Анализ стихотворения памятник

Анализ стихотворения пушкина памятник

Тема и идея

Произведение считается у Пушкина одним из самых глубоких по смыслу. В нем он поднял ряд важных для себя, как для поэта, в тот период тем и проблем, провел их разбор и объяснение для читателя:

  1. Основной темой «Памятника» является осознание роли творца в общественной жизни. Александр Сергеевич показал, как слово влияет на читателя, и что писатель всегда за это ответственен. Он может пробудить в человеке доброту, замотивировать гуманно относится к другим и тем самым сделать этот мир лучше.
  2. Свобода стала следующей проблемой, затронутой автором. По его мнению, свободолюбие всегда было и будет неотъемлемой частью настоящего творца, потому в его «памятнике» есть строфа непокорности. Ведь настоящий поэт должен быть независимым и способным писать не о том, что диктует власть и требует общественность, а свое личное мнение, взгляды и убеждения и стоять на стороне простого народа.
  3. Другой темой стал важный для Пушкина вопрос смерти и победы над ней через творчество. Поэт уверен, что его литературное наследие будет жить в веках. А вместе с творчеством не умрет и память о нем, как о человеке, существовавшем когда-то на этом свете. Эта мысль выражается в строке «Душа в заветной лире мой прах переживет».

Ключевая идея стиха «Памятник» — признание божественного происхождения поэзии и ее высокого гуманистического значения.

Александр Сергеевич превозносит величие поэзии выше славы и подвигов знаменитых императоров и полководцев. В этом и заключается смысл стиха. Творец и его муза подвластны только воле бога, они равнодушны к похвале и критике «подлунного мира», но воспевают идею добра и свободы, и тем самым становятся достойны бессмертия.

«Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Я памятник воздвиг себе воздвиг нерукотворный…» (1836)»

Стихотворение А. С. Пушкина «Я памятник воздвиг себе нерукотворный…» (1836) представляет собой своеобразное поэтическое завещание поэта. По теме оно восходит к оде римского поэта Горация «К Мельпомене», откуда взят и его эпиграф. Интересно, что первый перевод этой оды был сделан М. В. Ломоносовым. затем ее основные мотивы развивал Г. Р. Державин в своем стихотворении «Памятник» (1796). Но все эти поэты, подводя итог творческой деятельности, различно оценивали свои поэтические заслуги и смысл творчества, по-разному формулировали свои права на бессмертие. Гораций считал себя достойным славы за то, что хорошо писал стихи, Державин — за поэтическую искренность и гражданскую смелость.

Лирический герой А. С. Пушкина также связывает свой «нерукотворный памятник», свою будущую посмертную славу с существованием поэзии:

И славен буду я, доколь в подлунном мире

Жив будет хоть один пиит.

Он говорит о себе не только как о национальном русском поэте, оставившем след в памяти народной. Он уверен, что к его памятнику «не зарастет народная тропа». Поэт как бы очерчивает географические границы своей славы, пророчески предсказывает, что его поэзия станет достоянием всех народов России:

Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,

И назовет меня всяк сущий в ней язык,

И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой

Тунгус, и друг степей калмык.

Больше того, в этом стихотворении лирический герой, с ясным осознанием своего права, выражает надежды на бессмертие:

Нет, весь я не умру — душа в заветной лире

Мой прах переживет и тленья убежит…

В четвертой, самой важной, на мой взгляд, строфе, Пушкин дает точную оценку идейного смысла своего творчества. Он утверждает, что право на всенародную любовь заслужил гуманностью своей поэзии, тем, что своей лирой он пробуждал «чувства добрые»

Поэтому невольно вспоминаются слова В. Г. Белинского. сказанные всего через десять лет после написания Пушкиным стихотворения «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»: «Общий колорит поэзии Пушкина и в особенности лирической — внутренняя красота человека и лелеющая душу гуманность».

В этой же строфе Пушкин подчеркивает, что вся его поэзия была проникнута вольнолюбивыми настроениями, духом свободы, восславлять которую в «жестокий век» николаевского режима было неимоверно трудной и не всегда безопасной задачей. Неслучайно здесь же говорится о милосердии «к падшим», т. е. вероятнее всего, о своих тщетных попытках добиться у Николая I освобождения сосланных в Сибирь декабристов.

Концовка стихотворения представляет собой традиционное обращение поэта к Музе. По мнению Пушкина, Муза должна быть «послушна» только «веленью Божию», то есть голосу внутренней совести, голосу правды. Она должна следовать собственному высокому предназначению, не обращая внимания на «хвалу и клевету» невежественных глупцов.

Интересно, что тема одиночества поэта среди светской толпы, «черни» — важная тема в творчестве Пушкина. Она поднималась им и ранее в целом ряде стихотворений. Так, в стихотворении «Поэту» (1830) Пушкин писал:

Услышишь суд глупца и смех толпы холодной,

Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.

И это чувство личного достоинства, гордого самоутверждения нашло свое полное воплощение в торжественно-величавых заключительных строках «Памятника»:

Веленью Божию, о муза, будь послушна,

Обиды не страшась, не требуя венца,

Хвалу и клевету приемли равнодушно

И не оспоривай глупца.

Стихотворение богато средствами художественной выразительности. В частности, здесь довольно много эпитетов: «заветная лира», «Русь великая», «друг степей калмык», «подлунный мир». Кроме того, произведение насыщено метафорами: «душа в заветной лире», «душа мой прах переживет и тленья убежит» и другие. Есть здесь и олицетворения: «хвалу и клевету приемли равнодушно И не оспоривай глупца». Также в стихотворении присутствует гипербола: «и славен буду я, доколь в подлунном мире жив будет хоть один пиит»; метонимия: «и назовет меня всяк сущий в ней язык», «слух обо мне пройдет по всей Руси великой».

Из синтаксических средств выразительности можно выделить многосоюзие: «Слух обо мне пройдет по всей Руси великой, И назовет меня всяк сущий в ней язык, И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой Тунгус, и друг степей калмык»; обращение («о, муза»).

Произведение обладает перекрестной рифмовкой, делится на четверостишия (катрены), в которых чередуются мужская и женская рифма (послушна — венца).

Таким образом, стихотворение «Я памятник воздвиг себе нерукотворный…» представляет собой образец зрелой лирики поэта, в которой он выражает отношение к проблеме поэта и поэзии, а также к собственному творчеству, к собственной творческой судьбе.

История создания

История создания пушкинского «Памятника» полна трагизма. Стихотворение считают пророческим: буквально через несколько месяцев после его создания великий автор погиб от ранения, которое получил на дуэли с Дантесом. Произведение написано в тяжелейших для Пушкина условиях.

Во-первых, ему было больше тридцати лет (это конец 1836 года), и не исключено, что писатель вошел в так называемый «кризис среднего возраста», когда начинается тяжелейшая, фундаментальная переоценка ценностей и перестановка приоритетов.

Идет некий анализ прожитой жизни, а у творческих личностей он нередко выливается в глубокую депрессию.

В стихотворении слышится отчаянная попытка остаться в веках, запомниться людям и звучать через столетия. Как показывает жизнь, Пушкин оказался прав.

Во-вторых, поэта притесняли и не давали спокойно творить. Со стороны властей и цензуры постоянно падали запреты на печатание новых произведений.

Великий поэт не раз побывал в ссылках именно за свои свободолюбивые, либеральные взгляды.

Со стороны читающей публики тоже слышалось недовольство. Многие считали: Александр Сергеевич зазнался, вознесся выше всех вокруг. Писателю так же завидовали и соратники по литературному цеху, что тоже негативно влияло на вспыльчивого гения.

И, наконец, была еще одна причина сложнейшего психологического состояния автора на момент создания «Памятника». В обществе ходили слухи: молодая жена изменяет поэту, у нее интрига с Дантесом.

И хотя соперник к тому времени уже женился на сестре Натальи Гончаровой, недоброжелатели только усмехались: специально так сделал, чтобы быть ближе к избраннице. Слухи разжигали ревность Пушкина и отравляли его жизнь.

Вот в таких условиях родилось величайшее стихотворение, своеобразный творческий итог всему написанному. Опубликовано оно было только посмертно: в 1841 году с несущественными правками Жуковского.

Строки, вошедшие в века

Лирическим героем стиха выступает сам автор. В основе сюжета — его собственная судьба. В этом произведении очень тонко раскрыта тема поэта и поэзии, проблема поэтической славы и обретения бессмертия через популярность. Поэт был горд тем, что плоды его творческой деятельности были наделены духом свободы и лишены тщеславия.

Судить о настроении, передаваемом автором, нельзя однозначно. Идея стихотворения «Памятник» Пушкина имеет двоякое настроение. С одной стороны, в тексте передаётся торжественная атмосфера. С другой стороны, отслеживаются и грустные нотки. В целом же стихотворение полно безграничной любви к родной и близкой сердцу автора России, верой в светлое будущее.

Анализ стихотворения «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» Пушкин

Стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»

Восприятие, толкование, оценка

Стихотворение «Памятник» было написано А.С. Пушки­ным в 1836 году. Оно стало поэтическим завещанием поэта.

В.Ф. Ходасевич считал, что это стихотворение — запоздалый ответ Пушкина на лицейское стихотворение Дельвига «Два Алек­сандра», в котором тот предрекал, что Александр I прославит Россию как государственный деятель, а Александр Пушкин — как величайший поэт.

Произведение написано в жанре греко-римской оды, это воль­ное переложение оды римского поэта Горация. Именно из нее взят эпиграф: «Я воздвиг памятник». В России эта тема разраба­тывалась в творчестве Г.Р. Державина, М.В. Ломоносова.

Каждый из поэтов по-своему оценивает свое творчество. Го­раций считал главной заслугой то, что он первый перенес в Ита­лию греческую лирику. Державин большое значение придавал тому, что он дерзнул «истину царям с улыбкой говорить». Пуш­кин же в своем стихотворении продолжает развивать тему «Про­рока». Он с гордостью говорит о народном признании его про­изведений, об их гуманизме, своем свободомыслии.

В стихотворении мы можем выделить три условные части. Первая часть — это тезис-утверждение о том, что поэт воздвиг себе «нерукотворный памятник». Вторая часть — это своеобраз­ное доказательство тезиса. Аргументы — вечная жизнь души в «заветной лире», вечность поэзии и поэтов в мире, пробуждение добрых чувств «лирой», прославление свободы и проповедь «ми­лости к падшим». Третья часть — это мысли о предназначении поэзии, о ее Божественной природе, о свободе музы от низмен­ных, земных дел, от оценок общества.

Стихотворение написано шестистопным и четырехстопным ямбом (три стиха шестистопного ямбы заключаются в каждой строфе одним стихом четырехстопного). Поэт использует раз­личные средства художественной выразительности: эпитеты («па­мятник нерукотворный», «в заветной лире», «в жестокий век», «главою непокорной»), анафору, ряд однородных членов и мно­госоюзие («И славен буду я…», «И назовет меня всяк сущий в ней язык, И гордый внук славян, и финн, и ныне дикий Тунгуз, и друг степей калмык»), инверсию («Вознесся выше он главою непокорной…»), метонимию («Что чувства добрые я лирой про­буждал»). Торжественный, высокий пафос стихотворения созда­ется с помощью многочисленных славянизмов, слов высокого сти­ля: «возвиг», «главою», «пиит», «сущий в ней язык», «велению».

Таким образом, «Памятник» — это своеобразный итог пуш­кинскому творчеству. Это речь великого и гениального поэта, утверждающего свое право на историческое бессмертие.

Здесь искали:
  • анализ стихотворения пушкина памятник
  • анализ стихотворения памятник пушкина
  • анализ стихотворения я памятник себе воздвиг нерукотворный

Анализ стихотворения Памятник Пушкина

1. История создания. Произведение «Я памятник воздвиг себе нерукотворный…» (1836 г.) — знаменитое стихотворение А. С. Пушкина, в котором он удивительно точно предсказал собственную посмертную славу. Оно было создано на тему оды Горация, из которой взят эпиграф — «Exegi monumentum» (в пер. с лат. «Я воздвиг памятник»).

2. Жанр произведения — ода.

3. Центральная тема произведения — бессмертие поэзии. Многие современники критически отнеслись к этому стихотворению. Пушкина обвиняли в чрезмерном самомнении и самовосхвалении. При жизни поэт, конечно, достиг большой славы, но великим человеком его считал крайне ограниченный круг людей. Поэтому смелые заявления Пушкина о бессмертии выглядели дерзкими и наивными.

Существует мнение, что поэт написал это стихотворение с изрядной долей самоиронии. Он намеренно красочно описал свою посмертную славу с целью вызвать гнев многочисленных недоброжелателей. Стоит заметить, что ему это блестяще удалось. При более серьезном анализе произведения становится понятно, что «хвастовство» поэта относится не столько к его личности, сколько к поэзии в целом.

Воздвигнутый им памятник — многочисленные произведения, в которых были заложены основы современного русского языка. Пушкин бросает открытый вызов самодержавной власти, заявляя, что его памятник выше «Александрийского столпа» (памятник Александру I). Тем самым он дает понять, что считает поэзию намного важнее политики. Бессмертие Пушкина осуществится благодаря многочисленным почитателям поэзии.

Во второй строфе содержится очень важное уточнение. Слава автора будет поддерживаться до тех пор, пока «жив будет хоть один пиит»

Пушкин не претендует на всеобщий безграничный почет и уважение. Он понимает, что добиться признания можно только у истинных ценителей поэзии. В третьей строфе Пушкин действительно делает нескромное заявление о всероссийской славе. Но время подтвердило его предсказание.

В советский период произведения поэта были переведены на языки всех входящих в СССР народов. К настоящему времени Пушкин переведен на большинство ведущих мировых языков. Пушкин справедливо замечает, что будет пользоваться народной любовью за пробуждение «чувств добрых» и прославление свободы. «Милость к падшим» — надежды поэта на возвращение декабристов из ссылки.

В финальной строфе Пушкин обращается к музе, призывая ее спокойно относиться к «хвале и клевете». Это напутствие всем поэтам, которые должны придерживаться высших идеалов добра и справедливости.

4. Композиция стихотворения последовательная.

6. Выразительные средства. Стихотворение написано в торжественном стиле. Центральное средство художественной выразительности — использование старославянских слов: «главою», «тленья», «доколь». Эпитеты («непокорной», «заветной», «великой») и метафоры («народная тропа», «в подлунном мире») также подчеркивают значимость заявления автора.

7. Основная мысль произведения

Пушкин, вопреки мнению многочисленного российского чиновничества, был уверен в высоком и важном значении поэзии. Он отдал творчеству всю свою жизнь и надеялся, что потомки по достоинству оценят его труд

Если при жизни поэта стихотворение и выглядело самонадеянным, то теперь оно воспринимается в качестве точной оценки Пушкиным своих заслуг перед Россией.

«Я памятник воздвиг себе нерукотворный», анализ стихотворения Пушкина

Желание воздвигнуть себе «памятник нерукотворный» впервые озвучил в своем творчестве древнеримский поэт Гораций. Он высказал мысль о том, что лучшим воплощением памяти для поэта станут его стихи, переходящие из одного поколения в другое. В России эту традицию подхватил Гавриил Романович Державин, переведя стихотворение Горация и наполнив его новым гражданским смыслом. Однако Александр Сергеевич Пушкин отступил от этих образцов. Он воплотил в своем «Памятнике» собственную судьбу, осмысленную на фоне исторических событий в России.

Уже в первых строчках поэт заявляет, что к его памятнику «не зарастет народная тропа». Что вызывает такую уверенность у Пушкина? В конце второй главы своего романа «Евгений Онегин» он уже высказывал идею собственного бессмертия в эпиграфе: «Воздвигнул памятник и я?» В «Памятнике», написанном в 1836 году, накануне трагической гибели поэта, эта надежда на будущее народное призвание звучит как пророчество на пороге смерти.

Стихотворение полно невеселых раздумий о жестокости XIX века, об отношениях с царем и вельможами из высшего света, о так и недостигнутом счастье свободы. Но уже в первом четверостишии Пушкин с уверенностью заявляет о своей личной победе над самодержавием, потому что уверен: его «памятник нерукотворный»«вознесся выше главою непокорной Александрийского столпа» .

Кто же дает поэту такое право на бессмертие? Ответ прост: сам народ. Ведь «народная тропа» не зарастет, а поэзия Пушкина станет достоянием русского народа: «Слух обо мне пройдет по всей Руси великой…» Поэт утверждает, что именно народом он был взращен и воспитан, ему открылась мудрость целого народа. Может быть, поэтому в будущем его назовет «всяк сущий в ней язык». Причина такого долголетия — в свободном противостоянии «жестокому веку». Уже современники по праву оценили двойное мужество поэта: он непокорен и жестокости власти, и толпе. Поэтому в свой жестокий век он «восславил свободу и милость к падшим призывал». В полной мере это стихотворение можно назвать одой.

Интересно слушать стихотворение «Я памятник воздвиг себе нерукотворный» в исполнении разных чтецов. Каждый из них использовал свою трактовку. Например, В. Яхонтов читал произведение Пушкина громогласно и торжествующе. Для него это победа над временем и властью, это выход за пределы ограниченного существования в Божий мир. Иногда стихотворение звучит по-детски восторженно, что в финале оказывается лишним, неоправданным.

Д. Журавлев, наоборот, подчеркивает измученность поэта поединком с властью. Обида, дерзкий и сдавленный выкрик сменяется страстной уверенностью в бессмертии автора, но к концу наполняется мечтательным успокоением. В таком исполнении стихотворение звучит как торжественная молитва, а герой обретает спокойствие и величие.

Торжественность произведению придает размер — шестистопный ямб. Если излюбленный вариант Пушкина — четырехстопный ямб (им написана основная часть поэтических произведений), то добавление еще двух стоп придает размеру сходство с гекзаметром, которым написаны знаменитые «Одиссея» и «Иллиада» Гомера. Использование старославянизмов «воздвиг». «главою». «пиит». «тленья». «сущий» придает «Памятнику» некую монументальность: у читателя сразу возникает мысль о вечности этого произведения и его автора.

Постулат о том, что поэт должен «чувства добрые лирой пробуждать» стал жизненным девизом всех, кто наполнял сокровищницу русской поэзии. Говоря же о свободе, Александр Сергеевич утверждал политическую и духовную свободу, независимость от сословных, религиозных, национальных и прочих предрассудков. В этом контексте интересно воспринимается одна строка: когда Пушкин писал «милость к падшим призывал». то, конечно, речь шла о декабристах. Но эти слова поэта получили более широкое значение: это и о крепостных крестьянах, и о простых горожанах, и о замученных солдатах.

В конце Пушкин подводит итог и личному опыту. Он при жизни испытал «хвалу и клевету». к которой сейчас призывает музу отнестись равнодушно, ведь она должна служить другим идеалам: красоте, свободе, добру и справедливости. В итоге «Памятник», начавшись бунтом, заканчивается призывом к смирению, которое лишает зависимости от суеты: обиды, хвалы, клеветы глупца.

9 класс

Анализ стихотворения Пушкина «Памятник»

За год до своей смерти, как бы подводя итог своей поэтической деятельности, Пушкин написал стихотворение «Памятник». По своей теме и построению оно близко к одноимённому стихотворению Державина, который в свою очередь взял в качестве формального образца оду древнеримского поэта Горация «Памятник». У Пушкина, как у Державина, в стихотворении пять строф, написанных по одинаковому плану. Но мысли Пушкина и Державина о своём творчестве, оценка его основного смысла и значения глубоко различны.

Уже в первой строфе Пушкин подчёркивает народность своего творчества. Поэт «воздвиг» себе «нерукотворный памятник», который выше «Александрийского столпа», т. е. колонны, поставленной в честь Александра I на Дворцовой площади в Петербурге.

Далее Пушкин говорит о своём историческом бессмертии и пророчески предсказывает будущую широкую известность своей поэзии среди всех народов России. Это полностью осуществилось в Советском Союзе, когда произведения великого русского поэта, переведённые на многочисленные языки свободных братских народов, проникли во все уголки нашей великой многонациональной страны и сделали имя Пушкина родным и близким всем народностям, её населяющим. В IV строфе содержится основная мысль всего стихотворения — оценка Пушкиным идейного смысла своего творчества.

Пушкин утверждает, что право на признание и любовь народа он заслужил, во-первых, высокой человечностью своего творчества («чувства добрые я лирой пробуждал»); во-вторых, своей борьбой за свободу («в мой жестокий век восславил я свободу», а в варианте этой строки он называл себя последователем революционера Радищева: «вслед Радищеву восславил я свободу») ; в-третьих, защитой декабристов («и милость к падшим призывал»).

В последней строфе, обращаясь к своей музе, Пушкин призывает её, «обиды не страшась, не требуя венца», принимать равнодушно хвалу и клевету и следовать собственному призванию. Стихотворение, в соответствии с темой, написано в жанре греко-римской оды. В связи с этим и подбор слов, и интонация отличаются торжественностью, возвышенностью. Этому содействуют введённые поэтом славянизмы: воздвиг, главою, тленья, пиит, сущий в ней язык, (т. е. народ), велению и другие. По интонации «Памятник» представляет собой торжественную речь народного поэта-гражданина, утверждающего своё право на историческое бессмертие.

Диагностика и анализы

Чтобы определить, с чем связано повышение билирубина, необходимо пройти обследование у специалиста. После визуального осмотра (проверяется цвет кожи, белков глаз, налета на языке) и пальпации брюшной полости врач назначает лабораторную диагностику:

  • БАК на содержание прямого или непрямого билирубина;
  • анализ аспартатаминотрансферазы и аланинаминотрансферазы;
  • ультразвуковое исследование печени.

Может быть назначен забор крови для развернутого клинического анализа.

Правильная терапия может быть назначена только при точной постановке диагноза. В ряде случаев требуется помощь инфекциониста и гастроэнтеролога.

Анализ стихотворения Пушкина Памятник

А.С Пушкин, написал стихотворение 21 августа 1836 г. За несколько месяцев до своей гибели. Поэт предчувствовал, что его смерть уже почти у порога, и он был обязан сказать миру, что то перед своей кончиной. Его последнее стихотворение было в виде духовного завещания, он передал зеркальное отражение своей души в каждой строчке, упомянув все основные проблемы, которые были с ним на протяжении целой жизни.

Александр Сергеевич подводит итоги, при этом  продолжает придерживаться традициям и  выдает в свет  произведение с таким же одновременно лирическим и громким названием, как ранее было написано Г.Р.Державиным. Но ярко заметна разница в интонации стихотворения, оно отличается, более ярким,  торжественным и возвышенным тоном.

В данном произведении, автор не только подводит итог собственного творчества, но при этом умудряется показать основную проблему — роль творца и поэзии в целом в глазах общества. Как просто слова влияют на окружающих, и какова ответственность поэта за их действия в последствии. Пушкин верил, что творец должен быть, прежде всего, гражданином, и его прямая обязанность – стремиться привести мир к наилучшему будущему.

Главный лирический герой данного произведения – это  поэт, который верит,  что стоит на много не только обычных, окружающих его людей, но и над самим временем и жизнью. Он не боится смерти, ведь благодаря его душе, сидящей в оковах “заветной лире”, автор, его произведения и творчества буду жить вечно.

Пушкин пытается раскрыть свою главную идею, что даже после смерти все и везде будут вспоминать его добрым словом как о великом поэте, его стихи будут печататься во всех газетах, и он, и его творчество будет жить всегда в наших сердцах, вечно.

Лишь в самом конце, он дает наставление всем своим читателям, о том, что если кто пришел к выводу связать свою жизнь с неверной музой, это его величайшая ошибка, прежде всего как творца, позже, как и человека. Автор уверяет, что послушания достоин лишь Бог, и не стоит оспаривать мнения других, далеких от сути людей.

Еще одним не мало важным критерием является утверждение автора о том, что нужно более лояльнее относиться как к хвале, так и к клевете. Невозможно оставить без внимания строки – “обиды не страшась, не требуя венца”, это учит поэта не принимать близко к сердцу отвращение народа, и при этом , не ждать признания своих заслуг.

Человек ни когда не сможет угодить сразу и всем, да и не нужно этого делать. Главное, что бы свое творчество, вызывало восторг, прежде всего у себя самого.

Эти строки в последующем станут самым главным ориентиром для многих, дух захватит не только у поэтов того времени, но и у простых обывателей, читателей и слушателей.

Анализ стихотворения Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» 1 вариант

Стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» опубликовано уже после смерти поэта. Чтобы получить такую возможность, В. А. Жуковский был вынужден внести некоторые в него некоторые правки, смягчая, например, политически окрашенные строки о жестоком веке.

Хотя некоторые современники ставили А. С. Пушкину в упрек излишнее самомнение, но время убедительно показало, что стихотворение, как и многие произведения поэта, является пророческим. Пушкинские гуманистические идеи, красота и чистота языка обеспечили великому поэту вечную славу у тех, кто говорит на русском языке либо способен оценить его живую прелесть.

Стихотворение содержит такие средства художественной выразительности:

  • лексику высокого стиля – «лира (струнный музыкальный инструмент как символ поэтического творчества и вдохновения)», «муза (богиня-покровительница искусства», «воздвиг», «восславил», «вознесся» – придающую произведению особую торжественность;
  • архаизмы – «приемли», «глава», «столп», «пиит (устаревшее название поэта)», «доколь» – усеченное «доколе» в значении «до тех пор», «пока»;
  • эпитеты – «народная тропа», «непокорная глава», «заветная (особо ценимая, оберегаемая) лира», «великая Русь», «гордый внук», «добрые чувства», «жестокий век», «божие веленье (отсылка к высокому, божественному предназначению поэта)», «подлунный (земной) мир», причем употребление старинного названия России – Русь – отсылка к древней истории нашего государства и искусства, а эпитет «непокорная» зримо создает образ памятника, превышающего по высоте реально существующий Александрийский столп;
  • обращение «о муза» – это фактически обращение поэта к себе и всем поэтам: автор призывает не бояться критики, не быть ангажированными властью, призывает к бескорыстию, призывает писать так, как велит сердце, работать, не покладая рук и не размениваться на бесплодные споры с людьми, не способными оценить масштаб поэтического творчества;
  • метафору – «друг степей»;
  • инверсию – «памятник себе», «вознесся … он», «назовет язык», «славен (известен) буду я», «по Руси великой» – гармоничную, но оправданную необходимостью рифмовки;
  • синекдохи – «вознесся главою (возвысился)», «пробуждал лирой (поэтическим творчеством)», «требуя венца (в контексте стихотворения – награды, славы)», «оспоривать (вступать в спор, пререкаться) глупца», «переживет прах (в значении смерть)», «всяк … язык назовет (то есть А. С. Пушкин провидел, что его стихи будут интересны людям всех национальностей)» – выделяя главную черту явления, удивительно метко его характеризуют;
  • ряды однородных членов предложения – «внук, финн, тунгус, калмык», «будь послушна, приемли (прими), не оспоривай» – позволяют всестороннее описать явления и события;
  • олицетворения – «душа переживет», «слух пройдет»;
  • антитезу – «век жестокий – милость призывал»;
  • антонимы – «хвала – клевета»;
  • аллегорию – оборот «народная тропа» подразумевает множество людей, проложивших путь к значимому для всех месту, некоей святыне, аллюзия на духовный путь.

Некоторые понятия требуют объяснения. Эпитет «нерукотворный» означает сотворенный не человеческими руками, а духовный, нематериальный. Оборот «душа в заветной лире (творчестве)» отражает тот факт, что стихи пишутся по велению души, а не холодного рассудка.

Оборот «милость к падшим (в контексте стихотворения слово означает «преследуемым, обездоленным») призывал» – означает, что поэт поднимал голос в защиту таких людей; «тленья (в контексте стихотворения – забвенья, духовной смерти) убежит (избежит)», «внук (потомок) славян» – обобщенное название всех славянских народов – русских, украинцев и белорусов.

Александрийский столп – это огромная гранитная колонна, стоящая на бывшей Дворцовой площади в Санкт-Петербурге, которая была сооружена в память императора Александра I. Надо сказать, что поэт в 1934 году уехал из города специально, чтобы не присутствовать на торжествах по случаю ее «освящения».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГДЗ 8 класс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: