Ершалаимские главы в романе м.а. булгакова «мастер и маргарита» — анализ, суть и описание образов

Ершалаимские главы в романе “мастер и маргарита”

Краткое содержание

Часть первая

Глава 1 — «Начало романа»

В начале книги Михаил Булгаков обращается к читателю, объясняя, что его роман необычен и сложен, и что он был вынужден сделать некоторые компромиссы в тексте. Глава также вводит основных персонажей и намекает на темы, которые будут развиваться в дальнейшем.

Глава 2 — «Москва в ожидании чуда»

В этой главе описывается город Москва, который ожидает чего-то необычного. В городе происходят странные события, люди загадочным образом исчезают, а в небе появляются странные объекты.

Глава 3 — «Гости»

В этой главе Воланд и его свита, состоящая из Коровьева, Азазелло, Фагота и других, прибывают в Москву и знакомятся с различными людьми. Они посещают Московский театр и организуют показ фокусов.

Глава 4 — «Объяснение»

В этой главе Воланд объясняет свою цель визита в Москву. Он желает отомстить людям, которые обидели его в прошлом, и организовать показ правды и справедливости.

Глава 5 — «Положение дел»

В этой главе описывается положение дел в Москве. Персонажи обсуждают странные события, происходящие в городе, и сомневаются в здравом смысле происходящего.

Глава 6 — «Понтий Пилат»

Эта глава рассказывает историю о Понтии Пилате, римском прокураторе, который осудил Иисуса Христа. Эта история важна, потому что она связана с Мастером, главным героем второй части романа.

Глава 7 — «Схватка»

В этой главе происходит схватка между Воландом и Маргаритой, которая оказывается втянута в водоворот событий, связанных с Воландом и Мастером.

Глава 8 — «Последний рубеж»

Мастер и Маргарита отправляются в Маргаритину квартиру, где встречаются с Воландом и его свитой. Воланд дает Мастеру свой магический квартирник и предлагает ему стать его помощником.

Глава 9 — «Наказание»

Мастер и Маргарита оказываются в различных местах города, где исполняются магические заклинания. В конце главы Мастер и Маргарита попадают в «Пустоту».

Глава 10 — «Случай на Патриарших»

В этой главе описывается история о случайном прохождении посетителя на Маргаритину квартиру и его свидетельство о происходящем.

Глава 11 — «В театре»

В этой главе описывается показ спектакля в Московском театре, который организовали Воланд и его свита. Спектакль становится сенсацией, так как актеры и зрители оказываются втянуты в магический водоворот.

Глава 12 — «Сбор в Берлине»

В этой главе описывается сбор Воланда и его свиты в Берлине. Воланд сообщает своим сподвижникам, что их следующий шаг — Аннушку, любовницу Мастера.

Глава 13 — «Михаил Афанасьевич»

В этой главе описывается история Мастера, который попадает в психиатрическую больницу. В больнице Мастер встречает Йешуа Га-Ноцри, который помогает ему понять смысл его жизни.

Глава 14 — «Бегство»

Мастер и Маргарита сбегают из больницы и отправляются на поиски Йешуа Га-Ноцри. Они оказываются в «Пустоте», где встречаются с Воландом.

Часть вторая

Глава 1 — «Прощание с Москвой»

В этой главе описывается прощание Маргариты с Москвой. Она приходит на встречу с Воландом и получает возможность увидеть Мастера.

Глава 3 — «В гостях у Цезаря»

Мастер и Маргарита попадают в римский дворец, где устраивается вечеринка. Там они встречаются с Йешуа Га-Ноцри и Воландом, который демонстрирует свои магические способности.

Глава 6 — «Мастер и Маргарита»

Мастер и Маргарита встречаются с Йешуа Га-Ноцри в Париже. Йешуа объясняет Мастеру, что его произведение о Понтии Пилате было неудачным из-за неправильного подхода к историческим событиям. Мастер и Маргарита принимают решение остаться вместе и жить вне общества.

Глава 7 — «Возвращение»

Мастер и Маргарита возвращаются в Москву, где они встречаются с Воландом. Воланд сообщает Мастеру, что его книга о Понтии Пилате будет издана и принесет ему успех. После этого Воланд и его свита покидают Москву.

Глава 8 — «Эпилог»

В этой главе описывается, как Мастер и Маргарита живут вне общества, а Воланд и его свита продолжают свои магические приключения по всему миру.

«Мастер и Маргарита» — это произведение, которое обращается к многим темам, включая искусство, литературу, религию и философию. Оно является одним из наиболее известных и значимых произведений русской литературы XX века и оставляет после себя глубокое впечатление на читателя.

Концовка части о Москве

На следующее утро после бала Сатаны в квартиру № 50 снова наведывается полиция и застаёт одного из спутников Воланда — кота Бегемота. Они устраивают перестрелку, закончившуюся без единой царапины для всех. Кот поджигает квартиру и Воланд со свитой покидают её. После этого Коровьев и Бегемот устраивают хаос в магазине, съедая товар с прилавков и призывая покупателей к бунту, и в конце также поджигают его. Их следующая остановка — ресторан литераторов в Грибоедове, который после их визита сгорает до тла.

В это время к наблюдающему за пожаром Воланду выходит Левий Матвей и передаёт просьбу от Иешуа взять мастера и Маргариту с собой и наградить их покоем. Азазелло получает поручение всё устроить. Он летит к ним в подвал, отравляет обоих: в психиатрической клинике умирает безымянный больной, а в особняке близ Арбата — женщина. После поджигает их квартирку, и все поднимаются в небо на чёрных конях. Мастер прощается со своим соседом в психиатрической больнице, Иваном Бездомным, а уже после воссоединение с оставшейся компании — с городом.

Воланд говорит мастеру, что его роман прочитан и что он ещё не окончен. Перед ними возникает одинокий человек, в полнолуние его мучает бессонница. В остальные ночи он спит и видит лунную дорогу, по которой он хочет идти и разговаривать с философом Иешуа, но тот никто не приходит. Этот человек, сидящий две тысячи лет в каменном кресле — Понтий Пилат. Мастер наконец заканчивает свой роман и освобождает его одной фразой: «Свободен!».

Влюблённых ждёт покой в их вечном доме. А Воланд с остальными всадниками исчезает.

Анализ образа Понтия Пилата

Понтий Пилат характеризуется М.А. Булгаковым, как сложный персонаж с тяжелым характером. Он принадлежит к избранному сословию и проживает в Кесари. По делам ему приходится посещать Ершалаим, где и происходит встреча с Иешуа Га-Ноцри. В своих руках он держит власть и жизни других людей. Понтий Пилат руководит римской армией и занимается различными судебными разбирательствами, в том числе и судом над ворами, мошенниками и убийцами.

Внешность Понтия Пилата непримечательна и болезненна. У него желтоватый цвет лица и тяжелый взгляд. Его голос сорван. Он страдает от приступов головной боли, что заметно по его воспаленным глазам с красными прожилками. Особенностью описания Понтия Пилата можно смело назвать отвращение к аромату розового масла.

Понтий Пилат очень недоверчивый и вспыльчивый человек. Он верит только своему псу. Несмотря на болезнь и тяжелый характер, прокуратор всеми признанный отважный воин, а также умный и проницательный правитель, который всеми силами ненавидит вверенную ему часть империи. Болезнь и одиночество все чаще заставляют его думать о суициде.

Понтий Пилат человек принципиальный. Это не пересекается с реальным историческим персонажем, на чей образ опирается Булгаков. Если верить словам современников, реальный Понтий Пилат не был порядочным человеком. Он не славился справедливостью – напротив, он был продажен, бесчестен и абсолютно беспринципен. Однако не следует забывать о вражде между римлянами и иудеями. В этом свете характеристики, даваемые иудеями сомнительны.

В романе «Мастер и Маргарита» Понтий Пилат описывается как человек «жестокий», и сам Пилат признает это: «я свирепое чудовище». Герой привык, что его считают таким, это подчеркивает его возможность быть властителем судеб. Понтий – вспыльчивый и грозный человек, который не может помиловать Иешуа из-за своей службы и боязни ее потерять.

Однако Иешуа заинтересовал прокуратора. Он ведет с ним долгий разговор, который способствует наступлению морального и физического облегчения. Пилат изумляется, что арестант не боится отвечать ему прямо и правдиво, и понимает, что его собеседник – философ.

После того, как Понтий Пилат не решился оспорить наказание Иешуа, он вновь остался наедине с собственными проблемами, бессильным раскаянием и собакой. Ершалаим, пропитанный запахом роз, стал Пилату ещё более ненавистен, душевные терзания отравляли его жизнь, голова вновь начала болеть, и, не видя выхода, прокуратор принял решение совершить самоубийство, выпив отравленное вино. В статье «Пилат» энциклопедии Брокгауза и Ефрона с судьбой прокуратора Иудеи связывалось название одноименной горы в Швейцарских Альпах, где он будто бы продолжает появляться и умывает себе руки, тщетно стараясь очистить себя от соучастия в ужасном преступлении. Это связано с тем, что в романе М.А. Булгакова мы последний раз видим Пилата на «безрадостной плоской вершине». Однако М.А. Булгаков дает прощение прокуратора устами Мастера. Понтий Пилат освобождается от многовекового заключения и, наконец, обретает покой. Он снова встречается с бродячим философом. Уже на небесах Понтий Пилат и Иешуа не могу наговориться. Они пытаются наверстать упущенные беседы. Но совесть еще пытается терзать душу и разум прокуратора. Однако, Иешуа успокаивает Понтия Пилата, говоря, что он рад встрече и возможности воссоединиться с ним и бесконечно разговаривать обо всём на свете. Они отправляются на прогулку по лунному лучу, продолжая беседу, прерванную более двух тысяч лет назад.

Проблема Понтия Пилата в романе «Мастер и Маргарита» состоит в том, что он не в состоянии преодолеть противоречия между «Пилатом философом» и «Пилатом политиком и госслужащим». Цена выбора Пилата – сны, в которых он продолжает прерванный разговор, двенадцать тысяч лун одиночества и ожидания продолжения диалога.

Смысл романа

Существует много трактовок смыслов этого произведения. Безусловно, нельзя говорить однозначно. В центре романа – извечная борьба добра со злом. В понимании автора эти две составляющие находится на равных правах и в природе, и в сердцах человеческих. Этим объясняется и появление Воланда, как сосредоточение зла по определению, и Иешуа, уверовавшего в природную людскую доброту. Свет и тьма тесно переплетены, постоянно взаимодействуют друг с другом, и уже невозможно провести четких границ. Воланд карает людей по законам справедливости, а Иешуа прощает их вопреки. Таково равновесие.

Борьба происходит не только непосредственно за души людские. Необходимость человека тянуться к свету проходит красной нитью через все повествование. Настоящую свободу можно получить только благодаря этому

Очень важно понять, что героев, скованных житейскими мелочными страстями, автор всегда наказывает, либо как Пилата — вечными муками совести, либо как московских обывателей — посредством проделок дьявола. Других же превозносит; Маргарите и Мастеру дарит покой; Иешуа заслуживает Свет за свою преданность и верность убеждениям и словам. Также этот роман о любви

Маргарита предстает идеальной женщиной, которая способна любить до самого конца, невзирая на все преграды и трудности. Мастер и его возлюбленная – собирательные образы преданного своему делу мужчины и верной чувствам женщине

Также этот роман о любви. Маргарита предстает идеальной женщиной, которая способна любить до самого конца, невзирая на все преграды и трудности. Мастер и его возлюбленная – собирательные образы преданного своему делу мужчины и верной чувствам женщине.

Диалог героев

Смысл разговора между игемоном и бунтарем, как и весь роман Булгакова в целом сводится к вопросам добра и зла, свободы и ее отсутствия, власти и анархии. Глубоким посылом для читателя выступает то, как образ и слова Иешуа смогли повлиять на иудейского прокуратора, коснуться его души и возродить ее.

Символизм носит в себе даже недуг, который мучает Пилата — гемикрания, поражающая невыносимой болью ровно половину головы. Натура ершалаимского судьи двойственна, его душа еще не полностью закостенела на беспринципной службе, а значит и он сам находится в состоянии дисгармонии и замешательства.

Появление Га-Ноцри играет для прокуратора и его духовной кармы решающую роль. Пораженный тем, как тонко чувствует философ истину, заключавшуюся в желании Пилата погладить свою собаку Бангу, способную хоть ненамного облегчить его страдания, игемон меняется и сам. Прощение проповедника станет для него самым главным смыслом как на остаток жизни, так и после нее. Анализ эпизодов общения судьи и арестанта позволяет говорить о связи античного романа с Москвой тогдашнего периода и его сравнении с ней.

Толпа олицетворяет собой столичное общество, стадные инстинкты которого, как и бездумное потребительство обличаются Воландом и свитой на представлении в театре Варьете. Сам Иешуа и его истина — это будто бы Мастер и истинное литературное искусство, живущее в нем. В лице игемона воплощена вся сущность советской власти и литературной системы. Все четыре основные сюжетные линии произведения Булгакова тесно переплетены между собой в виртуозной задумке гениального русского писателя. Мистику удалось затронуть и раскрыть тему дьявольщины и евангелических текстов новаторски и гармонично.

Тема творчества

Мастер живет в столице 30- х годов. В этот период строится социализм, устанавливаются новые порядки, резко перезагружаются моральные и нравственные нормы. Здесь рождается и новая литература, с которой на страницах романа мы знакомимся посредством Берлиоза, Ивана Бездомного, членов Массолита. Путь главного героя сложен и тернист, как и у самого Булгакова, однако он сохраняет чистое сердце, доброту, честность, способность любить и пишет роман о Понтии Пилате, содержащий все те важные проблемы, которые должен решать для себя каждый человек поколения нынешнего или же будущего. В основе его лежит нравственный закон, скрывающийся внутри каждой личности; и только он, а не страх божьего возмездия, способен определять поступки людей. Духовный мир Мастера тонок и прекрасен, ведь он истинный художник.

Однако истинное творчество гонимо и зачастую становится признанным только после смерти автора. Репрессии, касающиеся независимого художника в СССР, поражают своей жестокостью: от идеологической травли до фактического признания человека сумасшедшим. Так затыкали рты многим друзьям Булгакова, ему и самому пришлось нелегко. Свобода слова оборачивалась тюремным заключением, а то и вовсе смертельной казнью, как в Иудее. Эта параллель с Древним миром подчеркивает отсталость и первобытную дикость «нового» общества. Хорошо забытое старое стало основой политики в отношении искусства.

Популярные сегодня темы

Главный герой романа Гессе «Демиан» — Эмиль Синклер. В начале повествования мальчику десять лет. Мир делится для него на «светлую» и «темную» сторону. Светлая сторона — это его родители, семейные праздники,

В романе Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети» раскрыта проблема отношений между поколениями. Разные взгляды на жизнь, разные принципы и жизненная позиция. У них у всех разные интересы и между главными героями завязывается спор

Гоголь написал огромное количество разных произведений, но самым известным из них является «Тарас Бульба». В нем рассказывается об отважных сражениях казаков Запорожской сечи с их врагами.

Роман «Преступление и наказание» написан русским писателем Федором Михайловичем Достоевским в девятнадцатом веке. Главным героем романа является студент, проживающий в городе Петербург, по имени Родион Романович Раскольников

А.П.Чехов повествует нам о встречи двух давних друзей, уже позабывших друг о друге, у одного из них появилась семья. Они с восторгом вспомнили себя в детстве, рассказывали друг о друге

Подробный пересказ по частям

Роман состоит из трёх параллельных сюжетных линий, которые сходятся в финале. Названия частей — условные.

Часть 1. Воланд и его свита. Знакомство с мастером

Кратко Подробный пересказ

Москва, 1930-е годы. Жарким майским днём в городе появился иностранец, называющий себя профессором-консультантом и специалистом по чёрной магии. Сопровождала его свита из трёх очень странных личностей, одной из которых был огромный, чёрный, говорящий кот.

Иностранец, оказавшийся сатаной Воландом, начал с того, что подстроил гибель видного литературного деятеля и поселился в его квартире, о которой немедленно пошла дурная слава.

Во́ланд
 — сатана, имеет вид чело­века 40 с лиш­ним лет, высо­кий, брю­нет, с гла­зами раз­ного цвета – чёр­ным и зелё­ным, низ­ким голо­сом, явился в Москву со сви­той, пред­став­ля­ется про­фес­со­ром чёр­ной магии.

Личности из свиты Воланда, склонные к жестоким шуткам, развели в Москве бурную деятельность и свели с ума множество людей.

Одним из несчастных, угодивших в клинику для умалишённых, был поэт, писавший атеистическую поэму о Христе. В клинике он встретился с мастером, который написал роман о Понтии Пилате, подвергся нападкам критиков и травле, из-за этого сошёл с ума и сжёг свой роман.

По́нтий Пила́т
 — про­ку­ра­тор Иудеи, жесто­кий, суро­вый чело­век, стра­дает силь­ными голов­ными болями, от кото­рых нет лекар­ства.

Возлюбленная мастера, красавица Маргарита, хотела лечить и оберегать любимого, но мастер не мог принять такой жертвы. Сначала его забрали в тюрьму за чтение запрещённых книг, потом он попал в клинику для умалишённых. Выйдя оттуда, он долго бродяжничал и снова вернулся в клинику. Пробыв в ней четыре месяца, мастер смирился, не давал знать о себе Маргарите и поверил, что она забыла его.

Главы о Воланде и мастере с Маргаритой перемежаются главами из романа мастера. В нём рассказывается о прокураторе Иудеи Понтии Пилате, который из-за предательского доноса не смог предотвратить казнь Иешуа Га-Ноцри.

Часть 2. Бал сатаны. Участь мастера и Маргариты

Кратко Подробный пересказ

Воланд прибыл в Москву, чтобы устроить ежегодный весенний бал. По традиции королевой бала становилась самая красивая в городе женщина по имени Маргарита. В этом году Воланд предложил эту почётную роль возлюбленной мастера.

После исчезновения любимого Маргарите пришлось вернуться к мужу, но она не забыла мастера и приняла предложение сатаны, надеясь, что тот ей поможет. Намазавшись волшебным кремом, Маргарита стала ведьмой и полетела на бал верхом на половой щётке.

Обязанности хозяйки бала оказались тяжкой ношей, но Маргарита справилась. После бала Воланд предложил исполнить любое её желание. Маргарита потребовала вернуть ей мастера и их прежнюю жизнь. Воланд всё исполнил.

Сатане пришло время покинуть Москву. На Воробьёвых горах он встретился с посланцем Иешуа, который передал сатане просьбу: подарить мастеру и Маргарите вечный покой, поскольку рая они были недостойны, а ада — не заслуживали. Влюблённые умерли в этом мире и вместе с Воландом и его свитой покинули Москву.

Параллельно заканчивается роман о Понтии Пилате. После казни Иешуа прокуратор отомстил, приказав убить подлого доносчика, но это не смягчило наказания, уготованного Понтию Пилату. Около 2000 лет он провёл «на каменистой безрадостной плоской вершине», дожидаясь прощения и встречи с Иешуа.

Воланд отпустил Понтия Пилата — тот, наконец, встретился с Иешуа. Затем сатана попрощался с влюблёнными. Мастер и Маргарита навечно поселились в последнем приюте: уютном, тихом доме с садом.

Эпилог

Слухи об этих странных событиях разошлись по всей стране. Следствие зашло в тупик. В конце концов решили, что во всей этой чертовщине виноват сильнейший гипнотизёр из свиты Воланда.

Поэт вылечился, стал профессором истории и философии

Каждый год в день гибели своего друга, литературного деятеля, его охватывала тоска, и он подолгу сидел на той самой скамейке на Патриарших прудах, на которой познакомился с Воландом, а ночью ему снились Пилат и Иешуа, идущие по лунной дороге и спорящие о чём-то важном

Роль Ершалаимских глав в романе

В «Мастере и Маргарите» история о Га-Ноцри и Понтии Пилате является ярким противопоставлением современной автору Москве. В реальности царят беспокойство и материальные ценности, в то время как в Ершалаиме – степенная и размеренная атмосфера располагает к поиску истины в долгих беседах. Принятие решения имеет судьбоносный характер для обоих героев, но и в Москве в это время решаются судьбы. Контраст двух миров говорит не только о течении времени и разнице в восприятии мира. Он также наталкивает читателя на мысль, что темы, поднимаемые автором, действительно вечны. Противоборство добра и зла оказывается не таким уж и явным – грань между ними еле заметна. Выбор человека между честностью и властью, совестью и долгом, истиной и положением вечен. Каждый сам должен принимать решения и нести за них ответственность.

Таким образом, мы видим, что Ершалаимские главы – не просто неотъемлемая часть произведения Булгакова, а важное композиционное решение, прямым образом влияющее на смысл романа. Данная статья поможет написать сочинение на тему «Ершалаимский мир в романе «Мастер и Маргарита» и описать его основных героев, смысл и роль для всего произведения

Посмотрите, что еще у нас есть:

для самых рациональных —

Краткое содержание «Мастер и Маргарита»

для самых нетерпеливых —

Очень краткое содержание «Мастер и Маргарита»

для самых компанейских —

Главные герои «Мастер и Маргарита»

для самых занятых —

Читательский дневник «Мастер и Маргарита»

для самых любопытных —

Анализ «Мастер и Маргарита» Булгаков

Тест по произведению

  1. /16

    Вопрос 1 из 16

Самые популярные материалы марта для 11 класса:

Образ Маргариты в романе «Мастер и Маргарита»

Характеристика Дарьи Мелеховой

Краткое содержание «Донские рассказы»

Краткое содержание «Зойкина квартира»

История любви Мастера и Маргариты

Гелла (Мастер и Маргарита)

Краткое содержание «Это мы, Господи!»

«Тихий Дон» очень краткое содержание

Женские образы в романе «Тихий Дон»

Образ Воланда в романе «Мастер и Маргарита»

История создания романа «Мастер и Маргарита»

Началом работы над «Мастером и Маргаритой» принято считать 1929 год, но замысел романа появился еще в 1928. При написании романа автор использует труды о масонстве (поклонение дьяволу). В том числе статью отца. Также, мне кажется, что Булгаков опирался на произведения Гете, в частности, таким произведением является «Фауст». Недаром автор использовал отрывок из этой драмы, как эпиграф:

так кто ж ты, наконец?

– Я – часть той силы,

Что вечно хочет зла и вечно совершает благо.

Также при работе над романом Михаил Афанасьевич использовал некоторые факты из книги Ж. Э. Ренана «История происхождения христианства», который изображал Иисуса Христа исторически существовавшим проповедником.

Известно, что задаток романа впервые был сдан в издательство «Недра» уже 8 мая 1929 года. Эта рукопись называлась «Фурибунда». Естественно, это была еще только разработка, причем с неприкрытой жесткостью. После первого чтения среди близких Булгаков понял, что его произведение вряд ли пропустят цензоры.

В первой редакции роман имел варианты названий: «Черный маг», «Копыто инженера», «Жонглер с копытом», «Сын Велиара», «Гастроль Воланда». Первую редакцию автор уничтожил 18 марта 1930 года, после запрещения «Кабалы святош».

Потом Булгаков вернулся к написанию романа в 1931году. Здесь уже фигурировала Маргарита и ее безымянный спутник – будущий Мастер. В 1932-33 годах Михаил Афанасьевич вновь начал выстраивать фабульно завершенный роман, но был уверен в бесполезности своей работы. Однако теперь уже на протяжении всей своей жизни он не отступался от своей затеи.

Вторая редакция романа была закончена в 1936 году и имела подзаголовок «Фантастический роман». Варианты названий этой редакции были такими: «Великий канцлер», «Сатана», «Вот и я», «Шляпа с пером», «Черный богослов», «Он появился», «Подкова иностранца», «Он явился», «Пришествие», «Черный маг» и «Копыто консультанта».

Третья редакция была начата в 1936-37 году и первоначально называлась «Князь тьмы», но уже во второй половине 1937 года появилось хорошо известное теперь название «Мастер и Маргарита».

В мае-июне 1938 года фабульно завершенный текст впервые был перепечатан. Авторскую правку Михаил Афанасьевич начал 19 сентября 1938 года, и с перерывами она продолжалась уже почти до самой смерти автора.

История публикации романа

При жизни автор читал у себя дома отдельные места близким друзьям. Значительно позже, в 1961 году, филолог А. З. Вулис писал работу по советским сатирикам и вспомнил подзабытого автора «Зойкиной квартиры» и «Багрового острова». Вулис узнал, что жива вдова писателя, и установил с ней контакт. После первоначального периода недоверия Елена Сергеевна дала почитать рукопись «Мастера». Потрясённый Вулис поделился своими впечатлениями со многими, после чего по литературной Москве пошли слухи о великом романе. Это привело к первой публикации в журнале «Москва» в 1966—1967 гг. (тираж 150 тыс. экз.). Там было два предисловия: Константина Симонова и Вулиса.

Полный текст романа по ходатайству К. Cимонова вышел уже после смерти Е. С. Булгаковой в издании 1973 года. В 1987 году доступ к фонду Булгакова в Отделе рукописей Библиотеки имени Ленина впервые после смерти вдовы писателя был открыт для текстологов, готовивших двухтомник, изданный в 1989 году, а окончательный текст был опубликован в 5-м томе собрания сочинений, вышедшем в 1990 году.

Булгаковедение предлагает три концепции прочтения романа: историко-социальную (В. Я. Лакшин), биографическую (

Вариант 2

В произведении Булгакова М.А. основной герой пишет свою книгу, то есть получается, как бы книга в книге. Главы, события которых происходят в Ершалаиме в книге «Мастер и Маргарита» сопоставляются с бытием в городе Москва.

Мыслитель Иешуа становится героем произведения Мастера, как и представитель иудейской власти Понтий Пилат. Те события, которые описаны в романе с чем-то схожи с теми, которые описываются в святой Евангелие.

Иешуа выступает в книге в роли Иисуса, но он более приземленный и очеловеченный. Перед смертью мужчина борется за высшую правду. Мыслитель уверяет, что в мире нет безнадежных и злых людей и отстаивает христианские заповеди.

В книге Мастера представителем власти Иудеи является Понтий Пилат. Он просто обязан допросить Иешуа. В ходе беседы, его изначальное пренебрежительное отношение претерпевает изменение, так как прокуратор видит правду в словах героя. Понтий Пилат стоит на распутье: ему требуется сделать выбор в пользу своей совести или карьеры. Побеждает в итоге желание власти и прокуратор выносит приговор о смерти героя. За свою ошибку ему приходится испытывать мучения совестью и не знать покоя нескончаемые века.

Жизнь в Москве в романе Михаила Афанасьевича Булгакова и Ершалаиимские главы объединяет одна перво идея – это нахождение истины. Эта часть книги наполнена глубоким смыслом. Мыслитель ратует за борьбу против какой-либо власти, он не страшится высказывать собственные мысли и идеи, личности, которая наделена большой властью. В разговоре между мужчинами идет поиск правды. Прокуратор, страшась, потерять свое земное могущество отправляет на казнь безвинного человека, за что и оказывается наказан вечными муками. Всегда истина будет выступать в защиту совести.

Мир Мастера разнится с Москвой автора того времени. В действительности важна финансовая авторитетность и властвует суета, в то время как в мире Мастера жизнь течет медленно и спокойно, принимаются решения о жизни и смерти не спеша в диалоге. Но и в столице каждый день совершаются решение о чей-то жизни и дальнейшей судьбе. Миры такие разные и одновременно очень похожие. Дилемма человека между обязанностью и совестью, нахождением правды бесконечен. Каждый самостоятельно делает свой выбор и берет за него ответ.

Ершалаимские главы несут не типичное решение в композиции романа и являются его важной частью, что существенно оказывает влияние на книгу в целом

Тема свободы и власти. Образ Понтия Пилата

В «Мастере и Маргарите» Понтий Пилат сам называет себя свирепым чудовищем. Он властный и хладнокровный, но одинокий и замкнутый человек, оттого, что все боятся его. Пилат утратил веру в людей настолько, что любит и доверяет только своему псу.

В диалоге Иешуа и Понтия Пилата противопоставлено ощущение свободы героев. Бродячий философ, несмотря на беззащитность и положение узника, свободен в своих высказываниях и суждениях. Облеченный властью и высоким положением прокуратор труслив, ему страшно потерять то, что у него есть. Его руки не связаны, но он зависим и несвободен. Статус римского наместника поработил его, заставляя жить в ненавистной стране, выполнять тягостные обязанности. Даже наедине, удалив стражу и секретаря, он боится высказать свои мысли, ему по должности позволено лишь выкрикивать хвалы прекрасной власти императора Тиберия .

Допрос Понтия Пилата вырастает в философский диалог с Иешуа об истине и вере, о добре и зле, свободе и власти. Сначала прокуратор думает, что перед ним просто сумасшедший, мечтает поскорее закончить дело и повесить этого странного человека. Но банальные и простодушные ответы оборванца заставляют задуматься. Пилат изумляется, что арестант не боится отвечать ему прямо и правдиво, и понимает, что его собеседник – философ.

На вопрос, что такое истина, он получает не какое-то философское умозаключение, а простой ответ. Истина – в том, что у Пилата болит голова, поэтому арестант является невольным его палачом, ибо то, что прокуратор пытается скрыть от окружающих, изображая из себя всемогущего правителя, мучает его, и он не в силах от этого избавиться. Болезнь Пилата — гемикрания, при которой болит половина головы, — символ душевного раскола, дисгармонии. Пилат думает одно, а вынужден говорить другое. Не имея возможности высказаться открыто, Понтий Пилат пытается спасти Иешуа подсказками, произнося растянуто слово «не», мимикой и взглядом намекая, как следовало бы отвечать, чтобы сохранить свою жизнь. Арестованному ясны эти намеки, но он предпочитает правду, которую «говорить легко и приятно».

Для достижения наилучшего результата важно структурировать знания. В этом вам помогут онлайн-курсы по литературе

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГДЗ 8 класс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: