Анализ стихотворения тургенева «два богача»

Тургенев два богача краткое содержание. анализ стихотворения в прозе «два богача» (тургенев и

Идейное содержание

Анализ стихотворения в прозе Тургенева позволяет выявить главный философский посыл произведения. Смысл стиха заключается в разном понимании богатства. Говоря о «двух богачах», автор подразумевает фактическое материальное богатство Ротшильда и духовную щедрость русского мужика. Писатель в своем произведении превозносит широту души простого человека, которому не жаль отдать последнее и есть «несоленую похлебку», но помочь в беде ближнему и сделать благородный поступок.

Смысл сравнения обычного деревенского мужика и финансовых мировых магнатов, приведенный в стихотворении Тургенева, сводится к разнице в последствиях для благодетеля — Ротшильды отдают лишь то, что является для них излишним с целью приумножить капитал за счет доброты напоказ. Поступок же крестьянина незрим и скромен, но он отдает последнее и от всей души. Именно в этом и состоит огромная разница между приведенными в стихе образами.

Характеристика второго богача

Эгоизм как основная черта

Второй богач, описанный в стихотворении И.С. Тургенева, является человеком, для которого важнее всего личная выгода. Он не проявляет сочувствия к другим, даже если они находятся в беде, и не задумывается о своем действии, если это может оказаться выгодным для него. В его поступках проявляется жестокий эгоизм, который является его основной чертой.

Отсутствие этики

Второй богач не придерживается никакой этики и морали. Он готов пренебречь чувствами других, в том числе своей собственной жены, ради достижения своих интересов. Он не задумывается о том, что такие поступки могут привести к негативным последствиям, как для него, так и для окружающих.

Подавленность эмоций

У второго богача отсутствуют эмоции, его поступки не связаны с чувствами. Он не испытывает сострадания и не сопереживает проблемам других людей. Его действия мотивированы лишь выгодой, которую он может получить от них. В связи с этим, он не способен настоящей любви и дружбе.

Тщеславие и гордыня

Второй богач также характеризуется тщеславием и гордыней. Он считает себя выше других людей и готов легко отказаться от любой помощи или поддержки, если считает, что это может каким-то образом подрывать его авторитет или самолюбие. Он постоянно стремится к превосходству над другими, не позволяя себе проявлять никаких слабостей.

Средства выразительности

Стихотворение в прозе «Два богача», анализ которого представлен в работе, относится к жанру философской лирики. Тургеневым как истинным мастером русского слова виртуозно применены в стихе изобразительные литературные методы, такие как:

  • композиция;
  • тропы.

Произведение является достаточно коротким по своему объему, оно не разделено на привычные четверостишия, однако этот лаконичный рассказ полностью выражает в себе основную мысль и смысловой посыл автора. Композиционно стихотворение состоит из двух частей — зачина и кульминации, в финале которой заключена мораль опуса. Произведение включает в себя всего лишь пять предложений. Сочинение Ивана Сергеевича написано в прозе и представляет собой свободный стих. В качестве средств художественной выразительности Тургеневым применяются эпитеты:

  • «разоренный домишко»;
  • «убогое крестьянское семейство»;
  • «громадных доходов»;
  • «последние гроши».

Краткое содержание текста сводится к тому, что нищие, по сути, люди готовы приютить осиротевшую племянницу, несмотря на то, что им самим практически нечего есть. И если хозяйка еще сомневается, брать ли в свой дом на проживание дочь брата или сестры, то муж ее, не задумываясь, соглашается дать кров девочке.

Описание произведения

«Два богача» — стихотворение И.С. Тургенева написанное в 1855 году. Произведение описывает историю двух богатых купцов, Андрея Митрофановича и Петра Ивановича, которые встречаются случайно в дороге и начинают беседу. Герои рассказывают друг другу о своих успехах и достатке, но в конце стихотворения выясняется, что у каждого из них есть свое тайное бремя.

Интересно, что стихотворение написано в форме диалога. Это позволяет читателю лучше понять характеры главных героев, их взгляды на жизнь и поступки. Кроме того, диалог помогает воссоздать атмосферу беседы, создавая эффект присутствия в реальности.

Произведение является провокационным для своего времени, ибо оно критикует мир богатых и зажиточных, которые не способны понять смысл жизни и бескорыстных поступков. Однако, хоть герои и представлены в отрицательном свете, автор не перегибает палку и оставляет за читателем возможность сделать свои собственные выводы.

Значение стихотворения в творчестве Тургенева

Стремление к поэтическому слову и желание выразить свои мысли в стихотворной форме были характерными чертами творчества Ивана Сергеевича Тургенева. В его произведениях часто можно найти стихотворные фрагменты, которые помогают развить идеи и передать эмоциональное состояние персонажей.

Страницы творчества Тургенева богаты разнообразием стихотворных форм. Он использовал как классические стихи, так и свободные стихотворные строки. Особое место в его творчестве занимает романтическое стихотворение – жанр, который позволяет автору выразить свои внутренние переживания и поделиться своей философией жизни.

Эмоциональная окраска идей

Стихи Тургенева не только красиво звучат, но и передают глубокую эмоциональную окраску идей, которые пронизывают его произведения. Они позволяют читателю проникнуться настроением персонажей и подчеркнуть ключевые моменты сюжета. В стихах Тургенева можно увидеть его взгляд на мир, его внутренний мир и его отношение к любви, природе и истории.

Тургенев использовал стихотворные отступления, чтобы передать переживания персонажей и создать особую атмосферу в своих произведениях. Стихи помогают усилить выразительность и глубину произведения, являясь одним из инструментов, которыми писатель передает свои мысли и чувства.

Символика и метафоры

В стихотворениях Тургенева имеется богатое использование символики и метафор. Они помогают автору выразить сложные идеи и переживания, раскрыть глубокое значение произведения. Символы и образы влияют на восприятие произведения и создают определенную атмосферу.

Страницы стихотворений Тургенева стали важной частью его творчества и помогли ему выразить свои мысли, чувства и идеи в наиболее точной и глубокой форме. Стихотворения Тургенева всегда были особенными и оказывали сильное влияние на читателя, заставляя задуматься над главными философскими вопросами жизни

Важность стихотворения для Тургенева

Стихотворение играло важную роль в творчестве Тургенева. Оно стало для него средством самовыражения и передачи своих философских взглядов на мир. В стихах Тургенева мы видим отражение его внутреннего мира и его эмоциональных переживаний.

Стихи Тургенева помогают нам лучше понять его произведения и его отношение к жизни. Они добавляют красоту и глубину его текстам, и делают его произведения поистине неповторимыми.

В стихотворениях Тургенева можно увидеть целую вселенную его мыслей и эмоций. Они являются неотъемлемой частью его творчества и значительно обогащают мир литературы.

Мне нравитсяНе нравится

Анализ стихотворения в прозе И. С. Тургенева «Два богача»

Произведение является частью большого цикла стихотворений Тургенева в прозе и представляет собой своеобразное переложение библейской притчи о лепте бедной вдовицы. Притча повествует о щедрых воздаяниях жертвовавших от избытка богатых людей, и противопоставленному им скромному приношению бедной вдовы, пожертвовавшей всё, что она имела – это две мелкие разменные монеты под названием лепты.

Стихотворение содержит такие средства художественной выразительности:

  • лексику высокого стиля – «превозносят», намеренная высокопарность, избыточная патетика подчеркивают авторскую иронию, отражающую личное впечатление от поступка;
  • ряды однородных членов предложения – «воспитание, лечение, призрение (то есть забота, опека)», «хвалю, умиляюсь», «добыть, посолить» – всесторонне описывают действия персонажей;
  • эпитеты – «громадные доходы», «убогое семейство» – иллюстрируют эмоциональное, оценочное отношение автора;
  • лексический повтор – «хвалю и умиляюсь» и «хваля и умиляясь» – дает возможность подать постоянство, принципиальность авторской позиции, его непредвзятое отношение;
  • инверсию – «не могу я не вспомнить», «возьмем мы», говорила баба», «ответил мужик» – изменение порядка слов позволяет автору подчеркнуть действия героев, выдвинуть их на первый план;
  • слово с уменьшительным суффиксом – «домишко», намеренно придающим оттенок уничижительности, поскольку дом беден и жалок;
  • риторическое восклицание – «Далеко Ротшильду до … мужика!» – выражает мораль произведения;
  • контекстуальные антонимы – «баба – мужик» – с их помощью персонажи противопоставляются не только по половой принадлежности, но и по отношению к девочке-приемышу;
  • эллипсис – «…мы ее (съедим) и не соленую» – передает живую разговорную речь персонажей.

Произведение отражает тот исторический факт, что вплоть до XIX века цена соли, добыча которой являлась государственной монополией, была очень высока.

Метафорический смысл названия – сопоставление двух жертвователей. Его символический подтекст – акцент на высоких нравственных качествах бедного человека, которому милосердие обходится неизмеримо дороже, чем Ротшильду. Вслед за евангельской историей большой русский писатель напоминает нам об истинных ценностях – христианской любви, бескорыстии и сострадательности – и призывает сделать очередной, а для кого-то и первый шаг на пути к духовному восхождению.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑

Немного об авторе

Иван Сергеевич Тургенев (1818—1883) — русский литературный деятель, писатель-классик, драматург, переводчик и публицист, приверженец реалистического направления в искусстве. Произведения Тургенева являются обязательной частью школьной программы, вопросы по творчеству автора встречаются в ЕГЭ. Распространенной темой школьных сочинений выступает понятие нигилизма, введенное Иваном Сергеевичем впервые в романе «Отцы и дети».

Тургенев происходил из знатного дворянского рода, получил блестящее образование, обучаясь сначала на словесном факультете Московского университета, а затем на философском отделении в Петербурге. В этот период у писателя завязываются дружеские отношения с А. Герценом, В. Белинским, Т. Грановским.

В студенческие годы молодой человек пробует себя в поэзии, создавая первые произведения с использованием пятистопного ямба. Тогда же Тургенев начинает печататься в литературном журнале «Современник», где позднее знакомится с Н. А. Некрасовым, взгляды которого на русское крестьянство классик будет яро разделять.

Писатель знаменит и своей драматургической деятельностью. Творческим наследием автора стали такие театральные пьесы, как:

  • «Нахлебник».
  • «Месяц в деревне».
  • «Завтрак у предводителя».
  • «Провинциалка».

Тургенев вел активную жизнь, путешествовал, взаимодействовал с соратниками по литературному цеху, являлся видным деятелем искусства и человеком с активной гражданской позицией. Увы, в последние годы жизни классик не отличался крепким здоровьем. Из-за комплекса заболеваний Иван Сергеевич не мог обходиться без обезболивающего действия морфия.

Речевое своеобразие

Следующий этап анализа стихотворения Тургенева «Два богача» — изучение его речевых особенностей. Писатель известен тем, что в своих прозаических текстах нередко использует диалектную лексику, чтобы придать повествованию достоверности. Поэтому и в небольшом произведении в репликах крестьян можно встретить такие слова и выражения, которые образованному Тургеневу явно нехарактерны:

Гроши, соли добыть, похлебка, обращение Катька — эти слова и словосочетания помогают автору создать образ простой деревенской женщины, настоящей бабы, которая экономна, практична. Ее аргументы против принятия в семью сироты вполне логичны, ведь супруги так и бедствуют

При анализе «Двух богачей» Тургенева важно подчеркнуть, что жена — не отрицательный персонаж, скорее это обычная женщина, которую крайняя бедность вынуждает быть несколько скупой.
А мы ее… и не соленую — это единственная фраза, которую произнес мужик за все повествование, но очень значимая. Он сам не сомневается в том, что принимает верное решение

Этот человек сумел сохранить свое доброе щедрое сердце, несмотря на жизнь в очень непростых условиях.

Завершая анализ стиха Тургенева «Два богача», следует отметить, что автор, конечно, радуется тому, что в мире есть меценаты типа Ротшильда, которые помогают беднякам. Но их достижения теряют свое значение при сравнении с поступками обычных крестьян, которые отказывают себе даже в еде, чтобы помочь еще более бедным людям. И писатель искреннее восхищается такими «мужиками и бабами», которых так много на его родине.

Позднее творчество Ивана Тургенева включает назидательные стихотворения в прозе. Они относятся к лиро-эпическому жанру, так как соединяют в себе важные составляющие эпоса – сюжет, структуру и лирики – четкую позицию автора, его чувства. Тургенев в произведениях подымает важные проблемы человечества, рассуждает о морали, указывает на пороки общества, и в то же время восхищается простыми добрыми поступками.

«Два богача» — стихотворение в прозе, которое можно сравнить с притчей или басней. Здесь так же есть назидательность, ярко выраженная мораль в конце.

Начинается миниатюра с того, что рассказчик приходит в умиление от поступков некого богатого человека по фамилии Ротшильд. Он обладает огромным состоянием и жертвует «целые тысячи» на нужды больных, образование детей, уход за стариками. С одной стороны автор действительно считает поступок Ротшильда достойным, однако внимательный читатель сможет уловить легкую иронию в словосочетании «целые тысячи». Что значат для богача эти несколько тысяч? Они никак не ухудшат его материальное положение.

Вслед за Ротшильдом рассказчик вспоминает об одном бедном семействе крестьян. Они живут крайне бедно, но приняли в свой дом племянницу, которой больше не к кому было идти. Автор показывает, что это решение не было для них простым. Баба пыталась образумить своего мужа, ведь прокормить еще «один рот» в их семье будет крайне сложно, тогда даже соль станет для них роскошью. Чем будем похлебку солить – вопрошала баба. На что мужик отвечал с юмором и грустью – «А мы ее … и не соленую…» Такой простой ответ так много рассказал об этом человеке, готовом терпеть лишения ради других.

Он понимает, что доставит хлопоты своей жене, но не может отказать бедной девочке в доме и хлебе.

В стихотворении Иван Тургенев рассказывает о благодеянии двух людей: Ротшильда и бедного крестьянина. Первый тратит много денег, и поэтому его деятельность удостоилась похвалы тысяч людей. Его благотворительность у всех на виду. Поэтому он получает взамен славу. Второй сделал на первый взгляд незначительное добро – приютил бедную девочку. Взамен он не получил ни славы, ни одобрения. Ведь даже жена на него немного обижена. Однако то, что племянница получила шанс хоть и на бедную, но приличную жизнь – заслуга этого мужика.

В стихотворении в прозе сравниваются разные виды богатства – материальное и душевное. Богач Ротшильд тратил много денег, но никого не осчастливил лично. Небогатый крестьянин отдал частичку своей души новому члену своей семьи.

Произведение Тургенева «Два богача» — высокоморально и заставляет читателей задуматься о настоящих ценностях.

Реферат: Анализ стихотворения в прозе Тургенева Два богача

И.С. Тургенев писал: «Вся моя биография в моих сочинениях…». В последние годы своей жизни писатель создает небольшие лирические произведения «Стихотворения в прозе», в которых подводит основные итоги, размышляет о сущности человеческой жизни, философских основах бытия.

В лирической миниатюре «Два богача» сопоставляется щедрость богача Ротшильда, «который из громадных своих доходов уделяет целые тысячи на воспитание детей, на лечение больных, на призрение старых», с одним убогим крестьянским семейством, «принявшим сироту-племянницу в свой разоренный домишко». Умиляясь поступком богача, автор тем не менее считает, что «далеко Ротшильду до этого мужика». Действительно, благотворительность богатого человека не затрагивает его личного материального благополучия. Бедное же крестьянское семейство согласно отдать последние гроши на воспитание Катьки-сироты. Теперь даже на соль беднякам не хватит. Таким образом, мужик и баба оказываются щедрее, так как готовы отдать последнее.

В произведении писатель сравнивает два типа богатства: огромные доходы Ротшильда и его материальные затраты на благотворительность, и душевное богатство крестьянского семейства.

Это стихотворение в прозе предлагает читателю задуматься над собственным отношением к жизни.

Стихотворение в прозе – лиро-эпический жанр: как эпический он имеет сюжет, композицию, систему героев, а как лирический – явно выраженную авторскую позицию.

В центре внимания автора произведения крестьянская семья, живущая в разоренном домишке, принявшая к себе сироту-племянницу. Тургенев вспоминает об «одном убогом крестьянском семействе», мы даже не знаем имен этих людей, их судеб, прошлого, будущего, но автор смог в нескольких репликах передать характеры мужа и жены, их отношение друг к другу, к жизни. Решается вопрос о том, брать или не брать Катьку-племянницу в дом, где, скорее всего, множество своих детей. Баба пытается отговорить мужа: «последние наши гроши на нее пойдут, не на что будет соли добыть, похлебку посолить…». Отсутствие соли в доме – показатель бедности, начало различных болезней, да и просто без соли еда не имеет того вкуса. Но ведь голод-то все-таки не грозит, с голода не умрут. И аргументы жены разбиваются о флегматичное мужиково: «А мы ее… и несоленую». Интересно, что автор подчеркивает две вещи: во-первых, ни баба, ни мужик не решают каждый за себя, они оба говорят «мы», оставаясь вместе в радости и в горе; во-вторых, женщину Тургенев называет «бабой», подчеркивая ее социальный статус (простая крестьянка), а мужчину не только мужиком, но и мужем, человеком, за которым остается в решении важных вопросов последнее слово. Многоточие, стоящее после слов бабы, говорит о том, что это не все доводы, которые она приводила мужу, а может быть, уже не первый раз заходит этот разговор, много было сказано. Тогда можно было бы поставить многоточие и в начале ее слов. С другой стороны, разговор этот бессмысленный, все равно возьмут, девать девчонку некуда, не звери же. И говорить не о чем. Оба это прекрасно понимают, и чуть ироничный ответ мужа мягко настойчив, он тоже уговаривает, понимая, что не только на себя взваливает лишний груз.

Поступок семьи сравнивается с благодеяниями Ротшильда, «который из громадных своих доходов уделяет целые тысячи на воспитание детей, на лечение больных, на призрение старых»: не всякий богач захочет делиться, поэтому автор искренне восхищается его щедростью, но отдать последнее способны единицы. «Далеко Ротшильду до этого мужика!»

Еще работы по литературе и русскому языку

Реферат по литературе и русскому языку

Анализ стихотворения в прозе «Два богача» Тургенева

Поэтическая зарисовка «Два богача» Ивана Сергеевича Тургенева впервые была опубликована еще при жизни автора в «Вестнике Европы».

Стихотворение написано летом 1872 года. Его автору исполнилось 60 лет, он признанный корифей русской литературы. Каждую его новую книгу встречали с интересом, издатели не скупились на гонорары. Жил он в основном во Франции, где самой близкой для него была семья Виардо. По жанру – стихотворение в прозе. Собственно, жанр этот также обязан своим возникновением Франции образца первой половины XIX века. Сам цикл в целом писатель в черновых набросках именовал «Старческое». Эти миниатюры И. Тургенев считал стихами без ритма и размера. Интонация повествовательная. Лирический герой – сам автор. Рассказчик – сквозная фигура всего цикла. Объем произведения – 5 абзацев, в каждом последующем число строк уменьшается.

Завязка композиции – рассуждение лирического героя о «богаче Ротшильде» с легко читаемым чуть скептическим авторским отношением. Скажем, через эпитеты: из громадных своих доходов, целые тысячи. И через перечислительную градацию с неизменным предлогом «на»: лечение, воспитание, призрение. Дома призрения – дома престарелых для одиноких и больных. Глаголы с нарочито возвышенным смыслом: я хвалю и умиляюсь. Они же переходят в настойчивый рефрен во втором абзаце. Дальнейшее развитие событий подчеркнуто двойным отрицанием «не могу я не». Затем автор описывает крестьян, решавших – брать ли в дом «сироту-племянницу». Есть ее имя: Катька. Эпитеты красноречивы: убогое семейство, разоренный домишко (уменьшительный суффикс подчеркивает их бедность и простоту). Вводится прямая речь персонажей – «бабы» и «мужика, ее мужа». Через прием инверсии выделена индивидуальность речи: возьмем мы. Опять эпитет с местоимением: последние наши гроши. Грош равнялся 2 копейкам. «Не на что будет похлебку посолить»: впечатляющий мотив И. Тургенева с дороговизной соли. Впрочем, на вес золота она не была, стоила в те годы от 50 копеек до 1 рубля за пуд (16, 3 кг), другое дело, что у крестьян денег было в обрез. И буквально через 2 года акциз на соль был отменен, цена упала до примерно 30 копеек, а с увеличением промышленной добычи подешевела еще больше. Крестьянка осторожничает, ждет решения хозяина. Сделав паузу, будто задумавшись, мужик отвечает, что «а мы ее… и не соленую». Развязкой и авторским эпилогом стало восклицание: далеко Ротшильду до этого мужика! Писатель как бы обращается к читателю, призывая его согласиться с этим выводом. По его мнению, жертва крестьянина – выше благотворительности банкира. И если первый персонаж богат деньгами, то второй – щедрым и жалостливым сердцем.

Лирическая миниатюра «Два богача» — маленький факт из биографии И. Тургенева, ставший под пером писателя нравственным уроком.

Композиция

В анализируемом произведении можно выделить три смысловые части.

  1. В первой из них Иван Сергеевич рассказывает об известном банкире Ротшильде, который жертвует приличные суммы на благотворительность. Как заявляет рассказчик, подобные поступки заслуживают огромного уважения.
  2. Во второй части автор «рисует» картину, демонстрирующую непростую судьбу обычной крестьянской семьи. Однако поэт показывает невероятную доброту простых крестьян. Несмотря на то, что члены крестьянской семьи находятся в трудном финансовом положении, они принимают в семью девочку, которая осталась сиротой, без всяких раздумий.
  3. В заключительной части, состоящей всего из одного предложения, автор выразил основную мысль своего произведения. Тургенев неспроста продемонстрировал две противоположные семьи. Такое сопоставление автор использовал, чтобы доказать, что многочисленные пожертвования не сравняться с добротой «без соли». Ведь крестьяне отдают последнее, а Ротшильд все равно живет в роскоши.

Композиция

Сравнивая благотворительность Ротшильда и бедных крестьян. В первой части, зачине, он говорит о том, что прекрасно относится к поступкам богача, жертвующего тысячи на нужды тех, кому нужна помощь. И такой поступок действительно заслуживает уважения, ведь далеко не все богатые люди поступают так же. Но смысл произведения раскрывается дальше, во второй части.

В ней он показывает, насколько щедрыми могут быть люди, которые сами располагают очень немногим. Крестьянская семья разговаривает о том, что им необходимо взять на воспитание сиротку-племянницу, но тогда у них денег не будет даже на соль. И глава семьи, главный герой, принимает решение – значит, похлебку они будут есть несоленой. Именно это и есть настоящая, от души щедрость – Тургенев оценивает ее гораздо выше пожертвований самого Ротшильда.

При этом из диалога крестьян непонятно, есть ли в семье собственные дети, но скорее всего есть, иначе не было бы такой нужды. Женщина не говорит о голоде, просто соль в доме – признак хоть какого-то, но достатка. Взяв еще один лишний рот, семья лишится и его. Интересно также, что в этой части писатель делает акцент на слове “мы” , показывая, что хотя решение и остается за мужем, семья в данном случае едина.

Смысл стихотворения «Два богача»

По сути, после прошлого описания сюжета смысл лежит на поверхности — нужно уметь жертвовать и быть добрым по отношению к другим. Никакие богатства не заменят простой человеческой заботы. Обычный крестьянин отдал все ради того, чтобы ребенок (племянница) росла не в одиночку. Он же мог отказаться от нее, заявив, что денег совсем нет. Но совесть не позволила этому мужчине отказать девочке.

Смог бы так поступить этот Ротшильд? Вряд ли. Если сейчас, когда у него все есть, он выделяет лишь часть от дохода на добрые дела, то в тяжелые периоды он не сможет быть таким же «добрым». Несомненно, благотворительность — это хорошо, но его жертва куда меньше той, что была принесена этим мужчиной. И Тургенев гордится, что у нас еще такие мужики! Это и правда повод для настоящей гордости, ведь это значит, что не потеряны еще поколения. Вот только жаль, что настолько добрые люди, как правило, являются бедными крестьянами.

Иван Сергеевич Тургенев показал нам, что для того, чтобы стать богатым, не обязательно иметь множество денег. Главное богатство — это богатство души. Бедная семья приняла сироту-племянницу даже тогда, когда денег для этого не было. Разве это не героический поступок? Далеко не каждый сможет поступить подобным образом. Поэтому Иван Сергеевич так высоко и оценивает поступок: богач Ротшильд имел огромное количество финансов для добрых дел, а крестьянская семья — нет.

Анализ стихотворения в прозе «Два богача» Тургенева

Поэтическая зарисовка «Два богача» Ивана Сергеевича Тургенева впервые была опубликована еще при жизни автора в «Вестнике Европы».

Стихотворение написано летом 1872 года. Его автору исполнилось 60 лет, он признанный корифей русской литературы. Каждую его новую книгу встречали с интересом, издатели не скупились на гонорары. Жил он в основном во Франции, где самой близкой для него была семья Виардо. По жанру – стихотворение в прозе. Собственно, жанр этот также обязан своим возникновением Франции образца первой половины XIX века. Сам цикл в целом писатель в черновых набросках именовал «Старческое». Эти миниатюры И. Тургенев считал стихами без ритма и размера. Интонация повествовательная. Лирический герой – сам автор. Рассказчик – сквозная фигура всего цикла. Объем произведения – 5 абзацев, в каждом последующем число строк уменьшается.

Завязка композиции – рассуждение лирического героя о «богаче Ротшильде» с легко читаемым чуть скептическим авторским отношением. Скажем, через эпитеты: из громадных своих доходов, целые тысячи. И через перечислительную градацию с неизменным предлогом «на»: лечение, воспитание, призрение. Дома призрения – дома престарелых для одиноких и больных. Глаголы с нарочито возвышенным смыслом: я хвалю и умиляюсь. Они же переходят в настойчивый рефрен во втором абзаце. Дальнейшее развитие событий подчеркнуто двойным отрицанием «не могу я не». Затем автор описывает крестьян, решавших – брать ли в дом «сироту-племянницу». Есть ее имя: Катька. Эпитеты красноречивы: убогое семейство, разоренный домишко (уменьшительный суффикс подчеркивает их бедность и простоту). Вводится прямая речь персонажей – «бабы» и «мужика, ее мужа». Через прием инверсии выделена индивидуальность речи: возьмем мы. Опять эпитет с местоимением: последние наши гроши. Грош равнялся 2 копейкам. «Не на что будет похлебку посолить»: впечатляющий мотив И. Тургенева с дороговизной соли. Впрочем, на вес золота она не была, стоила в те годы от 50 копеек до 1 рубля за пуд (16, 3 кг), другое дело, что у крестьян денег было в обрез. И буквально через 2 года акциз на соль был отменен, цена упала до примерно 30 копеек, а с увеличением промышленной добычи подешевела еще больше. Крестьянка осторожничает, ждет решения хозяина. Сделав паузу, будто задумавшись, мужик отвечает, что «а мы ее… и не соленую». Развязкой и авторским эпилогом стало восклицание: далеко Ротшильду до этого мужика! Писатель как бы обращается к читателю, призывая его согласиться с этим выводом. По его мнению, жертва крестьянина – выше благотворительности банкира. И если первый персонаж богат деньгами, то второй – щедрым и жалостливым сердцем.

Лирическая миниатюра «Два богача» — маленький факт из биографии И. Тургенева, ставший под пером писателя нравственным уроком.

Стихотворение “Два богача” написано Тургеневым на закате его жизни. Как и другие произведения, включенные в сборник “Стихотворения в прозе”, это представляет собой небольшой философский рассказ. Краткий анализ “Два богача” по плану поможет ученикам 7 класса лучше понять смысл произведения. Он может быть использован на уроке литературы для объяснения темы.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГДЗ 8 класс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: