Краткое содержание сказки огневушка поскакушка бажова

Написать читательский дневник 4 класс краткое содержание произведений ответы бажов уральские сказки

Краткое содержание

Степан наследство хорошее после себя оставил, да и Настасья умная да работящая была. Пришло все-таки время тяжелое, «забеднели». Стала родня Настасью подговаривать продать шкатулку. Купцы налетели, хотели задешево выкупить богатство, но не на ту напали.

У Настасьи со Степаном было трое детей: два сына и дочь Танюшка. Так вот девочка стала мать упрашивать, чтобы та не продавала шкатулку. Танюшка не в мать пошла: черненькая с зелеными глазами, она росла «на примете у людей». Все любовались ее красотой. Она по отцу сильно тосковала. Мать давала ей шкатулку поиграть, чтобы отвлечь от горя. Дочь все примеряла и говорила, что тепло от украшений идет.

Подросла Танюшка, дела домашние справит и шкатулку достает, любуется камешками, на себя примеряет. Однажды забрался в дом грабитель за шкатулкой, а Танюшка как раз украшения перебирала. Как увидел он их, глаза словно обожгло, испугался, что ослепнет.

Постепенно дела у Настасьи поправились. Дети подросли, стали зарабатывать. Однажды пришла странница и научила Танюшку шелком вышивать. Танюшка к матери не особо ластилась, а к незнакомке «так и льнет», а та ее «доченькой» называет. Показала ей Танюшка шкатулку, та попросила примерить камешки. Потом показала ей гостья палаты царские, которые отец малахитом отделал, подивилась Танюшка. В тот же день странница ушла, а на прощание оставила Танюшке стеклянную пуговку, которая поможет девушке в трудную минуту.

Только Настасьины дела поправились, как тут снова беда – пожар случился. Пришлось продать шкатулку. Купила ее жена приказчика Пароти. Пришла она домой, стала украшения на себя примерять. Что ни наденет, больно. Решила она к мастеру обратиться, чтобы подогнал по ней украшения. Обошла всех мастеров, никто за работу не взялся.

Тут старый барин умер, сына женить не успел. Молодой барин прислал жене Паротиной весточку, что скоро увезет ее от мужа. Паротя запил с горя. Однажды в компании кто-то упомянул о Танюшке. Интересно Пароте стало увидеть красавицу. Случай подвернулся зайти к Настасье, они как раз избу новую поставили. Как увидел Паротя Танюшку, дар речи потерял. Потом попросил портрет с себя вышить, Танюшка согласилась, только обмолвилась, что другая будет женщина, хоть и похожа на нее.

Весной барин приехал, Паротя похвастался ему портретом, который всюду носил с собой. Барин заинтересовался. Тут и про шкатулку известно стало, которую Паротина жена купила. Выкупил барин ее за неслыханные деньги и потребовал Танюшку позвать. Девушка пришла, он приказал ей украшения надеть, а потом и замуж позвал. Танюшка согласилась, но с условием. Потребовала она показать ей царицу в малахитовой палате. Договорились встретиться в Санкт-Петербурге.

Барин уехал, квартиру Танюшке в городе обустроил. Она приехала и поселилась у какой-то женщины на окраине. По столице уже слух прошел о невесте Турчаниновой да о ее украшениях. Царица приказала привезти девушку во дворец.

Турчанинов поехал за Танюшкой, но она сказала, что сама приедет, а он ее должен у крыльца дворцового ждать. Барин встал у крыльца, как договорились. Придворные собрались, всем интересно красавицу увидеть. Танюшка надела каменья на себя, платье красивое, а сверху шубейку накинула, платочком подвязалась и пошла пешком. Турчанинов увидел ее, застыдился и спрятался.

Вошла Танюшка во дворец, скинула шубейку, все так и обмерли. Тут и Турчанинов объявился, сказал, что это его невеста. Танюшка же упрекнула, что он обманул ее, не дожидался у крыльца. Привели ее в палату, которую царица назначила. Танюшка снова недовольна, опять обман, она просила малахитовую палату. Нашла она ее сама, встала у стеночки и царицу ждет. Царица пришла и кричит, чтобы ей показали «самовольницу турчаниновскую». Третий раз обманул барин: не он царицу Танюшке показывает, а наоборот. Рассердилась Танюшка, прислонилась к стене и растаяла, только камни остались в тех местах, где была голова и руки. Бросился Турчанинов камни собирать, а они сворачиваются в капельки, так и не собрал ничего. Заметил он на полу пуговку, взял в руку, а там, как в зеркале, красавица хохочет. Барин после этого с ума сошел.

Танюшка домой так и не вернулась, но люди говорили, что «Хозяйка Медной горы двоиться стала». Видели на приисках двух красавиц в одинаковых нарядах.

Рецензии на книгу «Серебряное копытце» Павел Бажов

Красивая книга!.. Спасибо, Маэстро! Прекрасные иллюстрации, и реалистичные и волшебные одновременно. А как здесь без реализма? — это же «СКАЗ», а не сказка, то есть в первую очередь в его основе лежат странные, таинственные, волшебные события, которые происходили когда-то давно, но с вполне обыкновенными людьми. Получается, что Сказ — нечто среднее между рассказом и сказкой (подробности оставим профессионалам-филологам, благо, они ЗДЕСЬ, в Лабиринте, есть)

Большие, красивые, подробные, с любовью и вниманием сделанные живописные композиции. Полыхают краски уральской осени; остановившийся, прозрачный морозный воздух зимы чеканит формы деревенских срубов, заборов, деревьев, фигур; проясняет цвета в одежде деревенских ребятишек и баб… Панорамные, космические пейзажи уральского леса, «Завода» (заводского поселка), с неизменным дымом из труб, ни чем не сдерживаемым, стремящимся вверх, в небо, в Космос, вовлекающим маленький рабочий поселок в бесконечный цикл Мироздания, словно примиряя обыденное и волшебное, сказку и быль… Люди, Природа и Космос как целое, равное, единое… И мир уральской деревни Бычковым воссоздан очень внимательно, любовно. Это гармоничный и разумный мир

Рассказчик в темной избе при лучине в окружении ребятишек на лавках и на печке. Корытце с водой, куда падает зола сгорающей лучинки. Плетеные короба, березовые веники под потолком; печь; полати с сидящими на них ребятишками, с их неизменно заплатанными штанами, и рубахами, сохнущими у печи; деревенский «умывальник» в избе с не новым уже рушником; ухват и лопаты; керосиновая лампа и утюг, греющийся от углей; гирлянды сохнущих на ниточках грибов, венички из трав; плетение из лыка (чего? — не скажу, поскольку не знаю :)) и чистка ружья; лыжи, которые делал для Даренки Кокованя – масса подробностей быта безнадежно потерянного, в котором я, например, смогла объяснить своему ребенку далеко не все… И еще в иллюстрациях много юмора. Муренка — волшебная кошка, умная, настоящая, себе на уме. То сказку Коковани слушает, опершись на лапу подбородком (кстати, у кошки есть подбородок?.. :)); то машет лапой уходящему старику вслед, дескать — «Доброго пути!…»; то эту самую лапу Даренке на плечо положит одобрительно: «Пр-равильно придумала. Пр-равильно»; а уж как с козлом договаривается — разговаривает – рот открыт… :)). Даренка – кулёмка малАя, по-бычковски лупоглазенькая :), закутанная, а как иначе в мороз?.. В сумерках в балагане Даренка смотрит – а в лунном пейзаже далеко-о-о маленький козлик скачет, видно его — спасибо художнику!… Кокованя монументальный, молодцеватый, даже щеголеватый

Это гармоничный и разумный мир. Рассказчик в темной избе при лучине в окружении ребятишек на лавках и на печке. Корытце с водой, куда падает зола сгорающей лучинки. Плетеные короба, березовые веники под потолком; печь; полати с сидящими на них ребятишками, с их неизменно заплатанными штанами, и рубахами, сохнущими у печи; деревенский «умывальник» в избе с не новым уже рушником; ухват и лопаты; керосиновая лампа и утюг, греющийся от углей; гирлянды сохнущих на ниточках грибов, венички из трав; плетение из лыка (чего? — не скажу, поскольку не знаю :)) и чистка ружья; лыжи, которые делал для Даренки Кокованя – масса подробностей быта безнадежно потерянного, в котором я, например, смогла объяснить своему ребенку далеко не все… И еще в иллюстрациях много юмора. Муренка — волшебная кошка, умная, настоящая, себе на уме. То сказку Коковани слушает, опершись на лапу подбородком (кстати, у кошки есть подбородок?.. :)); то машет лапой уходящему старику вслед, дескать — «Доброго пути!…»; то эту самую лапу Даренке на плечо положит одобрительно: «Пр-равильно придумала. Пр-равильно»; а уж как с козлом договаривается — разговаривает – рот открыт… :)). Даренка – кулёмка малАя, по-бычковски лупоглазенькая :), закутанная, а как иначе в мороз?.. В сумерках в балагане Даренка смотрит – а в лунном пейзаже далеко-о-о маленький козлик скачет, видно его — спасибо художнику!… Кокованя монументальный, молодцеватый, даже щеголеватый

Информация для читательского дневника

Краткий анализ и план сказки «Серебряное копытце» нужны третьеклассникам для заполнения читательского дневника и подготовки к уроку внеклассного чтения. К этой работе следует приступать после знакомства с текстом произведения. В конспекте необходимо отразить следующие вопросы:

  1. История создания. Произведение написано в 1938 году по мотивам фольклора.
  2. Жанр. Сказ — народно-эпическое произведение, которое имитирует речь заказчика, повествует от его лица. Текст богат красочными описаниями, поговорками, пословицами.
  3. Тема. Добрые дела, вера в чудо. Только человек с бескорыстным сердцем и чистыми помыслами может стать свидетелем волшебства.
  4. Идея. Добро и бескорыстная помощь людям обязательно будут вознаграждены. Кокованю и его воспитанницу козлик одарил за их чистосердечие, доброту, легкое отношение к жизни.
  5. Проблематика. Человек не может быть счастлив в одиночестве. Ему нужен не только круг общения, но и семья, пусть даже приемная.

Образ кошки автор ввел в произведение специально. Гордые и независимые животные сопровождают людей более пяти тысяч лет, дарят им свою ласку и общение. Муренка кажется читателю волшебной. Она по-своему разговаривает с хозяевами, вторит им, поддерживает («Пр-равильно говоришь. Пр-равильно»). При обсуждении рассказа в классе ребятам предстоит выполнить пересказ «Серебряного копытца». План, на который можно опереться, может выглядеть так:

  1. Встреча Коковани и сиротки.
  2. Новая дружная семья.
  3. Дедушкины сказки.
  4. История о козлике.
  5. Жизнь в лесу.
  6. Отъезд Коковани.
  7. Долгожданное появление козла.
  8. Дружба лесного гостя и кошки Муренки.
  9. Щедрые дары нежданного гостя.

Сказ Бажова сочетает жанровые особенности волшебной и бытовой сказки. Действие происходит с обычными людьми в привычной для них обстановке. Волшебство совершают козлик, которого хотели увидеть герои, и кошка, впоследствии ставшая спутницей лесного обитателя. В произведении используются зачин, присказки, поговорки, уменьшительно-ласкательные суффиксы.

То, чему учит сказка «Серебряное копытце», можно встретить и в других произведениях Павла Петровича Бажова

Автор акцентирует внимание на вопросах доброты, трудолюбия, проблеме одиночества, любви к животным. Другая важная мысль заключается в том, что успех и богатство приходят к тем, кто этого заслуживает, трудится, стремится к цели. Сказ учит любить окружающий мир, заботиться о близких, ценить природу и ее дары

Сказ учит любить окружающий мир, заботиться о близких, ценить природу и ее дары.

Сказочная история вызывает отклики в сердцах взрослых и детей. Красивым и неторопливым языком автор рассказывает историю о том, как главные герои заслужили награду за свои труды.

Подробный пересказ

События происходят в давние времена в одном отдаленном местечке на Урале. Главными действующими лицами здесь выступают дедушка Кокованя, маленькая девочка по имени Дарёнка, кошка по кличке Мурёнка и козлик.

Шестилетняя девочка остается совсем одна, без родителей. Круглую сироту под свою опеку взял один добрый дедушка, звали его Кокованя. Остаток своей жизни он решил посвятить воспитанию маленькой девочки по имени Дарёнка. Девочка очень привязалась к своей любимице кошке, поэтому дедушка взял ее к себе домой. Кокованя так здорово и увлекательно умел рассказывать всякие разнообразные истории и небылицы, что девочка была от них просто в восторге. И какими бы фантастическими, удивительными и небывалыми они ни были, Дарёнка по-детски наивно в них верила. Одной, пожалуй, самой полюбившихся из всех историй Коковани для девочки стала сказка об одном лесном козлике, у которого на правой ноге было серебряное копытце. Когда он бил им по земле несколько раз, то из-под копыта вылетали драгоценные камешки и рассыпались вокруг.

Каждый год дедушка Кокованя, будучи заядлым охотником, уходил в лес на все лето промышлять. Но сейчас он не знал, что делать, как оставить маленькую девочку одну. Но та сама начала проститься вместе с ним в лес. Дарёнка была храброй девочкой, и предстоящие трудности ее совсем не испугали. В дорогу с ними увязалась и кошка Мурёнка.

Как-то раз дедушка был вынужден отправиться в деревню за лошадью, но оставлять в лесу маленькую девочку было нельзя. Но та снова убедила старика, что бояться нечего и сказала, чтобы тот шел по своим делам и не волновался.

Девочка давно мечтала встретить в лесу сказочного козлика с серебряным копытцем, и теперь, оставшись в лесном домике, начала его выслеживать. И вот однажды сказочное создание оказалось совсем неподалеку, буквально в двух шагах от ее домика. Девочка восхищенно наблюдала за ним. На третий день козлик забрался на крышу избушки, топнул правой ножкой, и посыпались вокруг драгоценные камешки.

Вскоре вернулся дедушка и стал вместе с девочкой любоваться этим прекрасным зрелищем. Тут лесной козлик испарился, будто его и не было, а за ним убежала и кошка Мурёнка. Дедушка успел собрать целую охапку дорогих камней.

Главная мысль этого произведения заключается, в том, что всегда нужно верить в свои мечты. Также в сказке сделан акцент на доброте и теплых чувствах в отношениях людей друг с другом.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Об авторе

Павел Петрович Бажов появился на свет в семье металлурга. Духовное формирование мальчика происходило в среде горняков, людей серьезных и упорных, и в то же время по-своему творческих. С детства он впитал в себя рассказы заводских рабочих об одаренных мастерах и тяжелом труде. Все свои богатые впечатления о жизни простых рабочих и их своеобразном фольклоре Бажов смог выразить в творчестве.

В начале писательского пути Бажов занимался написанием очерков и повестей, и даже не пытался перенести на бумагу сказы, услышанные им от рабочих. Любая сказка на основе народных преданий в те времена могла быть расценена как религиозные предрассудки. В 1938 году времена немного изменились, и Бажов решил опубликовать на пробу сборник сказов старого Урала, названный «Малахитовая шкатулка». Мудрые сказы писателя представляли собой красочную смесь жизненного опыта горных добытчиков, народного юмора и причудливых преданий. Читатели приняли книгу с восторгом, она оказалась близка по духу рабочему классу и отличалась от других уникальностью формы и содержания.

 В волшебном мире автора абсолютно реальная сила духа и чистота помыслов побеждает любые сказочные чары. Фантастический образ Хозяйки Медной горы представляет собой власть камня над человеком и для того, чтобы приручить его, требуется немалое упорство и сноровка. Хозяйка, называемая еще Малахитницей, знает секреты высокого мастерства. И поэтому Данила мастер хочет узнать у нее, как ему изготовить каменный цветок, который будет наиболее похож на настоящий. Человек в сказках Бажова не наделен фантастическими качествами, однако он может совершенствовать себя в труде – в этом его сила. Образ Хозяйки — это символическое изображение самой Уральской природы в фольклоре: одновременно опасной и таинственной. Красочные сказки Бажова учат трудолюбию, развивающему силу духа, и конечно любви к природе

Прочитав произведения автора понимаешь, как важно любить окружающий мир

Портрет

Но вскоре приехал Турчанинов на рудники, чтобы и денег нарыть, и возлюбленную вернуть. Паротя знал это и решил опередить события. Был у него с собой портрет Танюшки золотом вышитый, который он попросил ее же и вышить. Его он и показал барину. Тот, увидев там красавицу, так и обомлел и приказал немедленно показать ее ему. С этой минуты он забыл про всех женщин на свете и шкатулку малахитовую выкупил у приказчика для Танюшки. А потом сразу попросил девушку надеть украшения и следом сделал ей предложение. Но она поставила условия, чтобы он показал ей царскую малахитовую комнату из «тятиной добычи».

Турчанинов тотчас отдает приказ запрягать лошадей, но Татьяна сама пообещала приехать на конях. К этому времени весь Петербург уже «стоял на ушах» от слухов о невесте Турчанинова и о шкатулке. Танюшка наказала своему жениху ждать ее возле крыльца. Но когда тот увидел, что она шла пешком, укутанная в платок и шубку, постеснялся и спрятался. Дворцовые лакеи не хотели пропускать ее. Но когда она скинула свою верхнюю одежду, то на ней было такое платье, которого у самой царицы не было.

Информация для читательского дневника

Краткий анализ и план сказки «Серебряное копытце» нужны третьеклассникам для заполнения читательского дневника и подготовки к уроку внеклассного чтения. К этой работе следует приступать после знакомства с текстом произведения. В конспекте необходимо отразить следующие вопросы:

  1. История создания. Произведение написано в 1938 году по мотивам фольклора.
  2. Жанр. Сказ — народно-эпическое произведение, которое имитирует речь заказчика, повествует от его лица. Текст богат красочными описаниями, поговорками, пословицами.
  3. Тема. Добрые дела, вера в чудо. Только человек с бескорыстным сердцем и чистыми помыслами может стать свидетелем волшебства.
  4. Идея. Добро и бескорыстная помощь людям обязательно будут вознаграждены. Кокованю и его воспитанницу козлик одарил за их чистосердечие, доброту, легкое отношение к жизни.
  5. Проблематика. Человек не может быть счастлив в одиночестве. Ему нужен не только круг общения, но и семья, пусть даже приемная.

Образ кошки автор ввел в произведение специально. Гордые и независимые животные сопровождают людей более пяти тысяч лет, дарят им свою ласку и общение. Муренка кажется читателю волшебной. Она по-своему разговаривает с хозяевами, вторит им, поддерживает («Пр-равильно говоришь. Пр-равильно»). При обсуждении рассказа в классе ребятам предстоит выполнить пересказ «Серебряного копытца». План, на который можно опереться, может выглядеть так:

  1. Встреча Коковани и сиротки.
  2. Новая дружная семья.
  3. Дедушкины сказки.
  4. История о козлике.
  5. Жизнь в лесу.
  6. Отъезд Коковани.
  7. Долгожданное появление козла.
  8. Дружба лесного гостя и кошки Муренки.
  9. Щедрые дары нежданного гостя.

Сказ Бажова сочетает жанровые особенности волшебной и бытовой сказки. Действие происходит с обычными людьми в привычной для них обстановке. Волшебство совершают козлик, которого хотели увидеть герои, и кошка, впоследствии ставшая спутницей лесного обитателя. В произведении используются зачин, присказки, поговорки, уменьшительно-ласкательные суффиксы.

То, чему учит сказка «Серебряное копытце», можно встретить и в других произведениях Павла Петровича Бажова

Автор акцентирует внимание на вопросах доброты, трудолюбия, проблеме одиночества, любви к животным. Другая важная мысль заключается в том, что успех и богатство приходят к тем, кто этого заслуживает, трудится, стремится к цели. Сказ учит любить окружающий мир, заботиться о близких, ценить природу и ее дары

Сказ учит любить окружающий мир, заботиться о близких, ценить природу и ее дары.

Сказочная история вызывает отклики в сердцах взрослых и детей. Красивым и неторопливым языком автор рассказывает историю о том, как главные герои заслужили награду за свои труды.

https://youtube.com/watch?v=5XH-fBU7BZc

Читательский дневник по сказу «Серебряное копытце» Павла Бажова

Название произведения: «Серебряное копытце»

Число страниц: 24

Жанр произведения: сказка

Главные герои: кошечка Мурёнка, девочка Дарёнка и дедушка Кокованя.

Второстепенные герои: отсутствуют.

Характеристика главных героев:

Кокованя — мудрый, добрый и заботливый.

Ловкий охотник. Сговорчивый.

Дарёнка — добрая, любознательная, примерная девочка.

Заботливая. Умная.

Мурёнка — умная и ласковая кошка, подружилась с волшебным козлом.

Краткое содержание сказа «Серебряное копытце»

Старый одинокий охотник Кокованя решил взять к себе сироту.

Он выбрал девочку Дарёнку, родителей которой знал.

Вместе с Дарёнкой к Коковане пришла и кошка Мурёнка.

Они зажили вместе дружно и каждому находилось занятие.

Кокованя рассказал Дарёнке про волшебного козлика, который мог выбивать копытом драгоценные камни.

Девочке очень хотелось увидеть козла.

Зимой они переселились в балаган.

Когда Кокованя уехал в посёлок, к Дарёнке вышел козлик.

Он подружился с кошкой, забрался на крышу балагана и стал стучать копытом.

Во все стороны полетели драгоценные камни.

В этот момент вернулся Кокованя.

Они с Дарёнкой собрали полную шапку камней, а утром остальные драгоценности исчезли.

Только кошка после встречи с козликом куда-то исчезла.

План сказа:

  1. Старик Кокованя.
  2. Сиротка Дарёнка и кошка Мурёнка.
  3. Жизнь вместе.
  4. Рассказ про волшебного козлика
  5. Балаган в зимнем лесу.
  6. Одна в балагане.
  7. Волшебный козёл.
  8. Водопад камней.
  9. Шапка камней.

Главная мысль сказа

Главная мысль автора в том, что хорошим людям обязательно должно повезти.

Основная идея произведения заключается в том, что человек не должен жадничать и требовать от судьбы слишком многого.

Он должен довольствоваться тем, что ему необходимо.

Вот и старик с Дарёнкой набрали шапку камней и на этом остановились.

Им и так хватило драгоценностей для безбедной жизни.

Чему учит произведение

Сказка учит милосердию, добру.

Учит тому, что добрые дела всегда будут вознаграждены.

Учит не жадничать, не брать лишнего.

Учит бережно относиться к природе и животным.

Старик, взяв к себе сиротку с кошкой, приобрёл не только семью, но и большое богатство.

Он не стал посягать на свободу козла, ему хватило созерцания этого чуда.

Краткий отзыв по произведению «Серебряное копытце» для читательского дневника

Прочитав этот сказ, я была восхищена как волшебным животным, так и добротой главных героев.

Автору удалось написать очень красивую, добрую и волшебную историю.

Её главные герои оказались очень хорошими людьми, и потому заслужили своё счастье.

Сказка эта увлекательная и познавательная.

Она погружает нас в мир уральских сказов.

Она учит любви к ближнему, а также вере в чудеса.

Мне трудно выбрать героя, который понравился мне больше всего.

Мне нравится умная и трудолюбивая девочка Дарёнка.

Мне нравится Кокованя, добрый и весёлый старик.

Мне нравится Мурёнка, кошка, которая была сама по себе.

Они все верили в чудеса и волшебство коснулось их.

Произведение заставляет задуматься о том, для чего человек живёт в этом мире.

И получается, что главной целью жизни должно стать обретение счастья, семьи, близких людей, а не богатства.

Очень советую прочитать это чудесное произведение всем ценителям народных преданий и сказаний, любителям волшебства.

Пословицы к произведению:

  • Доброму Бог помогает.
  • Кто добро творит, тому Бог отплатит.
  • Мир не без добрых людей.
  • Даст Бог роток, даст и кусок.
  • Каково аукнешь, таково и откликнется.

Словарь неизвестных слов:

  • Пособник — помощник.
  • Похлёбка — суп.
  • Пожитки — вещи.
  • Душной — запах животного.
  • Угрузнешь — провалишься.
  • Несподручно — неловко.
  • Взъесться — рассердиться.
  • Солонина — засоленное мясо.
  • Балаган — временный, лёгкий домик.
  • Покосные ложки — широкий овраг для покоса.
  • Статочное дело — нужное.
  • Горюн — печаль.
  • Хризолиты — драгоценные камни зелёного цвета.

Ещё читательские дневники по другим произведениям Павла Бажова:

  • Сборник Уральских сказов «Малахитовая шкатулка»
  • «Голубая змейка»
  • «Горный мастер»
  • «Две ящерки»
  • «Каменный цветок»
  • «Малахитовая шкатулка»
  • «Медной горы Хозяйка»
  • «Огневушка-Поскакушка»
  • «Синюшкин колодец»
  • «Таюткино зеркальце»
  • «Хрупкая веточка»
  • Краткая биография Павла Бажова и презентация

Библиотека произведений автора пополняется.

Сюжет

Жил одинокий старик Кокованя, у которого не было ни одной родной души. Надумал он взять в дом сиротку, и соседи ему рассказали о шестилетней Дарёнке, чьи родители умерли. Кокованя познакомился с девочкой, и та согласились жить с дедушкой, но только при одном условии: непременно взять с собой любимую кошку Мурёнку.

Так стали они жить вместе: старый охотник Кокованя, девочка Дарёнка да кошка Мурёнка. Кокованя был отменным сказочником и каждый вечер рассказывал сиротке разные сказки, которые знал в большом количестве. Но больше всего Дарёнке нравилась история про волшебного козла с серебряным копытом на правой ноге и пятью веточками на рожках.

С наступлением холодов отправился Кокованя в лес стрелять диких козлов. В лесу у него была маленькая избушка, и Дарёнка упросила взять её и Мурёнку с собой. Так они стали жить в лесу втроём.

Когда Кокованя настрелял много козлов, он отправился в деревню за санями, и Дарёнка осталась одна в лесной избушке. Поначалу девочке было скучно, но вскоре она заметила в окошко, как на поляну выбежал маленький козёл с пятью веточками на рожках – Серебряное копытце. Дарёнка позвала его, но козлик фыркнул и убежал. На следующий день девочка с большим удивлением заметила, как Серебряное копытце играет с её Мурёнкой в снегу. Неожиданно козёл вскочил на крышу избушки и принялся выстукивать своим волшебным копытцем, из-под которого тут же вылетали камни-самоцветы. Стукнув в последний раз, он исчез вместе с Мурёнкой.

Когда Кокованя вернулся, то не узнал своей избушки, которая была вся усыпана драгоценными камнями. Старый охотник набрал камней с полшапки, но Дарёнка его остановила – она хотела полюбоваться этой красотой при солнечном свете. Но утром с крыши сошел весь снег, а с ним исчезли и камни. Впрочем, им и собранных самоцветов хватило, чтобы жить в довольствии.

Читательский дневник по сказу «Серебряное копытце» Павла Бажова

Название произведения: «Серебряное копытце»

Число страниц: 24

Жанр произведения: сказка

Главные герои: кошечка Мурёнка, девочка Дарёнка и дедушка Кокованя.

Второстепенные герои: отсутствуют.

Характеристика главных героев:

Кокованя — мудрый, добрый и заботливый.

Ловкий охотник. Сговорчивый.

Дарёнка — добрая, любознательная, примерная девочка.

Заботливая. Умная.

Мурёнка — умная и ласковая кошка, подружилась с волшебным козлом.

Краткое содержание сказа «Серебряное копытце»

Старый одинокий охотник Кокованя решил взять к себе сироту.

Он выбрал девочку Дарёнку, родителей которой знал.

Вместе с Дарёнкой к Коковане пришла и кошка Мурёнка.

Они зажили вместе дружно и каждому находилось занятие.

Кокованя рассказал Дарёнке про волшебного козлика, который мог выбивать копытом драгоценные камни.

Девочке очень хотелось увидеть козла.

Зимой они переселились в балаган.

Когда Кокованя уехал в посёлок, к Дарёнке вышел козлик.

Он подружился с кошкой, забрался на крышу балагана и стал стучать копытом.

Во все стороны полетели драгоценные камни.

В этот момент вернулся Кокованя.

Они с Дарёнкой собрали полную шапку камней, а утром остальные драгоценности исчезли.

Только кошка после встречи с козликом куда-то исчезла.

План сказа:

  1. Старик Кокованя.
  2. Сиротка Дарёнка и кошка Мурёнка.
  3. Жизнь вместе.
  4. Рассказ про волшебного козлика
  5. Балаган в зимнем лесу.
  6. Одна в балагане.
  7. Волшебный козёл.
  8. Водопад камней.
  9. Шапка камней.

Главная мысль сказа

Главная мысль автора в том, что хорошим людям обязательно должно повезти.

Основная идея произведения заключается в том, что человек не должен жадничать и требовать от судьбы слишком многого.

Он должен довольствоваться тем, что ему необходимо.

Вот и старик с Дарёнкой набрали шапку камней и на этом остановились.

Им и так хватило драгоценностей для безбедной жизни.

Чему учит произведение

Сказка учит милосердию, добру.

Учит тому, что добрые дела всегда будут вознаграждены.

Учит не жадничать, не брать лишнего.

Учит бережно относиться к природе и животным.

Старик, взяв к себе сиротку с кошкой, приобрёл не только семью, но и большое богатство.

Он не стал посягать на свободу козла, ему хватило созерцания этого чуда.

Краткий отзыв по произведению «Серебряное копытце» для читательского дневника

Прочитав этот сказ, я была восхищена как волшебным животным, так и добротой главных героев.

Автору удалось написать очень красивую, добрую и волшебную историю.

Её главные герои оказались очень хорошими людьми, и потому заслужили своё счастье.

Сказка эта увлекательная и познавательная.

Она погружает нас в мир уральских сказов.

Она учит любви к ближнему, а также вере в чудеса.

Мне трудно выбрать героя, который понравился мне больше всего.

Мне нравится умная и трудолюбивая девочка Дарёнка.

Мне нравится Кокованя, добрый и весёлый старик.

Мне нравится Мурёнка, кошка, которая была сама по себе.

Они все верили в чудеса и волшебство коснулось их.

Произведение заставляет задуматься о том, для чего человек живёт в этом мире.

И получается, что главной целью жизни должно стать обретение счастья, семьи, близких людей, а не богатства.

Очень советую прочитать это чудесное произведение всем ценителям народных преданий и сказаний, любителям волшебства.

Пословицы к произведению:

  • Доброму Бог помогает.
  • Кто добро творит, тому Бог отплатит.
  • Мир не без добрых людей.
  • Даст Бог роток, даст и кусок.
  • Каково аукнешь, таково и откликнется.

Словарь неизвестных слов:

  • Пособник — помощник.
  • Похлёбка — суп.
  • Пожитки — вещи.
  • Душной — запах животного.
  • Угрузнешь — провалишься.
  • Несподручно — неловко.
  • Взъесться — рассердиться.
  • Солонина — засоленное мясо.
  • Балаган — временный, лёгкий домик.
  • Покосные ложки — широкий овраг для покоса.
  • Статочное дело — нужное.
  • Горюн — печаль.
  • Хризолиты — драгоценные камни зелёного цвета.

Ещё читательские дневники по другим произведениям Павла Бажова:

  • Сборник Уральских сказов «Малахитовая шкатулка»
  • «Голубая змейка»
  • «Горный мастер»
  • «Две ящерки»
  • «Каменный цветок»
  • «Малахитовая шкатулка»
  • «Медной горы Хозяйка»
  • «Огневушка-Поскакушка»
  • «Синюшкин колодец»
  • «Таюткино зеркальце»
  • «Хрупкая веточка»
  • Краткая биография Павла Бажова и презентация

Библиотека произведений автора пополняется.

Об авторе книги

Жил-был однажды на свете добрый волшебник…
Нет, конечно, по-настоящему волшебником он не был. Но то, что писал волшебные сказы – чистая правда. У него была пушистая белая борода и живые, необыкновенно лучистые веселые глаза. И когда он ходил по городу, его сразу узнавали – это наш Бажов! Волшебник Бажов! Слово «наш» часто добавляли к имени писателя.
Павел Петрович родился в 1879 году в уральском городке Сысерть в семье мастера, работавшего на горном заводе. Урал в то время был настоящим краем легенд. Эти легенды придумывали и рассказывали старатели, искавшие в уральских горах золото, а так же рабочие, спускающиеся под землю, где они добывали малахит и слюду. Среди этих людей были очень интересные рассказчики. Маленькому Павлу с детства нравились легенды, сказки и песни родного Урала.
Фамилия Бажов происходит от местного слова «бажить» – то есть ворожить, предвещать. У Бажова и прозвище уличное было Колдунков. Позже он будет подписывать им свои произведения.
Ещё мальчишкой услышал он интересную историю о тайнах Медной горы. Сысертские ребятишки любили прибегать к дедушке Хмелинину (сторожу дровяных складов при Полевском заводе), чтобы послушать его рассказы. А этих рассказов дедушка Слышко (так его звали из-за его вечной присказки «слыш-ко») знал множество.
Павел Петрович не просто пересказал услышанное когда-то от деда Хмелинина, он создал талантливые произведения, необычные по своему жанру – сказы.
Долгие годы Бажов собирал Сказы, как камни в Малахитовую шкатулку, и поэтому самый полный сборник Сказов носит название «Малахитовая шкатулка», который увидел свет в 60-й день рождения Павла Петровича, 28 января 1939 года в Свердловске.
Павла Петровича Бажова называют чудесным сказочником. Под его пером проснулись горы, заиграли камни, ожили добрые и злые чудовища, голубые змейки, яркие ящерки.

Все сказы Бажова

  1. Алмазная спичка
  2. Аметистовое дело
  3. Богатырева рукавица
  4. Васина гора
  5. Веселухин ложок
  6. Голубая змейка
  7. Горный мастер
  8. Далевое глядельце
  9. Две ящерки
  10. Демидовские кафтаны
  11. Дорогое имячко
  12. Дорогой земли виток
  13. Ермаковы лебеди
  14. Жабреев ходок
  15. Железковы покрышки
  16. Живинка в деле
  17. Живой огонек
  18. Змеиный след
  19. Золотой волос
  20. Золотоцветень горы
  21. Золотые дайки
  22. Иванко Крылатко
  23. Каменный цветок
  24. Ключ земли
  25. Коренная тайность
  26. Кошачьи уши
  27. Круговой фонарь
  28. Малахитовая шкатулка
  29. Марков камень
  30. Медная доля
  31. Медной горы хозяйка
  32. На том же месте
  33. Надпись на камне
  34. Не та цапля
  35. Огневушка-Поскакушка
  36. Орлиное перо
  37. Приказчиковы подошвы
  38. Про Великого Полоза
  39. Про водолазов
  40. Про главного вора
  41. Рудяной перевал
  42. Серебряное копытце
  43. Синюшкин колодец
  44. Солнечный камень
  45. Сочневы камешки
  46. Старых гор подаренье
  47. Тараканье мыло
  48. Таюткино зеркальце

Поделиться новостью в Соцсетях:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГДЗ 8 класс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: