясь своему долгу родине

Святослав – отец князей Игоря и Всеволода. В поэме Святослав показан, как рассудительный, честный правитель Руси, также ушедший на битву с половцами, дабы защитить свою родину. Святослав хотел воссоединить Русь, потому что считал братское кровопролитие бессмысленным. Войны между князьями не приводили Русь к величию, а наоборот делали ее слабее. Святослав считал, что сила славян в их единстве, которое бы привело княжества к непоколебимости и неподвластности врагам.

Ярославна – жена Игоря, князя Новгородского. В образе Ярославны собраны все жены и матери русских воинов, отправившихся защищать свои родные дома и княжества. Она олицетворяет материнскую мудрость и заботу, верность и преданность жены. Ярославна стала лицом всех русских женщин, ждущих возвращения родных с войны, верящих в силу, отвагу и самоотверженность своих мужчин. Она обращается к природным силам, чтобы те сопутствовали защитникам во время битв. Ярославна переживает не только за князя Игоря, но и за все его войско. В произведении Ярославна показана, как заботливая, ласковая женщина, обладающая большой духовной силой.

Боян – древнерусский песнотворец. В произведении его главной ролью является донесение до читателя правдивой, достоверной информации о происходящих событиях, без хвальбы русских воинов. Боян показан, как мудрый старец, который способен предвидеть события будущего. В поэме он рассказывает о подвигах русских князей и их доблестных войсках, которые отправились защищать свой народ.

Природа – сила, которая сопутствует воинам. Во время похода князей на половцев, природа играет немаловажную роль отражения всех эмоций и предстоящих битв. Через природные условия читатель может увидеть настроение войска, предчувствовать итог похода. Можно заметить, что природа является одушевленным существом, находящимся в союзе с человеком.

Овлур – половец, мать которого русская. Он помог князю Игорю, попавшему во вражеский плен, бежать обратно на родину. Овлур так же, как и князь вернулся на русскую землю. Князь Игорь сначала отнесся к половцу с недоверием, но позже понял, что Овлур – это его единственный шанс вернуться на родную землю.

Автор – человек, любовь которого к Руси не имеет границ. Он искренний патриот, верный своей родине. Автору удается передать все настроение данного исторического события, показать чувства воинов, их жен и матерей. Своим стилем написания автор подчеркивает силу и многогранность русского языка, изображая доблесть и отвагу русского войска и его предводителя. Поэма, написанная автором, стала культурным достоянием России и вошла в ее литературу, как произведение, передающее события древней Руси.

Раскрытие проблем

Вопрос тоже довольно интересный. В эпосе автор пытается ответить на следующие вопросы:

  1. Разобщение. Произведение в какой-то мере является политическим манифестом той эпохи. Потому что он содержит открытый призыв к объединению разрозненных территорий против внешних врагов.
  2. Суета сует. Именно это чувство двигало князем в начале работы, в результате оно чуть не погубило его и древнюю Русь в целом.
  3. Стремление к власти и жадность правителей. Автор подробно описывает летопись того времени: брат может пойти к брату только для того, чтобы завладеть его землей. Это смерть России, поскольку сами россияне могут быть хуже внешней угрозы.
  4. Эгоизм. Подробно это описано в характеристике Игоря. Князь, как и многие правители, думает только о себе и своей славе, и судьба армии ему безразлична. Автор осуждает это.

Очень кратко

В «Слове о полку Игореве» рассказывается, как новгородский князь Игорь пошел в поход на половцев со своей дружиной, но потерпел неудачу. Русские воины были разбиты, а сам князь и его сын попали в плен. Но благодаря вере возлюбленной и помощи самой матушки-природы Игорю удалось вырваться из плена и вернуться на родину.

Вступление

Автор, оставшийся сегодня неизвестным, обращается к читателям с рассказом о походе князя Игоря на половцев (так называли татар в Древней Руси). В то же время он думает о том, как рассказать эту историю. Автор упоминает рассказчика Бояна, который «рассыпал мысли по дереву», и описывает различные события в художественном стиле с множеством витиеватых оборотов.

Но в этом произведении, как говорит автор, он не будет обращаться к стилю «старого соловья» и более объемно и реалистично расскажет о походе князя Игоря.

Однако, по нашей личной оценке, повествование повести Игорева оказалось не очень реалистичным: в нем реальные исторические события тесно переплелись с мифологией (отсылки к языческим преданиям) и мистикой (плач жены Игоря, дошедший до самых берегов Дунай, помогавшая ему река, предвещала много дурных предзнаменований перед походом).

Часть 1

Князь Игорь Святославич Новгород-Северский идет в поход против половцев. Реальных предпосылок к этому нет: никаких набегов на русские земли не совершалось, и после многих побед других князей им от половцев ничего не угрожало. Однако Игорю хочется славы и хорошей борьбы, он настроен бороться до конца. Вместе с братом князем Всеволодом и сыном Владимиром он собирает войско и отправляется в поход.

Но с самого начала все идет не так: перед уходом князья замечают сразу несколько дурных предзнаменований. Сначала солнце скрыто тенью, но воины решают не обращать на это внимания. Они полны решимости победить врагов на своей земле и выступить со свитой в походе. В дороге громко и тревожно кричат ​​птицы, воют волки, слышны неприятные дребезжащие звуки. Но ничто не останавливает российских солдат.

Ночуют в степи, а утром начался первый бой. Несмотря на плохие предзнаменования, оно оказалось успешным. Русская дружина разгромила половцев, получила богатую добычу и девиц. Несмотря на это, князья решают продолжить поход и дойти до самого Дона (реки, по берегам которой простирались половецкие земли).

Тем временем о походе русского отряда узнает вся округа, юго-восточные штаты противника. Встревоженные половцы стали стекаться к реке, чтобы защитить свои земли. Их вели ханы Гзак и Кончак: собрав орду, они двинулись навстречу русскому набегу.

На следующий день произошло еще одно сражение — половцы уже атаковали русских князей. По всему войску стреляли в него из лука. Русская дружина сплотилась и приготовила щит к щиту для отражения атаки врага.

В пылу битвы князья забыли обо всем на свете и отчаянно сражались с половцами. Но это им не помогло. Войско было вынуждено отступить, и автор, описывая это поражение, с грустью вспоминал о грозных походах бывших князей. Он говорит, что никогда не было такого боя, как этот: земля почернела от крови и дыма под ногами боевых коней и самих воинов, грянула гроза. Русская дружина сражалась два дня, а на третий потерпела поражение. Князья Игорь, Всеволод и Владимир попали в плен к половцам.

С этого дня на Руси начались тяжелые времена. Много мужчин погибло в бою с половцами, и семьи, которые их ждали, постигли большое горе. Несколько русских войск перестали воевать с внешними врагами, в стране начались междоусобицы. Воспользовавшись ослаблением Руси, враждебные государства стали совершать набеги на нее со всех сторон, хотя Святослав (отец Игоря и Всеволода) в последнее время напугал их.

Часть 2

Во второй части «Слова о полку Игореве» действие переносится в столицу. Великому князю Киевскому Святославу приснился дурной сон, который он не мог себе объяснить. Он обратился за толкованием к мальчикам, и они рассказали о поражении Игоря и Всеволода в битве с половцами.

От полученных известий Святославу стало горько. С грустью произнес он «золотое слово» — обращение к Игорю и Всеволоду, отправившимся в неразумный и действительно никому ненужный поход, погубивший столько христианских душ. Святослав сожалеет о том, что братья поступили глупо, и не обратились за помощью к другим князьям и решили найти всю славу только для себя.

Теперь все на Руси заняты только борьбой за власть и междоусобными войнами, и нет никого, кто защищает границы.

Автор разделяет позицию Святослава. Он вспоминает о великих князьях прошлого и призывает русских правителей защищать свои земли от половецкого гнета, но не заканчивает мысли и возвращается к поражению Игоря.

Военный поход князя Игоря

В основе — неудачный военный поход русских князей на половцев (татар) в 1185 году.

Князь Игорь повёл свои полки на половцев, желая разгромить «поганых», прославиться и взять богатую добычу.

Игорь Святославич — древнерусский князь, глава Новгород-Северского княжества, главный герой произведения

Поход начался с мрачного предзна­ме­нования — солнечного затмения. Но князь считал, что лучше погибнуть в битве, чем сидеть дома, дожидаясь половецкого набега. Князь мечтал дойти с победой до Дона Великого и вступить в бой с половцами на их территории — на краю поля Половецкого.

Брифли существует благодаря рекламе:

В поход князь Игорь отправился со своим родным братом, могучим Всеволодом Святославичем.

Всеволод Святославич (Буй-тур) — древнерусский князь, родной брат Игоря, за смелость прозванный Буй-тур (яростный бык)

Всеволод Святославич одобрил намерение брата дойти до Дона и побить половцев в их же степи. Его знаменитая, с детства обученная воевать дружина уже ждала под Курском начала похода.

На всём пути в половецкие степи Игоря сопровождали приметы, предвещавшие несчастье, такие как солнечное затмение. Все враждебные Руси юговосточные страны узнали о походе русских войск. Испуганные половцы, услышав о приближении русичей, начали сбегаться к Дону.

Переночевав в степи, войско Игоря выстроилось в боевой порядок, смяло половецкие полки, взяло богатую добычу — золото, драгоценные камни, красивых «половецких дев». Добыча русичей оказалась так велика, что плащами, покрывалами и кожухами половцев можно было вымостить гать через болото. Князь Игорь взял себе только боевые стяги половцев.

Продолжение после рекламы:

Снова заночевало в поле русское войско. Автор рассуждает о том, как далеко залетел князь Игорь. Тем временем навстречу русичам спешили орды половецких ханов Гзака и Кончака.

Гзак — половецкий хан, глава объединения донских половцев

На следующий день орды половцев напали на четырёх русских князей, участвовавших в походе: Игоря, Всеволода Святославича, Олега и Святослава. Автор сравнивает их с четырьмя солнцами, которые хотят загасить половецкие тучи.

Половцы окружили русичей у реки Каялы и выпустили «тучу стрел на русские полки». Описание битвы сливается с изображением надвигающейся грозы.

Брифли существует благодаря рекламе:

Битва началась с перестрелки из луков. Потом зазвенела земля под копытами коней, от движения многочисленной половецкой орды поле заволокло облаком пыли. Половцы окружили русичей со всех сторон. Русские витязи сомкнули строй «щит к щиту» и приготовились отразить натиск врага.

Автор описывает боевые подвиги Всеволода Святославича, который мечом рубил головы половцев и осыпал врагов дождём из стрел. В пылу битвы он забыл о славе и богатстве, феодальной чести, княжеском долге, любви к своей красавице-жене и не чувствовал боли от ран.

Долго бились русские полки с половцами, земля под лошадиными копытами была «мёртвыми усеяно костями, далеко от крови почернев». Битва закончилась поражением русских войск. Братья Игорь и Всеволод Святославич разлучились — попали в плен к разным ханам. Автор описывает, как природа оплакивает поражение князя Игоря.

Главная мысль

Эпос позволяет читателю понять контекст эпохи написания рукописи. Разрозненная Русь с трудом выдержала натиск кочевников. Автор предупреждает правителей, что, если политики не попытаются пойти на компромисс и создать прочный военный союз, они неизбежно будут уничтожены внешними врагами. Удивительно, но именно это и произошло за столетие.

Основная идея — попросить об объединении. Идеологический комплекс дублирует многие средневековые былины, в основе которых лежит история сильного и мужественного героя, который извлек урок из своих ошибок и спас свою Родину. Но эта рукопись отличается от других основной идеей, фольклорными элементами и колоритом.

Он учит читателя при принятии решений руководствоваться не своей выгодой, а потребностями других. Работа показывает, что на самом деле означает патриотизм. Он осуждает подлость, глупость и эгоизм и превозносит честность, мудрость и сострадание.

Моральные ценности, воплощенные в эпосе, распространяются на все слои общества, поскольку и князь, и его воины должны одинаково искренне любить свою родину и защищать ее.

Позднее это произведение оказало влияние на многие шедевры русской литературы. Отголоски эпоса можно увидеть в гоголевских «Тарасе Бульбе» и Пушкинских «Руслане и Людмиле». Также нельзя не сказать о картинах Васнецова по сюжету этой рукописи и произведению Бородина «Князь Игорь.

Сюжет

Князь Игорь и его брат Всеволод, собрав могучую дружину, отправились в поход на половцев. По пути их преследовали дурные знамения: солнечное затмение, издавна считавшееся предвестником страшной беды, тревожные крики птиц, гроза, волчий вой. Однако князья не обращали на них никакого внимания.

Прибыв на место, русичи напали на половцев и разгромили их, взяв богатую добычу: золото, драгоценные камни, меха, половецких девушек. Пока уставшее войско Игоря набиралось сил, на место сражения поспешили бесстрашные половецкие ханы Гзак и Кончак со своими многочисленными воинами. Началась страшная битва, которая длилась больше двух дней. На третий день русское войско потерпело поражение, и раненый князь Игорь оказался в плену.

Для Руси наступили трудные времена. Мелкие князья перестали бороться против общего врага, разъединились. Пользуясь их междоусобицами, половцы вновь стали совершать дерзкие набеги, грабя и убивая простой народ.

Святослав не намеревался без боя отдавать врагам родную землю. Но вот беда – князья были заняты борьбой за власть и даже не помышляли о том, какая страшная беда нависла над Русью. Святослав призвал всех князей прекратить вражду и объединиться в борьбе с общим врагом.

Тем временем в Путивле Ярославна оплакивала своего любимого мужа, оказавшегося в половецком плену. Её плач и мольбы о помощи были услышаны небесами, князю Игорю удалось сбежать из плена и благополучно добраться домой. Помог ему в этом простой половец Овлур, который проникся к князю большим уважением. Сын Игоря, юный Владимир, отказался бежать с отцом – он был влюблён в прекрасную половчанку и не захотел покидать её.

Неожиданное возвращение князя Игоря было сродни появлению солнца на хмуром небе. Он приехал в Киев и посетил храм Богородицы Пирогощей, где вознёс благодарность за своё избавление. Вся Русь ликовала, искренне радуясь спасению князя Игоря.

Отзыв

Слово учит любви к Родине, верности Богу, призывает к единству страны, защите ее от врагов. Хвалит храбрых князей и русских воинов, встающих на защиту страны от иноплеменников, язычников. Причина поражения Игоря – в разобщенности, соперничестве русских князей.

Самонадеянность, эгоизм, жажда славы и почестей, губят замыслы Игоря. Слово – напоминание князьям, правителям, что в их руках Русь, народ, они несут за них ответственность, должны помогать, сочувствовать, спешить на помощь друг другу. Тема природы как действующего лица всей истории. Тема надежды на великое будущее Русской земли.

Часть 2

В Киеве великому князю Святославу приснился тревожный, «смутный» сон, объяснения которому у него не было. Собрав бояр, рассказал им о приснившемся и услышал от них толкование сна: в битве с половцами Игорь и Всеволод потерпели поражение.

С печалью и горечью произнес свое «золотое слово» Святослав, обращаясь к младшим князьям. Он упрекал их в том, что не вовремя пошли против врага, и «без чести» пролили кровь, решив искать славы для себя и не обращаясь за помощью к другим князьям. Сам Святослав «никому не даст гнезда в обиду» , сумеет защитить его. В одном беда: «князья помочь не хотят» ему: они заняты борьбой за власть, и нет проку в их силе и военном умении. Поражение Игоря привело на землю Русскую половцев, и уже «кричат русичи под саблей половецкой» , и Владимир изранен, защищая Переяславль.

Автор продолжает обращение Святослава и призывает князей защитить свою землю.

Выступить за землю Русскую зовет автор и князя Галицкого Ярослава, ведь есть у него для этого силы, ум, и власть его велика.

И к Мстиславу с отважным Романом, чья мысль «мчит ум на подвиг» и под чьи знамена склонили «буйную главу» многие противники, обращается автор, но не заканчивает призыв.

Он с горечью возвращается в мыслях к поражению Игоря:

«Но уж прежней славы больше с нами нет. Поганое войско грады поделило. По Суле, по Роси счету нет врагу…»

Князей Ингвара и Всеволода и троих Мстиславовичей, князей Волынских зовет «для дальнего похода» автор, он не понимает, почему они до сих пор не стали на защиту Руси.

Автор страстно призывает Ярослава и потомков Всеслава прекратить враждовать и понять, что в междоусобицах все потерпели поражение, в результате «раздорами и смутой к нам на Русь поганых завели» . Продолжая свою мысль о катастрофических последствиях усобиц для государства, он повествует о судьбе Всеслава, жившего в конце язычества. Всеслав враждовал с разными княжествами, множество полей на Руси «не добром засеял, а костями русскими» , но и сам много разных бед познал.

Вспоминая былое и прежних князей, в качестве образца защитника родины автор называет старого Владимира, противопоставляя его своим современникам, Рюрику и Давыду, между которыми нет согласия.

Основная тематика

Патриотизм. Автор порицает эгоизм людей. Любой человек, который считает себя достойным, должен подумать о благах своей земли. Эта тема отображена в описании князя Святослава, призывающего к объединению.
Народный эпос

В эпопее важное место уделено судьбе русского народа. Как считает автор, настоящий правитель должен в первую очередь подумать о благе обычных людей.
Отчизна. По убеждению автора, родина — самое важное, что может быть у людей

Эта тема описывается в образе Ярославны. Русь все время ассоциировалась с женщиной, а князья — были ее защитниками.
Природа. Она является полноценным персонажем в произведении. Затмение солнца предостерегает князя от принятого решения. Вокруг его войска тревожно воют дикие звери, шумит листва. Когда Игорь совершает побег, природа стихает, помогает в его спасении. Это отображение древнего фольклора, когда языческие силы внешнего мира люди ставили высоко.
Родная земля. Внутри всех порядочных людей живет любовь к своей земле. Разлука с ней — самое ужасное наказание, а возвращение — огромная радость, это описано в образе Игоря.
Русь. Автор описывает противоречивую картину Руси. Вроде бы землю населяют преданные, добрые и храбрые люди. Но при этом она ослаблена междоусобными войнами.
Единство. В эпопее показана вся пагубность раздробленности Руси. Из-за эгоизма правителей и междоусобиц она подвержена разорению.
Героизм. Автор показал, что часто бездумный героизм приводит только к бедам. Пи этом настоящий герой — это лишь человек, способный подумать не только о собственном благе, но и о счастье окружающих.
Верность. Любовь к родине и близким людям представлены как великие добродетели всех людей. Именно это позволило спастись героям: преданность своей земле и любовь Ярославны смогли помочь князю сбежать.

По убеждению автора, родина — самое важное, что может быть у людей. Эта тема описывается в образе Ярославны

Русь все время ассоциировалась с женщиной, а князья — были ее защитниками.
Природа. Она является полноценным персонажем в произведении. Затмение солнца предостерегает князя от принятого решения. Вокруг его войска тревожно воют дикие звери, шумит листва. Когда Игорь совершает побег, природа стихает, помогает в его спасении. Это отображение древнего фольклора, когда языческие силы внешнего мира люди ставили высоко.
Родная земля. Внутри всех порядочных людей живет любовь к своей земле. Разлука с ней — самое ужасное наказание, а возвращение — огромная радость, это описано в образе Игоря.
Русь. Автор описывает противоречивую картину Руси. Вроде бы землю населяют преданные, добрые и храбрые люди. Но при этом она ослаблена междоусобными войнами.
Единство. В эпопее показана вся пагубность раздробленности Руси. Из-за эгоизма правителей и междоусобиц она подвержена разорению.
Героизм. Автор показал, что часто бездумный героизм приводит только к бедам. Пи этом настоящий герой — это лишь человек, способный подумать не только о собственном благе, но и о счастье окружающих.
Верность. Любовь к родине и близким людям представлены как великие добродетели всех людей. Именно это позволило спастись героям: преданность своей земле и любовь Ярославны смогли помочь князю сбежать.

Сочинение: Отзыв о «Слове о полку Игореве»

(457 слов) «Слово о полку Игореве» — произведение, которое многие люди не любят, называют его скучным. Моё мнение на этот счёт кардинально отличается. Не зря «Слово…» называют памятником древнерусской литературы, ведь оно является стартовой точкой, текстом, в котором прослеживаются многие мотивы и художественные приёмы, присущие более поздней русской классике.

Произведение имеет высокую историческую ценность. В основу сюжета положено реальное событие. При этом тексту дана определённая «художественная оправа». Мы не просто читаем летопись, перед нами часть литературного наследия. Главные герои «Слова о полку Игореве» не кажутся нам отдалёнными образами, затерявшимися в прошлом. Благодаря автору персонажи запоминаются, им хочется сопереживать. Например, именно в с «Слове…» впервые появляется образ преданной женщины, которая ждёт своего возлюбленного, разделяет его горе. Игорь не показан читателям идеальным князем, он достаточно самонадеян. Персонаж решает идти в путь, несмотря на все дурные предзнаменования. Героя нельзя назвать однозначно плохим или хорошим. Его образ сочетает как положительные, так и отрицательные черты. Это придаёт повествованию реалистичности.

Произведение опередило свое время. В момент написания «Слова…» была только церковная литература. Текст о походе князя Игоря на половцев стал абсолютно новым этапом, витком развития. Автор говорит о значимости патриотизма, сплочённости русских земель. В «Золотом слове» Святослава он закладывает мысль о том, что врага можно победить, лишь объединившись. Когда Ярославна обращается к ветру, солнцу и Днепру, она надеется лишь на помощь полноводной реки, которая является частью её Родины.

В произведении используется олицетворение, природа очеловечивается, становится полноправным героем сюжета. Автор показывает, как деревья приклоняют свои ветви, переживая за судьбу князя Игоря и печалясь из-за поражения русского войска в битве с половцами. Такое описание тоже помогает пробудить в читателях чувство любви и уважения к родным краям.

В «Слове о полку Игореве» появляются намёки на психологизм. Переживания и тревоги Святослава выражаются через сон, который является вещим. Здесь мы уже можем говорить и о символике. Сон является печальным предзнаменованием, символом приближающегося несчастья.

Теперь обратим своё внимание на художественное обрамление текста, средства речевой выразительности. Конечно, каждый переводчик «Слова…» немного видоизменял произведение, однако общие моменты, встречающиеся у Лихачёва, Заболоцкого, Якобсона и других литературоведов, перекладывавших текст на русский язык, очевидны

В «Слове о полку Игореве» встречается рефрен. Фраза « За Русскую землю/ За Игоревы раны — / Удалого сына Святославича!» звучит в тексте несколько раз. Она служит напоминанием о том, за что нужно сражаться. Автор использует очень интересные и запоминающиеся образы. Так, например, пальцы он называет «десятью соколами», а струны — «стадом лебедей».

«Слово о полку Игореве» можно не любить, однако нельзя недооценивать культурную значимость данного текста. Автор заложил в своём произведении основы, на которых строились многие более поздние по времени написания произведения. Тема патриотизма звучит очень чётко. Она является нитью, проходящей через все события «Слова…». Персонажи раскрываются с помощью более необычных приёмов, чём простое описание внешности и характера. Текст хочется перечитывать, ведь только так в нём можно заметить ускользнувшие до этого детали, открыть новые оттенки звучания.

История написания

История написания этого произведения довольно туманна. Рукопись обнаружил в XVIII столетии обер-прокурор Синода Мусин-Пушкин в библиотеке Кирилло-Белозерского монастыря, хоть считается, что оригинал был уничтожен при пожаре в Москве в 1812 г. Существует несколько гипотез, которые по-разному объясняют историю появления произведения:

  1. Мусин-Пушкин сам написал текст, чтобы показать, что русский народ не менее развит, чем европейцы. В то время общество увлекалось западной культурой, разговаривало на французском и не интересовалось своей историей. В Синоде это не приветствовали. Главный аргумент, который это отрицает: несоответствие языка рукописи и поздних литературных памятников, к примеру, «Задонщины». Манера написания первого текста являлась намного совершенней того, что появилось позже.
  2. Другую гипотезу выдвинули многие филологи, в частности Д. Лихачев, которые произвели анализ стиля написания и средств выразительности произведения, чтобы убедиться в его подлинности. Как они считают, автор брал участие в походе князя Игоря и являлся отличным знатоком территорий, описание которых им приводится. Помимо этого, лингвисты посвятили множество научных работ, чтобы с учетом языка написания доказать, что текст подлинный.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГДЗ 8 класс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: