Основные особенности стихотворений в прозе И. С. Тургенева
Ставший знаменитым, этот цикл Иван Сергеевич создал уже на исходе жизни. Обдумывая свой путь, он оглядывался назад и вспоминал моменты, навсегда засевшие в сердце.
«Мне жаль»
Каждое из этих прозаических, в общем-то, произведений пронизано чувством лирической грусти. Тургенев смог подобрать особые слова и переплести их с таким мастерством, что, читая их, невозможно отделаться от ощущения чувственного полёта.
В «стихотворениях» нет привычных нам рифм и строф, но этого совершенно не заметно. Кажется, что разговариваешь с автором, сидящим напротив и раскрывающим свои потаённые чувства и мысли.
Глубокий философский смысл стихотворений в прозе не оставляет равнодушным ни одного читателя вот уже много поколений подряд. В памяти навсегда останется созданный Тургеневым мир, где шелестят деревья, в лазурном небе щебечут птицы и царствует любовь.
«Что я буду думать»
Произведение, овеянное мрачным настроем перед неотвратимой близостью смерти. Писатель предчувствует, что скоро настанет конец его жизненного пути и потому очень страдает.
Его страшит неизвестность, а также перспектива того, что жизнь прожита не самым лучшим образом. Кажется, что впереди не ожидает ничего хорошего, и сердце медленно заполняет тоска. «Что я буду думать» представляет собой один большой вопрос, на который невозможно ответить, не погружаясь в детали, не рассматривая конкретные обстоятельства. Анализ стихотворений в прозе Тургенева подчеркивает, насколько сам человек, находясь в преклонном возрасте, может задаваться серьезными вопросами, тем самым лишая себя душевного спокойствия и уверенности.
Подводя итоги, можно не просто многое упустить, а еще и оценить необъективно.
Анализ стихотворения Тургенева «В дороге» 1 вариант
Читая стихотворение И. С. Тургенева «В дороге», трудно поверить, что оно написано двадцатипятилетним человеком – столько в нем грусти и разочарования. Оно несет отпечаток впечатлений много повидавшего и прочувствовавшего страдальца. Пустота глубокой осени, в которой существует герой, созвучна его душевной опустошенности. Это подчеркивается олицетворениями «утро седое», «нивы печальные», которые одновременно являются яркими запоминающимися эпитетами. Герой как бы повис вне времени и пространства. Реальными являются только зрелище туманного – серо-белого – утра, монотонный стук колес экипажа, в котором путешествует лирический герой, и воспоминания, от которых он не может уйти – «нехотя вспомнишь».
Текст содержит эпитеты – «позабытые лица», «обильные …речи», «звуки любимые», «странная улыбка». Причем эпитеты про седое утро и печальные нивы позволяют сделать фотографически точное описание времени суток и окружающего пейзажа.
Автор активно использует анафору – «так жадно, так робко», «вспомнишь время…, вспомнишь лица…, вспомнишь … речи, вспомнишь разлуку, …многое вспомнишь» – плавно переходящую в эпифору. Глагол «вспомнишь» в его обобщенно-личной форме является лексическим стержнем всего стихотворения, подчеркивает отвлеченность переживаний и одновременно приглашает читателя к диалогу, формирует чувство сопричастности переживаниям.
Среди других средств художественной выразительности Иван Сергеевич использует антитезу – «первые встречи, последние встречи», «так жадно, так робко», метафору – «ропот колес». Использование инверсии – «время былое», «с улыбкою странной», «в небо широкое», «многое вспомнишь… далекое» – хоть и вызвано необходимостью рифмовки, дополнительно усиливает ощущение тягостной безнадежности, охватывающей лирического героя.
Приемы аллитерации выступают своеобразной звукописью – протяжное «у», обилие «н» и «нн», которые встречаются практически в каждой строке, позволяют автору «замедлить» время, создать ощущение протяженности.
В произведении нет действия как такового – автор описывает свое внутреннее состояние, поэтому стихотворение актуально во все времена. В тексте огромное количество определений в виде прилагательных и причастий, усиливающих лирический характер произведения. Не случайно оно положено на музыку Эрастом Абазой и стало украшением русского искусства романса.
Выразительные литературные средства и символы
Литератор отдает предпочтение олицетворениям, в некоторых фразах сравнивает себя с лирическим персонажем, относящимся к русскому языку как к верному другу, поддержка которого дает тягу к дальнейшей жизни и свершениям. Для него это не просто этническая формальность, а словно живое существо, требующее трепетного, внимательного отношения и почтения.
Тургенев противопоставляет существительные и эпитеты, имеющие положительную окраску, с изречениями негативного контекста, меняющими впечатление. Тургенев пользуется приемом градации, вкладывая особый смысл в синонимичные сочетания и разносторонне характеризуя тем самым то, о чем желает упомянуть.
Язык является помощником героя, родина которого превратилась в поле сражения. Невозможно догадаться, кто считается соратником, а кого нужно устранить, как кровного врага. Употребляя слово «дом» в качестве синонима для «родной страны», автор подразумевает интерпретацию не только края, в котором родился и вырос, но и жилища, являющимся истинной крепостью для тех, кто угнетен и жаждет успокоения.
Структура стихотворения проста: оно состоит из трех предложений, первое из которых простое распространенное, второе бессоюзное, а третье — сложноподчиненное, завершающее мысль загадочным образом, придавая описанному оттенок лукавства. Тургенев желает высказаться лаконично, заставить читателей испытать ощущение недосказанности. Он находит применение галлицизму (конструкция, свойственная французскому языку, двойное отрицание).
Надеясь сделать краткий вывод о своих размышлениях и желаниях, вызывающих сомнения, Тургенев незадолго до смерти пишет стихотворения в прозе, лишенные рифмы, но позволяющие читателям почувствовать то же, что и автор. Эти произведения можно назвать роковыми, поскольку они свидетельствуют о том, что автор разгадал замысел собственной коварной судьбы и понял, какой путь избрал.
«Сравнение Тургенева с другими классиками русской литературы»
Сравнение Тургенева с другими классиками русской литературы является неизбежным, ведь он был одним из наиболее ярких представителей литературного движения «западники». В отличие от других классиков, таких как Достоевский или Толстой, Тургенев был более склонен к психологическому анализу персонажей и описанию природы. Его произведения отличаются изяществом и легкостью, что делает их более доступными для чтения. Однако, несмотря на это, Тургенев не уступает другим классикам в глубине и значимости своих произведений. Его романы и рассказы до сих пор остаются актуальными и интересными для читателей всех возрастов.
«Два богача»
Возникает вполне резонный вопрос – почему миниатюра называется «Два богача», если писатель рассматривает богатых и бедных людей? Тут нужно раскрыть свои глаза шире и посмотреть не столько на финансовые возможности обоих людей, сколько на их душевное состояние. Об этом нам и говорит писатель, что один человек, конечно, богат, так как у него есть деньги, которыми он делится, а другой человек несколько иной, но даже при своих возможностях он пытается помочь кому-то. Крестьянская семья отдает все ради ребенка, у них даже не будет соли, чтобы посолить похлебку, а это значит, что они жертвуют намного большим, нежели Ротшильд, который отдает лишь часть из того, что у него есть, но он не способен отдать даже того, что может крестьянская семья.
«Что я буду думать»
Произведение, овеянное мрачным настроем перед неотвратимой близостью смерти. Писатель предчувствует, что скоро настанет конец его жизненного пути и потому очень страдает.
Его страшит неизвестность, а также перспектива того, что жизнь прожита не самым лучшим образом. Кажется, что впереди не ожидает ничего хорошего, и сердце медленно заполняет тоска. «Что я буду думать» представляет собой один большой вопрос, на который невозможно ответить, не погружаясь в детали, не рассматривая конкретные обстоятельства. Анализ стихотворений в прозе Тургенева подчеркивает, насколько сам человек, находясь в преклонном возрасте, может задаваться серьезными вопросами, тем самым лишая себя душевного спокойствия и уверенности.
Подводя итоги, можно не просто многое упустить, а еще и оценить необъективно.
«Русский язык»
«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины,- ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»
Данную миниатюру можно рассмотреть отдельно, потому что здесь писатель затрагивает такую важную часть русской культуры и ее души, как язык. Здесь Тургенев призывает современников беречь тот язык, которым их наградили при рождении, а причина тому весьма проста – таким образом каждый сможет создать по-настоящему великие литературные произведения, которые вполне вероятно смогут когда-нибудь стать востребованными.
Тут же Тургенев связывает судьбу народа вместе с его языком. Все дело в том, что писатель на момент создания этого произведения сам находился далеко от родины. Язык в то время – единственное средство, которое связывало Тургенева и место, где он раньше жил. Вполне естественно, что именно из-за разлуки со своим родным краем, писатель так описал язык, его ценность для человека.
«Голуби»
Потрясающее жизнеутверждающее произведение, которое помогает почувствовать, насколько велико многообразие жизни. Оно наполнено невообразимой любовью ко всему сущему, чем и отличается от других стихотворений в прозе Тургенева. «Голуби» — это настоящий гимн жизни. Произведение помогает понять, насколько мы порой заблуждаемся относительно каких-то проявлений действительности. По мнению автора, самым главным в жизни является любовь и сострадание.
Наблюдая за поведением птиц, писатель восторгается их самоотверженными проявлениями, желанием помогать и быть нужными друг другу. Вероятно, он сравнивает эту картину с людскими взаимоотношениями, которые не всегда бывают столь гармоничными и прекрасными.
Анализ стихотворения «Порог» Тургенева
Полагают, что произведение навеяно реальной личностью — революционеркой Верой Засулич. Она совершила покушение на петербургского градоначальника Трепова и была судима. Тургенев присутствовал на одном из судебных заседаний.
Героиня стихотворения не имеет имени. Она просто «русская девушка», из числа тех убеждённых и бесстрашных, которые ради идеи готовы были переступить «порог». Это слово употребляется в символическом значении. Под «порогом» подразумеваются все те трудности, жизненные осложнения, непредсказуемые последствия — всё то, с чем может столкнуться в своей жизни революционер.
Стихотворение построено в форме диалога «глухого голоса», может быть, он принадлежит самой судьбе, и девушки. «Глухой голос» спрашивает, а девушка отвечает. Её ответы лаконичны, в них слышится готовность к избранной миссии. Эта уверенность подчёркивается и чётким ритмом строк.
Вывод неоднозначный: «Дура!» и «Святая!». Так уж устроен мир — в нём всегда и во все времена было и есть два полюса.
«Тургенев и русская природа»
Тургенев был не только великим писателем, но и любителем природы. В его произведениях природа играет важную роль и является неотъемлемой частью образов героев. Он описывает ее с такой точностью и любовью, что читатель не может не восхищаться ее красотой и мощью. В романе «Отцы и дети» Тургенев описывает степную природу России, ее бескрайние просторы и неповторимую красоту. В «Дыме» он описывает леса и реки, которые окружают главного героя, создавая атмосферу умиротворения и спокойствия. В «Накануне» Тургенев описывает красоту Кавказских гор, которые вдохновляют героев на поступки, которые они не могли бы совершить в другом месте. Все эти описания природы не только создают атмосферу произведения, но и помогают понять характеры героев и их внутренний мир.
«Два богача»
Возникает вполне резонный вопрос – почему миниатюра называется «Два богача», если писатель рассматривает богатых и бедных людей? Тут нужно раскрыть свои глаза шире и посмотреть не столько на финансовые возможности обоих людей, сколько на их душевное состояние. Об этом нам и говорит писатель, что один человек, конечно, богат, так как у него есть деньги, которыми он делится, а другой человек несколько иной, но даже при своих возможностях он пытается помочь кому-то. Крестьянская семья отдает все ради ребенка, у них даже не будет соли, чтобы посолить похлебку, а это значит, что они жертвуют намного большим, нежели Ротшильд, который отдает лишь часть из того, что у него есть, но он не способен отдать даже того, что может крестьянская семья.
Анализ стихотворения в прозе «Русский язык» Тургенева 2 вариант
Иван Тургенев был истинно русским писателем, глубоко переживающим за судьбу своей Родины. В своих произведениях он смело и правдиво высказывал свои искренние взгляды и убеждения. Тургенев не приукрашивал российскую действительность и не скрывал ее насущных проблем. За слишком резкие высказывания он подвергся наказанию в виде ссылки, а впоследствии был вынужден уехать за границу. Но и вдали от Родины он постоянно обращался к ней в своем творчестве, разделял ее боль и отчаяние. Ярким примером патриотизма Тургенева является стихотворение в прозе «Русский язык» (1882 г.).
Тургенев не случайно избирает темой произведения русский язык
Только находясь на чужбине, он понимает всю важность и значение этого мощного элемента национального самосознания. Писатель был оторван от русской среды, но благодаря языку продолжал ощущать свою неразрывную связь с ней
Ведь с помощью языка человек не только произносит слова. Гораздо важнее то, что люди думают на своем языке, т. е. облекают мысли в конкретные лексические единицы. Например, важным условием полного овладения иностранным языком считается тот момент, когда человек способен не только говорить, но и думать на нем.
Тургенев утверждает, что только русский язык оставался его единственной опорой и поддержкой за границей. Писатель принимал очень близко к сердцу все значительные события в России. Некоторые приводили его в отчаянии, но он верил, что русский язык остается главным средством спасения многострадального народа.
«Великий и могучий» — фраза, которую часто используют в насмешку над судьбой России. Но за ее патетичностью скрывается истинная гордость за свой язык. Русский язык – один из самых богатых и сложных на планете. Жители России и пограничных государств, усваивая его с детства, не понимают значения такого легкого и доступного изучения. Русский язык складывался веками. Он обладает удивительной гибкостью и разнообразием словообразования. Удивительная способность нашего языка – заимствование и быстрая переработка иностранных слов без ущерба для себя. Российское высшее общество долгое время разговаривало исключительно на французском языке. Иностранные языки изучались детьми первыми, в ущерб родному. Но это никак не повлияло на русский язык. Способность к самосохранению и самоочищению помогла русскому языку остаться чистым и не подвергнуться значительным изменениям.
Тургенев был абсолютно уверен в том, что, несмотря на нищету и убожество, Россию ждет великое будущее. Язык является непосредственным выражением национального духа. Русский язык – заслуженный высший дар великому народу.
«Щи»
Очень трогательный рассказ, который производит впечатление. Автор показывает чувства простой крестьянки — вдовы, у которой умер единственный сын. Пожилая женщина едва держится от горя, однако сталкивается с непониманием барыни: той кажется, что она недостаточно сильно переживает. «Грубые чувства» крестьянки на самом деле скрывают под собой необходимость ежедневно заботиться о хлебе насущном. В то время как барыне легко доставались любые блага. Оттого, она и могла себе позволить горевать долго, отказываясь не только от пищи, но и любых других удовольствий. «Щи» — это показательный рассказ о том, что ценности у всех разные, и то, что представляет трудность для одного, другому достается легко.
Анализ стихотворения Тургенева «Близнецы»
Произведение «Близнецы» было написано в феврале 1878 года, а опубликовано уже после смерти Ивана Сергеевича Тургенева. Оно входит в последний сборник автора под названием «Стихотворения в прозе» и потому должно рассматриваться в контексте общей тональности книги. А это не только мудрые мысли пожилого писателя, но и скепсис, пессимизм, боль, нетерпимость к человеческим порокам. Казалось бы, эти люди должны заботиться друг о друге, а не конфликтовать. Почему же так происходит? Похоже, не нашел ответа на этот вопрос и сам Тургенев. Поэтому он решает проблему радикально: берет одного из близнецов за руку и подводит к зеркалу. Писатель хочет, чтобы этот человек понял, что ведет ожесточенный спор практически с самим собой. Образ зеркала весьма символичен, поскольку народная мудрость гласит: «Нечего на зеркало пенять, коли рожа крива».
Что поразило автора в описанном им эпизоде? (Ненависть двух братьев-близнецов, которые, бранясь. выкрикивали ругательства как бы в свое лицо.) — Найдите ключевые слова. («Но мне не так будет жутко») — Почему? Какое чувство стремится вызвать автор описанием этой картинки? (Жутко, когда чувства человека слепы, стихийны, не просветлены разумом, нравственностью.)
Какое слово является ключевым? Почему?
(Жутко. Родные, похожи как две капли воды, но ненавидят непримиримо.)
Композиция стихотворения в прозе подчёркивает ужас этой ситуации.
Каково построение стихотворения?
Как строится первый абзац?
(В нём всего два предложения. В первом говорится о споре. Спор – словесное состязание, обсуждение ч-н, в котором каждый отстаивает своё мнение. (Ожегов. «Словарь русского языка».) в споре рождается истина, но только не в таком, как изобразил Тургенев. Второе предложение построено на антитезе: похожие друг на друга всем, близнецы должны бы любить друг друга, ведь это их образ и подобие, а они «ненавидели друг друга непримиримо».)
тире, как некая черта, разделяет близнецов, разводит по разные стороны. Забыли близнецы главную заповедь: «Возлюби ближнего…». впали в страшный грех, незамолимый, – гнев.
Злоба, ненависть разрушают всё не только вокруг человека, но всё и в самом человеке. Эта тема звучит и во втором абзаце.
Обилие глаголов, причастий – форм глагола. Глаголы обозначают действие, здесь – разрушающее действие. (примеры из текста). Это уже не спор, а драка.
Но Тургеневу как будто мало этого слова «одинаково». ещё и «схожие». «те же самые». Это слово объединяет действия близнецов
Но как жутко от этого объединения! И как важно, чтобы в этот момент был человек, который смог бы развести, образумить.)
Почему подводит к зеркалу? («Сказка о мёртвой царевне» — обращение к зеркалу, которое всегда говорит правду.
«На зеркало нечего пенять, коли рожа крива». – гласит пословица. Не будет бушевать человек перед зеркалом: оно молчит, а брань, ругань возникают, если человеку отвечают.)
Какой вывод делаем? Что хотел сказать Тургенев?
(Умейте сдерживать себя, свои чувства.)
И опять многоточия. Их роль?
(Автор взволнован, ему трудно сдержать себя, трудно, не оскорбив человека, объяснить, как ужасно то, что произошло между близнецами.) Мир человеческих отношений сложен и многообразен. Положительное и отрицательное, добро и зло рядом. Такова жизнь. По большому счёту, Тургенев говорит о любви, о любви к ближнему, к человеку, потому что
Только ею, только любовью
держится и движется жизнь.
Обратим внимание и на то, что слова «ближний» и «близнецы» –однокоренные. Все люди – близнецы. Поэтому это стихотворение не только о взаимоотношениях между кровными родными, но и о взаимоотношениях вообще людей
Поэтому это стихотворение не только о взаимоотношениях между кровными родными, но и о взаимоотношениях вообще людей.
«Писатель и критик»
Здесь речь идет о том, что значит настоящий талант в жизни и чем он измеряется. Писатель видит смысл жизни в подлинной самоотдаче и величайшем стремлении донести до читателей какую-то светлую идею, обладающую непреходящей ценностью. Критик обнаруживает в таком существовании нечто недостойное, однако сам умеет только рассуждать и оценивать. Автор показывает, что настоящий писатель и критик живут в каждом из нас. Один одержим мечтой о творчестве, другой его постоянно ругает, возвращая к суровой неприглядной действительности. Их спор может продолжаться до тех пор, пока кто-то один не уступит другому и не сдаст собственные позиции.
Анализ стихотворения в прозе И. С. Тургенева «Русский язык»
Стихотворение «Русский язык» написано в 1882 году и является частью большого поэтического цикла «Стихотворения в прозе». Восьмидесятые годы XIX века стали для И. С. Тургенева временем подведения жизненных итогов и осмысления написанного.
Основной поэтический образ произведения – родная речь. Большого художника слова восхищает родной язык как неотъемлемая часть русской идентичности. В произведении явно просматривается связка «великий язык – великий народ». Позиция автора состоит в том, что русский язык является частью народной души, и, если лишить народ этого языка, люди утратят и нравственные законы, и волнующее, изумляющее весь мир предчувствие будущего.
Стихотворение содержит такие средства художественной выразительности:
анафору – «Во дни сомнений, во дни … раздумий» – редкий союз «во» придает изложению особый, патетический тон;эпитеты – «тягостные раздумья», «великий народ»;контекстуальные синонимы – «поддержка, опора»;ряды однородных членов предложения – «поддержка, опора», «великий, могучий, правдивый, свободный» – помогают всесторонне описать предмет речи;олицетворение – «могучий, правдивый и свободный язык» – иллюстрирует тот факт, что автор преклоняется перед красотой русской речи, придавая ей черты реальной личности;риторические восклицания – «…ты один мне опора!..», «но нельзя верить!..» – отражают эмоциональную составляющую изложения;риторический вопрос – «…как не впасть в отчаяние?»;лексику высокого стиля – «судьбы родины»;метафору – «впасть в отчаяние»;распространенное обращение – «великий, могучий, правдивый и свободный русский язык», которое можно трактовать как олицетворение.
Для того, чтобы четче выделить основную мысль стихотворения, И. С
Тургенев использует специальный пунктуационный прием – фиксирующее внимание читателя тире. В первом предложении оно употребляется для интонационного разделения на две словесные группы, делает «выпуклыми», заметными однородные обстоятельства и их смысловой акцент
Во втором предложении тире отделяет главную и придаточную части сложного предложения и таким образом выделяет обе.
Жанр произведения – гражданская лирика. Именно он определяет тональность читательского восприятия. Стихотворение пронизано ощущением, что именно язык помогает сохранить наши корни, без которых мы перестанем быть великим народом, принадлежностью к которому гордимся. Произведение является наставлением всем нам, живущим сегодня: тот, кто коверкает и засоряет родной язык, обкрадывает себя, лишается глубинной связи с собственным народом.
«Две сестры»
«Две сестры» — одно из самых известных произведений Ивана Тургенева, написанное в жанре стихотворения в прозе. В нем автор описывает двух сестер — Ольгу и Ирину, которые живут вместе со своим братом в усадьбе на окраине города. Ольга — старшая сестра, серьезная и замкнутая, Ирина — младшая, жизнерадостная и светлая.
Тургенев мастерски передает характеры героинь, создавая яркие образы, которые до сих пор остаются в памяти читателей. Он описывает их взаимоотношения, которые не всегда гладкие, но всегда наполнены любовью и заботой.
«Две сестры» — это не только история о семейных отношениях, но и о жизни в целом. Тургенев глубоко проникается в душу своих героев и передает их чувства и эмоции, что делает произведение еще более ярким и запоминающимся.
Это произведение стало настоящим шедевром литературы и до сих пор остается одним из самых любимых и читаемых произведений Ивана Тургенева.
Особенности стихотворений в прозе Тургенева
Восемьдесят три стихотворения в прозе И. С. Тургенева — это горькие слёзы и высокие мысли мудрого человека. Он думал и писал о своём, но для тех, кто был, есть и ещё будет. Основные особенности стихотворений в прозе «Порог», «Памяти Ю. П. Вревской», «Русский язык» следующие:
- использование элементов разных жанров (раздумье, ода, личное воспоминание, философский этюд, беседа);
- прозаическая речь;
- разнообразие ритмов, их связь со смыслом стихотворений;
- антитеза — как способ выражения идеи;
- наличие прозаических строф;
- символичность;
- обобщение мыслей, образов;
- воссоздание мира чувств и мыслей лирического героя;
- тема гражданского подвига русских женщин;
- утверждение русского языка как национального символа.
подскажите пожалуйста где можно найти анализ стихотворения тургенева в прозе «щи»?
Текст повествует о трагическом событии в жизни крестьянки Татьяны — погиб ее 20-летний сын, кормилец и надежда. Вместе с его жизнью обрывается и жизнь его матери, так как она стара, бедна и немощна, и все надежды на продолжение жизни у нее были связаны с сыном. Детали текста передают, что происходит в крестьянской избе:Татьяна стоит посреди избы, не спеша, ровным движением правой руки черпает пустые (то есть, сваренные без мяса) щи, глотая ложку за ложкой. Может ли Татьяна утолять голод в эту минуту? — Нет. Она стоит посреди избы — как в храме у аналоя и ест не спеша, ровным движением — торжественно, как бы молитвенно. Она глотает, а не ест. Она — совершает обряд! Стихотворение в прозе построено на приеме антитезы: барыня и крестьянка совершенно различны по своему менталитету. Барыня живет душевной, можно сказать, двуличной жизнью. Она после смерти маленькой дочки, которую даже не успела как следует полюбить, отказывается от прекрасной дачи, показывая всем, как она страдает. Горе Татьяны гораздо глубже, неизбывнее и трагичней, но она несет его одна и не помышляет о сочувствии к себе со стороны чужих людей. Понимая безысходность своего положения, она, тем не менее, держит себя в руках и, сохраняя ясность мышления, доедает щи, которые, хотя и пустые, но посоленные (!), что в бедных крестьянских хозяйствах было большой редкостью. Очевидно, посоленные щи — поминки по родному сыну. Доедая щи, Татьяна поминает его и вместе с тем как бы устраивает тризну и по себе самой. Главная мысль текста в том, что человек, как бы ни была крута с ним судьба, должен находить опору в себе самом, если он ощущает свое единство с Богом и руководствуется им (единством) в своих поступках. Спаситель сказал своим апостолам: “Вы — соль земли”. В данном тексте слово соль несет в себе и этот, сокровенный смысл: тому, кому соль достается дешево, входит “широкими вратами”, у кого она весьма дорога — тот идет узкой дорогой.
Роман Roman
Ученик (152) 8 месяцев назад
«Дворянское гнездо»
«Дворянское гнездо» — одно из самых известных произведений Ивана Тургенева, которое было опубликовано в 1859 году. Это роман о любви и страсти, о противоречиях дворянского общества и о том, как трудно сохранить свою индивидуальность в условиях жестокой социальной действительности. Главными героями романа являются две женщины — Елена Столыпина и Марья Волынская, которые влюбляются в одного и того же мужчину — Владимира Петровича. Но их любовь оказывается невозможной из-за социальных различий и традиций, которые препятствуют их счастью. В «Дворянском гнезде» Тургенев создал яркий образ России XIX века, где любовь и страсть соперничают с традициями и общественными нормами.
«Певцы»
Хотя Иван Тургенев больше известен как прозаик, его творчество также включает в себя несколько стихотворений в прозе. Одним из таких произведений является «Певцы». В этом стихотворении Тургенев описывает встречу с двумя певцами, которые исполняют народные песни. Однако, несмотря на их талант, они живут в бедности и не получают должного признания за свои творения
Тургенев подчеркивает важность сохранения народной культуры и традиций, а также необходимость уважения к таланту и труду тех, кто ее продолжает. «Певцы» — это прекрасный пример того, как Тургенев использовал свой талант для передачи важных социальных и культурных идей
Анализ стихотворения «Памяти Ю. П. Вревской» Тургенева
Это произведение — отклик на гибель удивительной, редкой женщины. Ю. Вревская – баронесса, она была вдовой генерала, который погиб на кавказской войне. И. Тургенев познакомился с ней в 1873 г., несколько раз встречался, переписывался.
Стихотворение «Памяти Ю.П. Вревской» написано от лица безмерно скорбящего человека. Возможно, он был в числе тех, которые «тайно и глубоко любили её». Наверное, это и вызвало незабываемую печаль, пронизывающую стихотворение.
Произведение разделено на короткие прозаические строфы. В каждой из них — эпизод внешней или внутренней жизни Вревской, переживаемый лирическим героем. Вместе они создают образ незаурядной женщины. Вот они — эти строфы-тезисы её жизни:
- «умирала она от тифа»;
- «ни один врач даже не взглянул на неё»;
- «она была молода, красива»;
- «отдалась на служение ближним»;
- «заветные клады… в душе»;
- «жертва принесена…»;
- «никто не сказал спасибо»;
- поздний цветок признательности «на её могилу».
Строки к финалу становятся короче, они иссякают, как и прошла жизнь Юлии Вревской. Незаурядность её личности и судьбы подчеркивается антитезами. С одной стороны — «грязь», «заражённые логовища», а с другой — «свет», «жизнь ей улыбалась». И в дополнение ещё одна антитеза, углубляющая драму жизни Ю. П. Вревской: «служение ближним» и «никто не сказал спасибо даже её труду».
Итог этой благородной жизни — поздний цветок старого друга. «Поздний цветок» здесь как символ памяти.
Стихотворение посвящено конкретному человеку — Юлии Вревской, но в нём присутствует и элемент обобщения. По сути это реквием русской женщине — самоотверженной и героической.
«Клара Милич»
Клара Милич – одна из главных героинь романа И.С. Тургенева «Отцы и дети». Она является представительницей молодого поколения, которое стремится к свободе и независимости от старых порядков и традиций. Клара – образ типичной «новой женщины», которая не желает ограничивать свои возможности и жить по установленным обществом правилам.
В романе Тургенева Клара Милич описывается как красивая, умная и образованная девушка, которая увлекается музыкой и литературой. Она является противоположностью своей матери, которая представляет старое поколение и придерживается консервативных взглядов. Клара не желает выходить замуж за богатого и влиятельного человека, она ищет свою истинную любовь и стремится к самореализации.
Клара Милич – это символ новой эпохи, которая пришла на смену старым порядкам и традициям. Она является одним из главных персонажей романа «Отцы и дети», который описывает противостояние двух поколений и борьбу за свободу и независимость. Клара Милич – это образ сильной и независимой женщины, которая не желает подчиняться общественным нормам и стереотипам.
«Собака»
В данном произведении автор пытается осмыслить непреходящую ценность жизни. Взгляд животного как будто отражает его собственные страхи, которые сделались невыносимыми и чересчур навязчивыми. Стихотворение в прозе Тургенева «Собака» показывает связь жизни питомца с мыслями и чувствами его хозяина.
Если у человека не очень позитивное расположение духа, то и животное начинает вести себя подобным образом: беспокоится, жалобно заглядывает в глаза. Во всем этом прослеживается взаимосвязь близких душ. Стихотворение в прозе Тургенева «Собака» направлено на раскрытие чувств, которые человек спрятал от самого себя, опасаясь новых разочарований.
Анализ стихотворения в прозе И. С. Тургенева «Русский язык»
Стихотворение «Русский язык» написано в 1882 году и является частью большого поэтического цикла «Стихотворения в прозе». Восьмидесятые годы XIX века стали для И. С. Тургенева временем подведения жизненных итогов и осмысления написанного.
Основной поэтический образ произведения – родная речь. Большого художника слова восхищает родной язык как неотъемлемая часть русской идентичности. В произведении явно просматривается связка «великий язык – великий народ». Позиция автора состоит в том, что русский язык является частью народной души, и, если лишить народ этого языка, люди утратят и нравственные законы, и волнующее, изумляющее весь мир предчувствие будущего.
Стихотворение содержит такие средства художественной выразительности:
- анафору – «Во дни сомнений, во дни … раздумий» – редкий союз «во» придает изложению особый, патетический тон;
- эпитеты – «тягостные раздумья», «великий народ»;
- контекстуальные синонимы – «поддержка, опора»;
- ряды однородных членов предложения – «поддержка, опора», «великий, могучий, правдивый, свободный» – помогают всесторонне описать предмет речи;
- олицетворение – «могучий, правдивый и свободный язык» – иллюстрирует тот факт, что автор преклоняется перед красотой русской речи, придавая ей черты реальной личности;
- риторические восклицания – «…ты один мне опора!..», «но нельзя верить!..» – отражают эмоциональную составляющую изложения;
- риторический вопрос – «…как не впасть в отчаяние?»;
- лексику высокого стиля – «судьбы родины»;
- метафору – «впасть в отчаяние»;
- распространенное обращение – «великий, могучий, правдивый и свободный русский язык», которое можно трактовать как олицетворение.
Для того, чтобы четче выделить основную мысль стихотворения, И. С
Тургенев использует специальный пунктуационный прием – фиксирующее внимание читателя тире. В первом предложении оно употребляется для интонационного разделения на две словесные группы, делает «выпуклыми», заметными однородные обстоятельства и их смысловой акцент
Во втором предложении тире отделяет главную и придаточную части сложного предложения и таким образом выделяет обе.
Жанр произведения – гражданская лирика. Именно он определяет тональность читательского восприятия. Стихотворение пронизано ощущением, что именно язык помогает сохранить наши корни, без которых мы перестанем быть великим народом, принадлежностью к которому гордимся. Произведение является наставлением всем нам, живущим сегодня: тот, кто коверкает и засоряет родной язык, обкрадывает себя, лишается глубинной связи с собственным народом.
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑
«Князь Серебряный»
«Князь Серебряный» — одно из наиболее известных произведений Ивана Тургенева, которое входит в сборник «Записки охотника». Это произведение представляет собой историю о князе, который жил в своем замке, окруженный роскошью и богатством, но при этом чувствовал себя одиноким и несчастным. Князь Серебряный был человеком, который не мог найти смысл жизни и не мог найти свое место в мире. Он был обречен на одиночество и страдания, которые он не мог преодолеть. В этом произведении Тургенев поднимает важную тему о том, что богатство и роскошь не могут принести счастье и удовлетворение, если внутри человека нет духовной гармонии и понимания своего места в мире.»