Краткое содержание цикла «алёнушкины сказки» мамина-сибиряка

Мамин сибиряк про медведя и комара. сказка про комара комаровича: аленушкины сказки. д. н. мамин-сибиряк. мораль сказки про комара комаровича – длинный нос и про мохнатого мишу – короткий хвост

Краткое содержание Салтыков-Щедрин Самоотверженный заяц

Сказка является прямым показателем того, как жил народ во время революции (образ зайца). Холодное и издевательское отношение царской семьи в виде волков, которые играли с ним и наказывали его. Сказка начинается с того, что заяц бежит по лесу, торопится на свадьбу и пробегает мимо волчьего логова. Волк кричит ему, чтобы тот остановился, но заяц еще больше прибавляет ход. Тогда волк догоняет его и хватает. По решению волчицы и волка, заяц должен сидеть под кустом и ждать своей смерти, потому что сейчас волки сыты и кушать не хотят.

Зайца трясет от страха, но убежать он не в силах, так как волк догонит его в пару прыжков. Все это время волк и волчица подшучивают и издеваются над ним, проходя вальяжно мимо него и обсуждая, что они с ним сделают. Однажды ночью к зайке прибегает его кум, который уговаривает сбежать, но заяц же дал слово, что не убежит. Все это слышит волк и хватает обоих. Решает съесть их, но кум поведал о том, что зайца ждет невестка и ему нужно на свадьбу. Волчица уговаривает волка отпустить на пару дней косого, и тот соглашается, оставив в залог кума. Заяц мчится к невесте и по приходу они сразу же празднуют свадьбу. Его умоляют остаться, но заяц отказывается, ведь он дал свое слово вернуться и спасти кума. На обратном пути ему встречается множество преград, которые задерживают его и заставляют сделать большой крюк, чтобы попасть обратно к болоту.

Из последних сил заяц добегает до волчьего логова, где оставил кума и видит как того уже собираются убить. Тогда заяц кричит во все горло, что он пришел. Волк смеется над ними и оставляет их сидеть под кустом обоих. По его словам, мол, посидите тут, а я вас может быть и отпущу потом. Автор хочет рассказать, как сложна жизнь революционера, и что царский режим издевается над простым народом своими решениями и приговорами. В образе волка-царь, а в образе зайца-народ. Несмотря на все страхи, народ честный и своему слову хозяин. Даже будучи под гнетом, рабски предан своему хозяину.

Сказка про Комара Комаровича –длинный нос и про мохнатого Мишу – короткий хвост

Тогда Комар Комарович осмелился подлететь к Мише и закричать на него. Но Медведь даже не обратил на него внимания. Комар укусил его в нос, стал прогонять его. Но Медведю это показалось смешным. Он повернулся на другой бок и заснул.

Комар не успокоился, а стал собирать команду, чтобы прогнать Медведя. Одна комариха сказала, что это – бесполезно, что Медведь проснется и уйдет сам. Но общая инициатива задавила ее мнение.

Стая комаров налетела на спящего Медведя, разбудила его. Он поднялся и начал в гневе махать бревном. Комаров это, естественно, не могло остановить. Они еще сильнее стали кусать Медведя. Неизвестно, сколько бы это продолжалось, если бы не пришла лягушка. Она посоветовала Медведю проявить мудрость, смириться первым.

Тогда Медведь бросил бревно и убежал. Комары летели следом за ним и торжествовали. Комар Комарович громко кричал вслед, что он победил, а Медведь испугался.

Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу

Воробей Воробеич и Ёрш Ершович были закадычными друзьями. Они болтали о разных важных вещах и приглашали друг друга к себе в гости. Но птица не могла плавать, а рыба — летать.

Воробей Воробеич дружил с трубочистом Яшей, который часто приходил на крышу. После работы Яша кушал хлеб, а крошки отдавал воробышку.

Однажды Воробей и Ёрш поссорились. Воробей нёс червячка к себе в гнездо, а Ёрш обманул, что в небе ястреб. Воробышек уронил червя, а рыба его съела. Когда Яша пришёл умыться к озеру, то его попросили рассудить эту ситуацию. Яша решил, что виноват Ёрш.

Затем выяснилось, что червяка нашла другая птичка, а воробей его украл. Яша хотел покормить обиженную птичка крошками, но мелкий воришка воробышек унес его краюху хлеба.

Другие птицы налетели на воришку и отобрали у него хлеб. Краюха была тяжёлой и упала в воду. Так трубочист остался без обеда, но зато смог повеселиться, глядя на птиц и рыб.

Сказка про козявочку

Как родилась Козявочка – никто не видал.

Это был солнечный весенний день. Козявочка посмотрела кругом и сказала:

– Хорошо!..

Расправила Козявочка свои крылышки, потерла тонкие ножки одна о другую, еще посмотрела кругом и сказала:

– Как хорошо!.. Какое солнышко теплое, какое небо синее, какая травка зеленая – хорошо, хорошо!.. И все мое!..

Еще потерла Козявочка ножками и полетела. Летает, любуется всем и радуется. А внизу травка так и зеленеет, а в травке спрятался аленький цветочек.

– Козявочка, ко мне! – крикнул цветочек.

Козявочка спустилась на землю, вскарабкалась на цветочек и принялась пить сладкий цветочный сок.

– Какой ты добрый, цветочек! – говорит Козявочка, вытирая рыльце ножками.

– Добрый-то добрый, да вот ходить не умею, – пожаловался цветочек.

– И все-таки хорошо, – уверяла Козявочка. – И все мое…

– Жж… Кто забрался в мой цветочек? Жж… кто пьет мой сладкий сок? Жж… Ах ты, дрянная Козявка, убирайся вон! Жжж… Уходи вон, пока я не ужалил тебя!

– Позвольте, что же это такое? – запищала Козявочка. – Все, все мое…

– Жжж… Нет, мое!

– Какой грубиян этот Шмель!.. Даже удивительно!.. Еще ужалить хотел… Ведь все мое – и солнышко, и травка, и цветочки.

– Нет уж, извините – мое! – проговорил мохнатый Червячок, карабкавшийся по стебельку травки.

Козявочка сообразила, что Червячок не умеет летать, и заговорила смелее:

– Извините меня, Червячок, вы ошибаетесь… Я вам не мешаю ползать, а со мной не спорьте!..

– Хорошо, хорошо… Вот только мою травку не троньте. Я этого не люблю, признаться сказать… Мало ли вас тут летает… Вы народ легкомысленный, а я Червячок серьезный… Говоря откровенно, мне все принадлежит. Вот заползу на травку и съем, заползу на любой цветочек и тоже съем. До свидания!..

II

В несколько часов Козявочка узнала решительно все, именно: что, кроме солнышка, синего неба и зеленой травки, есть еще сердитые шмели, серьезные червячки и разные колючки на цветах.

Одним словом, получилось большое огорчение. Козявочка даже обиделась. Помилуйте, она была уверена, что все принадлежит ей и создано для нее, а тут другие то же самое думают. Нет, что-то не так…

Не может этого быть.

Летит Козявочка дальше и видит – вода.

– Уж это мое! – весело запищала она. – Моя вода… Ах как весело!.. Тут и травка и цветочки.

А навстречу Козявочке летят другие козявочки.

– Здравствуй, сестрица!

– Здравствуйте, милые… А то уж мне стало скучно одной летать. Что вы тут делаете?

– А мы играем, сестрица… Иди к нам. У нас весело… Ты недавно родилась?

– Только сегодня… Меня чуть Шмель не ужалил, потом я видела Червяка… Я думала, что все мое, а они говорят, что все ихнее.

Другие козявочки успокоили гостью и пригласили играть вместе. Над водой козявки играли столбом: кружатся, летают, пищат. Наша Козявочка задыхалась от радости и скоро совсем забыла про сердитого Шмеля и серьезного Червяка.

– Ах, как хорошо! – шептала она в восторге. – Все мое: и солнышко, и травка, и вода. Зачем другие сердятся, решительно не понимаю. Все мое, а я никому не мешаю жить: летайте, жужжите, веселитесь. Я позволяю…

Поиграла Козявочка, повеселилась и присела отдохнуть на болотную осоку. Надо же и отдохнуть, в самом деле! Смотрит Козявочка, как веселятся другие козявочки; вдруг, откуда ни возьмись, воробей – как шмыгнет мимо, точно кто камень бросил.

– Ай, ой! – закричали козявочки и бросились врассыпную. Когда воробей улетел, не досчитались целого десятка козявочек.

– Ах, разбойник! – бранились старые козявочки. – Целый десяток съел.

Это было похуже Шмеля. Козявочка начала бояться и спряталась с другими молодыми козявочками еще дальше в болотную траву. Но здесь – другая беда: двух козявочек съела рыбка, а двух – лягушка.

– Что же это такое? – удивлялась Козявочка. – Это уж совсем ни на что не похоже… Так и жить нельзя. У, какие гадкие!..

Хорошо, что козявочек было много и убыли никто не замечал. Да еще прилетели новые козявочки, которые только что родились. Они летели и пищали:

– Все наше… Все наше…

– Нет, не все наше, – крикнула им наша Козявочка. – Есть еще сердитые шмели, серьезные червяки, гадкие воробьи, рыбки и лягушки. Будьте осторожны, сестрицы!

Ах как хорошо было!

Сказочка про Воронушку — чёрную головушку и жёлтую птичку Канарейку

Однажды Ворона увидела, как воробьи гонятся за маленькой жёлтой птичкой. Она спасла бедняжку от вредных птиц, которым не понравился желтый цвет перышек незнакомки. Ворона выяснила, что это канарейка. Она сбежала из клетки. Ворона и Канарейка стали жить в одном гнезде.

Ворона объясняла подруге, как надо жить на воле. Она часто жаловалась, что её никто не любит. Мальчишки без какой-либо причины швыряли в неё камни. Ворона считала себя самой лучшей птицей.

Когда наступила осень, Канарейке стало холодно и голодно. Она попалась в силки к мальчишками, но Ворона спасла беднягу.

Но, привыкшая к жизни в неволе, Канарейка погибла после наступления зимы от мороза.

Несколько интересных сочинений

  • Образ и характеристика Княгини Лиговской в романе Герой нашего времени Лермонтова

    Есть во всех почти русских произведениях персонажи, которые упоминаются лишь единожды за роман. К ним у меня всегда особый взгляд, потому как автор не будет вставлять эпизодических героев просто так, он наделяет их какой-то задачей

  • Сочинение Любовь Ильи Обломова и Ольги Ильинской 10 класс

    Иван Александрович Гончарова писал второй роман трилогии «Обломов» двенадцать лет. Роман давался Гончарову тяжело. Задуман он как обличающий такие черты русского человека как лень

  • Анализ повести Короленко Слепой музыкант

    Для начала следует отметить, что при работе над «Слепым музыкантом» Короленко практически не использовал недостоверных данных. Ведь писатель довольно часто сталкивался с лишенными зрения людьми

  • Сравнительная характеристика Челкаша и Гаврилы в рассказе Челкаш Горького

    Максим Горький писал свои произведения в стиле реализм, в первоначальных его произведениях чувствуются нотки романтики. Персонажи повестей и рассказов живут в гармонии с природой. Все герои творений Горького очень интересные личности

  • Анализ произведения Вампилова Студент

    В начале произведения «Студент» идет описание погоды, на которую смотрит безразличный к происходящему на лекции студент. Видно, что он чем-то озабочен, и пытается отвлечься, глядя в окно.

Братья Гримм сказка «Заяц и еж»

Главные герои сказки «Заяц и еж» и их характеристики

  1. Заяц, надменный и важный, презирал Ежа за маленькие ноги и неказистый вид, чванливый и глупый.
  2. Еж, добродушный, умный и хитрый, веселый и находчивый, горазд на разные выдумки.
  3. Ежиха, очень похожа на мужа, послушная и разумная.

План пересказа сказки «Заяц и еж»

  1. Теплое летнее утро
  2. Прогулка по полю
  3. Спор Зайца и Ежа
  4. Еж ведет Ежиху
  5. Бег по борозде
  6. Выигранный спор.

Кратчайшее содержание сказки «Заяц и еж» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Прекрасным летним утром Еж в хорошем настроении пошел на поле за брюквой
  2. Он встретил Зайца и поссорился с ним.
  3. Они решили на спор бежать взапуски
  4. Еж привел Ежиху и спрятал ее в конце поля
  5. Заяц бегал между ежами и думал, что Еж каждый раз его опережает
  6. Еж выиграл спор.

Главная мысль сказки «Заяц и еж»

Краткое содержание, краткий пересказ сказки «Заяц и еж»

В одно теплое летнее утро Еж вышел из дома, запел песенку, и решил прогуляться на поле, проведать как растет его брюква.
В поле он встретил очень важного Зайца, который тоже проверял свою капусту. Еж поздоровался с Зайцем, но тот надменно спросил, что Еж делает в поле.
Потом Заяц заметил, что Еж мог бы лучше использовать свои ноги и тут Еж обиделся. Он предложил бежать с Зайцем на перегонки, уверяя, что обязательно обгонит Зайца.
Заяц согласился и хотел сразу бежать, но Еж сказал, что ему надо позавтракать и пошел домой

Дома он велел одеваться жене и по дороге объяснил той, что Ежиха должна стоять в борозде в конце поля и ждать Зайца.
И вот Еж и Заяц побежали взапуски. Еж сразу отстал и сел в борозде. Заяц добегает до конца борозды, а Ежиха кричит ему: «Я уже тут».
Заяц бежит обратно, а там его ждет Еж. Так бегал Заяц, пока кровь из горла не хлынула. Забрал Еж империал и водку и больше никогда зайцы с ежами взапуски не бегали

Он предложил бежать с Зайцем на перегонки, уверяя, что обязательно обгонит Зайца.
Заяц согласился и хотел сразу бежать, но Еж сказал, что ему надо позавтракать и пошел домой. Дома он велел одеваться жене и по дороге объяснил той, что Ежиха должна стоять в борозде в конце поля и ждать Зайца.
И вот Еж и Заяц побежали взапуски. Еж сразу отстал и сел в борозде. Заяц добегает до конца борозды, а Ежиха кричит ему: «Я уже тут».
Заяц бежит обратно, а там его ждет Еж. Так бегал Заяц, пока кровь из горла не хлынула. Забрал Еж империал и водку и больше никогда зайцы с ежами взапуски не бегали.

Пословица к сказке «Заяц и еж»
Он по яйцам пройдет, ни одного не раздавит.
От вежливых слов язык не отсохнет.
Где муж, там и жена.

Рисунки и иллюстрации к сказке «Заяц и еж»

С этой книгой читают

Никита Кожемяка. СказкаСказки народов мира

Великолепные рисунки В. Лукьянца

3.84
 (5)

Сказка о мертвой царевне и о семи богатыряхПушкин Александр Сергеевич

«Царь с царицею простился,

В путь-дорогу снарядился,

И царица у окна

Села ждать его одна.

Ждет-пождет с утра до ночи,

Смотрит в поле, инда очи

3.9
 (2)

Зарядка для хвостаОстер Григорий Бенционович

Какое удовольствие посмотреть любимый мультфильм, увидеть любимых героев, послушать их песенки, пережить вместе с ними все их веселые приключения! Но еще большее…

3.33
 (3)

Сказка о жабе и розеГаршин Всеволод

«Жили на свете роза и жаба.

Розовый куст, на котором расцвела роза, рос в небольшом полукруглом цветнике перед деревенским домом. Цветник был очень запущен; сорные…

3.9
 (5)

СказкиАндерсен Ханс Кристиан, Гримм братья Якоб и Вильгельм, Дюкло Шарль Пино

В эту серию вошли самые известные и самые лучшие произведения зарубежной и отечественной классики. Сказки, стихи, рассказы — все, что с удовольствием в детстве читали…

4.6
 (3)

Волшебные сказки АнглииСказки народов мира

Эта книга – настоящий сундук с сокровищами. В нем собраны самые волшебные, захватывающие и таинственные истории о храбром короле Артуре и его доблестных рыцарях, о…

4.5
 (1)

Народные русские сказкиАфанасьев Александр Николаевич

Народные русские сказки – мудрые и поучительные, смешные и грустные, наивные и лукавые, но всегда чарующие, увлекающие в свой волшебный мир, где лиса может быть…

4.4
 (1)

Сказки по телефонуРодари Джанни

Умение фантазировать, воображать, домысливать, представлять очень важно для любого человека. Такому умению можно и нужно учить детей как можно раньше

Используя сказки…

Используя сказки…

4.4
 (4)

Презентация 1 класса на тему: «Д.Н.Мамин – Сибиряк «Сказка про храброго Зайца, длинные уши, косые глаза, короткий хвост» МОУ «Основная общеобразовательная школа с.Раевка Ивантеевского.». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

1

Д.Н.Мамин – Сибиряк «Сказка про храброго Зайца, длинные уши, косые глаза, короткий хвост» МОУ «Основная общеобразовательная школа с.Раевка Ивантеевского района Саратовской области» Презентацию выполнила учительница начальных классов Пахомова Зинаида Николаевна

2

Родился зайчик в лесу и все боялся. Треснет где-нибудь сучок, вспорхнет птица, упадет с дерева ком снега, у зайчика душа в пятки. Боялся зайчик день, боялся два, боялся неделю, боялся год; а потом вырос он большой, и вдруг надоело ему бояться. Никого я не боюсь! крикнул он на весь лес. Вот не боюсь нисколько, и все тут!

3

Собрались старые зайцы, сбежались маленькие зайчата, приплелись старые зайчихи все слушают, как хвастается Заяц длинные уши, косые глаза, короткий хвост, слушают и своим собственным ушам не верят. Не было еще, чтобы заяц не боялся никого. Это уж выходило совсем забавно. Хихикнули молодые зайчата, прикрыв мордочки передними лапками, засмеялись добрые старушки зайчихи, улыбнулись даже старые зайцы, побывавшие в лапах у лисы и отведавшие волчьих зубов. Очень уж смешной заяц!.. Ах, какой смешной! И всем вдруг сделалось весело. Начали кувыркаться, прыгать, скакать, перегонять друг друга, точно все с ума сошли. Эй ты, косой глаз, ты и волка не боишься? И волка не боюсь, и лисицы, и медведя никого не боюсь!

4

-Да что тут долго говорить! – кричал расхрабрившийся окончательно заяц. –Ежели мне попадётся волк, так я его сам съем… -Ах, какой смешной Заяц! Какой он глупый!.. Все видят, что и смешной, и глупый, и все смеются. -Да что тут долго говорить! – кричал расхрабрившийся окончательно заяц. –Ежели мне попадётся волк, так я его сам съем… -Ах, какой смешной Заяц! Какой он глупый!.. Все видят, что и смешной, и глупый, и все смеются.

5

Кричат зайцы про волка, а волк – тут как тут.

6

Ходил он, ходил в лесу по своим волчьим делам, проголодался и только подумал: «Вот бы хорошо зайчиком закусить!» как слышит, что где-то совсем близко зайцы кричат и его, серого Волка, поминают. Сейчас он остановился, понюхал воздух и начал подкрадываться. Совсем близко подошел волк к разыгравшимся зайцам, слышит, как они над ним смеются, а всех больше хвастун Заяц косые глаза, длинные уши, короткий хвост. «Э, брат, погоди, вот тебя-то я и съем!» подумал серый Волк и начал выглядывать, который заяц хвастается своей храбростью. А зайцы ничего не видят и веселятся пуще прежнего. Кончилось тем, что хвастун Заяц взобрался на пенек, уселся на задние лапки и заговорил: Слушайте вы, трусы! Слушайте и смотрите на меня! Вот я сейчас покажу вам одну штуку. Я… я… я… Тут язык у хвастуна точно примерз. Заяц увидел глядевшего на него Волка. Другие не видели, а он видел и не смел дохнуть. Дальше случилась совсем необыкновенная вещь.

7

Заяц-хвастун подпрыгнул кверху, точно мячик, и со страху упал прямо на широкий волчий лоб, кубарем прокатился по волчьей спине, перевернулся еще раз в воздухе и потом задал такого стрекача, что, кажется, готов был выскочить из собственной кожи.

8

Долго бежал несчастный Зайчик, бежал, пока совсем не выбился из сил. Ему все казалось, что Волк гонится по пятам и вот-вот схватит его своими зубами. Наконец совсем обессилел бедняга, закрыл глаза и замертво свалился под куст. А Волк в это время бежал в другую сторону. Когда Заяц упал на него, ему показалось, что кто-то в него выстрелил. И Волк убежал. Мало ли в лесу других зайцев можно найти, а этот был какой-то бешеный…

9

Долго не могли прийти в себя остальные зайцы. Кто удрал в кусты, кто спрятался за пенек, кто завалился в ямку. Наконец надоело всем прятаться, и начали понемногу выглядывать кто похрабрее. А ловко напугал Волка наш Заяц! решили все. Если бы не он, так не уйти бы нам живыми… Да где же он, наш бесстрашный Заяц?.. Начали искать. Ходили, ходили, нет нигде храброго Зайца. Уж не съел ли его другой волк? Наконец таки нашли: лежит в ямке под кустиком и еле жив от страха. Молодец, косой! закричали все зайцы в один голос. Ай да косой!.. Ловко ты напугал старого Волка. Спасибо, брат! А мы думали, что ты хвастаешь.

10

Храбрый Заяц сразу приободрился. Вылез из своей ямки, встряхнулся, прищурил глаза и проговорил: А вы бы как думали! Эх вы, трусы… С этого дня храбрый Заяц начал сам верить, что действительно никого не боится. Баю-баю-баю…

Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и веселого трубочиста Яшу

У Воробья Воробеича был друг Яша, он работал трубочистом. Когда он ел хлеб, то крошки кидал птице.

Однажды друзья Ерш Ершович и Воробей Воробеич поссорились. Рыба обманула Воробья, который нес червячка в гнездо, что в небе появился ястреб. Воробей поверил и выронил червяка. Ерш подобрал и быстро съел его.

Воробей попросил защиты у своего друга Яши. Тот долго думал и решил, что рыба виновата в обмане. Но в ходе расследования выяснилось, что Воробей украл червяка у другой птицы. Этот воришка и у Яши успел украсть кусок хлеба, пока он рассуждал.

Птицы бросились отбирать хлебный кусок у Воробья, но хлеб упал в реку. В воде его съела рыба. Только мудрая Аленушка рассудила, что надо было хлеб разделить между товарищами.

Пора спать

Перед тем, как крепко уснуть, маленькая Алёнушка сказала папе, что она хочет стать царицей. Это пожелание услышали цветы. Они начали бурное обсуждение. Полевые цветы говорили, что девочка любит их больше. Садовые цветы утверждали, что именно одним из них мечтает стать Алёнушка.

Затем к девочке прилетела божья коровка и они полетели путешествовать. Алёнушка увидела много стран, где растут цветы из её сада. По дороге домой они попали в деревню, где старичок устраивал рождественскую ёлку для птиц. Девочка встретила многих героев из сказок, которые ей рассказывал отец. Старик же объяснил малышке, что каждая женщина является царицей.

Оцените произведение:

4

Голосов: 386

Читать краткое содержание Аленушкины сказки. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Ход урока

I Организационный момент (1мин)

II Подготовка к восприятию нового материала (8 мин)

— Приглашаю вас продолжить наше путешествие в Литературную страну.

— А какое направление выбрать? Подскажет текст, который лежит перед вами.

(У каждого ребенка на карточке – распечатанный текст)

У зайца много врагов : и лиса, и волк, и рысь, да ещё хищные птицы: совы и коршуны. Правда со взрослым зайцем не всегда легко справиться – он и отбиться может. Опрокинется на спину и отбивается мощными лапами с длинными когтями.

Зайца, конечно, ноги спасают. Несется по земле, заложив свои длинные уши, а собаки с диким лаем мчатся за ним. Выиграет заяц расстояние и начинает путать следы: то назад скакнет, то в сторону, а потом огромными прыжками уйдет и затаится. Сидит и спокойно смотрит, как свирепые псы разгадывают его лесную загадку.

А глаза у зайца не зря «косые» — он видит ими не только вперед и в стороны, но даже немного назад. Уши тоже во все стороны поворачиваются – не надо головой вертеть.

Из всех наших животных, только борзая собака может догнать зайца. Если зайцу грозит опасность, то он скачет со скоростью 65 км/с.

— Прочитайте текст про себя и отметьте карандашом, сто нового узнали для себя.

-О ком прочитали текст?

— Что нового узнали о повадках зайца?

— Какой это текст? (научный)

— Догадались, о ком пойдет речь на сегодняшнем уроке?

Послушайте стихотворение

О чем скрипит половица,

И спице опять не спится,

Присев на кровать, подушки

Уже навострили ушки…

И сразу меняются лица,

Меняются звуки и краски…

Тихонько скрипит половица.

По комнате ходят сказки.

(Сказочные дебри)

-Что такое сказка? Какие признаки сказок вы знаете? Какие бывают сказки?

III Постановка цели урока (2-3 мин)

— Открываем учебники на с. 19

— Как называется сказка, с которой мы будем знакомится сегодня на уроке?

— Какая это сказка? (авторская, о животных)

— Рассмотрите иллюстрацию, предположите, а какой заяц в этой сказке?

— Так ли это, нам предстоит узнать.

— Скажите, каким изображают зайцев в сказках?

IV Физминутка (2 мин)

Раз – подняться, потянуться,

Два – согнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать.

Шесть – за парту тихо сесть.

V Чтение сказки и работа над содержанием (15- 20 мин)

— Послушайте сказку и попробуйте представить себе Зайца.

(Чтение с остановками – что же будет дальше)

— Каким же вы себе представили зайца? (трусливый)

— Что значит «душа в пятки ушла»?

— Как долго боялся зайчик?

— На что решился зайчик?

— Прочитайте, как собирались зайцы. Какие слова автора помогают нам понять возраст разных зайцев? (собрались, сбежались, приплелись)

— Прочитайте, как Волк пришел к зайцам. («тут как тут», «волка поминают»)

— Как повел себя заяц, увидев волка? Какие чувства испытывал он в тот момент? Какие слова – глаголы показывают напряженность ситуации? («язык примерз», «не смел дохнуть», «задал стрекоча»)

— Что бы вы испытали в такой момент?

— Меняется ли отношение автора к Зайцу на протяжениии всей сказки» (смешной, глупый, несчастный, храбрый, бесстрашный)

— Соедини по смыслу выражения — душа в пятки

— выбился из сил

— гонится по пятам

— замертво свалился; гнался не отставая

— ослабел, сильно устал

— сильно испугался

— Кто первым поверил в то, что заяц бесстрашный?

— Догадались ли все, что их заяц случайно, от страха оказался на спине волка?

— А волк что подумал, когда бежал совсем в другую сторону от зайца?

— За что хвалили зайцы своего брата?

— Какие слова помогают понять, что заяц снова начал хвастаться?

— Какая черта характера опять появилась у зайца? (хвастовство)

— Почему заяц назван храбрым, если всегда считается трусливым? (Так назвали его другие зайцы, для них он был храбрым.)

— А сам заяц верит, что он храбрый? (да)

Какими словами заканчивается сказка? (баю-баю-баю) Почему?

VI Работа над пониманием текста

Выберите самую точную поговорку, подходящую к главному эпизоду сказки

• У страха глаза велики.

• Язык говорит, а голова делает.

• Хвастать – не косить, спина не болит.

VII Итог урока

— Как называлась сказка? Почему автор назвал его храбрым?

— Чему учит сказка?

VIII Д/з Придумать продолжение сказки, перессказ от имени зайца

IX Рефлексия

Мамин-Сибиряк. Детство и Юность

Русский писатель Мамин-Сибиряк родился в 1852 году в поселке Висим на Урале. Место рождения во многом предопределило его легкий характер, горячее доброе сердце, любовь к работе. Отец и мать будущего русского писателя воспитывали четверых детей, тяжелым многочасовым трудом зарабатывая на хлеб. С самого детства маленький Дмитрий не только видел нищету, но жил в ней.

Детская любознательность приводила ребенка в совершенно разные места, открывая картины с арестованными рабочими, вызывающими сочувствие и в тоже время интерес. Мальчик обожал подолгу разговаривать с отцом, расспрашивая того обо всем, что увидел за день. Как и отец, Мамин-Сибиряк стал остро чувствовать и понимать, что такое честь, справедливость, отсутствие равенства. По прошествии многих лет, писатель неоднократно описывал суровую жизнь простого народа из его детства.

Когда Дмитрию становилось грустно и тревожно, его мысли улетали в родные уральские горы, воспоминания лились непрерывным потоком и он начинал писать. Долго, ночами, изливая свои мысли на бумаге. Мамин-Сибиряк так описывал свои чувства: “Мне представлялось, что на родном Урале даже небо чище и выше, а люди искренние, с широкой душой, я словно сам становился другим, лучше, добрее, увереннее”. Самые добрые сказки Мамин-Сибиряк писал именно в такие моменты.

Любовь к литературе мальчику привил обожаемый им отец. Вечерами в семье читали книги вслух, домашнюю библиотеку пополняли и очень ею гордились. Митя рос вдумчивым и увлекающимся… Прошло несколько лет и Мамину-Сибиряку исполнилось 12 лет. Именно тогда начались его скитания и невзгоды. Отец отправил его учиться в Екатеринбург в училище – бурсу. Там силой решались все вопросы, старшие унижали младших, плохо кормили и Митя вскоре заболел. Отец конечно сразу забрал его домой, но по прошествии нескольких лет вынужден был отдать сына на обучение в эту же бурсу, так как денег не хватило бы на приличную гимназию. Учение в бурсе оставило неизгладимый след в сердце тогда ещё совсем ребенка. Дмитрий Наркисович говорил, что у него позже ушло много лет на изгнание из сердца страшных воспоминаний и всей накопленной злости.

Окончив бурсу, Мамин-Сибиряк поступил в духовную семинарию, но ушел из неё, как он сам объяснял, что не захотел становиться священником и обманывать людей. Переехав в Петербург, Дмитрий поступил на ветеринарное отделение Медико-хирургической академии, затем перешел на юридический факультет и его так и не закончил.

Ванькины именины

К игрушечному Ваньке пришли на день рождения другие игрушки. Среди них были: Волчок, две куклы, Петрушка, Волк, Клоун, Цыган и многие другие. Всем было весело. Ванька приготовил угощение. Гости ели и болтали.

Играла музыка. Две куклы поспорили, кто из гостей красивее всех. Петрушка сразу же крикнул, что он самый красивый. Все гости обиделись и посчитали себя уродами. Ванька пытался всех успокоить. Именинник сказал, что только он является уродом. Но было уже поздно. Среди гостей начиналась драка.

Ванька хотел разнять дерущихся, но случайно ударил одного из них. Началась всеобщая потасовка. Куклы упали в обморок. Заяц и Башмачок успели спрятаться под диван.

Затем хозяин прогнал вредных гостей. Башмачок и Зайчик выбрались из своего убежища. Куклы же обвинили их в том, что они начали драку. Невиновные Зайчик и Башмачок еле смогли убежать от Вани.

Именинник вернул всех гостей и они ещё долго обсуждали Зайца и Башмачка, которые, по их мнению, начали драку.

Мамин-Сибиряк Дмитрий Сказка про Комара Комаровича – длинный нос и про мохнатого Мишу – короткий хвост”

Автор Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк

Название произведения: “Сказка про Комара Комаровича – длинный нос и про мохнатого Мишу – короткий хвост”.

Число страниц: 5.

Жанр произведения: сказка.

Главные герои: хвастун Комар, медведь Миша, Лягушка, комары.

Характеристика главных героев:

Комар Комарович – храбрый только на словах.

Врунишка и пустослов.

Медведь – огромный, ленивый и наивный.

Считал себя умнее и сильнее.

Комары – доверчивые и трусливые.

Все вместе смогли прогнать медведя.

Краткое содержание произведения Д. Мамин-Сибиряка “Комар Комарович” (в сок.вар.)

Однажды медведь Миша пришел на комариное болото и улегся спать.

Но при этом, своим телом он передавил да проглотил сотню маленьких комариков.

Обиделись мелкие букашки, испугались медведя и полетели жаловаться Комару Комаровичу.

Решил Комар, что надо бы прогнать медведя и полетел к нему.

Стал ему говорить все, что о нем думает, а медведь только на другую сторону перекрутился и дальше спать.

Комар решил немного схитрить.

Когда он прилетел к другим комарам, то сказал им, что сильно напугал медведя и он больше не побеспокоит их.

Полетели комары на болото убедиться, так ли все и не умер ли Миша от страха.

Но оказалось, что животное все еще там и просто спит.

Как разозлились комары, да как покусали его с головы до ног.

Медведь подорвался, начал колотить мелких комаров, да ни в кого не смог попасть.

Тут лягушка появилась и помогла Мише.

Она сказала, что комары не достойны его.

Так Мише и удалось убежать в свою берлогу.

План пересказа сказки Д. Мамин – Сибиряка

1. Миша решил уснуть в комарином болоте.

2. Как комары полетели жаловаться Комару Комаровичу.

3. Угрозы Комара спящему медведю.

4. Как комары обнаружили спящего Мишу и покусали его.

5. Лягушка подсказала, что делать медведю.

Большой, нелепый, самоуверенный.

Подавил, уснул, насмехался.

Решил, что Комар не помешает ему спать в болоте.

Хвастливый, дерзкий, хитрый.

Обманул, покусал, прогнал.

Надурил комаров, но сообща выгнал Мишу.

Главная мысль произведения Д. Мамин-Сибиряка заключается в том, что в трудную минуту следует действовать сообща и дружно.

Ведь когда защитников много и они все дружны, то и самый большой злодей им нипочем.

Чему учит сказка Д. Мамин-Сибиряка?

Сказка про Комара Комаровича учит нас быть решительными, смелыми, находчивыми.

Что бы не произошло, всегда можно найти выход из ситуации.

Также писатель в данной сказке учит нас тому, что нельзя обманывать своих друзей и хвастаться тем, что никогда не делал и не умел.

Из сказки можно вынести ценный урок, что никогда не стоит отказываться от помощи близких и не стоит присваивать чужие победы себе.

Если посмотреть с другой стороны, то сказка учит нас, что не стоит не недооценивать своего соперника.

Медведь посчитал, что комары ничего не смогут ему сделать, ведь они маленькие.

И просчитался, ведь им удалось его прогнать с болота.

Сказка про Комара Комаровича знакомит нас со смелым и хитрым комаром, который думал, что сможет в одиночку справиться с медведем.

Он обманул своих друзей, но вместе с ними сумел прогнать медведя с болота.

Оно научило меня тому, что никогда не следует хвастаться, особенно, если хочешь казаться сильным и смелым в глазах других.

Так поступил Комар.

Он расхваливал себя, как он смог ловко запугать огромного медведя.

Но оказалось, что ничего он не сделал.

Сказка Д. Мамин-Сибиряка мне запомнилась и тем, как ловким комарикам все же удалось выгнать Мишу.

Они так искусали бедного зверя, что мне его даже стало жалко.

Но я считаю, что медведь получил по заслугам и впредь не будет таким высокомерным.

Отрывок из сказки, поразивший меня больше всего:

Перевалился он на другой бок, закрыл морду лапой и сейчас же захрапел.

Полетел Комар Комарович обратно к своим комарам и трубит на всё болото:

– Ловко я напугал мохнатого Мишку!

В другой раз не придёт.

Какие пословицы подходят к произведению?

“Не будь самоуверен, а будь в деле примерен”.

“Хвастать – не косить: спина не болит”.

“Так хвастает, что уши вянут”.

“За нужное дело берись смело: сам не осилишь – товарищи помогут”.

Еще читательские дневники по произведениям Дмитрия Мамина-Сибиряка:

Библиотека читательских дневников автора пополняется

Готовый читательский дневник 3 класс: краткое содержание произведений, рисунок – иллюстрация, план, главная мысль, краткий отзыв и пословицы для развития логического мышления ребенка.

Детская литература-Пушкин-Царь Салтан

Однажды в поле паслась лошадь. к нему подлетел комар.

Сказал комар, видя, что лошадь его не замечает: «Разве ты меня не видишь, Лошадь?»

«Теперь я тебя вижу», — ответила лошадь.

Комар посмотрел на коня, посмотрел на его хвост, на его спину, на его копыта, на его шею и на оба его уха, одно за другим. Он посмотрел и покачал головой.

«Ты ужасно большой, друг, не так ли!» сказал он.

«Ну да, я не из тех, кого вы бы назвали маленькими», согласился лошадь кивает.

«Я намного меньше тебя».

«Ты действительно такой!»

«И ты тоже должен быть сильным?»

«Достаточно сильный.

«Я не думаю, что муха могла взять верх над вами, не так ли?»

«Конечно нет!»

«И слепня?»

«Ни слепня.»

«И даже овод?»

«Нет. И даже овода.»

Комар был доволен.

«Конь сильный, а я еще сильнее», — подумал он и, выпятив грудь, сказал:

«Ты можешь быть большим и сильным, Лошадь, но мы, комары, еще сильнее. Нам нужен только свет в тебя, и ты пропал.0013

«Нет, не будешь!» — сказала лошадь.

«Да, будем!»

«Нет!»

«Да!»

Они продолжали так час, потом еще один, но ни один из них не позволил другому сказать последнее слово.

— Бесполезно спорить, — наконец сказала лошадь. «Мы можем посоревноваться между собой и посмотреть, кто победит!»

«Да, давайте!» — согласился комар.

Он поднялся с того места, где только что сидел на спине лошади, и крикнул сиплым голосом:

«Эй, туда, комары, летите сюда».

И при этом на него налетело столько комаров, сколько нельзя себе представить! Из березового леса они летели, и из ельника, и с болот, и с пруда, и с реки, и все летели прямо на коня.

— Ну что, вы все здесь?

«Все!» ответил первый комар, который был хулиганом, если когда-либо был один.

«И каждый нашел место для себя?»

«Да!»

«Тогда держись крепче!» сказала лошадь.

Он бросился на спину, копыта его торчали в воздухе, и начал кататься из стороны в сторону, и менее чем за минуту он раздавил все комары. Из всего могучего воинства в живых остался только один солдатик, да и то его крылья были ободраны, и, кроме него, хулиган, которого сидит на некотором расстоянии от остальных. С хулиганами всегда так: затевают драку, а потом ускользают и не участвуют в ней.

Маленький солдатик, только что успевший улететь с лошади, теперь подлетел к хулигану и, обращаясь к нему, как к генералу, доложил:

— Лошадь мертва! Его убили на месте! Будь у нас еще четыре человека, мы могли бы вцепиться в его копыта и содрать с него шкуру.

«Молодец!» — сказал хулиган и со всех ног полетел в лес, чтобы известить жуков и комаров о победе.

Сказочка про Козявочку.

Тёплым весенним днём на свет появилась маленькая Козявочка. Когда она увидела небо и солнце, то очень обрадовалась. Малышка была убеждена, что всё вокруг принадлежит лишь ей одной. Козявочка летала и радовались солнечному свету и зелёной траве.

Вдруг внизу она увидела прекрасный аленький цветочек. Он так и манил Козявочку угоститься сладким нектаром. Маленькое насекомое наслаждались едой, когда на цветок прилетел Шмель. Он заявил, что цветок принадлежит ему и прогнал Козявочку.

Затем малышка узнала, что в мире существует множество опасностей. Необходимо опасаться птиц, лягушек и рыб. Все стремятся полакомиться маленькими насекомыми.

Но не всё так плохо вокруг. Козявочка познакомилась со своими сородичами и весело проводила лето. Затем она отложила яички и уснула на зиму крепким сном.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГДЗ 8 класс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: