Анализ стихотворения «ещё земли печален вид» тютчева

Анализ стихотворения «еще земли печален вид» тютчева отражает связь внутреннего мира человека и природы

Тема

Главная тема произведения – природа и человек. Стих делится на две части: первая часть, где творец рисует пейзаж весны – это самое начало марта, когда «воздух уж весною дышит», природа только-только начинает просыпаться. Во второй части автор плавно переходит к описанию душевного состояния человека. В это время года, как пишет публицист, душа и чувства человека оживают, просыпаются вместе с миром.

В произведении, как и во многих других стихотворениях поэта, прослеживается идея о том, что натура и человек должны существовать в гармонии. Данная тематика прослеживается и во многих других стихотворениях автора.

Смысловая нагрузка стихотворения

Тютчев использует образы природы и аллегории для передачи своего мироощущения. Он видит природу как отразитель земли и своей души. Природа становится зеркалом, в котором отражается печальная и грустная сущность человека.

Стихотворение содержит множество художественных средств, таких как вопросительные предложения, повторы и эпитеты, которые усиливают эмоциональную нагрузку и глубину произведения.

Аллегория природы

Тютчев использует природу как метафору для описания своих эмоций и чувств. Земля показывается автором в негативном свете, что символизирует его печаль и грусть.

Использование риторических вопросов

Автор задает вопросы, которые подчеркивают его непонимание и разочарование в мире. Это придает стихотворению драматичности и усиливает смысловую нагрузку.

Художественное средство Пример в стихотворении
Аллегория «Печален вид, земли»
Вопросительное предложение «Быть может, в ней я сын?»
Повтор «Еще, печален вид, земли»
Эпитет «печален вид, земли»

Главная идея шедевра «Еще земли печален вид»

современный человек

Именно тщательный правильный анализ позволяет в максимальной мере понять стихию и человеческую сущность, тем самым показывая противостояние между зимним периодом и весной. Поэтому рассказы о таких временах года могут быть весьма противоречивы.

Суть произведения заключается в том, что зиме пора уйти и передать господство красивому и цветущему времени, которое в конце сезона зимы чувствует себя окрепшим. Природный ландшафт и сам человек, представленный в произведении в виде лирического героя, радуются смене времени года.

летнему периоду

Весна – это период романтики и особенных мечтаний. Как природа, так и душа человека постепенно пробуждаются после зимней спячки и готовятся к появлению новых эмоциональных скачков, которые появляются благодаря изменениям в природе. В стихотворении всё это описано в виде постоянных проливных дождей, яркого солнца, которое время от времени обжигает тело человека. Именно такие явления способны повлиять на формирование настроения и общего положительного состояния.

История создания

Относительно даты написания этого стихотворения есть только предположения, поскольку точно она неизвестна. Большинство литературоведов сходятся во мнении, что оно не могло быть написано позже, чем в апреле 1836 года, то есть в ранний период его творчества. Эту гипотезу также косвенно подтверждает то, что в произведении видны черты, характерные именно для его ранней лирики.

Интересно, что при этом напечатано оно было только в 1876 году, то есть уже после смерти Тютчева.

История создания этого произведения тесно связана с философскими взглядами Тютчева. Он увлекался работами немецкого философа Фридриха Шеллинга, который утверждал, что

https://youtube.com/watch?v=SZFwe0oC0qs

Популярные темы анализов

  • Анализ стихотворения Пушкина Я помню чудное мгновенье

    «Я помню чудное мгновенье…» — произведение Александра Сергеевича Пушкина, написанное в период Михайловской ссылки в 1825 году, через два года размещено в «Северных цветах» под руководством А. А. Дельвига, друга поэта.

  • Анализ стихоторения Апухтина Зима

    Произведения Алексея Николаевича Апухтина – это запоминающиеся, чувственные, искренние размышления человека с богатым внутренним миром, который любит свой край, не упуская из виду ни одной детали.

  • Анализ стихотворения Пушкина Цветок

    Огромное количество произведений русских писателей и поэтов содержит упоминания о растениях. Среди них ярким пятном выделяется изображение цветов, которые в разных своих проявлениях — формах, цветовых оттенках,

Произведения русских классиков можно считать достоянием целой страны. По сей день они радуют любителей чтения своим творчеством, заставляют задуматься, учат чему-то и просто делают мир лучше. С ранних лет родители должны научить ребенка любить литературу. Она улучшает воображение, повышает словарный запас и готовит его к предстоящей жизни. Через книги мы можем попадать в другой мир и познавать его особенности.

Стихотворения Тютчева достойны особого уважения. В своих трудах он философствует и рассказывает о своих глубоких мыслях, которые отражают сущность связей человека и всего вокруг.

Особенный Тютчев


Детские и юношеские годы Фёдора прошли в обстановке благоприятной для развития и творчества. Образованная дворянская семья всё делала для того, чтобы ребёнок развивался в правильном направлении. Федор жил в благополучной и весьма богатой семье, у которой хватало денег на достойной обучение ребенка. Родителями было сделано всё правильно, они вырастили настоящего философа. Произведения Тютчева, всегда имеют глубокий смысл и создают в подсознании читателя особенную картину жизни. Стоит заметить, что жизнь писателя была благополучной. Он не усложнял её бытовыми проблемами, и даже в периоды материальных затруднений весь погружался в творчество.

Проявлять творческие наклонности Тютчев начал еще в возрасте, который называют подростковым. Первые труды писателя очень редко попадали в печать и не обсуждались мировыми критиками того времени.

Пик успеха Фёдора Ивановича Тютчева приходится после того, как его творения увидел Александр Сергеевич Пушкин. После прочтения он сильно восхищался произведениями малоизвестного дарования. Стихи были опубликованы в «Современнике» под псевдонимом. Признали Тютчева, как поэта лишь спустя несколько лет, после того, как он вернулся с далекой поездки обратно на родину.

Композиция

Стихотворение четко разделено на две равные части – композиционно и тематически.

Первая часть – первые два четверостишия, описание природы, которая только-только просыпается от зимнего сна. Ориентировочно можно предположить, что Тютчев описывает начало марта. Весна еще только намекает на свой приход: везде лежит снег и кажется, что зима в разгаре, но поэт показывает, что это ненадолго, используя анафору – повторение наречия “еще”. Земля еще печальна, но она уже готова к тому, чтобы пробудиться.

Вторая часть – это две последние строфы. В них автор описывает уже человеческую душу, которая точно также просыпается. Таким образом автор показывает родство окружающего мира и человеческой души, их поразительное сходство.

В стихотворении есть также второй план – поэт сравнивает пробуждение весны с зарождением любви. Делается это неявно, но последние две строки явно указывают на то, что эта параллель волнует его воображение. Он показывает, что любовь, пришедшая в душу человека, подобна весне, пробудившей землю от зимней спячки, в которой та пробыла так долго. Эту же мысль поддерживают и подчеркивают употребленные автором глаголы – все они прямо или косвенно связаны с любовью и нежностью.

Это пейзажно-философская лирика, что также связано с двухчастностью произведения. Как известно, поэт искренне считал природу одушевленной, поэтому простое на первый взгляд описание пейзажа во второй части стихотворения связывается с его философскими размышлениями. Интересно, что поэт считал, что постичь природу – задача для человека непосильная, но при этом он обязательно должен стараться это сделать. Эти его воззрения отразились и в стихотворении “Еще земли печален вид”.

Оно написано одним из любимых тютчевских стихотворных размеров – ямбом. С его помощью поэт передает сложную философскую мысль в простой форме. Легкости восприятия стиха также способствует кольцевая рифмовка, которая как бы завершает мысль внутри каждой строфы, и чередование мужской и женской рифмы.

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Музе Фета

    Стихотворение Афанасия Фета, получившее название «Музе», было написано в 1882 году. Ему недавно исполнилось шестьдесят, за это время он успел выпустить несколько сборников стихотворений,

  • Анализ стихотворения Весенние строчки Твардовского

    Стихотворение «Весенние строчки» незамысловатое произведение, написанное незатейливыми фразами, простыми словами, не избитыми, понятными каждому. Это своеобразная живопись словом. В нём автор рисует обыкновенное весеннее утро.

  • Анализ стихотворения Призраки Бунина

    Очень многими писателями и поэтами в их творчестве рассматривалась теме жизни после смерти. Бунин не стал исключением, его творчества эта тема так же коснулась. Написание стихотворения «Призраки»

  • Анализ стихотворения Фета Учись у дуба у березы

    Произведение «Учись у них – у дуба, у березы» Афанасий Фет написал в начале 80-х годов. К этому моменту формирование романтической поэзии автора было на самом пике и как раз широко развивалась тема человека и природы

  • Анализ стихотворения Памяти Белинского Некрасова

    Некрасов находился в достаточно дружеских отношениях с Белинским еще с момента первого знакомства. Но их критическая деятельность не позволяет им сойтись в общих взглядах, поэтому они редко совпадали во мнениях.

Кратко анализ стих-я «Еще земли печален вид»

АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ «ЕЩЕ ЗЕМЛИ ПЕЧАЛЕН ВИД» ТЮТЧЕВАСтихотворение, «Еще земли печален вид», написанное в жанре этюда-зарисовки, поражает своей глубиной и скрытой идеей. Тютчев, как поэт-философ, выражает свои глубокие мысли о связанности окружающего мира и человеческой души в пейзажной лирике.Тема этого произведения приход весны. Этого радостного события для всех без исключения. Поэт очень красочно и с чувством описывает этот прекрасное время года:А воздух уж весною дышитЕще природа не проснуласьНо сквозь редеющего снаВесну послышала она,И ей невольно улыбнулась В создании картины прихода весны помогают образы стебля, земли, елей: И мертвый в поле стебль колышет,И елей ветви шевелитЗдесь создается странный контраст слов мертвый колышет, он олицетворяет борьбу жизни и смерти, живительной силы весны с губительным опустошением зимы. Это же подчеркивает противопоставление в начале стихотворения:Еще земли печален вид,А воздух уж весною дышитКомпозиционно стихотворение разделено на две части. Первая описание природы. А во второй части описание состояние души человека:Душа, душа, спала и тыНо что же вдруг тебя волнует,Твой сон ласкает и целуетИ золотит твои мечты?…Природа и человеческая душа испытывают одинаковые чувства, и они оба спят зимой и просыпаются с приходом весны: Но сквозь редеющего сна,Весна послышала она,И ей невольно улыбнулась.Душа, душа, спала и ты.Природа улыбается весне, радуясь жизни и веселья всего живого. Даже воздух и тот дышит весною, настолько велика ее сила:А воздух уж весною дышитГлавная идея стихотворения душа и природа очень похожи, они испытывают одинаковые чувства в связи с приходом весны, оба пробуждаются от долгой спячки, а значит, они единое целое. Они неотделимы друг от друга, так как душа и природа живут в гармонии с друг другом, сливаясь друг с другом

Образ души очень тонко проработан писателем и описывается через риторические вопросы и явления природы:Твой сон ласкает и целуетИ золотит твои мечты?Блестят и тают глыбы снега,Блестит лазурь, играет кровьИли весенняя то нега?…Или то женская любовь?…Частые риторические вопросы во второй части стихотворения притягивают внимание, будят мысли, рождают образы и идеи в голове читателя, настраивая его на философский лад или заставляя думать о родстве души и природы. Многоточие придает картине незаконченность, позволяя читателю домыслить ее

Для создания более полного и красочного образа весны автор использует олицетворение (воздух дышит, еще природа не проснулась, послышала она и ей улыбнулась), эпитеты (редеющего сна, весенняя нега, женская любовь, мертвый стебль), метафоры (золотит твои мечты, играет кровь).Стихотворение Тютчева Еще земли печален вид имеет яркую самобытную идею, которая раскрывается во всей лирике поэта. Стремление понять человека через природу и увидеть их сходство было использовано многими писателями еще до Тютчева, но столь широкое раскрытие данная поэтическая идея получила только в лирике Тютчева.

Анализ произведения «Еще земли печален вид» (Ф.И. Тютчев)

Федор Иванович Тютчев – знаменитый русский поэт и публицист. В основном, его стихотворения посвящены описаниям картин природы, лирическим и философским рассуждениям о природе, осознанию бытия, любви и мыслям о судьбе России. Он всегда работал на высоких государственных постах в цензурном ведомстве, служил дипломатом, и не хотел посвящать свою жизнь только искусству и литературе, которую считал увлечением, поэтому редко публиковал свои работы. Он писал для себя, своего удовольствия, для выражения собственных эмоций и мыслей, как многие писали дневники. Только после знакомства с Н. А. Некрасовым он согласился на публикацию некоторых произведений в журнале «Современник». Многие произведения были напечатаны уже после его смерти, как например стихотворение «Еще земли печален вид».

Стихотворение «Еще земли печален вид» по смысловой тематике разделяется на части:

  • Описание просыпающейся природы после зимы, часто используемое слово «еще» указывается на скорое наступление весны. Еще не стаял снег, земля еще холодна и печальна, но природа освобождается от зимних оков и готовится к обновлению.
  • Вместе с природой просыпается и человеческая душа навстречу весеннему солнцу и пробуждающейся любви. Любовь подобно весне пробуждает душу людей от спячки. Множество многоточий указывают на размышления героя, он погружен в свой внутренний мир, пытается найти ответы на риторические вопросы в стремлении познать себя самого и окружающее его пространство. Приход весны, как приход любви, обновляет человеческую душу, заставляет вместе с природой возродиться для блаженства, счастья и радости. И пусть все вокруг пока в дреме, но пьянящий дух живительной силы уже ощущается вокруг. Природа, как и герой радуется переменам: «И ей невольно улыбнулась». Это произведение лирическое и навевает меланхоличное настроение:- Поэт отождествляет изменения природы, которую он одушевляет, с человеком. Он подобно природе, часто впадает в «спячку», и из этого состояния его выводит весна, так же как и природа, земля, животные и растения просыпаются этой волшебной порой после зимнего оцепенения;- Любовь – это весна жизни в любом возрасте, она пробуждает душу человека, обновляет чувства, дарит надежды и мечты, призрачные, быть может, но сладостные и волнующие;- Поэт наслаждается чарующим воздухом и предощущением грядущего расцвета природы, этого вечного цикла возрождения и цветения;- Само настроение произведения меняется от начала к концу. От грусти, печали при виде зимнего серого уже пейзажа и голых стеблей до предчувствия, озарения, удивления и светлой радости живительному веянию весны. И былая грусть становится светлой и прозрачной, как сам воздух, наполненный неведомой тайной. Так же постепенно изменяется внутренний настрой героя, который еще недавно наполнен печалью. Основная мысль стихотворения «Еще земли печален вид» состоит в сознании неотделимости человека от природы, смены времен года, он подчиняется тем же вечным законам, что и все живое на земле. Гармония человека и окружающего мира предопределена высшими законами бытия. Как природа возрождается от холодного зимнего сна с наступлением весны, так и человек пробуждается от душевного и эмоционального холода с появлением первых ростков любви. Любовь для людей – это как весна для природы, надежда на радость, оживление чувств, возможно, несбыточных желаний, вера в безоблачное счастье и обыкновенное чудо. При помощи различных троп поэт старается наиболее точно передать свое настроение перед наступлением весны, как перед приходом любви, мысли об одушевленности природы и философско-лирические размышления о любви. В его произведениях эта нить прослеживается довольно часто – ведь наш классик был лирическим философом по натуре, после почтения стихотворений Тютчева накатывает светлая грусть и радость обретения надежд

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Жанровая специфика

Стихотворение представляет собой образец пейзажно-поэтической лирики Тютчева. Оно разделено на два композиционных фрагмента, каждый из которых посвящен одной из важнейших для поэта тематик. Особенности поэтического текста таковы:

  1. Природа одухотворена, это не просто иллюстрация к описанию переживаний человека, а активное действующее лицо.
  2. Пейзажная зарисовка плавно перетекает в философское размышление поэта о жизни человека и о том, какую роль в ней играет любовь.
  3. Изучить, понять природу человек не сможет при всем старании, как считает поэт, но он должен приложить к этому усилия.

«Ещё земли печален вид…» — анализ стихотворения.

Человек всегда был неотъемлемой частью природы, которая на протяжении многих тысячелетий кормила его, одевала, давала кров. Но с ростом урбанизации всё изменилось. Многие из нас утратили естественное, изначально заложенное в каждом человеке чувство гармонии и единства с окружающим миром.

Один философ назвал поэзию «чистым родником в искусстве». Разумеется, речь шла о настоящей поэзии. Ведь именно она помогает людям разобраться в простых и одновременно сложных вещах. Тему взаимодействия природы и человека затрагивали многие поэты.

Но особенно выразительны и проникновенны в этом плане стихотворения Ф. И. Тютчева, ибо чуткая душа этого человека была способна чувствовать не только себя в природе, но и природу в себе.

В стихотворении «Ещё земли печален вид…»
Тютчев использует приём образного параллелизма, сопоставляя явления природы и состояние души человеческой. В первой строфе перед нами предстаёт образ ещё не проснувшейся от зимнего сна природы. Именно образ, так как природа воспринимается поэтом, как живая, наделённая качествами, присущими человеку. Об этом говорят олицетворения: природа «не проснулась
», «весну послышала она
» и «ей невольно улыбнулась
».

В первых же строчках мы видим антитезу: «печальный вид
» земли противопоставляется свежему, «весною
» дышащему воздуху. Метафора «печален вид
» в первой строке помогает выделить слово «земли», чтобы усилить контраст между зимней, ещё спящей природой, и уже просыпающейся, изображённой во второй строке. Примечательно, что едва приметное дуновение весны пока ощущается только в воздухе. Подвижность воздушных масс рисуется с помощью ряда глаголов: «дышит
», «колышет
», «шевелит
». И тут же в противопоставление им показывается неподвижное, «мёртвое
» состояние земли, изображённое с помощью эпитета. Об этом говорит и значение глаголов. «Колыхать», «шевелить» -это приводить в движение застывшие в каком-либо одном положении предметы. Созданию «дышащего» «весною» образа воздуха способствует и аллитерация на «ш» в этих глаголах, помогающая уловить слухом это еле заметное шевеление предметов на пробуждающейся земле: мёртвого в поле стебля, ветвей елей. Пробуждение природы дорисовывается и с помощью эпитета «редеющего сна». Слово «сон» помогает понять, почему «ещё земли печален вид», а эпитет показывает, что уже недолго остаётся земле оставаться в этом состоянии. Причём в смысловом отношении этот эпитет необычен, потому что в прямом значении применительно к слову «сон» его употребить просто невозможно.

Что значит редеющий сон? Слово «редеть» обозначает «становиться редким, уменьшаться в числе», а слово «редкий» — «такой, в котором части расположены на известном расстоянии, с промежутками» (Словарь Ожегова). Но сон количественно измерить нельзя. И представить пространственные промежутки в сновидениях тоже проблематично. Это если подходить к значению слова в стихотворении буквально. А вот воображению ярко представляется недолговечность сна природы, тем более, что этому способствует ещё и звучание слова.

Вторая строфа показывает, что природа, сквозь сон улыбающаяся весне, сравнивается с психологическим состоянием лирического героя: «Душа, душа, спала и ты…». В центре этой строфы образ, который можно одновременно отнести к описанию и человека, и природы: «Блестят и тают глыбы снега, // Блестит лазурь, играет кровь…

». Если этот образ отнести к описанию природы, то в нашем воображении встаёт картина бурного таяния снегов, которое тоже способствует пробуждению природы от зимнего сна. Но, если это описание соотнести с душой, к которой обращается поэт в начале строфы, то мы понимаем, что он использовал метафору, рисующую состояние человека. Его можно определить с помощью другой метафоры, ассоциативно возникающей в памяти: «душа оттаяла». Правомерность таких представлений подтверждает вторая строка этой цитаты, где образы природы и души человеческой поставлены в один ряд: «блестит лазурь

» (явно небесная), «играет кровь

» (понятно, что у человека). Таким образом, смысловое поле расширяется. Вот эта слитность состояния природы и человека, создаваемая с помощью взаимодействия образных рядов, которые невозможно разделить, — особенность поэзии Тютчева. Эта особенность и помогает поэту в его стремлении «уловить душу природы, её язык

» (В. Брюсов) и показать, что человек — «лишь грёза природы

».

Надеюсь, вам понравился этот анализ стихотворения Ф. И. Тютчева «Ещё земли печален вид…»

Темы и идеи, затронутые в стихотворении

В стихотворении «Еще земли печальен вид» Федора Тютчева затрагиваются несколько важных тем и идей.

Одной из основных тем является природа и ее вечный круговорот. Автор описывает ту печаль, которую испытывает при виде земли, еще не проснувшейся после зимы. Он передает оттенки тоски и меланхолии, что вызывает в нас духовное созвучие с природой.

Стремительное время и погружение в прошлое — еще одна важная идея, затронутая в стихотворении. Тютчев указывает на то, что наше настоящее быстро становится прошлым, а с каждым днем мы все больше теряем связь с тем, что было, переходя от одного момента к другому.

Автор также обращается к теме человека и его отношения к окружающему миру. Он использует образы деревьев как символы жизни и смерти, чтобы передать идею о хрупкости и мимолетности человеческой судьбы. Тютчев задается вопросом о нашей способности ощущать и ценить красоту природы, и может ли она стать источником вдохновения и утешения в лице близких нам людей.

Стихотворение «Еще земли печальен вид» отражает глубокую и философскую сторону автора, оставляя ощущение печали, но при этом подтверждая, что любое прошлое затмит новое будущее.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГДЗ 8 класс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: