§ 40. строение нервной системы и её значение

§ 40. строение нервной системы и её значение

Учебно-методический комплект по биологии за 8 класс рабочая тетрадь Пасечник В. В., Швецов Г. Г. (Просвещение)

Восьмиклассники на уроках биологии достигнут высоких результатов, если смогут регулярно выполнять практику из дидактического дополнения к учебнику на положительную оценку. Сайт содержит всю необходимую информацию для понимания материала из рабочей тетради. Верные ответы присутствуют на все номера упражнений и теоретических вопросов. Ребята в восьмом классе на занятиях биологии изучат следующие познавательные и важные понятия и определения из теоретической части учебно-методического комплекта:

  1. Биосоциальная природа человека.
  2. Эндокринная система.
  3. Как действуют органы чувств и анализаторы?

Чтобы закрепить теорию, важно качественно выполнять практику. В этом деле поможет ресурс, который составлен специально для дидактического дополнения к учебнику

Самоучитель имеет негативную репутацию среди учителей. Такую «славу» пособие заслужило благодаря неграмотному использованию нерадивыми и ленивыми школьниками. Бессмысленное списывание верных ответов приводит к удручающим результатам. Решебник принесет пользу только в случае грамотного применения. ГДЗ пригоден для самопроверки. Работа над ошибками под руководством пособия позволит исправить все недочеты до контроля со стороны учителя. К педагогу попадёт идеальный вариант решения, который гарантирует пятёрку. При таком рациональным совместном обучении в памяти у пользователя ГДЗ останется больше полезной информации.

Таблица «Строение и функции головного мозга»

Отдел

Особенности строения

Функции

Конечный или передний

Состоит из двух полушарий, которые соединяются между собой мозолистым телом. Поверхность полушарий имеет множество борозд и извилин.

Правое полушарие отвечает за левую сторону тела, а левое – за правую сторону. Здесь расположены центры регуляции произвольных движений, центры условных рефлексов и психических функций. Височная доля коры головного мозга регулирует слух, вкус и обоняние, затылочная – зрение, теменная – осязание; лобная – произношение речи.

Промежуточный

Состоит из гипоталамуса и таламуса.

Таламус является посредником в передаче раздражителей к полушариям и помогает адекватно приспособиться к изменениям в окружающей среде.

Гипоталамус регулирует работу обменных процессов и эндокринных желёз. Руководит работой сердечнососудистой и пищеварительной системы. Регулирует сон и бодрствование, управляет пищевыми и питьевыми потребностями.

Задний

Состоит из мозжечка и моста, который представлен в виде белого толстого валика, расположенного над продолговатым отделом.

Мозжечок расположен позади моста, имеет два полушария, нижнюю и верхнюю поверхности и червя.

Данный отдел обеспечивает функцию посредника при передаче импульсов в расположенные выше отделы мозга. Мозжечок отвечает за координацию и точность движений.

Средний

Расположен от переднего края моста до зрительных трактов.

Отвечает за скрытое зрение, а также осуществление ориентировочных рефлексов, (поворот тела в направлении звука).

Продолговатый

Является продолжением спинного мозга.

Управляет равновесием, содержит центры дыхания, глотания, чихания и кашля, рвоты, сердечно-сосудистый и пищеварительные.

Что мы узнали?

Головной мозг – это сложная система, которая руководит работой всех внутренних систем организма. Состоит он из пяти отделов, каждый из которых выполняет определённые функции. Без работы данного отдела центральной нервной системы сложно представить жизнедеятельность всего организма.

  1. /10

    Вопрос 1 из 10

Как часто использовать решебник?

Каждый школьник справляется с уроками по мере своих возможностей. Некоторым из ребят требуется постоянная помощь, а кому-то будет достаточно мимолетной подсказки раз в полгода. Как правило, к этому времени многие родители уже перестают принимать всяческое участие в учебном процессе, так что поддержки ученики ищут в основном у одноклассников. Но намного эффективнее станут занятия с готовыми ответами по биологии за 8 класс (авторы Пасечник В.В., Суматохин С.В., Гапонюк З.Г.), которое доступно онлайн в любое время.

Пользоваться сборником можно совершенно безбоязненно, ведь он:

Тренироваться с решебником серии Линия жизни учащиеся могут хоть каждый день, ведь все сведения в нем абсолютно достоверны и периодически обновляются в зависимости от изменений самой программы обучения. Периодические повторения наоборот позволят закрепить полученные навыки. Так что частота использования электронного пособия зависит от решения самих учеников.

Роль нервной системы в регуляции процессов жизнедеятельности

Нервная система обеспечивает быструю реакцию человеческого организма на любые воздействия, как внешние, так и внутренние. Работа нервной системы всегда строится на рефлекторном принципе, то есть она непрерывно отвечает на различные раздражители. Под рефлексом понимают наиболее правильный, часто встречающийся ответ организма на какой-либо раздражитель, причём этот ответ обязательно происходит с участием нервной системы.

Все рефлексы осуществляются под контролем особых участков нервной системы — нервных центров. Правильная работа нервных центров необходима для того, чтобы все системы организма работали слаженно.

Допустим, что на человека из-за угла выскочила собака. Органы чувств предупредят его об опасности. Его скелетные мышцы мгновенно сократятся для того, чтобы подготовиться к бегству или обороне, то есть человек вздрогнет. Дыхание участится для того, чтобы обеспечить кислородом все органы (особенно мозг и скелетные мышцы), которые будут принимать участие в конфликте. Сердце забьётся чаще, чтобы кровь быстрее доставляла к органам глюкозу и кислород из лёгких. А вот работа пищеварительной системы в этот момент затормозится, так как её непосредственное участие в этот момент не требуется. Все эти и многие другие изменения в работе организма человека произойдут под воздействием нервной системы практически мгновенно, и так же быстро все системы вернутся к прежнему, спокойному режиму работы, когда окажется, что напугавшая человека собака — это всего-навсего соседская болонка.

Новые понятия

Нервная система: центральная и периферическая, соматическая и вегетативная (автономная).

Ответьте на вопросы

1. По каким принципам классифицируют отделы нервной системы?
2. Какими отделами образована центральная и периферическая нервная система?
3. Каковы основные функции соматической и вегетативной нервных систем?
4. Чем отличается работа соматической нервной системы от работы вегетативной нервной системы? 5. Какова роль нервных центров в осуществлении рефлексов?

ПОДУМАЙТЕ!

Почему огромное значение для человека имеет невозможность произвольного управления работой вегетативной нервной системы?

Строение

Главный орган нервной системы состоит из трёх частей:

ТОП-4 статьи

которые читают вместе с этой

  • два полушария переднего мозга;
  • ствол;
  • мозжечок.

Так же он имеет пять отделов:

  • конечный или передний, составляющий 80 % массы;
  • промежуточный;
  • средний;
  • задний, включающий в себя мост и мозжечок;
  • продолговатый.

Белое вещество больших полушарий переднего мозга представлено в виде нервных волокон, которые могут быть трёх видов:

  • ассоциационные – связывают корковые участки в одном полушарии;
  • комиссуральные – соединяют два полушария;
  • проекционные – связывают кору с нижерасположенными образованиями.

Серое вещество состоит из тел нейронов, в больших полушариях это вещество образует кору и подкорковые ядра.

Рис. 2. Доли коры больших полушарий.

Следующая таблица поможет подробнее разобраться со строением и функциями различных отделов головного мозга:

Что и зачем дано в ГДЗ?

В классе и дома школьникам приходится пользоваться не только учебниками, но и другими методичками. Они нужны, чтобы ребята могли с разных сторон проработать пройденную тему. По факту дополнительные упражнения лишь увеличивают и без того большие нагрузки. А вот понимания теории ученикам как раз и не хватает. Решебник Лисова по биологии за 8 класс дает возможность вникнуть в суть каждой темы и быстро, но в то же время качественно справиться со всеми заданными номерами.

В пособии представлена та информация, которая несомненно пригодится учащимся:

  1. подробные готовые решения;
  2. развернутые верные ответы;
  3. детальные наглядные примеры;
  4. много дополнительных примечаний.

Благодаря занятиям с решебником подростки могут проверить результаты своей работы, исправить ошибки в домашних заданиях, разобрать особо трудные моменты. Кроме того, подготовка к любым проверочным испытаниям тоже не составит для них особого труда. В издании все расписано предельно доступно, поэтому восьмиклассники с любым уровнем знаний смогут прекрасно освоить программу.

Роль нервной системы в регуляции процессов жизнедеятельности

Нервная система обеспечивает быструю реакцию человеческого организма на любые воздействия, как внешние, так и внутренние. Работа нервной системы всегда строится на рефлекторном принципе, то есть она непрерывно отвечает на различные раздражители. Под рефлексом понимают наиболее правильный, часто встречающийся ответ организма на какой-либо раздражитель, причём этот ответ обязательно происходит с участием нервной системы.

Все рефлексы осуществляются под контролем особых участков нервной системы — нервных центров. Правильная работа нервных центров необходима для того, чтобы все системы организма работали слаженно.

Допустим, что на человека из-за угла выскочила собака. Органы чувств предупредят его об опасности. Его скелетные мышцы мгновенно сократятся для того, чтобы подготовиться к бегству или обороне, то есть человек вздрогнет. Дыхание участится для того, чтобы обеспечить кислородом все органы (особенно мозг и скелетные мышцы), которые будут принимать участие в конфликте. Сердце забьётся чаще, чтобы кровь быстрее доставляла к органам глюкозу и кислород из лёгких. А вот работа пищеварительной системы в этот момент затормозится, так как её непосредственное участие в этот момент не требуется. Все эти и многие другие изменения в работе организма человека произойдут под воздействием нервной системы практически мгновенно, и так же быстро все системы вернутся к прежнему, спокойному режиму работы, когда окажется, что напугавшая человека собака — это всего-навсего соседская болонка.

Новые понятия

Нервная система: центральная и периферическая, соматическая и вегетативная (автономная).

Ответьте на вопросы

1. По каким принципам классифицируют отделы нервной системы?
2. Какими отделами образована центральная и периферическая нервная система?
3. Каковы основные функции соматической и вегетативной нервных систем?
4. Чем отличается работа соматической нервной системы от работы вегетативной нервной системы? 5. Какова роль нервных центров в осуществлении рефлексов?

ПОДУМАЙТЕ!

Почему огромное значение для человека имеет невозможность произвольного управления работой вегетативной нервной системы?

Общая характеристика

Головной мозг – это главный орган нервной системы. Его исследованием медики занимаются до сих пор. Головной мозг взрослого человека содержит 90-95 миллиардов нейронов. Тела нейронов образуют серое вещество мозга, а нервные волокна (отростки нейронов) – белое вещество.

Рис. 1. Отделы головного мозга.

Данный орган имеет следующие виды оболочек:

  • мягкая или сосудистая;
  • паутинная (между паутинной и мягкой оболочкой циркулирует спинномозговая жидкость – ликвор, которая служит своеобразным амортизатором и защищает от ударов, а также поддерживает трофические и обменные процессы между кровью и мозгом);
  • твёрдая.

Мозг мужчин и женщин отличается по своей массе. У представителей сильного пола его вес на 100-150 г больше. Однако умственное развитие никак не зависит от этого показателя.

Функции генератора и передачи импульсов выполняют нейроны. Внутри головного мозга есть желудочки (полости), в которых образуется спинномозговая жидкость. От головного мозга в разные отделы человеческого тела отходят черепно-мозговые парные нервы. Всего в организме насчитывается 12 таких пар.

Нервная система

По анатомическому принципу нервную систему человека делят на центральную и периферическую.

Основа центральной нервной системы (ЦНС) — спинной мозг и головной мозг. Эти органы у человека развиваются, как и у всех позвоночных животных, из нервной трубки. Периферическая нервная система — это нервы, нервные узлы, нервные сплетения и нервные окончания. В её состав входят 12 пар черепно-мозговых нервов, 31 пара спинномозговых нервов, нервные узлы (ганглии) и нервные сплетения.

Нервами (от лат. нервус — струна) называют покрытые оболочкой структуры, состоящие из пучков нервных волокон, образованных в основном аксонами нейронов и клетками нейроглии. Различают нервы: чувствительные, обеспечивающие проведение импульсов от рецепторов в ЦНС; двигательные, обеспечивающие проведение импульсов из ЦНС в исполнительные органы; смешанные, способные проводить импульсы в обоих направлениях.

Нервные сплетения — это совокупность нервных волокон различных нервов, иннервирующих кожный покров, скелетные мышцы и внутренние органы. Одно из наиболее известных нервных сплетений — солнечное сплетение, расположенное в брюшной полости.

По анатомо-функциональному принципу нервную систему условно подразделяют на соматическую и вегетативную. Каждая из них имеет центральную (находящуюся в ЦНС) и периферическую (находящуюся за пределами ЦНС) части.

Соматическая нервная система регулирует работу скелетных мышц, осуществляя связь организма с внешней средой. С её помощью мы можем произвольно, по собственному желанию, управлять деятельностью скелетной мускулатуры.

Вегетативная (автономная) нервная система регулирует работу внутренних органов. Она управляет активностью гладкой и сердечной мускулатуры, а также желёз, координируя их деятельность. Эта система также управляет реакциями обмена веществ, поддерживая постоянство внутренней среды в организме человека. Сам человек не может командовать работой этой системы, то есть она, в отличие от соматической нервной системы, работает непроизвольно.

Сложности в изучении биологии

Не всем школьникам даются гуманитарные науки по причине того, что нужно запоминать огромное количество информации. Особые трудности возникают при освоении биологии, так как помимо объемных параграфов ребятам приходится еще сталкиваться с терминологией, определениями и точными данными. Любая халтура во время учебного процесса немедленно оборачивается против самих учеников, поэтому подходить к изучению предмета все же нужно ответственно. Разобраться в непростых параграфах поможет сборник ГДЗ по биологии 8 класс рабочая тетрадь Лисов Н.Д. В нем подростки найдут много полезных сведений.

Программа восьмого класса предусматривает изучение следующих параграфов:

  1. Сходство животных с другими организмами.
  2. Жизненные формы стрекающих.
  3. Многообразие паразитических плоских червей.
  4. Профилактика гельминтозов и меры борьбы с ними.
  5. Роль дождевых червей в процессах почвообразования.
  6. Общая характеристика типа Членистоногие, и т.д.

Знание дисциплины имеет большое значение для учащихся, которые хотят в дальнейшем стать врачами, фармацевтами, экологами, ветеринарами. Да и в обычной жизни навыки по биологии не будут бесполезны, ведь человек ежесекундно контактирует с окружающим его миром. Проблемные ситуации, связанные с пониманием текущей тематики, позволит устранить решебник.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГДЗ 8 класс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: