Записки охотника

Записки охотника, список рассказов, издание «записок охотника» в советском союзе, экранизации

Впечатления Тургенева о происходящем

Крепостное право вызвало раскол в российском обществе, так как одни люди воспринимали его как обычную часть жизни, а другим была противна сама идея подчинения одного человека другому. Удивительно, но даже люди со значительным богатством и статусом, владевшие более чем сотней крепостных, отстаивали права своих рабочих. Иван Тургенев был одним из таких примеров.

Иван Сергеевич родился и вырос в имении своей семьи в Спасском-Лутовино, расположенном в Орловской губернии. Его мать Варвара Петровна владела более чем 5 000 крепостных крестьян, и Иван с раннего возраста имел тесную связь с людьми низших классов. Он часто общался с представителями низшего сословия, многие из которых были глубоко тронуты его состраданием к крестьянским жизням. Более того, Варвара Петровна обладала властным характером и любила манипулировать судьбами крестьян: она наказывала или прощала их по своему усмотрению, заставляла их жениться или переселяться по своему желанию и словесно издевалась над ними без всякой пощады.

Образы мальчиков

Особое значение имеет встреча рассказчика с деревенскими мальчишками. Именно здесь глубоко затронута тема взаимосвязи природы с человеком. Крестьянские мальчики ночью пасут табун. Несмотря на неустроенность жизни ребят, каждый день для них интересен. Юные герои ощущают себя частью природы, прислушиваются к ней.

Ночная атмосфера у огня располагает к таинственным поверьям и сказаньям. Каждый неожиданный звук становится поводом для жуткой фантазии. Протяжный крик животного, всплеск щуки, упавшая звезда, вспорхнувшая голубка — природа незримо становится участником беседы. Она словно меняет направление разговора и выражает своё мнение, сопереживает героям, выступает проводником между людьми и потусторонними силами. Благодаря точным описаниям явлений окружающего мира, в рассказе хорошо просматривается состояние и чувства каждого героя.

После встречи с мальчиками автор иначе воспринимает окружающий пейзаж. Утром Бежин луг дарит рассказчику свежесть и обновление. Исчезает мрачность, чёрные краски меняются на яркие и торжественные. Небо становится величественным, льются «золотые потоки молодого света», рдеют крупные капли росы.

Тема

Будучи мастером описания красоты русской природы, Иван Сергеевич в очередной раз затронул свою любимую тему – взаимосвязи человека и природы, их гармоничного дополнения друг другом.

В своем произведении автор поднял проблему жизни простых людей. Даже дети, которым по возрасту не пристало думать о бытовых тяготах, вынуждены работать почти наравне со взрослыми.

Крестьянские мальчишки всю ночь пасут табун лошадей, следя за тем, чтобы к нему не подобрались волки. Однако неустроенность и сложность их жизни не является поводом для уныния. Напротив, каждый день для этих ребят – счастье, возможность прожить яркие и интересные моменты. Пойти в ночное для них радость, они находят способ себя развлечь, рассказывая друг другу всякие небылицы.

Таким образом, автор хотел выделить основную мысль своего произведения – необходимо ценить жизнь во всех её проявлениях, радоваться ей и быть благодарным тому, что имеешь. Счастье – чувствовать себя частью природы, ощущать на себе её милость и бесконечную щедрость. Нужно лишь прислушиваться к тому, чему учит природа, чтобы ощущать себя целостной личностью.

В рассказе Тургенев не зря поднял тему народных легенд и сказаний, которые с таким увлечением пересказывали друг другу мальчики. На их примере автор показал, насколько сильна в жизни простых, необразованных людей вера в сверхъестественное. В этом, однако, кроется и своё очарование: истории, рассказанные мальчиками, основаны на народных верованиях, фольклоре и интересе к непостижимому.

Разыгравшееся воображение плотника Гаврилы, «увидевшего» русалку, становится причиной его затянувшегося мрачного настроения и бесконечных тревожных дум о будущем. Баба Ульяна, случайно заметившая своего «двойника», не сомневается в своей скорой кончине. Её непрестанные мысли о неизбежной смерти действительно становятся причиной раннего ухода из жизни. Красавица-селянка Акулина, которой почудился водяной, не выдерживает этого и сходит с ума.

С грустью и сожалением Тургенев приходит к выводу, что причиной многих зол крестьянства является невежество. «Зовущие» голоса, таинственные существа, предчувствия, бесчисленное количество примет – всё это грузом лежит на необразованном человеке, делая его рабом собственных страхов. Ребята с детских лет воспринимают веру в судьбу, они не смеются над героями своих “страшилок”, а сочувствуют им.

Главная мысль

Автор неочевидно рассуждает о крестьянском сословии, пробуждая интерес к простым людям как наиболее трудолюбивым, честным и открытым. Он указывает на тот факт, что они достойны не меньшего уважения, чем приверженцы других слоев населения. Ведь уважение и любовь должны быть спутниками жизни не по принципу происхождения, а в дар за заслуги, в этом и заключается смысл рассказа.

Проводя много времени с крестьянами и их детьми, Тургенев убедился, насколько это выносливые и старательные люди, с малых лет привыкшие к труду и выполнению своих обязанностей, насколько душевными и глубокими людьми могут оказаться некоторые их них. Эту мысль и старался донести автор до своих читателей.

Основная идея рассказа – это писательский посыл об ответственности за свою жизнь и отсутствии уныния. Ведь, невзирая на все тяготы крестьянской жизни, эти пять ребятишек находили свои радости. Выгонять табун лошадей на ночь в поле для них было своего рода приключением. Разговоры о нечистой силе сближали мальчиков, не давая думать об усталости. А возможность оказаться на лоне матушки-природы — для них самая значительная награда за труд.

История создания сборника «Записки охотника»

Лето и начало осени 1846 года Иван Тургенев, которому тогда было 29 лет, провел в имении своей матери Спасское-Лутовиново. Он почти не брался за перо в эти дни, зато много охотился. С ранней юности Иван Сергеевич пристрастился к охоте и старался каждый год уделить любимому занятию время.

В тот год его постоянным спутником на охоте был егерь Афанасий Алифанов. Тургенев объезжал большие расстояния во время охоты, часто ночевал в близлежащих деревнях и лесных сторожках, и во время этих отлучек много общался с местными жителями. Лето и осень 1846 года оказались богатыми на знакомства: в течение последующих пяти лет автор напишет 25 рассказов на основе впечатлений этого времени. 

В октябре 1846 года Иван Сергеевич вернулся в Петербург и тут узнал, что журнал «Современник» возглавили его товарищи по литературному цеху Николай Некрасов и Иван Панаев. Редакция обратилась с просьбой к Тургеневу прислать новые сочинения для наполнения первого номера обновленного журнала. 

Тогда и появился рассказ «Хорь и Калиныч», который был опубликован в «Современнике» в январе 1847 года. Рассказ вызвал столь большой резонанс и так полюбился читателям, что эта реакция заставила Ивана Тургенева продолжить поднятую им тему. Летом 1847 года Тургенев в компании своего друга Виссариона Белинского уехал в город Зальцбрунн, где писатель и продолжил сочинять новые рассказы будущего сборника. 

Пётр Петрович Соколов. Иллюстрация 1890-х к рассказу «Пётр Петрович Каратаев».

Тема природы в рассказе Бежин луг Тургенева (описание природы)

Все кто читал произведение Тургенева «Бежин луг» наверное, помнят о том, что там подробно и красочно описывается природа. Он сравнивает описание природы с судьбой человека. И при помощи этого он выражает не только эмоции, но еще и мысли и переживания.

Вначале произведения нет ни одной строчки о том, что здесь произойдет что-то плохое. Рассказчику очень даже нравится охота, и он старается туда ездить как можно чаще. А совсем недавно он ездил туда, а вернулся домой с добычей. Как раз в этот день солнце ярко светило, а облака бегали по небу, будто играли в догоняшки. Рассказчик ехал домой, а рядом с ним находилась пара подстреленных рябчиков, и от этого на душе становилось спокойно и чувство удовлетворенности покрывало все тело.

А вот вечером погода очень сильно поменялась и вместо жаркого солнца пришли черные облака, а немного позже полился сильный проливной дождь. И вместе с этим дождем главный герой начал теряться в пространстве, на душе появляется страх и сомнение, которых раньше не было. Он оказался там, где никогда раньше не был и это его еще сильнее пугало. Каждый шорох, каждый поворот говорил о том, что за ним может таиться опасность. Когда стало еще темнее, то появились летучие мыши, которые стали летать туда-сюда, а все птицы быстро спрятались по своим норам.

Наступила такая тишина, что стало даже немного страшно и от этого на душе стало еще страшнее, ведь неизвестно, что будет дальше. Звуки стали сильнее, а вот краски стали наоборот темнее и скуднее, чем днем и это нагоняло еще больше страха.

И здесь чутко видно, что природа взаимодействует с человеком. Все что находится вокруг него, принимает участие в его судьбе, вот только повлиять на события или помочь ему природа и все что имеется, вокруг никак не смогут. Они не могли подсказать ни дороги домой, и ни об опасности, которая может таиться за углом.

Когда парень оставался наедине с природой или когда разжигал костер, то четко слышал стоны и всхлипы животных, крики птиц и от этого становилось жутко на душе. Рядом рассказывали страшные истории и неожиданный крик птицы или шорох возле них усиливал ощущение страха. От этого, кажется, что природа слышит человека и порой подыгрывает ему.

Когда все уснули, то и природа успокоилась и ни один шорох или крик не могли разбудить путников.

Природа оживает вместе с человеком в тот момент, когда наступает утро. Появляется шум, птицы начинают щебетать, собаки лают, будто говоря всем о том, что наступило утро.

Цензура

Когда рассказы выходили по отдельности в течение нескольких лет в разных номерах журнала «Современник», особых препятствий со стороны Цензурного комитета они не встречали. Однако, когда в 1852 году рассказы вышли единым сборником, чиновник цензурного ведомства Владимир Львов, которые дал разрешение на его публикацию, лишился должности. А его коллеги получили строжайшее распоряжение впредь читать произведение целиком до печати, так как даже если статьи не кажутся предосудительными в разрозненном состоянии, то собранные воедино могут представать в невыгодном государю свете. Стало очевидно, что основная тема этих рассказов – не только и не столько охотничьи заметки, сколько описание тяжелой жизни крепостных крестьян и просто народа в целом. 

Пейзаж в рассказе Тургенева «Бежин луг»

Сочинение на тему: Пейзаж в рассказе Тургенева «Бежин луг»

Пейзаж в рассказе Тургенева «Бежин луг»

Пейзаж в рассказе Тургенева «Бежин луг».И. С. Тургенев — проницательный и прозорливый художник, чуткий ко всему, умеющий подмечать и описывать самые незначительные, мелкие детали. Тургенев в совершенстве владел мастерством описания. Все его картины живы, ясно предоставлены, наполнены звуками. Тургеневский пейзаж психологичен, связан с переживаниями и обликом персонажей рассказа, с их бытом.Несомненно, пейзаж в рассказе «Бежин луг» играет важную роль. Можно сказать, что весь рассказ пронизан художественными зарисовками, которые определяют состояние героя, подчеркивают его настроение, чувства, определяют внутреннее напряжение. «Бежин луг», собственно, и начинается с пейзажных зарисовок. Автор описывает прекрасный июльский день, когда «все краски смягчены, светлы, но не ярки», когда чувствуется «трогательная кротость» природы, воздух сух и чист. Предстают перед глазами эти картины и чувствуются запахи полыни, сжатой ржи, гречихи, о которых упоминает автор.День чудесен! Герой доволен охотой за тетеревами. Однако чувство спокойствия и гармонии длилось недолго. Наступил вечер, начало смеркаться. Герой сбился с пути, заблудился, им овладело внутреннее беспокойство. С помощью описания природы автору удается показать его смятение. Героя сразу охватила неприятная, неподвижная сырость, отчего сделалось жутко. Уже «носились» летучие мыши, и запоздалые птицы торопились в свои гнезда. По мере того как охотник понимал, что заблудился серьезно и по темноте сегодня из леса уже не выберется, «ночь приближалась и росла, как грозовая туча», отовсюду «лилась темнота». И вот когда надежда добраться до дома окончательно оставила героя, он вышел на Бежин луг, где деревенские ребята сидели у костра. Они пасли табун лошадей. В этой романтической обстановке они рассказывали друг другу разные истории. Охотник присоединился к ним. Постепенно чувство тревоги ушло и сменилось новыми чувствами: спокойствием, умиротворением. Он стал любоваться небом, рекой, потрескивающим племенем костра, наслаждаться особенным, томительным и свежим «запахом русской летней ночи».С любопытством рассказчик слушал истории ребят. В самые напряженные моменты рассказов природа, будто прислушиваясь к ним, посылала небольшие сюрпризы. Всякий раз в самый страшный момент что то происходило. После рассказа Кости о встрече плотника Гаврилы с русалкой ребята слышат «протяжный, звенящий, почти стенящий звук», который неожиданно возник из тишины и медленно разнесся в воздухе. История, рассказанная Ильюшей о том, как псарь Ермил повстречал нечистую силу в образе барашка, пугает детей еще больше потому, что вдруг неожиданно собаки поднялись и с судорожным лаем бросились прочь от огня и исчезли во мраке. Рассказ о покойниках и предвидении смерти вводит ребят в задумчивость. Появившийся белый голубок, откуда ни возьмись подлетевший к костру, покружившийся на одном месте и растворившийся в ночной мгле, наводит их на мысль о том, не праведная ли это душа, летящая на небо. «Странный, резкий, болезненный крик цапли», раздавшийся в тишине, служит переходом к разговору о загадочных и страшных звуках: так может душа «жалобиться» или кричать леший. Все эти картины передают тревогу, страх, напряжение ребят, подчеркивают их настроение

«Божьи звездочки», внимание к которым привлекает маленький Ваня, помогает всем детям увидеть красоту ночного неба.Тургеневский пейзаж психологичен, связан с переживаниями и обликом персонажей рассказа, с их бытом.Заканчивается рассказ тоже описанием природы. «Все зашевелилось, проснулось, запело, зашумело, заговорило», новый день, необыкновенно красивый, солнечный и яркий, соединенный со звуками колокола и бодрящей свежестью, служит финальным аккордом этого замечательного произведения.Мастерство И

С. Тургенева помогает читателям почувствовать красоту родной природы, обратить внимание на то, что происходит в ней ежеминутно, ежечасно.


Сочинения на все темы школьной программы

Главные герои и их характеристика

Автор поочередно знакомит читателей с мальчиками, называя имя каждого. Итак, их было пятеро: Федя, Павел, Илья, Костя и Ваня.

  1. Федя выглядел самым старшим из них, лет четырнадцати. По его внешнему облику и особенностям держать себя рассказчик высказывает предположение, что мальчик из богатой семьи, а ночь в поле с табуном он проводит лишь ради забавы. В Феде чувствуется уверенность и стремление вести себя с остальными ребятами на правах старшего.
  2. Другой мальчик, Павлуша, является полной противоположностью первого относительно своего происхождения. Одет он бедно, однако сразу вызывает симпатию автора. На Павла была возложена ответственность за похлебку в котелке, он хорошо разбирался в речной рыбе и звездах на небе. Плюс ко всему мальчик оказался очень смелым: не испугавшись, он один побежал ночью вглубь леса за хищным зверем. А вернувшись, рассказал, как склонившись к реке, услышал зов водяного. Но, не будучи от природы суеверным, Павел сказал, что является фаталистом, верит только в судьбу. О его печальной и внезапной гибели читатели узнают в конце рассказа.
  3. Илья, по сравнению с Павлом, оказался трусоват. Он был испуган рассказом друга о водяном. На вид ему лет двенадцать. Автор описывает его опрятным крестьянским мальчиком, трудолюбивым и твердо верившим во все народные приметы.
  4. Костя, мальчик лет десяти, одет был бедно, обладал задумчивым и вместе с тем печальным взором. Автор рассмотрел в его взгляде желание высказать некие свои мысли, но, казалось, что мальчик не находит для их выражения слов, отчего и печалится.
  5. Самым молчаливым неприметным оказался и самый младший из ребятишек, семилетний Ваня. Он лишь изредка поднимал свою голову, свернувшись калачиком под рогожей. Его внешний облик автор не описывает, но сообщает другие важные характеристики мальчика. Ваня наблюдателен, мечтателен, чуток и душевен. Это становится очевидным из его восхищения ночным звездным небом и природой в целом.

Тургенев трепетно описывал мальчиков, восторгаясь их нравом, трудолюбием, выносливостью с раннего детства и сформировавшимся взглядом на окружающий мир.

Природа в рассказе

Большую роль в рассказе писатель отводит описанию природы. Именно с этого начинается произведение.

Солнце автор называет светлым и приветливым, а утреннюю зарю — коротким румянцем. Такое описание погружает читателя в атмосферу раннего утра в лесу.

Пейзаж изменяется несколько раз на протяжении рассказа. К вечеру природа так же красива, но появляется едва уловимый страх. Когда охотник подходит к ребятам, настроение снова меняется возле тёплого костра. Наступает покой.

Во время рассказов страшных историй луг будто внимает им. Время от времени появляются жутковатые звуки или пролетит птица.

Произведение прославилось своими атмосферными пейзажами.

Природа как главный персонаж

Живое, торжественное, психологически точное описание окружающего мира отражает чувства и эмоции человека. Рисунок природы — это не просто фон. Автор наделяет её душой, позволяя стать полноправным действующим лицом произведения. Тургенев красочно передаёт цикличность дня. В рассказе можно выделить следующие смысловые части:

  • Описание природы Бежина луга в утренние часы.
  • Образ надвигающейся темноты, поиски дороги.
  • Встреча с мальчиками ночью.
  • Самое тёмное время перед рассветом и торжественное утро.

«Был прекрасный июльский день…» С первых строк произведения великолепная картина окружающего мира предстаёт в воображении читателя. Словно под кистью художника утро «разливается румянцем», «поднимается могучее светило», плывут густые облака «с нежными белыми краями», ветер разгоняет зной и на окрестности «лежит печать трогательной кротости». Наслаждаясь описанием природы, читателю легко представлять тонкий запах полыни и гречихи, ощущать чистый и сухой воздух летней ночи.

Писатель умело использует эпитеты и олицетворения — играющие лучи, прозрачные рукава синевы, лучезарное солнце, а также уменьшительно-ласкательную лексику — облачко, змейки. Это создаёт нежное, умиротворённое настроение, настраивает на спокойный лад и вызывает эмоциональный отклик читателя.

Однако как только становится понятно, что рассказчик заблудился, природа создаёт уже совсем другое впечатление. По мере того как тропа переходит в густые заросли, прекрасные ощущения сменяются неприятной сыростью. Описание природы Бежина луга всё так же величаво, но автор рисует уже совсем другую картину — холодные тени, высокая густая трава, пустынное поле, неприятные человеку лесные жители — летучие мыши. Ночь приближается и растёт, «как грозовая туча», с вышины льётся темнота.

Пейзаж Бежина луга словно сопереживает заблудившемуся путнику. Охотник напуган, но вся его тревога передаётся через картинку состояния природы.

Чему учит?

Рассказ учит созиданию чувства любви и уважения к природе, способности понимать и оберегать ее. Важным аспектом этого является то, что сама природа уравнивает всех людей, не разделяя их на сословия. Воспитание в себе уважительного отношения к людям является залогом счастливой и гармоничной жизни. При этом она может быть полноценной и без основных материальных благ

Для принятия этой мысли автор намекает нам о важности обретения в себе способности замечать красоту и радость в мелочах. Это и есть вывод, который можно сделать из чтения данной книги

Также мораль рассказа заключается в том, что природа и труд сближают людей и делают их внутренний мир богаче. Герои – еще совсем дети, но уже рассуждают о таких серьезных предметах, как судьба. Значит, для полноценного развития человеку достаточно ответственного труда и возможности постигать красоту через общение с природой.

Касьян с Красивой Мечи

Главный герой отправляется в Юдины выселки. Там он встречает карлика Касьяна лет 50 (его прозвище Блоха). Сначала тот отказывается помогать охотникам и обвиняет их в том, что те стреляют невинных лесных зверей. Но в итоге дал рассказчику свою телегу и поехал с ним стрелять птиц. Касьян рассказывает, что грешно стрелять вольных птах. Можно есть только домашних и рыбу, у которой холодная кровь.

Касьян рассказал, что зарабатывает на жизнь, продавая соловьев. Также он лечит людей травами. Раньше он жил на Красивой Мечи, а потом его переселил новый барин.

В дороге компания встречает красивую девочку-сироту Аннушку. Кучер рассказал главному герою, что это родственница Касьяна, которую он приютил у себя. Девочка лицом сильно похожа на карлика.

Влияние на культуру и историю

Многие литературоведы сходятся во мнении, что «Записки охотника» Ивана Тургенева стали поворотным пунктом в русской литературе. Впервые повседневная жизнь простых людей была изображена так откровенно, ярко и просто. В рассказе «Хорь и Калиныч», как и в других произведениях цикла, Тургенев опирался на свой собственный детский опыт, чтобы изобразить те стороны жизни, которых обычно сторонились привилегированные круги.

Исход последующих событий показал, что Ивану Сергеевичу удалось оказать необходимое влияние на мнение своих сограждан. В 1861 году в Российской империи был издан указ, отменявший крепостное право. Император Александр II, поставивший свою подпись под этим указом, просил сообщить Ивану Сергеевичу Тургеневу, что его «Записки охотника» имели свой вес при им принятии решения о даровании свободы крестьянам.

Очевидно, что рассказы и очерки Тургенева имеют и большую художественную ценность. В его произведениях описаны живописные виды русской сельской местности, которые демонстрируют читателю, насколько человек может быть предан своей Родине и ее жителям. Тургенев, имевший тесную связь с крестьянами, был знаком с их диалектом и различными региональными акцентами, поэтому диалоги его героев полны ярких просторечных и идиоматических выражений. «Записки охотника» были переведены на все языки стран Европы.

Анализ произведения

Сюжет

Рассказ ведётся от лица автора, любителя поохотиться. Однажды в июле, во время охоты за тетеревами он заблудился и, идя на огонь горевшего костра, вышел на огромный луг, который местные жители называли Бежиным. Возле костра сидели пятеро крестьянских мальчиков. Попросившись у них на ночлег, охотник лёг у костра, наблюдая за мальчиками.

В дальнейшем повествовании автор описывает пятерых героев: Ваню, Костю, Илью, Павлушу и Фёдора, их внешность, характеры и рассказы каждого из них. Тургенев всегда был неравнодушен к духовным и эмоционально одарённым людям, искренним и честным. Именно таких людей описывает он в своих произведениях. Большинство из них живёт тяжело, при этом они придерживаются высоких моральных принципов, очень требовательны к себе и окружающим.

Хорь и Калиныч

Главный герой знакомится с охотником Полутыкиным. Этот помещик не смешно шутит и сватается к каждой местной богатой невесте, всякий раз получая отказ от ее семьи. Полутыкин приглашает рассказчика к себе с ночевкой. А по дороге они заезжают к его крестьянам – Хорю и Калинычу. Это два интересных, но совершенно разных персонажа. Первый – серьезный, деловой, ближе к людям и обществу. Второй – мечтатель и ближе к природе, животным. Калиныч разводит пчел.

У Хоря дома все аккуратно, чисто. 8 крепких красивых детей. Свое прозвище он получил, так как 20 лет назад из сгоревшей избы переехал на болото и стал жить отдельно от всех крестьян. Там он разбогател.

Калиныч везде ходит с барином, прислуживает ему. Подносит сумку, стакан воды, набирает земляники. С хозяйством у него проблемы, но сам барин объясняет причину этого: «Ведь каждый день со мной на охоту ходит».

Рассказчик подружился с обоими мужиками. Они ему показались интересными, заслуживающими внимания. В итоге герой остался ночевать у Хоря, но туда же приехал и его друг Калиныч. Так они прожили 4 дня.

Однодворец Овсянников

«Один из последних людей старого века»

Овсянников вместе с женой проживал в небольшом уютном доме. Крестьян называл работниками и обходился с ними уважительно. Во время голода раздал весь хлеб нуждающимся. За это крестьяне в следующем году щедро ему отплатили. Помещик часто судил и мирил соседей, так как ему доверяли. Жена была на него похожа – такая же степенная, важная, молчаливая.

Овсянников разговорился с рассказчиком о прошлом времени. Помещик вспомнил дедушку собеседника, который обидел его семью и отнял землю. А еще – высек отца. Петру Петровичу становится стыдно от этого рассказа. Вспоминают они и других соседей.

Взгляды Тургенева

Иван Сергеевич Тургенев родился и провел ранние годы жизни в родовом имении Спасское-Лутовино в Орловской губернии. Во владении его матери Варвары Петровны было более 5000 душ крепостных крестьян, и Иван с самого детства был тесно связан с жизнью простого народа. Он много общался с дворовыми людьми, многих из них полюбил всей душой и видел немало сложных и даже откровенно поломанных судеб среди крестьян. Кроме того, его матушка Варвара Петровна отличалась властным характером и самоуправством, и Иван Сергеевич не раз мог наблюдать, что ей просто нравилось «вершить судьбы» крестьян: наказывать и миловать, по своему хотению выдавать замуж и женить, переселять на другое место жительства, не говоря уж о насмешках и словесных издевательствах. 

Все это вызывало отвращение и протест Тургенева, который видел, что крепостные – такие люди, как и их хозяева, а зачастую даже более добрые, умные и чуткие. Писатель понимал, что не может в одночасье изменить существующее положение вещей, но и молчать не мог. Именно поэтому он писал свои произведения в надежде, что сможет достучаться до людских сердец и умов и открыть глаза на противоестественность крепостного права. 

Система персонажей и их характеристика

Как считает большинство исследователей, носителями наиболее характерных особенностей русского национального характера являются крестьяне Хорь и Калиныч.

Хорь – оброчный крестьянин. Это сильный, крепкий мужчина преклонных лет. Он трудолюбив, обладает обширными знаниями, наблюдателен, прозорлив. Хорь олицетворяет собой стойкость русского крестьянина, его неиссякаемую энергию.

Реальным прототипом Хоря был крепостной крестьянин, который отличался проницательностью, мощью и необыкновенным радушием. Крестьянин знал грамоту, и Тургенев прислал ему свой рассказ.

В рассказе Хорь является человеком «положительным, практическим», а Калиныч, его близкий друг, относится к числу людей мечтательных и восторженных, что проявляется в его трепетном отношении к природе.

Рассказчик является помещиком и страстным охотником, который путешествует по России с ружьем и верной собакой, много общается с крестьянами. Отличается доброжелательным, скромным, мягким характером, очень любит природу.

Крепостной крестьянин Ермолай – бездельник, ни на что не способный. Его помещик все прощает ему из-за способности Ермолая к охоте и рыбной ловле. Ермолай добродушен, нетерпелив, любит выпить. Не уделяет своей семье и хозяйству внимания. Дворовые считают его чудаком, который постоянно попадает в различные передряги.

Бирюк – суровый, ответственный лесник. Неукоснительно исполняет свои обязанности. Бирюк пережил страшное предательство со стороны своей жены, которая сбежала с другим, бросив своих детей. Несмотря на мрачную внешность, Бирюк отличается отзывчивостью, милосердием и добротой

Барский кучер Моргач не отличается ни добротой, ни чрезмерной злобой. Когда-то ему повезло: попав в приказчики, Моргач получил свободу и разбогател.
Героиня рассказа «Ермолай и мельничиха», Арина, не пытается вызвать у засидевшихся гостей чувства жалости. Но рассказчик понимает, что причиной для переживаний женщины являются помещица, которая не дала разрешения выйти девушке замуж за Петрушу, и мельник, который ее выкупил.

Для героини рассказа «Петр Петрович Каратаев» крепостной девушки Матрены, любовь помещика является серьезным испытанием.

Молодой помещик Аркадий Павлович Пеночкин. В прошлом был офицером. Отличается тем, что искренне заботится о своих подданных. Воспитан, рассудителен, доброжелателен.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГДЗ 8 класс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: