Анализ стихотворения: напрасно!

Анализ стихотворения фета напрасно!..

История создания

Данное стихотворение написано Фетом в достаточно преклонном возрасте, в 1885 году (2 сентября). Существует два предположения насчет «адресата» данного стихотворения. Возможно, Афанасий Афанасьевич обращался к своей возлюбленной, музе, покинувшей свет в раннем возрасте, но не ушедшей из сердца поэта, к Марии Лазич. История их любви безмерно романтична и столь же безмерно трагична. После первой встречи на балу в 1848 году они были увлечены друг другом долгих… 2 года.

Мария была бесприданницей…Фет не мог достойно обеспечить любимую и себя, поэтому решил, что будет нечестным продолжать отношения с девушкой. Но Мария просила не прерывать их «чистой» связи, убеждая, что ей ничего от Фета не нужно.

В 1850 году Мария погибла… Некоторые считают, что её смерть – это самоубийство! Но сложно принять тот факт, что юная красавица решила покончить жизнь именно таким образом, опрокинув на себя лампадку, огонь которой моментально охватил подол её платье, стал подниматься все выше и выше, перепрыгнув на локоны девушки, охватив её лицо…

Самостоятельно «задавленная» любовь в душе поэта, его вынужденное отчуждение от Марии, внезапная гибель возлюбленной спровоцировали хроническое чувство вины у автора, которое послужило толчком к созданию очень многих лирических произведений.

Также существует предположение, что стихотворение «Я тебе ничего не скажу…» обращено к жене Фета, Марии Петровне Боткиной, на которой Афанасий Афанасьевич женился в 1857 году. Многие источники сообщают, что супругу поэт не любил, но глубоко уважал. Рискну предположить, что это было не так! В Марии Петровне он нашел всё, что искал. Спокойная, хозяйственная, рассудительная и…состоятельная. Дело в том, что поэт считал невозможным существование счастливого брака без должного достатка, именно поэтому он не сделал предложение Марии Лазич.

Мария Боткина «подошла» поэту по всем параметрам! Его сердце было изранено, но она сумела его излечить.

Они прожили вместе долгие и счастливые 35 лет.

Разбираемое стихотворение написано в период, когда Фета с новой силой одолело чувство вины за гибель Марии Лазич, поэтому некоторые считают, что оно обращено именно к ней. Но стихотворные строки о «ночных цветах» убеждают нас в другом, что произведение адресовано Марии Боткиной и только ей! Ведь она является «сестрой цветов», «подругой розы»! Так её назвал Афанасий Фет в стихотворении «Цветы», посвященном ей же.

Афанасий Фет

В 14 лет Афанасий Фет лишился дворянского звания и наследства, из-за чего вынужден был расстаться с мечтами о научной карьере и вскоре ушел на военную службу. В течение многих лет поэт мечтал о том, как вернуть себе законные права на владение родовым имением, и надеялся сделать блестящую карьеру, чтобы стать весьма состоятельным человеком. Эта навязчивая идея стоила Фету личного счастья, так как он вынужден был отказаться от любви к Марии Лазич – девушки из благородной, но бедной семьи. Он честно признался своей избраннице, что не может на ней жениться по финансовым соображениям, но заставить себя перестать ее любить поэту оказалось не по силам. В последние недели перед разлукой пара много времени проводила вместе, и летом 1847 года появилось на свет стихотворение «Напрсно!..», в котором поэт пытается дать оценку своему поступку и тем чувствам, которые испытывает из-за вынужденного расставания с любимой.

«Тебе улыбаюсь, а внутренне горько я плачу», — отмечает поэт, признаваясь, что вынужден лгать своей избраннице и ее близким. Родители Марии Лазич уже готовятся к свадьбе, которой не будет, сама же девушка знает, что ей предстоит разлука с Фетом, и понимает, с чем это связано. Но пара вынуждена скрывать свои истинные намерения от окружающих. Однако встречи с любимой причиняют поэту сильную душевную боль, поэтому он просит девушку: «Разбей этот кубок: в нем капля надежды таится». Это значит, что в своем решении Фет до конца не уверен, и боится его изменить, поддавшись чувствам и не слыша больше голоса разума. Он знает, как тяжело будет смириться с предстоящей разлукой, однако ради поставленной цели готов пожертвовать всем, включая личное счастье. Но, не удержавшись, автор все же восклицает: «Душа человека какие выносит мученья!». И тут же утешает сам себя, отмечая, что через страдания проходит каждый человек, и такие испытания «длятся веками». У Фета нет надежды на то, что именно к нему судьба будет благосклонна, подарив и любовь, и богатство. Поэтому поэт выбирает благосостояние и брак по расчету, а не чувства, которые кажутся ему весьма сомнительным капиталом для счастливой жизни. Он еще не знает о том, что за свое решение будет отвечать сполна, раскаиваясь и сходя с ума от осознания того, что изменить уже ничего невозможно. Пройдет совсем немного времени, и Мария Лазич трагически погибнет во время пожара, но Фет до самой своей смерти будет обращаться к ней в стихах, надеясь вымолить прощение за то, что отказался от ее любви ради богатства.

* * *

Напрасно!

Куда ни взгляну я, встречаю везде неудачу,

И тягостно сердцу, что лгать я обязан всечасно;

Тебе улыбаюсь, а внутренно горько я плачу,

Напрасно.

Разлука!

Душа человека какие выносит мученья!

А часто на них намекнуть лишь достаточно звука.

Стою как безумный, еще не постиг выраженья:

Разлука.

Свиданье!

Разбей этот кубок: в нем капля надежды таится.

Она–то продлит и она–то усилит страданье,

И в жизни туманной всё будет обманчиво сниться

Свиданье.

Не нами

Бессилье изведано слов к выраженью желаний.

Безмолвные муки сказалися людям веками,

Но очередь наша, и кончится ряд испытаний

Не нами.

Но больно,

Что жребии жизни святым побужденьям враждебны;

В груди человека до них бы добраться довольно…

Нет! вырвать и бросить; те язвы, быть может, целебны, –

Но больно.

Основная мысль

Фет был убежденным приверженцем «чистого искусства». Большинство его стихотворений посвящены воспеванию красоты, находящейся вокруг него. Главная мысль стихотворения «Вечер» заключается в том, что люди должны наблюдать за природой и переносить ее законы на себя, чтобы достичь внутренней гармонии. Вечернее умиротворение создает такие же чувства у восторженного наблюдателя.

Смысл стихотворения «Вечер» заключается в созерцании природы, мимо которой проходят многие люди. Задача поэта — остановить их и показать на то великолепие, мимо которого пробегает человек. Читая строки поэта, каждый из нас вспоминает свой уютный вечер наедине с красивым пейзажем.

Петр Чайковский говорил о творчестве Фета так:

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Памяти Белинского Некрасова Некрасов находился в достаточно дружеских отношениях с Белинским еще с момента первого знакомства. Но их критическая деятельность не позволяет им сойтись в общих взглядах, поэтому они редко совпадали во мнениях.
  • Анализ стихотворения Какая ночь! Как воздух чист Фета Поздняя лирика Фета, которую принято причислять к любовной, все больше наполняется трагическими переживаниям, они глубоки, а автор пытается скрыть волнения души за обычными, возвышенными чувствами.
  • Анализ стихотворения Никитина Поле Ощущения русского человека во многом связаны с ощущениями простора и свободы, внешней и внутренней. Не даром, такой образ как именно русское поле четко закрепился в культуре. Во многом внутреннее пространство
  • Анализ стихотворений Гумилева
  • Анализ стихотворения Узник Фета Данное произведение было написано в 1843 году. Стихотворение начато с неожиданного для читателя зачина. Персонаж, который находится в заключении совершенно не думает о том

Анализ стихотворения Афанасия Фета «Смерть»

Извечная борьба. Извечный человеческий вопрос: что есть жизнь и что есть смерть? Этот вопрос мучает многих. Жизнь – это модель существования любого живого существа. Жизнь – это что повседневно нас окружает и то, в чём мы живём.

Жизнь – это что нам даётся на один раз, повтора не будет. Или будет? Этого никто пока не знает. Может быть, когда-нибудь в будущем человечество, наконец, даст определение жизни и смерти. Смерть – это скорее вариант жизни, но только иной – духовный.

Наше тело вымирает, оно гниёт и превращается в прах. А вот душа… Она способна проходить сквозь пространства и не факт что, в конце концов, вернётся именно туда, откуда она пропала. Смерть всегда приходит к нам тогда когда е совершенно не ждёшь, когда кажется что в жизни всё уже наладилось и вдруг – бац! И вот тебя нет…

Есть ли жизнь после смерти? Это тоже не простой вопрос и на него тоже уже давно ищут люди ответ. Кто-то утверждает что есть, а кто то говорит об обратном. Кто-то верит, что есть возможность после смерти физической вернуться в мир реальный. Но для чего? Ведь в реальности душа ничего сделать не сможет. И вот зная об этом умирающий всегда старается цепляться за любую возможность, чтобы выжить и не умереть.

За любую соломинку, только бы дышать и продолжать жить. Есть такое место на земле, где люди, у которых смертельный диагноз пытаются бороться, чтобы не уйти раньше срока. Это место хоспис. Там невозможно находиться долго. Там есть ощущение смерти, ощущение пустоты и прижизненного погребения. Но в каждой палате люди, у которых нет желания умирать. И они борятся, внутри себя воюют с болезнью.

К несчастью редко кто выигрывает. Но есть и те, кто всё-таки выкарабкался. Такие впадали в клиническую кому и их врачи вытаскивали, как говорят – «с того света». Кстати, именно такие «возвращенцы» почти все утверждают, что после смерти есть жизнь. Только она совсем иная, с другими правилами выживания.

Поэты часто обращаются к этой тематики. И часто многим кажется, что именно смерть и спасает человека от позора и нищеты. Даёт человеку передышку от жизненных проблем. Но чаще поэты именно призывают смерть к себе и, как правило, такое случается только тогда когда поэт переживает из-за потерянной любви или же из-за любви на расстоянии. У Фета, смерть – это храм бессмертия, а вот жизнь – базар чувств и крика. И возможно он прав. Смерть возвышает человека, даёт ему славу, которая впоследствии будет никому не нужна.

Рекомендуется к прочтению:

Анализ стихотворения А. Фета

Болдырева Александра Ученик (61), закрыт 5 лет назад

Целый мир от красоты От велика и до мала, И напрасно ищешь ты Отыскать её начало.

Что такое день или век Перед тем, что бесконечно? Хоть не вечен человек, То, что вечно-человечно.

Lily

Мастер (1080) 5 лет назад

Интересное стихотворение. Первый раз его вижу. Я не уверена в точности, но примерно будет смысл таков: Все хорошее и доброе что есть в мире существует бесконечно. Любовь, вера, надежда, дружба, список можно перечислять бесконечно, — это красота нашего мира. Это никогда не иссякнет, не перестанет жить. Будут войны, сорры, смерть, но всё равно останется в наших сердцах всё то хорошее что и было сначала. Красота останется в сердцах людей не смотря не на что, потому что «То, что вечно-человечно. «

Державин и императрица

Поза певца здесь тоже меняется по отношению к предмету воспевания, если рассматривать не только всю предыдущую русскую литературу, но даже и стихи самого Державина. Иногда в оде ещё проскальзывает некая богоподобность царицы, но при всём этом и при общей почтительности, которую демонстрирует ода «Фелица», содержание показывает и определённую короткость отношения, не фамильярность, но теплоту почти родственной близости.

А вот в сатирических строках Державин иногда может быть понят двойственно. Собирательные черты образа мурзы высмеивают всех по очереди вельмож Екатерины, причём именно здесь поэт не забывает и себя. Автоирония — тем более редкостный факт в поэзии тех лет. Авторское «я» не лишено лирики, но ясно даётся понять, что «Таков, Фелица, я развратен!», «Сегодня властвую собою, а завтра прихотям я раб». Появление в оде такого авторского «я» — факт огромного художественного значения. Ломоносов тоже начинал оды с «я», но как верноподданный раб, а у Державина автор — конкретный и живой.

Анализ Оды Фелица Державина

Державин является незаурядным поэтом, который имел свой почерк и свое видение происходящего. Признание к поэту пришло после того, как он написал оду «Фелица». Именно в 1782 году когда «Фелица» вышла в свет, ее автор и стал знаменитым. Это стихотворение было написано Екатерине Второй. Ей работа поэта очень понравилась и за это правительница щедро наградила Державина. Поэт работал на произведение в такую пору, когда такой жанр как ода уже не имел популярность. Но Державина это не остановило.

Автор «Фелицы» просто сломал все стереотипы того времени. Многие писатели и критики были немного ошарашены. Державин пренебрёг всеми правилами литературы того времени и написал свою работу. Творчество писателей и поэтов тех времен просто были переполнены красивыми словами. В свою очередь Державин решил довольно обычными словами показать, как он относится к Екатерине. Также Державин написал о своем отношении к близким людям императрицы.

Раннее творчество Державина, а именно «Фелица» конечно имеют строки, в которых присутствует превознесение императрицы. Поэт считал ее доброй и умной правительницей. Всего в «Фелице» 26 десятистиший. Больше половины из них, поэт посвятил Екатерине, причем все свои чувства он немало растянул. К тому же, можно заметить, что некоторые комплименты и восхваления имеют повторения в произведении «Фелица».

Для Державина было непростое время, особенно период написания «Фелицы». Это было время, когда общество проходило через определенные перемены. Люди начали меньше придерживаться своего мнения и шли по течению. Была потеряна сверхличность и мышление людей в стране. Происходил так называемый кризис, в котором происходила борьба нынешней власти со старым обществом. Именно это повлияло на то, что жанр ода стал восприниматься людьми. Поэт как раз в этот момент и написал «Филицу». В одночасье стал знаменитым и к тому же первопроходцем, новатором данного жанра. Читатели были поражены, а критики не знали, как оценивать работу автора. Державин смог ввести в жанр оды юмор, который касается обыденной для всех жизни.

После того, как ода была выпущена в люди, автор смог сам определить жанр, в котором написал произведение. Он назвал свою работу – смешанная ода. Державин придерживался мнения, что в обычной оде поэт восхваляет только высокопоставленных людей, но в жанре, в котором пишет Державин, можно писать обо всем.

Поэт дает понять, что ода это некий предшественник романа. В ней можно воплотить многие мысли касающиеся русского быта.

Анализ стихотворения Фелица по плану

klassreferat.ru

Афанасий Афанасьевич Фет Ласточки пропали, А вчера зарей Всё грачи летали Да, как сеть, мелькали Вон над той горой. С вечера все спится, На дворе темно. Лист сухой валится, Ночью ветер злится Да стучит в окно. Лучше б снег да вьюгу Встретить грудью рад! Словно как с испугу Раскричавшись, к югу Журавли летят. Выйдешь — поневоле Тяжело — хоть плачь! Смотришь — через поле Перекати-поле Прыгает, как мяч. «Ласточки пропали…», анализ стихотворения Фета Поэзию Афанасия Афанасьевича Фета можно охарактеризовать словами «улыбкой ясною природа сквозь сон встречает утро года» из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Именно эти метафоры — «ясная улыбка природы» и «утро года» — помогают получить яркое представление об особенностях лирики Фета. Стихотворения этого поэта пробуждают в душе такие чувства, как радость, ощущение того, что счастье непременно ждет впереди. Наверное, не слишком искушенному в области литературы читателю на ум чаще всего приходят такие строки: «Уж верба вся пушистая раскинулась кругом… «, «О первый ландыш! Из-под снега ты просишь солнечных лучей», «Это утро, радость эта…» и множество других. Эти стихи помнятся с детства, потому что вызывают ощущение безмятежности, весенней неги и приближающегося лета. Совсем иное дело — стихи об осени. Это не тютчевская «короткая, но дивная пора». Это хандра, это «небо ненастное», это время, когда «георгины дыханьем ночи обожгло». Именно об этом мрачном времени года стихотворение А. Фета «Ласточки пропали…» Уже первая строка вызывает ощущение безысходности: для русского человека «пропал» — это исчез безвозвратно. Конечно, любому читателю понятно, что ласточки снова прилетят, они не исчезли совсем, но тягостное впечатление остается. Появление грачей весной вызывает радость (как не вспомнить знаменитую картину Алексея Саврасова «Грачи прилетели»?). В стихотворении Фета грачи явно готовятся к отлету на юг, потому что их так много собирается в стаю, что они напоминают герою сеть: » … да, как сеть, мелькали вон за той горой». Если первая строфа данного стихотворения вызывает в нашем восприятии картину осеннего вечера, то остальные три строфы раскрывают состояние лирического героя, который, очевидно, тяжело переносит эту неопределенность времени года в природе. Самочувствие героя ощущается прямо-таки физически: «С вечера все спится». И действительно, когда осенью начинает рано темнеть, сразу появляется сонливость, а когда ложишься в постель, долго не можешь заснуть, ведь слышно, как «ночью ветер злится да стучит в окно». В третьей строфе угнетенное настроение героя достигает высшей точки, и он с отчаяньем восклицает: Лучше б снег да вьюгу Встретить грудью рад! Так как стихотворение построено на параллелизме, то вполне естественно, что состояние героя сильней раскрывается через образы природы. Поэтому в последних двух строфах эта взаимосвязь ощущается в полной мере. Например, герой уже рад встретить зиму, а природа к этому еще не готова, и Словно как с испугу Раскричавшись, к югу Журавли летят. Возникает такое впечатление, будто именно герой вызвал этот испуг своим настойчивым призывом к зиме скорей приходить с вьюгами да метелями. В последней строфе состояние героя достигает своего апогея: Выйдешь — поневоле Тяжело — хоть плачь! Именно поэтому и возникает образ перекати-поле, символизирующего неприкаянность, по сути, неприкаянность души героя, который никак не может смириться с наступлением поздней осени. Достаточно вспомнить, что в лирике существует довольно распространенное сопоставление жизни человека с природными циклами. Так вот осень в природе — это время умирания, подготовка к смерти. Какие можно испытывать чувства, готовясь к смерти. Неслучайно считается, что и душа человека теряет способность радоваться, как будто впадает в спячку. У стихотворения «Ласточки пропали» даже форма строфы необычная: это не традиционное для лирики XIX века четверостишие. Нет, строфа удлинена до пяти строк, словно автор такой тянущейся бесконечно строфой напоминает нам о тянущихся бесконечно долгих осенних вечерах.

Рекомендуем посмотреть:

  • «Орфей, Эвридика и Гермес», анализ стихотворения
  • «Осенний день», анализ стихотворения Рильке
  • «Пьяный корабль», анализ стихотворения Артюра Рембо
  • Анализ стихотворения Поля Верлена «Осенняя песня»
  • Анализ сборника «Цветы зла» Шарля Бодлера, сочинение
  • «Соответствия», анализ произведения Бодлера
  • «Корсар», анализ поэмы Байрона, сочинение
  • «Душа моя мрачна», анализ стихотворения Байрона
  • «Паломничество Чайльд-Гарольда», анализ поэмы Байрона
  • «Ошибка», анализ стихотворения Цветаевой

Анализ 2

Стихотворение это очень красиво и психологично. Оно довольно большое, строфы в нём по четыре строки. Произведение закольцовано двумя строчками о том, что змеи меняют кожу, а люди – душу. Смысл этого странного сравнения в том, что человек часто ощущает себя совсем другим, чем много лет назад. Может казаться, что это был не ты (в молодости), а другой – другая душа. Автор видит в своём прошлом ещё минимум троих «других», даже жалеет о том, что они были, он бы предпочёл, как змея, сменить тело, а не душу (характер).

Поэт постоянно обращается к очеловеченной памяти (с заглавной буквы), которую представляет великаншей. Интересно сравнение, что она ведёт его жизнь, будто коня. Именно она рассказывает о тех, кто в теле поэта жили «до него».

Один – молодой, мистический ребенок, одинокий. Его описания на две строфы изысканы. Теперь автор не видит никакого сходства между тем некрасивым «магом» и собой.

Второй – самоуверенный, но больше всех нелюбимый зрелым Гумилёвым. Тот юноша был слишком самоуверенным, жизнь считал своей «подругой», выбрал сгоряча нелегкий путь поэта, мнил себя в будущем «царем и богом».

Третьего автор любит больше, ведь молодой человек – путешественник, которому даже облака завидовали. При его описании больше позитивных эмоций автор выражает, есть даже восклицание – «ах». Молодой герой пьёт воздух, как вино, открывает новые земли и моря…

Далее этот «персонаж» или кто-то ещё «другой», как утверждает автор, вступил в святой бой, оставив свою свободу. И прошел Гумилёв сквозь голод, жажду, трудности, войну, но небесные помощники уберегли его.

И только после этого автор говорит «я» в новой строке. Он характеризует себя упрямым зодчим. Поэт строит в своей жизни храм. И это не просто церковь, а новый Иерусалим для России. Когда он будет достроен, произойдёт чудо – волшебный ветер подует, Млечный Путь днём засияет… И появится «неведомый» в сопровождении льва и орла. (Можно понять, что это Миссия, так как это символы апостолов Иоанна и Марка.)

В последней строфе поэт будто вскрикивает, предчувствуя перерождение. Он бы и рад сохранить этот свой образ – «душу», но жизнь неумолима.

Очень необычное философское произведение!

Анализ стихотворения Память по плану

Средства выразительности

А. А. Фет обладал не только тонкой способностью видеть и чувствовать природу, но и богатым арсеналом средств выразительности для ее яркого изображения.

  1. Прежде всего, описать вечерний пейзаж поэту помогает использование ярких эпитетов: «стрельчатая ласточка», «вечереющий пруд», «молниевидное крыло».
  2. Во второй части стихотворения поэт выбирает метафоры, позволяющие наиболее зримо передать суть его философских рассуждений. Так, он называет себя «скудельным сосудом», стремящимся зачерпнуть хоть каплю «чуждой, запредельной стихии».
  3. Эмоциональный накал финала текста А. А. Фет усиливает с помощью риторических вопросов, в которых призывает читателя стать участником его наблюдений и размышлений, вместе задуматься над неразрывной связью человека и природы.

В стихотворении «Ласточки» А. А. Фет делится с читателем своими наблюдениями за красотой природы и размышлениями о сходстве ее с человеческой натурой. Использование средств выразительности, тонко подмеченные детали и простая композиция позволяют поэту передать грациозность полета ласточки и сравнить ее с природой человеческого вдохновения. Жажда прикоснуться к неведомым граням мироздания, приоткрыть завесу тайны и ступить на скрытые пути – это то, что движет как полетом птицы над гладью вечернего пруда, так и создающим свое произведение творцом.

Успех

Колоссальный успех достался этой оде сразу после опубликования: «У каждого умеющего читать по-русски она в руках очутилась» — по словам современника. Сначала Державин остерегался широко публиковать оду, пытался скрывать авторство (вероятно, изображённые и весьма узнаваемые вельможи были мстительными), но тут появилась княгиня Дашкова и напечатала «Фелицу» в журнале «Собеседник», где и сама Екатерина II не гнушалась сотрудничать.

Императрице ода очень понравилась, она даже плакала от восторга, велела немедленно разоблачить авторство и, когда это произошло, послала Державину золотую табакерку с дарственной надписью и пятьсот червонцев в ней. Именно после этого к поэту пришла настоящая слава.

Название стихотворения в переводе с латыни означает счастье и посвящено оно великой Екатерине II.

С первых строк произведения поэт превозносит свою императрицу и создает традиционную картину богоподобной царевны, в которой воплощено понятие автора об идеале преосвященного монарха. Идеализируя реальную императрицу, поэт в то же время верит в изображенный им образ. Екатерина предстает в виде умной и деятельной царевны, но стихи не перенасыщены излишним пафосом, поскольку поэт использует смешение поэтических жанров (оды и сатиры), ломая традиции русского классицизма, редкое для тех лет мастерство. Отойдя от правил написания хвалебной оды, автор вводит в стихотворение разговорную лексику, изображая императрицу обычным человеком. Даже ей поэт осмеливается дать совет об исполнении принятых царями законов вместе со своими подданными.

В стихотворении звучит мысль и о мудрости самодержцев, и о нерадивости придворных, стремящихся только к собственной выгоде. В сатирической форме автор высмеивает окружение царевны. Этот метод не нов для поэзии того времени, но за образами придворных, изображенных в произведении, отчетливо проступают черты существующих людей (фаворитов государыни Потемкина, Орлова, Панина, Нарышкина). Сатирически описывая их образы, поэт проявляет огромную смелость, поскольку мог поплатиться за это своей жизнью. Спасло автора лишь благосклонное отношение к нему Екатерины.

По ходу стихотворения поэт успевает не только лукавить и изображать восторг, но и погневаться. То есть автор ведет себя как нормальный живой человек, индивидуальная личность с чертами народа, а это беспрецедентный случай для жанра поэтической оды.

Стиль собственных стихов поэт определил, как смешанная ода, утверждая, что стихотворец имеет право рассказывать обо всем, а не только петь хвалебные гимны. Таким образом, Державин совершил новаторский поступок в поэзии, создавая индивидуальные характеры невыдуманных людей на фоне колоритной бытовой обстановки.

«Среди звезд» А.Фет

«Среди звезд» Афанасий Фет

Пусть мчитесь вы, как я покорны мигу, Рабы, как я, мне прирожденных числ, Но лишь взгляну на огненную книгу, Не численный я в ней читаю смысл,

В венцах, лучах, алмазах, как калифы, Излишние средь жалких нужд земных, Незыблемой мечты иероглифы, Вы говорите: «Вечность — мы, ты — миг.

Нам нет числа. Напрасно мыслью жадной Ты думы вечной догоняешь тень; Мы здесь горим, чтоб в сумрак непроглядный К тебе просился беззакатный день.

Вот почему, когда дышать так трудно, Тебе отрадно так поднять чело С лица земли, где всё темно и скудно, К нам, в нашу глубь, где пышно и светло».

Анализ стихотворения Фета «Среди звезд»

Произведение «Среди звезд» датировано ноябрем 1876 года. В это время Фет активно работал над первым переводом на русский язык главного труда философа Артура Шопенгауэра «Мир как воля и представление». Взгляды великого немецкого мыслителя оказали огромное влияние на поэта. Фету импонировала концепция воли к жизни как причины постоянной борьбы всех против всех. Также он поддерживал взгляд на искусство как «познание существа мира». В последний период жизни поэту стали особенно близки мизантропия и пессимизм Шопенгаура. Фет часто говорил, что главное содержание человеческого существования — страдание, только искусство способно увести людей в мир чистой красоты и радости. Скорей всего, ключевой причиной мрачного взгляда на мир в последние годы были невыносимые приступы астмы, мучившие поэта.

Лирический герой стихотворения Афанасия Афанасиевича смотрит на ночное небо и ведет диалог с самим собой. В его рамках он обращается к звездам и получает от них ответ. Разговор, смоделированный поэтом, — столкновение двух философских позиций. Причем в итоге весомее оказывается ответ небесных светил. Звезды не соглашаются, что они лишь представление человеческого «я». Стихотворение у Фета получается проникнутым мрачным фатализмом. В его финале выясняется, что люди — рабы судьбы. Впрочем, ситуация не так пессимистична, как может показаться на первый взгляд. Поэт ощущал мир как единое целое. При таком восприятии человек в его лирике должен быть рабом судьбы, ведь он является частью окружающей природы, живет в ее ритмах, соблюдает ее законы.

Период лишений

Петербургские скитания и мытарства Некрасова в этот период несколько преувеличены, чтобы оттенить последующий период его жизни, когда он превратился в барина-миллионера. Юный Некрасов приехал в Петербург, чтобы поступить на учёбу в Дворянский полк. Так он сказал своему отцу, который мечтал о карьере военного для сына. Однако поступать туда он не пожелал и попытался поступить в университет. Поскольку он не смог закончить гимназию, был вынужден сдавать экзамены в университет, которые благополучно завалил.

На этой почве он поругался с отцом, прознавшим об обмане, и очутился в большом города без гроша в кармане. Этот трудный период продлился около года (хотя сам Некрасов позднее утверждал, что голодал три года, это явное преувеличение, через три года после приезда в Петербург он уже был видным издателем), когда случалось, что Некрасову нечего было есть и негде ночевать.

Но долго это продолжаться не могло, грамотный человек в Петербурге середины XIX века просто не мог пропасть. Вот и Некрасов очень скоро стал давать частные уроки для будущих гимназистов. Он завёл в городе знакомства, которые позволили ему начать литературную деятельность. Хотя это, конечно, громкое слово, скорее он был литературным подёнщиком, под различными псевдонимами писавшим невразумительные стихи и короткие рассказы. Однако за это платили, хоть и немного.

Некрасов познакомился с офицером Николаем Фермором, преподававшим в инженерном училище, и стал частым гостем в его доме. Благодаря Фермору ему удалось заработать первые серьёзные деньги: тот распространил по подписке среди своих кадетов книжку стихов Некрасова, а деньги передал ему.

Философская лирика

В поздних стихотворениях Фета часто встречаются размышления о жизни и смерти, о Боге, о тщетности человеческого существования. В произведении «Жизнь пронеслась без явного следа» автор словно подводит итоги прожитых лет, сожалеет о том, что не успел или не захотел свершить. Подобными философскими мотивами проникнуты и стихотворения «Сон и смерть», «Не спрашивай, над чем задумываюсь я».

Особый «фетовский» язык стихотворений уникален и прекрасен, его невозможно перепутать с другими. Афанасий Афанасьевич Фет обладал редчайшим даром выдающегося лирика, чьи творения глубоко поражают мастерством и очарованием.

«Смерти», анализ стихотворения Фета

Отношение человека к смерти — один из важнейших вопросов философии. «Что будет после смерти?» — таким вопросом рано или поздно задаются все, но никто не может ответить определенно, потому что никто еще ОТТУДА не возвращался. Однако тема смерти волновала и по-прежнему волнует многих писателей и поэтов. Еще в XVII веке испанский драматург Педро Кальдерон названием своей самой известной пьесы утверждал: «Жизнь есть сон». Многие религии сопоставляют смерть с переходом из одного состояния в другое: например, знаменитая реинкарнация, т. е. переселение душ. В любом случае, большинство задумывается о смерти, подойдя к определенному возрастному порогу.

Афанасий Фет в своем стихотворении «Смерти» обратился к этому вопросу уже будучи довольно зрелым человеком. После того как в 1873 году поэт вернул свою отцовскую дворянскую фамилию (Шеншин), стихотворения Афанасия Афанасьевича становились все более философскими, в них присутствовал метафизический идеализм. Поэт писал о слиянии человека и Вселенной, о высшей реальности, о вечности и смерти. Анализ стихотворения «Смерти», написанного в 1884 году, как раз и представляет обращение к вечным вопросам бытия.

Само название стихотворения — «Смерти» — указывает на адресата — того, к кому обращено произведение. Обычно добавляется предлог «к» («К Чаадаеву», «К ***»). В данном случае автор обращается к смерти, к той самой, с косой. И сразу поражает, с каким спокойствием рассуждает герой о возможности принятия смерти: он встречает ее без страха и сравнивает с «ночью безрассветною» и «вечною постелью». И если второе сопоставление, по крайней мере, дает надежду на вечный отдых в «постели», то надвигающаяся вечная (потому что без рассвета!) ночь у любого живущего человека должна вызвать опасение. Однако герой хладнокровно заявляет, что ему знакомо чувство смерти, так как он «обмирал не раз», и считает, что это «мукам всем конец».

Дальнейшая развитие лирического сюжета воспринимается как скрытый поединок человека со смертью. Первый удар наносит смерть:

Но герой находит силы противостоять этому удару, что выражено даже через противопоставление в самом тексте:

Таким образом, первый поединок он не просто выдерживает, но даже выигрывает, заявляя, что именно герой осуществляет судейство в этом поединке, ведь сердце его еще бьется, а значит, они равны. Более того, герой даже торжествует, так как смерть пока не может взять верх.

Второй раунд поединка уверяет читателя в безоговорочном поражении смерти. Она превращается в «тень у ног моих, безличный призрак». А в довершение автор называет ее «игрушка шаткая тоскующей мечты».

Здесь, очевидно, нужно вспомнить о том, что в роду Шеншиных были сумасшедшие. Два его брата, будучи совсем взрослыми, потеряли рассудок. Мать Афанасия в конце жизни тоже страдала безумием и умоляла лишить ее жизни. Достоверно известно, что Фет тоже боялся безумия и думал о смерти как о возможности избавиться от мучений. Отсюда и «тоскующая мечта», «мысль моя».

Существует версия, что смерть Фета не была случайной. В статье Б. А. Садовского «Кончина А. А. Фета» со ссылкой на воспоминания личного секретаря Фета Е. В. Кудрявцевой говорилось о том, что в день смерти 21 ноября 1892 года Фет якобы пытался покончить жизнь самоубийством. Впоследствии эта информация была опровергнута записками самой Екатерины Владимировны, и теперь официальной причиной смерти Афанасия Афанасьевича считается сердечный приступ. В любом случае эта тайна не оставляет в покое исследователей творчества поэта. Может быть, стихотворение «Смерти» даст окончательный ответ?

  • Анализ стихотворения А.А. Фета «Шепот, робкое дыханье…»
  • «Первый ландыш», анализ стихотворения Фета
  • «Буря», анализ стихотворения Фета
  • «Бабочка», анализ стихотворения Фета
  • «Какая ночь! Как воздух чист…», анализ стихотворения Фета
  • «Осенняя роза», анализ стихотворения Фета
  • «Ласточки пропали…», анализ стихотворения Фета
  • «Печальная береза…», анализ стихотворения Фета
  • «Музе», анализ стихотворения Фета
  • «Зреет рожь над жаркой нивой…», анализ стихотворения Фета
  • «Бал», анализ стихотворения Фета
  • «Цветы», анализ стихотворения Фета
  • «Учись у них — у дуба, у берёзы…», анализ стихотворения Фета, сочинение
  • «Вечер», анализ стихотворения Фета
  • «На заре ты ее не буди…», анализ стихотворения Фета

По произведению: «Смерти»

По писателю: Фет Афанасий Афанасьевич

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГДЗ 8 класс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: