Краткое содержание
Рассказ ведется от первого лица. Зощенко в автобиографичной манере, весело и непринужденно, делится с маленькими читателями своими детскими воспоминаниями.
Главные герои – обычная семья:
-
Минька – мальчик пяти лет.
- Леля, Лелища, как ее называет маленький Минька, – старшая сестра, бойкая высокая девочка семи лет.
- Мама – хозяйка праздника. Готовит новогоднюю елку с подарками и угощениями для своих детей и гостей.
- Папа – появляется лишь в развязке, он-то и разрешает конфликт. Видно, что папа пользуется безграничным авторитетом в своей семье.
Начинается рассказ с рассуждения автора на тему своего нынешнего возраста и воспоминаний, сколько елок было в его жизни. Но самая грандиозная случилась в пять лет.
Мама украшала елку и ждала прихода гостей с детьми, а Минька с Лелей подглядывали за этим действом в дверную щелку. Вот мама ушла на кухню, и Лелька предложила младшему брату пойти посмотреть на эту красоту.
Зашли они в комнату и любуются нарядной красавицей. Праздничная ель была великолепно украшена. В то время было принято вешать на ветви конфеты, фрукты, орехи и прочие сладости. Вот и эта красавица словно манила угоститься вкусными сувенирами.
Лелька сразу предложила попробовать по пастилке, висящей на ниточке, а подарки внизу не трогать. Предложив, бойкая девчушка сразу перешла от слов к делу и моментально съела пастилку.
Миша тоже хотел что-нибудь урвать с ветки и, чтобы не отставать от сестры, откусил кусочек от крымского яблочка, висевшего внизу.
Лелька же, пользуясь своим преимуществом в росте, за эту проказу Миньки взяла еще одну пастилку, которая висела слишком высоко для брата.
Минька же мог достать только до уже откушенного яблока. Маленькому Мишке ничего не оставалось, как снова откусить от этого яблока – не отставать же от сестры.
Лелька словно дразнила брата и уже собралась съесть третью пастилку, да еще пригрозила, что орех сейчас возьмет и хлопушку на память. Минька чуть не плакал от обиды и досады на свой маленький рост. Тогда он взял стул, чтобы достать с верхних веток что-нибудь кроме яблока, но стул упал.
И прямо на подарки, которые лежали на полу. Лелька тут и увидела, что от фарфоровой куклы отломилась ручка. Но в это время раздались мамины шаги, и брат с сестрой убежали в другую комнату.
Лелька подливала масла в огонь и пугала Миньку, что во всем виноват он, и наказания ему не избежать. Но Мишка не успел и опомниться, как пришло много гостей с детьми.
Мама зажгла на елке свечи и пригласила всех малышей подходить к ней, а она будет дарить подарки.
Так каждый маленький гость получал подарок и какое-то угощение с елки. Все были счастливы.
Но тут мама сняла с ветки надкушенное яблоко и сразу подозвала Миньку и Лелю к себе.
Старшая сестра сразу выдала, что яблоко кусал брат, а он сказал, что это Лелька его научила.
Мама сказала, что Лелю поставит в угол за такие проказы, ну а паровозик, который предназначался Миньке, подарит тому мальчику, которому чуть не вручила надкушенное яблоко. И сразу так и поступила. Минькин паровозик оказался в руках у четырехлетнего мальчика.
Маленький герой рассказа не смог сдержать обиды и со всей силы ударил мальчугана по руке. Мальчишка заревел, а его мама сразу заявила, что они больше не придут к ним в гости, а Мишку назвала разбойником.
Тогда уже за Миньку вступилась его мама и сказала, чтобы он она уходила со своим «золотушным» мальчиком и больше к ним не приходили. Тут мама девочки, которой подарили куклу с отломанной ручкой, тоже сказала, что они уйдут, оставшись недовольными подарком.
Лелька сказала, что это даже хорошо, ведь игрушки теперь им достанутся. И все гости стали расходиться.
Тут пришел папа. Он был недоволен, что его дети выгнали гостей. Папа потушил свечи и сказал, что завтра отдаст все игрушки гостям, а Лельке с Минькой ничего не достанется.
Краткий пересказ рассказа Ёлка: Михаила Зощенко
Текст для читательского дневника по рассказу Елка
В этом рассказе автор (Михаил Зощенко) предстаёт не столько сатириком, сколько мудрым человеком, вспоминающим своё детство. Это практический детский рассказ, хотя и не без юмора о детях и для детей, но взрослым он тоже может быть очень полезен. Здесь автор вспоминает свои детские ощущения перед Новым годом.
Не забудет он, как они с сестрой разорили ёлку, почти поругались из-за этого, как после были наказаны, как перед чужими взрослыми их всё-таки защищала мама… И как маленькому Михаилу (Миньке) впервые было стыдно за свои поступки.
Чему учит рассказ Ёлка Зощенко
Действительно, перед Новым годом брат с сестрой съели конфеты и яблоки с ёлки, открыли чужие подарки, за это и были наказаны. Однако самое серьезное наказание стыд, который они не забудут.
Читать краткое содержание рассказа Зощенко Елка
Перед праздником они с сестрой видят прекрасную, роскошную елку. Сначала дети решили съесть по одной конфетке, после ещё по одной… Сестра Леля старше и выше Миньки, поэтому она смогла срывать запретные плоды – конфеты с недоступных для мальчика веток, а он съел только яблоко. В общем, дети совместно разорили ёлку она стала совсем некрасивой и даже бедной. Также они совершили боле страшное преступление: стали смотреть подарки в коробках. И конечно, сломали куклу. В шутку Леля пугает брата, что его накажут.
Вечером, когда мама начинает дарить подарки детям гостей, всё раскрывается. Гости обижаются, начинают ругать детей, но мама вступается за них, хотя и не считает их правыми. Она даже в наказание дарит игрушечный паровозик, который был для Миньки, обиженному мальчику.
Автор пишет, что прошло уже больше тридцати лет, а он помнит ту елку, будто все было вчера. Благодаря тем событиям, Зощенко в жизни не взял чужой вещи, так тот стыд отпечатался в его детском сознании
Важно, что это первое ощущение, понимание и даже… взросление
Краткое содержание Зощенко Ёлка
В юмористическом рассказе советского писателя Михаила Михайловича Зощенко рассказывается о праздновании Нового года. В то время рассказчику только исполнилось пять лет. Встречи новогодних праздников до этого времени не запомнились мальчику, ведь он был совсем крохой. Рассказчик с огромным нетерпением ждет весёлого торжества. Вместе с семилетней сестрой Лелей мальчуган подглядывает, как мать украшает елку красивыми игрушками, свечами и сладостями. Затем, пользуясь отсутствием взрослых, дети пробираются в гостиную с нарядной зеленой красавицей.
Сладости манили настолько, что девочка, не выдержав искушения, съедает пастилку. Мальчик не отстает от нее и откусывает яблоко. Леля была на удивление высокой девочкой, поэтому могла брать сладости даже с верхушки. Её брат наоборот был слишком низкий, поэтому дотягивался лишь до нижнего яблока. Поедание новогодних угощений с ёлки продолжается. Обиженный на сестру, Минька пытается встать на табуретку, чтобы взять пастилки и конфетки с более высоких веток, но вместо этого падает на подарки, лежащие под елкой. Увидев, что у подарочной фарфоровой куклы отбита ручка, дети убегают.
В этот момент в красиво украшенную комнату заходит множество приглашённых маленьких детей с их родителями. Взрослые и ребятня устремляются в центр нарядной гостиной, к елке, где мама Миньки и Лели раздает сладости с елки и подарки. Тут хозяйка обнаружила покусанное нетерпеливым сыном яблоко. Рассерженная женщина заругала своих детей. Чтобы наказать ослушавшегося сына, родительница отдала паровозик, который предназначался Миньке, одному мальчику четырёх лет. Тот обрадовался и сразу же стал играть с новой игрушкой. Это так разозлило рассказчика, что он ударил чужого мальчугана по руке. Разразился скандал, в который оказались вовлечены и хозяева, и гости. Взрослые стали обвинять друг друга в использовании неправильных методов воспитания. Лелька с братом, желая получить все подарки детей, стали выгонять гостей из дома. Закончилась история тем, что в комнату пришёл папа и пригрозил отдать все игрушки гостям.
Сейчас рассказчику уже больше семидесяти лет, но он до сих пор вспоминает этот случай из детства. После того Нового года мальчик ни разу не взял чужого и ни разу не ударил слабого человека.
История «Наводнение»
Несмотря на развитие цивилизации, многие природные явления таят опасность. Некоторые реки могут иметь течение, которое уходит то влево, то вправо. Именно по такой шел буксир с баржами. Капитана предупредили о необходимости сменить курс. Правый берег оказался в зоне затопления, и все жители были под угрозой. Семья капитана тоже там жила и он переживал за них.
Капитан было отправился на помощь к близким, но он увидел, как люди строили временный вал. Он выгрузил щебень и помог им возвести преграду. После этого капитан отправил телеграмму и узнал, что с его женой и детьми все хорошо.
Самоотверженность капитана, смекалка Андрея и доброта доктора спасли людей. Именно с них нужно брать пример всем остальным.
Вопросы и ответы о русских народных сказках
Чтобы сказки научили детей чему-то хорошему, важно вызывать к ним интерес: читать и обсуждать прочитанное, разыгрывать сценки по ролям, проводить викторины. Можно задавать вопросы. «Мужик и медведь»
«Мужик и медведь».
Вопросы со звездочкой
Начиная с 4 класса дети учатся проводить анализ литературных произведений
Чтобы понять в чем смысл русских народных сказок, и чем они отличаются, следует обратить внимание на закономерности
Присказка, зачин, концовка, постоянные эпитеты и повторы.
Назови сказки, где Иван главный герой
«Царевна-лягушка», «Иван – крестьянский сын и Чудо-Юдо», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Два Ивана солдатских сына», «Иван-царевич и серый волк», «Хрустальная гора».
Сказка бывает авторской и народной. Народные сказки обладают особым духом. Многие из них связаны между собой общими событиями или одинаковыми героями. В русских народных сказках часто употребляются одни и те же обороты, обращения и фразы. После прочтения возникает ощущение целостности фольклора.
Кружечка под елочкой — читать онлайн бесплатно полную книгу (весь текст) целиком
Ниже представлен текст книги, разбитый по страницам. Система сохранения места последней прочитанной страницы, позволяет с удобством читать онлайн бесплатно книгу «Кружечка под елочкой», без необходимости каждый раз заново искать на чём Вы остановились. Поставьте закладку, и сможете в любой момент перейти на страницу, на которой закончили чтение.
Шрифт:
Интервал:
Закладка:
Сделать
Житков Борис Степанович
Кружечка под елочкой
Борис Степанович Житков
Кружечка под елочкой
Мальчик взял сеточку — плетёный сачок — и пошёл на озеро рыбу ловить.
Первой поймал он голубую рыбку. Голубую, блестящую, с красными перышками, с круглыми глазками. Глазки — как пуговки. А хвостик у рыбки — совсем как шёлковый: голубенький, тоненький, золотые волоски.
Взял мальчик кружечку, маленькую кружечку из тонкого стекла. Зачерпнул из озера водицы в кружечку, пустил рыбку в кружечку — пусть плавает пока.
Поставил под ёлочкой, а сам пошёл дальше. Поймал ещё рыбку. Большую рыбку — с палец. Рыбка была красная, перышки белые, изо рта два усика свесились, по бокам тёмные полоски, на гребешке пятнышко, как чёрный глаз.
Рыбка сердится, бьётся, вырывается, а мальчик скорее её в кружечку — бух!
Побежал дальше, поймал ещё рыбку, совсем маленькую. Ростом рыбка не больше комара, еле рыбку видно.
Мальчик взял тихонечко рыбку за хвостик, бросил её в кружечку — совсем не видать. Сам побежал дальше.
«Вот, — думает, — погоди, поймаю рыбу, большого карася».
А подальше, в камышах, жила утка с утятами. Выросли утята, пора самим летать. Говорит утка утятам:
— Кто поймает рыбу, первый кто поймает, тот будет молодец. Только не хватайте сразу, не глотайте: рыбы есть колючие — ёрш, например. Принесите, покажите. Я сама скажу, какую рыбу есть, какую выплюнуть.
Полетели, поплыли утята во все стороны. А один заплыл дальше всех. Вылез на берег, отряхнулся и пошёл переваливаясь. А вдруг на берегу рыбы водятся? Видит — под ёлочкой кружечка стоит. В кружечке водица. «Дай-ка загляну».
Рыбки в воде мечутся, плещутся, тычутся, вылезти некуда — всюду стекло. Подошёл утёнок, видит — ай да рыбки! Самую большую взял и подхватил. И скорее к маме.
«Я, наверно, первый. Самый я первый рыбу поймал, я и молодец».
Рыбка красная, перышки белые, изо рта два усика свесились, по бокам тёмные полоски, на гребешке пятнышко, как чёрный глаз.
Замахал утёнок крыльями, полетел вдоль берега — к маме напрямик.
Мальчик видит — летит утка, низко летит, над самой головой, в клюве держит рыбку, красную рыбку с палец длиной. Крикнул мальчик во всё горло:
— Моя это рыбка! Утка-воровка, сейчас отдай!
Замахал руками, закидал камнями, закричал так страшно, что всю рыбу распугал.
Испугался утёнок да как крикнет:
— Кря-кря!
Крикнул «кря-кря» и рыбку упустил.
Уплыла рыбка в озеро, в глубокую воду, замахала перышками, поплыла домой.
«Как же с пустым клювом к маме вернуться?» — подумал утёнок, повернул обратно, полетел под ёлочку.
Видит — под ёлочкой кружечка стоит. Маленькая кружечка, в кружечке водица, а в водице — рыбки.
Подбежал утёнок, скорее схватил рыбку. Голубую рыбку с золотым хвостиком. Голубую, блестящую, с красными перышками, с круглыми глазками. Глазки — как пуговки. А хвостик у рыбки — совсем как шёлковый: голубенький, тоненький, золотые волоски.
Подлетел утёнок повыше и — скорее к маме.
«Ну, теперь не крикну, не раскрою клюва. Раз уже был разиней».
Вот и маму видно. Вот совсем уже близко. А мама крикнула:
— Кря, что несёшь?
— Кря, это рыбка, голубая, золотая, — кружечка стеклянная под ёлочкой стоит.
Вот и опять клюв разинул, а рыбка — плюх в воду! Голубенькая рыбка с золотым хвостом. Замотала хвостиком, заюлила и пошла, пошла, пошла вглубь.
Повернул назад утёнок, прилетел под ёлку, посмотрел в кружечку, а в кружечке рыбка маленькая-маленькая, не больше комара, еле рыбку видно. Клюнул утёнок в воду и что было силы полетел обратно домой.
— Где ж у тебя рыба? — спросила утка. — Ничего не видно.
А утёнок молчит, клюва не открывает. Думает: «Я хитрый! Ух, какой я хитрый! Хитрее всех! Буду молчать, а то открою клюв — упущу рыбку. Два раза ронял».
А рыбка в клюве бьётся тоненьким комариком, так и лезет в горло. Испугался утёнок: «Ой, кажется, сейчас проглочу! Ой, кажется, проглотил!»
Прилетели братья. У каждого по рыбке. Все подплыли к маме и клювы суют. А утка кричит утёнку:
— Ну, а теперь ты покажи, что принёс! Открыл клюв утёнок, а рыбки и нет.
Шрифт:
Интервал:
Закладка:
Сделать
Основная мысль рассказа
Михаил Зощенко в своём рассказе показывает поведение двух детей накануне Нового года. Все дети любят Новый год, так как обычно этот праздник приносит не только веселье и прекрасное настроение, но и показывает, что родители всегда должны объяснять детям о том, как правильно нужно поступить в любой ситуации.
Прочитав рассказ Зощенко «Ёлка», все читатели поймут, о каких отрицательных чертах характера и поведения рассказывает автор. Он повествует легко и спокойно, эмоционально и интересно.
Валентина Ивановна, учитель
Автор рассказа «Ёлка» показывает, что все ребята должны понять и знать, что есть отрицательные черты характера, среди которых и жадность, злость, и нежелание находить общий язык с другими детьми.
Меня очень заинтересовала история, рассказанная автором. Она произошла с ним давным-давно, когда ему было всего лишь пять лет. Автор и его сестра съели украшения с ёлки и испортили подарки, которые были предназначены другим детям. Все эти поступки привели к тому, что между взрослыми людьми тоже вспыхнул конфликт. Это немного необычно, но часто бывает и в жизни.
Вика, 12 лет
Главную мысль своего произведения автор вложил в речь папы, который, узнав о новогоднем происшествии, не только наказал детей, но и сказал о том, что им с таким поведением трудно будет жить на свете и такое отношение к людям приведёт к тому, что они будут умирать в одиночестве и сильно страдать от этого.
Я считаю, что только папа правильно смог поступить в этой ситуации. Он раздал все хорошие игрушки чужим детям, а своих детей отправил спать. Это послужило прекрасным уроком для Лели и Миньки. Больше они никогда не брали чужого.
Александр, 15 лет
Стоит жить не для себя, а для других. Эгоистов не любят и не уважают. Поэтому большую радость человек получает лишь только тогда, когда делится с другими.
https://youtube.com/watch?v=yR-Dq9nsnpI
Чему учит рассказ
Сам Зощенко называет это произведение «поучительной сказкой». Чему же учит эта сказка? Родителей она учит воспитывать своих детей великодушными и добрыми к другим, а детей – никогда не брать того, что тебе не принадлежит, и всегда думать о последствиях своих поступков.
Основная мысль Зощенко «Елка»: какая бы фантазия не толкала вас на авантюры, разум должен преобладать, ведь за свои поступки придется держать ответ.
Прочитав этот рассказ, каждый вспомнит запах новогодней елки, и сердце наполнится атмосферой предпраздничной суеты. В памяти человека на всю жизнь остаются такие поучительные моменты – когда родитель выступает в роли мудрого учителя и преподносит жизненный урок своему чаду.
Михаил Зощенко, ставший великим советским писателем-сатириком и драматургом, научился всегда быть честным и смотреть на жизнь с иронией.
Михаил Зощенко рассказ «Елка», так же, как и другие автобиографичные рассказы для детей, писал не только с поучительной целью, но и просто чтобы разбудить фантазию и повеселить. Анализировать детские воспоминания, всегда перемешанные с неудержимыми фантазиями, – интересно и весело.
Автор на своем примере показывает ценность семейных традиций и то, как важно прививать детям принципы с самого раннего детства
Топ вопросов за вчера в категории Литература
Литература 29.04.2023 12:24 704 Грицук Митя.
Читательский дневник Александр Сергеевич Пушкин у Лукоморья дуб зелёный. Срочно!
Ответов: 2
Литература 16.05.2023 22:23 320 Фахурдинова Дарина.
Главное и краткое содержание книги Виктории Ледерман «Календарь ма(й)я» срочно
Ответов: 3
Литература 30.04.2023 05:04 292 Борисова Оксана.
2. Запиши синонимы к словам и сочетани- ям слов, поставь ударения. Работушка кипела- Ходом-водом вес
Ответов: 2
Литература 20.06.2023 03:21 10 Никитина-Дикова Ольга.
Вопросы по первой пятой главе:миллион и один день каникул. СРОЧНО!!!!
Ответов: 1
Литература 13.07.2019 18:20 141 Анисимова Елизавета.
ГЛАВНАЯ МЫСЛЬ Благинина «бабушка-забота»
Ответов: 1
Литература 16.06.2019 11:23 154 Григоряк Антон.
Краткое содержание, автор, главные герои «Про Никитушку Ломова » для читательского дневника
Ответов: 1
Литература 15.06.2023 03:02 113 Смирнов Евгений.
Чему учит повесть всем выйти из кадра Лилия Волкова.Дам 50 баллов.Пожалуйсто ответьте!!
Ответов: 1
Литература 05.04.2021 01:06 161 Жаринова Лизонька.
Какова основная тема песни Разин и девка астраханка? Какие события послужили для нее основой?
Ответов: 2
Литература 29.06.2023 11:19 11 Жукович Эмилия.
Найдите непонятные слова и определите их значение из произведения Тарас Бульба глава 2
Ответов: 1
Литература 21.06.2023 14:24 60 DELETED.
Читательский дневник по рассказу Юрия Нагибена «Мой первый друг, мой друг бесценный» По плану 1.Оч
Ответов: 1
Анализ произведения
В произведении родители по-разному отнеслись к поступку детей. Только благодаря папе ребята получили ценный урок.
Краткое содержание
В доме стояла наряженная елка, а под ней лежали подарки. Дети разглядывали зеленую красавицу, одетую в красивые бусы, разные игрушки и фонарики. Кроме этого, на ней были вкусные угощения, которые не давали покоя Миньке и Лёле.
Девочка предупредила брата, что им не стоит брать подарки, так как они приготовлены для гостей. В итоге дети не выдержали и решили подкрепиться сладостями, которые висели на елке. Леля была повыше, поэтому ей досталась пастила, а ее брат взял яблоко. После этого девочка добралась до конфеты, потом еще до одной пастилы, а после этого — до орешка и хлопушки.
Минька считал это несправедливым, было обидно до слез, так как ему досталось лишь яблоко. Но он решил достать вкусности с помощью стула. Мальчик приставил его к елке, потянулся и упал. Стул перевернулся прямо на подарки и разбил руку фарфоровой кукле. В этот момент послышались шаги, и дети спрятались.
Вскоре пришли гости, мама позвала их к елке, чтобы вручить гостинцы. Она увидела надкушенное яблоко, позвала детей, чтобы выяснить, в чем дело. Ребята стали перекладывать вину друг на друга. Тогда мама сообщила, что дочку поставит в угол, а подарок, предназначавшийся сыну, подарит другому мальчику.
Когда Минька увидел, что с его паровозиком играет другой ребенок, он подошел к нему и ударил. Малыш расплакался от обиды и боли. В этот момент гости стали возмущаться, что им достались поломанные подарки. Им показалось, что хозяева оказались негостеприимными. Мамы разругались, после чего все гости разошлись.
Минька с Лелей были этому рады, ведь все теперь достанется только им. Глава семьи был недоволен этим. Он сказал, что если со всеми ругаться и выгонять, можно остаться в одиночестве. Папа собирался утром раздать подарки их владельцам.
План пересказа
По краткому содержанию «Елки» Зощенко для читательского дневника можно составить план пересказа.
Он включает в себя следующие пункты:
- Нарядная красавица.
- Подарки не дают покоя детям.
- Брат с сестрой добрались до елочных угощений.
- Стул разбил фарфоровую куклу.
- Гости пришли.
- Разоблачение Миньки и Лели.
- Ссора с гостями.
- Папа преподал хороший урок детям.
Основная мысль и характеристика персонажей
Главные герои произведения — семья, которая ожидает прихода гостей. Отец справедливый, принципиальный, строгий и практичный человек. Мама гораздо мягче его, всегда жалеет своих чад. Она добрая, заботливая и любящая. Минька и Леля — дети.
Они имеют следующие качества:
- жадные;
- негостеприимные;
- эгоистичные;
- грубые;
- обидчивые;
- хитрые.
Основная мысль заключается в том, что нужно быть вежливым человеком, относиться к окружающим, как к самому себе.
Рассказ учит:
- справедливости;
- честности;
- внимательности;
- радушию;
- щедрости.
Последствия проделки
Приходят дети вместе со своими мамами. Их всех зовут подойти к елке, где им говорят, что будут давать подарок и сладкое угощение. И вот доходит очередь до яблока, покусанного Минькой. Леля говорит, что это сделал мальчик. В ответ брат говорит, что это сестра научила его.
Мама решает поставить девочку в угол, а мальчику, которому досталось это яблоко, отдает паровозик, предназначавшийся Миньке. Ему стало так обидно, что он больно ударил мальчика. Мама этого мальчика назвала Миньку разбойником, но за него вступилась его маменька. Тем временем, одной девочке достается кукла со сломанной рукой. Мамы с детьми обиделись на хозяев дома и ушли.
Главным моментом в кратком содержании «Елки» Зощенко является то, что отец детей не вступился за них, как мама, а, наоборот, сказал, что не хочет, чтобы его дети выросли избалованными. Он сказал, что они останутся без сладкого на год, а подарки потом отдаст гостям.
С тех пор писатель больше никогда не съел ни одного чужого яблока и не обижал тех, кто слабее его. Этот небольшой рассказ учит детей, что никогда нельзя брать чужие вещи, а взрослым показывает, что иногда нужно проявить строгость в воспитании, чтобы дети выросли хорошими людьми.