§ 37. Влияние на кожу факторов окружающей среды. Гигиена кожи.
ЗАПОМНИТЕ
Тепловой удар • Солнечный удар • Закаливание • Дерматит • Ожог • Обморожение • Потёртости • Опрелость
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ (стр.185)
- Каковы основные правила ухода за покровами тела?
- Каковы основные гигиенические требования, предъявляемые к одежде и обуви?
- Каковы основные причины нарушения теплообмена и пути его профилактики?
- Что может стать причиной воспалительных процессов кожи?
- Каковы основные приёмы оказания первой помощи при различных травмах кожи?
- В чём заключаются сходство и различия между термическими ожогами и ожогами, вызванными химическими веществами?
- Каковы основные причины появления угревой сыпи на коже подростков и меры её профилактики?
ПОДУМАЙТЕ!
- Может ли стригущий лишай появиться на открытых участках кожи человека и почему?
- Почему издревле жители Средней Азии в жаркую погоду предпочитали ходить в очень тёплых ватных халатах?
МОЯ ЛАБОРАТОРИЯ
ВЫПОЛНИТЕ ЗАДАНИЕ
Изучите доступные информационные источники о гигиенических требованиях к одежде и обуви. Разработайте комплекс мер по соблюдению гигиенических требований к собственной одежде и обуви.
ЭТО ВАЖНО ЗНАТЬ
Правила закаливания
Закаливаться нужно, следуя определённым правилам.
Индивидуальный подход. Для каждого человека необходим свой режим закаливания: частота и длительность закаливающих процедур, температура воды и воздуха.
Систематичность. Перерыв снижает приобретённую устойчивость.
Постепенность
Важно постепенно приспосабливаться к необычным условиям.
Разнообразие закаливающих средств. Для закаливания нужно сочетать разнообразные факторы внешней среды.
Задания из книги
стр.4стр.5стр.6стр.7стр.8стр.9стр.10стр.11стр.12стр.13стр.14стр.15стр.16стр.17стр.18стр.19стр.20стр.21стр.22стр.23стр.24стр.25стр.26стр.27стр.28стр.29стр.30стр.31стр.32стр.33стр.34стр.35стр.36стр.37стр.38стр.39стр.40стр.41стр.42стр.43стр.44стр.45стр.46стр.47стр.48стр.49стр.50стр.51стр.52стр.53стр.54стр.55стр.56стр.57стр.58стр.59стр.60стр.61стр.62стр.63стр.64стр.65стр.66стр.67стр.68стр.69стр.70стр.71стр.72стр.73стр.74стр.75стр.76стр.77стр.78стр.79стр.80стр.81стр.82стр.83стр.84стр.85стр.86стр.87стр.88стр.89стр.90стр.91стр.92стр.93стр.94стр.95стр.96стр.97стр.98стр.99стр.100стр.101стр.102стр.103стр.104стр.105стр.106стр.107стр.108стр.109стр.110стр.111стр.112стр.113стр.114стр.115стр.116стр.117стр.118стр.119стр.120стр.121стр.122стр.123стр.124стр.125стр.126стр.127стр.128стр.129стр.130стр.131стр.132стр.133стр.134стр.135стр.136стр.137стр.138стр.139стр.140
§ 36. Строение и функции кожи. Производные кожи. Терморегуляция.
ЗАПОМНИТЕ
Эпидермис • Дерма • Подкожная жировая клетчатка • Ногти • Волосы
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ (стр.178)
- Что представляет собой кожа как орган? Из каких тканей она состоит?
- Каковы основные функции кожи?
- Какие производные кожи вам известны и какое строение они имеют?
- Как кровеносные сосуды кожи участвуют в процессе терморегуляции? Составьте схему, объясняющую этот механизм терморегуляции. В чём проявляется взаимосвязь строения кровеносных сосудов кожи и их функций?
- Выявлено, что в норме человек более восприимчив к холоду, чем к теплу. Как это можно доказать исходя из анатомического строения кожи?
ПОДУМАЙТЕ!
- От чего может зависеть степень оволосения наружных покровов тела у разных людей?
- Почему при значительном повышении температуры тела, вызванном простудным заболеванием, человека начинает знобить?
МОЯ ЛАБОРАТОРИЯ
Исследование с помощью лупы тыльной и ладонной стороны кисти
Цель работы: изучить внешнее строение кожных покровов человека.
Материалы и оборудование: ручная лупа.
Ход работы
- Рассмотрите под лупой тыльную поверхность кисти и кожу ладони. Отметьте, что вы обнаружили на коже.
- Ответьте на вопросы.
- Куда ведут поры, из которых выходят волосы?
- Почему участки кожи, разделённые на ромбики, квадратики и треугольники, блестят?
- За счёт каких образований кожа во время озноба собирается в складки (гусиная кожа)?
- Куда ведут мелкие поры на ладонной поверхности кожи?
- Проведите карандашом по тыльной стороне кисти. Почему, на ваш взгляд, ощущение прикосновения сменяется ощущением холода?
Описание мер по уходу за кожей лица и волосами в зависимости от типа кожи
Цель работы: получить опыт применения знаний по уходу за кожей лица и волосами в зависимости от типа кожи.
Материалы и оборудование: самонаблюдение.
Ход работы
- Умойтесь с мылом и через 3 — 4 ч плотно промокните лицо бумажной косметической салфеткой. По числу и интенсивности оставленных на салфетке жирных отпечатков можно сделать вывод о типе кожи.
- Нормальная кожа — на салфетке остаются незначительные жировые отпечатки (в области носа и лба).
- Сухая кожа — на салфетке не остаётся жировых отпечатков.
- Жирная кожа — на салфетке заметны интенсивные жировые отпечатки в области носа, щёк, лба и менее интенсивные в других областях лица.
- Комбинированная кожа — умеренные жировые отпечатки располагаются в Т-зоне лица (лоб, нос, подбородок).
- Сделайте вывод о жирности своей кожи на разных участках кожи лица.
- Обсудите полученные результаты с родителями.
- Опишите возможные меры по уходу за кожей лица и волосами в зависимости от типа кожи.
- Разработайте рекомендации по уходу за кожей своего лица и волосами.
§ 37. ВНУТРЕННЕЕ СТРОЕНИЕ И ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЗЕМНОВОДНЫХ
ВСПОМНИТЕ:1. Что такое кожное дыхание?
2. Что такое туловищные почки?
Внутреннее строение.
Внутреннее строение земноводных рассмотрим также на примере лягушки (рис. 116). Скелет лягушки составляют череп, позвоночник, кости свободных конечностей и их поясов. Главные отличительные особенности строения скелета связаны с развитием свободных конечностей — передних и задних ног. Подвижное сочленение костей ног позволяет лягушке передвигаться на суше и в воде. У лягушки наиболее развиты мышцы задних конечностей. Взрослая лягушка — хищное животное. Она питается насекомыми, наземными брюхоногими моллюсками, червями, пауками. Охотясь, лягушка хватает только подвижную добычу. Заметив приближающуюся добычу, она широко раскрывает рот. Изо рта стремительно выбрасывается длинный и клейкий язык. Прилипшая к языку жертва быстро попадает в рот.
ПИЩЕВАРИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА. Лягушка и рыба имеют во многом сходные пищеварительные системы. Их различие в том, что пищеварительная система лягушки заканчивается клоакой — отверстием, в которое выходят непереваренные остатки пищи и открываются протоки выделительной и половой систем.
ДЫХАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА. Дышит лягушка атмосферным воздухом. Для дыхания ей служат лёгкие и влажная кожа. Благодаря кожному дыханию лягушки могут долгое время оставаться под водой.
КРОВЕНОСНАЯ СИСТЕМА лягушки имеет более сложное строение, чем кровеносная система рыб. Сердце лягушки состоит из желудочка и двух предсердий. Такое сердце называют трёхкамерным. В нём поочерёдно сокращаются то желудочек, то оба предсердия. В левом предсердии кровь артериальная — обогащённая кислородом, в правом она венозная — насыщенная углекислым газом. В желудочке кровь смешанная. Кровь движется по двум кругам кровообращения — большому и малому.
ВЫДЕЛИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА. Органы выделения лягушки — почки, мочеточники, мочевой пузырь, открывающийся в клоаку. Продолговатые туловищные почки расположены вдоль позвоночника. В почках из крови отфильтровываются избыток воды и вредные продукты жизнедеятельности. При этом образуется моча, которая выводится из организма через клоаку.
НЕРВНАЯ СИСТЕМА лягушки состоит из головного и спинного мозга и отходящих от них нервов. Органы чувств земноводных приспособлены к водному и наземному существованию. Например, мигая веками, лягушка удаляет приставшие к глазу пылинки. У лягушки имеется внутреннее и среднее ухо.
РАЗМНОЖЕНИЕ и РАЗВИТИЕ. После весеннего пробуждения земноводные постепенно перемещаются в хорошо прогреваемые участки водоёмов. С наступлением тёплой погоды у них пробуждается стремление к размножению. Строение половых органов у земноводных и рыб сходно. При размножении самки откладывают в воду икру. Самцы выпускают в неё жидкость со сперматозоидами. После оплодотворения в икринках начинают развиваться зародыши (рис. 117). Через некоторое время они превращаются в личинок — головастиков. Постепенно у головастика появляются парные конечности, исчезает хвост. В это время формируются лёгкие, двухкамерное сердце превращается в трёхкамерное. Головастик становится взрослым животным.
ЗАПОМНИТЕ:
Свободные конечности • Трёхкамерное сердце • Клоака • Головастик
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ (стр.165)
- Какие способы дыхания используют земноводные?
- Как происходит размножение и развитие земноводных?
ПОДУМАЙТЕ!
Укажите, почему земноводные могут жить на суше.
Вы смотрели: Учебник по биологии для 8 класса Базовый уровень под ред. В. В. Пасечника (Линия жизни, 2023). Биология Пасечник Учебник §37. Ознакомительный фрагмент для покупки пособия. Цитаты из учебника использованы в учебных целях для семейного, заочного и дистанционного обучения.
<< § 36 Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ
Просмотров: 128