Краткое содержание для читательского дневника
- На Украине бушует гражданская война и революция. Воюют между собой красные, зеленые, атаманы между собой.
- Мальчик Димка живет с мамой, бабушкой и маленьким братом в деревне. Он любит играть среди старых сараев.
- В дом, где живет Димка, возвращается его дядька Головень. Головень – дезертир и держит всю Димкину семью в страхе.
- Головень прячет на сеновале винтовку. Любопытный Димка решил ее посмотреть.
- Головень застал Димку с винтовкой. Димка начал от него убегать, но Головень его догоняет и начинает избивать.
- Димку спасает красноармеец.
- Димка отправляется к берегу реки и встречается с мальчиком Жиганом.
- Мальчики решают убежать из деревни. Они готовятся к побегу, подготавливая припасы.
- В соседней деревушке Ольховке происходила починка автомобиля красноармейцев. Дьякон подал знак зеленым, когда машина выехала. Зеленые расстреляли красноармейцев, взорвали гранатой машину. Один красноармеец убежал.
- Мальчишки находят раненого красноармейца в старых сеновалах, где они прятали припасы перед побегом. Помогают красноармейцу, чем могут: приносят воду, еду, лекарство.
- Жиган узнает, что красные пришли в город. Раненый красноармеец пишет записку с буквами «Р.В.С.». Жиган отправляется передать записку красным. Димка остался с красноармейцем.
- Головень начал подозревать о красноармейце. Вот-вот зеленые должны начать обыск сараев.
- Жиган привел других красноармейцев к сараям. Красноармейцы побеждают врагов.
- Димке и его семье оформили документы, чтобы они без задержек могли ехать к отцу в Петроград.
- Жигану оформили бумагу, что он не шантропа и шарлыган, а элемент, доказавший свою революционность.
Читайте по теме: Полный список рассказов Гайдара для читательского дневника, в т.ч. краткое содержание, главные герои и т.п.
Краткое содержание рассказов Андреева
Ангелочек
Саша – это мальчик, который ведет себя очень неуклюже, и даже зло. Он ведет себя по-хулигански, так, что все вокруг бояться его и просто не понимают. А у Сашки своя жизнь – весьма нелегкая, а потому он так и зол Читать далее
Баргамот и Гараська
Главный герой – Иван Акиндинович Бергамотов по кличке «Баргамот» – городовой, которого уважали жители окраины «Орла». Этого высокого, толстого и в то же время сильного человека знали как серьёзного и солидного мужичка. Читать далее
Большой шлем
Трое мужчин и одна женщина собирались трижды в неделю, чтобы сыграть в карточную игру Винт. Николай Дмитриевич Масленников и его партнер по игре Яков Иванович приходили на квартиру к Евпраксии Васильевне и её брату Прокопию Васильевичу Читать далее
Гостинец
В рассказе повествуется о двух рабочих – портном Сазонке и подмастерье Сенисте. Мастер навещает мальчишку в больнице и обещает прийти снова. Он постоянно думает о том, как принесет Сенисте гостинец, но не может сдержать обещание. Читать далее
Жизнь Василия Фивейского
В книге описывается нелегкая судьба Василия Фивейского. Герой строил свою жизнь по крупицам. Он стал священником, обвенчался и родил дочку и сына. С момента рождения детей прошло 7 лет Читать далее
Жизнь Человека
В произведении на суд публики представлена вся жизнь Человека. Действие разворачивается от момента рождения Человека до самой смерти. Он будет идти по жизни, как по лестнице, каждый раз поднимаясь на новую ступеньку. Читать далее
Иуда Искариот
Христа предупреждали насчёт Иуды Искариота множество раз — но он их не слушал. Со временем, впрочем, ученики Христа привыкли к нему. Но не принимали его. Когда Иуда оказался прав в споре с Фомой — люди в селении оклеветали Иисуса Читать далее
Красный смех
В произведении Андреева “Красный смех” повествование ведётся от солдата находящегося на войне. Он описывает бой, который длится уже около трёх дней. Он явно видит галлюцинации и бредит, вспоминая о своей семье, обоях в квартире, и о хохоте. Читать далее
Кусака
1901 год. Андреев Леонид заканчивает свое произведение «Кусака». В центре повествования собачонка, которая никому не нужна. Ее шпыняют, даже могут побить Читать далее
Петька на даче
Герой рассказа – Петька работает в парикмахерской на побегушках. Бедному ребенку ничего больше не остаётся, иначе умрёт от голода. И вот хозяин отпускает ребенка на дачу, где его мама работает кухаркой. Жизнь на лоне природы напоминает ребёнку рай. Читать далее
Рассказ о семи повешенных
Министру сообщили, что на него готовиться покушение. Чиновник встретил это известие спокойно, полиции известно место и время нападения. Только ночью он понял, как это страшно знать время своей смерти. Читать далее
Роза мира
Роза Мира – самый известный труд Даниила Андреева. Книга, которая передает суть существования человека, описывает судьбы России и мира в целом. Является фантастической сокровищницей в русской литературе и философии Читать далее
Об авторе
Леонид Андреев, родился в обеспеченной семье, в Орловской губернии, в 1871 году. В юном возрасте его отдали в классическую гимназию, где он проявил интерес к литературе. Особенно ему нравились книги зарубежных писателей, в которых рассказывалось о приключениях – Майн Рид, Фенимор Купер и Жюль Верн. А став старше проявил интерес к книгам Толстого, Гартмана и Шопенгауэра.
После окончания школы, он решает поступать на юридический факультет. Сначала он учиться в Петербурге, но из – за отсутствия денег, его отчисляют. Он переводится в Москву.
Московский университет он окончил в 1897 году, устраивается на работу в суд, и иногда пишет в газеты статьи под именем «Джемс Линч». Первый его рассказ вышел в 1898 году, а назывался «Баргамот и Гараська». Этот рассказ понравился Горькому. И Максим Горький оказывает ему помощь, и о Леониде Андрееве узнает широкая публика его произведения приобретают известность.
Через пару лет он печатает ещё один рассказ «Жили-были». После этого он решает жениться на Велигорской, которая была для него музой с 1902 по 1906 года. Живя с ней, он пишет произведения «Красный смех», «Савва», которые посвящает жене. Но в середине 1906 года его жена скончалась, от тяжелой болезни легких, этот удар он перенес трудно. Немного придя в себя, после утраты он пишет рассказ «Иуда Искариот».
Изначально автор с восхищением принял Февральскую революцию. В марте он пишет статью «Памяти погибших за свободу». Но затем он не принял власть советов, и эмигрировал в Финляндию, где и прожил всю жизнь.
Он умер в 48 лет, от порока сердца в 1919 году. Его сначала хоронят в Финляндии, где кроме мамы никто не вспоминает о нем, но в середине XX века его перезахоронили в Санкт – Петербурге на Волковском кладбище.
А его литературное наследие в России было признано в период оттепели
Краткое содержание А. Гайдар «Р.В.С.»
Украинское село во время гражданской войны. Мальчик Димка тайком лазит в старые сараи, где во время войны были расстреляны люди, там он прячет патроны, шомпол от винтовки и австрийский штык. Там же он играет в разведчиков и командира армии. Когда Димка возвращается домой, то застает дома Головеня, который дезертировал и скрывается от красной армии, у него есть винтовка и он грозится выгнать из дома Димкину семью.
Димка мечтает уехать в Питер к отцу, но у них нет пропускных документов. Село освобождают красные. Димка находит винтовку, которую прячет Головень. Винтовка выстрелила и Головень начинает избивать мальчика, но его спасает всадник с красной звездой на груди. Головень сбегает.
Димка идет к реке и встречает худенького мальчика – Жигана, который поет песни в поездах. Жиган приехал к своей крестной, бабке Онуфрихе, чтобы пожить у нее две недели. Пришел как-то на речку Димка и предложил Жигану убежать, что бы воевать на стороне красных. Недалеко проходил большой фронт. Красноармейцы воевали с бандами, банды с красноармейцами, атаманы между собой. Особенно сильной была вражда между атаманом Козолупом и Лёвкой. В деревню нагрянули зелёные, они сдружились с Головнем.
Мальчики готовят провизию и припасы для побега. Побег был назначен на следующий вечер. В темноте мальчишки забежали в сарай, что бы припрятать котелок и колбасу, и очень испугались, когда услышали стоны. Только утром Димка вернулся, чтобы узнать, кто стонал в сарае и нашел раненого человека. Им оказался красноармеец, который спас Димку от Головеня. Димка понимает, что если расскажет кому-то о раненном, то того убьют. Димка и Жиган приносят ему воду и еду, а также йод, который выменяли в попа за сало. Поп рассказывает про йод матери Димки, и Димка врет, что йод ему был нужен для его собаки. Головень ему не верит и начинает за ним следить. Головень перепутал Жигана с Димкой и попытался схватить его, когда тот набирал воду для раненного, отобрал у него флягу.
Красноармеец пишет на листке буквы Р.В.С. и чертит загадочные черточки, потом передает листок Жигану, что бы он отнес его красным. Жиган идет краем леса и вечером натыкается на отряд зеленых, которые забирают его с собой. Жиган соскакивает с лошади и сбегает от них через чащу и заросли осинника. Вышел мальчик на дорогу и оказался в окружении другого отряда всадников, среди которых он узнает Головеня. Это был отряд Козолупа. Жиган ловко обманул их и отделался только ударами плети. Уже в ночи Жиган приходит на хутор, где ему показывают дорогу в город. В городе его остановил патруль и привел в штаб. Там мальчик показывает таинственную записку дежурному. Военный отряд тут же заспешил на помощь.
Димка с раненным ждали прихода красноармейцев и дождались. Прибыли и командир, и комиссар, и фельдшер с сумкой. Димке, Топу и матери выдали документы, которые их пропустят до Петербурга. А Жигану дали бумагу с печатью, которая разрешала ему петь в поездах песни красноармейские.
На другой день мальчики простились с незнакомцем, отряд покинул деревню.
Глава 3
Пока Лёнька болел, произошла Октябрьская Социалистическая революция. Вернувшись в училище, Лёнька обнаружил, что его класс сильно поредел. Исчез и Волков. Старшеклассники разгуливали по коридорам в шинелях, а уроки часто отменялись. Наведавшись к приятелю, Ленька узнал, что Волковы уехали в своё поместье.
Зима выдалась голодная. Стеша пошла работать на завод «Треугольник» и, чем могла, помогала Александре Сергеевне. Лёнька много читал и пытался сочинять стихи. Весной пришло письмо от бывшей няньки. Она приглашала всю семью на лето к себе, в деревню Ярославской губернии. Стеша из Питера уезжать отказалась — осталась беречь имущество.
Поздравления с 20 летием подруге
***
С 20-летием тебя,Любимая моя подруга!Желаю новой быть всегда,Желаю яркого досуга!Ещё железного здоровьяИ крупного всегда везения,Чтоб жизнь наполнилась любовью,А каждый день твой — вдохновением!
***
С радостью заходит он, теплом,И к юбилею светом полон дом.Ведь что такое эти 20 лет?Конечно, радость, песня, солнца свет!Поэтому желаем мы тебеВсегда хозяйкой быть в своей судьбе.И пусть ведет тебя издалекаЛюбви волшебная рука!
***
Уж не считается твой век с концовкой «-надцать»,Ты не юна, но очень молода,Красавица, тебе сегодня двадцать,И ждут тебя счастливые года.Подруга милая, так хочется, чтоб вместеС тобой по жизни счастье тихо шло,Чтоб ты судьбу лепила, как из теста,Как нравится, печалям всем назло.Будь умницей, достойна ты сокровищ,Хоть жизнь бывает грубой иногда,Я верю в то, что ты удачу словишь,Пускай преследует она тебя всегда!
***
С днем варения, подружка,Твой сегодня юбилей,Ты такая хохотушка,Дай поцеловать скорей!20 лет — смешная дата,Приключения впереди,Я желаю жить богато,Встретить принца на пути!
***
Какой прекрасный возраст, двадцать,От счастья замерла слеза,Душа поёт, излучают радостьТвои бездонные глаза.Подруга, будь всегда в достатке,Любовь ты в сердце береги,С удачей не играйся в прятки,Навек избавься от тоски.
***
Подружка! Пусть дарят букеты,Слова от души говорят,Ты будешь любовью согрета,Глаза пусть весельем горят!Тебе ровно 20 сегодня,Ты — супер красотка, поверь.Будь самой веселой и модной,И к счастью откроется дверь!
Как оформить читательский дневник
Его нужно заполнять с той поры, как ребенок научится сам читать. С каким воодушевлением будет смотреть на эту тетрадочку ваш ребенок, когда там появится первая запись. Это не просто дневник, это память и гордость. Ваш малыш будет дорожить своим читательским дневником, будет сам заносить туда записи о прочитанных книгах и писать свое мнение о прочитанном.
Через несколько лет ученик, листая этот дневник, вспомнит о своей первой книжке, увидит сколько раз он перечитал любимую сказку, а позже интересные рассказы и романы. Возможно кто-то из школьников продолжит вести такой дневник и после школы, а потом покажет этот дневник своим детям. Виды читательских дневников В зависимости от цели, которую преследует педагог, можно выделить несколько видов дневников: дневник-отчет о количестве прочитанных про себя или вслух страницах, отметки родителей, которые читали вместе с ребенком.
Здесь могут быть следующие столбцы: номер, название произведения и ФИО автора, число прочитанных страниц, тип чтения вслух и про себя , подпись родителей. Используется в начальных классах; дневник-отчет о прочитанных книгах учитываются только названия книг, имена авторов, даты чтения июнь 2016, август 2016 и т. Могут быть также «заметки на полях», то есть краткие замечания о книге ; дневник-шпаргалка с мини-анализом произведений о нём далее.
Что должно быть в читательском дневнике и как его заполнять? ФИО автора произведения Число страниц Жанр произведения поэма, роман, рассказ и т. В каком году было написано произведение.
Чем известен этот год в истории? Какова была обстановка в стране, где жил автор? Основные герои.
Можно указать просто их имена, но можно привести и краткую характеристику: возраст, связи с другими героями старший брат, отец, друг и т. Хочется ли быть похожим на героя?
Читательские дневники помогают кратко напомнить, о чем то или иное произведение. Объем Особых требований к тому, как вести дневник читателя, нет. Все зависит от желания ученика или предложенного учителем варианта
Кто-то ведет дневник подробно, обращая внимание на многие аспекты произведения, кто-то рассматривает только основные моменты, демонстрирующие то, что ученик действительно прочитал произведение. Пункты В читательском дневнике можно использовать следующие пункты: Название произведения
Год создания, биографические и исторические справки. Жанр произведения.
Например, можно разрешить использовать его во время контрольных и проверочных работ разумеется, при соблюдении определенных условий, о которых поговорим ниже. Для того, чтобы читательский дневник не превратился в банальную шпаргалку, договоритесь о том, что в нём не будет кратких содержаний или списанных непонятно откуда «разборов» произведений. Что же в нем должно быть? Для начала нужно указать следующие сведения: ФИО автора произведения и годы его жизни если ребёнок любит рисовать, можно добавить и портрет ; название произведения и год издания; жанр произведения; краткая история создания произведения; основные герои произведения и их краткая характеристика.
После этого я обычно предлагаю своим ученикам разделить тетрадь на две неравные колонки. В левую колонку нужно выписывать цитаты из произведения, в правую — собственные мысли или заметки. Славный был малый, смею вас уверить; только немножко странен. Ведь, например, в дождик, в холод целый день на охоте; все иззябнут, устанут — а ему ничего. А другой раз сидит у себя в комнате, ветер пахнет, уверяет, что простудился; ставнем стукнет, он вздрогнет и побледнеет; а при мне ходил на кабана один на один; бывало, по целым часам слова не добьешься, зато уж иногда как начнет рассказывать, так животики надорвешь со смеха… Да-с, с большими был странностями, и, должно быть, богатый человек: сколько у него было разных дорогих вещиц!.. Характеристика Печорина Максимом Максимычем.
Берём первую книгу по списку и читаем, обращая внимание на фамилию, имя и отчество автора; год издания; жанр книги; количество страниц это первое, что всегда само бросается в глаза. Во время чтения выписываем всех главных и не очень главных персонажей
После прочтения размышляем, о чём это я только что узнал это и есть основное содержание. Начинаем заполнять дневник, предварительно начертив все необходимые столбцы: название книги, автор, год издания или написания , кол-во страниц, жанр, основное содержание, главная идея, моё мнение о прочитанном. Заполняем каждую страницу Читательского дневника, сверяясь с информацией в книге.
Анализ рассказа Андреева «Валя»
Рассказ «Валя» (изначально заглавие было «Мать. Из мира детей») повествует о сложной детской психологии, о взрослении, о взаимопонимании. «Мать не та, что родила, а та, что вырастила» — глубокая мысль, которую доносит автор через характер маленького мальчика. А также идея неотвратимости судьбы и необходимости смирения перед лицом безысходности. Особый интерес представляет образ ребенка. Любопытен тот факт, что когда Андреев создавал характер и описание Вали, использовал в качестве прообраза свои детские фотографии. Автор охотно примерил на себя образ мальчика, сумел проникнуть в мысли, которые, возможно, таились в его собственной душе, когда он был ребенком.
Валя имел «общий вид строгой серьезности», рассудительный ребенок, не играющий с другими детьми, его лучший друг – книга. Он чутко реагирует на изменения атмосферы внутри семьи.
История, которую изобразил Л. Н. Андреев, до боли знакома многим. Обыденный сюжет, пропущенный через необычайно чувствительную психику автора, приобретает необычные черты, характерные детали.
Произведения Андреева «цепкие». Он хватает читателя за душу своей неординарностью, умением превратить простой сюжет в нечто глубокое, даже философское
Особое внимание стоит обратить на его язык и фигуры речи. Сравнения преобладают в тексте: «женщина окинула его взглядом, который словно фотографирует человека»; «она тотчас ушла в себя и потемнела, как потайной фонарь, в котором внезапно задвинули крышку»; «острый, как нож, смех»; «лицо мальчика было такое же белое, как те подушки, на которых он спал»
Более того, мальчик на протяжении всего рассказа сравнивает маму с «бедной русалочкой» из сказок Х. К. Андерсена.
Невозможно не обратить внимание и на яркую цветопись в текстах Андреева: «багровая пляска при свете факелов»; «огненные языки в красных облаках дыма»; «человеческая кровь и мертвые белые головы с черными бородами», «розовая лысина»
Эти особенности творчества
Композиционно «Школа» отражает основные этапы этой закалки. Повесть делится на три части. Первая — «Школа» — рассказывает о появлении у подростка Бориса Горикова ненависти к старому миру, врагам революции, царизму, о его стремлении участвовать самому в борьбе за новую жизнь. Вторая часть — «Веселое время» — показывает первые встречи Бориса с большевиками, первые попытки разобраться в сложном переплетении событий, уход пятнадцатилетнего мальчика на фронт. Третья часть — «Фронт», — завершающая и наиболее важная, включает большой круг событий и глубокий психологический подтекст. Пройдя трудные испытания, герой становится сознательным борцом за Советскую власть.
Могила героя могла быть в Москве, а не в Каневе
Некоторые исследователи пишут, что в Москве в отсутствие достоверных сведений о писателе подозревали его в измене и переходе на сторону противника. Рискну предположить, что как минимум к началу 1942 году советские руководители имели твердую уверенность в том, что Аркадий Гайдар погиб в бою. В противном случае ни съемки фильма «Клятва Тимура», ни тем более его премьера не состоялись бы. А если бы вдруг Гайдар в этот момент выступил по немецкому радио с призывом «повернуть оружие против Сталина» — представляете, каким психологическим ударом это могло бы стать?
Статья по теме
Настоящий Мальчиш. Непридуманная история Вали Котика Нет, Москва точно знала, что Гайдар пал смертью храбрых, пусть эти данные и не носили строго официальный характер. Почему, точно зная место гибели Гайдара, обнаружив в 1944 году на освобожденной территории его могилу, власти не сообщали об этом официально? Может, кто-то не мог простить писателю его таланта и мстил по-подлому уже погибшему?
В 1947 году писателя торжественно захоронили в городе Каневе. Правда, не все знают, что изначально последним пристанищем Гайдара должно было стать Новодевичье кладбище столицы. Однако в дело вмешался Центральный комитет Компартии Украины, настоявший на захоронении писателя в республике.
Анализ произведения
Сюжет развивается во время Первой мировой войны. История основана на реальных событиях.
Краткое содержание
Детские года мальчика Лени пришлись на довольно смутное время войны и революции. Раньше у него была полная семья. Отец имел сложный характер, выпивал, отчего брак распался. Ленька любил читать, что спасало его от грусти и тоски.
После смерти отца семейные заботы перешли на мать. Она преподавала музыку, только заработок был очень скромным, денег не хватало, чтобы прокормить 3 детей. Шла война, а зима выдалась особенно голодная. По весне женщину позвала нянька в гости, отдохнуть в деревне. Она отважилась уехать вместе с детьми, несмотря на обстрелы в городе.
Жизнь в деревне детям казалась спокойной и сытой. Леня быстро подружился с деревенскими мальчишками. Однажды мальчик заболел, мама повезла его в город к врачу.
Как-то мать Лени отправилась в командировку в другой город и долгое время не возвращалась, поэтому мальчику пришлось искать работу, чтобы прокормить себя. Он все время попадал в какие-то неприятности. Ленька был вынужден пойти на воровство, чтобы выжить. Через некоторое время он получил хорошую работу.
После выздоровления Ленька учился в профшколе. Учеба ему не давалась, но мальчик старался. Со временем он догнал своих одноклассников, подтянул свои пробелы, даже написал пьесу, которую поставили на сцене. Правда, ему досталась маленькая роль, но мальчик отлично с ней справился.
Чтобы найти маму, Ленька отправился в Петроград. Ему пришлось преодолеть множество трудностей, но он нашел ее. Оказалось, что когда женщина возвращалась домой, на поезд напали бандиты, но ей повезло, и она была невредима.
Дома Ленька связался с местной шайкой воров под предводительством Волкова. Мальчик не хотел никого обманывать и грабить, но случайно был втянут в преступление. Он был пойман с поличным. Леня признался в содеянном и был выпущен под подписку о невыезде. Ему было очень стыдно перед мамой. Она устроила его в специальную школу для трудных подростков. Мальчик хотел сбежать оттуда, но со временем смирился, а потом ему там даже стало нравиться. Благодаря замечательным педагогам Леня вырос прекрасным человеком, стал писателем.
Описание героев и основная мысль
В произведении представлены основные и второстепенные персонажи. К главным героям относятся следующие:
- Ленька Пантелеев — это добродушный, совестливый мальчик. Обстоятельства заставили его пойти по неверному пути, но после он исправился.
- Мать Леньки — преподаватель музыки. Это заботливая и мягкосердечная женщина.
- Волков — предводитель воровской шайки.
Автор на примере главного героя показал, что все трудности можно преодолеть с честью и достоинством. Произведение учит:
- честности;
- достойному поведению;
- благородству;
- порядочности.
Именно эти качества не позволяют человеку опуститься на самое дно. Видно также, как окружение влияет на жизнь человека. Шайка воров заставила Леньку участвовать в преступлении, а прекрасные педагоги помогли ему стать достойным человеком.
Глава 8
Вскоре Александра Сергеевна «уже руководила детским художественным воспитанием во всём городе». Семье отвели две большие меблированные комнаты, а Вася поступил в сельскохозяйственную школу и жил за городом в интернате. В начале марта Александра Сергеевна уехала в Петроград, в служебную командировку. Лёнька в это время лежал в больнице с тифом. Тётка мальчика не навещала, а в последние дни перестала ходить и Ляля. Вернувшись домой, Лёнька обнаружил, что все больны, а мама не вернулась. Он взялся вести хозяйство. Две недели он лечил тётку и Иру, бегал в больницу к Ляле и стряпал обеды. Тётка поправилась, и Лёнька стал для неё обузой. В это время пришло письмо от Васи, очень довольного своим учением и работой, и мальчик решил податься к брату на «ферму».
Свободных мест в сельскохозяйственной школе не было. Александра Сергеевна не отзывалась, тётка становилась всё злее, и Лёнька решил ехать на ферму без сопроводительных бумаг, надеясь на помощь брата.
Директор школы Николай Михайлович мальчика не принял, и тот остался «на птичьих правах». Здесь воровали все. Директор, показавшийся мальчику смутно знакомым, и преподаватели обирали учеников, а ученики резали домашнюю скотину в окрестных сёлах. Лёнька быстро выучился этому ремеслу. Сельскохозяйственное дело мальчику не давалось, и он часто расплачивался за свои ошибки.
Однажды, выпасая свиней, Лёнька упустил породистого борова, и ему пришлось бежать из школы. Только теперь мальчик сообразил, что школой руководил бывший белогвардеец Поярков-младший. Лёнька вернулся к тётке, но та была ему не рада, и мальчик отправился в детский дом, где уже жила Ляля. Детдом размещался в бывшем женском монастыре. Однажды ребята нашли в колокольне припрятанные монашками вещи и попытались продать их на рынке. Так Лёнька попал в милицию, а потом в другой детдом. Ночью он сбежал оттуда, прихватив припрятанные от ребят женские ботинки, и подался в Питер искать маму.
Денег хватило ненадолго. Лёнька голодал, питался милостыней. В заброшенной усадьбе он нашёл ящики с книгами и продал их. Одним из покупателей оказался немец-сапожник. Узнав, что Лёнька — сирота, он взял его к себе подмастерьем. Если бы не хозяйка, сразу невзлюбившая мальчика, тот бы остался в Казани навсегда.
Через два месяца мальчик сел на первый попавшийся пароход, попал в городок Пьяный Бор и поселился на пристани в компании беспризорников. Наступила зима. Лёнька мёрз и голодал, пока его не подобрал на улице весёлый парень. Так мальчик попал в городской комитет РКСМ, где и остался на всю зиму. Вскоре парень, Юрка, предложил Лёньке поступить в профтехшколу. Рабочие специальности Лёньке не давались, а об алгебре он даже не слыхал. Узнав о неуспеваемости подшефного, Юрка взялся его «подтягивать». Через несколько месяцев Лёнька уже получал хорошие отметки.
Жизнь Лёньки начала налаживаться, когда в губернии вспыхнуло кулацкое восстание, и все комсомольцы ушли сражаться. Юрка погиб, и Лёнька снова почувствовал себя сиротой. Ранней весной он снова попытался добраться до Питера.
Сюжет повести «Р.В.С.» Гайдар
«РВС» Гайдар краткое содержание произведения:
Осевшие и полуразрушенные сараи, куда немцы свозили сено и солому. Атаман Криволоб расстрелял здесь четырех москалей и одного украинца, поэтому мальчишки боятся здесь играть. Не боится только Димка: он прячет в сарае две обоймы патронов, шомпол от винтовки и заржавленный австрийский штык без ножен и играет в разных командиров.
Если белый, то приговаривает: «Коммунию захотели? Свободы захотели? Против законной власти…». Если красный: «Против кого идете? Против своего брата рабочего и крестьянина? Генералы вам нужны да адмиралы…»
Заигравшись, Димка забывает вовремя прийти домой и бежит, боясь наказания, но дома ЧП: приехал Головень, которого недавно красные забрали в армию. Он ударил сапогом Шмеля (любимого пса Димки), после — Димку. Обещал выгнать «питерских пролетариев» (так он называл семью: мать, бабку, Димку и его младшего брата Топа). Отец у Димки в Питере. Головень прячется от красных на сеновале, имеет винтовку.
Димка забирается посмотреть на нее, открывает затвор и, не понимая как, загоняет в ствол патрон. Появляется Головень, винтовка выстреливает, Димка бежит, но получает от Головня тычок в спину. Спасает его от битья отряд красных кавалеристов. Димка боится идти домой.
Встречает Жигана из города, который пел песню «Да здравствуют Советы!». Поет песни по поездам. Он приехал к крестной бабе Онуфрихе отожраться. Она разрешила не больше, чем на две недели.
Димка назначает встречу на речке утром — ловить раков. Дома мама ругает, но без гнева. Наутро Димка предлагает Жигану убежать, так как Головень бьет и родных из дому гонит. Жиган предлагает побираться, после врет, что служил и красным, и зеленым, и «коричневым» (таких не было). Димка предлагает пойти воевать к красным. Стали собираться.
Недалеко — большой фронт. Кругом красноармейцы гонялись за бандами, или банды за красноармейцами, или атаманы клочились меж собой. Приехали зеленые, пьют с Головнем, роют яму за хатой Жигана. Возле деревеньки произошел бой, после него Димка не обнаружил спрятанного для похода в соломе мяса.
Провизию перепрятали, наутро назначили побег. Слухи о раненом большевике в окрестностях. Ребята украли из Димкиного подвала котелок и пошли прятать его в сарай, в соломе. Услышали там стон и, испугавшись, разбежались.
Наутро Димка нашел в сарае раненого красноармейца — того самого, что заступился за ним перед Головнем. Пришел Жиган, раненому дали еду и воду и пообещали молчать о нем. Димка взял дома кусок сала и обменял у попа (отец Перламутрий) на пузырек йоду.
Шло время, о красных не слышно, у Димки проблемы: Головень бьет, гонит мамку и Топа, поп рассказал матери про йод. Красный обещал помочь. А пока Головень узнал, что раненый где-то близко, нашли книжку, окровавленную с буквами Р. В. С. на первом листке Головень застрелил Шмеля, собирается куда-то ехать.
Ребята предупреждают раненого об опасности, Жиган говорит, что в городе красные и вызывается отнести записку с теми же загадочными буквами. По дороге попадает в руки зеленым (под предводительством Левки), сбегает, попадается ребятам Козолупа, натравливает их на Левкин отряд. Вскоре дорога раздваивается.
Жиган спрашивает на хуторе, по какой в город. Дорогу показали из окошка. Жиган доставил красным записку, те сразу по коням. Тем временем в деревушку приехали зеленые, но ночью искать сложно — отложили до утра. Утром подошли красные, прогнали врагов.
Димке с семьей выписали пропуска до Питера, а Жигану — бумагу, что он «не шантрапа и не шарлыган, а элемент, на факте доказавший свою революционность», а потому «оказывать ему, Жигану, содействие в пении советских песен по всем станциям, поездам и эшелонам» с гербовой печатью.
Заключение:
В писательской деятельности Гайдара повесть «Р. В. С.» сыграла важную роль, что понимал и сам автор. С этим произведением стал формироваться свойственный писателю художественный язык общения с юным читателем, что позволило найти отклик в его сердцах.
По мотивам повести А. Гайдара снят художественный фильм «Р. В. С.», вышедший на советские экраны 1 января 1977 года.
Рассказ «Чук и Гек» Гайдар впервые опубликовал в 1939 году. Историки литературы отмечают в произведении признаки традиционного святочного рассказа. На нашем сайте можно прочитать краткое содержание «Чука и Гека». Предлагаемый пересказ подойдет для читательского дневника, подготовки к уроку литературы.
Предыдущая запись Краткое содержание романа «Зверобой» Дж. Ф. Купера
Следующая запись Краткое содержание рассказа «Митина любовь» И. А. Бунина