Тема восьмая: Стихотворение «Горные вершины» в контексте творчества Лермонтова
Особенности стихотворения «Горные вершины»
В стихотворении «Горные вершины» Лермонтов изображает картину неприступности и могущества гор, сравнивая их со своим собственным духом. Он использует яркие образы, метафоры и эпитеты для передачи своих мыслей и чувств.
Стихотворение написано в форме монолога, в котором автор обращается к горам как к живым существам. Через эту метафору Лермонтов передает идею о том, что горы имеют свою личность, силу и мощь.
Точное употребление слов и мощный звуковой ритм помогают передать эмоции и образы, создавая яркую картину гор и их могущества. Это характерно для творчества Лермонтова в целом — он умеет выражать свои мысли и чувства в точной форме языка и мощной звуковой картине.
Связь «Горных вершин» с другими произведениями Лермонтова
Стихотворение «Горные вершины» имеет связь с другими произведениями Лермонтова, такими как «Мцыри» и «Демон». Во всех этих произведениях автор изображает скрытую силу и духовную мощь героев, хотя они могут быть слабыми внешне. Это показывает, что внутренняя сила и мощь духа могут дать человеку силу преодолевать трудности и достигать своих целей.
Кроме того, в стихотворении «Горные вершины» автор обращается к идеям романтизма, которые были характерны для творчества Лермонтова в целом. Романтики верили в то, что человек может достигать высот в своем творчестве и жизни, если он находит в себе силы и мощь своего духа. Лермонтов относится к этой идее в своем стихотворении, сравнивая горы с духом человека и показывая, что настоящая сила лежит внутри каждого из нас.
Вариант 2
Это стихотворение было напечатано в 1840, в дебютном сборнике «Мечты и звуки», который Николай Алексеевич Некрасов издал на собственные деньги. Он не получил признания публики и был жестоко раскритикован большинством критиков. Поняв, что сборник вышел провальным, юный стихотворец стал выкупать экземпляры и подвергать уничтожению, однако не смог довести дело до конца ввиду нехватки материальных средств.
Сейчас это издание настоящая библиографическая редкость.
Кавказе, выдавая за собственные мысли и впечатления, является на самом деле не более, чем впечатлениями от стихотворений других писателей, уже ставших известными на момент начала
Это произведение действительно сильно уступает в качестве более поздним творениям Некрасова, и носит, скорее, подражательный характер. То, что поэт рассказывает нам о карьеры Николая Алексеевича. Ведь сам он никогда не был на Кавказе и не видел Эльбрус своими глазами.
Тем не менее нельзя отрицать, что произведение очень красиво, образы и сравнения, предоставленные в нем, помогают нам живо представить гряду массивных, непоколебимых гор, почувствовать их многовековую мощь и силу. Сейчас, имея доступ к огромному количеству информации, почти каждый человек хорошо знает, как выглядят горы, и способен восхититься их величием. Однако во времена Некрасова люди не располагали такими возможностями, но юный поэт несмотря на это смог прочувствовать горы всей душой, испытать восторг и восхищение и передать этот восторг своему читателю.
В своём творение стихотворец использует довольно необычные сравнения: например, горный хребет он сравнивает с перевёрнутою урной. Сравнение же гор с отцом и сыновьями, а также строки об «осколке глыбы вековой», которому наскучил небесный простор, заставляют человека увидеть горы более живо, одушевить их. Вкупе с предыдущими строками, которые наоборот, говорят о том, насколько незначимы для горных исполинов человеческие жизни, выходит довольно противоречивый образ, выбивающий читателя из колеи и создающий двойственное впечатление.
Возможно, таким образом, начинающий поэт хотел передать многогранность и многоликость Эльбруса.
Раннее творчество Некрасова пускай и не так оригинально и выверено, как более позднее, но всё же достойно внимания и восхищения. Ведь и сейчас, спустя сотни лет, оно не кануло в лету, и мы по-прежнему читаем не только самые известные произведения поэта, но и его первые пробы пера.
Анализ стихотворения Горы по плану
Анализ стихотворения «Горные вершины» (М.Ю. Лермонтов): основные темы и литературные приемы
Тема первая: Описание природы
В стихотворении «Горные вершины» Лермонтов передает волшебную красоту горной природы. Автор использует яркие красочные эпитеты, такие как «златокудрые горы», «серебряную росу», «солнечные лучи». Это создает образ прекрасной и величественной природы.
Лермонтов описывает не только красоту ландшафта, но и звуки, которые подчеркивают это волшебство. Он упоминает журчание ручейков и пения птиц. Автор использует метафору, сравнивая голоса птиц с «звучанием серебряных струн».
Использование таких литературных приемов, как эпитеты и метафоры, помогает автору создать образ живой, дышащей природы. Читатель видит и чувствует красоту горной природы, словно находится там вместе с автором.
Постановка проблемы в современном мире
Современный мир характеризуется острыми социальными проблемами, которые затрагивают все сферы жизнедеятельности человека. Нарушение экологического равновесия, рост безработицы, миграционные процессы, религиозные конфликты — это лишь некоторые из них.
Одним из главных вызовов нашего времени является ущерб, наносимый природе. Ускоренное развитие технологий и увеличение производства ведут к загрязнению окружающей среды, вымиранию видов животных и растений, изменению климата. При этом, такие проблемы, как глобальное потепление и выбросы в атмосферу вредных веществ, требуют немедленной реакции всего мирового сообщества.
Одновременно с экологическими проблемами, наблюдается также ухудшение социального благосостояния населения. Растущая безработица, невозможность получения достойной зарплаты, неравный доступ к медицинской помощи и образованию — все это приводит к увеличению социальных неравенств и недоверию к власти.
Кроме того, социальные конфликты, вызванные расовой, религиозной и культурной политикой, продолжают оставаться одними из наиболее важных социальных проблем. Бездействие властей, дискриминация и принижение прав меньшинств существенно подрывают доверие к государственным институтам и ведут к нарастанию культурного многообразия.
Все указанные проблемы не имеют простых решений, однако только понимание их важности и немедленное принятие мер позволят нам сохранить наш мир для будущих поколений
Анализ поэтики: «Спят все вершины горные…» Гете и Лермонтов «Из Гете»
Ночь — самое загадочное время. В средневековье считали, что именно ночью просыпаются призраки, оборотни, темные духи, черные феи. Ночью люди боялись выходить во двор, так как на небе нет давнего их защитника — Солнца. Но были у ночи и приверженцы. Много творческих людей могли работать только ночью, когда им никто и ничто не мешало. Ласковая ночь прятала в своей тьме не одного человека, который нуждался в этом. На самом деле, природа, непревзойденная днем, ночью кажется еще красивее. Под мягким светом месяца, который выглядывает из-за легкой тучки, она отдыхает, лишь кое-где утопая в черной, густой тьме. Ночью вместе с природой отдыхают и люди. Но иногда, когда мы ощущаем в своем сознании призыв звезд, мы просыпаемся, отворяем окно, или просто выходим на свежий воздух и вдыхаем его полными легкими. Ночной невидимый аромат плывет рядом с нежными тучами. В нем смешаны запахи матиол — маленьких цветочков, немного похожих на звездочку с неба, запах росы, которая бриллиантовыми россыпями укрывает растения, запах наработанного за день ветра, который иногда принесет откуда-то легкое ощущение дыма, и запах еще чего-то, что мы не можем установить. Ведь это ночь, поэтому должна сохраняться загадка.
Много писателей описывали ночь, иногда просто избирали ее как время для событий, о которых речь идет в произведениях, Гете в своем стихе «Ночная песня путешественника» не пишет открыто, что время событие — ночь. Но читатель понимает, что именно так и есть: утомленный путешественник, который смотрит на звездное небо и молится Богу за то, чтобы ощутить всю полноту жизни. Стих Гете перекликается с произведением древнегреческого поэта Алкмана, который мастерски описывает природу, ее звуки и тоны. «Спят все вершины горные…». В этом стихе грек изображает сон земли, воды, флоры и фауны. Остановившись на одной из строк, ощущаешь эту картину, словно бы дышишь ночным, свежим воздухом, с увлечением будто видишь горный ландшафт, острые горы, каменья, хищный ветер возвышенности. Похожее расположение духа передает Лермонтов в перепеве стиха Гете «Горные вершины». Путешественник, который устал идти целый день запыленным путем, останавливается ночью немного отдохнуть. Он наблюдает мирный, тихий, почти беззвучный сон природы и ждет, когда он также сможет отдохнуть.
Ночью, когда невидимые пути Гипноса зачаровывают сознание, усыпляют стальную волю и ледяной ум, у человека остаются только чувство и эмоции, долговременные и быстротечные. Они ложатся звездными строками стихов на белом фоне прекрасной розы письменности, создают фундамент лирики. Чувства сбиваются в тучи на небе нашего сознания и плывут в высоту ощущений, пока их не остановит сон, который уравнивает всех существ.
Краткий пересказ
Анализ стихотворения «Горные вершины» (М.Ю. Лермонтов)
Основные темы
В стихотворении «Горные вершины» М.Ю
Лермонтов обращает внимание на вечность природы и ее красоту. Стихотворение описывает горы, которые всегда останутся такими, какими они есть, и никакие изменения не смогут изменить их красоты
В то же время, стихотворение также обращает внимание на то, что жизнь человека проходит быстро, и ничто не может сохранить его на земле, кроме творческого наследия. Главным образом является образ поэта, который, хотя и прошел, оставил после себя свои стихотворения, которые остались жить и бесконечно переживают читателей в разных эпохах и странах
Литературные приемы
- Метафора. В стихотворении «Горные вершины» Лермонтов использует метафору для образования образа гор. Горы сравниваются с божественными существами, которые стоят неподвижно и не изменятся никогда.
- Антитеза. Поэт использует антитезу для выражения противоположностей между жизнью человека и природой. Природа остается неизменной, тогда как человек проходит и исчезает.
- Рифма. Стихотворение содержит сложную систему рифмы, которая создает эффект ухудшения настроения в конце стихотворения. Рифма также служит для удержания в памяти структуры стихотворения.
В целом, стихотворение «Горные вершины» М.Ю
Лермонтова представляет собой выразительный образец романтической поэзии, которая акцентирует внимание на вечности природы и красоте, а также неизбежности смерти человека и его творческом наследии для сохранения памяти об этом мире
Разочарование и отчаяние героя в стихотворении «Горные вершины» М.Ю. Лермонтова
«Горные вершины» — это стихотворение, в котором автор передает отчаяние и разочарование героя через использование нескольких символов и тем. Основным символом является горная вершина, которая отражает жизненный путь героя.
В начале стихотворения герой описывает себя как путника, который ищет новые вершины. Однако, по мере того, как герой продвигается вверх, он сталкивается с трудностями и усталостью. Именно здесь начинается его разочарование. Горная вершина, которую он так долго искал, оказалась пустой, безжизненной и безразличной.
Другим символом, передающим отчаяние героя, является ледяной ветер. Этот ветер символизирует жестокость и безжалостность мира, которую герой не может принять и которую он пытается бороться. Однако, его борьба не приводит к успеху и больше приводит к усталости и разочарованию.
Ключевая тема стихотворения — это понимание того, что жизнь не всегда является прекрасной и идеальной. Герой понимает, что не все вершины являются достойным путешествием, и настоящая жизнь не всегда лучше, чем рисованная картина. Усталость и разочарование приводят героя к тому, что он начинает искать ответы на свои вопросы и решений на свои проблемы, что очень похоже на положение поэта в своей личной жизни.
Анализ стихотворения «Из Гёте» Лермонтова
Наследие Михаила Юрьевича Лермонтова включает в себя и его переводческую деятельность. Переосмысливая оригинал, поэт создает вполне самостоятельные произведения, среди которых особое место занимает короткое стихотворение «Из Гете».
Стихотворение написано в 1840 году, поэт издал свой единственный прижизненный сборник стихотворений, роман «Герой нашего времени», и был отправлен после дуэли в действующую армию на Кавказ. Поручик Тенгинского пехотного полка, он дважды был представлен к наградам за храбрость, только опала помешала ему их получить. М. Лермонтов в тот год ждал только отставки, чтобы, наконец, вполне предаться творчеству. До смерти ему оставался один год. Иногда ошибочно полагают, что Гете в своей «Ночной песне странника» обозревал прошедшую жизнь. Нет, ему был 31 год. М. Лермонтов пересоздал его творение, сохранив аутентичность только первой строки и двух последних.
По жанру — пейзажная лирика с философским подтекстом, по размеру — хорей с перекрестной открытой рифмой. Лирический герой — некий наблюдатель, который будто переводит взгляд от созерцания природы на странника и говорит ему сакраментальное «отдохнешь и ты». Или же это мысли самого одинокого путешественника о себе. Царящий покой кажется неземным, его величие и простота подавляют, путнику впору растеряться и потерять цель.
О смертном покое напоминают «тьма» и «мгла». Эпитеты: тихие долины, свежей мглой. Олицетворение: вершины спят. Мир словно бы остановился. Многоточие подчеркивает этот момент. Взгляд наблюдателя скользит от горных пиков к долинам и, наконец, к дороге: такой шумной, обыденной днем, где пыль стоит столбом. Дневной открыточный вид ночью приобретает совсем другой смысл.
Лексика нейтральная, ритм песенный. Повторы: не. Задействована также конструкция «не с глаголом», усиливающая отрицание. Простой синтаксис, глагольность придают картине скрытую динамику. «Подожди немного»: то ли до ближайшего жилья идти осталось совсем чуть-чуть, то ли отдых имеется в виду иной. Обычно это стихотворение принято считать вольным переводом. Однако поэт существенно переработал оригинал, иначе расставив акценты и нарушив более строгую, сухую структуру творения своего предшественника.
Произведение «Из Гете» — вершина философской лирики М. Лермонтова. Эти строки были положены на музыку множеством композиторов как XIX, так и XX века.
2.3. Сравнительный анализ оригинала стихотворений и перевода М.Лермонтова по содержанию.
Итак, У Гёте есть заголовок «Ночная песнь странника», Лермонтов отбрасывает название, подписывая «Из Гёте». Он изменяет ритм, размер. Стихотворение становится плавным, мелодичным. Этому способствует и звукопись русского стихотворения: повторение звуков «а» и «о» ( горные. полны, мглой, ночной, дорога, подожди, отдохнёшь), а также инверсия (тьме ночной).
Переводить стихи очень трудно. И не всякий поэт может быть переводчиком, Переводчик должен свободно владеть языком, с которого переводит. Только большие поэты могут быть переводчиками. Буквальный перевод никогда не может быть переводом художественным. Богатый словарный запас нужен переводчику именно для того, чтобы переводить не дословно, но при этом нужно быть очень осторожным, не разрушить стиль текста. Переводчику нужен хороший эстетический вкус, он должен обладать чувством ритма. Ведь звуки слов в стихах очень сильно воздействуют на читателя.
Гете и Лермонтов — двух поэтов связывала не только страсть к литературе, но и общность характеров. Друзья рассказывали о похождениях молодого Гете с герцогом Веймарским, а Лермонтов и сам любил «погусарить». Когда юного Лермонтова спрашивали, почему он не берет денег за стихи, он отвечал словами Гете:
Das Lied, das aus der Kehle drengt, ist Lahn, der reichlich lohnet.
(Песня, которая льется из уст, сама по себе лучшая награда.)
Белинский утверждал, что Лермонтов «славно знает по-немецки и Гете почти всего наизусть шпарит».
В 1840 году переводит из Гете «Горные вершины…»
Есть стихи, которые трудно, а подчас просто невозможно забыть. Они будят, заставляют вникнуть в каждое слово, чтобы понять, осмыслить, почувствовать чьи-то души, сокровенные желания. Но есть другие стихи. Их можно забыть. То есть забыть слова, которые несут в себе состояние, настроение человека. Но само ощущение стихотворения забыть нельзя.
У Гете — картина тихо сходящей ночи, покоя в природе. Когда все стихнет, уснет и сам странник. Простые колоритные фразы — простые и по использованию художественных приемов, выразительных средств: «…На всех вершинах покой…».
Ночной пейзаж в лермонтовском переводе куда более сложный, более образный. Поэт «оживляет» природу, используя олицетворение.
«Горные вершины спят во тьме ночной» — это музыка тишины, живительный покой. Но так ощущать покой может только человек, перенесший бурю страстей, вышедший буквально из ада. Вырвавшись на миг из омута, он вдруг почувствовал пылающим сердцем свежесть, прохладу и тишину.
Спящая природа незаметно наполнила силами, вдохнула надежду: «Подожди немного, отдохнешь и ты», и чувств всех не выразить словами, разве что можно неуловимо передать их из сердца в сердце.
Именно такие стихи обогащают душу человека. Их нельзя пересказать, о них нельзя написать. Хвалить такие стихи можно только стихами, и притом такими же прекрасными…
У Гёте нарисована картина наступающей ночи. Поэт лаконичен, скуп на образы. Ночной пейзаж у Лермонтова более сложен и колоритен за счёт введения новых образов, использования изобразительно-выразительных средств.
У Лермонтова появляется новый образ (дорога), он подразумевает и странника, образ которого был убран вместе с названием. Тот, кто шагает или едет по этой дороге, видит картину, успокаивающую его. Есть ещё один новый образ — долины. С помощью этого образа и присутствующего у Гёте (вершины гор) создаётся контраст. Природа спокойна, а душа человека устала от волнений. Об этом не говорится в стихотворении, но это подразумевается. Ведь не зря оно заканчивается : «отдохнёшь и ты» .Интересно, кому говорит эти слова лирический герой? Страннику, идущему в ночи? А может, самому себе? Человек и природа как бы слились. Природа живая. Она одушевлена с помощью олицетворений» («вершины спят», «не шумят кусты»).
Известно, что стихотворение Гёте переводили и другие поэты, но перевод Лермонтова был первым и остался непревзойдённым.
Жизненный путь героя
В стихотворении Лермонтова «Горные вершины» герой описывает свой жизненный путь, который напоминает высокий, но трудный подъем на гору. Сначала он был ребенком, который играл беззаботно и невинно, не задумываясь о будущем. Но потом наступили первые трудности, и герой понял, что жизнь не так проста, как ему казалось раньше.
Дальше в жизни героя было много испытаний и тяжелых моментов, но он не оставался на месте. Он продолжал идти вперед, несмотря ни на что. Герой встречал разных людей, которые влияли на его судьбу, но он всегда был настоящим самим собой и не терял веры в свои идеалы.
В процессе своего жизненного пути герой стал мудрее и сильнее. Он научился переживать трудные моменты и искать выход из сложных ситуаций. Герой постоянно развивал свои качества и не останавливался на достигнутом.
В итоге герой добрался до вершины своей жизни. Он стал мудрым человеком, который преодолел все трудности и посмотрел на жизнь с новой, более глубокой перспективы. Герой прошел трудный путь, но каждый этап его жизни стал необходимым шагом к достижению целей и саморазвитию.
Анализ стихотворения Есенина «Да! Теперь решено. Без возврата»
В начале 20-х годов прошлого века отношение к творчеству Сергея Есенина было весьма противоречивым. Несмотря на то, что его называли поэтом села, некоторые стихи автора вызывали явное недовольство партийных лидеров, которые считали недопустимым слишком откровенные и нелицеприятные высказывания Есенина о советской власти. Кроме этого, ему не могли простить постоянных драк и пьяных дебошей, беспорядочной личной жизни и беспринципности с точки зрения нового строя, так как поэт никогда не принимал участия в агитационных мероприятиях и не призывал к трудовым подвигам.
Подробнее…
Анализ стихотворения Блока «Ветер принес издалека»
Начальный этап творчества Александра Блока тесно связан с символизмом – культурным течением, которое проповедовало образность и яркое, нестандартное выражение мыслей. Поэтому ранние произведения поэта отличаются обилием метафор и сравнений, которые создают особую, утонченную атмосферу. В таком ключе выдержано и стихотворение «Ветер принес издалека», написанное в последних числах января 1901 года. Однако в серости холодной петербургской зимы Блок сумел уловить первые признаки приближающейся оттепели, которую, как утверждает автор, «ветер принес издалека» . Подробнее…
Презентация к уроку по литературе (6 класс) по теме: Сравнительный анализ стихотворений И.Гете «Одинаковое» и М. Лермонтова «Горные вершины»
Подписи к слайдам:
Слайд 1 Сравнительный анализ стихотворений И.В.Гете «Одинаковое» (1780) и М. Ю. Лермонтова «Горные вершины» (1840)выполнила учитель русского языка и литературы Хову-Аксынской средней школы Чамыян З.М.
Слайд 2 Иоганн Вольфганг Гёте (1749- 1832)великий немецкий поэт 18 века В сентябре 1780 года Гете побывал в охотничьем лагере на горе Кинельхан у Ильменау. Ему было 31 год.
Слайд 3 Прошло 60 лет. Гете уже не было в живых. 3
Слайд 4 Михаил Юрьевич Лермонтов «Горные вершины» (1840)Перевод стихотворения «Одинаковое» Горные вершиныСпят во тьме ночной;Тихие долиныПолны свежей мглой;Не пылит дорога,Не дрожат листы…Подожди немного, Отдохнёшь и ты.
Слайд 5 «Горные вершины» (1840 год) Горные вершины Спят во тьме ночной;Тихие долины Полны свежей мглой; Не пылит дорога, Не дрожат листы… Подожди немного, Отдохнёшь и ты. Варламов Александр Егорович – композитор автор романса
Слайд 6 Горные вершины Спят во тьме ночной;Тихие долины Полны свежей мглой; Не пылит дорога, Не дрожат листы… Подожди немного, Отдохнёшь и ты. Над вершинами горПокой.Во всех вершинах деревьевНе ощущаешь тыНи дуновения:Птички молчат в лесу,Подожди только, скороОтдохнёшь ты тоже. КомпозицияМноготочиеПорядок словВыразительные средстваЛирический герой
Слайд 7 Таблица ПредметыВершины ГорыВершины ДеревьяТыДуновениеПтичкиЛесТы Состояние природы чередуется с состоянием лирического героя: над вершинами гор покой – не ощущаешь ты; птички молчат – созерцаешь ты тоже ДействияНе ощущаешьМолчатПодождиОтдохнёшь Все вокруг находится в состоянии покоя, молчания, тишины. В одном мгновении выразилась вечность. Человек причастен к состоянию природы. Интонация перечисления. Нет всплеска эмоций.
Слайд 8 Таблица Предметы ВершиныТьмаДолиныМглаДорогаЛистыТы ДействияСпятНе пылитНе дрожатОтдохнёшь нет движения, покой, отдых
Слайд 9 Что хотел сказать поэт? Показал картину покоя (сна) в природе, которая даёт отдых, спокойствие человеку. Скоро и человек уснёт, как и природа. Покой в природе дарует человеку душевное спокойствие. Произойдёт единение человека и природы
Слайд 10 «Одинаковое» ( 1780 ) Над вершинами горПокой.Во всех вершинах деревьевНе ощущаешь тыНи дуновения:Птички молчат в лесу,Подожди только, скороОтдохнёшь ты тоже.
Слайд 11 Вывод: раздумье о смысле жизни;Духовное единство человека и природы;Природа – место, где утомленный человек находит целительный покой и обретает душевное спокойствие;Таинственность природы, её сила дают человеку уверенность в будущее, надежду на лучшее;
Слайд 12 Другие переводы стихотворения И.В. Гете «Одинаковое»
Слайд 13 Над высью горнойТишь…В листве уж чёрнойНе ощутишьНи дуновения.В чаще затих полёт…О подожди. Мгновенье.Тишь и тебя… возьмёт. На всех вершинахПокой;В листве, в долинахНи однойНе дрогнет черты;Птицы спят в молчании бораПодожди только скороУснёшь и ты. И Анненский В. Брюсов
Слайд 15 Вершина – самый верх, верхняя часть
Слайд 16 Тьма – отсутствие света, мрак, мгла.Мгла – непрозрачный воздух от тумана, пыли, сумерек.Сумерки – полутьма между заходом солнца и наступлением ночи, а также перед наступлением рассвета.
Слайд 17 Долина — удлиненная впадина вдоль реки, среди гор;
Слайд 18 Покой – 1.неподвижность, отсутствие движения; 2. состояние тишины, отдыха, бездеятельности, отсутствие беспокойства;
Слайд 19 Ощущать – чувствовать, испытывать
Слайд 20 Дуновение – легкое движение воздуха
Слайд 21 Композиция – строение, соотношение и взаимное расположение частей
Слайд 22 Многоточие – предполагает вздох, раздумье, всплеск эмоций; Всплеск эмоций – яркое проявление душевных переживаний
Слайд 23 Прямой порядок слов:Восток горит новой зарёйИнверсия – обратный порядок словГорит восток зарёю новой
Слайд 24 Эпитет – художественное, образное определение: роща золотаяОлицетворение – художественный прием, где свойства человека переносятся на неодушевленные предметы: поют деревьяМетафора – перенесение значения по сходству (скрытое сравнение):сыплет черёмуха снегом
Слайд 25 Лирический герой – главное действующее лицо, чьи мысли и чувства раскрываются в стихотворении;Созерцать – рассматривать, наблюдать;Проникаться – глубоко понять, осознатьПриобщиться – стать участником чего-нибудь
Слайд 26 Композиция стихотворения 1 — 6 строки – описание природы;Многоточие предполагает вздох, раздумье, всплеск эмоций;7, 8 строки – описание состояния лирического героя; он со стороны созерцает картину природы, проникается её состоянием и приобщается к ней.Спят – отдохнёшь И ты. ( союз И подчёркивает, что человек – часть природыКонкретное время суток (ночь)Нет названия, читатель сам должен подумать над основной мысльюИнверсия – обратный порядок слов.
Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Горные вершины…»: основная тема и структура
Структура стихотворения состоит из пяти частей, каждая из которых содержит по две строфы. Каждая строфа состоит из трех строк. В стихотворении использована рифма, что делает его звучным и приятным для чтения.
Цель урока, на котором будет изучаться это стихотворение, – расширить словарный запас учащихся, развить навыки чтения и анализа текста. Ученики могут обсуждать основную тему стихотворения и смысл, который автор хотел передать через свои строки.
Михаил Юрьевич Лермонтов, автор стихотворения, был известным русским поэтом и писателем. Он был одним из самых талантливых и влиятельных литературных деятелей своего времени.
Взглянув на горные вершины,
Я их сравниваю с дружными мастерами труда:
Похожи они на горные вершины,
Которые идут в мир, чтобы дарить красоту и восхищение.
Горные вершины, такие высокие и величественные,
Наивысшее достижение природы,
В тишине и спокойствии они наблюдают за нами,
Все такие разные, но все такие прекрасные.
Урок чтения и анализа этого стихотворения позволит учащимся лучше понять тему горных вершин и восхищение природой, а также познакомиться с творчеством М. Ю. Лермонтова.
«Из Гете (Горные вершины…)» М.Лермонтов
«Из Гете (Горные вершины…)» Михаил Лермонтов
Горные вершины Спят во тьме ночной; Тихие долины Полны свежей мглой; Не пылит дорога, Не дрожат листы… Подожди немного, Отдохнёшь и ты.
Анализ стихотворения Лермонтова «Из Гете (Горные вершины…)»
Маленькому шедевру, созданному в 1840 г. была суждена долгая жизнь в искусстве: к нему обращались Брюсов, Анненский, Пастернак, а композиторы положили стихи на музыку. Романсы, в которых поется о горных вершинах, стали появляться с 40-х гг. XIX в. Всего насчитывается более 40 музыкальных вариантов лермонтовского восьмистишия.
Название произведения отсылает к источнику — «Ночной песне странника», написанной немецким классиком. Лирический герой короткого произведения очарован спокойствием пейзажной картины. Постепенно погружаясь в атмосферу тишины, он ощущает духовное единство с природными силами. Это единение способно исцелить человека, утомленного жизненными тревогами.
Вариацию Лермонтова обычно обозначают как вольный перевод. Действительно, точно воспроизведены лишь первая строчка и последнее двустишие оригинала. Природная зарисовка, изображенная русским автором, выглядит иначе: художественное пространство расширяется, оно включает в себя не только лесную чащу на фоне гор, но «тихие долины» и дорогу. Обозрев величественную панораму, лирический герой останавливается на элементе ближнего плана — листве на деревьях.
Немецкий поэт акцентирует внимание на двух деталях пейзажа: полном отсутствии ветра и молчании птиц. С их помощью поддерживаются мотивы неподвижности и покоя, основополагающие для стихотворения
Лермонтов прибегает к олицетворениям, которые оживляют оцепеневшую природу: «спят», «не дрожат». Еще одним знаковым приемом служит игра двойственным значением определения: мгла — «свежая», прохладная и дарующая обновление. Реальные приметы картины ночи наполняются философским смыслом. Наступающие сумерки несут не только холод, но вечный сон, долгожданное успокоение измученному герою.
Символичный иносказательный пейзаж — примета зрелого лермонтовского стиля. Движение «небесных тучек», одинокая сосна, засыпанная снегом, или «прекрасная пальма» — изображая природную зарисовку, автор повествует о состоянии души: одиночестве и неприкаянности, обреченности на скитальчество и жажде покоя.
Финальные строки обоих авторов объединяет мотив успокоения, однако в лермонтовской трактовке больше трагизма: его вариант покоя-сна омрачен семантикой смерти как желанного освобождения от жизненных тягот и страданий. На первый план выдвигается тема космизма: душа, избавившаяся от земного плена, сливается с вечной бессмертной природой.
М.Ю. Лермонтов — Из Гете
Проголосуйте!
Необыкновенно краткое стихотворение М.Ю. Лермонтова «Из Гете» становится всемирно известным. Можно было бы задуматься: почему вдруг небольшое двустишие, лишенное сюжета и действия, оказывается в ряду хрестоматийных стихотворений, изучается в школе и вузе, известно многим людям, даже очень далеким от литературной критики и литературы вообще? Попробуем в этом разобраться. Само по себе это восьмистишие несет на себе романтический отпечаток. Здесь нет тех рвущихся душ, которые так естественны мировой и русской романтической традиции. Правда, кажется, стихотворение очень близко романтическому наследию самого Михаила Юрьевича Лермонтова. Вспомним его роман «Герой нашего времени». Сам Григорий Александрович Печорин как будто ищет смерти. Не кажутся ли первые строки произведения его состоянием души?
Горные вершины
Спят во тьме ночной;
Тихие долины
Полны свежей мглой;
Итак, величественные горы, один из ярких символов истинной романтической натуры, погасли в долине мрака. Такая же мгла окутала долины, то есть землю. Иными словами, темнота опустилась на землю. Кстати говоря, ночь – это тоже время романтиков, в том числе и современных. Но это вовсе не та загадочная и манящая тьма, которой наслаждались и упивались настоящие романтические герои. Это символ остановки, смерти, успокоенности. Это доказывается и в тексте последних четырех строчек стихотворения:
Не пылит дорога,
Не дрожат листы…
Подожди немного,
Отдохнешь и ты.
Очень интересна и сама композиция текста, она как будто «нисходящая». Вначале описывается самый «высокий» образ – вершины гор. Далее следуют большие земные пространства, после чего передано ощущение успокоенности дороги и листьев на деревьях. Только потом происходит обращение к конкретному живому образу. Почему в последних двух стихах слышится уверенность? Именно потому, что символ опустившейся ночи вторит этому мотиву успокоенности. В самом начале нашего повествования мы затронули образ Печорина. Нечто похожее происходило и в душе героя. Он жил как бы в ожидании, в предчувствии своего близкого конца. Хотя все происходит именно в духе романтизма. В стихотворении отражена смерть в единстве с природой, а Печорин умирает по возвращении из очередного путешествия. Все это вполне укладывается в творческий код романтического текста. И, разумеется, в творческий код западноевропейского романтического произведения.
Похожие сочинения:
- М.Ю. Лермонтов — Парус Лермонтовский «Парус» — одно из самых известных и одновременно загадочных произведений поэта. Это типичное яркое и романтическое произведение. В нем кратко сформулирован целостный
- М.Ю. Лермонтов — Княгиня Лиговская: герой и Петербург Лермонтов имел возможность познакомиться с такими яркими шедеврами петербургских повестей, как гоголевские «Портрет», «Невский проспект» и «Записки сумасшедшего», подтолкнувшие автора
- М.Ю. Лермонтов — Княгиня Лиговская и «светская повесть» В ранних драмах редкие сцены, отражающие реальный быт и общественные проблемы, яркие типические образы были в основном эпизодичны, а общий тон произведения все равно оставался