Содержание стихотворения «Нищий»
Тургенев рассказывает стихотворение в форме истории из жизни. Форма — проза. В истории рассказывается о том, как однажды к нему подошел бедный мужчина. Причем, абсолютно каждый элемент поведения или одежды ярко демонстрировал у него отсутствие хоть каких-то финансов. Не глядя в глаза, бедняк протянул руку, прося хоть немного денег. Иван Сергеевич хотел было дать ему немного на пропитание, но обнаружил, что денег с собой совершенно нет. Ни копейки, ни рубля.
Тогда он крепко пожимает руку бедного человека, чем вызывает у того удивление. Он называет его братом и признается, что денег совсем нет. Вот только бедняку они уже не нужны — ему достаточно этого человеческого жеста со стороны автора. Бедняк называет Тургенева братом и говорит, что даже доброе слово — это своего рода подаяние. Но главное — смотрит ему прямо в глаза.
Но финал у истории необычный — Тургенев понимает, что он сам получил куда больше, чем этот бездомный. С этой мыслью он оставляет нас наедине, предоставляя время на обдумывание услышанного.
Анализ стихотворения в прозе «Нищий» Тургенева
Ежемесячник «Вестник Европы» предоставил свои страницы для публикации сборника стихотворений в прозе Ивана Сергеевича Тургенева.
Стихотворение написано зимой 1878 года. Шестидесятилетний автор подводит итоги своей жизни, предается воспоминаниям и немножко хандрит. Цикл из нескольких десятков миниатюр он сперва даже не собирался публиковать. Его уговорил издатель М. Стасюлевич. По жанру – стихотворение в прозе, маленькая новелла. Интонация задумчивая. Вся миниатюра пронизана невидимым ритмом, музыкой, эмоциональными подъемами. Лирический герой – автор, рассказчик. Он появляется в каждой зарисовке цикла. Завязка банальна: рассказчика на улице останавливает нищий старик. Далее идет его красноречивый словесный портрет, усиленный градацией: воспаленные глаза, посинелые губы, нечистые раны. Лирический герой даже умолкает, не в силах передать свою жалость, чуть смешанную с брезгливостью хорошо одетого человека. Междометие «О» увеличивает степень лирического высказывания, тому же способствует восклицание. Ведь старик тянет к нему «грязную руку». Просторечное слово «шарить» подчеркивает растерянность героя. Опять перечисление: ни кошелька, ни часов, ни платка. «А нищий ждал». Смущенный рассказчик принимает единственно верное решение: показать, что он видит в «несчастном существе» человека, сострадает ему, стыдится, что не может помочь, ставит его с собой на одну доску. И он крепко пожимает «эту грязную, трепетную руку». Два эпитета, внешне противостоящие друг другу, подчеркивающие экспрессию. Затем идет обмен репликами. Герой извиняется и дважды называет нищего братом. Тот, привыкший не присматриваться к лицам, обычно жадно следящий за движением руки, достающей монетку, вдруг смотрит рассказчику в глаза. С полным доверием к искренности его порыва старик ответно жмет ему руку, называя – опять дважды – и его своим братом. Как говорится, все люди – братья и сестры по Адаму, первому человеку. «Прошамкал»: видимо, беззубый. В эпилоге одаренным чувствует себя как раз лирический герой, передающий читателю эту нехитрую сценку. Нота исповедальности проходит через эту зарисовку. Нищий – универсальный образ в мировой литературе, а тема бедности – одна из самых злободневных. В этом произведении писатель усилил ее жуткой метафорой: обглодала бедность.
Короткая, но выразительная уличная встреча легла в основу взволнованного повествования И. Тургенева в стихотворении «Нищий».
История создания
Стихотворение написано в 1830 году. Это лето юный поэт проводил в подмосковном имении Середниково, где познакомился с красавицей Екатериной Сушковой. Шестнадцатилетний юноша был младше неё на два года, поэтому его знаки внимания не воспринимались всерьёз, девушка потешалась над его чувствами.
Как-то раз при посещении Троице-Сергиевой лавры Лермонтов услышал рассказ нищего, который сетовал на чёрствость молодёжи. Ему вместо подаяния шутники положили в чашу камни. Рассказ настолько впечатлил Лермонтова, что он в тот же день написал стихотворение “Нищий”, в котором провёл параллель со своими болезненными сердечными муками. Девушка оказала настолько сильное впечатление на молодого Лермонтова, что в течение долгих пяти лет его сердце разрывалось от безответной любви. Это были болезненные, мучительные отношения. У Лермонтова написан целый цикл стихов, называемый “сушковским”. К сожалению, издано оно было только после смерти поэта в журнале “Библиотека для чтения” в 1844 году.
Анализ произведения
Сюжет развивается в середине XIX столетия. Действия происходят в маленьких деревнях и уездных городках средней полосы России. Автор путешествует вместе со своим псом и ружьем, а заодно охотиться. Он записывает разные истории из жизни и быта помещиков и крепостных.
«Хорь и Калиныч»
В первом рассказе автор повествует про дружбу двух абсолютно разных мужиков. Хорь — усердный и хозяйственный человек, у него прекрасная семья, семеро детей. Мужчина хорошо ладил с барином, отчего не собирался выкупаться на волю. Калиныч — полная ему противоположность. Он все время мечтал, семьи и жилья не имел, разводил пчел. Люди считали его хорошим знахарем. Хорь и Калиныч имели разные взгляды на жизнь, различные черты характера, но это не мешало им дружить.
«Ермолай и мельничиха»
Автор случайно стал свидетелем беседы между крепостным Ермолаем и супругой мельника. Женщина рассказала, что когда-то служила горничной в семье графа, где влюбилась в лакея, а позже забеременела. Когда графиня прознала про это, то отправила ее в другую деревню, а возлюбленного отдала в солдаты. Девушка потеряла ребенка, но вскоре стала женой другого человека.
«Малиновая вода»
В этом рассказе повествуется про то, как охотник встретил крепостных у источника под названием Малиновая вода. С этими людьми у него состоялся разговор. Мужики рассказали ему про свою тяжелую долю и безвыходное положение.
«Уездный лекарь»
Рассказчик приболел, вынужден был послать за врачом. Когда доктор прибыл, то рассказал о своей несчастной любви к одной особе. Ее звали Александра, это была дочь одной бедной овдовевшей помещицы. Девушка была неизлечимо больна, а лекарь лечил ее. В скором времени он влюбился в нее, но успел провести с ней лишь три ночи, после чего его возлюбленная умерла.
«Мой сосед Радилов»
Охотник находился на соседней усадьбе, где познакомился со своим соседом Радиловым. О нем он узнал, что этот мужчина прожил долгие годы со старой матерью и сестрой жены. Через некоторое время рассказчик был удивлен, узнав, что сосед бросил беспомощную мать и уехал со своей золовкой.
«Бежин луг»
Рассказчик отправился в лес на охоту, но вскоре заблудился. Наступили сумерки, он добрался до знакомого места, которые местные жители прозвали Бежин луг. Там охотник встретил деревенских ребят, пасущих лошадей. Рассказчик прилег у костра и слушал истории мальчишек. Они рассказывали друг другу про русалок, леших, домовых и всякой нечисти.
Лесник «Бирюк»
Охотник попал под дождь и промок до нитки. Он попал в гости к леснику по прозвищу Бирюк. Хозяин был замкнутым, суровым и бедным человеком, но очень сильным, честным и неподкупным. Его супруга сбежала с проезжим мещанином. Но несмотря на это мужчина оказался добродушным и благородным человеком. Лесник однажды поймал нищего мужика, который хотел срубить барское дерево, но отпустил его.
«Певцы» и их состязание
Рассказчик проходил мимо маленькой деревеньки Колотовка, набрел на кабак, где шли соревнования местных певцов. Победу одержал молодой парень Яшка. Его песни передавали оттенки русской души.
Понравилось сочинение? А вот еще:
- Анализ стихотворения в прозе Тургенева «Русский язык»
- Анализ стихотворения в прозе Тургенева «Воробей»
Тема
Тема – людская чёрствость, равнодушие, злость и непонимание, отсутствие любви к ближнему, сопереживания. Поэт описывает случай, произошедший у ворот храма: в просящую руку нищего, незрячего, голодного человека кто-то положил камень. Таким камнем стало для молодого Лермонтова равнодушие возлюбленной на его мольбы и признания в любви. Камень в ответ на мольбы о подаянии символизирует обман, жестокосердие. Болезненные безответные чувства длиною в пять лет стали толчком к написанию молодым Лермонтовым цикла прекрасных стихов, проникнутых страстью, грустью и надеждой.
Сюжет
Два мальчика принц Эдуард и нищий Том родились в один день. Волею судьбы уже подростками мальчики нечаянно встретились и поменялись одеждой. Когда они взглянули друг на друга, то поняли, что очень похожи. И случайно Эдуарда, в образе нищего, выгнали из дворца, а Том остался сыном короля.
И тот, и другой мальчик попали в неприятное положение. Особенно плохо пришлось Эдуарду с его королевскими привычками. Много раз он был на волосок от смерти, но его спас рыцарь Майлс, добрый и благородный человек. Во время своего путешествия по Англии принц увидел, какие несправедливые и жестокие законы царят в этом государстве.
В это время скончался король Генрих и во время коронации, к вящему удивлению и потрясению, королевского двора и простого народа, мальчики вновь поменялись местами.
Эдуард, став королем, правил очень справедливо и милосердно, а Том Кенти всю жизнь пользовался огромным уважением у народа.
Жанр
Жанр произведения – лирическое стихотворение. Оно имеет черты притчи: об этом говорит библейский мотив и поучительное символическое повествование. Есть в произведении и черты элегии, учитывая его эмоциональность, напевность и стихотворный размер и ритм. Последняя строфа напоминает послание, однако чёткого адресата не прослеживается. Стихотворение написано четырёхстопным ямбом с перекрёстной рифмовкой. Высокая лексика, используемая поэтом, придаёт звучанию торжественность, мелодичность, строгость. Вторая и третья строфа содержат анафору, которая придаёт мелодичность, оттенок безнадёжности, безысходности, сожаления об утраченном.
19 стр., 9066 слов
Зачем даны разум и чувства. : Разум и чувства в повести Тарас …
… почувствовать жизнь во всех ее красках, несмотря на то, верный ли будет выбор или нет. Сочинение на тему Разум и чувства с аргументами. Итоговое сочинение по литературе 11 класс. //URL: … будет от выбранного пути или нет, мы можем делать выводы только в конце. Что касается вопроса, могут ли разум и чувства сотрудничать друг с другом, то думаю, что …
«Нищий», анализ произведения Ивана Тургенева
Лирические миниатюры Ивана Сергеевича Тургенева из цикла «Стихотворения в прозе» были созданы незадолго до смерти писателя. Всего их 85. Часть произведений была опубликована еще при жизни автора, а некоторые гораздо позже – в 1929 году.
В своих маленьких историях Тургенев поднимает общечеловеческие темы. Это своеобразные притчи, которые по силе изображения, многогранности и философской глубине сложно сопоставить с другими творениями. Написаны они простым, но емким и образным языком в форме воспоминаний, снов, видений, житейских историй.
Одна из жемчужин сборника – миниатюра «Нищий». Во время прогулки рассказчик встречает старика и хочет подать ему милостыню. Но карманы, как назло, оказались пустыми. Внешность нищего, его бедственное положение Тургенев изображает предельно эмоционально, стараясь всеми средствами вызвать жалость к этому человеку. Руки у старика «грязные, опухшие, красные», глаза – «слезящиеся, воспаленные», а губы – «синие». Перед читателем предстает «несчастное существо» в грубых лохмотьях.
Автор не говорит о погоде, но по состоянию нищего ясно, что он замерз. Дрожание протянутой руки старика, его стоны и мычание создают яркий образ, который никого не может оставить равнодушным. Для завершения картины Тургенев нашел предельно точное выражение: «безобразно обглодала его бедность».
Старого человека писатель выбрал намеренно. Для усиления эффекта оба героя должны быть хоть в чем-то равны. Они не могут иметь одинаковое социальное и материальное положение, поэтому их объединяют возраст и пустые карманы. И пусть для рассказчика так вышло случайно, но в данный момент героев уравнивает и это обстоятельство.
О чувствах рассказчика Тургенев сообщает скупо. Тот потерян и смущен, но неожиданно крепко пожимает руку нищего и называет его братом. Этим жестом он признает их родство в духовном смысле. Нищий пожимает руку героя в ответ и также называет братом.
В миниатюрах Тургенева главную смысловую нагрузку несут последние фразы, которые раскрывают замысел писателя. Часто заключительный акцент показывает нам сюжет с неожиданной стороны. Благородный жест рассказчика нищий старик принимает не с изумлением, не с затаенным разочарованием, а с пониманием и мягкой иронией. Он тоже, можно сказать, подает милостыню герою, соглашаясь понять и простить его как равного.
- «Отцы и дети», краткое содержание по главам романа Тургенева
- «Отцы и дети», анализ романа Ивана Сергеевича Тургенева
- «Первая любовь», краткое содержание по главам повести Тургенева
- «Бежин луг», анализ рассказа Ивана Сергеевича Тургенева
- Тургенев Иван Сергеевич, краткая биография
- «Первая любовь», анализ повести Тургенева
- «Рудин», краткое содержание по главам романа Тургенева
- «Бежин луг», краткое содержание рассказа Тургенева
- «Муму», анализ рассказа Ивана Сергеевича Тургенева
- «Дворянское гнездо», анализ романа Ивана Сергеевича Тургенева
- «Рудин», анализ романа Ивана Сергеевича Тургенева
- «Воробей», анализ произведения Ивана Тургенева
- «Певцы», анализ рассказа Ивана Сергеевича Тургенева
- «Дворянское гнездо», краткое содержание по главам романа Тургенева
- «Накануне», анализ романа Ивана Сергеевича Тургенева
По писателю: Тургенев Иван Сергеевич
Короткий пересказ «Малиновой воды»
Резюме Тургенева «Малиновая вода:
В жаркий августовский день мне довелось поохотиться. С трудом добрался до источника «Аква Лампоне», который вытекает с высокого берега Исты, напился и лег в тени. Недалеко от меня сидели двое стариков и ловили рыбу. В одном из них, худом, маленьком, в заплатанной шубе, я узнал Степушку.
Степушка жила в селе Шумихоно у садовника Митрофана. Степушка не прошла. Кто он, откуда, как живет — никто не знал. С ним никто не разговаривал, да и сам он, видимо, рта не открывал. Митрофан не приглашал его к себе жить, но и не прогонял.
Весь день Стёпушка был занят, тихо и занят, как муравей, и все только ради еды. У него было маленькое лицо, желтые глаза, брови, острый нос, большой и прозрачный, как у летучей мыши, уши и редкая борода.
В товарище Степушках я узнал Михайло Савельева по прозвищу Туман. Он был вольноотпущенником графа Петра Ильича *** и жил у мещанина из Болхова, помещика. Огромный двухэтажный деревянный дом, в котором располагалась корчма, принадлежал Петру Ильичу, богатому дворянину прошлого века.
Его праздники до сих пор вспоминают многие ветераны провинции. Потерпев неудачу, он поехал в Петербург на поиски места и умер в номере гостиницы. Мист был ее дворецким. Это был мужчина лет 70, с красивым лицом и добродушной улыбкой.
Я подошел и начал разговор. Туман рассеялся в воспоминаниях умершего графа. Я вспомнил охоты и вечеринки, организованные Петром Ильичем и его многочисленными любовниками. Граф выбрал их из низшего сословия. Самой красивой и злой была Акулина, дочь десятого ситха.
Вдруг позади нас в овраге раздался шум. Я оглянулся и увидел мужчину лет 50 с рюкзаком за спиной. В тумане его прозвали Власом. Фермер сказал, что он пошел к своему хозяину в Москву с просьбой снизить квартплату или посадить его на барщину. Умер единственный сын Власа, ранее плативший за отца за квартиру. Хозяин рассердился и выгнал его. Туман спросил его, как он будет жить, и Влас с улыбкой на лице и слезами на глазах ответил, что теперь у него больше нечего отнять.
Я спросил, сколько арендной платы дал ему домовладелец. Девяносто рублей — ответил Влас и пожаловался, что не хватает земли, хозяйского леса, и тот тоже продан. Он сидел с нами и испытывал отвращение. Через полчаса нас разогнали.
Повесть «Сосед мой Радилов» написана в 1847 году и входит в сборник «Записки охотника» И.С. Тургенева. На нашем сайте вы можете прочитать аннотацию «Сосед Радилов» для читательского дневника или подготовки к уроку литературы.
Идейно-художественный анализ стихотворения в прозе Ивана Тургенева «Нищий»
Стихотворения в прозе – это жанр, к которому шел их автор, И.С.Тургенев, всю жизнь. И вот его задумка легла на бумагу, объединив вечно конкурирующие прозу и поэзию. Поэт в прозе, наверное, истинное призвание Тургенева, в котором он нашел себя.
Единение философского взгляда и художественных требований писателя свершилось незадолго до смерти. Всего в наследии И.С.Тургенева около 85 стихотворений в прозе, которые разнятся по тематике, форме, героям. Но идеальная формула единства стихотворения в прозе – искренность автора и любовь к тому, о чем он пишет.
О бедности, к которой приговорила нищего судьба, и о богатстве души, которое он не растерял, написал Тургенев в произведении «Нищий». Стихотворение начинается подробным описанием внешнего вида Нищего:
«Нищий, дряхлый старик.
Воспаленные, слезливые глаза, посинелые губы,
шершавые лохмотья, нечистые раны…
О, как безобразно обглодала бедность
это несчастное существо!».
И возможно, многие проходили мимо него, делая вид, что не заметили. Но сердешный рассказчик хотел помочь, а нечем было. Однако, иногда словом можно поддержать лучше, чем материально, и пользы больше, и на душе легче, и жить проще.
В форме диалога, который произошел между рассказчиком и Нищим, построена значимая часть произведения. Вначале повествования Нищий мычит, стонет о помощи. Но после того, как он услышал неловкость и виноватость в голосе собеседника, он изменился. И эти изменения видны в его речи. По вербальным портретам героев также можно судить об их внутреннем мире.
Ключевым словом, которым обменялись рассказчик и Нищий, было слово «брат». Это значит, что они находятся на одном уровне, как духовном, так и социальном, никто не ставит себя выше или ниже другого
Также важной деталью, которая подтверждает данное утверждение, является рукопожатие: «Потерянный, смущенный, я крепко пожал эту грязную, трепетную руку…»
Какое необычный эпитет – «трепетная рука», и как точно передано им состояние души Нищего. Трепет, робость, стеснение заступают первоначальную замкнутость, когда тот не мог вымолвить ни слова. Это стихотворение в прозе призвано развенчать стереотип о том, что встречают по одежке, ведь по сути – это самая незначительная деталь в восприятии человека. Только бы разглядеть человека в себе и помочь другому хоть чем-нибудь. Это такая малость, способная изменить чью-то жизнь.
Велика сила слова! Важны искренность, гуманность, понимание и великодушие! Вот то, о чем хотел сказать читателям И.С.Тургенев. У него это превосходно получилось. Трогательное перевоплощение грязного и бедного старика в понимающего брата способно вызвать слезу. Такие произведения запечатываются в сердце надолго, заставляя вспоминать и раздумывать о самой непростой вещи в бренном мире – о человеческих взаимоотношениях.
Средства выразительности
Эпитеты: “бедняк иссохший”, “чувства лучшие”, “горькими слезами” делают лирическое повествование образным и живым. Метафора “живая мука” подчёркивает страдания лирического героя, его тягостные чувства, переживания. Можно проследить наличие скрытого развёрнутого сравнения в смысловом аспекте произведения: рука просящего нищего и душа лирического героя. Обманут просящий, стоящий у “врат святых“, он получает камень вместо хлеба. Ожидания лирического героя, его чувства обмануты так же жестоко и бесчеловечно. Антонимами в данном контексте становится пара “камень – хлеб”, образуя яркую антитезу во второй строфе стихотворения.
Анафора – во второй строфе: “И взор являл живую муку… И кто-то камень положил”…
В третьей строфе: “Так я молил твоей любви… Так чувства лучшие мои…”
«Стихотворения в прозе»
Небольшой по объему цикл стихотворений в прозе — не только итог творческой жизни писателя, но и квинтэссенция всего, что волновало, притягивало и отталкивало на протяжении всей жизни Тургенева-человека. Написан этот цикл в предчувствии приближения смерти, поэтому писатель философски осмыслил, что же он оставляет здесь, на земле. В сборнике лирических произведений отражены все глубокие философские раздумья Тургенева о счастье, о назначении человека и скоротечности, мимолетности жизни, в течение которой он должен оставить свой след на земле.
И хотя мотив старости, смерти, одиночества присущ большинству произведений этого жанра, стихотворение «Воробей» оптимистично и полно светлой веры в будущее. Стихотворение глубоко лирично, эмоционально, кратко по форме.
Здесь слабо выражен сюжет, эмоциональное переживание подменяет эпическое повествование, звучит тема вечно возрождающейся жизни, молодости, торжествующей любви. Автор восхищается самоотверженным порывом героической маленькой птицы, защищающей своего птенца. Эта сила любви, перед которой все превратности судьбы бессильны, заставляет «огромное чудовище», собаку, отступить.
Увиденная автором всепобеждающая сила любви наполняет его душу восторгом и надеждой, посылает ему вдохновение. Он приходит к глубокому философскому осмыслению увиденного, концентрируя свою мысль в последней фразе стихотворения: «Только ею, только любовью держится и движется жизнь».
Стихотворение в прозе И. С. Тургенева «Разговор» — одно из первых его произведений в этом жанре — можно отнести к философским творениям писателя.
Главная идея произведения — вечность природы и смертность человечества. Тургенев представляет нам происходящие события как диалог двух неприступных гор-великанов — Юнгфрау и Финстерааргона. Воображение писателя увидело их души, но они очень отличаются от людей. Для гор одна минута — тысяча человеческих лет. И что же происходит? Между Юнгфрау и Финстерааргоном ведется незамысловатый диалог о том, что творится под ними. Таким образом Тургенев описывает эволюцию человечества.
Первоначально его не было и вовсе, но прошла минута-тысячелетие — и среди чернеющих лесов, камней и морей появились люди. Через «некоторое» время мы видим уже не такую радужную картину: «сузились воды; «поредели леса». Да и «козявок» — людей стало меньше. И вот последние реплики диалога. Что же осталось? По словам Финстерааргона, «опрятно стало везде, бело совсем…». А человечество исчезло так же неожиданно, как и появилось, будто и не было его вовсе. Только горы стоят, как и тысячи лет назад.
Вот в такой образной, метафорической форме Тургенев раскрывает нам главную мысль произведения, заключающуюся в том, что все, даже человечество, может исчезнуть в любой момент, что его существование, как и жизнь одного человека, совсем не вечно и рано или поздно оно закончится.
Очень большое впечатление произвело на меня стихотворение «Нищий», в котором речь идет о дряхлом, убогом старике, просящем милостыню. Автор дает этому герою очень выразительную портретную характеристику: «воспаленные, слезливые глаза», «посинелые губы», «шершавые лохмотья», «нечистые раны». Глаголы «стонал», «мычал», «вздрагивал» дополняют тягостную картину. Тургенев нашел невероятно точную и меткую метонимическую конструкцию — старика «безобразно обглодала бедность».
Далее рассказчик (стихотворение написано от первого лица) говорит о том, что не найдя ничего у себя в карманах, он просто протянул руку и крепко пожал ладонь старика. Это не просто ярко нарисованная художником драматическая картина из жизни. Стихотворение имеет глубокий подтекст. Нищий — это не только тот, кто не имеет материальных благ. Нищим, несчастным, бедным может быть человек с полными карманами, но пустой душой. Поэтому вначале, когда герой хотел механически подать милостыню, автор называет старика «несчастным существом». Но потом, остановившись и задумавшись, он говорит, что это его «брат».