Сергей есенин

«заметался пожар голубой»: мотив из есенинской «любви хулигана»

Смысл

Смысл этого стихотворения — в необыкновенной любви к женщине, поэтому и вспыхивает «пожар голубой» в сердце лирического героя. Этот цвет символизирует необычное чувство, которое ранее лирическому герою не доводилось испытывать. Из контекста становится ясно, что в его жизни вспыхивали только заурядные «огненно-красные» вспышки – земных страстей и земной, плотской любви, а теперь ворвался в его душу пламень небесной любви, ведь голубой — это цвет ясного неба.

В стихотворении лирический герой сравнивает себя с запущенным садом — это в данном случае символ порочной души, намёк на Эдем после изгнания оттуда первых людей. Их души были чисты и непорочны, а после совершения греха и изгнания из райского сада они наполнились пристрастиями и различными духовными нечистотами. У есенинского героя все наоборот: его душа, которую в стихотворении символизирует сад, сначала была грешна. А потом, благодаря женщине, которая стала для него идеалом, его сущность стала возрождаться и очищаться. То есть эта любовь равносильна возвращению в рай из грешной, разгульной, хулиганской жизни на земле.

Тематическая линия изменения собственной жизни чередуется с любовной линией: это понятно из особого расположения строф. Если, допустим, условно обозначить строфы стихотворения об изменении благодаря внезапному чувству буквой А, а строфы о любви буквой В, то получаем такое распределение: АА (1,2) — ВВ (3,4) — АА (5,6)

Из чего видно, что всё же важность преображения преобладает над важностью чувства, об этом же свидетельствует соответствие двух последних строк первой и последней строф. Ведь не о возлюбленной говорит поэт, а о собственном преображении, таким образом, подчёркивая, что раз он изменился — значит, и в самом деле в его жизнь ворвалось что-то великое и необыкновенное

Это — доказательство подлинности чувств путём самопознания.

Средства выразительности

Певучесть и особый символический «звон» стихотворению также придают ассонансы. Например, в первой строфе, где ударение в семи случаях падает на «а»

Частота ударения на «а» помогает расставить звуковые акценты и обратить внимание на значимые элементы

Другой, не менее часто встречающийся тип ассонанса в стихотворении — ударение на «е», которое, например, также встречается в двух последних строках первой и последней строф стихотворения: в слове «первый», то есть именно на нём сделан смысловой акцент. С помощью этого числительного подчёркнута новизна чувств лирического героя, его новое отношение к жизни.

Также немаловажны ударения на «о» — они встречаются в таких словах, как: «голубой», «любовь», «омут», «прошлое», «другому», «упорным», «покорным», «забросил», «осень». Для примера возьмём слово из второй строки третьей строфы — «омут», которое употреблено при помощи инверсии — следовательно, на нём сделан акцент, усиленный ударением. Внешне «омут» обозначает здесь глубину взгляда, но также у него есть скрытый смысл. Омут — наиболее глубокое место в водоёме

Следовательно, он символизирует глубину чувств героя, именно поэтому поэт акцентирует внимание на этом слове. Кроме того, буква «о» означает, как и кольцевая композиция, круги жизни лирического героя

Оттенок эмоционального напряжения стихотворению придают такие слова, как, например, «заметался», «забросил», «скандалить». Кроме того, взволнованность, потрясение лирического героя усиливаются диссонансными рифмами — «сад – плясать»; «омут – другому»; «забросил – осень». Они создают гипометрический эффект, который намеренно нарушает общую мелодичность, таким образом, передавая хаотичность «пожара».

  • эпитеты, например: «родимые дали», «пожар голубой», «златокарий омут»;
  • анафоры, например: «В первый раз я запел про любовь/В первый раз отрекаюсь скандалить»;
  • инверсии, например: «пожар голубой», «сердцем упорным»;
  • сравнение: «Был я весь как запущенный сад»;
  • повторы, например: «Был я весь как запущенный сад,/Был на женщин и зелие падкий».

Сергей Есенин. Жизнь.

Задолго до получения своей мировой известности и бурных романов с самыми шикарными женщинами России и Зарубежья, простой парень Сергей Александрович Есенин жил в самом обычном русском селе Константиново. Именно здесь он родился третьего октября 1895 года, и именно здесь прошли его ранние годы. Воспитанием мальчика занимались бабушка и дедушка.

Бабушка приучала юного Сергея к стихам – она знала много песен, басен и рассказов и радовала своего внука занятными историями. Дед обучал грамоте. Мама поэта в поисках лучшей жизни для своих детей была вынуждена работать в крупном городе – в селах на то время не было абсолютно никаких перспектив. Вскоре отсутствие перспектив заметил и подрастающий Сергей – именно это стало первым шагом в большом и великом творческом пути поэта.

В 1912 году Сергей Александрович Есенин бросил все, распрощался с родной деревней и отправился на поиски удачи в столицу своей горячо любимой Родины. Именно здесь он легко и успешно устроился на должность корректора в типографию и получил уникальную на то время возможность читать все, что попадалось под руку – всё это повлияло на развитие простого сельского парня, который так стремился к образованию. Сергей Александрович стал частью московского литературного кружка, неоднократно принимал участие в мероприятиях, которые проводились этой организацией и успешно зарекомендовал себя, но эта идиллия, стремление к учебе и рутинная работа наскучили поэту уже к 1914 году. В этот период своей жизни Сергей решил отказаться от серой и обыденной жизни и полностью посвятить свое время и душу написанию собственных стихотворений.

После такой резкой и радикальной перемены в жизни Есенина наступает совершенно новый период – стремительно растущая популярность в поэтических кругах, знакомство с интересными и уже известными творческими людьми. Все это дарило поэту вдохновение, и уже в 1915 году Есенин переезжает в Петроград, в самую гущу литературных событий, где становится частью движения новокрестьянских поэтов.

Крупные поэтические мероприятия, признание «своим» в поэтическом кругу – все это если не вскружило голову поэту, то зарядило его новыми силами. Призыв в армию для поэта не стал критической точкой – за него «похлопотали» и время в армии поэт проводит с удовольствием. Ему даже удалось познакомиться с самой императрицей и читать ей свои произведения. Уже на этом этапе своей жизни поэт демонстрировал свой буйный характер и гордый нрав – в выражениях он особо не сдерживался даже при самых высокопоставленных чинах, и часто развлекал сослуживцев стихотворениями с «крепким словцом».

«Исповедь хулигана», анализ стихотворения Есенина

Стихотворение «Исповедь хулигана» было написано Есениным в 1920 году, во время увлечения поэта имажинизмом. Влияние этого литературного течения явно ощущается в произведении: метафоры, бьющие на необычность, смелые образы, сочетание литературных и простонародных слов, рваный размер в духе Маяковского. Но сквозь этот надуманный, искусственный слой прорывается сердечность и искренность, отличавшая творчество Есенина, и «Исповедь хулигана» воспринимается всё-таки как живой, правдивый монолог.

Вступление звучит раздумчиво, как разговор героя с самим собой, и сразу утверждает, что исповедь — слова человека непокорного, не раболепного, и слово «хулиган» в названии стоит не напрасно. Дальнейшее описание, резкое и дерзкое, рисует нам героя: нечёсаного, в которого летят «комья брани» и который свысока смотрит на остальных. Рубленый размер строк, аллитерация с буквой «р» усиливают впечатление резкой отповеди (а не исповеди) героя.

Но следующая строфа, с мягкой рифмой, написанная пятистопным ямбом. переворачивает впечатление читателя: «заросший пруд». «звон ольхи» — это уже Есенин, певец природы, он вспоминает своих отца и мать и необыкновенно трогательно говорит об их любви.

Пятая строфа — прямое обращение к родителям, переходящее от душевности к хвастовству, и здесь вновь ощущается некая нотка неискренности: упоминание о цилиндре и лакированных башмаках кажется чужеродным, лишним…

Закономерно продолжая чередование частей с разным настроением, врезается шестая строфа: «задорный озорник» признаётся в неискоренимой любви к той самой грязноватой и слякотной деревне. Кланяется корове с вывески, вспоминает «запах навоза с родных полей». готов нести, словно шлейф, хвост извозчичьей лошади…

И начало следующей строфы — «Я люблю родину. Я очень люблю родину!» — не кажется после предыдущих признаний ни выспренним, ни излишне громогласным. Перечисление метафор. хоть и вполне в духе имажинисткой «образности»: «грусти ивовая ржавь». «хмарь и сырь апрельских вечеров». клён, «присевший перед костром зари». остаётся душевным и искренним. А дальше хлынул монолог героя, истосковавшегося по своей родине, по тому месту, где его знают и любят настоящим… Обращение к верному псу, описание дружбы с ним и прорвавшееся диалектное, родное словечко «погребав» сметают все образные построения, возведённые искусственно, и именно в этой части стихотворения перед читателем является настоящая исповедь.

Кульминацией её становится признание героя: «Я всё такой же. Сердцем я всё такой же». Настроение в этой строфе возвышенное, светлое, здесь поэт с добрым чувством говорит и о себе, и о людях — «мне хочется вам нежное сказать». (А ведь в начале стихотворения к этим же людям было обращено лишь пренебрежение!)

Но после пожелания «спокойной ночи». после прекрасной метафоры о косе зари, звеневшей по траве… настроение исповедующегося снова меняется. Он обрывает себя на полуслове, оставляя многоточие вместо заключительной рифмы, и со следующей строфы вновь надевает на себя маску.

Неприкрытая грубость, нелитературные слова («задница». «башка» ) отбрасывают читателя на первоначальную дистанцию, герой словно насмехается над своей недавней сентиментальностью и хочет заставить забыть о ней. Для чего вся исповедь? Чтобы признаться в том, что искреннее вдохновение («заезженный Пегас» ) не нужно поэту? Что он пришёл «воспеть крыс». Эти прорвавшиеся неизвестно из каких глубин слова полностью меняют всё впечатление от «Исповеди», оставляя в большей степени недоумение. И заключительные строки, пожелание поэта стать «парусом в страну, куда мы плывём». просто не сливаются со всем стихотворением, как будто он отчеркнул их и вписал позже, успокоившись и не помня настроения, с которым лилась «Исповедь» вначале.

Именно эта противоречивость, неровность произведения заставляют перечитывать его ещё и ещё, отыскивая связующее все строфы звено. И оно находится: это натура поэта, такая же мятущаяся, проявила здесь себя во всех ипостасях. Прочитав и проникнувшись каждым словом стихотворения, можно многое понять о Есенине и о том, кем он ощущал себя в неспокойные годы сразу после революции, после опрокидывания привычного мира.

Образ лирической героини

Образ женщины, встреченной лирическим героем, сравнивается с осенью — это ещё один философский, элегический элемент данного стихотворения, который символизирует конец прошлых дней — подобно тому, как приход осени означает конец лета. Кроме того, в философском понимании «осень жизни» — означает период зрелости, взросления души, осознания всех предыдущих грехов, пороков и ошибок, что и происходит в данном случае с лирическим героем. На фоне «голубого пожара» — то есть внезапных и буйных чувств поэта, появляется осень со всеми её золотисто-карими оттенками увядания, и расставляет всё на свои места. Что-то навсегда утрачивает смысл, а что-то — приобретает его с тех пор, как женщина-осень приходит к нему. Грустная пора наступает в саду его души, который перестаёт быть запущенным. И после ее прихода он уже никогда не станет прежним, и всё то, что заставляло его радоваться, утратит для него былую прелесть, потому что он теперь будет осознавать бессмысленность и ненужность всего этого.

Что хотел сказать Есенин

Насколько искренней была попытка изменить жизнь или это просто шаг на пути к сердцу Миклашевской? Это вопрос, скорее всего, 50 на 50, но в душе Сергей не мог измениться, он сам при жизни не раз признавался, что другим просто не сможет быть.

Песня про любовь далеко не первая, да и отречение от прежнего образа жизни уже были, значит ли это, что автор врёт? Конечно, нет – это банальный самообман, когда желаемое в глубине души выдаётся за действительное.

В момент написания строк поэт может быть искренним на 100%:

Это бывало и раньше, не может вся жизнь пройти в плясках и питии, хотя они и не были для Есенина самоцелью, о чём блог Stihirus24 уже писал. На какое-то время Миклашевская действительно настолько покорила Сергея, что он сделал робкую попытку сказать Стоп, но увидев пустоту вокруг себя и не зная, чем её заполнить, всё началось заново.

Небольшое отступление. Вскоре Есенин и Миклашевская расстались, но без скандала и полного разрыва. Поэт в 1925 году выпустил новый сборник, часть стихов которого была посвящена Августе. Естественно, Миклашевская была приглашена и пришла на творческий вечер, где Сергей напился до потери возможности идти, и возлюбленная помогла ему добраться до дома. По пути между ними состоялся последний важный разговор, по слухам, Есенин сделал предложение, поклявшись завязать насмерть и Августа согласилась. Правда это или нет мы не узнаем, смерть пришла за поэтом раньше свадьбы.

Художественные особенности

Язык стихотворения образен и мелодичен, каждая строка не прочитывается, а словно поётся.

Поэт мастерски использует анафоры: «в первый раз», «был я», «как умеет», «я б навеки»

Они помогают расставить смысловые акценты, подчеркнуть важность и неповторимость судьбоносной встречи

В стихотворении преобладают прилагательные. Учёные считают, что эта часть речи соответствует женскому началу языка, в большей степени соотносится с женской картиной мира, для которой характерно стремление к описательности, нюансировке.

Есенин неслучайно выбирает самые изысканные эпитеты: он хочет понравиться адресату стихотворения, угадать её мысли, верно назвать каждую черту поразившего его образа.

Структура текста напоминает внутренний диалог. Поэт будто сравнивает две личности, две величины: «я» и «ты». Он рассматривает саму возможность сближения, сопоставления и доказывает самому себе, что оно возможно.

Главные герои и их характеристика

  1. Лирический герой причастен к миру греха и порока, но он готов отречься от прошлой жизни во имя новой любви. Простоватая речь («Был я весь») указывает на искренность его слов. Характер исповеди нервный, отчаянный, приниженный. Герой – не принц на белом коне, он не предлагает себя, а униженно просит ее. Его признания вызывают жалость, ведь он побежден, покорен, но всем тоном дает понять, что не победил. Он сдается на милость победительницы, предлагая сдать все свои укрепления – кабаки, родину и даже творчество. Это мольба и стон человека, замученного и изголодавшегося без любви.
  2. Героиня непреступна, она — девушка-осень, символизирует завершение прошлой жизни и осознание героем своих ошибок. Она же – его последняя любовь перед неминуемой смертью: после осени следует зима, мир погружается в мертвый сон. Он опечален, ведь после ее прихода его жизнь навсегда изменилась, весь мир отныне сосредоточен лишь на ней одной. После нее нет ничего, и терпкая осенняя грация опьяняет его, уводит «в чужие дали». Женщину окружает колдовское очарование, губительное для ее избранника. Злато-карий омут затягивает и душит, а рука лишь манит, но ничего не дает взамен. Если для него эта осенняя любовь последняя, то для нее – нет, и она, даже любя прошлое, покинет настоящее.
  3. Пожар голубой расцветки символизирует нечто небывалое, роковое, что случилось с лирическим героем. Если раньше он уже горел любовью, обычным пламенем, то это чувство – гибельное (именно пожар, уничтожающий все на своем пути, а не огонь свечи) и незаурядное (не красный, а именно голубой – нежный и в то же время холодный).

Анализ стихотворения Есенина «Заметался пожар голубой»

Основной темой стихотворения является неожиданное чувство, полностью изменившее мироощущение героя, а сюжет охватывает практически всю жизнь поэта, совмещая разные времена. Есенин вспоминает о своих ошибках, падкости на женщин и алкоголь, безудержном веселье. Признается, что готов отречься от всего ради любви к женщине, оставить не только развлечения, но и мысли о родных местах, природе.

Интересно, что в самой первой строфе поэт отмечает, что он поет о любви впервые. Все его чувства настолько свежи, покоряют яркостью и первозданностью, что ему начинает казаться, что он вовсе не любил до этого момента. Герой признается и в прошлых грехах, пустой трате жизни на безудержное веселье, глупые забавы. Он сравнивает себя с запущенным садом, говорит о том, что не в силах был устоять перед разными искушениями, при этом Есенин ставит в один ряд женщин и «зелие». Это еще больше увеличивает пропасть между его прошлыми увлечениями и новой любовью к Августе Миклашевской. Поэт подчеркивает, что до этого он только терял свою жизнь, впустую растрачивал ее, хотя и любил других женщин, увлекался.

Есенин образно пишет о своих чувствах, признается, что мечтает бесконечно смотреть в глаза любимой, и привязать ее к себе настолько, чтобы она навсегда осталась с ним. Поэт уверяет, что он умеет любить, быть покорным, готов раствориться в своих чувствах без остатка.

Показательно, что в этом новом чувстве Есенин признает готовность отречься не только от кабаков, но и от творчества, любви к родимым далям. Он впервые отказывается от скандалов, всей прошлой жизни, хочет идти за любимой куда угодно.

Если попробовать проанализировать идею стихотворения, можно прийти к выводу, что здесь Есенин больше мыслит образами, берет крайние проявления чувства и ярко воплощает их в своих строках. Смысл произведения вряд ли стоит воспринимать буквально. Безусловно, Сергей Есенин оставался поэтом всегда, он не сумел бы отречься от своего «я», предназначения на земле, творчества и любви к родине. Однако для любовной лирики поэта характерно растворение в чувстве к женщине, поскольку он очень остро ощущает новые эмоции, стремится воплотить в полной мере свою любовь в ярких строках.

Стихотворение имеет кольцевую композицию, что придает ему удивительную гармонию, объединяет все строфы в одно целое. В начале поэт говорит о том, что уже позабылись родимые дали, а завершает произведение словами готовности идти за любимой «хоть в свои, хоть в чужие дали». Кроме того, в точности повторяются третья и четвертая строки первой строфы в самом конце произведения. Написано стихотворение анапестом, рифма перекрестная.

Любовь сравнивается с голубым пожаром, поэт говорит, что сам он был покинут и одинок подобно запущенному саду, глаза любимой кажутся ему злато-карим омутом. Язык яркий,

экспрессивный. Например, говоря об оттенке волос любимой, поэт пишет о них: «цветом в осень». Активно используется повторение как художественный прием: есть рефрен в начале и конце произведения, «был» в начале двух строк второй строфы, «как умеет» в двух строках четвертой строфы. Все это придает неповторимый динамизм, завершенность произведению.

История создания стихотворения С. А. Есенина

Стих создан в рамках цикла под названием «Любовь хулигана». У Сергея Есенина множество произведений, которые носят лирический характер, они наполнены возвышенными чувствами к женщине.

В том числе и произведение, созданное в конце лета 1923 года. Цикл произведений написан в Москве, после приезда из Америки. Поэт немного разбит и сломлен, его брак с танцовщицей Айседорой Дункан исчерпал себя. Отношения угасли.

В это время Сергей Александрович встречает другую женщину, красавицу артистку Августу Леонидовну Миклашевскую. Чувства к артистке вспыхнули быстро, но отношения у пары были сугубо платонические.

Сложные взаимоотношения с супругой, новые чувства к другой женщине стали катализатором к написанию лирических стихотворений. В них автор пишет о том, что его эмоции настоящие, сильные. Он готов отказаться от привычной жизни, дебошей, скандалов, алкоголя. Готов даже бросить писать стихи.

К сожалению, Августа Леонидовна не ответила взаимностью автору, она предпочла разорвать отношения, что ранило поэта.

После расставания с Миклашевскрй, Есенин еще не раз вспоминал эти чувства, которые испытывал, как одни из самых сильных, чистых. Несмотря на то, что он третий раз женился, после влюбленности и у него были серьезные отношения с другими женщинами.

Впрочем, череда громких романов, скандалов, непристойное поведение – это то, с чем личность Есенина связана напрямую.

Можно сравнить цикл «Любовь хулигана» с ранее выпущенным «Москва кабацкая». В последнем автор пишет о любви, как о чувстве, которое его разочаровало, оно приносит негативные эмоции. А женщина у Есенина удостоена не восторженных, а низменных эпитетов. Но безысходность постепенно уходит.

«Заметался пожар голубой…», анализ стихотворения Сергея Есенина

Сергей Есенин долго был вместе с известной танцовщицей Айседорой Дункан. Но сказывалась разница в возрасте, интересах, принадлежность к разным культурам, мешало своеобразие Айседоры и Есенина. Когда их союз уже почти распался, поэт познакомился с актрисой Камерного театра Августой Миклашевской. В августе 1923 года поэт встретил свою новую любовь, был совершенно очарован молодой женщиной с иконописным лицом и всегда грустными глазами, в которых будто застыли хрустальные слёзы. Буквально на следующий день было написано стихотворение «Заметался пожар голубой…». открывшее цикл «Любовь хулигана».

Произведение стало образцом лирического стихотворения. В нём поэт говорит о своей любви и тех переменах, которые она принесла. Здесь он вновь соединяет в одном пространстве прошлое, будущее и настоящее и делится с читателями своими личными ощущениями, мыслями, переживаниями. Посвящается стихотворение любимой женщине поэта – Августе Миклашевской. Поэт обращается непосредственно к ней, рассказывает ей о чувствах, заметных переменах, которые вызваны любовью к ней.

Стихотворение о любви, для любимой

Основной темой стихотворения является неожиданное чувство, полностью изменившее мироощущение героя, а сюжет охватывает практически всю жизнь поэта, совмещая разные времена. Есенин вспоминает о своих ошибках, падкости на женщин и алкоголь, безудержном веселье. Признаётся, что готов отречься от всего ради любви к женщине, оставить не только развлечения, но и мысли о родных местах, природе.

Интересно, что в самой первой строфе поэт отмечает, что он поёт о любви впервые. Все его чувства настолько свежи, покоряют яркостью и первозданностью, что ему начинает казаться, что он вовсе не любил до этого момента. Герой признаётся и в прошлых грехах, пустой трате жизни на безудержное веселье, глупые забавы. Он сравнивает себя с запущенным садом, говорит о том, что не в силах был устоять перед разными искушениями, при этом Есенин ставит в один ряд женщин и «зелие». Это ещё больше увеличивает пропасть между его прошлыми увлечениями и новой любовью к Августе Миклашевской. Поэт подчёркивает, что до этого он только терял свою жизнь, впустую растрачивал её, хотя и любил других женщин, увлекался.

Есенин образно пишет о своих чувствах, признаётся, что мечтает бесконечно смотреть в глаза любимой, и привязать её к себе настолько, чтобы она навсегда осталась с ним. Поэт уверяет, что он умеет любить, быть покорным, готов раствориться в своих чувствах без остатка.

Показательно, что в этом новом чувстве Есенин признаёт готовность отречься не только от кабаков, но и от творчества, любви к родимым далям. Он впервые отказывается от скандалов, всей прошлой жизни, хочет идти за любимой куда угодно.

Если попробовать проанализировать идею стихотворения, можно прийти к выводу, что здесь Есенин больше мыслит образами, берёт крайние проявления чувства и ярко воплощает их в своих строках. Смысл произведения вряд ли стоит воспринимать буквально. Безусловно, Сергей Есенин оставался поэтом всегда, он не сумел бы отречься от своего «я», предназначения на земле, творчества и любви к родине. Однако для любовной лирики поэта характерно растворение в чувстве к женщине, поскольку он очень остро ощущает новые эмоции, стремится воплотить в полной мере свою любовь в ярких строках.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГДЗ 8 класс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: