Образная структура.
Стихотворение построено на антитезе «внешний мир — дом». Холоду и свисту противопоставлено мерное, ровное мурлыканье («пение») кота, дисгармоничному движению — покой дремоты и сна. Кот как образ, воплощающий уют и покой, встречается также в стихотворении Фета «Не ворчи, мой кот-мурлыка…», написанном почти в одно время (1843) с «Кот поет, глаза прищуря…»:
Не ворчи, мой кот-мурлыка,
В неподвижном полусне:
Без тебя темно и дико
В нашей стороне;
Без тебя всё та же печка,
Те же окна, как вчера,
Те же двери, та же свечка,
И опять хандра.
Дом в поэзии Фета «окружает личность <…> он является у Фета средоточием пейзажа, центром того пространства, которое сродни лирическому субъекту» .
Оттенки значения ‘тепло, уют’ присущи слову ковер. В стихотворении сосуществуют большой и неспокойный мир природы (или всего, что не есть дом) и теплый, родной для мальчика и кота мир детской. Но эти два мира не только противопоставлены. Для описания мира разгулявшейся стихии использован глагол играет, но с помощью родственного ему однокоренного слова игрушки характеризуется мир мальчика. Мир этот отнюдь не столь безмятежен, как может показаться на первый взгляд.
По свидетельству Фета, А. А. Григорьев, восхищавшийся этим стихотворением, восклицал: «Боже мой, какой счастливец этот кот и какой несчастный мальчик!» . Как понять это замечание проницательного литературного критика и внимательного читателя? Почему мальчик несчастлив? Очевидно, потому, что он несвободен в отличие от играющей стихии, которой никто не вправе приказать спрятать игрушки и, встав с ковра, идти в спальню. Несвободен он и в отличие от безмятежно и самозабвенно поющего кота. Игра стихии и пение кота свободны, игры и поступки мальчика подчинены воле взрослых.
Повторяющийся, устойчивый образ фетовской лирики — окно (см.: ).
Н. П. Сухова, замечая, что в произведениях Фета «поэт стоит перед окном в Мир, который чаще всего дает о себе знать беспокойными, тревожными сигналами», приводит цитату из «Кот поет, глаза прищуря…» и еще ряд примеров: «И крупный дождь в стекло моих окон / Стучится глухо» («Хандра», 1840), «Вот утро севера — сонливое, скупое — / Лениво смотрится в окно волоковое (узкое, щелевидное окно крестьянского дома. — А.Р.)» («Вот утро севера — сонливое, скупое…», 1841), «Люблю я немятого луга / К окну подползающий пар» («Деревня», 1842), «Печальная береза / У моего окна» («Печальная береза…», 1841), «Те же окна, как вчера, / Те же двери, та же свечка, / И опять хандра…» («Не ворчи, мой кот-мурлыка…», 1843). По мнению исследовательницы, «окно, распахнутое в мир, отсекает своей четырехугольной рамкой часть бесконечности и таким образом делает ее конечной, подразумевая в то же время продолжение „конечного“ за пределами своей рамки. То есть „окно в мир“ — это прекрасный пример стыка, борения конечного с бесконечным» .
Образ окна встречается и в других лирических произведениях Фета. Например, в стихотворении «Безмолвные поля оделись темнотою…» (1842) распахнутое окно символизирует открытость «я» миру природы, их отрадное слияние: «И снова тихо всё. Уж комары устали / Жужжа влетать ко мне в открытое окно: / Всё сном упоено…». А в стихотворении «Ласточки пропали…» (1854), где, как и в «Кот поет, глаза прищуря…», природа за окном — стихия хаоса, враждебная человеку:
С вечера всё спится,
На дворе темно.
Лист сухой валится,
Ночью ветер злится
Да стучит в окно.
Иная, гармоническая природа, но также стремящаяся проникнуть через окно в мир дома, представлена в стихотворении «Знакомке с юга» (1854):
И грезит пруд, и дремлет тополь сонный
<…>
И грудь дрожит от страсти неминучей,
И веткою всё просится пахучей
Акация в раскрытое окно!
Особенное значение образ окна приобретает в стихотворении «Не спрашивай, над чем задумываюсь я…» (1854), где в окно бьется не стихия, а живое существо — голубь, символизирующий мир и покой, но попавший в губительную бурю: «Так голубь, бурею застигнутый, в стекло, / Как очарованный, крылом лазурным бьется».
Но в отличие от остальных примеров в стихотворении «Кот поет, глаза прищуря…» мир за окном не увиден взором наблюдателя, бесспорно находящегося в доме. Мирная картина с поющим котом и дремлющим мальчиком может открываться как условному наблюдателю, находящемуся в комнате, так и взгляду, проникающему в комнату извне, через окно. Точное указание «буря свищет у ворот» и умолчание о том, кто именно произносит повеление мальчику, позволяет предположить, что пространственная точка зрения скорее находится вне уютного дома, — условный наблюдатель слышит голос, но не может увидеть взрослого, прерывающего своим приказанием сладкую дремоту ребенка.
Публикация «НОД для детей средней группы с ОНР, Заучивание стихотворения А, Фета „Кот поёт, глаза прищуря…“» размещена в разделах
- Заучивание. Конспекты занятий по заучиванию
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кот, котята. Все о кошках для детей
- Кот, кошка, котята. Конспекты занятий
- Кот. Литература о котах и кошках
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Средняя группа
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2016
-Продолжать развивать умение поддерживать беседу, задавать вопросы и отвечать на них, выслушивать друг друга до конца.
-Продолжать развивать мелкую моторику.
Материалы: портрет поэта А. Фета, картинки — раскраски с изображением кота, цветные ребристые карандаши.
Словарь: дремлет, прищурил, свищет, валит клоками, буря.
Анализ стихотворения Фета «Кот поет, глаза прищуря…»
Произведение 1842 г., включенное в цикл «Снега», предваряют стихотворения, изображающие мертвенную красоту зимней природы. Зловещий степной ветер, играющий снегом, или печальное великолепие березы, убранной по «прихоти» мороза, – пейзажные образы сложны, исполнены противоречий.
Анализируемый поэтический текст отличается от своих «предшественников» принципиально иной позицией лирического субъекта. Последний наблюдает за непогодой из теплой комнаты. Читатель чувствует неопределенность ситуации: по всей вероятности, сюжет разворачивается в помещичьем доме деревенской усадьбы. Непонятно, кто выступает в роли взрослого, отправляющего ребенка спать. Судя по безапелляционности тона, это не няня или гувернантка, а кто-то из родителей.
Противопоставление домашнего уюта и покоя разгулу зимней бури – основная антитеза, которая организует композицию текста. Первую часть стилистической фигуры символизирует «песня» мирно дремлющего кота, вторую – свист ветра, буря и снег за окном. Чтобы представить картину законченной и объемной, поэт задействует аллитерацию с опорой на согласные «р» и «с». Тот же эффект поддерживают повторы семантически близких фраз, касающихся описания ненастья.
Рефрен, который еще раз акцентирует основные компоненты антитезы, расставляет четкие границы художественного пространства: в комнатах господствуют порядок и уют, за пределами дома – хаотическая вакханалия стихии. Показательно соотношение лексем «играет» – «игрушки», которые относятся к противопоставленным сегментам художественного мира. Первая из них характеризует пугающую мощь непогоды, а вторая обладает исключительно мирными коннотациями.
Категоричность приказа взрослого, прямая речь которого звучит в центральном четверостишии, зависит от интонации конкретного чтеца. Можно вложить в текст ласковые увещевательные или твердые повелительные нотки. Легкое или более выраженное раздражение вызвано тревожным ожиданием окончания бури. Ребенок не разделяет чувств родителя: он убаюкан мерным мурлыканьем и не сомневается в надежности дома-крепости.
Нервное состояние персонажа-взрослого близко лирическому герою. В финальном катрене точкой «атаки» зимней стихии становится окно – прозрачная, хрупкая и уязвимая граница семейной гармонии. Оба взрослых встревожены: они следят за звучанием второй акустической доминанты, символизирующей враждебные и разрушительные внешние силы.
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Короткие стихи ✑ Стихи длиной 12 строк ✑
Петь, здорово! — Здравствуй, Вова!
Борис Заходер
— Петь, здорово!
— Здравствуй, Вова!
— Как уроки?
— Не готовы…
Понимаешь, вредный кот
Заниматься не дает!
Только было сел за стол,
Слышу: » Мяу… » —
«Что пришел?
Уходи! — кричу коту. —
Мне и так… невмоготу!
Видишь, занят я наукой,
Так что брысь и не мяукай!»
Он тогда залез на стул,
Притворился, что уснул.
Ну и ловко сделал вид —
Ведь совсем как будто спит!
Но меня ты не обманешь…
«А, ты спишь?
Сейчас ты встанешь!
Ты умен, и я умен!»
Раз его за хвост!
— А он?
— Он мне руки исцарапал,
Скатерть со стола стянул,
Все чернила пролил на пол,
Все тетрадки мне заляпал
И в окошко улизнул!
Я кота простить готов,
Я жалею их, котов.
Но зачем же говорят,
Будто сам я виноват?
Я сказал открыто маме:
«Это просто клевета!
Вы попробовали б сами
Удержать за хвост кота!»
Главная мысль
Тема стихотворения должна быть названа школьником с предельной точностью: ведь от ее правильного определения зависит дальнейший ход работы над анализом произведения. Идею лирического сочинения лучше всего выразить одной фразой для того, чтобы сам школьник отчетливо понимал, о чем именно писал поэт (о природе, дружбе, любви, Родине, поэзии, истории и т. д.). В рассматриваемом стихе Тютчева речь идет о раскаянии за причиненное возлюбленной горе. Поэтому ученики могут сказать, что перед ними – любовное стихотворение, однако сразу же необходимо пояснить, настоящая тема стихотворения – это скорее боль по ушедшему счастью, которое, пройдя, причинило возлюбленным столько горя.
Публикация «Разучивание стихотворения А, Фета „Кот поет, глаза прищурил…“» размещена в разделах
- Кот, котенок. Сказки, стихи, произведения о кошках
- Кот, котята. Все о кошках для детей
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Темочки
«Кот поёт, глаза прищуря…» Кот поёт, глаза прищуря; Мальчик дремлет на ковре. На дворе играет буря, Ветер свищет на дворе. «Полно тут тебе валяться, Спрячь игрушки да вставай! Подойди ко мне прощаться, Да и спать себе ступай.» Мальчик встал, а кот глазами Проводил и всё поёт; В окна снег валит клоками, Буря свищет у ворот.
Воспитатель: Дети, подумайте и скажите, какое время года описал А. Фет в своём стихотворении?
Воспитанники: Зиму.
Воспитатель: Что делает кот?
Воспитанники: Кот поет!
Воспитатель: Что делает мальчик?
Воспитанники: Мальчик дремлет.
Воспитатель: Что делает буря?
Воспитанники: Буря играет на дворе
Воспитатель: Что делает ветер?
Воспитанники: Ветер свищет.
Воспитатель: Что произошло дальше?
Воспитанники: Мальчик встал и кот проводил его глазами.
Воспитатель: Как вы думаете, кто мог предложить мальчику отправиться спать?
Воспитанники: Его родители.
Воспитатель: Что мальчик должен сделать прежде, чем лечь спать?
Воспитанники: Принять душ, почистить зубы, расстелить кровать.
Воспитатель: Молодцы! Вы многое запомнили из того, что я вам прочитала и то, что в стихотворении говорится о буре.
Воспитатель: Давайте сделаем дыхательную гимнастику «Буря». Приготовьте пальчики и, выдыхая воздух, не забывайте показывать бурю.
Воспитанники выполняют дыхательную гимнастику
Воспитатель: Мне очень понравилась ваша «буря».А теперь послушайте стихотворение ещё раз и постарайтесь запомнить то, какими словами поэт описывает бурю.
Воспитатель повторно читает стихотворение
Воспитатель: Кто запомнил слова о буре? Что она делает?
Воспитанники: Буря свищет у ворот
Воспитатель: Правильно, а как поэт говорит о буре в самом начале?
Воспитанники: Во дворе играет буря.
Воспитатель: Как вы думаете, почему вначале буря играла, а в конце стихотворения она уже свищет?
Воспитанники думают над ответом
Воспитатель: Я вам подскажу. Поэт показывает, что буря становится всё сильнее.
Воспитатель: Мальчик встал, чтобы уйти спать, а что делает кот?
Воспитанники: Он проводил мальчика глазами и «всё поёт».
Воспитатель: Правильно, это он поёт потому, что ему тепло и он не боится бури. Дети, пройдите за столы. Я приготовила для вас весь необходимый материал и предлагаю потренировать свои пальчики и раскрасить котика.
Воспитанники выполняют задание под руководством педагога и развешивают свои работы на мольберте
Воспитатель: Какие чудесные котики. У каждого из вас получился котик, который не похож на всех остальных. Сразу видно, что вы очень старались. Мне нравятся все ваши работы.
А сейчас послушайте ещё раз стихотворение и если вспомните слова, можете произносить их вместе со мной.
Воспитатель третий раз читает стихотворение и даёт возможность детям вместе с ней договаривать строки
Воспитатель: Дети, кто из вас решил, что уже запомнил стихотворение и может его прочитать?
С помощью воспитателя стихотворение читают 2-3 ребёнка, получая хвалу и одобрение
Особое внимание уделяется выразительным средствам языка
Воспитатель: Что нового вы узнали?
Воспитанники: Мы узнали о том, что делает буря, как автор стихотворения описывает природу.
Воспитатель: Дети, а что бы вы ещё хотели узнать?
Воспитанники: Больше о творчестве поэта и стихи о природе!
Воспитатель: Я обещаю вам прочитать ещё много стихов о нашей замечательной русской при
Автор и его стиль
Поэт создавал преимущественно лирические произведения, в которых сосредоточивался на внутреннем мире героев, их чувствах и эмоциях. В стихотворении «Кот поет, глаза прищуря» Фет с тонкостью описывает момент, когда кот вечером в доме начинает петь, создавая уютную атмосферу, наполненную нежностью и таинственностью.
Фет часто использовал образы природы, чтобы передать свои мысли и чувства. В стихотворении присутствует мотив ночного времени с его тишиной и загадками. Автор через образ кота-певца передает свое восхищение жизнью, мелодичностью и красотой окружающего мира.
Стиль Фета отличается простотой и ясностью языка, что делает его произведения доступными для восприятия широкой аудитории. Он часто использовал повторы и параллелизмы, чтобы усилить эмоциональное воздействие произведения на читателя.
Утонченность и музыкальность
Особенностью стиля Фета является его утонченность и музыкальность. Стихи поэта напоминают песню, которая легко воспринимается слухом и читается с наслаждением. Фет мастерски играет звуками и ритмом слов, создавая мелодичность и гармонию.
Он часто использовал различные звукоподражания, аллитерацию и ассонансы, чтобы усилить впечатление от своих произведений. В стихотворении «Кот поет, глаза прищуря» можно наблюдать такие приемы, как повторение звуков «ф» и «ш», создающих ощущение приятного шепота и таинственности, а также ритмическое повторение словоформ, которое добавляет музыкальности и эмоциональности тексту.
Образы и символы
Фет часто использовал образы и символы, чтобы передать свои мысли и чувства. В стихотворении «Кот поет, глаза прищуря» главным образом является кот-певец. В нем Фет видит символ жизни, красоты и таинственности. Кот поет ночью, когда мир находится в тишине, и создает уютную атмосферу. Этот образ передает чувство жизненной силы, радости и вдохновения.
Комбинация красочных образов и символов делает произведения Фета особенно глубокими и эмоциональными. Его стихи обладают глубоким смыслом и вызывают сильные эмоции у читателя.
Образы и символы
Каждый абзац наполнен образами, раскрывающими определенную тему. В первом четверостишии лирический герой говорит о наступлении ночи: «а чёрным ладоням сбежавшимся окон,/ раздали горящие жёлтые карты». Но в отличие от своих предшественников, Маяковский в ночи видит не что-то загадочное, мистическое, а только лишь воплощение похоти, разврата. В первых двух строках создаётся образ игорного домика: «зелёный» символизирует игральную доску. Маяковский затрагивает тему общества, поднимает вечные вопросы (жизнь – это игра).
Во второй строфе изображена обезличенная толпа. Герой не видит людей, перед ним лишь бездушные «бульвары и площади». Они все живут по одним правилам, поэтому любое отклонение в этом обществе будет выглядеть странным. Лирический герой чувствует себя одиноким в такой среде. Выражение «они обручали браслетами ноги» символизирует несвободу его действий, замкнутость.
Третья строфа также посвящена толпе. Лирический герой называет общество «пестрошерстой быстрой кошкой». По его мнению, у обывателей нет потребностей в духовном развитии, они лишь жаждут развлечений. Эту толпу можно сравнить с людьми, приходящими на выступления самого Маяковского. «Дверями влекомы», они идут ради забавы, а не ради постижения прекрасного.
Последняя строфа начинается с местоимения «я»
Лирический герой обращает все внимание к себе: «зовущие лапы» толпы заставляют его «протиснуть» неискреннюю улыбку. Он одинок в этом мире лжи, притворства. Образ толпы сравнивается с беспощадным, диким зверем
Герой не может найти ничего общего с окружающим миром, вокруг него царит непонимание («хохотали арапы»)
Образ толпы сравнивается с беспощадным, диким зверем. Герой не может найти ничего общего с окружающим миром, вокруг него царит непонимание («хохотали арапы»).
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Хорошее отношение к лошадям.История создания – произведение было написано в 1918 году, когда другие поэты, захваченные вихрем революции, писали в основном о ней.
Тема стихотворения – любовь к самому обычному рабочему животному, которое символизирует собой простых людей.
Композиция – последовательно развивающийся рассказ, от момента падения лошади до того, как она встала и продолжила свой путь.
Жанр – лирическое стихотворение.
Стихотворный размер – лесенка.
Эпитеты – “глаза лошадиные”, “общая зверина тоска”, рыжий ребенок”.
Метафоры – “улица опрокинулась”, “смех зазвякал”, “тоска вылилась”.
Неологизмы – “клешить”, “ржанула”.
Лучшие произведения:
Корова
Дряхлая, выпали зубы, Свиток годов на рогах. Бил ее выгонщик грубый На перегонных полях.
Сердце не ласково к шуму, Мыши скребут в уголке. Думает грустную думу О белоногом телке.
Не дали матери сына, Первая радость не прок. И на колу под осиной Шкуру трепал ветерок.
Скоро на гречневом свее, С той же сыновней судьбой, Свяжут ей петлю на шее И поведут на убой.
Жалобно, грустно и тоще В землю вопьются рога… Снится ей белая роща И травяные луга.
Песнь о собаке
Утром в ржаном закуте, Где златятся рогожи в ряд, Семерых ощенила сука, Рыжих семерых щенят.
До вечера она их ласкала, Причесывая языком, И струился снежок подталый Под теплым ее животом.
А вечером, когда куры Обсиживают шесток, Вышел хозяин хмурый, Семерых всех поклал в мешок.
По сугробам она бежала, Поспевая за ним бежать… И так долго, долго дрожала Воды незамерзшей гладь.
А когда чуть плелась обратно, Слизывая пот с боков, Показался ей месяц над хатой Одним из ее щенков.
В синюю высь звонко Глядела она, скуля, А месяц скользил тонкий И скрылся за холм в полях.
И глухо, как от подачки, Когда бросят ей камень в смех, Покатились глаза собачьи Золотыми звездами в снег.
Собаке Качалова
Дай, Джим, на счастье лапу мне, Такую лапу не видал я сроду. Давай с тобой полаем при луне На тихую, бесшумную погоду. Дай, Джим, на счастье лапу мне.
Пожалуйста, голубчик, не лижись. Пойми со мной хоть самое простое. Ведь ты не знаешь, что такое жизнь, Не знаешь ты, что жить на свете стоит.
Хозяин твой и мил и знаменит, И у него гостей бывает в доме много, И каждый, улыбаясь, норовит Тебя по шерсти бархатной потрогать.
Ты по‑собачьи дьявольски красив, С такою милою доверчивой приятцей. И, никого ни капли не спросив, Как пьяный друг, ты лезешь целоваться.
Мой милый Джим, среди твоих гостей Так много всяких и невсяких было. Но та, что всех безмолвней и грустней, Сюда случайно вдруг не заходила?
Ах, как много на свете кошек
Ах, как много на свете кошек, Нам с тобой их не счесть никогда. Сердцу снится душистый горошек, И звенит голубая звезда.
Наяву ли, в бреду иль спросонок, Только помню с далекого дня – На лежанке мурлыкал котенок, Безразлично смотря на меня.
Я еще тогда был ребенок, Но под бабкину песню вскок Он бросался, как юный тигренок, На оброненный ею клубок.
Все прошло. Потерял я бабку, А еще через несколько лет Из кота того сделали шапку, А ее износил наш дед.
Источник
Ход НОД:
Логопед:
Дети, посмотрите на портрет поэта, который писал очень хорошие стихи о нашей русской природе. Это А. Фет. Благодаря его стихам мы внимательнее вглядываемся в то, что происходит в природе и начинаем больше любить и понимать то, что нас окружает, видеть красоту полей, лесов, всего живого вокруг нас. Послушайте замечательное стихотворение :
«Кот поёт, глаза прищуря…»
Кот поёт, глаза прищуря;
Мальчик дремлет на ковре.
На дворе играет буря,
Ветер свищет на дворе.
«Полно тут тебе валяться,
Спрячь игрушки да вставай!
Подойди ко мне прощаться,
Да и спать себе ступай.»
Мальчик встал, а кот глазами
Проводил и всё поёт;
В окна снег валит клоками,
Буря свищет у ворот.
Логопед:
-Дети, подумайте и скажите, какое время года описал А. Фет в своём стихотворении?
-Что делает кот?
-Что делает мальчик?
-Что делает буря?
-Что делает ветер?
-Что произошло дальше?
-Как вы думаете, кто мог предложить мальчику отправиться спать?
-Что мальчик должен сделать прежде, чем лечь спать?
Молодцы! Вы многое запомнили из того, что я вам прочитала и то, что в стихотворении говорится о буре.
Давайте сделаем дыхательную гимнастику «Буря». Приготовьте пальчики и, выдыхая воздух, не забывайте показывать бурю.
(дети под чётким контролем логопеда выполняют дыхательную гимнастику с участием движения руки- вверх и более резкого движения вниз)
Логопед:
Мне очень понравилась ваша «буря».А теперь послушайте стихотворение ещё раз и постарайтесь запомнить то, какими словами поэт описывает бурю.
(повторное чтение стихотворения)
Логопед:
-Кто запомнил слова о буре? Что она делает?
Правильно. «Буря свищет у ворот.»
-А как поэт говорит о буре в самом начале? «Во дворе играет буря.»
-Как вы думаете, почему вначале буря играла, а в конце стихотворения она уже свищет? Я вам подскажу. Поэт показывает, что буря становится всё сильнее.
-Мальчик встал, чтобы уйти спать, а что делает кот? Правильно. Он проводил мальчика глазами и «всё поёт». Это он поёт потому, что ему тепло и он не боится бури. Дети, пройдите за столы. Я приготовила для вас весь необходимый материал и предлагаю потренировать свои пальчики и раскрасить котика.
(дети выполняют задание под руководством педагога и развешивают свои работы на мольберте)
Логопед:
Какие чудесные котики. У каждого из вас получился котик, который не похож на всех остальных. Сразу видно, что вы очень старались. Мне нравятся все ваши работы.
А сейчас послушайте ещё раз стихотворение и если вспомните слова, можете произносить их вместе со мной.
(логопед третий раз читает стихотворение и даёт возможность детям вместе с ней договаривать строки)
Логопед:
-Дети, кто из вас решил, что уже запомнил стихотворение и может его прочитать?
(С помощью логопеда стихотворение читают 2-3 ребёнка, получая хвалу и одобрение
Особое внимание уделяется выразительным средствам языка.). -Сегодня вы все очень хорошо себя проявили
Мне понравились ваши котики, но больше всего мне запомнилось, как хорошо вы отвечали на вопросы
-Сегодня вы все очень хорошо себя проявили. Мне понравились ваши котики, но больше всего мне запомнилось, как хорошо вы отвечали на вопросы.
-Что нового вы узнали?
-Дети, а что бы вы ещё хотели узнать?
Я обещаю вам прочитать ещё много стихов о нашей замечательной русской природе.
Описание
Описание ядовитого дерева Пушкин почерпнул из околонаучных сообщений некоего голландского ботаника Г. Румпфа, посланного в середине XVII века в колонию для изучения ядовитых растений.
Очевидно, опасаясь отравления или из лени, он не изучил растение досконально, а воспользовался рассказами и легендами местных жителей, весело проводя время у губернатора Макассары. Его псевдо отчеты долгие годы (почти 3 века) составляли основу знаний о ядовитых растениях. На них основывался и Пушкин.
Миф об анчаре как самом ядовитом дереве был развеян в прошлом веке. Это оказалось красивое и совершенно безвредное для птиц и животных, растение, получившее научное название Антиарис Токсикария. Растет это дерево на острове Ява. Ядовитым является его млечный сок. Прежде чем превратиться в смертельный яд, он перегонялся туземцами. В результате, повышалась концентрация ядовитых веществ. Только после такой перегонки местные аборигены смазывали ядом свои стрелы.
Пушкин воспользовался этой легендой-полуправдой об анчаре для выражения своей аллегорической идеи, изложенной в стихотворении.
Анализ стихотворения Фета «Мама! глянь-ка из окошка…»
Поздний период творчества Афанасия Фета был омрачен личной трагедией. Поэт практически полностью ушел в себя и подавляющее большинство стихов посвящал Марии Лазич – девушки, любовь которой он отверг в угоду браку по расчету. Тем не менее, иногда Фет словно бы пробуждался от тяжелого сна, и тогда на свет рождались светлые и наполненные радостью произведения, которыми так славится ранний период творчества этого поэта. В 1887 году Фет публикует стихотворение «Мама! глянь-ка из окошка…», которое впоследствии становится хрестоматийным. И не только потому, что очень точно передает ощущения от неожиданного наступления зимы. Сама форма подачи информации в этом произведении обладает особой притягательностью. Оно построено в виде диалога ребенка и матери. Причем, по речевым оборотам, которые используют герои стихотворения, становится ясно, что разговор ведется в обычной деревенской семье. Сочетание простых слов и умение с их помощью передать красоту окружающего мира превращают это стихотворение в один из лучших образцов пейзажной лирики конца 19 века. Обращаясь к матери, ребенок о. Эта народная примета указывает на похолодание. И, выглянув в окно, малыш видит, как преобразился двор, припорошенный первым снегом – таким долгожданным и ослепительно красивым. Не стоит забывать, что к моменту написания этого стихотворения сам Фет уже разменял седьмой десяток. Поэтому остается лишь удивляться, что он сумел сохранить такую чуткость в восприятии окружающего мира и умение передать те восхитительные ощущения, которые испытывает несмышленый ребенок при виде первого снега. «Словно кто-то тороватый свежей, белой, пухлой ватой все убрал кусты», — отмечает поэт. Эти слова он вкладывает в уста ребенка, который то и дело обращается к маме и просит ее выглянуть в окошко, чтобы насладиться зимним утренним пейзажем. При этом малыш не просто восхищается увиденным, но и преследует вполне конкретную цель – добиться у матери разрешения выйти на улицу, чтобы покататься на салазках. Причем, к этой естественной мысли герой стихотворения словно бы готовит маму, давая ей понять, что ему бы очень хотелось предаться любимым зимним забавам. Ненавязчиво высказывая свое желание, малыш преподносит его в такой форме, что любому взрослому человеку будет трудно отказать ему в такой малости, как возможность побегать по первому снегу. Но благодаря этой крестьянской хитрости и даже мудрости само стихотворение приобретает особую утонченность.01:02:33
Похожие материалы:
- Почему Сатин защищает Луку в споре с ночлежниками? — —
- Почему, изображая Кутузова в романе «Война и мир», Толстой намеренно избегает героизации образа полководца? — —
- Почему в финале шестой главы романа «Евгений Онегин» звучит тема прощания автора с юностью, поэзией и романтизмом? — —
- Как соотносятся темы свободы и творчества в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»? — —
- В чем состояло наказание Понтия Пилата? (по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита») — —
- Почему Сатин защищает Луку в споре с ночлежниками? (по пьесе М. Горького «На дне») — —
- Можно ли считать героя рассказа И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» типичным героем начала 20 века? — —
- Можно ли назвать рассказ «Господин из Сан-Франциско» И.А. Бунина произведением символизма? — —
- Почему у главного героя рассказа И. Бунина «Господин из Сан-Франциско» нет имени? — —
- < Назад
- Вперёд >
Отчего кошку назвали кошкой?
У старика и старухи Был котенок черноухий, Черноухий И белощекий, Белобрюхий И чернобокий.
Стали думать старик со старухой: — Подрастает наш черноухий. Мы вскормили его и вспоили Только дать ему имя забыли.
Назовем черноухого “Тучей” — Пусть он будет большой И могучий. Выше дерева, Больше дома. Пусть мурлычет он громче грома!
— Нет, сказала, подумав, старуха, — Туча легче гусиного пуха. Гонит ветер огромные тучи Собирает их в серые кучи.
Свищет ветер Протяжно и звонко. Не назвать ли нам “Ветром” Котенка?
— Нет, старуха, — Старик отвечает, — Ветер только деревья качает, А стена остается в покое. Не назвать ли котенка “Стеною”?
Старику отвечает старуха: — Ты лишился на старости слуха! Вот прислушайся вместе со мною: Слышишь, мышка шуршит за стеною? Точит дерево мышка-воришка… Не назвать ли нам кошку – “Мышка”?
— Нет, старуха, — Старик отвечает, — Кошка мышку со шкуркой съедает. Значит, кошка Сильнее немножко! Не назвать ли нам кошку кошкой.
Статьи раздела литература
- Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день
- Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»
- Мы — учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
- Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?
- Как предложить событие в «Афишу» портала?
- Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?
Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».
Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».
В разделе «Афиша» новые события автоматически выгружаются из системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После подтверждения модераторами анонс события появится в разделе «Афиша» на портале «Культура.РФ».
Если вы нашли ошибку в публикации, выделите ее и воспользуйтесь комбинацией клавиш Ctrl+Enter. Также сообщить о неточности можно с помощью формы обратной связи в нижней части каждой страницы. Мы разберемся в ситуации, все исправим и ответим вам письмом.
Основная идея
Смысл произведения заключается в том, что паразитирующее общество настолько сильно утонуло в своей жажде к деньгам, власти и праздности, что потеряло во всем этом свою истинную суть и своё лицо. В серой толпе нет места самовыражению и индивидуальности, ведь для людей без души настоящие и не фальшивые эмоции уже несвойственны. Поэт не может найти себе места и взывает к разуму серой массы в надежде на отклик. Поэт ощущает безвыходность и скованность своего положения: он находится в вечном плену у палачей.
Главная мысль — это бунт Маяковского против заурядного и пошлого общества, которое за этой непреодолимой тягой к ложным идеалам не видит живого человека. Свои мысли о душераздирающем одиночестве автор воплотил в лирическом герое, отвергнутом жестоким окружением. Герой хочет убежать и скрыться от этой серой массы, но всё бессмысленно: она затопила все улицы.