Метафорический образ мамы
Первая метафора, использованная в стихотворении, — это описание мамы как «бельмессы». Термин «бельмессы» был заимствован Фетом из гомеровского эпоса и используется для описания мифических существ, обладающих превосходной красотой и нежностью. Он символизирует бесконечную заботу и нежность, которую испытывает поэт к своей маме. Эта метафора выражает нежность и чувственность, которые связывают поэта и его маму.
Вторая метафора, использованная в стихотворении, — это описание мамы как «терема». Терем был символом домашнего очага, уюта и безопасности в русской культуре. Образ мамы как «терема» подчеркивает ту роль, которую она играет в жизни поэта. Мама — это место, куда можно вернуться, где всегда ждут и ласкают, где можно найти поддержку и понимание.
Третья метафора, используемая в стихотворении, — это описание мамы как «горницы жизни». Эта метафора выражает глубину и значимость мамы в жизни поэта. Мама является источником вдохновения и утешения, она наполняет его жизнь радостью и счастьем.
Метафорический образ мамы, созданный в стихотворении Фета, отражает поэтическую любовь, уважение и благодарность автора к своей матери. Он подчеркивает ее роль в жизни поэта и символизирует все, что она представляет для него: нежность, заботу, уют и безопасность.
Композиционная структура
Композиционное строение произведения линейное. Оно имеет 3 строфы, каждая из них по 6 строк. Текст можно по смыслу разделить на 3 части.
- Часть I знакомит нас с ребенком, восторженно наблюдавшим за прелестью наступающей зимы. Свою радость и ликование мальчик торопится разделить с мамой. Малыш видит кошку, умывающую весь вечер свой нос. Этот признак символизирует приход зимних холодов.
- В следующей части автор дает описание красот русской зимы. Малыша восхищают ветки, украшенные бахромой, кусты с белой ватой.
- В финальной части эмоциональность проявляется наиболее ярко. Ребенку хочется, чтобы матушка пустила его на прогулку, чтобы испытать наслаждение от великолепия зимней природы.
Образы и символика
Центральным героем стиха является обычный деревенский мальчик, ощущающий восторг от наблюдения за наступлением зимы. Поэт непросто так ввел в произведение образ ребенка. Многие знают, что детям свойственны повышенная любознательность, искренность, непосредственность, а это говорит о том, что они в любом явлении или событии легко находят источник светлой радости.
Не менее важен и образ зимы в тексте. Он сказочный, чудесный, восхитительный, особенно для детей. Зимой они катаются на санях, играют в снежки, загадывают заветные желания и ожидают новогодние и рождественские подарки. В зимнее время ребятишки хотят участвовать в увлекательных уличных затеях, а их родители стремятся создать домашний уют. Глядя в оконце, мальчик любуется на зимнее преображение улицы. Ребенок испытывает радостные чувства, видя принарядившийся двор, празднично присыпанный легким первым снежком. Это зимушка-зима сделала двор чистым и красивым, в ней есть особенная сила созидания.
Мы не можем охарактеризовать более полно представленный в тексте образ мамы, он как бы скрыт автором, но его ощущает читатель в произведении. Судя по тому, как мальчик общается с матерью, мы можем утверждать, что у них теплые, нежные отношения, что мама души не чает в сынишке. Мама тоже вместе с мальчиком испытывает радость от выпадения первого снега. Ребенок настолько восхищен и счастлив, что она не хочет омрачать его настроения и разрешает сыну отправиться на улицу. Да женщине и самой хочется прогуляться, побродить по зиме.
Образ мальчика является и образом лирического героя. Поэт старался отразить непосредственно взгляд ребенка на чудесное преображение зимней природы. Потому что только дети находят в зимнем периоде года множество причин для веселья и радости. У нас возникает невольное желание поступить так же.
Завершение стихотворения
Строка «А оно растет, как будто шутит,»
Эта строка можно понимать как метафору, олицетворяющую неутомимое развитие и рост детей
Фет, призывая мать взглянуть в окно и увидеть, как быстро растет и меняется малыш, уделяет особое внимание этой детали. Слово «шутит» добавляет ощущение легкости, свежести и радости, которую принесло матери и ребенку это очередное открытие и совместные открытия вообще
Строка «И, будто звезда, звенит близит,
Здесь автор использует сравнение малыша, который растет, с звездой. Но в отличие от звезды, которая недоступна человеку, малыш близок и всегда доступен своей матери. Слово «звенит» обозначает присутствие и внутреннюю связь между матерью и ребенком, которую можно ощутить, услышать и проникнуться.
Финальная строка «Там, в теплых руках, где есть жизнь, -«
Эта строка призывает читателя представить место, где есть теплые руки и где царит жизнь – непосредственное окружение ребенка, его дом и семью, где мать относится к ребенку с заботой и любовью. Эти теплые руки являются символом заботы, терпения и безоговорочной материнской любви.
В конечном итоге, завершение стихотворения Фета подчеркивает глубину и бесконечность материнской любви, ее роль в жизни и развитии ребенка. И каждый, читая эти строки, может почувствовать ту же особенную и прекрасную связь, которая возникает между мамой и ребенком.
Мне нравитсяНе нравится
В словаре Даля
великодушный, щедрый, чивый, т(о)чивый, противопол. прижимистый, скупой, -поватый, бережливый. Тороватого от богатого не распознаешь. Тороватое жалование, награда, подарок. Торовато жить — себе досадить. Тороватая природа одарила его богато. Не богат, да тороват (прибавляют гостям рад). Не богатый пиво варит, тороватый. Не проси у богатого, проси у тороватого. Кто тороват, тот не богат. Парень-то тороват, да дела не знат. На что мне (или: не надо мне) богатого, подай тороватого! У тороватого дяди денег нет, а богатый скуп. Муж любит жену богатую, а тещу тороватую. Скупой на тороватого (или: на мота) копит. | Тороватый малый, вост. расторопный, ловкий, бойкий, развязный; вежливый, приветливый, радушный. Тороватей подавай на стол! вологодск. проворнее. Тороватый в деле, ловкий, наторелый. Он на все выдумки тороват. Тороватость ж. свойство, качество по прилаг. Торово нареч. торовато, щедро, чиво. Тороватеть, становиться более тороватым, щедреть. Никак он под старость тороватеет!
Анализ стихотворения Фета «Мама! глянь-ка из окошка…»
Поздний период творчества Афанасия Фета был омрачен личной трагедией. Поэт практически полностью ушел в себя и подавляющее большинство стихов посвящал Марии Лазич – девушки, любовь которой он отверг в угоду браку по расчету. Тем не менее, иногда Фет словно бы пробуждался от тяжелого сна, и тогда на свет рождались светлые и наполненные радостью произведения, которыми так славится ранний период творчества этого поэта. В 1887 году Фет публикует стихотворение «Мама! глянь-ка из окошка…», которое впоследствии становится хрестоматийным. И не только потому, что очень точно передает ощущения от неожиданного наступления зимы. Сама форма подачи информации в этом произведении обладает особой притягательностью. Оно построено в виде диалога ребенка и матери. Причем, по речевым оборотам, которые используют герои стихотворения, становится ясно, что разговор ведется в обычной деревенской семье. Сочетание простых слов и умение с их помощью передать красоту окружающего мира превращают это стихотворение в один из лучших образцов пейзажной лирики конца 19 века. Обращаясь к матери, ребенок о. Эта народная примета указывает на похолодание. И, выглянув в окно, малыш видит, как преобразился двор, припорошенный первым снегом – таким долгожданным и ослепительно красивым. Не стоит забывать, что к моменту написания этого стихотворения сам Фет уже разменял седьмой десяток. Поэтому остается лишь удивляться, что он сумел сохранить такую чуткость в восприятии окружающего мира и умение передать те восхитительные ощущения, которые испытывает несмышленый ребенок при виде первого снега. «Словно кто-то тороватый свежей, белой, пухлой ватой все убрал кусты», — отмечает поэт. Эти слова он вкладывает в уста ребенка, который то и дело обращается к маме и просит ее выглянуть в окошко, чтобы насладиться зимним утренним пейзажем. При этом малыш не просто восхищается увиденным, но и преследует вполне конкретную цель – добиться у матери разрешения выйти на улицу, чтобы покататься на салазках. Причем, к этой естественной мысли герой стихотворения словно бы готовит маму, давая ей понять, что ему бы очень хотелось предаться любимым зимним забавам. Ненавязчиво высказывая свое желание, малыш преподносит его в такой форме, что любому взрослому человеку будет трудно отказать ему в такой малости, как возможность побегать по первому снегу. Но благодаря этой крестьянской хитрости и даже мудрости само стихотворение приобретает особую утонченность.01:02:33
Похожие материалы:
- Почему Сатин защищает Луку в споре с ночлежниками? — —
- Почему, изображая Кутузова в романе «Война и мир», Толстой намеренно избегает героизации образа полководца? — —
- Почему в финале шестой главы романа «Евгений Онегин» звучит тема прощания автора с юностью, поэзией и романтизмом? — —
- Как соотносятся темы свободы и творчества в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»? — —
- В чем состояло наказание Понтия Пилата? (по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита») — —
- Почему Сатин защищает Луку в споре с ночлежниками? (по пьесе М. Горького «На дне») — —
- Можно ли считать героя рассказа И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» типичным героем начала 20 века? — —
- Можно ли назвать рассказ «Господин из Сан-Франциско» И.А. Бунина произведением символизма? — —
- Почему у главного героя рассказа И. Бунина «Господин из Сан-Франциско» нет имени? — —
- < Назад
- Вперёд >
Художественные средства
Для передачи детской радости и ликования, которые охватили героя, при виде наступающей зимы автор употребляет разнообразные приемы и средства.
- Эпитеты делают стихотворение особенно эмоциональным: «светло-синий», «тороватый», «свежей, белой, пухлой».
- Способствуют приданию эмоциональности и олицетворения, встречающиеся в тексте: «по ветвям развешан иней», «кто-то… все убрал кусты».
- В описании великолепия и красы ранней зимы участвует и сравнение: «словно кто-то…свежей, белой, пухлой ватой все убрал кусты».
- В своем творении Фет также использует и просторечные слова и фразы: «глянь-ка», «Погляди хоть ты!», «салазки» и другие.
- Большая роль отводится в тексте интонации, знакам препинания,
- Имеется в нем и обращение: «Мама».
- Автор также употребляет и глаголы в различных формах, что указывает на более подробное детальное описание и смену действий.
Все эти и иные художественные приемы и тропы рисуют наиболее полно очарование и прелесть зимнего пейзажа, который крестьянский мальчик наблюдает из окна, и придают стихотворению теплый, радостный и легкий душевный настрой.
Конспект урока по чтению по теме «А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка. » (3 класс)
Учитель: Гейдебрехт Е.А.
Урок 2 4. А. Фет«Мама! Глянь-ка из окошка. »
Тип урока: Урок актуализации новых знаний
Цели: познакомить учащихся со стихотворениями А. Фета «Мама! Глянь-ка из окошка. », обучать правильному чтению стихов, видеть и понимать настроение героя; развивать память, речь, мышление.
Обучающие: организовать деятельность обучающихся по работе над содержанием произведения А.А.Фета, анализировать произведение, выражать своё мнение о прочитанном, правильно называть жанр и тему произведения; упражнять в поисковом чтении, учить читать «вслух» и «про себя»; познакомить с особенностями чтения стихотворения – просьбы; создать условия для развития навыка выразительного чтения стихотворения; учить анализировать;
Развивающие обогащать словарный запас детей; развивать воображение; памяти, логического мышления, развивать навыки парной и самостоятельной работы;
Воспитывающие: воспитывать любовь к природе, любознательность, наблюдательность, интерес к результатам своего труда, добиваться искреннего, заинтересованного отношения к изучаемому тексту;
способствовать развитию эмоций и чувства детей.
Регулятивные: у мение выявлять проблему; определять и формулировать цель урока; высказывать своё предположение на основе работы с материалом; работать по составленному плану; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
Коммуникативные: умение воспринимать различные точки зрения; воспринимать мнение других людей, использовать простые речевые средства для передачи своего мнения, выражать свою точку зрения, работать в парах;
Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт;
Личностные: осознание практической важности изучаемого материала, ценностное отношение к умению выявлять проблему; контролировать и оценивать свою работу и полученный результат на основе критерия успешности учебной деятельности; работать самостоятельно, в парах;
Формы работы: работа в парах, беседа, самостоятельная работа с книгой.
Используемые методы и приёмы : словесные, наглядно-иллюстративные, частично-поисковый,
Планируемые результаты: учащиеся должны научиться выразительно читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта; различать стихотворный и прозаический тексты; наблюдать за жизнью слов в художественном тексте, объяснять интересные выражения в тексте; наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова.
на личностно значимом уровне
— Все готовы, всё в порядке . Начинается урок!
Очень хорошо. Сегодня я предлагаю вам путешествие в мир литературного чтения, и помогут нам 3 ступеньки
— Это стихотворение написал замечательный русский поэт, которому были открыты все тайны природы, о котором другой замечательный поэт А.К. Толстой сказал, что он не имеет равного себе ни в одной литературе. Его поистине волшебные стихи проникнуты любовью к Родине, к ее народу, к русской природе.
— Портрет на слайде.
— Кто узнал поэта?
— Определите тему нашего урока.
— Откройте учебник стр…
— Вот мы переходим на вторую ступеньку.
— Какова наша цель на данном этапе?
2 Мы узнаём и учимся?…
— Правильно. Имя этого поэта Афанасий Афанасьевич Фет, которому 5 декабря исполнится 196 лет со дня рождения.
Афанасий Афанасьевич Фет – известный русский поэт-лирик. Родился в 1820 году в Орловской губернии, в деревне Новоселки, был сыном богатого помещика. Рассказывая о своем детстве, Фет вспоминал, как летом с деревенскими ребятами ходил в лес, ловил чижей, лазил по деревьям, ездил верхом. С детства будущий поэт полюбил стихи, переписывал их в тетрадь, особенно его привлекали стихи Пушкина. Фет пристально вглядывался в жизнь природы. Сколько голосов на лугу, в саду, поле! Пение птиц, звон ручья всё это сливается в радостную песню. Даже у ночной тишины есть своя музыка.
На произведения Фета многие композиторы писали музыку.
Первый сборник своих стихотворений выпустил, когда ещё был студентом. Именно в это время из-за ошибки наборщика фамилия Фёт заменена на Фет.
Фет писал о самом простом: о картинах природы, о дожде, о снеге, о море, о лесе, о звёздах, о самых простых движениях души, даже о минутных впечатлениях.
Его поэзия радостна и светла, ей присуще чувство света и покоя. До конца жизни Фету не изменила радость, которой проникнуты почти все его стихи.
Специально для детей Фет не писал, но создаваемые картины и образы природы понятны юным читателям.
Стихотворение «Ласточки пропали. » (наизусть начинает рассказывать учитель, дети продолжают по памяти)