Краткое содержание
Собственно, вся сказка «Колосок» может уместиться на нескольких небольших листах бумаги. Петушок делает все: находит колосок, молотит его, мелет муку, месит тесто, топит печь и печет пироги. Мышата не делают ничего: только поют, веселятся, играют в чехарду. А как только становится вопрос о том, кто будет трудиться, сразу же пищат: «Не я, не я!».
Когда пироги готовы, мышата тут как тут: тоже готовы пользоваться результатами чужого труда, ничего не отдавая взамен и не участвуя в процессе. Но не тут-то было! Петушок начинает воспитательный процесс: задавая вопросы и получая на них адекватные ответы от мышат, постепенно подводит их к основной идее, высказанной в сказке: для того, чтобы что-то получить, надо трудиться.
Конспект занятия «Пересказ сказки «Колосок» с элементами драматизации
ольга подольская
Конспект занятия «Пересказ сказки «Колосок» с элементами драматизации
Тема: Пересказ украинской народной сказки «Колосок»
сэлементами драматизации Задачи: 1Учить пересказывать, искать ответы на вопросы в тексте, способствовать развитию связной, логичной речи. 2 обогащение словаря (пшеница. молотить, автоматизировать поставленные звуки, вводить их в самостоятельную речь. 3.Развивать просодическую стороны речи: тембр голоса, его силу, темп, интонацию, выразительность. 4. развитие логического мышления; вывод морали сказки 5. способствовать развитию положительных черт характера (желание помочь, сопереживание, доброта)
Колосок
Жили-были два мышонка, Круть и Верть, да петушок Голосистое горлышко. Мышата только и знали, что пели да плясали, крутились да вертелись. А петушок чуть свет поднимался, сперва всех песней будил, а потом принимался за работу.Вот однажды подметал петушок двор и видит на земле пшеничный колосок.- Круть, Верть, — позвал петушок, — глядите, что я нашёл! Прибежали мышата и говорят:
Нужно его обмолотить.- А кто будет молотить? — спросил петушок.- Только не я! -петух петушок с метлой закричал один. — Только не я! — закричал другой.- Ладно, — сказал петушок, — я обмолочу. И принялся за работу.А мышата стали играть в лапту. Кончил петушок молотить и крикнул:- Эй, Круть, эй, Верть, глядите, сколько я зерна намолотил! Прибежали мышата и запищали в один голос:- Теперь нужно зерно на мельницу отнести, муки намолоть.- А кто понесёт? — спросил петушок.- Только не я! — закричал Круть.- Только не я! — закричал Верть.- Ладно, — сказал петушок, — я снесу зерно на мельницу.Взвалил себе на плечи мешок и пошёл. А мышата тем временем затеяли чехарду. Друг через друга прыгают, веселятся. Вернулся петушок с мельницы, опять зовёт мышат:- Сюда, Круть, сюда, Верть! Я муку принёс. Прибежали мышата, смотрят, не нахвалятся:- Аи да петушок! Аи да молодец! Теперь нужно тесто замесить да пироги печь.- Кто будет месить? — спросил петушок. А мышата опять своё:- Только не я! — запищал Круть.- Только не я! — запищал Верть. Подумал, подумал петушок и говорит:- Видно, мне придётся.Замесил он тесто, натаскал дров, затопил печь. А как печь натопилась, посадил в неё пироги.Мышата тоже времени не теряют: песни поют, пляшут.Испеклись пироги, петушок их вынул, выложил на стол, а мышата тут как тут. И звать их не пришлось.- Ох и проголодался я! — пищит Круть.- Ох и есть мне хочется! — пищит Верть. Скорее сели за стол. А петушок им говорит:- Подождите, подождите! Вы мне сперва скажите: кто нашёл колосок?- Ты нашёл! — громко запищали мышата.- А кто колосок обмолотил? — снова спросил петушок.- Ты обмолотил! — потише сказали оба.- А кто зерно на мельницу носил?- Тоже ты, — совсем тихо ответили Круть и Верть.- А тесто кто месил? Дрова носил? Печь топил? Пироги кто пёк?- Всё ты, всё ты, — чуть слышно пропищали мышата.- А вы что делали?Что сказать в ответ? И сказать нечего. Стали Круть и Верть вылезать из-за стола, а петушок их не удерживает. Не за что таких лодырей и лентяев пирогами угощать!
Русская народная сказка
Жили-были два мышонка, Круть и Верть, да петушок Голосистое Горлышко. Мышата только и знали, что пели да плясали, крутились да вертелись. А петушок чуть свет поднимался, сперва всех песней будил, а потом принимался за работу. Вот однажды подметал петушок двор и видит на земле пшеничный колосок. — Круть, Верть, — позвал петушок, — глядите, что я нашёл! Прибежали мышата и говорят: — Нужно его обмолотить. — А кто будет молотить? — спросил петушок. — Только не я!-закричал один. — Только не я!-закричал другой. — Ладно,-сказал петушок, — я обмолочу. И принялся за работу. А мышата стали играть в лапту. Кончил петушок молотить и крикнул: — Эй, Круть, эй, Верть, глядите, сколько я зерна намолотил! Прибежали мышата и запищали в один голос: — Теперь нужно зерно на мельницу нести, муки намолоть! — А кто понесёт? — спросил петушок. — Только не я!-закричал Круть. — Только не я!- закричал Верть. — Ладно,-сказал петушок, — я снесу зерно на мельницу. Взвалил себе на плечи мешок и пошёл. А мышата тем временем затеяли чехарду. Друг через друга прыгают, веселятся. Вернулся петушок с мельницы, опять зовёт мышат: — Сюда, Круть, сюда. Верть! Я муку принёс. Прибежали мышата, смотрят, не нахвалятся: — Ай да петушок! Ай да молодец! Теперь нужно тесто замесить да пироги печь. — Кто будет месить? — спросил петушок. А мышата опять своё. — Только не я!-запищал Круть. — Только не я!-запищал Верть. Подумал, подумал петушок и говорит: — Видно, мне придётся. Замесил он тесто, натаскал дров, затопил печь. А как печь истопилась, посадил в неё пироги. Мышата тоже времени не теряют: песни поют, пляшут. Испеклись пироги, петушок их вынул, выложил на стол, а мышата тут как тут. И звать их не пришлось. — Ох и проголодался я! — пищит Круть. — Ох и есть хочется! — пищит Верть. И за стол сели. А петушок им говорит: — Подождите, подождите! Вы мне сперва скажите, кто нашёл колосок. — Ты нашёл! — громко закричали мышата. — А кто колосок обмолотил? — снова спросил петушок. — Ты обмолотил! — потише сказали оба. — А кто зерно на мельницу носил? — Тоже ты, — совсем тихо ответили Круть и Верть. — А тесто кто месил? Дрова носил? Печь топил? Пироги кто пёк? — Всё ты. Всё ты, — чуть слышно пропищали мышата. — А вы что делали? Что сказать в ответ? И сказать нечего. Стали Круть и Верть вылезать из-за стола, а петушок их не удерживает. Не за что таких лодырей и лентяев пирогами угощать.
—
—
—
—
Ход НОД:
1. Артикуляционная гимнастика№6.
2. Организационный момент
Добрый день всем добрым людям!
Мы вам рады, мы вас любим!
Очень любим мы людей
И больших и малышей!
3. Вводная часть (мотивационный момент)
Воспитатель: Ребята, вы любите сказки?
А какие сказки вы знаете?
Многому нас учит сказка
Доброте, терпенью, ласке
Сказка мудрость, знанья свет
Сказочный вам шлет привет!
Сегодня мы познакомимся со сказкой. У каждого народа есть свои сказки. Их сочинил народ, поэтому они называются народные.
Как вы думаете, чему нас учат сказки?
Дети: добру, справедливости, учат помогать друг другу.
-А кто у нас может быть героями сказок?люди, животные, предметы.
-А животные в сказках умеют разговаривать?да
4. Основная часть.
Воспитатель: К нам сегодня в гости пришел сказочный герой. Послушайте описание и догадайтесь кто он.
У нашего гостя есть гребешок, бородка, клювик красивый хвост А еще он рано встает, голосисто поет. Кто же это? петушок
-Какой красивый петушок. Давайте вспомним про него песенку.
Петушок, петушок
Золотой гребешок
Масляна головушка
шелкова бородушка
Что ты рано встаешь
Голосисто поешь
Детям спать не даешь.
А сейчас мы превратимся в петушков.
5. Физкультминутка «Петушок»
6. Воспитатель: В одной народной украинской сказке петушок нашел колосок. Она называется «Колосок» В тексте вам встретятся незнакомые слова: молотить, мельница, молоть.
Молотить – это значит выбивать зёрна из колоска.
Мельница – это здание, где из зёрен мелют муку.
Молоть – это перетирать зёрна в муку.
Воспитатель читает текст сказки.
7. Вопросы по содержанию сказки.
-Понравилась вам сказка?
-Как она называется?
-Назовите главных героев сказкиДети : петушок мышата.
-Как звали мышат?Круть и Верть
-Почему им дали такие имена?
Дети: потому что они только и делали, что крутились и вертелись.
-Как звали петушка?Голосистое горлышко
-Почему его так назвали?
Дети: он рано вставал, будил всех своей звонкой песенкой.
-Какие в сказке мышата?веселые, баловные, ленивые.
-Какой в сказке петушок?трудолюбивый, старательный.
-Что нашел петушок? Дети: колосок. (показываем мнемотаблицу 1)
-Что предложили сделать мышата?обмолотить колосок.
-Кто обмолотил колосок?петушок.
-Что предложили сделать мышата с зерном? Дети: отнести его на мельницу.
-Кто это сделал? Дети: петушок. (мнемотаблица 2)
-Какую ещё работу выполнял петушок? (Дети перечисляют по порядку всё, что делал петушок. Воспитатель выкладывает иллюстрации к сказке)
-Что в это время делали Круть и Верть? Дети: играли и кувыркались.
-Кто первый сел за стол, когда пироги были готовы?
Дети: мышата (мнемотаблица 3)
-Как отвечали мышата петушку в начале сказки, громко или тихо?
Дети: громко, весело
-А в конце сказки? Дети: тихо, грустно, еле слышно
-Почему? Дети: мышатам стало стыдно за свою лень.
-Почему петушок не пожалел мышат, когда они вышли из-за стола?
Дети: потому что они ленивые.
Воспитатель: Как бы вы изобразили мышат, когда они узнали, что петушок не угостит их пирогами. Правильно, им стало стыдно.
8. Воспитатель: Ребята, а знаете мышата очень сожалеют. что так себя вели и им очень стыдно. (сценка с игрушками мышатами би-ба-бо)
Круть: Наш дружок Петушок
Вкусных пирожков испёк
Ну, а нас не угостил,
Ведь на нас сердит он был.
Мы ему не помогали,
От работы убегали,
Стыдно очень нам теперь
За безделье и за лень.
Верть: К Петушку мы приходили
И прощения попросили.
Обещали не лениться,
Вместе хорошо трудиться.
Снова в поле побежали,
Колосок там отыскали.
Вот пришли у вас спросить,
Что с ним делать, как нам быть?
Нам, ребята, помогите,
Пирожки печь научите!
Воспитатель. Наши ребята помогут вам, мышата. Садитесь и слушайте внимательно. Ребята, мы должны мышатам помочь. Давайте расскажем, мышатам как, колосок превратить в хлеб.
9. Дидактическая игра «Что, за чем?»
10. Итог (сюрпризный момент.)
Воспитатель: С какой сказкой мы сегодня познакомились?
Воспитатель: Вы научили мышат печь пирожки, а они хотят угостить вас и обещают больше не лениться.
Воспитатель: Спасибо, мышата, за угощение, мы обязательно попробуем ваши пирожки.
Конспект занятия по пересказу украинской народной сказки «Колосок» в старшей группе
Организация: ГБОУ № 1584 ДО2
Населенный пункт: г. Москва
Речевое развитие
Цель: развитие навыков пересказа украинской народной сказки
« Колосок» с использованием графических схем
Задачи:
познакомить детей с украинской народной сказкой» Колосок»
упражнять детей отвечать на вопрос воспитателя полным ответом
развивать речевое внимание и слухоречевую память
развивать диалоговую речь при помощи управляемого диалога
развитие произвольного внимания, памяти.
Методические приемы:
отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций, графических схем, выстраивание графического плана рассказа; выполнение задания, направленного на развитие понимания текста.
Материалы и оборудование:
компьютер, компьютерная презентация по теме, магнитная доска, схемы для графического плана.
Предварительная работа:
- познакомить детей с зерновыми культурами, из которых делают муку, и закрепить представление о процессе приготовления хлеба
- познакомить детей с разнообразием хлебобулочных изделий и закрепить представление о том, что хлеб является ежедневным продуктом питания
- прослушивание стихотворения «О хлебе», отгадывание загадок.
- Познакомить с профессиями людей, связанных с получением хлеба.
Ход занятия
1.Подготовка к восприятию текста. Создать эмоциональный фон восприятия произведения.
Воспитатель:
Вы любите слушать сказки?
Дети: Да!
Воспитатель:
Чтобы узнать какую сказку я вам прочту, я загадаю загадку. Может, эту сказку вы слышали раньше
-Жил петух, скажу я вам,
-Были у него друзья.
—Вместе время проводили,
-За околицу ходили.
-Только вот его друзья
-Не спешат трудиться,
-А к столу они хотят
-Первыми садиться.
Воспитатель:
Догадались
Воспитатель:
Я вам прочту украинскую народную сказку «Колосок».
2.Чтение сказки. Развитие произвольного внимания, памяти.
3 Игра « Верно- неверно» (поверхностный уровень)
Выполнение задания, направленного на развитие восприятия, понимания, осмысления текста.
Воспитатель:
Я вам буду задавать вопросы.
Если это звучало в сказке, поднимите желтую карточку.
Если это не звучало, не поднимайте карточку.
Вопросы:
Жили – были 2 мышонка и петушок (дети поднимают желтую карточку)
Воспитатель задает вопросы детям: звучало это в тексте или нет
- Мышата только и знали, что трудились и работали (дети не поднимают карточку)
- А петушок до вечера спал (не поднимают)
- Петушок нашел на земле пшеничный колосок (поднимают)
- Петушок обмолотил колосок (поднимают)
- Мышата играли в лапту (не поднимают)
- Мышата отнесли зерна на мельницу (не поднимают)
- Петушок замесил тесто, натаскал дров, затопил печь и посадил в нее пироги (поднимают карточку)
- Мышата вынули пироги из печи (не поднимают)
- Мышата заслужили пироги (не поднимают)
4. Физкультминутка
«В землю зёрнышко попало» Координация речи с движениями.
В землю зёрнышко попало (приседают)
Прорастать на солнце стало (руки над головой)
Дождик землю поливал,
И росточек подрастал (медленно встают)
К свету и теплу тянулся (наклоны вправо-влево)
И красавцем обернулся. (2 р.)
Воспитатель:
А теперь давайте, мы с вами поиграем в следующую игру.
5.Закончи предложения в рифму. Развитие понимания речевого высказывания и формирование чувства рифмы.
Кто любил играть и петь?
Два мышонка Круть …..(и. Верть)
Кто мышат с утра будил?
Кто на мельницу ходил,
Намолол муки мешок?
Это – Петя …..(Петушок).
Пирогов напек он много
И спросил друзей он строго,
Что вы делали мышата,
От рассвета до ….. (заката)?
6. Беседа по содержанию. Развитие диалоговой речи при помощи управляемого диалога.
Ева, спроси у Матвея , как звали мышат?
— Матвей, скажи, пожалуйста, как звали мышат?
— Мышат звали « Круть и. Верть»
Матвей, спроси у Евы, кто нашел колосок
— Ева, скажи, пожалуйста, кто нашел колосок?
— Колосок нашел петушок.
Андрей, спроси у Вари, что принес Петушок с мельницы?
— Петушок с мельницы принес муку.
Варя, спроси у Андрея, кто замесил тесто из муки и испек булочки.
— Андрей, скажи, пожалуйста, кто замесил тесто и испек булочки?
— Петушок замесил тесто и испек булочки.
Воспитатель:
Молодцы
7. Повторное чтение рассказа
Воспитатель:
— Посмотрите на эти схемы. Давайте, их разложим по порядку
С чего все начиналось? Что было дальше?
8. Пересказ по плану с наглядной опорой в виде графических схем. Развитие связной речи. Тренировка навыка работы по алгоритму.
Принимают участие все дети по цепочке. В конце один ребенок рассказывает всю сказку целиком
Заслушиваются 2 пересказа
9. Итог
-Скажите, пожалуйста, как называется сказка, которую вы пересказывали
Сюрпризный момент.
Воспитатель:
Вы все старались, хорошо отвечали на вопросы.
— И поэтому я вас хочу угостить вкусными печеньями, которые появились благодаря пшеничным колоскам.
Вот наше занятие подошло к концу.
Опубликовано: 25.11.2016
Оставьте свой комментарий
Рособрнадзор: почти половина учителей не дотягивает до базового уровня подготовки
Время чтения: 2 минуты
Треть россиян за полгода не прочли ни одной книги
Время чтения: 1 минута
Просмотр телевизора ухудшает когнитивные функции
Время чтения: 3 минуты
Раннее начало пар негативно сказывается на успеваемости студентов
Время чтения: 2 минуты
Итальянский учитель дал детям задание на лето и прославился
Время чтения: 4 минуты
Минпросвещения подготовило концепцию проекта цифрового профиля учащихся
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник
Мораль
Сказка «Колосок» — народное произведение морали. Здесь нет никакого завуалированного подтекста и тонких смыслов. В простом сюжете и простых поступках героев (как Петушка, так и мышат) прослеживается мысль о том, что надо больше трудиться и помогать друг другу, меньше бездельничать. Мышата, практически выгнанные Петушком из-за стола, олицетворяют неминуемость наказания за свои поступки (им не дают лакомства, потому что нечего таких лодырей и лентяев угощать пирогами). Но они и сами осознают в конце сказки свое поведение и понимают, за что их наказали. Так что, можно сказать, что сказка «Колосок» не имеет ярко выраженных отрицательных персонажей, ведь осознание проступка — уже шаг к исправлению.
Сказка «Приключения пшеничного зёрнышка»
Ольга Михайловна Гордеева
Сказка «Приключения пшеничного зёрнышка»
Жили-были пшеничные зёрна. Домом для них был простой колосок, который рос среди таких же пшеничных колосков в поле. Дружно колосилось поле. Дружно наливались спелые зёрна.
Но однажды прибежала мышка — полёвка. Она отгрызла стебель колоска и понесла его в свою норку. Колосок был тяжёлый, ведь все зёрнышки полностью созрели и были красивого золотистого цвета
Мышка осторожно несла колосок, но одно зёрнышко выпало из своего домика прямо на землю
Вскоре на поле приехали комбайны и трактора. Они убрали весь хлеб и вспахали всё поле.
Зёрнышко лежало под комом земли и с грустью думало о том, что же будет с ним дальше. Но тут пошёл дождь.
«Ах, как страшно и тоскливо лежать мне одному в этой земляной ямке!»
Эти слова услышало солнышко. Оно пожалело маленькое зёрнышко, и послало к нему своих деток — солнечных лучиков. Зёрнышко согрелось, разомлело от тепла и влаги.И вдруг случилось великое чудо: внутри зёрнышка проснулся росточек. Он был совсем маленьким и тоненьким.
Росточку стало тесно в зёрнышке, и он потянулся к солнышку и вышел наружу. Зёрнышку уже не было так одиноко и тоскливо, ведь росточек и зёрнышко были одним целым.
Но вдруг подул холодный северный ветер, полил холодный дождь, а затем ударил мороз. Наступила зима.Бедный росточек заплакал и вскрикнул: «Как же мне быть? Что делать, чтобы не погибнуть зимой?»
Его услышала тучка. Она выпустила на волю своих дочек – снежинок.
Снежинки кружились в красивом тихом танце и ложились на землю, образуя белое покрывало. Хотя снежинки были холодными, покрывало оказалось необыкновенно тёплым. Росточек согрелся в своей снежной постельке и заснул под колыбельную метели, которая всю зиму пела ему свои песенки.
Пришла весна. Снег растаял. И росточек проснулся. Теперь он тянулся к солнышку, расправив свои ярко-зелёные листики. С каждым днём он становился всё сильнее и сильнее. Это был уже не тот слабенький росточек, который всего боялся. Это был уже настоящий куст озимой пшеницы! И вскоре у него выросли высокие трубочки, из которых появились колоски и распустились цветочки. Как радовался кустик своим первым цветочкам!
Весёлый летний ветерок радовался вместе с ним. Играя с ветерком, кустик даже не заметил, как его пыльца просыпалась и опылила цветочки. На месте цветов стали расти и наливаться зёрна. И прошло ещё много дней и ночей, прежде чем кустик почувствовал, что все его зёрнышки налились и стали золотисто-жёлтыми. Держать тяжёлые колосья было непросто! Но кустик очень гордился, что из маленького зёрнышка выросло такое замечательное растение!
Похолодало. Иногда шёл дождь. Однажды на поле прилетело много птиц. Они хотели покормиться перед дальней дорогой, ведь они улетали вскоре в чужие края. Кустик не был жадным и отдал птицам всё. Лишь несколько зёрнышек упало на землю. И с этого дня у каждого зёрнышка началась своя жизнь.
Публикация «Конспект занятия „Чтение украинской народной сказки „Колосок“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- «Колосок», сказка
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2021
Учить детей оценивать поступки персонажей.
Материал: ИКТ-3мин,презентация, иллюстрации к сказке, картинка колосок, маски по сказке для театрализации.
Словарная работа: молотить, мельница, молоть, соломинка, колоски.
Предварительная работа: познакомить детей с зерновыми культурами, из которых делают муку, и закрепить представление о процессе приготовления хлеба, познакомить детей с разнообразием хлебобулочных изделий и закрепить представление о том, что хлеб является ежедневным продуктом питания,прослушивание стихотворения «О хлебе», отгадывание загадок. Познакомить с профессиями людей, связанных с получением хлеба.
Индивидуальная работа : развивать внимательность у Айши,Инала; добиваться активного участия в беседе, активизировать Мирану, Альхама, Азамата.
Пшанiчны каласок (белорусская сказка)
Жылі на адным двары курачка Сакатушка, гусак Шыпун ды індык Балбатун.
Курачка даглядала сваіх куранятак, грэблася на сметніку, шукала зярнятак. А гусак Шыпун і індык Балбатун толькі шпацыравалі ўзад і ўперад па двары, як важныя паны, ды заўсёды вялі між сабою спрэчкі аб тым, хто з іх важнейшы і разумнейшы.
— У мяне галава болышая,— хваліўся гусак,— дык і розуму ў ёй больш!
Індык з гэтым не згаджаўся.
— Галава ў цябе вялікая, гэта праўда, ды дурная, як бот,— казаў ён.
— Ну, няхай сабе галава дурная,— адказваў гусак,— затое нос які ў мяне! Моцны, цвёрды, прыгожы… А ў цябе што за нос — смех адзін! Чарвяк, а не нос!
I гусак і індык былі страшэнныя гультаі. Яды шукаць сабе ленаваліся і таму часта галадалі. Каб не карміла іх сяды-тады гаспадыня, дык даўно б гультаёў і на свеце не было. Аднаго разу знайшла курачка каля плота пшанічны каласок. Зарадавалася, засакатала на ўвесь двор: — Ко-ко-ко! Глядзіце, які цудоўны каласок я знайшла! Пачулі пра такую навіну Шыпун і Балбатун. — Ану, пакажы! Курачка паказала ім каласок. Індык панюхаў каласок сваім носам-чарвяком. — Так, так,— сказаў ён,— каласок і праўда цудоўны. Трэба яго змалаціць. — Ага, ага,— згадзіўся і гусак.— Трэба змалаціць. Тады будуць зярняткі. А яны смачныя… Ага, ага! — Добра,— сказала курачка.— А хто яго змалоціць? — Толькі не я! — адказаў гусак.— Я тоўсты, мне цяжка цэпам махаць. — Дык што ж, ты хочаш, каб я малаціў? — горача забалбатаў індык.— Я табе не парабак! — Ну добра,— сказала курачка,— я сама змалачу. Пайшла яна на ток, узяла цэп і змалаціла пшанічны каласок. Прынесла зярняткі і цешыцца: — Глядзіце, якія цудоўныя зярняткі! Чырванаваценькія, пузаценькія! Яны, напэўна, смачнейшыя за ячменныя. Падышлі да зярнятак і гусак з індыком. — Так, так,— сказаў індык.— Цудоўныя зярняткі. — Ага, ага,— пацвердзіў гусак.— Аж шкада дзяўбці. — I не трэба дзяўбці. Іх трэба змалоць . ды напячы булак,— падаў разумную параду індык. — Ага, ага,— згадзіўся гусак.— Пшанічныя булкі мяккія, як мой пух. А смачныя якія! — Добра,— сказала курачка.— А хто змеле пшанічныя зярняткі? — Толькі не я! — буркнуў гусак.— Мне цяжка ў млын хадзіць. — I не я! — усклікнуў індык.— З такою простаю работаю і дурны гусак справіцца. — Ну што ж,— сказала курачка,— калі так, то давядзецца мне самой ісці ў млын. Усыпала яна зярняткі ў торбачку і панесла ў млын. Там змалола і прынесла муку дахаты. — Ай, якая бялюткая мука! — засакатала курачка на ўвесь двор. Індык панюхаў муку. — Так, так,— сказаў ён,— добра пахне. Значыць, смачныя будуць булкі. — Ага, ага, я ж казаў, што смачныя! — уставіў слова і гусак. — Ну, а хто спячэ з гэтай мукі булкі? — запыталася курачка. Гусак пакруціў галавою: — Я не ўмею… Індык адказаў: — Я хоць і ўмею, ды не хачу. Няхай гусак пячэ. — Ну добра,— сказала курачка,— тады я сама спяку. Знайшла яна пад паветкаю дзежачку і рашчыніла цеста. Потым накалола дроў і запаліла ў печы. Калі цеста падышло, курачка нарабіла круглых прыгожых булак і пасадзіла іх на лапаце ў печ. Булкі пачалі пячыся. I такі прыемны пах пайшоў ад іх па ўсім двары, што ў гусака і індыка аж слінкі пацяклі. А трэба сказаць, што яны даўно нічога не елі і так выгаладаліся, што нават спрачацца перасталі, хто з іх важнейшы ды разумнейшы. — Хадзем у хату,— сказаў індык,— відаць, булкі ўжо гатовы. — Ага, ага,— адказаў гусак.— Хадзем, брат, у хату. Прыйшлі індык з гусаком у хату, а там курачка булкі з печы дастае. Мяккія, румяныя, пахучыя. — Так, так,— весела загаварыў індык,— якраз у пару прыйшлі. — Ага, ага,— заківаў галавою гусак і першы падаўся за стол. Індык — за ім. Але курачка спыніла іх: — Чакайце! Не спяшайцеся, панове! Перш чым садзіцца за стол, адкажыце мне на мае пытанні. — Давай свае пытанні! — сярдзіта прашыпеў гусак.— Толькі хутчэй. — Але, толькі хутчэй,— шпарка забалбатаў і індык.— А то дужа есці хочацца… — Дык слухайце! Хто пшанічны каласок знайшоў? — Ты, курачка, вядома, ты знайшла,— адказалі індык і гусак у адзін голас. — Хто змалаціў каласок? — Ты, курачка, змалаціла. — Хто зярняткі ў млын насіў? — Ты насіла… — А хто дровы сек, у печы паліў, пшанічныя булкі пёк? Пераглянуліся паміж сабою індык з гусаком і адказалі: — Ты, вядома… За гэта табе і слава. — Дык вось,— сказала курачка Сакатушка,— каму слава, таму і булкі. А вы, гультаі, ідзіце прэч адгэтуль! Ко-ко-ко! Дзеткі, бяжыце сюды хутчэй. Пазбягаліся з двара кураняткі і пачалі з курачкай частавацца свежымі пшанічнымі булкамі. А галодныя гультаі індык і гусак зноў заспрачаліся, хто з іх важнейшы ды разумнейшы.