Краткое содержание “Гамбринус” Куприн
Гамбринус – “пивная в бойком портовом городе на юге России… Вместо столов были расставлены на полу, густо усыпанном опилками, тяжелые дубовые бочки; вместо стульев – маленькие бочоночки.
Направо от входа возвышалась небольшая эстрада, а на ней стояло пианино.
Здесь каждый вечер, уже много лет подряд, играл на скрипке для удовольствия и развлечения гостей музыкант Сашка – еврей, – кроткий, веселый, пья – ный, плешивый человек, с наружностью облезлой обезьяны, неопределенных лет.
Про – ходили года, сменялись лакеи в кожаных нарукавниках, сменялись поставщики и раз – возчики пива, сменялись сами хозяева пивной, но Сашка неизменно каждый вечер к шести часам уже сидел на своей эстраде со скрипкой в руках и с маленькой беленькой собачкой на коленях, а к часу ночи уходил из Гамбринуса в сопровождении той же собачки Белочки, едва держась на ногах от выпитого пива. Впрочем, было в Гамбринусе и другое несменяемое лицо – буфетчица мадам Иванова, – полная, бескровная, старая женщина, которая от беспрерывного пребывания в сыром пивном подземелье походила на бледных ленивых рыб, населяющих глубину морских гротов. Как капитан корабля из рубки, она с высоты своей буфетной стойки безмолвно распоряжалась прислугой и все время курила, держа папиросу в правом углу рта и щуря от дыма правый глаз. Голос ее редко кому удавалось слышать, а на поклоны она отвечала всегда одинаковой бесцветной улыбкой”. Обычные посетители “Гамбринуса” – “матросы разных наций, рыбаки, кочегары, веселые юнги, портовые воры, машинисты, рабочие, лодочники, грузчики, водолазы, контрабандисты, – все они были молоды, здоровы и пропитаны крепким запахом моря и рыбы, знали тяжесть труда, любили прелесть и ужас ежедневного риска, ценили выше всего молодечество, задор и хлесткость крепкого слова, а на суше предавались с диким наслаждением разгулу, пьянству и дракам”.
Часто посетители затевают драки и жестокие, до крови, побоища, но одно только Сашкино вмешательство может “остановить ссору, которая на волоске висела от кровопролития… Может быть, на простые дикие нравы влияла эта кроткая и смешная доброта… Может быть, своеобразное уважение к таланту и что-то вроде благодарности?
А может быть, также и то обстоятельство, что большин – ство завсегдатаев Гамбринуса состояло вечными Сашкиными должниками”.
Сашка не цепляется за деньги, объясняя это тем, что “их с собой в могилу не брать”. Начинается русско-японская война, и Сашку забирают в солдаты, несмотря на то, что он уже вышел из призывного возраста.
Вечером, из сочувствия, Сашку поят мертвец – ки, но его не удается развеселить.
Один здоровенный рабочий вызывается идти на войну вместо Сашки. Растроганный Сашка дарит ему свою скрипку, а Белочку оставляет мадам Ивановой. Та в слезах даже крестит его на прощание.
После ухода Сашки в армию “Гамбринус” лишается многих постоянных посети – телей. Другие музыканты не приживаются в пивной, не имеют никакого успеха у зрите – лей.
Проходит год, все постепенно забывается, только мадам Иванова по-прежнему читает сводки с полей сражений и заботится о Белочке. Сашка возвращается совершенно неожи – данно.
Он “не подох от русского креста” и даже ни разу не был ранен, зато попал в плен и был привезен на германском пароходе в тот порт, где работали его друзья.
Пьяная толпа готова рас – терзать кого угодно, но только не Сашку, несмотря на его национальность. Однако в по – рыве пьяного безумия один человек хватает Белочку и разбивает ее голову о мостовую.
“Затем настало странное время… Какие-то разнузданные люди в манчжурских папахах, с георгиевскими лентами в петлицах курток, ходили по ресторанам и с настой – чивой развязностью требовали исполнения народного гимна и следили за тем, чтобы все вставали”.
Один из них, Мотька Гундосый, требует того же от Сашки. Сашка отказыва – ется.
Мотька обзывает его “жидом вонючим”, а себя величает “православным”. Сашка спрашивает: “Православный? А за сколько?” Гундосый выкрикивает “чьи-то чужие, за – ученные слова”: “Братцы, доколе мы будем терпеть надругания жидов над престолом и православной церковью?” Сашка разбивает скрипку о голову Гундосого.
Тот ничего не может поделать, потому что Сашку обступает плотная толпа защитников, а Гундосого выгоняют из пивной. Вечером, когда Сашка идет по темной улице домой, его аресто – вывают “по политическому делу”.
Спустя три месяца музыкант возвращается. “Левая рука у Сашки, скрюченная и точно смятая, была приворочена локтем к боку. Она, очевидно, не сгибалась и не раз – гибалась, а пальцы торчали навсегда около подбородка”.
Но Сашка не сдается. Он выучивается играть на окарине1 и продолжает радовать посетителей пивной своей игрой. “Человека можно искалечить, но искусство все перетерпит и все победит”
Глава первая
Все начинается в небольшом городке-порту, в пивном заведении «Гамбринус». Эта пивнушка располагается в подвальном помещении, в городском квартале. Имея столь необычное название, забегаловка имеет и соответствующую историю – здесь когда-то правил балом настоящий король пивных по имени Гамбринус.
Сама по себе пивная – для бедняков. Здесь всегда грязно, пол усыпан какими-то опилками, всегда сыро, ибо пивная располагается в подвале, вместо столов и стульев – бочки, которые тоже нельзя было назвать чистыми. В общем, атмосфера у заведения была на большого любителя, ввиду ее неприятности и грязи. Как раз для тех, кому лишь бы выпить – для бедняков, им безразлична чистота и красота заведения.
Вечерами в «Гамбринусе» играет скрипач-еврей, который является главным героем. Зовут его Сашка, он всегда выпивший, возраст определить сложно по этой причине, обладает веселым характером. Помимо него здесь есть еще полнотелая буфетчица в годах, которую зовут мадам Иванова, и есть даже свой домашний питомец – Белочка, собака Сашки.
Гамбринус
Вслед ему – проклятий гром, только нет с ним сладу – Ни Освенцим, ни погром жиду не преграда. Он бежит, бежит, бежит – отдых будет после… До чего же этот жид все-таки вынослив. И не чудо ль? Все верней, твердо, не виляя, Жид бежит, своих детей Господу вверяя. И глядит со всех сторон мир, как, сердцем светлый, По веревочке времен жид бежит бессмертный.Вечный жид Первое моё положительное знакомство с автором, до этого был только невразумительный «Тапёр», если не ошибаюсь, в 6 классе. Куприн красочно описывает портовый район Одессы, так и чувствуешь запах свежей рыбы, пивного перегара и солёного ветра. Гамбринус — это одна из многочисленных пивных, но не обыкновенная, потому что там играет талантливый скрипач, главный герой рассказа — Сашка-еврей.
Публика любила его и было за что:
Посетило жуткое ощущение дежавю, не зря говорят, что история повторяется дважды:
Были среди них даже такие:
Приход «хозяев жизни» в Гамбринус был только делом времени. Но Сашка даже под угрозой смерти не теряет чувства юмора и прозорливости:
Знал бы Куприн, что через сто лет всё повторится вновь… Но даже учитывая все плюсы русской классики, я воспринимаю её с трудом. Не могу когда так — всё плохо, а станет ещё хуже.
Открытая книга. Тур №33
II
Громадный порт, один из самых больших торговых портов мира, всегда бывал переполнен судами. В него заходили темно-ржавые гигантские броненосцы. В нем грузились, идя на Дальний Восток, желтые толстотрубые пароходы Добровольного флота, поглощавшие ежедневно длинные поезда с товарами или тысячи арестантов. Весной и осенью здесь развевались сотни флагов со всех концов земного шара, и с утра до вечера раздавалась команда и ругань на всевозможных языках. От судов к бесчисленным пакгаузам и обратно по колеблющимся сходням сновали грузчики: русские босяки, оборванные, почти оголенные, с пьяными, раздутыми лицами, смуглые турки в грязных чалмах и в широких до колен, но обтянутых вокруг голени шароварах, коренастые мускулистые персы, с волосами и ногтями, окрашенными хной в огненно-морковный цвет. Часто в порт заходили прелестные издали двух– и трехмачтовые итальянские шхуны со своими правильными этажами парусов – чистых, белых и упругих, как груди молодых женщин; показываясь из-за маяка, эти стройные корабли представлялись – особенно в ясные весенние утра – чудесными белыми видениями, плывущими не по воде, а по воздуху, выше горизонта. Здесь месяцами раскачивались в грязно-зеленой портовой воде, среди мусора, яичной скорлупы, арбузных корок и стад белых морских чаек, высоковерхие анатолийские кочермы и трапезондские фелюги, с их странной раскраской, резьбой и причудливыми орнаментами. Сюда изредка заплывали и какие-то диковинные узкие суда, под черными просмоленными парусами, с грязной тряпкой вместо флага; обогнув мол и чуть-чуть не чиркнув об него бортом, такое судно, все накренившись набок и не умеряя хода, влетало в любую гавань, приставало среди разноязычной ругани, проклятий и угроз к первому попавшему молу, где матросы его, – совершенно голые, бронзовые, маленькие люди, – издавая гортанный клекот, с непостижимой быстротой убирали рваные паруса, и мгновенно грязное, таинственное судно делалось как мертвое. И так же загадочно, темной ночью, не зажигая огней, оно беззвучно исчезало из порта. Весь залив по ночам кишел легкими лодочками контрабандистов. Окрестные и дальние рыбаки свозили в город рыбу: весною – мелкую камсу, миллионами наполнявшую доверху их баркасы, летом – уродливую камбалу, осенью – макрель, жирную кефаль и устрицы, а зимой – десяти– и двадцатипудовую белугу, выловленную часто с большой опасностью для жизни за много верст от берега.
Все эти люди – матросы разных наций, рыбаки, кочегары, веселые юнги, портовые воры, машинисты, рабочие, лодочники, грузчики, водолазы, контрабандисты, – все они были молоды, здоровы и пропитаны крепким запахом моря и рыбы, знали тяжесть труда, любили прелесть и ужас ежедневного риска, ценили выше всего силу, молодечество, задор и хлесткость крепкого слова, а на суше предавались с диким наслаждением разгулу, пьянству и дракам. По вечерам огни большого города, взбегавшие высоко наверх, манили их, как волшебные светящиеся глаза, всегда обещая что-то новое, радостное, еще не испытанное, и всегда обманывая.
Город соединялся с портом узкими, крутыми, коленчатыми улицами, по которым порядочные люди избегали ходить ночью. На каждом шагу здесь попадались ночлежные дома с грязными, забранными решеткой окнами, с мрачным светом одинокой лампы внутри. Еще чаще встречались лавки, в которых можно было продать с себя всю одежду вплоть до нательной матросской сетки и вновь одеться в любой морской костюм. Здесь также было много пивных, таверн, кухмистерских и трактиров с выразительными вывесками на всех языках и немало явных и тайных публичных домов, с порогов которых по ночам грубо размалеванные женщины зазывали сиплыми голосами матросов. Были греческие кофейни, где играли в домино и в шестьдесят шесть, и турецкие кофейни, с приборами для курения наргиле и с ночлегом за пятачок; были восточные кабачки, в которых продавали улиток, петалиди, креветок, мидий, больших бородавчатых чернильных каракатиц и другую морскую гадость. Где-то на чердаках и в подвалах, за глухими ставнями, ютились игорные притоны, в которых штосс и баккара часто кончались распоротым животом или проломленным черепом, и тут же рядом за углом, иногда в соседней каморке, можно было спустить любую краденую вещь, от бриллиантового браслета до серебряного креста и от тюка с лионским бархатом до казенной матросской шинели.
Эти крутые узкие улицы, черные от угольной пыли, к ночи всегда становились липкими и зловонными, точно они потели в кошмарном сне. И они походили на сточные канавы или на грязные кишки, по которым большой международный город извергал в море все свои отбросы, всю свою гниль, мерзость и порок, заражая ими крепкие мускулистые тела и простые души.
Глава 7
Настало революционное время, люди сильно оживились. В пивной Сашка то и дело играет гимны: марсельезу и прочие революционные песни. Люди были воодушевлены, ждали перемен. Но однажды в пивную пришел пристав и запретил петь песни о свободе. С тех пор в городе стало тревожно и неспокойно. Люди боялись выражать свои мысли. Везде были аресты, в город даже вошли армейские части.
Спустя определённое время город охватили еврейские погромы. Люди руководствовались даже не корыстью, а безнаказанностью насилия. Власти ничего с этим не делали. В итоге, избивают многих евреев, однако Сашке совсем не страшно. Люди не воспринимают его всерьёз. Один из погромщиков негодует из-за того, что никто не может тронуть Сашку, и со всей жестокостью убивает его собаку. Сашка ничего не мог ему сделать и лишь молча смотрел.
Глава четвертая
Частыми гостями в «Гамбринусе» были воры, которые приходили в компании большого количества девиц. Время проводили они весело и громко, изо всех сил, так, как только могли.
Бывали и рыбаки, да не один-два, а всей артелью заявлялись и праздновали, да так, будто последний раз празднуют. Оно так и случалось – работа в море всегда связана с жизненным риском, многие не возвращаются домой. Выручку от работы рыболовы тратили за считанные дни и вели себя нескромно, часто били посуду, порой женщин, которых нередко брали в портовых борделях.
Скрипач был хорошо знаком с их бытом и существованием, знал, что каждая гулянка для рыбаков может быть последней в их жизни, и поэтому играл для них особенно виртуозно и чувственно.
Но герой не только играл и давал деньги в долг, еще он был в роли миротворца в драках, прекращая их, разводил драчунов. Без этого пивная превращалась в бойню с погромом.
Глава 8
В городе появились какие-то странные люди с георгиевскими ленточками в петлицах. Они вламывались повсюду и угрозами вынуждали людей вставать и петь русский гимн. Это были сыщики. Они вели себя вызывающе и по-хамски.
Однажды в пивное заведение приходят сыщики. Среди этих сыщиков оказался Мотька Гундосый, бывший сутенер, человек необыкновенной силы и крещенный еврей. Между сыщиком и скрипачом завязался серьёзный конфликт, потому что Сашка отказался исполнить гимн, ведь пристав запретил их исполнять. Мотька обозвал Сашку жидом, а тот спросил, за сколько покрестили Мотьку? Люди высмеяли сыщика. Тот начал кричать и драться.
В итоге, главный герой разбивает свой музыкальный инструмент и избивает им полицейского. Сыщики намерены забрать скрипача в полицейский участок, однако посетители прячут Сашку, не давая им это сделать.
Глава восьмая
Город стал наводняться странными воинствующими людьми, которые носили георгиевские ленты в петлицах военной формы. Их прозвали сыщиками и сразу невзлюбили, так как те вели себя агрессивно и хамовато, врывались в дома и требовали, чтобы там люди встали и исполняли имперский гимн.
Не миновала встреча с сыщиками и Сашку, те пришли к нему в пивную и потребовали, чтобы он исполнил гимн. Из-за этого начался серьезный конфликт, так как пристав ранее наложил запрет на исполнение гимнов, и с соперником скрипачу не повезло – им оказался некто бывший сутенер Мотька Гундосый, обладавший недюжинной силой, тоже еврей, только крещеный.
Из-за отказа музыканта Гундосый обозвал его жидом, на что Сашка полюбопытствовал, сколько заплатил сам Мотька, чтобы стать крещеным. Люди подняли Гундосого на смех, из-за чего тот кинулся в драку.
В итоге Сашка разбил скрипку и с помощью обломков инструмента избил Гундосого. Сыщики захотели арестовать скрипача, но люди не дали и спрятали Сашку.
Несколько интересных сочинений
Наверно, мало осталось в наше время людей, которые слепо верят в чудеса и надеются получить заветные подарки или исполнения желаний по мановению волшебной палочки или по доброте волшебника.
Наверное, на этой земле не существует ни одного человека, который бы не слышал о великом русском писателе Александре Сергеевиче Пушкине. Каждый из нас, будь то, взрослый или ребенок знаком с его творчеством
Основным персонажем произведения является Юшка, представленный писателем в образ рано состарившегося чахоточного мужчины.
Перед нами представлена картина художника Павла Корина под названием Александр Невский На картине изображён князь Александр Невский. Он оставил большой след в истории средневековой Руси
Глава 5
В пивной были свои модные сезоны песен. Русские моряки требовали своих, французские — своих, и т.д. Как только судно заходило в порт, сезонность менялась.
Но вот началась война с Японией. Многие люди сразу же стали политиками и стратегами. В пивной все чаще слышались беседы о войне. Все песни стали такой направленности. Сначала все верили в победу, но потом настроение омрачилось поражениями.
Во время военных действий в Японии главный герой оказывается в армии. Сашку забирают туда насильно, несмотря на то, что ему больше 46 лет. Точного возраста он и сам не знает, ведь от роду сирота. В военкомате ему ответили, что он не имеет права возмущаться, а с возражениями своими служить попадет в клоповник.
На это время свою скрипку герой отдаёт другому человеку, который вызвался пойти за него на войну, но не смог. А собака на время отсутствия Сашки находится с буфетчицей. Также ей отдают зарплату Сашки, чтобы она отослала ее родственникам героя — вдове племянника и семье двоюродного брата. На прощание героя напоили и обласкали. Всем его жалко, ведь он не создан для военной жизни, да и по происхождению вовсе не русский, а еврей.
Сочинение Анализ рассказа Гамбринус Куприна
Повествование произведения заключается в описании жизни одного из представителей еврейской национальности по имени Сашка, являющегося музыкантом-самоучкой, играющим на скрипке в пивном баре «Гамбринус», названном в честь покровителя пивоварения, расположенном в портовой гавани. Герой представляется писателем в образе сироты, не имеющего специального музыкального образования, обладающего порядочностью, уникальным слухом, артистизмом, остроумием и хорошей памятью, отличающего композиторским талантом, сочиняя собственную музыку, основанную на традиционных еврейских мотивах.
Музыкальное исполнение затрагивает душевные уголки посетителей пивной, Сашка имеет оглушительный успех у постоянных завсегдатаев заведения, народную любовь и уважение.
Судьба еврейского музыканта складывается нелегко, в его жизни присутствуют непосредственное участие в русско-японской войне, после чего герой возвращается с грустным, печальным выражением глаз, период гонения еврейской нации со страшными погромами, арестами и кровавыми убийствами, в результате которых Сашки лишается любимого друга – преданной собаки Белки, тюремное заключение за драку в кабаке, в которую Сашка ввязывается по причине обидной несправедливости, долгожданное освобождение, сопровождающееся невозможностью дальнейшей игры на скрипке из-за покалеченной руки.
Писатель, описывая жизненные трудности и невзгоды, с которыми сталкивается герой рассказа, демонстрирует его истинные человеческие качества, выражающиеся в проявлении Сашкой неимоверной силы духа, смелости, отчаянной выдержки, позволяющим герою не сломаться и выжить, несмотря на тяготы и лишения.
Любовь к музыке помогает Сашке продолжать существовать на белом свете, мужчина, несмотря на больную руку, принимает решение не бросать любимое занятие и осваивает игру на губной гармошке.
Произведение насыщено глубоким психологизмом, акцентирующим неоднородность душевного, духовного состояния русского народа, противопоставляющим красоте и высокой духовности темные инстинкты отдельных представителей озверевшей толпы.
Писатель передает основной смысл рассказа мыслью о необратимой победе искусства, которое претерпевает любые трудности, над общественным самосознанием, демонстрируя вековую тоску еврейской народности, отрицая антисемитизм в виде национальной розни.
II
В порту швартовались корабли из разных стран, иногда сюда заходили странные суда под черными парусами, по ночам можно было видеть снующие легкие лодки контрабандистов, рыбаки со всех сторон везли в город рыбу. Город соединялся с портом извилистыми улицами, куда по ночам порядочные люди предпочитали не соваться. Здесь было много таверн, трактиров, пивных, игорных притонов, кофеен, публичных домов.
Здешние обитатели редко поднимались в город, но Гамбринус посещали непременно. Мало кто знал его мудрёное название, поэтому шли к Сашке, который был известен среди морских и портовых людей и пользовался почетом и уважением.
III
Обычно скрипач приходил в пивную, когда там ещё было пусто. Он приветствовал мадам Иванову, выпивал первую кружку пива. Бывало, буфетчица просила его сыграть что-нибудь свое, и тогда Сашкина скрипка плакала, а его лицо выражало суровую грусть.
Постепенно пивная наполнялась народом, приходил аккомпаниатор. Сашка играл и попутно раскланивался со всеми посетителями, улыбаясь на все стороны.
Около музыканта постоянно торчали люди, которые просили его за монетку сыграть ту или иную мелодию. Он без отдыха играл все заказанные песни, пожалуй, не было таких, которых бы он не знал наизусть. Со всех сторон сыпались в его карман серебряная монетки. Сашка улыбался, кланялся, прижимал руку к сердцу, посылал воздушные поцелуи и пил пиво.
Гражданская позиция
Гражданская позиция Куприна безошибочно угадывается читателем по описанию одной из ключевых сцен, когда в разгар погрома одесский каменщик безжалостно убивает любимого пса Сашки-скрипача. В этом трагическом эпизоде с мощной контрастной выразительностью неореализма автор показывает неумолимую ярость бессмысленного и тупого гнева народа. Простые люди, обманутые и используемые властными структурами и революционными течениями в своих политических целях, становятся жертвой грядущих драматических событий. Свое возмущение и боль писатель выразил не только в данном произведении. Гражданскую позицию передают рассказы «Обида» и «Бред», которые также написал Куприн. «Гамбринус» же отличается от других особым эмоциональным и сочным стилем. Это настоящий эталон литературной экспрессии: все события и предметы, описанные автором, имеют законченную форму, образуя внутреннюю логическую связь друг с другом.
I
Пивная в бойком портовом городке носила название Гамбринус, в честь короля, покровителя пивного дела. Она пользовалась большой популярностью, и даже отсутствие вывески не мешало желающим ее находить. В пивной было два зала, по их стенам постоянно струилась влага. На сводчатых потолках еще сохранились следы живописи, одна из картин изображала компанию охотников, приветствовавших публику пивными кружками, другая – великосветский пикник, третья – малороссийскую семью со штрафами в руках. Картины во втором зале изображали сцены из лягушачьей жизни. В залах стояли большие бочки, заменявшие столы, вокруг которых были расставлены маленькие бочонки.
На небольшой эстраде стояло пианино, где по вечерам играл для гостей кроткий, веселый еврей Сашка. Внешне он напоминал обезьяну неопределённых лет. Шли годы, менялись работники, владельцы пивной, а Сашка неизменно в шесть вечера появлялся на эстраде со скрипкой и маленькой белой собачкой. Еще одним бессменным лицом в Гамбринусе была мадам Иванова, которая, стоя за стойкой буфета, напоминала капитана корабля.
О книге
Любой человек ежедневно сталкивается с множеством дел, и иногда так не хватает времени на отдых. Часто на выручку приходит книга. Можно забыть о настоящем и погрузиться в то, что происходит на страницах книги.
Книга Куприн Александр Иванович «Гамбринус» – прекрасный образец подлинного искусства в жанре классическая проза. С этой книгой ощущаешь не только интерес к судьбам героев, но и интерес к тому, что может произойти с любым человеком
Автор уделил внимание каждому персонажу, и, читая, понимаешь, что у каждого есть внутренние противоречия, есть и то, что беспокоит или вдохновляет
Глава 3
Данное заведение популярно и у моряков, и у местных посетителей. Но Сашка приходит в пивную задолго до открытия и играет для буфетчицы свои личные пьесы, печальные и долгие. Собака подвывала.
В пивной пили много, считалось особым шиком уставить пустыми бутылками всю бочку. Было так шумно и чадно, что было трудно дышать и говорить. И только скрипка слышалась в общем гаме.
Главный герой играет на скрипке абсолютно для всех. Он выполняет заказы посетителей за хорошую плату. Многие даже просят у Сашки одолжить небольшие суммы, однако, как правило, долги ему не возвращают. Он знает все песни наизусть и играет мастерски. К ночи становилось весело и дико.
Но Сашка не любил известности. Однажды журналист привел профессора из музыкального училища посмотреть на Сашку, а он специально гримасничал и не показывал полного умения. Профессор ушел, даже не допив кружки.
Глава 9
Но вечером сыщики поджидают главного героя, когда он идет из заведения. Его ведут в участок. Люди, увидевшие это, передали другим. Теперь все считали Сашку похороненным.
В результате, Сашку было не видно целых три месяца. Но он вернулся. Правда, худой и с бородой. Теперь изуродованная левая рука скрипача не сгибается из-за серьёзных повреждений сухожилий. Главный герой не в состоянии играть на скрипке, как прежде. Несмотря на это, Сашка не падает духом и не отчаивается. Ведь он убеждён, что можно покалечить и изуродовать человека, однако убить великое искусство невозможно. Теперь он играет на губной гармошке.
Можно утверждать, что, описывая все невзгоды и трудности, которые выпали на долю главного героя, автор хотел показать невероятную силу духа и достойные человеческие качества своего персонажа. Твёрдость характера позволяет герою не бросать его любимое дело. Так, Сашка осваивает игру на губной гармошке. Основная мысль данного произведения — искусство сильнее всех жизненных невзгод. Ведь оно непобедимо.
Глава шестая
В этой части рассказывается о том, как пивная постепенно приходит в запустение без всем привычного музыканта. Людям не нужны другие музыканты, они привыкли к скрипачу и хотели слышать лишь его. Мадам Иванова с тревогой просматривала газеты, выискивая в них информацию о Сашке, но осталась ни с чем. Но время не стоит на месте, забвению предается все, и люди приняли нового музыканта Алексея, бывшего в прошлом вором, а ныне же игравшего на гармони. Теперь о скрипаче помнили только буфетчица да его собака.
По прошествии года он вернулся. На фронте его зачислили в музыкальный полк, но к концу войны ему довелось оказаться в плену.
Когда он вернулся, гармониста Лешку-вора выгнали, а Сашку поставили обратно, на пост скрипача, и вернули инструмент. С его возвращением пивная зажила вновь, Сашка заступился за гармониста, и все завертелось своим чередом.
Только мадам Иванова обратила внимание на то обстоятельство, что вернулся скрипач другим. Не оставалось в нем веселья и кутежа никакого
Теперь в его душе были лишь горечь и тоска, которые он скрывал, но в его глазах это читалось ясно.
IV
Здесь нередко случались такие разгулы, какие можно было увидеть только в Гамбринусе. Приходили компании воров, рыбацкие артели и спускали за три дня по несколько тысяч рублей в оглушительном пьяном кутеже. Сашка играл рыбацкие песни, рыбаки пели и даже плясали, топчась на месте с серьезными лицами.
Особенно Сашка любил играть матросам с английских коммерческих судов. Они были крепкими, красивыми, жизнерадостными парнями. Боцман подходил к музыканту и заказывал джигу, при первых звуках которой англичане вскакивали, делали круг и били в ладоши.
Играл Сашка и лезгинку для грузин, и молдаванский джок. К нему нередко обращались с просьбой дать денег взаймы, и он никому не отказывал. Долги ему не возвращали, но в минуты разгула эти деньги шли к Сашке в виде платы за заказанную мелодию.
Особая магия
«Гамбринус» – рассказ небольшой, в нем чуть больше двадцати страниц. Но каждая фраза его пронизана особой магией и энергетикой литературного мастерства автора. Повествование будоражит читателя, держа его в неослабевающем напряжении, не оставляя безучастным, равнодушным к происходящим драматическим событиям в Российской империи того времени. Неумолимая волна еврейских погромов в считанные дни уничтожила жизнерадостную атмосферу уважительных, доброжелательных отношений между жителями, погрузив когда-то веселые улицы приморского города в ядовитую пучину ксенофобии. Куприновский «Гамбринус», краткое содержание которого не в силах передать публицистическую точность автора, описывает имевшие место акты вандализма бесчинствующих черносотенцев. Достаточно подробно автор описывает как они, пьяные, нагло вламывались в частные дома, квартиры, бесстыдно шарили в комодах и в кроватях, вымогали деньги, требовали то водки, то исполнения гимна. В каждой описательной строчке читатель чувствует журналистский талант писателя.
Популярные сегодня темы
Если говорить про то, какое впечатление у читателей остается от образов героев, то стоит отметить, что в основном, данное мнение складывается от поступков, которые совершали эти персонажи
Образ Прекрасной Дамы очень важен для Александра Блока, он даже так назвал один из самых своих известных циклов. Этот образ постоянно встречается в его стихах.
Любовь — это одно из таких чувств, которому многие поэты посвящали огромнейшее количество своих стихотворений. Даже в настоящее время, время технологий, умной техники, никто не может объяснить – что же это за чувство
Произведение рассказывает о дружбе мальчика из обеспеченной семьи с бездомными детьми. Вася – сын городского судьи. Его мать умерла, когда мальчику было всего 6 лет. На попечении отца осталась еще маленькая сестрёнка Васи – Соня
Человек – тростник, но мыслящий
Интересный литературный прием использовал Куприн. «Гамбринус» в основе сюжета содержит идею, которая затрагивает извечную тематику бессмертия и торжества искусства над любым проявлением безнравственности, подлости и жестокости. Гениальный ученый-француз Б. Паскаль своей философской мыслью дал определение индивидууму: человек – это тростник, однако тростник мыслящий. Эта мысль была подхвачена Куприным и перенесена в его литературное произведение. Слова центрального персонажа о том, что человека можно искалечить, но настоящее искусство обязательно все выдержит и победит, являются своеобразной транскрипцией слов Паскаля, звуча как апофеоз мужества и стойкости.