Анализ стихотворения «Незнакомка» Александра Блока
В начале стихотворения Блок рисует обыденную картину, которая потрясает своей глубиной и реалистичностью. С одной стороны, пред нами всплывает звуковой фон: детский плач, пьяные окрики, женский визг, скрип уключин — все это порождает тлетворный дух. С другой стороны, возникает и зрительный фон: пыль, рекламная вывеска булочной, шлагбаумы — все это способствует описанию быта обывателей, которые обременены лишь земными заботами. Однообразие происходящего и его безысходность подчеркивается дважды повторяющимся глаголом: «раздается детский плач», «раздается женский визг». Образ солнца опущен до бессмысленно кривящегося диска, который только и нужен, чтобы соответствовать пошлости и безумию происходящего.
Лирический герой ко всему имманентно непричастен и равнодушен, что свидетельствует об одиночестве. Мотив отрешенности усугубляется в пятой строфе, когда единственный друг, который схож в эмоциональном и психическом плане с лирическим героем, оказывается лишь отражением в стакане вина. Образ вина — символический, подчеркивающий мотив тайны.
Шестая строфа проникнута антипатией, презрением лирического героя к миру обывателей. Лакеи «торчат», а глаза пьяниц сравниваются с глазами кроликов, тем самым подчеркивая их животную сущность. Латинское изречение, произносимое пьяницами, еще раз говорит об их ничтожестве, поскольку настолько возвышенная фраза произносится пошлыми и законченными людьми.
Композиция стихотворения
Композиция представлена в виде двух частей. В их основе лежит контраст противоположностей, что позволяет повысить выразительность произведения. Такой композиционный прием позволяет автору лучше раскрыть свои мысли, а также сделать их более доступными для понимания читателя.
Сюжет первой части произведения повествует о существующей окружающей действительности пошлого и низменного мира. Данный мир погряз в распущенности, пьянстве и разврате. Он вызывает отвращение и неприязнь у Александра Александровича Блока.
Вторая часть описывает читателю крайне противоположную действительность, возвышенную, тонкую и недосягаемую. Она настолько идеальна в понимании поэта, что кажется несуществующей и недоступной. В данном возвышенном мире сосредотачиваются все основные мечты писателя, которые помогают ему уйти от глухой и мрачной реальности. В то же время эти два мира являются параллельными, которые пересекаются друг с другом.
Из-за их несовместимости автору кажется, что один из них является лишь плодом его воображения, то есть обычной галлюцинацией.
Александр Блок «Стихи о Прекрасной Даме» — цикл стихотворений, история написания, анализ
- «Отдых напрасен. Дорога крута…» (Вступление)
- «Я вышел. Медленно сходили…»
- «Ветер принёс издалёка…»
- «Тихо вечерние тени…»
- «Душа молчит. В холодном небе…»
- «Ты отходишь в сумрак алый…»
- «Ночью сумрачной и дикой…»
- «Навстречу вешнему расцвету…»
- «В день холодный, в день осенний…»
- «Всё отлетают сны земные…»
- «В передзакатные часы…»
- «Всё бытиё и сущее согласно…»
- «Кто-то шепчет и смеётся…»
- «Белой ночью месяц красный…»
- «Небесное умом не измеримо…»
- «Они звучат, они ликуют…»
- «Одинокий, к тебе прихожу…»
- «Предчувствую Тебя. Года проходят мимо…»
- «Не сердись и прости. Ты цветёшь одиноко…»
- «За туманом, за лесами…»
- «В бездействии младом, в передрассветной лени…»
- «Сегодня шла Ты одиноко…»
- «Она росла за дальними горами…»
- «Внемля зову жизни смутной…»
Анализ цикла «Стихи о прекрасной даме» Блока
«Стихи о прекрасной даме» — первый поэтический сборник А. Блока, включающий более ста стихотворений, написанных в 1901-1902 гг. Они были написаны поэтом под влиянием любви к будущей жене – Л. Менделеевой. Стихотворения расположены в строгом хронологическом порядке, часто указано конкретное место написания.
Блок был одним из ярчайших представителей символизма. Его сборник хоть и основан на реальном «земном» чувстве, описывает туманный возвышенный образ. В то время поэт увлекался учением философа В. Соловьева, особенно его идеей о Вечной Женственности. В стихотворениях этого цикла Блок очень редко «опускается на землю». Любимая женщина описана в образе бесплотной мировой души, олицетворяющей собой одновременной Жену, Мать, Подругу. Практически нигде не указаны конкретные физические признаки любимой. «Владычица Вселенной» обрисована только цветовыми оттенками («твоей лазурью») и неясными звуками («отдаленные шаги»).
В раннем возрасте Блок вообще был против плотских отношений. Любовь к женщине он воспринимал как вечное и безусловное преклонение перед недостижимым идеалом. Это мистическое чувство может быть описано только с использованием тайных символов, намеков, полутонов.
Многие стихотворения сборника содержат религиозную символику. В этом также видно влияние на поэта В. Соловьева. Блок идеализирует земное чувство, приравнивает его к божественному. Любовь становится явлением космического масштаба.
Прекрасная Дама Блока — высшее существо. Она обладает бессмертием, бесконечной мудростью и вселенским знанием. Ее помыслы и поступки недоступны простому смертному. Свою любовь поэт считает божественным поклонением, вечным рыцарским служением. У Блока получает дальнейшее развитие средневековый образ Прекрасной Дамы. Он еще больше отстраняется от всего земного. Физический облик женщины отходит на второй план. Главным становится таинственный образ, созданный в воображении.
Идеалистические представления Блока были реализованы им в жизни. Поэт воспринимался как человек, полностью оторванный от реальности. Л. Менделеева была покорена его рыцарским преклонением и согласилась на брак. Однако она быстро испытала разочарование. Поэт продолжал витать в облаках. Он не признавал грубых чувственных отношений и продолжал относиться к настоящей жене как к несуществующему образу.
«Стихи о Прекрасной Даме» отражают самые искренние чувства и переживания Блока. Первый мистический сборник принес поэту большую известность. Вошедшие в него произведения удивительно лиричны и способны заворожить читателя.
Стихи Блока короткие
Ночь, улица, фонарь, аптека…
Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи еще хоть четверть века —
Всё будет так. Исхода нет.
Умрешь — начнешь опять сначала
И повторится всё, как встарь:
Ночь, ледяная рябь канала,
Аптека, улица, фонарь.
Успокоительны, и чудны…
Успокоительны, и чудны,
И странной тайной повиты
Для нашей жизни многотрудной
Его великие мечты.
Туманы призрачные сладки —
В них отражён Великий Свет.
И все суровые загадки
Находят дерзостный ответ —
В одном луче, туман разбившем,
В одной надежде золотой,
В горячем сердце — победившем
И хлад, и сумрак гробовой.
Высоко с темнотой сливается стена…
Высоко с темнотой сливается стена,
Там — светлое окно и светлое молчанье.
Ни звука у дверей, и лестница темна,
И бродит по углам знакомое дрожанье.
В дверях дрожащий свет и сумерки вокруг.
И суета и шум на улице безмерней.
Молчу и жду тебя, мой бедный, поздний друг,
Последняя мечта моей души вечерней.
Здесь в сумерки в конце зимы…
Здесь в сумерки в конце зимы
Она да я — лишь две души.
«Останься, дай посмотрим мы,
Как месяц канет в камыши».
Но в легком свисте камыша,
Под налетевшим ветерком,
Прозрачным синеньким ледком
Подернулась ее душа…
Ушла — и нет другой души,
Иду, мурлычу: тра-ля-ля…
Остались: месяц, камыши,
Да горький запах миндаля.
Звезда полночная скатилась…
Звезда полночная скатилась
И не оставила следа…
Окно бесшумно растворилось…
Прости, крылатая мечта!
Ты здесь еще, но ты растаешь.
К моим сомненьям на пути,
Пока ты ночь в себя вдыхаешь,
Я буду всё твердить: прости…
Я буду верить: не растает
До утра нежный облик твой:
То некий ангел расстилает
Ночные перлы предо мной.
Из ничего — фонтаном синим…
Из ничего — фонтаном синим
Вдруг брызнул свет.
Мы головы наверх закинем —
Его уж нет,
Рассыпался над черной далью
Златым пучком,
А здесь — опять, — дугой, спиралью,
Шаром, волчком,
Зеленый, желтый, синий, красный —
Вся ночь в лучах…
И, всполошив ее напрасно,
Зачах.
Запевающий сон, зацветающий цвет…
Запевающий сон, зацветающий цвет,
Исчезающий день, погасающий свет
Открывая окно, увидал я сирень.
Это было весной — в улетающий день.
Раздышались цветы — и на темный карниз
Передвинулись тени ликующих риз.
Задыхалась тоска, занималась душа,
Распахнул я окно, трепеща и дрожа.
И не помню — откуда дохнула в лицо,
Запевая, старая, взошла на крыльцо.
Образ Прекрасной Дамы
Блок верил: погрязшее в пошлости и грехах человечество еще можно спасти «Вечной Женственностью». Поэт нашел ее воплощение в образе Прекрасной Дамы. Он пропитан возвышенностью, олицетворяет добро и красоту. От него веет светом, озарявшим темные души людей. Достигнуть наивысшей гармонии с окружающим миром можно через любовь к земной женщине. Искреннее чувство меняет нас к лучшему: открываются новые горизонты, мир становится прекрасным. Мы начинаем чувствовать прелесть каждого момента, слышать пульс жизни.
Многие поэты изображали образ Прекрасной Дамы, но у Блока она своя: слияние Пресвятой девы и земной женщины. Образ напоминает сияющий отблеск зажженной свечи и образ иконы в золоте ризы.
Каждый раз Прекрасная Дама предстает в новом облике, — Царица Небесная, Душа мира и чувственная девушка — который восхищает лирического героя, соглашающегося быть ее рабом на службе.
В стихотворении же «Предчувствую Тебя» лирического героя терзают сомнения по поводу того, что Прекрасная Дама может превратиться в порочное создание и от ее духовности не останется и следа. Но он так хочет ее увидеть! Только она в силах спасти человечество от надвигающегося горя и показать путь к новой безгреховной жизни.
Стихотворение «Вхожу я в темные храмы» сливается в единое звучание с предыдущим. Тихая и торжественная обстановка церкви передаёт состояние любви и блаженства, ожидания Прекрасной Дамы. Образ неземной рождает чувство прекрасного, которое свойственно обычному человеку.
Средства художественной выразительности
Эпитеты, метафоры, а также антитезы относятся к средствам художественной выразительности, используемым во многих русских литературных произведениях.
Осуществляя подробный разбор стихотворения, можно найти множество данных средств, которые также могут быть и фонетическими.
Схема разбора стихотворения состоит из нескольких этапов. Для начала осуществляют поиск эпитетов. Они используются для образного или художественного определения в целях выразительного описания признака предмета, а также его качества и свойства.
Ниже представлен перечень эпитетов, используемых Александром Блоком в своем стихотворении «Незнакомка»:
- «очарованный берег»;
- «горячий воздух»;
- «пьяные окрики»;
- «детский плач»;
- «испытанные остряки».
В процессе анализа стихотворения также осуществляют поиск метафор. Слова или выражения, используемые в качестве метафор, употребляются в переносном значении в целях сравнения предмета или явления на основании какого-либо общего признака.
Ниже представлен список метафор, которые Блок применяет в данном литературном произведении:
- «бессмысленно кривится диск»;
- «стан, шелками охваченный»;
- «дыша духами и туманами»;
- «дух правит окриками».
Также в стихотворении автор активно использует антитезы, основанные на резком противопоставлении определенных понятий и литературных образов. Особенно ярко это видно на эпитетах. В первой части стихотворения Блок использует довольно грубые и некрасивые сравнения, описывающие мрачную и суровую окружающую действительность, в то время как во второй части он прибегает к достаточно поэтическим, нежным и романтическим эпитетам, характеризующим прекрасную незнакомку.
При внимательном прочтении можно заметить определенные звуковые мотивы, придающие ещё большую выразительность тексту. Так, звук «р», присутствующий в словах «право», «тлетворный», «ресторан», «поручен», внушает читателю некое чувство тревоги, страха и дрожи. В свою очередь, изобилие в стихотворении звуков «а» и «о» создают впечатление медленного и размеренного повествования. Использование звука «и» придает тексту некоторую резкость, а звуков «л», «м» и «н» — некое очарование, таинственность, нежность и загадочность.
Таким образом, «Незнакомка» является одним из самых глубоких творений Александра Блока. Данное литературное произведение по праву можно считать народным, поскольку его помнят и знают даже те люди, которые далеки от литературы модернистского направления. «Незнакомка» отличается своей простотой и доступностью для понимания.
Стихотворение, пронизанное утонченной лирикой, и по сей день является символом человечности, чистой и непорочной любви, верности и надежды. Поэт призывает не опускать руки в сложных жизненных ситуациях и проблемах, с которыми сталкивается практически каждый человек на протяжении своей жизни.
Главной целью является достижение душевной гармонии с собой, которую можно достичь с помощью веры в красоту. Не стоит уходить от проблем и пытаться достичь гармонии с помощью алкоголя, так как это только усугубит ситуацию и усилит чувство безысходности. Именно красота может наполнить жизнь человека определенным смыслом, поскольку она является неотъемлемой частью судьбы и жизненного пути.
Особенности поэтического стиля Блока
Для творчества Блока характерно удивительное сочетание мистического и повседневного. Чувствительный к впечатлениям, которые давал ему мир, поэт создавал потрясающие произведения, полные символов и недосказанностей. Дореволюционные произведения Блока убаюкивали читателей, в постреволюционных появилось неведомое прежде отчаяние.
Блок часто использовал антитезы для обострения контраста и параллелизм для увеличения напряжения в своих стихотворениях. Одной из главных особенностей произведений Блока было обилие метафор, переходящих в символы.
Определение 1
Символ в литературе – момент пересечения двух пластов смысла, создающих новое значение, поражающее своей смысловой ёмкостью и призванное вызывать у читателей личные ассоциации.
Поэзия Блока эмоциональна, наполнена символическими рядами и проникнута острым чувством действительности. В своём творчестве Блок не разрушал сложившиеся традиции стихосложения, но менял и комбинировал, объединяя элементы различных стилей и создавая уникальные, неповторимые произведения.
Стихи Блока о прекрасной даме
Зарево белое, желтое, красное…
Зарево белое, желтое, красное,
Крики и звон вдалеке.
Ты не обманешь, тревога напрасная,
Вижу огни на реке.
Заревом ярким и поздними криками
Ты не разрушишь мечты.
Смотрится призрак очами великими
Из-за людской суеты.
Смертью твоею натешу лишь взоры я,
Жги же свои корабли!
Вот они — тихие, светлые, скорые —
Мчатся ко мне издали.
Или устал ты до времени…
Или устал ты до времени,
Просишь забвенья могил,
Сын утомленного племени,
Чуждый воинственных сил?
Ищешь ты кротости, благости,
Где ж молодые огни?
Вот и задумчивой старости
К нам придвигаются дни.
Негде укрыться от времени —
Будет и нам череда…
Бедный из бедного племени!
Ты не любил никогда!
За туманом, за лесами…
За туманом, за лесами
Загорится — пропадет,
Еду влажными полями —
Снова издали мелькнет.
Так блудящими огнями
Поздней ночью, за рекой,
Над печальными лугами
Мы встречаемся с Тобой.
Но и ночью нет ответа,
Ты уйдешь в речной камыш,
Унося источник света,
Снова издали манишь.
Жизнь медленная шла, как старая гадалка…
Жизнь медленная шла, как старая гадалка,
Таинственно шепча забытые слова.
Вздыхал о чем-то я, чего-то было жалко,
Какою-то мечтой горела голова.
Остановясь на перекрестке, в поле,
Я наблюдал зубчатые леса.
Но даже здесь, под игом чуждой воли,
Казалось, тяжки были небеса.
И вспомнил я сокрытые причины
Плененья дум, плененья юных сил.
А там, вдали — зубчатые вершины
День отходящий томно золотил…
Весна, весна! Скажи, чего мне жалко?
Какой мечтой пылает голова?
Таинственно, как старая гадалка,
Мне шепчет жизнь забытые слова.
Жду я холодного дня…
Жду я холодного дня,
Сумерек серых я жду.
Замерло сердце, звеня:
Ты говорила: «Приду, —
Жди на распутьи — вдали
Людных и ярких дорог,
Чтобы с величьем земли
Ты разлучиться не мог.
Тихо приду и замру,
Как твое сердце, звеня,
Двери тебе отопру
В сумерках зимнего дня».
Как сон, уходит летний день…
Как сон, уходит летний день,
И летний вечер только снится.
За ленью дальних деревень
Моя задумчивость таится.
Дышу и мыслю и терплю.
Кровавый запад так чудесен…
Я этот час, как сон, люблю,
И силы нет страшиться песен.
Я в этот час перед тобой
Во прахе горестной душою.
Мне жутко с песней громовой
Под этой тучей грозовою.
Кто-то шепчет и смеется…
Кто-то шепчет и смеется
Сквозь лазоревый туман.
Только мне в тиши взгрустнется
Снова смех из милых стран!
Снова шопот — и в шептаньи
Чья-то ласка, как во сне,
В чьем-то женственном дыханьи,
Видно, вечно радость мне!
Пошепчи, посмейся, милый,
Милый образ, нежный сон;
Ты нездешней, видно, силой
Наделен и окрылен.
Еще стихотворения:
- Стихи про небо
- Стихи о Родине
- Стихи про молодость
Структура стихотворения «Незнакомка»
Структура стихотворения симметрична и делится на две части: в первых шести четверостишиях читателя подготавливают к встрече с Незнакомкой, а в последующих он должен узреть всю красоту непогрешимости Незнакомки. Но весь шокирующий эффект находится в тринадцатой, «дьявольской» строфе. Даже количество строф, как неотъемлемый художественный компонент, учел Александр Блок. Поэт разрушает всю гармонию, возвращаясь к лирическому герою:
Очередная патетика и восклицательные знаки, утверждение безысходности и одиночества Поэта, который не оставит сокровищ своей души человечеству.
Не зря употреблен глагол «лежит» с его семантикой бездеятельности, ненужности. «Ты право, пьяное чудовище!» — жалостливый укор обществу, порицание его низких склонностей, сублимированный в ругань. К обществу присоединяется и таинственная Незнакомка, ведь и она неспособна исцелить от одиночества лирического героя, спасти от неминуемой бездны отчаяния.
Последняя строчка содержит в себе тот же мотив тайны, вечности. Лирический герой приходит к ужасному выводу, что одиночество — истина. Странный оптимизм, соприкасающийся с апофеозом отречения от земного. Во имя творчества лирический герой должен быть одиноким.
Образ «Незнакомки»
Незнакомка, описанная в стихотворении, для поэта является прекрасной дамой, символом чистоты и настоящей любви. Она предстаёт перед читателем в качестве хрупкой и изящной женщины, одетой в тёмную вуаль. Незнакомка значительно выделяется на фоне грубого и пошлого мира, погрязшего в пьянстве и лишенного нравственности и моральных ценностей.
Образ незнакомки в стихотворении окутан некой таинственностью и притягательной недоступной красотой. Её глаза преисполнены шарма и очарования, которые так привлекают поэта.
Незнакомка является неким «спасательным кругом» для лирического героя, поскольку позволяет ему отвлечься от бренности бытия этого мира, забыть о своих страданиях и переживаниях. В тексте, описывающем образ таинственной героини, четко прослеживается раздвоенность сознания русского поэта.
Несмотря на то что прекрасная и загадочная незнакомка помогает поэту ненадолго отстраниться от душевных терзаний, суровый окружающий мир никуда не исчезает, а лишь временно отходит на второй план.
Романтичный образ прекрасной незнакомки является, несомненно, сокровищем для поэта. Она воплощает в себе добро, мечты и надежды, веру в настоящую любовь. Незнакомка не дает поэту упасть духом, а помогает ему вернуться к жизни и встать на верный путь.
Символизм Блока
Каждое стихотворение поэта хранит скрытый символ, помогающий почувствовать его вкус. Вот, что связывает поэта с символистами – модернистским течением, относящимся к серебряному веку русской поэзии. В самом начале творческого пути Блок воспринимал явления окружающего мира как нечто потустороннее, нереальное. Поэтому в его творчестве существует множество символов, раскрывающих новые грани лирического образа. Они выбирались, скорее, интуитивно. Лирика наполнена туманностью, мистикой, снами и даже волшебством.
Символизм индивидуален. В нем «танцевали в хороводе» многоцветные гаммы чувств. Сердце дрожало, словно натянутая струна, от восхищения и переживаний за лирического героя. Будучи символистом, Блок ощущал некие «подземные толчки». Это был знак судьбы. Мистический и интуитивный взгляд на мир преследовал поэта повсюду. Александр Александрович чувствовал, что страна стоит в преддверии чего-то ужасного, глобального, того, что перевернет и искалечит миллионы жизней. Наступала революция.
Блок создает символику красок в своей поэзии. Красный цвет – влекущий и манящий, цвет страсти, любви и жизни. Белое и светлое – это что-то чистое, гармоничное и совершенное. Синий цвет символизирует звездное небо, далекий космос, нечто высокое и недостижимое. Черный и лиловый – цвета трагедии и гибели. Желтый же цвет говорит об увядании и тлении.
Каждому символу соответствует определённое понятие или явление: море – это жизнь, народ, исторические движения и потрясения. Красный червяк – пожар. В стихотворении «Фабрика» появляется «чёрный кто-то». Для поэта – это гибельная сила. Фабрика и Он — зловещий образ губителя-угнетателя.
Блок стремился выразить свои чувства и эмоции, а не просто описать окружающий мир. Каждое стихотворение он пропускал через себя, через свою душу, поэтому строфы пропитаны его мироощущением, радостями и тревогами, торжеством и болью.
Революция 1917 года
Не оправдавшая надежды первая революция обратила внимание Блока не взаимоотношения простого народа и интеллигенции в России. Теперь центральное место в творчестве поэта занял образ Родины, воплощение которого можно найти в одноимённом цикле стихов, объединившим в себе произведения поэта, написанные в 1907 – 1916 годы
Октябрьскую революцию поэт воспринял с большим воодушевлением. В 1918 году Блок пишет три своих самых значимых произведения, посвященных революции: публицистическую статью «Интеллигенция и революция» и поэмы «Двенадцать» и «Скифы».
В статье Блок призывал русский народ признать революцию и поддержать происходящие в стране великие перемены, которые приведут её к расцвету и лучшей жизни. Однозначное восхищение, выраженное в этой статье, однако, со временем сменилось большей объективностью.
Отражение этой перемены взглядов Блока можно найти в поэме «Двенадцать». Размышляя о силе исторических событий, которые сравниваются с бурей и метелью, поэт приходит к осознанию, что революция – скорее стихия и неизбежность, чем обещание лучшей жизни. Яркие контрасты, невероятная жестокость и лёгкий призрак надежды на созидательную силу революции – такой предстаёт эта поэма Блока перед нами. Столкновение двух миров, будущего и прошлого, ведёт человечество в неведомом направлении.
Важно отметить, что «Двенадцать», произведение революционное не только по духу, но и по своей художественной структуре, отличается от поэзии Серебряного века необычно разговорной и даже вульгарной речью. Использование такого языка, однако, по заявлениям современников Блока, было единственно правильным решением
Революционные произведения, написанные Блоком в 1918, были неким творческим всплеском, после которого поэт погрузился в глубочайший творческий кризис, сопровождающийся прогрессирующими болезнями ума и тела. Поэт впал в депрессию и перестал писать стихи. Своё последнее стихотворение Блок написал в феврале 1921 года, за полгода до своей смерти.
Размер и жанр
Каждое творение имеет свой размер и только свой уникальный жанр. Говоря о параметрах данного литературного произведения, необходимо выделить следующие особенности:
- жанром «Незнакомки» является рассказ в стихотворной форме;
- способ или средство написания — четырехстопный ямб. Суть данного метода заключается в использовании определенного размера, при котором на каждый четный слог падает ударение;
- использование четырехстопного ямба с пиррихиями, при котором осуществляется пропуск ударения при чтении вслух. Это направление позволяет поэту построить определенную мелодичность в произведении и придать ему легкость для понимания;
- тип рифмы — перекрестная. При перекрестной рифме первая строчка рифмуется с третьей, вторая с четвертой и так далее;
- использование четырехстопного ямба с катренами. При данном способе в стихотворении имеют место отдельные строфы, законченные по смыслу.
При создании того или иного произведения каждый автор оставляет за собой право при выборе как размера произведения, так и используемого жанра и композиционных приемов, позволяющих повысить его выразительность и улучшить доступность для понимания.
Темы и мотивы в лирике Блока
Темы лирики Блока весьма неоднозначны. Они представлены в огромном многообразии, но при этом представляют собой единое целое. Это своеобразное отражение жизненного пути поэта. Об этом даже неоднократно говорил сам автор.
Творческий путь литератора был весьма сложным. Им были написаны как романтические и символические стихи, так и произведения, отображающие реалии революции.
Мотивы лирики Блока – это своеобразное отображение всего того драматизма, который был характерен для 19 и 20 века. В произведениях поэта отмечается наличие некой насыщенности, есть реалистическая конкретика и романтизм. Таким образом он точно описывает окружающий мир во всем его многообразии.
Творческий мир Блока
Блока можно назвать и модернистом, так как одна из миссий поэта состояла в том, чтобы перевести на современный лад культуру прошлого. Несмотря на красоту и духовность стихов, автор делал акцент на отголосках тоски, отчаяния, утраты и ощущения надвигающейся трагедии. Возможно, это и дало повод Ахматовой назвать его «трагическим тенором эпохи». Но при всём этом поэт всегда оставался романтиком.
Основные темы творчества Блока:
- судьба родины и судьба человека в переломные исторические эпохи;
- революция и роль интеллигенции в ней;
- верная любовь и дружба;
- судьба и рок, страх и надвигающаяся безысходность;
- роль поэта и поэзии в жизни общества;
- неразрывная связь человека и природы;
- вероисповедание и мироздание.
Умение передавать тонкие нюансы души нашло своё воплощение в жанровом многообразии: стихотворения и поэмы, посвящения и песни, заклинания, романсы, этюды и наброски, думы.
Истинные человеческие ценности раскрываются только в нерасторжимом родстве с «единством мира». Прекрасное будущее человечества осуществимо в результате суровой и повседневной работы, готовности к подвигу во имя процветания Отчизны. Таково мировоззрение поэта, которое он выражал в творчестве.