«бородино»: кто написал? история создания стихотворения «бородино»

Литература

Краткое содержание

Творение Лермонтова «Бородино» — это повествование бойца, что воспринимал содействие в бою на Бородинском поле в период схватки с французами. У рассказчика интересуются о прежних временах, о тех, когда оставляли российские войска Москву, подарив городок недругу.

И военнослужащий начинает свой рассказ. Начинает он его с того, что современный народ – не такие уже силачи то, что существовали ранее. Это звучит сожалением. Но гораздо более грусти слышится в памяти его о собственных военных друзьях, которые погибли в этой схватке. Он свидетельствует о том, что некоторые с них уцелели после данного боя.

Войско оставляло столицу. Бойцы были сердиты этим. Наиболее опытные с их, отходя, возмущались о том, что требуется бросать родной город. Однако сделать с этим они ровным счетом ничего не смогут. Так как в таком случае воля граждан – приказ свыше. Бойцы никак не подразумевали, с целью чего же это было необходимо. Они были наполнены военной атмосферой и склонны были стоять вплоть до финала.

Отступая, дошли они до степи, где и произошло это столкновение. Был сокрушен ими табор и сооружено усиление – редут. А на восходе последующего дня столкнулись они и с французами. Русские ожидали битвы, они были готовы к нему.

Битва стартовала. Не мало тогда полегло люда. Проходит два дня и ночи, а схватке все нет окончания. Преимущество было в сторону неприятеля. Но, советский военнослужащий уступать никак не желал.

Вот уже и приблизился к окончанию 2-ой день битвы. Настала ночь. Французы радовались в собственном стане, так как они одерживали власть. В нашем же стане было спокойно. Бойцы вдумчиво готовили к следующей схватке с врагом собственное вооружение.

Наступил момент предрассветной тишины. Здесь чин направляется к воинам с кличем к битве с готовностью помереть под стенами оставленного ими города, где владычествовал отныне супостат. Военной дух солдат был целостен – все они склонны были положить собственные черепушки в войне за независимость отечества. Так говорит об этих фактах повествователь.

Вот и продлилось битва. И в этот раз русские, трепетавшие не на жизнь, а на гибель, одержали верх – и французы убегали с поля битвы. А борьба была ужасная. Повествователь свидетельствует, то, что современному народу уже никак не увидеть подобных битв. Как он говорит, противник в этот день узнал, что означает славянский дух и советский бой. Происходили на поле и рукопашные схватки. Все без исключения смешалось в одно: и люди, и лошади. А звучания множества военных орудий соединялись в единый продолжительный крик. Погибших было весьма большое количество. Согласно текстам рассказчика, вершина мира усопших тел были подобными, то, что негде было даже рухнуть ядру.

Русские бойцы боролись вдохновенно, кинув все собственные силы. День подходил к концу. А бойцы все еще готовы продлевать эту битву и в последующий день, равно как, внезапно, услыхали барабанный звон – враг отходил.

Заканчивает прежний военнослужащий свой рассказ вновь раскаянием о том, что довелось сохранить им город Москву, и о том, что современная молодое поколение уже не способна на такие подвиги.

Мощь 2-ух армий были неравны. Нашу армия терпело поражение. Однако с последних сил сумели они, никак не взирая на то, принудить противника убежать. Они одержали победу, благодаря духу. Творение Лермонтова – образец того, как данные качества могут помочь завоевать верх даже в неодинаковой схватке.

Главные герои

Действующих лиц в картине двое дядя с юношей-рассказчиком. Первый является старым солдатом, который побывал на войне двенадцатого года и рассказывает, как проходило Бородинское сражение. Он считается ветераном, который все видел и чувствовал на войне.

Герой трезво оценивает события тех лет, дает свою оценку происходящему, выражает гордость за русских, а также высказывает разочарование о современном обществе.

Юноша выступает в роли молодого человека, которого интересует судьба и история Родины, ему любопытно знать подробности Отечественной войны. Поэтому он приходит к дяде и спрашивает у того, как участника тех лет, что происходило. Он осведомлен о Бородинской битве, знает, что ее помнит вся Россия, и выражает надежду, что молодое поколение начнет брать пример с ветеранов, встанет мужественно за Отчизну в нужный час и будет защищать ее.

Это интересно: исследователи стихотворения смогли найти прототипы героев. Юношей является сам автор, а дядей старый солдат Андреев, который и ведет рассказ. Он был унтер-офицером лейб-гвардии пехоты, и Лермонтов хорошо был знаком с этим человеком.

Познакомились они в 1836 году, когда Михаил Юрьевич занимался в мастерской рисованием. Андреев в то время заказал свой портрет в честь 25-летия сражения. Тогда-то писатель и познакомился с участником и узнал подробности его жизни.

«Бородино», анализ стихотворения Лермонтова

1837 год – юбилей, 25 лет победы над французами в Отечественной войне 1812 года. Событие это отмечалось в России на государственном уровне. В церквях прошли молебны в память о погибших, а в августе состоялась торжественная закладка Храма Христа Спасителя в Москве в честь победы над французами.

Михаил Юрьевич Лермонтов откликнулся на знаменательную дату стихотворением «Бородино».

До Лермонтова многие поэты обращались к теме Отечественной войны. И сам Лермонтов в юном возрасте сочинил стихотворение «Поле Бородина». При всем разнообразии жанров эти произведений объединяет общий настрой. Будь то басня, солдатская или партизанская песня, ода или философское размышление, все они воплощали значимую тему, прославляя героев.

Сравнение содержания их со стихотворением «Бородино» вызывает ассоциации с произведениями на тему Отечественной войны 1941-1945 годов. После книг, фильмов, стихов на военную тему появляются записи простых солдат, участников трагических событий, которые производят порой оглушающее впечатление.

Лермонтов впервые в литературе прибегает к нетипичной для того времени манере изложения. Повествование ведется от имени старого солдата. простого человека – участника бородинского сражения. Смысловой акцент делается не на героических победах, а скорее на сожалении: «Не будь на то господня воля, Не отдали б Москвы!» .

Ираклий Луарсабович Андроников в критической статье «Образ Лермонтова» пишет: «Он был одарен удивительной музыкальностью – играл на скрипке, на фортепиано, сочинял музыку на собственные стихи».

Может быть, потому и структура «Бородино» напоминает трехчастную музыкальную форму. Первая строфа – вступление, вопрос молодого собеседника участнику сражения. Вторая строфа – первая часть, выражающая главную мысль произведения.

3 – 13 строфы – развернутая вторая часть, включающая основное содержание, описание битвы.

Последняя, четырнадцатая строфа – динамическая реприза, почти точно повторяющая первую.

Строфа стихотворения имеет сложное семистрочное строение: первые две и четвертая – шестая строки с построчной рифмой. Третья строка рифмуется с седьмой. В целом в каждой строфе повторяется сплетенная рифма по схеме AABCCCB. И здесь можно усмотреть связь с музыкальным семидольным размером, характерным для русских народных песен.

Музыкальность. пронизывающая стихотворение, вдохновила неизвестного автора на создание марша на стихи Лермонтова. Народная песня «Бородино» вошла в репертуар военных ансамблей.

Стилистически стихотворение неоднородно:

  • Просторечные высказывания: «Ушки на макушке». «Полковник наш рожден был хватом». «Что толку в этакой безделке?» сочетаются с возвышенными, патетическими оборотами: «И молвил он, сверкнув очами». «Носились знамена, как тени». «…сражен булатом» .
  • Образные выражения («Не смеют, что ли, командиры /Чужие изорвать мундиры /О русские штыки?» ) сменяются гиперболой («И ядрам пролетать мешала /Гора кровавых тел. » ).
  • Приглушенные эпитеты стиха приближают повествование к народному говору: «…шумно… зашевелилось…». «…кивер… избитый…». «…конскими хвостами…» .

Некоторые строчки стали крылатыми выражениями. И наши современники нередко вздыхают: «Да, были люди в наше время». Словосочетание «Ломить стеною» сохранилось в измененном виде («стенка») того же смысла.

Лермонтовское «Ребята! не Москва ль за нами?» приобрело особенно актуальное значение во время битвы под Москвой в Великую Отечественную войну.

Таджикский поэт Мухитдин Фархат вспоминал: «Мы молчали под впечатлением этих чудесных строк… будто писал великий поэт об одном из наших вчерашних боев, будто нас троих, сидевших с томиком его стихов, звал он не посрамить боевую славу предков наших».

Стихотворение «Бородино» – важная веха в творчестве поэта. Впервые он опубликовал свое сочинение по собственной воле. Журнал «Современник», редактором которого был Александр Сергеевич Пушкин. принял к публикации произведение молодого автора, и его труд не остался незамеченным критикой того времени. Наиболее известны слова Белинского в статье «Стихотворения М. Лермонтова»: «. в каждом слове слышите солдата, язык которого, не переставая быть грубо простодушным, в то же время благороден, силен и полон поэзии».

Военные словечки

Россия. Московская область. Участники реконструкции Бородинского сражения во время подготовки к празднованию победы России в Отечественной войне 1812 года. Фото ИТАР-ТАСС/ Андрей Лукин

«Бородино» – не такое простое стихотворение, каким может показаться на первый взгляд. Текст Лермонтова населен военной терминологией того времени.

Задание для детей: Проверь себя!

Для современных детей понимание стихотворения может быть сильно осложнено большим количеством малопонятных слов. Предлагаем вам устную игру для лучшего понимания и запоминания стихотворения.

Задание 1: Угадайте слова из стихотворения по их описанию:

  • Высокий головной убор цилиндрической или конусообразной формы, с козырьком и подбородочным ремнем, существовавший в русской и иностранных армиях в XIX – нач. XX вв. (Кивер)
  • Военные, которые могли действовать как в конном, так и в пешем строю (Драгуны)
  • Полевое укрепление в виде квадрата или многоугольника, обведенное земляным валом и рвом, предназначенное для обороны (Редут)
  • Стальной клинок, меч, кинжал (Булат)
  • Место расположения войск под открытым небом для отдыха во время военных действий (Бивак)
  • Иноземец, враг, недоброжелатель, иноверец (Бусурман)
  • Артиллерийский снаряд, начиненный пулями, железом, свинцом и др. При выстреле картечь широко рассеивается, поражая неприятеля (Картечь)
  • Колющее оружие, прикрепляемое на конец ствола военного ружья (Штык)
  • Военные из частей легкой кавалерии, вооруженные пиками, саблями и пистолетами. Отличительным атрибутом их формы был высокий четырехугольный головной убор (Уланы)
  • Станок на колесах, на котором устанавливается и закрепляется ствол артиллерийского орудия (Лафет)
  • Военная одежда для верхней части тела (Мундир)

Задание 2: А теперь вставьте пропущенные слова в стихотворение М.Ю. Лермонтова:

Бородино

Скажи-ка, дядя, ведь не даром Москва, спаленная пожаром, Французу отдана? Ведь были ж схватки боевые, Да, говорят, еще какие! Недаром помнит вся Россия Про день Бородина! – Да, были люди в наше время, Не то, что нынешнее племя: Богатыри – не вы! Плохая им досталась доля: Немногие вернулись с поля… Не будь на то господня воля, Не отдали б Москвы! Мы долго молча отступали, Досадно было, боя ждали, Ворчали старики: «Что ж мы? на зимние квартиры? Не смеют, что ли, командиры Чужие изорвать _________ О русские штыки?» И вот нашли большое поле: Есть разгуляться где на воле! Построили _____

. У наших ушки на макушке! Чуть утро осветило пушки И леса синие верхушки — Французы тут как тут. Забил заряд я в пушку туго И думал: угощу я друга! Постой-ка, брат мусью! Что тут хитрить, пожалуй к бою; Уж мы пойдем ломить стеною, Уж постоим мы головою За родину свою! Два дня мы были в перестрелке. Что толку в этакой безделке? Мы ждали третий день. Повсюду стали слышны речи: «Пора добраться до______ !» И вот на поле грозной сечи Ночная пала тень. Прилег вздремнуть я у_______ , И слышно было до рассвета, Как ликовал француз. Но тих был наш ______ открытый: Кто______ чистил весь избитый, Кто______ точил, ворча сердито, Кусая длинный ус. И только небо засветилось, Все шумно вдруг зашевелилось, Сверкнул за строем строй. Полковник наш рожден был хватом: Слуга царю, отец солдатам… Да, жаль его: сражен_______, Он спит в земле сырой. И молвил он, сверкнув очами: «Ребята! не Москва ль за нами? Умремте же под Москвой, Как наши братья умирали!» И умереть мы обещали, И клятву верности сдержали Мы в Бородинский бой. Ну ж был денек! Сквозь дым летучий Французы двинулись, как тучи, И всё на наш редут. _______ с пестрыми значками, _______ с конскими хвостами, Все промелькнули перед нам, Все побывали тут. Вам не видать таких сражений!.. Носились знамена, как тени, В дыму огонь блестел, Звучал булат, картечь визжала, Рука бойцов колоть устала, И ядрам пролетать мешала Гора кровавых тел. Изведал враг в тот день немало, Что значит русский бой удалый, Наш рукопашный бой!.. Земля тряслась — как наши груди, Смешались в кучу кони, люди, И залпы тысячи орудий Слились в протяжный вой… Вот смерклось. Были все готовы Заутра бой затеять новый И до конца стоять… Вот затрещали барабаны — И отступили ________. Тогда считать мы стали раны, Товарищей считать. Да, были люди в наше время, Могучее, лихое племя: Богатыри – не вы. Плохая им досталась доля: Немногие вернулись с поля. Когда б на то не Божья воля, Не отдали б Москвы!

Темы, проблемы

Главной темой произведения, естественно, является битва 1812 года. В анализируемом стихотворении мы видим то, что русский народ одержал в первую очередь духовную победу. Что же касается потерь, которые случились в бородинском сражении, то наши потери значительно превышают потери соперника. Но даже этот факт не смог сломить сильный дух патриотов Родины. Они добились своего, собрав все силы и волю в кулак, и смогли изгнать врагов со своей земли.

Так же остро поднимается тема патриотизма русских солдат. Они не жалеют своих жизней. Вступая в самоотверженный бой с соперником.

Тема героизма, несомненно, так же присутствует в поэме «Бородино». Автору удалось показать настоящих героев, которые обычно остаются в тени. Он восхищается их мужеством и стойкостью. Силы изначально были не равны, но наши солдаты все равно шли в бой. Полковник отдает свою жизнь за Родину, не отступая ни на шаг от заветной победы.

Так же воспета тема дружбы, которая занимает далеко не последнее место. На войне нет социальных слоев и неравенств. Не играло роли, кто ты – полковник или рядовой солдат. Бойцы смогли настолько сплотиться, что стали одним единым.

Что же касается проблем произведения, то здесь их так же несколько. Первая проблема – это проблема поколений. Автор показывает как изменились люди с того времени. И изменения эти произошли далеко не в лучшую сторону. Не стало того железного характера и выдержки, сила духа так же уже далеко не та. Для Лермонтова это была реальная проблема, так как в нынешнем поколении он давно был разочарован.

Второй проблемой является проблема самой войны. Наполеон со своим войском бросил вызов русскому народу, которому пришлось бороться за свою Родину. Но русский человек не мог смириться с тем, что «Москва отдана французу».

Бородино М.Ю. Лермонтов

Поэма Михаила Юрьевича Лермонтова «Бородино» посвящена одному из самых героических событий в истории России — Бородинской битве.

П. Заболоцкий «Ветеран 1812 года».

26 августа (7 сентября по новому стилю) 1812 года в 124 километрах от Москвы на Бородинском поле русская армия выступила против армии французского императора Наполеона. Впоследствии Наполеон писал: «Из всех моих сражений самое ужасное — это то, которое я дал под Москвой. Французы показали себя достойными победы, а россияне получили право быть непобедимыми».

Поэма была написана Лермонтовым, видимо, в январе 1837 года как ответ на 25-летие Отечественной войны 1812 года. В это время молодой корнет (чин младшего офицера в кавалерии).

Лермонтов служил в лейб-гвардии Гусарский полк, отличившийся в Бородинском сражении.

В стихотворении поэт воспроизводит Бородинские события: ветеран-артиллерист, участвуя в битве, рассказывает их молодым воинам, родившимся после битвы.

Раннюю версию поэмы «Бородинское поле» Лермонтов написал еще в юности, когда ему было всего 17 лет.

***

— Скажите, дядя, разве не зря сожженная пожаром Москва отдана французам? Ведь драки были, да мол, что еще! Недаром вся Россия помнит Бородинский день!

— Да, в наше время были люди, не такие, как нынешнее племя: богатыри — это не вы! Перенесли очень плохо: мало кто вернулся из лагеря… Если бы не Божья воля, мы бы Москву не отдавали!

Мы долго отходили молча, Это раздражало, мы ждали боя, Старики ворчали: «Что мы? для зимних квартир? Не смеют ли инопланетные командиры сорвать мундиры с русских штыков?»


И. Ругенда. «Пожар в Москве. 1812 г»

И тут они нашли большое поле: гулять есть где на свободе! Они построили редут. Наши уши наверху головы! В одно маленькое утро он зажег пушки И синие лесные вершины — Французы тут же.

Вставил заряд в пушку крепко И подумал: вылечу друга! Постой, мусю брат! Что лукавить, разве в бой; Уже пойдем ломать стену, Уже головами будем За Родину!

Мы были на съемках два дня. Какая польза от такой безделушки? Ждали третий день. Везде звучали речи: «Пора бабло стрелять!» И тут тень упала на поле грозной битвы Ночи.

В. Мазуровский «Атака русской кавалерии на французскую батарею в Бородино»

Я лег вздремнуть у кареты, и до рассвета было слышно, как французы ликовали. Но на нашем открытом бивуаке было тихо: Кто протер битый кивер, Кто штык точил, Яростно ворча, Кусая свои длинные усы.

И как только небо засветилось, Все вдруг шумно двинулось, Промелькнуло за строем. Наш полковник родился с хваткой: Слуга царя, отец солдат… Да мне его жалко: его ударил булат, Он спит в сырой земле.


Франц Рубо «Бородинская битва»

И он сказал, его глаза сверкнули: «Ребята! Разве Москва не позади? Умри под Москвой, как погибли наши братья! И мы обещали умереть, и мы сдержали клятву верности в Бородинском сражении.

Р. Волков «Фельдмаршал Кутузов»

Ну это был день! Сквозь развевающийся дым французы двигались, как облака, и все в нашем редуте. Копейщики с цветными значками, Драконы с хвостиками, Все мелькали перед нами, Все сюда приходили.


М. Греков «Гренадерский лейб-гвардии в Бородинском сражении»

Таких сражений вы не увидите! .. Знамена носились, как тени, огонь искрился в дыму, дамасская сталь звенела, пули визжали, рука бойцов устала жалить, а гора окровавленных тел не давала зёрнам разлететься.

Противник много жил в тот день, что значит русское сражение, дерзкое, наше рукопашное сражение! продолжительный вой…


Н. Самокиш. «Атака литовского полка спасателей»

Теперь темнело. Все были готовы к утру начать новый бой И продержаться до конца… Тут барабаны затрещали — И бусурманы удалились. Потом начали считать травмы, подсчитать товарищей.

Да, были люди в наше время, могущественное и завораживающее племя — богатыри это не вы. Перенесли очень плохо: мало кто вернулся с поля. Если бы не Божья воля, мы бы не отдали Москву!

Краткий анализ «Бородина» Лермонтова

Лермонтов написал очень много разных произведений, которые со временем стали популярными не только среди школьников, но и среди обычных людей. Но среди них имеется одно, которое передает все эмоции, которые ощущали солдаты на войне. И этим произведением является «Бородино». А ведь все эти эмоции не передать словами, да и эмоции тоже понять бывает очень сложно.

В кратком содержании “Бородино” описаны все события, которые произошли много лет назад. В это время наши солдаты воевали против Франции. Франция первая напала на русских солдат, и им ничего не осталось, как отбиваться всеми удобными способами. Именно Бородинская битва описывается во многих произведениях. Конечно же, никому не хочется признавать свое поражение, а это значит, что французы подумали, что они победили.

Но на самом деле русские хотя и потеряли большое количество солдат, но свою победу никому не отдали и забрали себе. Многие солдаты не вернуться домой, хотя их ждали не только родственники, но и друзья. Но этими ребятами можно гордиться, ведь они все сделали для того чтобы все остальные люди жили в мире и согласии и чтобы больше войны не было никогда.

И хотя Лермонтов родился намного позже, чем была война, но все равно ему удалось передать всю боль и страдания солдат на войне. Как они умирали, а также хоронили своих друзей, и как смерть забирала прямо на их глазах самых родных людей. именно поэтому многие могут подумать, что он там присутствовал и все записывал в тетрадь для того чтобы потом написать произведение и поведать об этом всему миру.

Если другие произведения Лермонтова написаны легко и просто, то данное произведение намного отличается от них. Здесь все повествование идет от простого и обычного солдата, который находится в самом пекле событий. Который прошел все это и вернулся домой живым, а теперь обо всем может рассказать и передать всю боль того времени.

Его обо всем спрашивает маленький племянник, которому все это очень интересно. Он говорит, что в то время даже молодежь была совсем другой и совсем не схожа с той, которая существует сегодня. Они видели и ощущали все совсем по-другому, да и относились ко всему с другими эмоциями. И пусть даже события очень страшные, но и вместе с тем замечательные и незабываемые.

Это интересно: Центральным персонажем романа И.А. Гончарова «Обломов» является Илья Ильич Обломов – это барин «тридцати двух лет от роду». Раскрытию его жизненной философии, образа существования, его психологии и посвящено произведение.

Композиция

Лермонтов использует кольцевую композицию, начиная и заканчивая стихотворение словами восхищения и уважения к участникам боевых действий. Этот прием придает структурную законченность произведению и подчеркивает его главную идею – героизм и мужество обычных солдат.

По сюжету, мы видим, что рассказ о великих подвигах ведется от лица ветерана, который стоит в противовес обычной поэзии, где чаще прославляют командиров и генералов

Здесь же Лермонтов акцентирует внимание на непомерном вкладе простых бойцов, которые вложили всю свою силу и отвагу в борьбу за Родину. Этот прием помогает автору подчеркнуть героизм и значимость каждого участника событий, независимо от их социального статуса

Кольцевая композиция также создает ощущение завершенности и круговорота времени, словно прошлое и настоящее переплетаются вечным восхищением перед мужеством русских воинов. Этот композиционный прием делает стихотворение “Бородино” не только литературным произведением, но и своеобразным памятником истории и героизму.

Анализ стихотворения Бородино Михаила Лермонтова

Стихотворение «Бородино» было написано Лермонтовым в честь 25-летнего юбилея Бородинской битвы (1837). Многие русские поэты и писатели, независимо от политических и идеологических взглядов, с чувством глубокого уважения относились к победе русских войск. Бородинское сражение показало силу народного духа и значительно повысило патриотические настроения.

«Бородино» Лермонтова занимает особое положение. В то время было принято писать о войне либо с позиции стороннего наблюдателя, либо от лица полководца. «Бородино» создано в оригинальном стиле – в форме рассказа бывалого солдата, лично участвовавшего в героической битве. Поэтому в нем нет фальшивых выражений и псевдопатриотических заявлений. Стихотворение воспринимается как непосредственная передача фактов простым человеческим языком. Этим Лермонтов значительно повышает эмоциональное воздействие произведения. Неторопливый рассказ солдата о страшных картинах сражения затрагивает душу читателя. Невольно чувствуется гордость за тех, кто не жалел своей жизни ради спасения Родины.

Солдат не приукрашивает своих заслуг, что делает рассказ максимально правдивым и искренним. Он отдает дань уважения всем погибшим и уверенно утверждает, что сдача Москвы – «божья воля». Люди были готовы погибнуть под ее стенами, но не допустить врага до сердца России. Героический призыв полковника «…не Москва ль за нами?» не вносит в произведение излишнего пафоса. Он органически вписывается в текст и является кульминационной точкой.

Большое значение имеет структура стихотворения, его стилистические особенности. Оно написано разностопным ямбом со сплетенной рифмой. Это придает произведению музыкальный характер. Оно напоминает семидольный размер народных песен-сказаний. Лермонтов подчеркивает связь с национальными корнями путем употребления просторечных выражений: «ушки на макушке», «брат мусью», «отступили бусурманы». Вместе с тем он применяет особые выразительные средства для усиления значимости сражения: метафоры («ломить стеною», «отец солдатам»), сравнения («перестрелка» — «безделка», «двинулись, как тучи»).

Стихотворение приобрело широкую народную популярность. Его слова были положены на музыку. Многие фразы и выражения стали крылатыми, утратив связь с источником. Патриотическая идея отдать жизнь за Москву вновь прозвучала в годы Великой отечественной войны. На этот раз советские войска смогли выполнить завет великого поэта и «клятву верности сдержали».

Сюжет и композиция «Бородино»

Картины Бородинского сражения. Образ войны

Сюжетная композиция «Бородино» построена как диалог двух людей: старик отвечает на вопрос молодого человека, которому небезразличны события прошлого России.Это задушевный разговор старшего поколения с поколением нынешним, на котором теперь лежит обязанность защиты Родины. Основой сюжета стал рассказ пожилого солдата о легендарном Бородинском сражении. С первых строк стихотворение проникнуто идеей народного единения, эта идея олицетворена образом Москвы. Хотя столицей государства был Санкт-Петербург, первопрестольная Москва всегда оставалась символом России.

Начинает солдат свое повествование, вспоминая о прежних временах. Онс упреком сожалеет, что в младшем поколении не видит такой отваги и самоотверженности, как у его однополчан, отдавших жизни на Бородинском поле. В воспоминаниях ветерана воскресают события рокового для России времени: отступление русского войска и недовольство старых вояк отступлением, определение командованием места для решающей битвы, двухдневная перестрелка с французами, ночь накануне боя, клятва воинов, ход самого сражения, моральное состояние солдат после боя.

В сюжете «Бородино» есть ключевой эпизод описания ночи в лагерях противников перед битвой.Автору важны настроения солдат. Французы ликовали до рассвета, предаваясь веселью. Покорив Европу, захватчики в Россию пришли за добычей и славой. Они воодушевлены прежними победами наполеоновской армии, не верят в свое поражение. Русские солдаты ночью перед сражением были тихи и сосредоточенны, каждый думал о своей причастности к судьбе Родины, осознавая свое место в системе отношений между людьми. Над простым солдатом стоит полковник-хват, которому безоговорочно доверяют, как отцу; а полковник – слуга государю. Но высшей инстанцией для народного сознания является Господь Бог. «Божья воля» определяет исход событий: «Не будь на то господня воля, не отдали б Москвы». Но это не безропотное подчинение начальству и судьбе, а сплоченность ради победы над неприятелем, вклад в общий великий подвиг, ставший залогом национальной свободы.

Картины Бородинского сражения представлены с позиции солдата-артиллериста. Мощь столкновения передана им в череде лаконичных и ярких оценок: «земля тряслась», «смешались в кучу кони, люди», «залпы тысячи орудий», «ядрам пролетать мешала гора кровавых тел». Подчеркивается продолжительность, стремительность и ожесточенность битвы.

Солдат стал выразителем общенародного отношения к войне, получившей название «отечественная», и ратному делу, как серьезному воинскому долгу. О гибели множества солдат на поле боя говорится с сожалением, но обобщенно: «гора кровавых тел», «немногие вернулись с поля», «плохая им досталась доля». Упоминается об обстоятельствах смерти только одного конкретного, но тоже безымянного человека – полковника: «Жаль его: сражен булатом, он спит в земле сырой». Перед сражением боевой офицер призвал дать клятву верности: «Умремте ж под Москвой». Командир погиб на передовой, став для бойцов образцом доблести, удали и самоотверженности.

Впервые в поэтическом тексте повествование о важном историческом событии велось от лица простого солдата, а не офицера, дворянина, аристократа. Ранее в подобных батальных произведениях главными героями были полководцы или правители, а не человек из народной среды

В стихотворении нет упоминания ни об одном реальном историческом лице: Наполеоне, Кутузове и др.Лермонтов одним из первых русских поэтов подчеркнул главенствующую роль и героизм русских солдат в борьбе с захватчиками, показал непарадную сторону войны. Это взгляд на войну изнутри, а не с точки зрения военной стратегии полководцев. Лермонтов описал даже бытовые мелочи солдатского походного быта: перед боем кто-то чистил кивер избитый, кто-то штык точил и пр. Собирательный образ обычного рядового солдата стал олицетворением главного защитника русской земли – народа.

Стихотворение «Бородино» относится к гражданской,патриотической лирике. Это многоплановое произведение, его жанр литературоведы определяют, как батальную поэму, народную оду, патриотическую балладу.Реалистическим, конкретным изображением событий стихотворение относится к литературному течению реализма, однако присутствуют и элементы романтизма в прославлении воинов, изображенных«могучим, лихим племенем», настоящими богатырями.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГДЗ 8 класс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: