Содержание
Глава II. ВеснаГлава III. МечтыГлава IV. Наш семейный кружокГлава V. ПравилаГлава VI. ИсповедьГлава VII. Поездка в монастырьГлава VIII. Вторая исповедьГлава IX. Как я готовлюсь к экзаменуГлава X. Экзамен историиГлава XI. Экзамен математикиГлава XII. Латинский экзаменГлава XIII. Я большойГлава XIV. Чем занимались Володя с ДубковымГлава XV. Меня поздравляютГлава XVI. СсораГлава XVII. Я собираюсь делать визитыГлава XVIII. ВалахиныГлава XIX. КорнаковыГлава XX. ИвиныГлава XXI. Князь Иван ИванычГлава XXII. Задушевный разговор с моим другомГлава XXIII. НехлюдовыГлава XXIV. ЛюбовьГлава XXV. Я ознакомливаюсьГлава XXVI. Я показываюсь с самой выгодной стороныГлава XXVII. ДмитрийГлава XXVIII. В деревнеГлава XXIX. Отношения между нами и девочкамиГлава XXX. Мои занятияГлава XXXI. Сомме il fautГлава XXXII. ЮностьГлава XXXIII. СоседиГлава XXXIV. Женитьба отцаГлава XXXV. Как мы приняли это известиеГлава XXXVI. УниверситетГлава XXXVII. Сердечные делаГлава XXXVIII. СветГлава XXXIX. КутежГлава XL. Дружба с НехлюдовымиГлава XLI. Дружба с НехлюдовымГлава XLII. МачехаГлава XLIII. Новые товарищиГлава XLIV. Зухин и СеменовГлава XLV. Я проваливаюсь
Содержание и идея трилогии
-
Детство
В первой части трилогии Толстой описывает детство Николая Иртеньева и его первые впечатления о мире. Главный герой переживает семейные драмы, потерю близких людей и сталкивается с трудностями преодоления внутренних и внешних препятствий.
-
Отрочество
Во второй части трилогии Николай Иртеньев становится уже подростком и переживает свой внутренний кризис и поиски своего места в жизни. Герой оказывается воплотившимся образом поколения, которое ищет свою идентичность и занимается поиском смысла в суетной общественной жизни.
-
Юность
В третьей части трилогии описывается юность Николая Иртеньева, его становление как личности и принятие ответственности за свои поступки. Толстой касается вопросов любви, предательства, дружбы, взросления и смысла жизни.
Идея трилогии заключается в том, чтобы показать эволюцию личности Николая Иртеньева и его постепенное осознание себя и мира вокруг. Все три части трилогии составляют единое целое и помогают читателю больше узнать о главном герое, его внутренних переменах и поиске смысла жизни.
Книги автора
Толстой Лев Николаевич Полное собрание сочинений. Том 8. Педагогические статьи 1860–1863 гг. Сельский учитель
Толстой Лев Николаевич Филипок
Как маленький мальчик Филипок пошел в школу.
Толстой Лев Николаевич Казаки
Кавказская повесть. Тяготение к народной теме, широкому эпосу вызревало у Толстого уже в повести «Казаки» (1853-63). На Кавказе, среди величавой природы и простых, чистых сердцем людей герой повести полнее сознаёт фальш светского общества и отрекается от лжи, в какой жил прежде. Критерием правды социального поведения для Т. становится природа и сознание человека, близкого природе, почти сливающегося с ней.
Толстой Лев Николаевич Не убий
В данной заметке Толстой призывает людей к полному отказу от убийств, и, в частности, от убийств монархов.
Толстой Лев Николаевич Путь жизни
Книга представляет собой своеобразный итог многолетних размышлений Толстого над проблемами «смысла и блага» человеческого существования: что озназначает жить «по совести и разуму», каковы пути духовного единения людей друг с другом и с Богом, как избавиться от грехов, соблазнов и суеверий.
Книга дает ответ на главный вопрос: «Как жить?» для отдельного человека и для всех людей в целом.
Толстой Лев Николаевич Смерть Ивана Ильича
В повести «Смерть Ивана Ильича» (1884-86) Толстой рассказывает историю обыкновенного человека, на пороге смерти ощутившего бессмысленность своей жизни. Просветление души умирающего, символичный «свет», возникающий в последние минуты в его сознании, должны были, по мысли Толстого, воплощать идею религиозного «спасения». Но эти иллюзии были побеждены трезвым психологическим реализмом повести.
Толстой Лев Николаевич Неужели это так надо?
Толстой Лев Николаевич Не убий никого
Толстой Лев Николаевич Царство божие внутри вас…
Средоточием этого трактата является теория Толстого непротивления злу насилием, и, применяя ее к деятельности различных правительств, он приходит к выводу, что все они в сущности аморальны и служат интересам богачей и сильных мира сего, угнетая народные массы посредством воинской повинности, тюремного заключения и собирания налогов.
Толстой Лев Николаевич Соединение и перевод четырех Евангелий
Толстой Лев Николаевич Севастопольские рассказы
В 1851-53 Толстой на Кавказе участвует в военных действиях (сначала в качестве волонтёра, затем – артилеристского офицера), а в 1854 отправляется в Дунайскую армию. Вскоре после начала Крымской войны его по личной просьбе переводят в Севастополь (в осажденном городе он сражается на знаменитом 4-м бастионе). Армейский быт и эпизоды войны дали Толстому материал для рассказов «Набег» (1853), «Рубка леса» (1853-55), а также для художественных очерков «Севастополь в декабре месяце», «Севастополь в мае», «Севастополь в августе 1855 года» (все опубликовано в «Современнике» в 1855-56). Эти очерки, получившие по традиции название «Севастопольские рассказы», смело объединили документ, репортаж и сюжетное повествование; они произвели огромное впечатление на русское общество. Война предстала в них безобразной кровавой бойней, противной человеческой природе. Заключительные слова одного из очерков, что единственным его героем является правда, стали девизом всей дальнейшей литературной деятельности писателя. Пытаясь определить своеобразие этой правды, Н. Г. Чернышевский проницательно указал на две характерные черты таланта Толстого – «диалектику души» как особую форму психологического анализа и «непосредственную чистоту нравственного чувства» (Полн. собр. соч., т. 3, 1947, с. 423, 428).
Толстой Лев Николаевич Анна Каренина
«Анна Каренина» – это сложное, психологически утонченное, остропроблемное произведение, насыщенное приметами времени. Л.Н. Толстой на страницах произведения показывает, как рушатся остатки патриархального уклада жизни в России под натиском буржуазного прогресса, как падают нравы, ослабевают семейные устои, вырождается аристократия.
Проблематика
В данной повести Толстой затрагивает многие проблемы, актуальные и по сей день. Мы перечислим лишь основные.
Потеря близкого человека. Дети особенно близко к сердцу принимают утраты. Особенно в семье. Писатель показал, как сыновья тоскуют по матери, как им больно ее потерять. Они просто не знают, как жить дальше. Эта проблема не имеет универсального решения, но родные должны сделать все возможное, чтобы дети не чувствовали себя сиротами. Это единственный выход из положения, и Толстой показывает, как необходимо себя вести в подобной ситуации.
Дурное влияние. Ребенок очень подвержен влиянию извне. Его легко сбить с пути истинного, особенно, если его воспитывали мягко, без особой требовательности. Николай поддался вредным настроениям и стал вести себя дурно по отношению в другому мальчику, повинуясь стадному чувству. Он подражал Сереже Ивину и хотел ему понравиться
К сожалению, взрослые не всегда вовремя замечают источник дурного влияния, и это попустительство может привести к тому, что правильное воспитание не даст свои плоды.
Неосторожность и неосмотрительность взрослых. Сами родители часто совершают ошибки в воспитании
Например, Толстой показал это на приеме у бабушки, где на маленького Николеньку сильно давили родственники. Бабушка во всеуслышание уверяла людей, что ее внук ухаживает за маленькой гостьей, он очень смутился и растерял уверенность в себе. Впечатлительность ребенка надо принимать в расчет и не пугать его своими разоблачениями, тем более, при посторонних.
Проблема выбора жизненного пути. Герой мечется между добром и злом, между призваниями, между девочками, которые ему нравятся. Он еще не определился с тем, что собой представляет.
Образ Николая Иртеньева
«диалектика души» главного героя повести, его духовное становление. Особенности повествования (преобладание описаний и рассуждений над действием, внутренние монологи)
В образе Николая Иртеньева показана натура своеобразная и сложная, выделяющаяся среди остальных персонажей повести своей осознанностью жизни и редким качеством стараться честно относиться к собственным поступкам. Он с любопытством изучает свою душу, склонен к психологическому анализу, с исключительной наблюдательностью следит за жизненными явлениями, вдумывается и старается разобраться в них.
Ему присущ особого рода эгоизм – редкий интерес к сложному внутреннему «я». Его обостренное самолюбие проявляется в чрезмерной мнительности,застенчивости. Он терзается, завидуя другим людям, живущим без самокопания, понимая, что их жизнь проще для них самих и для окружающих. Он постоянно мучается, что подумают окружающие. Ему кажется, что за оплошности его все осуждают.
Стремясь к одобрительному мнению,юноша склонен к фальши, позерству и притворству, часто беспричинно врет, причем он подсознательно понимает, что так поступают и его приятели. В мыслях Николая наблюдается душевный разлад:его «ум с сердцем не в ладах». Эта двойственность заставляет его задумываться о поисках успокоения и согласия в своей мятущейся душе. Еще в детстве он приучился отличать в своей и чужой жизни добро и зло, пытался определить свои идеалы. Николай пишет для себя планы жизни, в которых доминирует идея нравственного самосовершенствования, помогающая преодолеть двойственность души. Он стремится создать себя как личность.С образом Иртеньева связана мысль Толстого об огромных духовных возможностях человека. Способность героя преодолевать привычные установки, не застывать в развитии, постоянно меняться, стремиться к обновлению дает нравственную силу для противостояния окружающей среде.
В заключительной части трилогии Толстого, как и в первых двух повестях,сюжет схематичен, повествование построено как «поток сознания» главного героя. Внутренняя речь героя, пронизанная психологизмом, представляет собой монолог-исповедь. Процесс проговаривания про себя, созревания мысли,образы, возникающие в его воображении, важнее того, что говорится Николаем. Разговаривая с другими, он придерживается установленных манер. Разговаривая с самим собой, он искренен и открыт.
Уже в первом произведении сформировался художественный мир Льва Толстого. Образ Николая Иртеньева открывает галерею типичных толстовских образов: людей со сложным внутренним миром, склонных к углубленному самоанализу, постоянно ищущих свое место, смысл жизни, в которой всегда много переломных моментов. Монологи Толстого помогают понять его героев. Как и другие образы любимых героев Толстого, образ Николеньки Иртеньева воплощает в себе мысль о «диалектике души» человека, о заложенных в нем противоречиях, их преодолении и преображении личности.
Общечеловеческое значение трилогии Льва Николаевича Толстого
Ни в одном другом произведении русской литературы не было сделано столь подробных наблюдений за развитием души подрастающего человека, детального изображения его внутреннего мира, чувств и мыслей. Несмотря на автобиографичность трилогии, Толстой изобразил обобщенные, характерные черты, присущие процессу взросления любого человека, подчеркивая общечеловеческие духовные закономерности развития личности. Людям разной среды, социального статуса и воспитания в детстве свойственна любовь ко всему миру и открытость души; в отрочестве появляется неуверенность в себе, склонность к умствованию, обостренное самолюбие и замкнутость; в юности осознаются жизненные цели, формируются идеалы любви и дружбы, начинается духовное становление. Динамика душевного состояния не одной конкретной личности, а диалектика души человека вообще была интересна Толстому и стала одним главных приемов изображения героя в дальнейшем творчестве.
Словарь
1. Пролетка – легкая двухместная повозка.
2. Комильфо – (устар.) соответствие правилам приличного поведения.
3. Диалектика – учение о законах изменения и развития в мышлении, обществе и природе.
История создания
У Толстого был дневник, где он делился мечтами, размышлениями, нравственными поступками, которые приходилось совершать на протяжении жизни. Читатели помнят необычный образ Льва Николаевича, но таким он был далеко не всегда.
Пройдя длинный творческий путь, он предстал перед окружающими почтенным старцем, проповедующим безграничную любовь к Богу, жизнь в мире и согласии.
Представлен Николенька автобиографично, именно через него автор пытается ответить на вопросы, интересующие его на протяжении многих лет. Парнишка 10 лет является выходцем из аристократического рода. Будучи графом, он получил хорошее воспитание и в полной мере соответствует стандартам, предъявляемым светским обществом того времени.
Подрастающий мальчик описан в поиске жизненного смысла и душевного равновесия, одновременно с этим происходит его становление как личности. В характеристике Николеньки Иртеньева хорошо описан его богатый внутренний мир, который со временем кардинально изменился. Повествование в «Детстве» ведется от первого лица
Таким способом писатель демонстрирует важность обсуждаемых событий, которые происходили в его жизни.
Главные герои
Образ и характеристика каждого персонажа находятся в данной статье. Здесь же мы приводим лишь самые основные сведения о жизни и характере героя.
- Николенька Иртеньев — главный герой, мальчик из дворянской семьи. Он очень тонко чувствует мир, умен не по годам, но сам процесс учебы скучен для него. Николенька старается во всем найти суть, смысл, но часто ошибается из-за обостренной чувствительности и вспыльчивости. Он добр, но ведом: его легко сбить с пути, ведь он часто подражает старшим или более сильным ровесникам.
- Мама — в самой повести автор не показывается характер женщины напрямую, но мы можем проследить ее влияние на сына. Благодаря доброму материнскому сердцу, мальчик стал таким чутким и сострадательным.
- Папа – рассудительный и строгий мужчина. Герой любит его не меньше, отец сохраняет авторитет перед сыном в любой ситуации.
- Наталья Савишна — экономка, бывшая няня мамы Николеньки. По своей натуре очень альтруистичная женщина, готова всю себя отдать ради семьи, которой служит.
- Карл Иванович — учитель Николеньки, очень добрый и заботливый человек, желающий для мальчика только лучшего.
Знакомство с детскими годами
Первые строки «Детства» дают возможность познакомиться с Николенькой. Это спящий мальчик, находящийся под неуклонным присмотром наставника. Ему созданы комфортные условия для развития. Юный аристократ избалован и причудлив, но вместе с тем он по отношению к окружающим проявляет нежные чувства, поскольку имеет доброе сердце. Повествование в произведении начинается с первых лет жизни Николая.
Иртеньев не отличался наружной привлекательностью, его нельзя назвать симпатичным. У героя были:
- пухлые губы;
- крупный нос;
- маленькие глаза;
- затылок с вихрами.
Для ребенка большое значение имеет его внешность с видимыми недостатками. Он мысленно просит Бога подарить ему красоту. На непривлекательную внешность ему неоднократно указывали взрослые, в том числе мать
Она акцентирует внимание читателя на душевной красоте сына.
Анализ «Детства»
Трилогия «Детство. Отрочество. Юность», анализ которой мы проведем, открывается «Детством». Толстой, работая над ним, пережил настоящую творческую лихорадку. Ему казалось, что до него никто ещё так не почувствовал и не изобразил всю прелесть и поэзию детства. Маленький герой — Николенька Иртеньев, — живя в атмосфере патриархально-помещичьего быта, воспринимает окружающий его мир в его безмятежности, как счастливое, идилличное и радостное существование. Для этого есть много оснований: все его любят, вокруг ребёнка царит теплота и человечность во взаимоотношениях людей, растущий человек живёт в согласии собой и открывающимся перед ним миром; он переживает чувство гармонии, которой писатель необычайно дорожит. Нельзя не залюбоваться такими персонажами книги, как учитель Карл Иванович, няня Наталья Савишна. Толстой проявляет поразительное умение прослеживать мельчайшие движения человеческой души, смену переживаний и чувств ребёнка. Н. Г. Чернышевский назвал эту особенность писателя «диалектикой души». Она проявляется и тогда, когда юный герой познает самого себя, и тогда, когда он открывает окружающую его действительность. Таковы сцены детских игр, охоты, бала, занятий в классной комнате, смерти матери и Натальи Савишны, обстоятельства, когда раскрывается сложность человеческих взаимоотношений, несправедливость, несогласие людей друг с другом, когда обнаруживаются горькие истины. Нередко ребёнок проявляет аристократические предрассудки, но он же учится их преодолевать. Формируется искренность маленького героя, его доверие к миру, естественность поведения. В повести «Детство» весьма ощутим автобиографический элемент: многие эпизоды напоминают детство Толстого, ряд открытий ребёнка отражает взгляды и искания самого писателя. В то же время автор стремится к обобщенности в раскрытии поры детства, и потому был очень огорчен тем названием — «История моего детства», — которое дали повести издатели журнала «Современник», где она была напечатана. «Кому какое дело до истории моего детства? » — писал он Некрасову, отстаивая типичность изображенного.
Отрочество
В следующей повести мы видим изменение образа Николеньки Иртеньева по сравнению с «Детством». Взросление героя начинается со смертью матери. Говорят, что у детей, рано потерявших родителей, или переживших иное большое горе, даже взгляд меняется, становится взрослым. Сам Николенька ощутил перемену мировоззрений в себе после разговора с Катенькой, которая росла вместе с его сестрой Любочкой. Катенька была дочерью гувернантки Мими. Она впервые заставила Николеньку задуматься о социальном и имущественном неравенстве людей. Катенька уже понимала, что они жили в доме Иртеньевых благодаря милости матушки Николеньки. Матушки не стало. Видимо, Мими делилась с дочерью своими переживаниями и заботами об их будущем.
Николенька Иртеньев стремится подражать Володе, осознавал, что это не правильно, но не мог пока выбрать своего пути. Однажды он подсмотрел, как Володя заигрывает с горничной Машей, и ему тоже хотелось также заигрывать с нею. Только детская стыдливость останавливала его от этого поступка. Николенька уверен в своей некрасивости, немного завидовал брату, который на полтора года старше его.
Когда мальчики повзрослели, по настоянию бабушки Карла Ивановича, к которому Николенька привык за годы детства и любил как родного, несмотря на то, что тот мог наказать за проступки и шалости, уволили, и наняли французского гувернера – молодого образованного мужчину, который, как казалось Николаю, получал удовольствие, унижая его. Николай возненавидел гувернера.
В годы отрочества Николай начал задумываться о смысле жизни и роли человека в этом мире, о Боге и потусторонней жизни, согласился с идеалистами в вопросах субъективности бытия. Появились мечты о собственном величии, о том, что он станет открывателем новых философских истин.
По мере взросления стала легче даваться учеба, и занятия стали доставлять некоторое удовольствие. Николай сблизился с одним из товарищей брата Володи – Дмитрием Нехлюдовым, который оказал определенное влияние на его мировоззрения.
Основные герои трилогии
- Николенька Иртеньев – главный герой всех трех повестей трилогии, растет в дворянской семье, умен не по возрасту, тонко чувствует мир.
- Иртеньева Наталья Николаевна– мать Николеньки, напрямую образ этой героини писатель не демонстрирует, но мы видим ее влияние на сына, благодаря ей он стал добрым и чутким человеком.
- Иртеньев Петр Александрович– отец Николеньки, граф, рассудительный, строгий, авторитетный мужчина.
- Наталья Савишна – экономка, самозабвенно служит семейству, на которое работает.
- Карл Иванович – учитель Коленьки, добрый и заботливый.
- St.-Jerome – француз по происхождению, гувернёр в доме Иртеньевых, по началу у него и Николеньки очень скверные отношения, постепенно они движутся в лучшую сторону, главный герой признает, что он хорошо выполнял свои обязанности, однако был самовлюблен и тщеславен.
- Бабушка – графиня, величественна, уважаема, с внуками добра и весела, особенно сближается с ними после смерти дочери.
- Валахина Сонечка — дочь знакомой Иртеньевых г-жи Валахиной. Николенька был влюблен в эту девочку.
- Семенов – студент-разночинец, учился вместе с Николенькой, часто прогуливал, пользовался уважением среди студентов, влез в долги, продал себя в рекруты.
- Дубков— адъютант, приятель Володи Иртеньева, ограничен, но при этом искренен и чистосердечен, увлекается шампанским и женщинами, игрой в карты.
- Епифанова Авдотья Васильевна — соседка Иртеньевых, вторая жена отца Николеньки, любит красиво одеваться, но неряшлива дома, с Николенькой у нее неприятные отношения, с отцом Николеньки отношения дошли до состояния тихой ненависти и отвращения, несмотря на то, что она всячески старалась завоевать любовь своего мужа.
- Зухин — товарищ Николеньки по университету. Пылкий, деятельный, не любил науку, хотя легко все схватывал. Сначала Николенька испытывал к нему чувство призрения, однако позже видит в нем положительные качества.
- Ивин Сережа — родственник и сверстник Иртеньевых, Николенька испытывает симпатию к Сереже, но не находит ответных чувств.
- Иртеньев Володя – старший брат Николеньки, провоцирует брата на соперничество, несмотря на это отношения братьев хорошие.
- Иртеньева Любочка — старшая сестра Николеньки, имеет сходство с матерью в манерах и в голосе.
- Катенька — дочь гувернантки Любочки Иртеньевой, первая любовь Николеньки.
- Князь Иван Иваныч — тип аристократа прошлого столетия, уважаем, имеет высокие нравственные принципы, добр, хорошо образован, однако несколько надменен.
- Любовь Сергеевна — возлюбленная Нехлюдова, Николенька считает ее некрасивой, неинтересной, отношения с Николенькой у нее натянутые.
- Мими (Марья Ивановна) — гувернантка Иртеньевых, мать Катеньки, по мнению Николеньки скучная женщина, отец Николеньки некогда был увлечен ею.
- Михайлов Яков — приказчик, крепостной Иртеньевых, вел себя спокойно и достойно, был предан своим хозяевам.
- Дмитрий Нехлюдов — князь, приятель Володи Иртеньева, с которым он знакомится в университете, а затем лучший друг Николеньки.
Главные герои трилогии
Николай Иртенев — главный герой трилогии, о котором исследуется его внутренний мир, психологическое развитие, эмоциональные переживания и преодоление жизненных испытаний. В «Детстве» мальчик Николай познает окружающий мир, открывает для себя радость игры и природы, а также сталкивается с трагической потерей близких людей.
Во втором романе «Отрочество», уже подростком, Николай сталкивается с проблемами связанными с религией и моральными нормами общества. Постепенно он начинает осознавать свою роль в обществе и неравенство между разными социальными классами.
Наконец, в третьем романе «Юность» Николай уже становится полноправным членом общества и борется с трудностями связанными с первой любовью и выбором своего пути в жизни.
Описание развития главного героя на протяжении всей трилогии позволяет нам увидеть процесс становления личности, поиска ценностей и призвания в жизни.
Главная мысль
В своем произведении Толстой хотел показать влияние окружающего мира и людей на формирование личности. Как каждое событие выстраивается в четкую картинку и отражается на формировании сознания человека. Каждый незначительный, казалось бы, эпизод может стать мотивом для судьбоносного поступка в будущем. Такова идея повести, из которой можно извлечь мораль: в воспитании подрастающего поколения нельзя пренебрегать ничем
Все, что делается с ребенком, очень важно, ведь основы людского мировоззрения формируются с детства
Смысл повести в том, что роль семьи в обществе невозможно переоценить. В этом социальном институте человек обретает нравственные ориентиры, там он обретает себя. И то, каким он будет, зависит, прежде всего, от его родителей, родственников, которые должны подобрать для подрастающего поколения правильное и здоровое окружение.
История создания
Лев Николаевич всегда был заинтересован жизнью и душой простого русского человека, и в 1851 году, будучи на Кавказе с братом, Толстой основательно взялся за написание повести “Детство” – первой части трилогии, которая должна была показать все этапы развития и становления личности. Многие истории и факты из книги взяты из жизни самого автора. Он тоже во всем ровнялся на брата, рано потерял маму и искал себя с самого рождения.
Работа над произведением шла более года, и вскоре повесть увидела свет на страницах журнала “Современник”. Чтобы понять книгу и ее создателя, нужно, прежде всего, обратиться к его жизнеописанию. История детства Толстого подробно описывается в его биографии.
Глава I Что я считаю началом юности
Я сказал, что дружба моя с Дмитрием открыла мне новый взгляд на жизнь, ее цель и отношения. Сущность этого взгляда состояла в убеждении, что назначение человека есть стремление к нравственному усовершенствованию и что усовершенствование это легко, возможно и вечно. Но до сих пор я наслаждался только открытием новых мыслей, вытекающих из этого убеждения, и составлением блестящих планов нравственной, деятельной будущности; но жизнь моя шла все тем же мелочным, запутанным и праздным порядком.
Те добродетельные мысли, которые мы в беседах перебирали с обожаемым другом моим Дмитрием, чудесным Митей, как я сам с собою шепотом иногда называл его, еще нравились только моему уму, а не чувству. Но пришло время, когда эти мысли с такой Свежей силой морального открытия пришли мне в голову, что я испугался, подумав о том, сколько времени я потерял даром, и тотчас же, в ту же секунду захотел прилагать эти мысли к жизни, с твердым намерением никогда уже не изменять им.
И с этого времени я считаю начало юности.
Мне был в то время шестнадцатый год в исходе. Учителя продолжали ходить ко мне. St.-Jérôme присматривал за моим учением, и я поневоле и неохотно готовился к университету. Вне учения занятия мои состояли: в уединенных бессвязных мечтах и размышлениях, в деланиях гимнастики, с тем чтобы сделаться первым силачом в мире, в шлянии без всякой определенной цели и мысли по всем комнатам и особенно коридору девичьей и в разглядывании себя в зеркало, от которого, впрочем, я всегда отходил с тяжелым чувством уныния и даже отвращения. Наружность моя, я убеждался, не только была некрасива, но я не мог даже утешать себя обыкновенными утешениями в подобных случаях. Я не мог сказать, что у меня выразительное, умное или благородное лицо. Выразительного ничего не было — самые обыкновенные, грубые и дурные черты; глаза маленькие, серые, особенно в то время, когда я смотрелся в зеркало, были скорее глупые, чем умные. Мужественного было еще меньше; несмотря на то, что я был не мал ростом и очень силен по летам, все черты лица были мягкие, вялые, неопределенные. Даже и благородного ничего не было; напротив, лицо мое было такое, как у простого мужика, и такие же большие ноги и руки; а это в то время мне казалось очень стыдно.
Юность
2 стр. →
Страницы: 1 →Всего 45 страниц
«Онлайн-Читать.РФ», 2017-2024Обратная связь
Вывод: чему учит?
Данная повесть учит ценить свою семью, свой дом и быть внимательней ко всему, что нас окружает. Быть рядом с людьми, которых мы любим, учиться на ошибках, чтобы делать жизнь своих близких лучше с каждым днем.
Также автор учит читателя ответственности. Рождение ребенка – это очень важный и ответственный шаг, который делает вся семья, а не одна только мама. Каждый родственник, каждый друг семьи должен принимать участие в воспитании детей, быть внимательным к их нуждам, ведь это наше общее будущее.
Сами же дети должны извлечь нравственные уроки: любить и уважать родных, думать своей головой, а не повторять чужие ошибки. Нужно ценить себя, не унижаясь перед другими детьми и не пытаясь завоевать их дружбу, если сами они относятся к вам надменно. Также ребенок должен научиться объективно оценивать мир вокруг и людей, не позволяя первым и неверным впечатлениям затмить доводы разума.