Краткий анализ
Афанасия Фета знают и почитают во всем мире. В своей любви к природе и воспевании ее красоты поэт был уникальным человеком — он мог часами сидеть и слушать пение птиц или звон воды. Краткий анализ стиха Фета «Ель…» раскрывает основные факты о произведении:
- История написания — было закончено в 1891 г. незадолго до кончины поэта. Стихотворение вошло в поэтический сборник «Вечерние огни».
- Основные темы — связь человека и природы, одиночество и красота окружающего мира.
- Композиция — делится на 3 катрена, каждый продолжает мысль, которую выражал предыдущий. Условно стихотворение поделено на 2 смысловые части: сначала описываются чувства героя, что оказался один в лесу, и сама природа, затем повествуется о зове, который ему послышался.
- Жанр — элегия.
- Стихотворный размер — четырех- и двухстопный дактиль, рифмовку автор использовал перекрестную.
Возможно вам будет интересно
- Анализ стихотворения Какая ночь! Как воздух чист Фета Поздняя лирика Фета, которую принято причислять к любовной, все больше наполняется трагическими переживаниям, они глубоки, а автор пытается скрыть волнения души за обычными, возвышенными чувствами.
- Анализ стихотворений Пастернака
- Анализ стихотворения Победа Ахматовой Стихотворение Победа является частью одноименного цикла, который был начат поэтессой в период Второй мировой и завершен к 1945 году, то есть именно под завершение военных действий
- Анализ стихотворения Там где капустные грядки Есенина Талант Есенина трудно оспорить, даже учитывая противоречивую натуру и биографию этого автора, даже если знать о возможной стилизации стихотворения Там, где капустные грядки.. под ранние работы
- Анализ стихотворения Няня Бунина Произведение является автобиографической поэтической зарисовкой, основанной на детских воспоминаниях поэта, и написано в жанре лирического стихотворения, относящегося к раннему бунинскому творчеству.
Анализ стихотворения Ель рукавом мне тропинку Фета
Афанасий Афанасьевич Фет – один из самых великих поэтов девятнадцатого века и за всю историю в целом. Работал Фет в основном над лирической поэзией, всегда показывая в своих стихах любовь с природой, всё это он передавал своим читателям. Именно к такому жанру поэзий и относится это стихотворение.
Данное стихотворение Афанасий Афанасьевич написал в 1891 году и как считают критики, оно посвящено любимой женщине Фета – Марии Лазич. Хоть Фет и был инициатором разрыва отношения с девушкой, он не мог простить себя за потерянную любовь и показывал всю свою печаль в стихах. И это подтверждается в последней строфе стихотворения: « Нежно приветствуешь ты».
Фет использовал довольно сложный вид рифмовки – перекрестную рифмовку, что придавало стиху особое звучание, свою собственную атмосферу. В этом стихе он повествует об осени, о всех её чудесах, о всех её красках, об эмоциях, которые появляются при виде осени.
Как и в большинстве других стихотворениях, Фет использует четырёхстопный хорей, полные и неполные предложения чередуются, используются междометия, а восклицание в конце передаёт полное настроение поэта. Именно его он пытается передать читателям в своих строках, желая, чтобы они вместе с ним окунулись в эту атмосферу и увидели всю красоту, которая происходит вокруг них.
В первой строфе Фет раскрыл свое сердце, а именно показал все одиночество, что царило в нем. Во второй строфе поэт далёкими звуками выражает обеспокоенность. Ну а в последней строфе он показывает желание воссоединиться со своей любимой, которая уже покинула этот мир.
Если внимательно посмотреть на строение первой части, то можно заметить, что автор использует только олицетворение, не используя метафоры с эпитетами. Чего не скажешь о второй части, которая богата и на метафоры, и на эпитеты. Хоть автор и ярко описывает, придавая очень много красок стихотворению, оно является грустным, ведь четко отслеживается желание героя убежать от одиночества и холода.
Последние строки говорят нам о том, что поэт уже и сам предчувствовал свою смерть. И вот, в 1892 году, через год после написания этого стиха, Афанасий Афанасьевич Фет сконча.
О чем пойдет речь в стихотворении
Как ясно уже из названия произведения, главным действующим лицом будет природа
В связи с ней проходит вся жизнь каждого человека, и не важно, где он проживает: в шумном мегаполисе либо в отдаленной сельской местности. Ведь место расположения дома лишь определяет степень слияния с природой, однако внутренняя, древняя связь с ней остается с нами с самого рождения и на всю жизнь
Самая первая строчка стихотворения уже настраивает читателя на нужный лад. Ель в изложении автора становится одушевленной, наделенной человеческими качествами. Почти по-матерински завешивая своей широкой ветвью, как рукавом, ель обнимает автора, который находится в лесу. Прогулки на природе оздоравливают, умиротворяют, дарят душевное равновесие. И автор, находясь на лоне природы, ощущает целую гамму чувств. Тут и радость от общения с ней, и одиночество, и смутное беспокойство.
Прогулка по лесу вызывает у автора множественность эмоций, и переживая их, он не может остановиться на конкретном переживании. Наслаждение, волнение от осознания себя настоящей песчинкой на фоне величественной Вселенной, радость бытия и душевный трепет сплелись в неразделимый клубок чувств. Фет благодаря своему уникальному таланту максимально красочно описывать окружающий мир сумел сделать читателя соучастником своей прогулки.
Особенности пейзажной лирики Фета
Поэтический дар Фета сформировался, во многом, под влиянием романтизма. Этим обусловлены особенности его лирического героя. Даже когда поэт описывает самые простые явления (ночь, снегопад или листопад, осеннее небо и т.д.), его герой как будто познаёт таинство природы и ее скрытый смысл.
Помимо этого для пейзажной лирики Фета характерна и тема свободы. Часто его лирический герой познаёт собственное начало через общение с окружающим миром и ощущает свою независимость в тот момент, когда созерцает природу.
Наиболее важная стилистическая черта лирики — это простота. Фет не использует сложные образы или большое количество средств выразительности. Язык его легок и понятен, но при этом создает полный эффект присутствия (читатель может увидеть картину, которую хотел перед его взглядом нарисовать поэт). Это позволяет увидеть в стихотворениях Фета черты импрессионизма.
Главная тема стихотворения
Тема стихотворения, как и в большинстве лирических миниатюр Фета, воспроизведение эмоционального настроения лирического героя через описание природы. Поэт передает свое душевное волнение и неясные предчувствия перемен. При этом настроение автора полностью соответствует тому состоянию, в котором находится окружающая его природа. Очутившись в осеннем лесу, застигнутый ветряным шквалом, автор пытается разобраться в душевных порывах, которые происходят и в нем самом.
Стихотворение сюжетно делится на две части. В первой описывается картина природы: осенний лес шумит, гудит и роняет листья под напором ветра. Здесь же дается описание состояния самого лирического героя, который ассоциируется с автором: «шумно, и жутко, и грустно, и весело…» При этом рассказчик уточняет, что ему не разобраться в том, что же происходит в его душе, какие эмоции доминируют. Главное здесь — ощущение, что что-то должно произойти. Возможно, поэт ждет какого-то чуда и его приход предопределен. Далее, сюжетно это вторая часть произведения, автор «неожиданно» слышит звук «тонко взывающего рога». Вот и чудо! Ведь это воспринимается, как приветствие «страннику бедному» от нежного друга. И уже не страшна лесная шумная глушь и «мертвые что мне листы». Зов глашатая сладостен.
В жизни Фета была трагически завершившаяся любовь. Он сам отказался от счастья провести жизнь с любимой, но небогатой женщиной. А вскоре и она навсегда ушла из этого мира, не оставив ему надежды даже на случайную встречу. Фет помнил о своей любимой всегда, до конца жизни. Не ее ли нежный зов услышал он в бушующем от ветра осеннем лесу? Поэт доверчиво открывает читателю душу, просто, без прикрас и самолюбования рассказывает о смятении в душе и сладостной надежде на встречу с любимым другом, которую подарил донесшийся сквозь шум ветра зов медного рога.
История создания и публикации стихотворения
Публикация стихотворения произошла в год публикации. Кажется, что самое достоверное сведение о времени публикации является указание автором этого стихотворения даты подписи в тех каллиграфических блокнотах, которые позднее стали называть альбомами. В документе о стихотворении дата указывается за 1914 год. Специально для стихотворения была выпущена небольшая печатная плантація. Экземпляры стихотворения были разосланы автором различным журналам и литературным изданиям того времени.
По мнению историков литературы, стихотворение привлекло внимание критиков и читателей благодаря своей необычной форме и глубокому смыслу. Тема стихотворения и способ, которым она развивается, вызывает многочисленные интерпретации и дискуссии
Некоторые критики считали стихотворение великим достижением автора, в то время как другие критиковали его и считали его непонятным и бессодержательным.
Композиция и жанр
Настроение стихотворения печальное. В нем также присутствует сюжет. За счет этого стихотворение относится к элегии.
Фет написал произведение при помощи двух- и четырехстопного дактиля. Поэт чередовал разностопные строки. Рифмовка перекрестная по типу АВАВ, с использованием женской и мужской рифмы.
Поэзия Афанасия Афанасиевича идейно поделена на 2 части. Каждая из них имеет одинаковый объем, они следуют одна за другой не переплетаясь:
- В первой автор рисует пейзаж: повествует про гул осеннего леса, листья которого из-за дуновения ветра обрываются и падают на землю. Затем идет характеристика чувств лирического героя поэзии — он одновременно испытывает чувство грусти, страха и веселья. Автор объясняет, ему не понять самому, что же творится на душе и какие эмоции преобладают. В строках чувствуется, как герой предвещает, что скоро должно случиться нечто. Вероятно, автор ждет какого-то чуда.
- Во второй части поэт неожиданно услышал рев завывающего рога. Это и есть то самое чудо. Поскольку такой жест считается приветствием несчастному страннику от доброго друга. После этого лирическому герою больше не страшен шум леса, ведь зов глашатая сладок.
Зов, который услышал поэт в осеннем лесу, скорее всего, принадлежал его любимой женщине, ведь он так хотел бы ее увидеть снова.
Разделение на 2 смысловые части позволяет Афанасию Афанасьевичу точно и ярко описать природу и внутренние переживания лирического героя.
Художественные приемы
Для характеристики лесной природы и душевного состояния героя Фет использовал средства художественной выразительности. Они способствуют уникальному раскрытию темы и донесению мыслей поэта до читателя:
- эпитеты — «бедный», «нежно»;
- аллитерация звуков «ж», «с», «ш» задействована, чтобы передать шум леса, в котором оказался герой.
- метафоры в тексте — «ель тропинку завесила», «листья кружатся», «глашатай медный», «мертвые, что мне листы»;
При этом первая метафора служит для олицетворения природы. Большую роль в понимании настроения поэзии играют интонации, расставленные Фетом. Нахождение героя в лесу автор описывает спокойно, размеренно. Однако как только он услышал звон рога, его сердце наполнилось радостью. И это состояние поэт передает за счет знаков восклицания в предложениях.
В стихотворении Афанасия Фета мир природы сливается воедино с человеческими чувствами, создавая при этом удивительное для русской поэзии явление.
Основная мысль и композиция
Композиционно произведение делится на 3 четверостишия, которые связаны между собой по содержанию и продолжают друг друга:
- В первом ощущается чувство безысходности и смятения, лес окружает человека, он путается в своих эмоциях так же, как и в лесных тропах, будучи заблудившимся путником.
- Во втором это состояние продолжается, ветер бушует, но лирический герой, не веря своим ушам, неожиданно улавливает звук рога.
- В третьем настроение резко меняется, что выражается большим количеством восклицательных предложений. Эта часть — радостная и жизнеутверждающая. Настрой героя улучшается, он видит надежду, а прежние страхи и переживания теперь кажутся беспочвенными: «Мёртвые что мне листы!»
По смыслу стихотворение сюжетно делится на 2 части. В первой описывается природа, блуждание человека и его внутренний мир, во второй — рассказывается о звуке рога и об эмоциях, которые он вызвал. Эти две сюжетные части одинаковы по объёму и не переплетаются между собой
Такое разделение очень удобно и позволяет автору уделить внимание и пейзажной зарисовке, и состоянию души лирического героя
Однако, зная биографию автора и историю о его трагически ушедшей любви, можно интерпретировать смысл произведения по-другому. Долгий жизненный путь представляется ему как бесцельное блуждание по лесу, не принесшее ему долгожданного счастья. На склоне лет он устал от этого пути и окончательно запутался. «Зов глашатая медного» — это призыв его любимой из иного мира, которая ждёт его, приветствует и хочет скорее с ним воссоединиться. Поэт уже не боится смерти, верит в реальность загробного мира и надеется, что там сможет увидеть ту, кто изначально была предназначена ему судьбой, и искупить свою вину перед ней.
Тема произведения
- природа в лесу;
- взаимозависимость человека и природы;
- одиночество и поиск себя.
В центре событий находится лирический герой, который один идёт по осеннему лесу: его глазами читатель видит окружающую природу. Из-за одиночества он пребывает в сложных и неоднозначных чувствах, которые ему и самому трудно интерпретировать: «Шумно, и жутко, и грустно, и весело, — я ничего не пойму». Сам он называет себя «странником бедным». Настроение природы тонко перекликается с его собственными внутренними переживаниями: шквалы ветра отражают его внутренние душевные порывы.
Как показывает анализ стихотворения, лес Фета — это ещё один самостоятельный «герой», который обладает собственным характером и особенностями. Осенний лес мрачный и жуткий, старающийся напугать странника или вогнать его в тяжкие думы. Он встречает человека недобрым шумом и гулом. Ещё одним «персонажем» произведения является ветер: чтобы усилить впечатления, автор использует повторы односоставного предложения, состоящего из одного только слова «Ветер» в первом и втором четверостишии. Не уточняется, сильный ветер или слабый, но о его силе можно догадаться по тому, что он кружит мёртвые листья у ног, а всё вокруг «гудет и колышется».
Структурный анализ стихотворения
Стихотворение написано в излюбленном Фетом жанре поэтической миниатюры. Это зарисовка, наподобие тех, которые пишет художник, но в виде литературного произведения. Сходство с произведением живописи ему придает использование ярких образов: «ель рукавом… завесила», «глашатая медного», «мертвые… листы». Доминирующим образом в произведении становится ветер. Этим словом начинаются две строфы стиха, и для большего эффекта восприятия оно выделено в однословное предложение. Чередование коротких и длинных строф создает особый порывистый ритм стихотворения, ассоциирующийся со шквалами ветра, сбившимся шагом человека и прерывистым от волнения дыханием. Произведение, как и многие у Фета, очень музыкально. Оно таит в себе некую мелодию, которую, кажется, только и нужно, что записать нотами.
Удивителен талант Фета легко и непринужденно умевшего выразить в стихотворных строках невесомые, едва улавливаемые душевные движения. Поражает и изящная легкость, с которой создан одухотворенный образ природы и чувство гармонии с ней человека.
Афанасий Фет – замечательный русский поэт, основатель поэтического жанра – лирической миниатюры. Тематика его поэзии ограничена. Его поэзия – «чистая поэзия», в ней нет социальных вопросов действительности, нет гражданских мотивов. Он избрал такой стилистический прием повествования, который позволил за внешним течением событий спрятать от читателя свою душу. Фета волнует только красота – природа и любовь. Поэзию он считает храмом искусства, а поэта – жрецом этого храма. Эти две темы поэзии Фета тесно связаны друг с другом. Фет считает, что только природа и любовь могут отобразить всю красоту и очарование окружающей действительности. Характер, переживания, мысли и чувства лирического героя в поэзии Фета зависят от мироощущения поэта.
Фет стремился передать красоту мгновения, сиюминутное состояние. Ярким примером этого можно назвать его стихотворение «Ель рукавом мне тропинку завесила»:
Ель рукавом мне тропинку завесила.
Ветер. В лесу одному
Шумно, и жутко, и грустно, и весело, –
Я ничего не пойму.
Фет создает прекрасный образ, который позволяет читателю увидеть нарисованную картину, полюбоваться ее неповторимой красотой. В строках стихотворения поэт использует назывные предложения и предложения с однородными членами. Последние две строчки говорят о противоречивых чувствах поэта. Его лирический герой чувствует состояние природы. Стихотворение воздействует на читателя. Благодаря обилию шипящих и свистящих звуков можно услышать шум ветра:
Все гудет и колышется,
Листья кружатся у ног.
Невозможно уловить настроение лирического героя. У него смутные ощущения – «ничего не пойму». Он пытается раствориться в мире природы, старается постичь ее таинственные глубины, понять «прекрасную душу природы». Но в шуме ветра это смятение развеивается. Герой слышит «тонко взывающий рог», «зов глашатая медного» и настроение его тотчас же меняется – «Сладостен зов мне глашатая медного!» и «Мертвые что мне листы!»
Фет представляет природу как человека, видит ее прекрасную душу, об этом свидетельствует метафора «Ель рукавом мне тропинку завесила».
В этом стихотворении Фета природа сливается с человеческими эмоциями. Поэт изображает своего героя в момент наибольшего эмоционального напряжения, показывает его душу на фоне прекрасного мгновения природы.
Фет, Афанасий Афанасьевич – один из величайших русских поэтов девятнадцатого столетия. Среди его работ много лирической поэзии. Стихотворение тоже принадлежит к жанру лирики.
Оно было написано в 1891 году, и по мнению многих критиков относится к циклу стихотворений о любви поэта к Марии Лазич. Несмотря на то, что Фет сам прервал отношения с Лазич, он очень долго жалел об этом, выражая тоску по потерянной любви в своих стихах. На то, что стихотворение посвящено именно ей, намекают последние строчки.
Стихотворение написано четырехстопным хореем, который присущ стихам Фета. Многочисленные повторения, чередование полных и неполных предложений, употребление междометий и восклицаний создают уникальный ритм, который в точности отражает настроение лирика.
В первом четверостишие Фет описывает одиночество и растерянность, что царили у него на сердце. Во втором четверостишие начинается действие, резкое движение, далекие звуки, говорящие о беспокойстве поэта. В последнем четверостишие поэт предвкушает встречу с любимой, зная что ее уже нет в живых.
Эти строчки можно интерпретировать как предчувствие поэтом собственной смерти, ведь Фет умер через год после написания этого стихотворения, в 1892 году.
Анализ стихотворения «Ель рукавом мне тропинку завесила…»
Стихотворение посвященное теме осени. Оно описывает лирического героя, совершающего прогулку по теряющему листья лесу. Дополнительно здесь присутствует тема одиночества. Герой чувствует себя неуютно до того момента, как слышит звук охотничьего рога. Это напоминает ему о присутствии других людей в лесу и осень перестает казаться ему такой печальной.
Как в других произведениях, для синтаксиса Фета здесь характерны короткие простые предложения. В большинстве случаев они повествовательные, но также имеется и несколько восклицательных.
Также стихотворение имеет следующие характеристики:
- Стихотворный размер — четырехстопный дактиль;
- Наиболее популярные средства художественной выразительности — это эпитеты («мертвые листы», «странника бедного»), олицетворения («ель…завесила», «, метафоры (рог называется «глашатаем медным»);
- Рифма точная.
После смерти Фета, многие писатели и поэты, знающие его, увидели намек на то, что Фет в этом стихотворении упоминал свою погибшую возлюбленную Марию Лазич. В свое время он не женился на ней из-за того, что ее семья была разорена. А потом она погибла в пожаре, и Фет винил в этом себя. В этом стихотворении он описывает лес, в котором ему неуютно, плохо и страшно, но одновременно он чувствует, что что-то его завораживает в нем. Он слышит зов «глашатая медного», и ему сладостен этот звук. Он якобы встречает бедного странника (Марию Лазич) и очень ему рад. Этим он хочет сказать, что он готов лишиться своей жизни только ради того, чтобы встретиться в Марией, и он готов к этому.
Фет, Афанасий Афанасьевич – один из величайших русских поэтов девятнадцатого столетия. Среди его работ много лирической поэзии. Стихотворение тоже принадлежит к жанру лирики.
Оно было написано в 1891 году, и по мнению многих критиков относится к циклу стихотворений о любви поэта к Марии Лазич. Несмотря на то, что Фет сам прервал отношения с Лазич, он очень долго жалел об этом, выражая тоску по потерянной любви в своих стихах. На то, что стихотворение посвящено именно ей, намекают последние строчки.
Стихотворение написано четырехстопным хореем, который присущ стихам Фета. Многочисленные повторения, чередование полных и неполных предложений, употребление междометий и восклицаний создают уникальный ритм, который в точности отражает настроение лирика.
В первом четверостишие Фет описывает одиночество и растерянность, что царили у него на сердце. Во втором четверостишие начинается действие, резкое движение, далекие звуки, говорящие о беспокойстве поэта. В последнем четверостишие поэт предвкушает встречу с любимой, зная что ее уже нет в живых.
Эти строчки можно интерпретировать как предчувствие поэтом собственной смерти, ведь Фет умер через год после написания этого стихотворения, в 1892 году.
Структурный анализ стихотворения
Стихотворение написано в излюбленном Фетом жанре поэтической миниатюры. Это зарисовка, наподобие тех, которые пишет художник, но в виде литературного произведения. Сходство с произведением живописи ему придает использование ярких образов: «ель рукавом… завесила», «глашатая медного», «мертвые… листы». Доминирующим образом в произведении становится ветер. Этим словом начинаются две строфы стиха, и для большего эффекта восприятия оно выделено в однословное предложение. Чередование коротких и длинных строф создает особый порывистый ритм стихотворения, ассоциирующийся со шквалами ветра, сбившимся шагом человека и прерывистым от волнения дыханием. Произведение, как и многие у Фета, очень музыкально. Оно таит в себе некую мелодию, которую, кажется, только и нужно, что записать нотами.
Удивителен талант Фета легко и непринужденно умевшего выразить в стихотворных строках невесомые, едва улавливаемые душевные движения. Поражает и изящная легкость, с которой создан одухотворенный образ природы и чувство гармонии с ней человека.
Фет, Афанасий Афанасьевич – один из величайших русских поэтов девятнадцатого столетия. Среди его работ много лирической поэзии. Стихотворение тоже принадлежит к жанру лирики.
Оно было написано в 1891 году, и по мнению многих критиков относится к циклу стихотворений о любви поэта к Марии Лазич. Несмотря на то, что Фет сам прервал отношения с Лазич, он очень долго жалел об этом, выражая тоску по потерянной любви в своих стихах. На то, что стихотворение посвящено именно ей, намекают последние строчки.
Стихотворение написано четырехстопным хореем, который присущ стихам Фета. Многочисленные повторения, чередование полных и неполных предложений, употребление междометий и восклицаний создают уникальный ритм, который в точности отражает настроение лирика.
В первом четверостишие Фет описывает одиночество и растерянность, что царили у него на сердце. Во втором четверостишие начинается действие, резкое движение, далекие звуки, говорящие о беспокойстве поэта. В последнем четверостишие поэт предвкушает встречу с любимой, зная что ее уже нет в живых.
Эти строчки можно интерпретировать как предчувствие поэтом собственной смерти, ведь Фет умер через год после написания этого стихотворения, в 1892 году.
Возможно вам будет интересно
- Анализ стихотворения Тютчева С поляны коршун поднялся 6 класс
Довольно таки еще будучи молодым, Федору Ивановичу пришлось побывать во многих местах за границей.Особенно ему приглянулись Германия и Франция. Последние годы своей военной карьеры он отдал Мюнхену
- Анализ стихотворения Пушкина Признание
«Признание» Александра Пушкина — одно из стихотворений, относящихся к жанру интимной лирики. Оно написано в 1826 году и посвящено Александре Осиповой – соседке поэта по поместью в Михайловском.
- Анализ стихотворения Природа — тот же Рим и отразилась в нем Мандельштама
Произведение, написанное в духе акмеизма, выражает видение поэтом его собственного творчества. Строительство он видит как метафору создания стихов.
- Анализ стихотворения Я потрясен, когда кругом Фета
Данное стихотворение обладает глубоким философским смыслом, в нем автор размышляет о смысле жизни. Многие годы поэт потратил на восстановление справедливости. Он вернул свой титул и состояние
- Анализ стихотворение Есенина Нивы сжаты
Данное стихотворение Есенин написал в самый разгар войны, что, казалось бы, неуместно. Но, не смотря на всю свою суровость, достаточно гневное отношение к некоторому политическому строю и собственную оппозицию он был человеком достаточно открытым