«край ты мой, родимый край»

О чем стихи толстого

Слайд 12Биография Бунин родился в старинной дворянской семье, имевшей корни задолго

до рождения поэта. И какие это корни! Из рода Буниных

происходила Анна Андреевна Бунина – талантливая поэтесса XVIII века, поэт – романтик, автор «Спящей красавицы» В. А. Жуковский, прославленный путешественник-географ Семёнов -Тяншанский.Однако, к началу 20 века старинное дворянское гнездо Буниных фактически угасло. Так что Бунин родился в семье знатной, но обедневшей, вскоре и совсем разорившейся.Хутор Бутырки Елецкого уезда Орловской губернии, где в полном одиночестве (без сверстников) в общении с сельской точкой отсчёта для восприятия красоты окружающего мира.«Тут, в глубочайшей полевой тишине, летом среди хлебов, подступивших к самым нашим порогам, а зимой среди сугробов, и прошло моё детство, полное поэзии печальной и своеобразной» — писал впоследствии Бунин.

И. А. Бунин

в жильё человечьеИ как будто тоскуешь со мной? За окном свет

и зной, подоконники ярки, Безмятежны и жарки последние дни, Полетай, погуди- и в засохшей татарке, На подушечке красной, усни.Не дано тебе знать человеческой думы, Что давно опустели поля,Что уж скоро в бурьян сдует ветер угрюмыйЗолотого сухого шмеля!

***

Лучшие стихи Алексея Толстого о любви

Толстой А. К. — О, не страшись несбыточной измены (Осень 1856, стих о любви)

О, не страшись несбыточной изменыИ не кляни грядущего, мой друг,Любовь души не знает перемены,Моя душа любить не будет двух…. . . . . . . . . . .И если я . . . . . отчизной. . . . . отдам остаток сил,Не говори про друга с укоризной:«Он для другой обетам изменил».. . . . . . . . . . .Быть может, грусть, страдания и годы. . . . . . . . . . . вид.Быть может, вихрь житейской непогодыМеня с тобой надолго разлучит.. . . . . . . . . . .. . . . . . . . . не прокляну.Я сквозь земной увижу оболочкиТвоей души бессмертную весну.

Толстой Ал. К. — О, если б ты могла хоть на единый миг (1859 г., стих о любви)

О, если б ты могла хоть на единый мигЗабыть свою печаль, забыть свои невзгоды!О, если бы хоть раз я твой увидел лик,Каким я знал его в счастливейшие годы!

Когда в твоих глазах засветится слеза,О, если б эта грусть могла пройти порывом,Как в теплую весну пролeтная гроза,Как тень от облаков, бегущая по нивам!

Толстой Ал. К. — Мадонна Рафаэля (стих Год 1858 г.)

Склоняся к юному Христу,Его Мария осенила;Любовь небесная затмилаЕе земную красоту.

А он, в прозрении глубоком,Уже вступая с миром в бой,Глядит вперед — и ясным окомГолгофу видит пред собой.

Толстой А. К. — Милый друг, тебе не спится

Милый друг, тебе не спится,Душен комнат жар,Неотвязчивый кружитсяНад тобой комар.

Подойди сюда, к окошку,Все кругом молчит,За оградою дорожкуМесяц серебрит.

Не скрыпят в сенях ступени,И в саду темно,Чуть заметно в полутениДальнее гумно.

Встань, приют тебя со мноюТам спокойный ждет;Сторож там, звеня доскою,Мимо не пройдет.

Толстой Ал. К. — Минула страсть, и пыл ее тревожный (1858 г., стих о любви)

Минула страсть, и пыл ее тревожныйУже не мучит сердца моего,Но разлюбить тебя мне невозможно,Все, что не ты,- так суетно и ложно,Все, что не ты,- бесцветно и мертво.

Без повода и права негодуя,Уж не кипит бунтующая кровь,Но с пошлой жизнью слиться не могу я,Моя любовь, о друг, и не ревнуя,Осталась та же прежняя любовь.

Так от высот нахмуренной природы,С нависших скал сорвавшийся потокИз царства туч, грозы и непогодыВ простор степей выносит те же водыИ вдаль течет, спокоен и глубок.

Толстой Ал. К. — К твоим, царица, я ногам (1858г., стих про любовь)

К твоим, царица, я ногамНесу и радость и печали,Мечты, что сердце волновали,Веселье с грустью пополам.

Припомни день, когда ты, долуСклонясь задумчивой главой,Внимала русскому глаголуСвоею русскою душой;

Я мыслил, песни те слагая:Они неведомо замрут —Но ты дала им, о благая,Свою защиту и приют.

Встречай же в солнце и в лазури,Царица, радостные дни,И нас, певцов, в годину буриВ своих молитвах помяни!

Толстой Ал. К. — К страданиям чужим ты горести полна (1859 г.)

К страданиям чужим ты горести полна,И скорбь ничья тебя не проходила мимо;К себе лишь ты одной всегда неумолима,Всегда безжалостна и вечно холодна!

Но если б видеть ты любящею душоюМогла со стороны хоть раз свою печаль —О, как самой себя тебе бы стало жальИ как бы плакала ты грустно над собою!

Толстой Ал. К. — Ты клонишь лик, о нем упоминая (1858г.)

Ты клонишь лик, о нем упоминая,И до чела твоя восходит кровь —Не верь себе! Сама того не зная,Ты любишь в нем лишь первую любовь;

Ты не его в нем видишь совершенства,И не собой привлечь тебя он мог —Лишь тайных дум, мучений и блаженстваОн для тебя отысканный предлог;

То лишь обман неопытного взора,То жизни луч из сердца ярко бьетИ золотит, лаская без разбора,Все, что к нему случайно подойдет.

Толстой Ал. К. — Средь шумного бала, случайно (1850-1851 гг.)

Средь шумного бала, случайно,В тревоге мирской суеты,Тебя я увидел, но тайнаТвои покрывала черты.

Лишь очи печально глядели,А голос так дивно звучал,Как звон отдаленной свирели,Как моря играющий вал.

Мне стан твой понравился тонкийИ весь твой задумчивый вид,А смех твой, и грустный и звонкий,С тех пор в моем сердце звучит.

В часы одинокие ночиЛюблю я, усталый, прилечь —Я вижу печальные очи,Я слышу веселую речь;

И грустно я так засыпаю,И в грезах неведомых сплю…Люблю ли тебя — я не знаю,Но кажется мне, что люблю!

Толстой Ал. К. — Я верю в чистую любовь (1832г.)

Я верю в чистую любовьИ в душ соединенье;И мысли все, и жизнь, и кровь,И каждой жилки бьеньеОтдам я с радостию той,Которой образ милыйМеня любовию святойИсполнит до могилы.

Все стихи Алексея Толстого по категориям: удобный поиск

  • Детям
  • Школьникам
  • По теме
  • По типу

Лучшие стихи Алексея Толстого:

  1. Средь шумного бала, случайно…
  2. Осень. Обсыпается весь наш бедный сад…
  3. Против течения
  4. То было раннею весной…
  5. Дождя отшумевшего капли…
  6. Острою секирой ранена береза…
  7. Вновь растворилась дверь на влажное крыльцо…
  8. Ты клонишь лик, о нем упоминая…
  9. Земля цвела. В лугу, весной одетом…
  10. Край ты мой, родимый край…
  11. Колокольчики мои…
  12. Мне в душу, полную ничтожной суеты…

Уж ласточки, кружась, над крышей щебетали…

Стихи Толстого написаны в чисто народном стиле: пожалуй, он единственный в то время занимался обработкой русского былинного эпоса и исторических сюжетов.

Глубокая грусть, рождаемая в душе поэта контрастом между идеальным понятием любви и её действительными примерами, составляет основной мотив его красивых музыкальных романсов.

Исторические произведения о Родине и России в основном рассказывают об эпохе Ивана Грозного и Смутном времени: наиболее трагичных моментах борьбы царского самодержавия с боярством. Этой теме посвящены и песни, и драмы в стихах, и исторический роман.

Толстой был поэтом борьбы за красоту, за жизненные права человека. Он считал, что Бог и вера должны объединить всех людей в один союз: чувством христианской любви проникнуты многие его стихотворения.

В последние десять лет жизни им были написаны баллады, сатиры в стихах, лирические стихи и поэмы.

Творчество поэта проникнуто единством философских идей, мотивов, лирических эмоций. Можно отметить интерес к таким проблемам, как философия истории, национальная старина, любовь к природе, неприятие царской тирании — эти особенности творчества Толстого нашли отражение во многих его произведениях, относящихся к различным жанрам.

Лучшие короткие стихи для детей: о природе и временах года (осени и весне) — изучают в школе ученики 1, 2, 3 и 4 классов.

На этой страничке вас ждут также стихи из школьной программы для 5, 6, 7, 8, 9, 10 и 11 классов.

Анализ стихотворения Толстого «Ты знаешь край, где все обильем дышит…»

В 1861 году Алексей Константинович Толстой переехал на постоянное жительство в имение Красный Рог, располагавшееся в Черниговской губернии (сейчас – территория Брянской области). С украинскими землями, с местной природой тесно связано и детство писателя. Рос он в имении, находившемся в селе Погорельцы и принадлежавшем его дяде, известному под псевдонимом Антон Погорельский. Кстати, именно для маленького Толстого была написана сказка «Черная курица, или Подземные жители» (1829) – первое в русской литературе авторское произведение для детей. Естественно, прекрасные украинские пейзажи не могли не найти отражение в творческом наследии Алексея Константиновича. Истории страны, ее великолепной природе, ее народу посвящены строки стихотворения «Ты знаешь край, где все обильем дышит…», созданного в 1840-х годах. Поэт описывает истинный рай: реки чище серебра, хутора тонут в вишневых рощах, свод небес тих, чист и ясен, нивы золотые испещрены лазурью васильков, звонко льется жаворонка пенье. Украина в рассматриваемом тексте – земля обетованная, отличающаяся богатством. Деревья гнутся книзу под тяжестью плодов, на полях – стада пасущихся волов, вокруг – «ковры цветущей гречи».

Толстой считал идеальным государством Русь Киевскую. По его мнению, в те времена господствовали честность, высокая духовно-нравственная культура, справедливость. Для Алексея Константиновича любовь к славному прошлому родной страны была неотделима от любви к русской природе, что хорошо видно на примере стихотворения «Ты знаешь край, где все обильем дышит…». В тексте поэт рассказывает о временах, когда простой люд умел жить полноценной жизнью. Работа приносила им удовольствие. Они искренне веровали в Господа. Умели наши предки и от души веселиться, и отстаивать свои убеждения до последней капли крови. Мельком упоминает Толстой исторические личности, места, события: монгольского хана Батыя, Запорожскую Сечь, кошевого ее атамана Петра Конашевича-Сагайдачного, реку Сейм (наибольший приток Десны).

«Ты знаешь край, где все обильем дышит…» – стихотворение, пропитанное любовью к родной земле и обращенное к каждому русскому человеку. Благодаря ярким пейзажным описаниям, рассказам о быте предков, введению в текст исторических подробностей произведение получилось настоящим гимном Киевской Руси, которая так импонировала Толстому.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Длинные стихи ✑

Стихи о любви к родине и родному краю.

Наш край (А. Пришелец)

То берёзка, то рябина, Куст ракиты над рекой. Край родной, навек любимый, Где найдёшь ещё такой!

От морей до гор высоких, Посреди родных широт — Всё бегут, бегут дороги, И зовут они вперёд.

Солнцем залиты долины, И куда ни бросишь взгляд — Край родной, навек любимый, Весь цветёт, как вешний сад.

Детство наше золотое! Всё светлей ты с каждым днём Под счастливою звездою Мы живём в краю родном!

Необъятная страна  (В. Степанов)

Если долго-долго-долгоВ самолёте нам лететь,Если долго-долго-долгоНа Россию нам смотреть,То увидим мы тогдаИ леса, и города,Океанские просторы,Ленты рек, озёра, горы…

Мы увидим даль без края,Тундру, где звенит весна,И поймём тогда, какая,Наша Родина большая,Необъятная страна.

Край родной (М. Пожарова)

Лесок весёлый, родные нивы,Реки извивы, цветущий склон,Холмы и сёла, простор привольныйИ колокольный певучий звон.

С твоей улыбкой, с твоим дыханьемСливаюсь я.Необозримый, Христом хранимый,Мой край родимый, Любовь моя.

Привет тебе, мой край родной (С. Дрожжин)

Привет тебе, мой край родной,С твоими тёмными лесами,С твоей великою рекой,И неоглядными полями!

Привет тебе, народ родимый,Герой труда неутомимый,Среди зимы и в летний зной!Привет тебе, мой край родной!

«Я покинул родимый дом…» (С.А. Есенин)

Я покинул родимый дом,Голубую оставил Русь.В три звезды березняк над прудомТеплит матери старой грусть.Золотою лягушкой лунаРаспласталась на тихой воде.Словно яблонный цвет, сединаУ отца пролилась в бороде.Я не скоро, не скоро вернусь!Долго петь и звенеть пурге.Стережет голубую РусьСтарый клен на одной ноге,И я знаю, есть радость в немТем, кто листьев целует дождь,Оттого, что тот старый кленГоловой на меня похож.

Подмосковье (Давид Самойлов)

Если б у меня хватило глины,Я б слепил такие же равнины;Если бы мне туч и солнца дали,Я б такие же устроил дали.Все негромко, мягко, непоспешно,С глазомером суздальского толка -Рассадил бы сосны и орешникИ село поставил у проселка.Без пустых затей, без суесловьяВсе бы создал так, как в Подмосковье.

Автор

  • Агния Барто (199)
  • Александр Блок (1282)
  • Александр Введенский (50)
  • Александр Вертинский (87)
  • Александр Галич (187)
  • Александр Кочетков (34)
  • Александр Кушнер (136)
  • Александр Прокофьев (44)
  • Александр Пушкин (871)
  • Александр Радищев (15)
  • Александр Сумароков (501)
  • Александр Твардовский (80)
  • Алексей Апухтин (336)
  • Алексей Кольцов (212)
  • Алексей Плещеев (203)
  • Алексей Сурков (41)
  • Алексей Толстой (261)
  • Алексей Фатьянов (57)
  • Андрей Белый (395)
  • Андрей Вознесенский (208)
  • Андрей Дементьев (460)
  • Андрей Усачёв (78)
  • Анна Ахматова (908)
  • Аполлон Майков (187)
  • Арсений Тарковский (129)
  • Артюр Рембо (55)
  • Афанасий Фет (1002)
  • Белла Ахмадулина (302)
  • Борис Заходер (138)
  • Борис Пастернак (310)
  • Борис Слуцкий (65)
  • Булат Окуджава (287)
  • Вадим Шефнер (68)
  • Валентин Берестов (371)
  • Валерий Брюсов (1606)
  • Василий Жуковский (236)
  • Василий Лебедев-Кумач (86)
  • Василий Тредиаковский (29)
  • Велимир Хлебников (114)
  • Вера Павлова (187)
  • Вера Полозкова (176)
  • Вероника Тушнова (169)
  • Вильгельм Кюхельбекер (83)
  • Владимир Высоцкий (732)
  • Владимир Маяковский (1317)
  • Владимир Набоков (408)
  • Владимир Орлов (73)
  • Владимир Соловьев (97)
  • Владимир Солоухин (1)
  • Владислав Ходасевич (1)
  • Габдулла Тукай (27)
  • Гавриил Державин (254)
  • Генрих Гейне (1)
  • Георгий Граубин (1)
  • Георгий Иванов (638)
  • Гёте (1)
  • Давид Самойлов (3)
  • Дана Сидерос (1)
  • Даниил Хармс (118)
  • Джордж Байрон (7)
  • Дмитрий Кедрин (3)
  • Дмитрий Мережковский (1)
  • Евгений Баратынский (19)
  • Евгений Евтушенко (395)
  • Евгений Мартынов (1)
  • Елена Благинина (3)
  • Зинаида Александрова (2)
  • Зинаида Гиппиус (1)
  • Иван Бунин (245)
  • Иван Козлов (1)
  • Иван Крылов (314)
  • Иван Крыловё (1)
  • Иван Никитин (5)
  • Иван Суриков (122)
  • Иван Тургенев (14)
  • Игорь Северянин (4)
  • Иннокентий Анненский (3)
  • Иосиф Бродский (578)
  • Иосиф Уткин (1)
  • Ирина Пивоварова (1)
  • Ирина Токмакова (1)
  • Кондратий Рылеев (2)
  • Константин Бальмонт (18)
  • Константин Батюшков (15)
  • Константин Симонов (89)
  • Корней Чуковский (35)
  • Лариса Рубальская (3)
  • Лев Ошанин (1)
  • Леонид Филатов (70)
  • Максим Горький (3)
  • Максимилиан Волошин (1)
  • Марина Цветаева (1353)
  • Михаил Дудин (1)
  • Михаил Исаковский (5)
  • Михаил Лермонтов (448)
  • Михаил Ломоносов (6)
  • Михаил Светлов (2)
  • Муса Джалиль (1)
  • Николай Гумилев (550)
  • Николай Заболоцкий (217)
  • Николай Карамзин (2)
  • Николай Некрасов (418)
  • Николай Рубцов (17)
  • Николай Языков (3)
  • Оксана Мельникова (1)
  • Олег Митяев (1)
  • Омар Хайям (811)
  • Осип Мандельштам (12)
  • Петр Вяземский (2)
  • Райнер Мария Рильке (1)
  • Расул Гамзатов (3)
  • Редьярд Киплинг (6)
  • Роберт Бернст (2)
  • Роберт Рождественский (152)
  • Самуил Маршак (833)
  • Семен Гудзенко (1)
  • Сергей Есенин (402)
  • Сергей Михалков (28)
  • Сергей Орлов (1)
  • Татьяна Снежина (1)
  • Тим Собакин (1)
  • Уильям Блейк (1)
  • Федор Глинка (4)
  • Федор Сологуб (2)
  • Федор Тютчев (365)
  • Фридрих Шиллер (1)
  • Шарль Бодлер (3)
  • Эдгар Аллан По (2)
  • Эдуард Асадов (623)
  • Эдуард Багрицкий (3)
  • Эдуард Успенский (6)
  • Эмма Мошковская (2)
  • Юлия Друнина (206)
  • Юнна Мориц (316)
  • Юрий Визбор (85)
  • Юрий Левитанский (137)
  • Яков Полонский (3)
  • Ярослав Смеляков (1)

Анализ стихотворения Толстого «Край ты мой, родимый край…»

В 1850-х годах Толстой создает большую часть своего стихотворного наследия. К этому периоду относится и известная миниатюра «Край ты мой, родимый край…». Удивительно, как при помощи всего восьми строк поэту удалось создать очень тонкий и емкий образ России. Причем взгляд Алексея Константиновича направлен будто в глубь истории. Прошлое родной страны вызывало неподдельный интерес графа. Перу Толстого принадлежит значительное количество исторических произведений: многочисленные баллады и стихотворения, роман «Князь Серебряный», драматическая трилогия, посвященная Смутному времени, пьеса «Посадник». В этом контексте примечательна пародийная «История государства Российского от Гостомысла до Тимашева», в которой даны основные события от крещения до 1868 года.

В произведении «Край ты мой…» отсутствуют прямые отсылки к конкретным датам. Зато в нем есть дух истории. В пейзаж, созданный Толстым, идеально вписались бы былинные богатыри, представители Золотой Орды, древнерусские князья. Важную роль в данном случае играет лексика, выбранная Алексеем Константиновичем. Второе четверостишие открывается древнерусским словом «гой». Как правило, оно употребляется в составе приветственно-величальной формулы «гой еси», обозначающей «будь здоров» или «будь жив». Чаще всего встретить это выражение можно в былинах.

Образы, использованные поэтом в первом четверостишии, позволяют понять его отношение к прошлому родной страны. Лошадь – символ гармоничного движения, мощи, грациозности, красоты. Бег конского стада на воле завораживает и восхищает. Орел олицетворяет скорость, полуденное солнце, духовное начало в человеке, ассоциируется с величием, отвагой, имперской властью. Волк имеет двойственную символику. Если трактовать его образ в положительном ключе, то животное воспринимается как олицетворение победы и храбрости, эмблема воинов. Существует версия, что Толстой упоминает коня, волка и орла в качестве трех ипостасей родины.

Для лирики Алексея Константиновича характерно наличие черт народно-поэтического стиля. Именно поэтому стихотворения графа зачастую близки к песне, что не осталось без внимания многих русских композиторов. На музыку положено и произведение «Край ты мой, родимый край…». В разное время к нему обращались Цезарь Кюи, Александр Гречанинов, Владимир Ребиков и Николай Стрельников.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Короткие стихи ✑ Стихи длиной 8 строк ✑

Подписи к слайдам:

Презентация к уроку литературы в 7 классе «Край ты мой, родимый край!» Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе Учитель Куранова Н.А. ГБОУ №359 Фрунзенского р-на г.Санкт-Петербурга

«Край ты мой, родимый край!» Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе

В.А.Жуковский ПРИХОД ВЕСНЫ Зелень нивы , рощи лепет , В небе жаворонка трепет , Теплый дождь , сверканье вод ,- Вас назвавши , что прибавить ? Чем иным тебя прославить , Жизнь души , весны приход ?

А.К.Толстой «Край ты мой, родимый край!» «Благовест» «Замолкнул шум, гроза устала…»

Край ты мой, родимый край, Конский бег на воле, В небе крик орлиных стай, Волчий голос в поле! Гой ты, родина моя! Гой ты, бор дремучий! Свист полночный соловья, Ветер, степь да тучи! А.К. Толстой

Благовест Среди дубравы Блестит крестами Храм пятиглавый С колоколами . Их звон призывный Через могилы Гудит так дивно И так уныло ! К себе он тянет Неодолимо , Зовет и манит Он в край родимый , В край благодатный , Забытый мною ,- И, непонятной Томим тоскою , Молюсь и каюсь я, И плачу снова , И отрекаюсь я От дела злого ; Далеко странствуя Мечтой чудесною , Через пространства я Лечу небесные, И сердце радостно Дрожит и тает, Пока звон благостный Не замирает… А.К. Толстой

Словарная работа по стихотворению А. К. Толстого «Благовест » Благовест – «благая весть», т.е. «добрая», «хорошая» весть – колокольный звон перед началом церковной службы. Благостный – приносящий благо, приятный, успокаивающий. Каяться – 1. Исповедоваться в грехах (откровенно рассказывать о них с целью очиститься). 2. Сожалея, признавать свою вину, ошибку. Отрекаюсь – отказываюсь. «Звон призывный чрез могилы» — рядом с храмом традиционно располагается кладбище.

Что общего в стихотворениях М.Ю.Лермонтова «Молитва» и А.К.Толстого «Благовест»? И сердце радостно Дрожит и тает, Пока звон благостный Не замирает… А.К. Толстой С души как бремя скатится, Сомненье далеко – И верится, и плачется, И так легко, легко… М.Ю.Лермонтов

А.К. Толстой Замолкнул гром , шуметь гроза устала , Светлеют небеса; Меж черных туч приветно засияла Лазури полоса. Еще дрожат цветы , полны водою И пылью золотой, О, не топчи их с новою враждою Презрительной пятой .

РОДИНА Под небом мертвенно-свинцовым Угрюмо меркнет зимний день , И нет конца лесам сосновым , И далеко до деревень . Один туман молочно-синий , Как чья-то кроткая печаль , Над этой снежною пустыней Смягчает сумрачную даль . И. А.Бунин

Ещё и холоден и сыр Февральский воздух, но над садом Уж смотрит небо ясным взглядом, И молодеет Божий мир. Прозрачно-белый, как весной, Слезится снег недавней стужи, А с неба на кусты и лужи ложится отблеск голубой. Не налюбуюсь, Как сквозят Деревья в лоне небосклона, И сладко слушать у балкона, Как снегири в кустах звенят. Нет, не пейзаж влечёт меня, Не краски жадный взор подметит, А то, что в этих красках светит: Любовь и радость бытия. И.А.Бунин

Эпитет ( гр. epitheton – буквально «приложенное») – образное определение предмета, выраженное преимущественно прилагательным. новою враждою презрительной пятой

Олицетворение – перенесение человеческих черт на неодушевленные предметы и явления. замолкнул гром шуметь гроза устала дрожат цветы

Олицетворение – перенесение человеческих черт на неодушевленные предметы и явления. угрюмо меркнет туман смягчает

небом мертвенно-свинцовым туман молочно-синий кроткая печаль снежною пустыней сумрачную даль Эпитет ( гр. epitheton – буквально «приложенное») – образное определение предмета, выраженное преимущественно прилагательным.

Средства выразительности

Особенность анализируемого стихотворения – отсутствие глаголов. Этот приём позволяет создать величавые пейзажи, замедлить движение в окружающем лирического героя мире, чтобы читатель мог вдоволь насладится природой. Несмотря на такую особенность, пейзажные зарисовки не лишены динамизма. Читатель легко представляет, как по широкой степи мчат кони, а в небе пролетает стая орлов. Отсутствие глаголов не мешает автору использовать художественные средства. Они достаточно простые, так как состоят из двух-трёх слов.

В первую строфу поэт вплетает метафоры: конский бег на воле», «в небе крик орлиных стай» . Эпитеты дополняют пейзажные зарисовки и передают эмоции лирического героя: «край родимый» , «бор дремучий», «свист полночный соловья» .

Важную роль в стихотворении А. Толстого играет интонация. Все предложения в тексте восклицательные. Такой интонационный рисунок гармонично дополняет содержание. Создается впечатление, что герой дал волю своим чувствам и эмоциям и, стоя посреди степей, выкрикивает свои приветствия родному краю. В некоторых строках настроение лирического героя подчёркивается аллитерацией. Например, его восторг передается при помощи согласного «р»: «Гой ты, бор дремучий!» .

  • Диалог со смертью стих

      

  • Из семи учащихся четверо хорошо поют двое выразительно читают стихи а один красиво танцует

      

  • Когда устал и жить не хочешь стих

      

  • Рифма к слову обнимал в стихах

      

  • На остановке маленькой стих

Выразительные средства

Миниатюра Толстого написана емким и точным языком. По отношению к природе он применяет необходимые эпитеты: «родимый», «дремучий», «полночный». Автору важны не выразительные средства, а сама конструкция произведения, возникающие при его чтении впечатления. Главная особенность – в тексте нет глаголов. Движение обозначено другими частями речи, прежде всего, непрерывным перечислением имен существительных. Половина строк заканчивается восклицаниями.

Размер стихотворения и его мелодичность послужили стимулом для композиторов к переложению текста на музыку.

Основная мысль стихотворения – необъятность русской земли, как в пространственном, так и во временном плане. Миниатюра раздвигает границы Родины в сознании человека до размеров его огромной любви к ней, т. е. до бесконечности. Понятие Родины не вмещается в физические рамки, оно существует в сердцах русских людей.

Анализ стихотворения А. Толстого «Край ты мой, родимый край…»

(1 вариант)

Стихотворение А.К. Толстого посвящено русской природе, Родине, ее образности, истории. О какой истории может идти речь, если перед нами просто описание степи?

Первое предложение начинается и заканчивается словом «край», как бы окольцовывается им. О каком крае пойдет речь, мы не знаем. Поэт обращается к нему, разговаривает с ним. Нет никаких указаний на то, Подмосковье перед нами или пригород Киева, Тулы, Смоленска… Главное, что поэт описывает свою родину, свой край, вскормивший, вырастивший его, – Русь. Так задается тема произведения: «Край ты мой, родимый край…».

Многие русские поэты восхваляли природу родных мест, и каждый из них выбирал своё: образы, звуки, цвета, ассоциации. С родным краем у Толстого ассоциируется «конский бег на воле», красота степных лошадей, их гармоничное слияние с природой всегда наводят на мысль о воле, о бесконечных просторах, о высокой траве, сквозь которую мчатся лошади, сливая свои гривы с травами, ветрами, реками, встречающимися на их пути. Но не только на землю обращает свой взор герой произведения, он слышит и топот копыт лошадей, и крик орлиных стай в вышине неба, и голос волка в поле. Интересно, каких животных выбирает поэт: конь, орел, волк. У каждого свое движение, свой голос. Кони лишаются голоса, но раздается звук копыт, бега. Лошади все в движении, они мчатся, и взгляд поэта с восхищением следит за табуном. Орлы и волки, наоборот, лишены действия, но имеют свой голос. Птицы невидимы, только слышимы, но судя по множественному числу, которое употребляет автор, в небе не одна стая. А вот о голосе волка говорится в единственном числе. Что это? Вой волка-одиночки или художественный прием, позволяющий через единственное число передать множественное. «Конский бег на воле, // В небе крик орлиных стай, // Волчий голос в поле!»//. Во втором четверостишии слово «край» сменяет слово «родина». Рядом с образом степи, поля возникает образ дремучего бора с тревожным свистом соловья, не трелью, не песней, именно свистом, и воем ветра, собирающего тучи.

Для полноты картины не хватает только богатыря, одолевшего соловья-разбойника, которого предупреждали об опасности орлы и волки и который отпустил своего коня погулять на волю, пока он около заветного камня решает вопрос о том, куда ехать дальше.

(2 вариант)

XIX век дал России неповторимых лириков, самобытных поэтов. Тема родины, родного края стала для многих из них основной темой творчества. В середине девятнадцатого века Алексей Константинович Толстой пишет небольшое лирическое произведение «Край ты мой, родимый край…», в котором прославляет природные красоты своей родины.

Все стихотворение А. К. Толстого – скрытый восторг поэта, поэтому все предложения произведения представляют собой риторические восклицания:

Гой ты, родина моя!

Гой ты, бор дремучий!

Родимый край ассоциируется в восприятии лирического героя с конским бегом на воле, с криком в небе орлиных стай, с волчьим голосом в поле. А. К. Толстой использует назывные предложения, характеризуя художественные образы родины:

Гой ты, бор дремучий!

Свист полночный соловья,

Ветер, степь да тучи!

В границах двух четверостиший стихотворения заключен полный образ родимого края, возникающий в восприятии лирического героя. При этом поэт стремится показать родину с разных сторон: и ее необъятные просторы (небо, поле, «бор дремучий», степь), и многообразие животного мира («конский бег», орлиная стая, волк в поле, соловей). Картина родного края наполнена природными звуками, читатель то слышит «конский бег на воле», то «в небе крик орлиных стай», то «волчий голос», то «свист полночный соловья», то гул ветра. Воспевая природу родимого края, поэт мечтает о душевном слиянии с родиной. Из небольшого текста лирического произведения узнаваема изображаемая картина, природа средней полосы России.

Стихотворение написано четырехстопным хореем, что придает поэтическому произведению особую напевность, мелодичность, какой-то юношеский задор:

Край ты мой, родимый край,

Конский бег на воле,

В небе крик орлиных стай,

Волчий голос в поле!

Лирический герой ощущает себя частью мира, а его истинное восхищение передается читателю.

Все стихи Алексея Толстого

Боривой

Поморское сказание

           1

К делу церкви сердцем рьяный,

Папа шлет в Роскильду слово

И поход на бодричаны

Проповедует крестовый:

           2

«Встаньте! Вас теснят не в меру

Те язычники лихие,

Подымайте стяг за веру, —

Отпускаю вам грехи я.

           3

Генрик–Лев на бой великий

Уж поднялся, мною званый,

Он идет от Брунзовика

Грянуть с тылу в бодричаны.

           4

Все, кто в этом деле сгинет,

Кто падет под знаком крестным,

Прежде чем их кровь остынет —

Будут в царствии небесном!»

           5

И лишь зов проникнул в дони,

Первый встал епископ Эрик,

С ним монахи, вздевши брони,

Собираются на берег.

           6

Дале Свен пришел, сын Нилса,

В шишаке своем крылатом,

С ним же вместе ополчился

Викинг Кнут, сверкая златом;

           7

Оба царственного рода,

За престол тягались оба,

Но для славного похода

Прервана меж ними злоба.

           8

И, как птиц приморских стая,

Много панцирного люду,

И грохоча и блистая,

К ним примкнулось отовсюду.

Все струги, построясь рядом,

Покидают вместе берег,

И, окинув силу взглядом,

Говорит епископ Эрик:

           10

«С нами Бог! Склонил к нам папа

Преподобного Егорья,

Разгромим теперь с нахрапа

Все славянское поморье!»

           11

Свен же молвит: «В бранном споре

Не боюся никого я,

Лишь бы только в синем море

Нам не встретить Боривоя!»

           12

Но, смеясь, с кормы высокой

Молвит Кнут: «Нам нет препоны:

Боривой теперь далёко

Бьется с немцем у Арконы!»

           13

И в веселии все трое,

С ними грозная дружина,

Все плывут в могучем строе

К башням города Волына.

           14

Вдруг, поднявшись над кормою,

Говорит им Свен, сын Нилса:

«Мне сдалось: над той скалою

Словно лес зашевелился!»

           15

Кнут, вглядевшись, отвечает:

«Нет, не лес то шевелится, —

Щёгол множество кивает,

О косицу бьет косица».

           16

Встал епископ торопливо,

С удивлением во взоре:

«Что мне чудится за диво:

Кони ржут на синем море!»

           17

Но епископу в смятенье

Отвечает бледный инок:

«То не ржанье — то гуденье

Боривоевых волынок!»

           18

И внезапно, где играют

Всплески белые прибоя,

Из–за мыса выбегают

Волнорезы Боривоя.

           19

Расписными парусами

Море синее покрыто,

Развилось по ветру знамя

Из божницы Святовита;

           20

Плещут весла, блещут брони,

Топоры звенят стальные,

И, как бешеные кони,

Ржут волынки боевые.

           21

И, начальным правя дубом,

Сам в чешуйчатой рубахе,

Боривой кивает чубом:

«Добрый день, отцы монахи!

           22

Я вернулся из Арконы,

Где поля от крови рдеют,

Но немецкие знамена

Под стенами уж не веют!

           23

В клочья ту порвавши лопать,

Заплатили долг мы немцам

И пришли теперь отхлопать

Вас по бритым по гуменцам!»

           24

И под всеми парусами

Он ударил им навстречу,

Сшиблись вдруг ладьи с ладьями,

И пошла меж ними сеча.

           25

То взлетая над волнами,

То спускаяся в пучины,

Бок о бок сцепясь баграми,

С криком режутся дружины;

           26

Брызжут искры, кровь струится,

Треск и вопль в бою сомкнутом,

До заката битва длится, —

Не сдаются Свен со Кнутом.

           27

Но напрасны их усилья:

От ударов тяжкой стали

Позолоченные крылья

С шлема Свена уж упали;

           28

Пронзена в жестоком споре

Кнута крепкая кольчуга,

И бросается он в море

С опрокинутого струга;

           29

А епископ Эрик, в схватке

Над собой погибель чуя,

Перепрыгнул без оглядки

Из своей ладьи в чужую;

           30

Голосит: «Не пожалею

На икону ничего я,

Лишь в Роскильду поскорее

Мне б уйти от Боривоя!»

           31

И гребцы во страхе тоже,

Силу рук своих удвоя,

Голосят: «Спаси нас, Боже,

Защити от Боривоя!»

           32

«Утекай, клобучье племя! —

Боривой кричит вдогоню. —

Вам вздохнуть не давши время,

Скоро сам я буду в дони!

           33

К вам средь моря иль средь суши

Проложу себе дорогу

И заране ваши души

Обрекаю Чернобогу!»

           34

Худо доням вышло, худо

В этой битве знаменитой;

В этот день морские чуда

Нажрались их трупов сыто,

           35

И ладей в своем просторе

Опрокинутых немало

Почервоневшее море

Вверх полозьями качало.

           36

Генрик–Лев, идущий смело

На Волын к потехе ратной,

Услыхав про это дело

В Брунзовик пошел обратно.

           37

И от бодричей до Ретры,

От Осны до Дубовика —

Всюду весть разносят ветры

О победе той великой;

           38

Шумом полн Волын веселым,

Вкруг Перуновой божницы

Хороводным ходят колом

Дев поморских вереницы;

           39

А в Роскильдовском соборе

Собираются монахи,

Восклицают: «Горе, горе!»

И молебны служат в страхе;

           40

И епископ с клирной силой,

На коленях в церкви стоя,

Молит: «Боже, нас помилуй!

Защити от Боривоя!»

Лето 1870

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГДЗ 8 класс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: