Шолохов, «родинка» и образ военной бытности в литературе

Донские рассказы

М.А. Шолохов «Донские рассказы»: краткое содержание главы «Алешкино сердце»

Главный герой рассказа — небольшой мальчик, которому едва исполнилось четырнадцать лет. Но по своему физическому развитию он слаб и совсем не выглядит на свой возраст. И все это потому, что его семья уже давно голодает. От недоедания у него умерли близкие родственники: мать и сестра. Алексей старается бороться за жизнь, но дается ему это сложно, так как его сестру просто убили из-за похлебки. Алексей видел, как люди перестают быть человечными и гуманными, и это его страшит.

Чудовищна история гибели сестры Алеши. Полька была настолько голодна, что решилась залезть в чужой дом, чтобы найти хоть какую-то пищу. Макарчиха, хозяйка хаты, не стала терпеть воришку и, размахнувшись, ударила утюгом по голове. Из-за этого Полька умерла. А ведь эта женщина когда-то купила дом у этих детей всего лишь за кружку молока и несколько пригоршней муки.

После смерти сестры Лешка голодал уже пять месяцев. Но он все-таки еще пытался выдержать испытание и выжить. Ему некуда было идти: дом был продан, и мальчик страдал от холода. Тогда он пошел в наемные работники, но ничего и тут не получал, кроме побоев. Умер Лешка, спасая ребенка, которым хотели прикрыться бандиты.

Главным героем данного сюжета в сборнике Шолохова «Донские рассказы» (содержание по главам представлено в статье) является Минька, которому уже исполнилось восемь лет. Он живет со своей мамой и дедом. Все вокруг за его непоседливый и неугомонный характер зовут его не по имени, а Нахаленком. Есть еще один смысл в прозвище: все жители хутора знают, что родился он без отца, и что его мать никогда не была в браке.

Вскоре приходит с войны и отец мальчика. Фома до войны был местным пастухом. Очень быстро отец и сын сближаются. Вскоре Фома становится колхозным председателем. В их селе появляются люди из продотряда, которые требуют отдать пшеницу. Минькин дед добровольно отдал зерно, а вот поп-сосед не желал этого делать. Но Нахалёнок показал, где находится тайник. После этого случая поп затаил на него обиду, а все деревенские ребятишки перестали с ним общаться.

Отряд Кошевого и атаман

Уже три дня банда пыталась уйти от преследования отряда, который возглавлял молодой командир Кошевой. Отряд бандитов состоял из 50 казаков, которые были недовольны властью Советов. И хотя народ в банде был бывалый, но почему-то на этот раз сильно нервничал атаман и постоянно поглядывал на дорогу.

Главарь бандитов не бывал в этих краях давно, хотя это и была его родина. Сначала он был в германском плену, потом Врангель и колючая лагерная проволока. Приходилось даже прятаться на Кубани в камышах. За время скитаний и лишений у этого атамана зачерствела душа, но как только он оказался на родине, появилась в ней какая-то непонятная боль.

Во дворе мельника неожиданно появляются двое конных, среди которых был и атаман. Он рассказал Лукичу, что они красный отряд и пытается узнать обстановку. Когда же понимает, что вокруг всё спокойно, признает, что борется против красных и требует от мельника, чтобы тот отдал его банде всё зерно, которое у него было. Но Лукичу жалко запасов, так как он собирал его по крохам. Но атаман угрожает ему расправой, и мельник подчиняется.

по годам

Огромное трудолюбие писателя проявилось в том, что его книги выходили регулярно, и никакие трудности судьбы, даже война не заставили его бросить работу над прозой. Какие еще есть произведения Шолохова? Список их представлен ниже. Все они стали классикой и российской, и всемирной литературы.

  • 1923 г. — фельетоны в газетах.
  • 1924 г. — сборник «Донские рассказы».
  • 1924 г. — сборник «Лазаревая степь». В него вошли такие рассказы: «Коловерть», «Продкомиссар».
  • 1928 г. — напечатаны сразу 2 тома «Тихого Дона».
  • 1932 г. — 3 том «Тихий Дон» и 1 том «Поднятой целины».
  • 1940 г. — последний 4 том. Весь роман «Тихий Дон» переведен затем на многие европейские и восточные языки.
  • 1942 г. — опубликованы несколько глав из книги «Они сражались за Родину».
  • «Слово о Родине» — рассказ.
  • «Наука ненависти» — рассказ, напечатанный в июле 1942 года.
  • 1956 г. — «Судьба человека».
  • 1956 г. — 2 том романа «Поднятая целина».

Как видим, произведения Шолохова, список которых не так уж и мал, все исторические. Но в то же время в них отображаются и мысли и чувства героев, и уклад жизни казаков того времени, и философия обеих противоборствующих сторон конфликта. Шолохов действительно был талантлив. Ему поставлены памятники во многих городах России и на родной станице, которая сейчас находится в Ростовской области.

Кроме Нобелевской, он получил Ленинскую (в 1960 г.) и 1 степени в 1941-м. А также был награжден международной премией «София», предназначенной для награждения писателей Азии — «Лотос» и премией Всемирного совета мира в области культуры.

Анализ 2

Произведение М.А.Шолохова «Родинка» было напечатано в газете «Молодой ленивец» в 1924 году. Оно вошло в цикл произведений, называемый «Донские рассказы».

Основными персонажами данного рассказа являются командир красных Николка Кошевой и старый атаман. В рассказе описывается их жизненная история, все, что происходило с ними в прошлом и настоящем. Описание главных персонажей начинается с ознакомления бытовой обстановки, окружающей героев. Действие рассказа происходит в военные будни, период запустения.

Молодой командир в детстве был обычным ребенком, но он рано повзрослел, столкнувшись с горем. Его мать умерла, а отец бесследно пропал. Командир сражается уже на протяжении 3 лет, и война порядком надоела ему. Все, что напоминает Николке о прошлом – это родинка, знак родства. Точно такая же родинка находилась на левой ноге у его отца — крупная с голубиное яйцо.

Второй главный герой – атаман. Шолохов рассказывает о его тяжелой военной судьбе. Его душа зачерствела, поэтому он много пьет.

Особая роль отводится образам животных, с которыми автор сравнивает этого героя. Атамана он сопоставляет сначала с волком – одиноким, злым и несчастным. Затем автор приводит и другое сравнение атаману — с коршуном – сильной, волевой птицей. Но впоследствии он называет эту птицу стервятником. В данном случае она олицетворяет душевное состояние атамана, метание в мире, разрушенном войной.

Оба этих героя устали от войны. Первый желает начать учиться, а второй скучает по родной земле, на которой не бывал много лет.

Кульминацией произведения является кровавая битва, а самым острым моментом – противостояние друг другу главных героев. При этом ни один из них не подозревает, с кем каждый из них ведет бой

Николка отважно кидается в схватку с атаманом и падает от удара его шашки. Трагически заканчивается жестокий бой красных и белых: сын погибает от рук отца

Священные семейные узы разрушены. И тут происходит озарение. Атаман видит такую же родинку, как и у него на ноге мертвого Николки. Страшные крики от понимания содеянного вырываются у атамана. Он осознает, что убил своего сына, свою кровиночку. Затем атаман, подавленный горечью утраты убивает сам себя.

В рассказе «Родинка» писатель показывает, что самое святое в нашей жизни — это любовь родителей и детей. Шолохов дает понять, что никакая война не способна уничтожить эти сильнейшие человеческие чувства.

История написания «Родинки»

Писатель сел за работу над этим рассказом в 1920-е годы. В результате, в 1924-м выходит «Родинка», вошедшая в «Донские рассказы». Для шолоховского творчества естественно такое деление на циклы произведений. В центре «Донских рассказов» в целом и «Родинки» в частности – война и личные отношения на фоне трагичных событий. Для начала, рассмотрим особенности самих «Донских рассказов».

Первая публикация сборника Шолохова состоялась в 1924-м году. Произведение вышло на страницах газеты «Молодой ленинец»

Почему критики и литературоведы проявляют столь повышенное внимание именно к этому циклу? Дело в том, что «Донские рассказы» знаменуют старт творческой биографии русского автора. В этом же цикле читатели знакомятся с характерной «шолоховской» речью

Автор «монополизирует» тему гражданской войны, красот донской природы, трагедию жестокости и нелепости распрей.

Тематика «Донских рассказов»

Шолохов обращается к событиям гражданской войны, которая происходила на Дону. Это не первый сборник, посвященный этой теме

На этот раз писатель сосредоточил внимание на трагических взаимоотношениях между отцом и сыном. Члены одной семьи оказались на разных сторонах баррикад

Шолохов поставил цель увековечить страшные события войны в мировой литературы. Поэтому шолоховское творчество так сильно отличается от его советских коллег-писателей.

В анализируемом цикле автор обращается к ужасающим ситуациям гражданских распрей 1920-х годов. Шолохов описывает коллективизацию, раскулачивание, резню красных и белых. Позиция автора такова, что он никого не осуждает, не разделяет людей на два лагеря – хорошие и плохие. В центре повествования – общечеловеческие позиции, человеческая душа. Шолохова не волнуют политические вопросы, идеология. Автор сосредотачивается на внутреннем мире человека и отношениях людей.

Идеи произведения

Писатель не оправдывает жестокость идеями, не анализирует убеждения.

От зоркого писательского глаза не скрывается ни один человек. «Донские рассказы» – яркий пример воплощения этой идеи.

Гражданская война – страшный период в российской истории. Трагедия этой войны состояла в том, что люди сражались не против иностранного врага-интервента, а против брата. Государство раскололось на три лагеря: красные, белые и жертвы, случайно оказавшиеся под обстрелом. Эти люди продолжали жить обычной жизнью, что было уже невозможно.

Нахаленок

 
Новелла «Нахаленок» представляет перед читательской аудиторией восьмилетнего мальчишку Мишку, являющегося сыном красноармейца, находящегося на полях сражений, и воспитывающегося матерью, бабкой и мудрым дедом. Мальчик является изгоем среди деревенских детей, особенно относящихся к зажиточным семьям, которые не только издеваются и дразнят Мишку, но и порой избивают, поскольку его семья относится к бедным слоям населения, а отец пропагандирует большевистские принципы.
 
В один из дней отец Мишка прибывает на хутор в кратковременный отпуск и, проводя с сыном долгие беседы, рассказывает ему о счастливом будущем, которые обязательно наступит с победой Красной Армии. В этот момент на хутор нападает банда, в стычке с которой погибает Мишкин отец, а дед, несмотря на маленький возраст внука, отправляет его глубокой ночью за несколько десятков километров за подмогой. Мальчик, помня слова отца, преодолевает страх и передает красноармейцам весть о бандитском нападении на мирный хутор. Рассказ «Нахаленок» отличается от других произведений писателя необычным использованием народного юмора, иронии и самобытного донского говора.
 

Чужая кровь

Завершающим рассказом в сборнике «Донские рассказы» является новелла «Чужая кровь». В ней повествуется об одиноких стариках в лице деда Гаврилы и его жены, не дождавшихся с войны единственного сына Петро, о кончине которого им сообщает вернувшийся домой Прохор. Дед Гаврила тяжело примиряется с новой революционной властью и отказывается выполнять указания представителей большевиков, отвечающих за продразверстку. В один момент между большевиками и казаками завязывается схватка, после которой дед Гаврила обнаруживает в своем дворе раненого красноармейца Николая.

В течение нескольких месяцев, несмотря на идеологические разногласия, старики выхаживают юношу, привязавшись к нему как к родному сыну и называя его именем собственного ребенка. Оправившись от ранения, Николай остается жить в семье деда Гаврилы, воспринимая его в качестве названного отца и помогая ему в ведении домашнего хозяйства. Но че6рез некоторое время в адрес Николая приходит почтовое уведомление о приглашении трудоустройства на завод в родных уральских местах. Парень, не раздумывая, возвращается на прежнее местожительства, а для стариков снова наступают безрадостные дни.

Сборник «Донские рассказы» представляет читательской аудитории образы обычных простых людей, лишенных поэтических мыслей и философских рассуждений, но остающихся при этом людьми с глубоким внутренним миром.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Слайд 7Донские рассказы.Только сам человек может изменить окружающий мир. Он должен подняться

над обидами, забыть о горе, научиться прощать врагов и любить ближнего своего, то есть попытаться вернуться к жизни по заповедям Христа, и тогда мир медленно, но постепенно станет очищаться. Путь очищения долог, много будет жертв, и прежде всего, пострадают те, кто сделал первый шаг, но этот шаг важен, иначе процесс расчеловечивания общества будет уже необратим. Такова основная мысль рассказов «Жеребенок», «Чужая кровь» и «Алешкино сердце». Писатель учит нас открывать свое сердце друг другу и таким образом приходить к согласию (рассказ «Один язык»).

Рассказы Шолохова направлены против любого насилия над человеком. Писатель показывает и выход из кровавого месива человеческой жестокости.

Жеребенок

 
У лошади Трофима рождается жеребенок. По законам военного времени полагается убивать жеребят, чтобы лошади во время боя не отвлекались. Это ставит под угрозу жизнь хозяина. Первая попытка убить животное не увенчалась успехом. Трофим убедил себя, что ружье неисправно. Потом во время боя его кобыла плохо слушалась, пытаясь защитить своего детеныша. Разгневанный мужчина попытался застрелить жеребенка, но промахнулся. Во время перехода через реку он садится в лодку, а свою лошадь отдает взводному. Животное начинает тонуть, кобылица же пытается скинуть наездника. Трофим вновь спасает жеребенка из реки, но сам становится жертвой шальной пули.
 

М. Шолохов на войне

Значимое место в творчестве М. Шолохова наряду с романами «Поднятая целина» и «Тихий Дон» занимают произведения о Великой Отечественной войне – «Судьба человека», «Они сражались за Родину».

Писатель был убежден, что обязан быть на фронте. На второй день войны Шолохов перечислил в фонд обороны СССР Сталинскую премию первой степени, присужденную ему за роман «Тихий Дон». Затем он отправил телеграмму С. К. Тимошенко, в которой просил записать его в ряды Рабоче-крестьянской Красной армии. Шолохов, наряду с другими писателями, всю войну служил военным корреспондентом газет «Красная звезда», «Правда», Советского информбюро.

Получи помощь с рефератом от ИИ-шки

ИИ ответит за 2 минуты

В августе 1941 года М.Шолохов вместе с Е. П. Петровым и А. А. Фадеевым прибыл на Западный фронт. В октябре писателя перебросили на Южный фронт. В декабре 1941 года его перевели на Юго-Западный фронт, а в январе 1942 – на Южный. С сентября 1942 года по май 1943 Шолохов служил на Сталинградском фронте. В мае 1943 года его перебросили на Западный фронт. Шолохов всегда верил в победу русского народа, но прекрасно понимал, что за нее придется заплатить ценой человеческих жизней.

Вся литература в 1941 году была посвящена войне. В основном это были произведения краткой литературной формы, что обусловливалось условиями войны. Шолохов написал ряд очерков:

  • «Военнопленные»,
  • «На смоленском направлении»,
  • «На Дону»,
  • «Гнусность»,
  • «На юге» и т.д.

Шолохов получил пропуск, по которому он, как корреспондент Совинформбюро, мог работать непосредственно в воинских частях на фронте. Он присутствовал при допросе ефрейтора гитлеровской армии, принимавшего участи в захвате Польши и Франции. Сразу после допроса Шолохов написал очерк «На смоленском направлении», в котором привел признания военнопленного.

Очерки М.А.Шолохова воспринимались с доверием и вниманием не только читателями, но и писателями. В своем очерке «Военнопленные» Шолохов избрал нестандартный путь – он не просто показывает героизм сражающегося народа, а делает это устами фашистских военнопленных

В своем очерке «Военнопленные» Шолохов избрал нестандартный путь – он не просто показывает героизм сражающегося народа, а делает это устами фашистских военнопленных.

Слайд 14Они сражались за Родину.М.Шолохов, раскрывая замысел своего романа «Они сражались за

Родину», говорил: «Меня интересует участь простых людей в минувшей войне. Солдат наш показал себя в дни Отечественной войны героем. О русском солдате, о его доблести, о его суворовских качествах известно миру. Но эта война показала нашего солдата в совершенно ином свете. Я и хочу раскрыть в романе новые качества советского воина, которые так возвысили его в эту войну…» И.Араличев. В гостях у Михаила Шолохова. — «Вымпел», 1947, № 23, с. 24.. В незаконченном романе «Они сражались за Родину» война осмысливалась М.Шолоховым не только как героический ратный подвиг народа, но и как величайшее испытание всех нравственных качеств советского человека. Впечатляющее раскрытие глубины и чистоты патриотического чувства народа сочеталось в них с проникновенным лиризмом в изображении судеб отдельных людей в годину общенародных бед и испытаний.М.Шолохов в своих произведениях об Отечественной войне остается верен единой демократической линии своего творчества: в центре их простые люди, рядовые великой войны, труженики — шахтер Петр Лопахин, комбайнер Иван Звягинцев, агроном МТС Николай Стрельцов, шофер Андрей Соколов… Солдаты в романе М. Шолохова не только сражаются. Они напряженно размышляют над судьбой государства, говорят о целях войны, думают о боевом товариществе, вспоминают мирное прошлое, свои семьи, детей, любимых… Трагическое напряжение боя вдруг сменяют комические сцены и эпизоды. Эта глубина, эта полнота жизни — весьма примечательное качество романа М.Шолохова. Она позволяет писателю постигнуть истинную меру жизнестойкости народа, открыть истоки героического.

Слайд 13Они сражались за Родину.Художник дал нам внутренне все пережить: состояние изнурительного

марша, молитву под бомбами, безумие боя, боль на операционном столе, мгновение перед смертью…Шолохов в этой сложности вовсе не хочет растворить то острое, священное чувство ненависти к врагу, на котором тогда объединялось все подлинно человеческое: «Все, что было в жизни дорого и мила сердцу, все осталось там, под властью немцев… И снова, в который уже раз за время войны, Лопахин ощутил вдруг тот удушающий приступ немой ненависти к врагу, когда даже ругательное слово не в силах вырваться из мгновенно пересыхающего горла…»

Описывая наши временные поражения, Шолохов тем не менее писал не психологию отступающей армии, но состояние будущих победителей, испытуемых в данный момент военной бедой, горькими неудачами. По всему их поведению, образу мышления, душевному настрою достаточно отчетливо можно представить, как любой из этих бойцов будет вести себя и в Сталинграде, и по дороге на Берлин, и в самом логове…

«Алёшкино сердце»

Алёшка рос в самый разгар военных лет. Голод тогда царил страшный, и вся его семья уже пять месяцев не видела нормального питания. У мальчика постоянно пух живот и ноги, а кожа стала сохлой, как у старика.

Однажды он приносит домой трупик мёртвого жеребёнка. Это становится символическим моментом, после которого в его жизни начинается список ужасных событий:

  1. Прямо в тот же вечер умирает младшая сестра.
  2. Через неделю старшая сестра, Полька, пробирается в дом богатой соседки, где съедает приготовленные щи. Девочка там же засыпает, а злая женщина избивает её железным утюгом до смерти, а потом выбрасывает тело в старый колодец.
  3. В ту же ночь Алёшка пробирается в погреб этой же соседки, чтобы найти пропитание, но попадается. Его тоже сильно избивают, а потом бросают на берегу реки, считая, что он умер. Параллельно с этим от голода умирает его мать.

Чудесным образом мальчик не погибает. Его находит политком Синицын. Ребёнка устраивают работать за еду на хуторского богача Ивана Алексеева. Он был дурным человеком, перегружавшим Алёшку работой. За каждую провинность не стеснялся избивать.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1«В мире,
расколотом

надвое…»

Изображение гражданской войны в «Донских рассказах» М.Шолохова

учитель русского языка и литературыМКОУ СОШ №97 п.БредыДворницына Любовь Анатольевна,

Социалистического Труда.

Слайд 5«Как степной цветок, живым пятном встают рассказы Шолохова. Просто, ярко,

и рассказываемое чувствуешь — перед глазами стоит. Образный язык, тот

цветной язык, которым говорит казачество…» А.Серафимович

Обложка первого издания.

Слайд 6Проблемные вопросы: Почему же М.А.Шолохов, который сражался на стороне красных,

войны? Какова главная идея сборника? Что становится центром идейного столкновения в рассказах М. А.Шолохова? Как повлияла гражданская война на судьбы людей?

Слайд 7«Родинка»Какой принцип построения сюжета использует автор в рассказе? Какую роль

в произведении играют портрет героя и его воспоминания о детстве?Как

сложилась жизнь атамана банды? Что вы можете сказать о его душевном состоянии? Какую роль в его раскрытии играет пейзаж 3 главы? Что общее в душевном состоянии атамана и Николки? Почему рассказ назван «Родинка»? Как вы понимаете смысл названия рассказа? Какова главная тема рассказа? На чьей стороне автор? С какими мыслями ушел из жизни потрясенный содеянным белогвардейский атаман?

Слайд 8Охарактеризуйте главного героя рассказа. Какова его судьба?Как Алешка относится к

окружающей его жестокости? Почему Алешка тянется к политкому Синицыну? Как

мотив человеческого сердца проявляется в кульминационном моменте? Можно ли назвать подвигом поступок Алешки? Объясните смысл названия рассказа. Почему именно ребенок, Алешка, становится главным героем рассказа?

«Алешкино сердце»

Слайд 9Подберите родственные слова к слову «семя». Охарактеризуйте героя рассказа М.

Шолохова «Шибалково семя».Как изображает автор красных казаков в рассказе?Как относятся

красные казаки к ребенку Шибалка? Как характеризуют Якова Шибалка его поступки — убийство Дарьи и спасение ребёнка? В чем, по-вашему, смысл названия? Какова главная тема этого рассказа М.Шолохова?

«Шибалково семя»

Слайд 10Как ведёт себя дед Гаврила при новой власти? За что

он ее не любит?Как автор передаёт душевное состояние героя, который

потерял во время гражданской войны единственного сына?Почему он спасает продотрядовца? Как меняется его психологическое состояние?Объясните смысл названия рассказа.Чем дед Гаврила отличается от отца-атамана и других героев «Донских рассказов»? Какие черты русского национального характера воплотились в образе главного героя, деда Гаврилы? Классовый или общечеловеческий характер носит идея рассказа?

«Чужая кровь»

Слайд 11Какую сцену мы наблюдаем в самом начале рассказа? Что видит

и слышит только что появившийся на свет жеребенок? С помощью

каких языковых средств автор «очеловечивает» мир животного? Что чувствует Трофим при виде жеребенка?Почему Трофим сразу не исполнил приказ эскадронного – «пристрелить жеребенка»? Почему эскадронный тоже не принимает решительных мер? О чем автор заставляет нас задуматься в финале? Какие две стихии сталкивает автор в рассказе «Жеребенок»?

«Жеребенок»

Слайд 12«Гражданская война, она, брат, помимо всего прочего тем пакостна, что

ни победы, ни победителя в ней не бывает…»

(отрывок из диктовок М.А. Шолохова младшему сыну, приведённый в книге В.О. Осипова «Серый поток»).

«Донские рассказы»

Слайд 13Дифференцированное домашнее задание:1. Ответить на вопрос: Два уровня сознания в

отвергающий культ безжалостного насилия… Kaк сказывается эта сложность в поединках сердца, в решениях, даже в лексике героев сборника?2. Подготовить материал для написания сочинения-рассуждения на тему: «Человек в огне Гражданской войны» (По произведениям писателей XX века).3. Прочитать стихотворения М.Волошина «Гражданская война», «Потомкам» из цикла «Усобица» и ответить на вопросы:- Какой художественный прием лежит в основе этих стихотворений?- В каких строчках слышен голос поэта-патриота об опасности усобицы?

Трофимов и «Жеребёнок»

Этой историей заканчиваются «Донские рассказы» Шолохова. У боевой кобылы Трофима рождается жеребёнок. Он порадовался бы этому в мирное время, но законы военного времени всё меняли. Если не убить потомство кобылы, то она будет на него отвлекаться во время боя.

Командир эскадрона решительно приказывает главному герою, чтобы он решил вопрос побыстрее. На следующий день Трофим отправляется исполнять приказ, но рука не поднимается. Даже командиру становится жалко жеребёнка, и он разрешает оставить его при матери. Это сильно усложняло веде́ние боевых действий. Кобыла почти не слушалась хозяина во время битв, постоянно переживая о своём ребёнке.

Жеребёнок попал в круговерть, откуда уже не мог самостоятельно выбраться. На берегу показались казаки, тут же начавшие стрелять, но увидев, как Трофим пытается вытащить малыша из воды, остановились. Герою удаётся спасти жеребёнка. Он вытаскивает его на берег, где того уже ждёт мать. После этого звучит короткий выстрел, и он падает на землю мёртвым.

Цикл рассказов описывает важный исторический период, когда возникало белое и красное казачество, описывает жизнь не только военных, но и простого народа. Бытует мнение, что казачество состояло исключительно из белогвардейцев, но Шолохов в художественной форме высказывает свою точку зрения. Из рассказов становится очевидно, что социальные противоречия на Дону имели не менее тяжёлые и трагичные последствия, как и для всех других регионов.

Краткий пересказ передаёт суть, но теряет в художественной ценности. После ознакомления с ним рекомендуется прочесть полные версии рассказов.

Выводы, к которым подводит читателя Шолохов

«Родинка» — полное содержание рассказа не может никого оставить равнодушным — заставляет по-настоящему задуматься о том, что в сложных условиях разрухи и непримиримой вражды люди ожесточаются, забывают о гуманизме и сочувствии. Автор не называет в этом, да и в других рассказах, правых и виноватых, так как в подобной ситуации их просто не может быть

Гражданская война стала общечеловеческой трагедией, о которой никогда не следует забывать — на это хочет обратить внимание читателя Шолохов. Родинка (анализ рассказа подводит к такому выводу) становится символом нерушимой кровной связи: у Николки она такая же, как у отца

Следовательно, в противостоянии героев (отец воспитал достойного сына) нет победителей, это изначально противоречит человеческой сущности.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГДЗ 8 класс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: